DUNS или D-U-N-S (полностью англ. Data Universal Numbering System — «Универсальная система нумерации данных»):
- международный идентификатор юридических лиц. Система нумерации компаний была введена в 1963 г. американской корпорацией Dun & Bradstreet (D&B), в обиходе — DUNS-реестр, которая существует с 1841 г. и является старейшим мировым провайдером информации о юридических лицах[1].
- Номер используется для быстрого поиска информации о юридических лицах в глобальной базе данных Dun & Bradstreet, которая охватывает все компании мира, присваивается участниками международного партнерства World Wide Network. Благодаря использованию номера участники международной экономической деятельности — банки, экспортеры, импортеры, государственные органы — могут идентифицировать работающие с ними организации и выполнить международные требования по проверке контрагентов.
- цифровая запись в данном реестре для уникальной идентификации компаний, в обиходе — номер DUNS или DUNS-номер. Представляет собой уникальный идентификационный код из девяти цифр, присваиваемый субъекту предпринимательской деятельности. Заявленной целью создания реестра D-U-N-S в 1963 году было подтверждение деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности.[источник не указан 595 дней]
Общие сведения
Комитет по регуляторному наблюдению учрежден Советом по финансовой стабильности (Financial Stability Board, FSB) в январе 2013 года. На сегодняшний день в состав Комитета входят представители более чем 65 правительственных учреждений из порядка 50 стран мира.
Органом, принимающим решение, является Пленарное заседание. Работа по разработке проектов решений ведется Исполнительным комитетом (его членами являются представители организаций-членов ROC, сбалансированные по региональному признаку) и Комитетом по оценке стандартов, в который также могут входить представители сторонних организаций, не являющихся членами ROC. В рамках Комитета по оценке стандартов создаются временные рабочие группы по различным актуальным вопросам развития Глобальной системы Единого кода юридических лиц (GLEIS).
Руководство Комитетом осуществляют председатель и три его заместителя, также избираемые из членов ROC по региональному признаку (представитель Европы, Азии, Америки и остального мира). Команда председателей избирается сроком на два года с возможностью продления на один год, в течение данного срока председательство может переходить от одного члена к другому.
В 2020 году в ROC были переданы функции по управлению Уникальным кодом идентификации договора (UTI), Уникальным идентификатором продукта (UPI) и Критическими элементами данных об операциях с деривативами (CDE).
Код LEI
Единый код юридических лиц — Legal Entity Identifier (ЕКЮЛ/LEI) — стандартный международный код, который позволит однозначно идентифицировать юридическое лицо при осуществлении финансовых операций и в регуляторной отчетности.
Инициативы стран «Группы 20» в отношении внебиржевых деривативов и торговых репозитариев послужили катализатором начала работы над созданием LEI. На Пленарном заседании в июле 2011 года Совет по финансовой стабильности приветствовал инициативу по созданию GLEIS. При Совете по финансовой стабильности осенью 2011 года была сформирована Экспертная рабочая группа по проблеме создания единого глобального кода для юридических лиц (FSB Expert Group on the Legal Entity Identifier Initiative). Итогом работы указанной рабочей группы стал доклад «Глобальный единый код юридических лиц для финансовых рынков» («A Global Legal Entity Identifier for Financial Markets», Financial Stability Board, June 2012).
По итогам саммита «Группы 20» в г. Лос-Кабос (Мексика) 18–19 июня 2012 года лидеры одобрили доклад СФС и приняли следующее обязательство:
«Мы одобряем рекомендации СФС, касающиеся процесса разработки глобальной системы единого кода юридических лиц (GLEIS) для сторон по финансовым операциям, а также глобальной основы управления, представляющей общественные интересы. GLEIS начнет работать к марту 2013 года, и мы предлагаем СФС представить доклад о ходе реализации к встрече министров финансов и управляющих центральных банков в ноябре 2012 года. Мы призываем внедрить GLEIS на глобальной основе, с тем, чтобы помочь официальным органам и участникам рынков в выявлении финансовых рисков и управлении ими».
