ИНДИКАТОРЫ МОНИТОРИНГА РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА
Цели и направления развития финансового рынка, представленные в разделах 1 и 3 ОНРФР, сформулированы с учетом актуальных задач социально-экономического развития страны, текущих тенденций и вызовов на финансовом рынке. Достижению каждой из трех целей способствует работа сразу по нескольким направлениям развития. Схематично взаимосвязь целей и направлений представлена в таблице 2. Для мониторинга движения в направлении трех целей развития финансового рынка сформирован набор комплексных агрегированных индикаторов, представленный в таблице 1.
<*> Опрос будет проводиться один раз в три года.
Удовлетворенность населения работой финансовых организаций, финансовыми продуктами (услугами) и каналами предоставления финансовых услуг, которая оценивается по данным опроса (индикатор 1), отражает восприятие гражданами работы финансового рынка и его институтов, уровень доверия к ним, на что в комплексе влияют финансовый результат, полученный гражданином при использовании инструментов рынка капитала, защищенность прав потребителя, уровень финансовой грамотности, доступность финансовых продуктов и сервисов, в том числе через дистанционные каналы.
В свою очередь, в условиях цифровой трансформации экономики и всех сфер жизни общества важным аспектом развития современного финансового рынка является цифровизация финансовых и платежных продуктов и услуг для граждан и бизнеса, что отражают индикаторы 2 и 3 соответственно. Цифровизация финансового рынка также имеет важное значение для внедрения инноваций в реальном секторе экономики, использования в деловом обороте новых цифровых инструментов.
Возможности финансового рынка обслуживать потребности экономики также зависят от масштабов его развития, глубины и охвата финансовыми услугами различных сфер экономической деятельности, что часто оценивается через агрегированный показатель отношения активов финансовых организаций к ВВП (индикатор 4). При этом важно учитывать активы как кредитных, так и некредитных финансовых организаций, принимая во внимание, что для развития экономики, удовлетворения жизненных потребностей граждан и бизнеса важен весь спектр основных финансовых услуг.
Для системной финансовой стабильности большое значение имеет устойчивость финансовых организаций, инфраструктуры, финансового рынка в целом, их способность бесперебойно выполнять свои функции, в том числе в условиях стресса. Банк России на регулярной основе проводит оценку устойчивости финансового сектора (банковского сектора и сектора некредитных финансовых организаций) и публикует результаты в Обзоре финансовой стабильности два раза в год (индикатор 5).
Таким образом, Банк России использует агрегированные показатели 1 – 4 для мониторинга изменений на финансовом рынке с точки зрения их восприятия потребителем финансовых услуг, развития цифровых продуктов и сервисов, а также глубины финансового рынка относительно масштабов экономики. Увеличение индикаторов 1 – 4 будет отражать позитивные изменения. Мониторинг устойчивости финансового сектора Банк России осуществляет на регулярной основе (индикатор 5). Банк России будет проводить анализ факторов, оказывающих влияние на динамику индикаторов, разъясняя причины происходящих изменений.
Банк России не устанавливает количественных ориентиров по индикаторам, рассматривая их как индикативные. Финансовый рынок является сложной, многогранной системой, динамично меняющейся под влиянием как действий самих участников финансового рынка, так и широкого круга экономических, технологических и иных факторов, непосредственно не зависящих от Банка России и Правительства Российской Федерации. В условиях постоянно возрастающей скорости изменений установление точных количественных значений по тем или иным индикаторам может выступать препятствием для действия рыночных механизмов развития, снижая степень гибкости и адаптивности политики регулятора, быстроты реакции на возникающие новые вызовы, или приводить к перегреву и образованию пузырей на рынке. В связи с этим достижение конкретных целевых значений индикаторов без учета широкого круга динамично меняющихся факторов, которые значимо влияют на тенденции в развитии финансового рынка, не может быть критерием эффективности политики по развитию финансового рынка.