Код LEI включает следующий минимальный перечень сведений:
- официальное название организации;
- юрисдикция;
- адрес головного офиса организации;
- юридический адрес организации;
- дата первого присвоения LEI;
- дата последнего обновления LEI;
- дата истечения срока (если это применимо);
- для организаций, срок деятельности которых ограничен, указывается причина истечения срока деятельности, а также (если это применимо), указывается LEI правопреемника организации, прекратившей деятельность;
- официальный реестр, в котором организация обязана зарегистрировать свое создание в стране (если это применимо) и номер регистрации;
- организация, присвоившая код LEI (LEI-код локального операционного подразделения).
С 1 мая 2017 года для организации, получающей код LEI, также указывают прямую и окончательную материнские компании.
Технически LEI представляет собой 20-значный буквенно-цифровой номер в соответствии со специально разработанным стандартом ISO 17442 «Финансовые услуги — LEI» (ISO 17442:2020 Financial Services — Legal Entity Identifier (LEI), the International Organisation for Standardisation) Международной организации по стандартизации (опубликован 30 мая 2012 года, обновлен в 2019 и 2020 годах).
UTI, UPI и CDE
В соответствии с проводимой с 2009 года странами «Группы 20» реформой рынка внебиржевых деривативов, информация обо всех операциях с внебиржевыми деривативами должна предоставляться в специализированные организации — торговые репозитарии. Такая мера призвана повысить прозрачность рынка, дать возможность регуляторам осуществлять мониторинг системного риска и рыночных манипуляций. Для создания полной картины рынка внебиржевых деривативов регуляторам необходимо агрегировать информацию об операциях, предоставляемую в различные торговые репозитарии, в том числе иностранные. LEI, UTI и UPI — важнейшие элементы данных информации об операциях с внебиржевыми деривативами, обеспечивающие возможность ее агрегирования на глобальном уровне. CDE — другие критические элементы данных, гармонизированный формат которых будет обеспечивать возможность агрегирования информации (например, даты, информация о контрагентах и бенефициарах, наличие клиринга, оценка, наличие обеспечения и маржи и т.д.).
UTI — уникальный код идентификации договора, присваиваемый в момент заключения сделки центральным контрагентом, электронной платформой, торговым репоизатрием или одним из контрагентов. UTI состоит из двух частей: части, идентифицирующей организацию, присваивающую UTI (для этого используется LEI этой организации), и уникального набора символов. Общая длина кода UTI не должна превышать 52 символа.
UPI — уникальный идентификатор продукта. Начиная с третьего квартала 2022 года, UPI будет присваиваться специализированной организацией (UPI Service Provider, его будет выполнять Derivatives Service Bureau, DSB). Данная организация будет также вести библиотеку кодов UPI и сопутствующих данных (тип инструмента, характеристики, базисный актив).Основные направления деятельности ROC
Цели функционирования ROC
Миссией функционирования Комитета является управление и надзор за GLEIS, UTI, UPI и CDE в соответствии с руководящими принципами СФС, «Группы 20» и CPMI-IOSCO и общественными интересами.
В соответствии со своей миссией ROC обеспечивает:
- свободный доступ к данным GLEIS, UTI, UPI и CDE;
- свободное получение кодов LEI юридическими лицами;
- соответствие GLEIS требованиям государственного и частного сектора в отношении присвоения и использования кодов LEI;
- соответствие кодов UTI и UPI Техническому руководству по UTI и Техническому руководству по UPI соответственно;
- использование UTI, CDE и стандарта данных UPI без лицензионных ограничений;
- свободный доступ к базе данных кодов UPI для всех организаций, на которые распространяются требования о предоставлении информации и для торговых репозитариев;
- непрерывность предоставления услуг оператора кодов UPI;
- независимость CDE от существующих коммуникационных протоколов.
Сотрудничество Банка России с ROC
Банк России является членом ROC практически с момента его основания в 2013 году (изначально членом от России была ФСФР). В рамках текущего сотрудничества с ROC представитель Банка России участвует в заседаниях и телефонных конференциях Комитета, готовит замечания и предложения по разрабатываемым документам.
Последнее обновление страницы: 26.01.2021
Наименование, реквизиты нормативного правового акта
I. Разработать Правила внутреннего контроля (с учетом требований Правительства РФ)
Правила – документ на бумажном носителе, утвержденный руководителем Общества.
Содержание Правил (обязательные программы):
а) программа организации системы внутреннего контроля;
б) программа идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев;
в) программа изучения клиента;
г) программа оценки рисков и управления рисками легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;
д) программа выявления сделок и финансовых операций, имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма и представления сведений о них в Росфинмониторинг;
е) программа замораживания (блокирования) денежных средств или иного имущества;
ж) программа подготовки и обучения кадров в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;
з) программа проверки системы внутреннего контроля;
и) программа хранения информации и документов, полученных в результате реализации обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
II. Загрузить Правила в личный кабинет на сайте Росфинмониторинга
Сведения о дате утверждения правил внутреннего контроля необходимы при заполнении карты постановки на учет в Росфинмониторинге.
1). п. 2 ст. 7 115-ФЗ
2). Постановление Правительства РФ от 14.07.2021 N 1188 (ред. от 03.02.2022) “Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым адвокатами, нотариусами, доверительными собственниками (управляющими) иностранной структуры без образования юридического лица, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами” (начало действия редакции – 04.02.2022).
3). п. 19 Административного регламента, утв. Приказом Росфинмониторинга от 11.02.2019 N 33
Разработать программу подготовки и обучения сотрудников в целях ПОД/ФТ с учетом требований законодательства и особенностей деятельности компании и клиентов.
Руководитель организации утверждает перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение.
В перечень включаются следующие сотрудники:
а) руководитель организации;
б) руководитель филиала организации;
в) заместитель руководителя организации (филиала), в соответствии с должностными обязанностями курирующий вопросы организации и осуществления внутреннего контроля;
г) специальное должностное лицо организации (филиала), ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления;
д) главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала), при наличии должности в штате организации или филиала, либо сотрудник, осуществляющий функции по ведению бухгалтерского учета;
е) руководитель юридического подразделения организации (филиала) либо юрист организации (при наличии);
ж) сотрудники службы внутреннего контроля организации (филиала), при наличии;
з) иные сотрудники организации (филиала) по усмотрению руководителя организации и с учетом особенностей деятельности организации (филиала) и ее клиентов.
Программа должна предусматривать, в частности, изучение правовых актов Российской Федерации, правил и программ осуществления внутреннего контроля, а также типологий, характерных схем и способов отмывания преступных доходов и финансирования терроризма, а также критериев выявления и признаков необычных сделок (п. 16 Положения, утв. Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203).
Формы обучения зависят от того, кто его должен проводить. Вводный инструктаж и дополнительный инструктаж проводит специальное должностное лицо компании, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ (п. п. 7, 8 Положения, утв. Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203).
Целевой инструктаж и повышение уровня знаний в сфере ПОД/ФТ осуществляют организации, учрежденные Росфинмониторингом, и другие организации (п. п. 11, 12 Положения, утв. Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203).
Перечень таких организаций размещен на сайте Автономной некоммерческой организации “Международный учебно-методический центр финансового мониторинга” (АНО МУМЦФМ) https://mumcfm.ru/
1). Приказ Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203
(ред. от 01.11.2010) “Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.09.2010 N 18375)
2). Приказ Росфинмониторинга от 19.07.2011 N 250
“Об установлении программы обучения в форме целевого инструктажа для работников организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом”
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.09.2011 N 21883)
Назначить специальных должностных лиц, ответственных за реализацию Правил внутреннего контроля (прошедших соответствующее обучение).
Разработать иные внутренние организационные меры в указанных Законом N 115-ФЗ
Должностное лицо назначает руководитель организации точно в день принятия Правил (соблюдение проверяет Роскомнадзор, административная ответственность).
Идентифицировать клиентов до приема на обслуживание и сформировать анкету клиента
Росфинмониторинг рекомендует проверять клиентов с помощью специальных программ (не обязательно, можно вручную).
Например, Контур Призма: https://kontur.ru/prizma
Идентификация клиента, его представителя и (или) выгодоприобретателя (физических или юридических лиц, иностранные структуры без образования юридического лица, ИП, физических лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), находящихся на обслуживании, независимо от того, разовая это сделка или она носит долгосрочный характер.
До приема на обслуживание необходимо установить следующие сведения в отношении юр. л. – наименование, ИНН или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения. Организация вправе на основании п. 5.4 ст. 7 Закона N 115-ФЗ требовать и получать от клиента или его представителя документы, удостоверяющие личность, учредительные документы, документы о государственной регистрации юридического лица, ИП.
В целях подтверждения достоверности сведений, полученных при идентификации клиентов, следует использовать сведения из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, сведения об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов, информацию из открытых баз данных органов власти и т.д.
Определить уровень риска клиентов
В правилах внутреннего контроля указывается какие уровни риска и на основании каких фактов клиент будет отнесен к тому или иному уровню риска. После идентификации клиента с учетом фактов клиенту присваивается определённый уровень риска (Приказ Росфинмониторинга от 22.11.2018 № 366).
Сформировать анкету клиента
Все сведения о клиентах необходимо фиксировать в специальной анкете, форму которой разрешено разработать самостоятельно в бумажном и электронном виде. Полученные личные данные должны надлежащим образом храниться. Досье на клиента хранится не менее пяти лет после окончания отношений с ним.
Анкета клиента должна содержать сведения, которые прописаны в приложении 3 приказа Росфинмониторинга от 22.11.2018 № 366. Анкета хранится в течение всего периода обслуживания клиента и ещё пять лет после прекращения сотрудничества. Не реже раза в год все идентификационные данные клиентов нужно обновлять.
Сверять перечень клиентов со списком террористов и экстремистов (не реже одного раза в квартал, результаты сообщать в Росфинмониторинг в виде формализованных сообщений (ФЭС).
Признаки сомнительных действий клиента (включаются при автоматизации процесса): частая смена учредителей; адрес массовой регистрации; массовый директор — зарегистрирован в качестве генерального директора исполнительного лица; несогласованные ОКВЭДы — когда у клиента 20 ОКВЭДов, два или три из которых противоречат друг другу; наличие у клиента ОКВЭДов, которые ЦБ отнёс к высокорисковым видам деятельности; непубликация бухгалтерской отчётности за последний год или несколько; неуплата налогов.
1). Ст. 7 115-ФЗ
2). Приказ Росфинмониторинга от 22.11.2018 N 366
(ред. от 15.06.2021) “Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021)
3). Приказ Росфинмониторинга от 08.05.2009 N 103
(ред. от 09.01.2014) “Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок”
4). Информационное письмо Росфинмониторинга от 01.03.2019 N 59 “О методических рекомендациях по проведению оценки рисков ОД/ФТ организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и индивидуальными предпринимателями”
Ответственность, если выяснилось, что клиент находится в списке террористов и экстремистов, действия бухгалтерии привели к финансированию терроризма или экстремизма (уголовная ответственность).
Документально фиксировать информацию о сомнительных сделках, свидетельствующую о возможном нарушении клиентом 115-ФЗ
Сохранять ее конфиденциальный характер.
ст. 6 115-ФЗ операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю.
Зарегистрировать личный кабинет на сайте Росфинмониторинга:
1. Заполнить заявление на подключение к личному кабинету на сайте Росфинмониторинга.
2. Подписать заявление квалифицированной электронной подписью.
3. Получить уведомление о регистрации заявления.
4. Собрать пакет документов, которые подтверждают оказание услуг по аутсорсингу бухгалтерии и сдаче отчётности. Документы нужно отправить в Росфинмотонинг в бумажном виде, заверив подписью руководителя организации.
Ежедневно заходить в личный кабинет на сайте Росфинмониторинга -это отслеживается. На отправку сообщения в Росфинмониторинг – 3 рабочих дня. Срок отсчитывается с момента, когда бухгалтерская фирма выявила сомнительную операцию (Постановление Правительства РФ от 09.04.2021 № 569).
Приказ Росфинмониторинга от 20.07.2020 N 175– Порядок ведения личного кабинета, Порядок доступа к личному кабинету и его использования.
Передавать информацию в Росфинмониторинг
После регистрации ЛК можно проверять своих клиентов по определенным перечням, которые там размещены, и взаимодействовать с Росфинмониторингом, отправлять в Росфинмониторинг формализованные электронные сообщения (ФЭС). Отправлять ФЭС можно напрямую через личный кабинет Росфинмониторинга или с помощью программ, которые предлагает регулятор и сторонние вендоры.
Если возникают подозрения об осуществлении операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, то следует представить информацию о данных операциях в Росфинмониторинг (независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным ст. 6 Закона N 115-ФЗ).
1). Постановление Правительства РФ от 09.04.2021 N 569 утверждены Правила передачи информации
2). Приказ Росфинмониторинга от 22.04.2015 N 110
(ред. от 30.10.2020) “Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”.
3). Приказ Росфинмониторинга от 07.10.2021 N 219
“Об утверждении описания форматов формализованных электронных сообщений, направление которых предусмотрено Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”, утвержденной приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. N 110, и рекомендаций по их заполнению”.
Основанием для начала исполнения должностными лицами Росфинмониторинга (территориального органа Росфинмониторинга) административной процедуры является приказ о проведении проверки.
Предметом проверки является соблюдение организацией (индивидуальным предпринимателем) и ее (его) должностными лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
28. Должностные лица, осуществляющие контроль, проводят проверки по следующим вопросам:
наличие в организации (у индивидуального предпринимателя) правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденных руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), соответствие правил внутреннего контроля требованиям законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также их реализация;
наличие в организации (у индивидуального предпринимателя) специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, документов о его назначении, а также соответствие специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, квалификационным требованиям, установленным законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
соблюдение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма к подготовке и обучению кадров в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
соблюдение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма к идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев (в том числе порядка работы с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму);
соблюдение порядка выявления операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых на основании реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, в случаях, установленных Федеральным законом N 115-ФЗ;
соблюдение порядка документального фиксирования и представления в Росфинмониторинг сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом в случаях, установленных Федеральным законом N 115-ФЗ;
соблюдение требований по применению мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества в случаях, установленных Федеральным законом N 115-ФЗ;
соблюдение требований по приостановлению операций с денежными средствами или иным имуществом в случаях, установленных Федеральным законом N 115-ФЗ;
соблюдение порядка хранения документов и информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом в случаях, установленных Федеральным законом N 115-ФЗ;
соблюдение конфиденциального характера информации, полученной в результате реализации правил внутреннего контроля.
Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю
Приказ Росфинмониторинга от 29.07.2014 N 191
“Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной функции по осуществлению контроля за выполнением физическими и юридическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства”
Требования 115 ФЗ в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации, установленные подпунктом 1 пункта 1, пунктами 2 и 4 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, распространяются на адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:
– сделки с недвижимым имуществом;
– управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
– управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
– привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
– создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.
ст. 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”
Пункт 5 Информационного письма Росфинмониторинга от 19.07.2018 N 54 “О применении отдельных норм Федерального закона N 115-ФЗ от 07.08.2001
В классификаторе стран мира Росстандарта русское написание наименований ряда стран и территорий отличается от названий, используемых на географических картах и в словарях географических названий, изданных Росреестром (и бывшей Федеральной службой геодезии и картографии). Между тем, согласно постановлению Правительства России от 1 июня 2009 года N 457, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области географических наименований является именно Росреестр.
В общегородском классификаторе Санкт-Петербурга «Страны и территории» (https://web.archive.org/web/20151010013101/http://classif.spb.ru/classificators/view/cnt.php?st=) гармонизированном с ОКСМ представлены все приложения, история изменения наименований государств, и наименования стран в родительном падеже и на английском языке для удобства использования при заполнении документов в графе гражданство. Кроме того, в классификаторе проставлен код географического региона который соответствует цифровому коду в разделе «Состав макрогеографических (континентальных) регионов и составляющих их географических регионов» документа «Стандартные коды стран или районов для использования в статистике».
Код построен с использованием порядкового метода
кодирования с применением переменного количества знаков, не превышающего 3 знака. Код объекта используется при идентификации макрогеографических и географических регионов, расшифровка кодов географических регионов представлена в общегородском классификаторе Санкт-Петербурга «Макрогеографичесие регионы», регистрационный номер 043 https://web.archive.org/web/20151010013055/http://classif.spb.ru/classificators/view/view_classif.php?id=43&st=A
Группировка стран по регионам
В классификаторе также содержится приложение Д, в котором приведено отсутствующее в ИСО 3166-97 распределение стран мира по макрогеографическим регионам (Африка, Америка, Азия, Европа, Океания), применяемое для целей статистики в Организации Объединённых Наций (ООН) в соответствии с документом «Стандартные коды стран или районов для использования в статистике», разработанным Секретариатом ООН.
В ОКСМ применяется следующая группировка стран по регионам и расположению:
Ведение ОКСМ осуществляет ВНИИКИ Госстандарта России совместно с Банком России.
- Указ Президента Российской Федерации от 26.08.2008 № 1260 «О признании Республики Абхазия» Архивировано 6 сентября 2008 года.
- ↑ 1 2 3 4 Частично признанное государство со спорным правовым статусом.
- . Дата обращения: 22 сентября 2016. Архивировано 23 сентября 2016 года.
- Общероссийский классификатор стран мира Архивная копия от 20 августа 2020 на Wayback Machine — актуальный, с последними изменениями, с возможностью скачивания в формате XLSX
- 1998: Общероссийский классификатор стран мира от 22 октября 1998 г. Архивная копия от 21 августа 2007 на Wayback Machine
Общероссийский классификатор стран мира
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 сентября 2020 года; проверки требует 41 правка.
Общероссийский классификатор стран мира (сокращ. ОКСМ)
Общероссийский классификатор стран мира OK (MK (ИСО 3166) 004-97) 025—2001 (ОКСМ) (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 14 декабря 2001 г. N 529-ст) (с изменениями № 1/2003, 2/2003, 3/2004, 4/2004, 5/2005, 6/2006, 7/2006, 8/2008, 9/2009, 10/2010, 11/2011, 12/2011, 13/2011, 14/2011)
Russian classification of countries of the world
- Дата введения 1 июля 2002 г.
Общероссийский классификатор стран мира (ОКСМ) входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) в Российской Федерации.
ОКСМ гармонизирован с Международным стандартом ИСО 3166-97 «Коды для представления наименований стран», разработанным Международной организацией по стандартизации (ИСО), и Межгосударственным классификатором стран мира MK (ИСО 3166) 004-97.
ОКСМ предназначен для идентификации стран мира и используется в процессе обмена информацией при решении задач международных экономических, научных, культурных, спортивных связей и т. д.
- Dun & Bradstreet Founded – This Month in Business History – Research Guides at Library of Congress. Дата обращения: 28 октября 2021. Архивировано 28 октября 2021 года.
- Company Update — Dun & Bradstreet
Структурно классификатор состоит из трёх блоков:
- цифровой идентификации,
- наименований,
- буквенной идентификации.
Блок цифровой идентификации содержит трёхзначный цифровой код страны мира, построенный с использованием порядкового метода кодирования.
Блок наименований включает краткое наименование и полное официальное наименование страны мира. Отсутствие в позиции классификатора полного наименования страны мира означает его совпадение с кратким наименованием.
Блок буквенной идентификации стран мира содержит двухзначный (альфа-2) и трёхзначный (альфа-3) буквенные коды, знаками которых являются буквы латинского алфавита. Основным принципом, который использовался при создании буквенных кодов, является принцип визуальной ассоциации кодов с наименованиями стран мира на английском, французском или других языках.
- Двузначные буквенные коды рекомендуются для международных обменов, они позволяют создавать визуальную ассоциацию с общепринятым наименованием страны мира без какой-либо ссылки на её географическое положение или статус.
- Трёхзначные буквенные коды применяются в особых случаях, определяемых компетентными организациями.
Цифровой код имеет преимущество перед буквенным кодом, заключающееся в том, что на него не влияют изменения в наименованиях стран мира, которые могут повлечь за собой изменения кодов альфа-2 и альфа-3.
Формула структуры цифрового кода в ОКСМ: XXX.
В классификаторе страны мира расположены в порядке возрастания их цифровых кодов.
Пример записи позиций ОКСМ:
032 Аргентина AR ARG Аргентинская Республика,
032 — цифровой код страны; ТРЕХЗНАЧНЫЙ с ведущими нулями. Аргентина — краткое наименование страны; Аргентинская Республика — полное официальное наименование страны; AR — буквенный код альфа-2; ARG — буквенный код альфа-3.
Приложения см. ИСО 3166
Для удобства пользования классификатором в нём приведены приложения А, Б и В.
- Приложение А включает краткие и полные наименования стран мира, расположенные в алфавитном порядке кратких наименований, а также их буквенные и цифровые коды.
- Приложение Б содержит буквенные коды альфа-2, расположенные в порядке латинского алфавита, и соответствующие им краткие наименования стран мира.
- Приложение В содержит буквенные коды альфа-3, расположенные в порядке латинского алфавита, и соответствующие им краткие наименования стран мира.
- Для целей таможенной статистики в классификаторе приведено приложение Г, в котором содержатся территории, не включенные в ИСО 3166-97.