Международный опыт также свидетельствует, что в среднесрочных и стратегических документах большинства регуляторов финансового рынка количественные индикаторы развития финансового рынка если и рассматриваются, то по ним, как правило, не устанавливаются жесткие целевые значения, данные индикаторы используются в основном для мониторинга. Некоторые регуляторы используют качественные индикаторы. В <span title="ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА В МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАКТИКЕ ” data-hren=”https://e-ecolog.ru/docs/zOAMXrjmAqrbVS0NeY70T/1362#1421″>таблице 3 представлена информация по тем регуляторам, которые публикуют стратегические документы по вопросам развития финансового рынка (таких регуляторов 20) <1>. Во всех 20 стратегических документах количественные индикаторы либо отсутствуют, либо не рассматриваются как обязательные к исполнению ключевые показатели эффективности. В Европейском союзе регулятором декларируется мониторинговый характер ключевых показателей эффективности. В стратегических документах регуляторов США и Норвегии целевые значения индикаторов не публикуются, хотя в отчетных документах приводится ex-post анализ динамики показателей вокруг целевых значений.
<1> В рамках проведенного анализа рассмотрена выборка из 50 стран как с развитым, так и с формирующимся рынком.
Регуляторы не используют в качестве индикаторов развития национального финансового рынка такой показатель, как место страны в международных рейтингах развития. Данные индексы часто применяются экспертами для экспресс-характеристики развития финансового рынка без глубокого погружения в механизм их расчета и факторы, которые могут оказывать влияние на их динамику. Вместе с тем важно учитывать периодически происходящие изменения методологии расчета индексов, присутствие субъективных факторов в методологии, степень ее открытости. Межстрановые индексы являются универсальными, поэтому в них могут не в полной мере учитываться страновые факторы и особенности развития локальных финансовых рынков. Кроме того, индексы публикуются с заметным временным лагом и могут не вполне учитывать стремительные изменения в экономике и на финансовом рынке, особенно если они дополнительно усиливаются макроэкономическими шоками или резкими структурными сдвигами. Поэтому Банк России принимает во внимание существование таких межстрановых индексов, но не рассматривает их в качестве ключевых показателей или индикаторов развития финансового рынка.
Важно отметить, что наряду с представленными в таблице 1 индикаторами 1 – 5, в целях мониторинга развития финансового рынка Банк России анализирует широкий круг количественных и качественных показателей. В разделе 2 Основных направлений, в котором представлено описание текущего состояния финансового рынка, упомянута лишь часть из них. На регулярной основе на сайте Банка России публикуются обзоры, в которых детально освещаются тенденции развития как финансового рынка в целом, так и его отдельных сегментов <2>.
<2> Информационный бюллетень “Банковское регулирование”, Обзор рынка негосударственных пенсионных фондов, Обзор российского финансового сектора и финансовых инструментов, Обзор ключевых показателей негосударственных пенсионных фондов, Обзор ключевых показателей паевых и акционерных инвестиционных фондов, Обзор ключевых показателей деятельности страховщиков, Обзор ключевых показателей профессиональных участников рынка ценных бумаг, Обзор ключевых показателей микрофинансовых институтов, аналитический обзор “Банковский сектор”, Обзор рисков финансовых рынков.
<*> Из 50 рассмотренных юрисдикций только в 20, представленных в таблице, регуляторы публикуют стратегические или среднесрочные документы по вопросам развития финансового рынка.
<**> Ранее в Австралии в качестве дополнительной оценки деятельности регулятора в Стратегии справочно указывались качественные КПЭ, выставляемые в рамках программы оценки Правительством Австралии всех органов власти (Regulator Performance Framework).
<***> Directorate-General for Financial Stability, Financial Services and Capital Markets Union (FISMA) – департамент Еврокомиссии, отвечающий за инициирование, подготовку и унификацию изменений регулирования финансовых рынков в Европейском союзе на наднациональном уровне, но не выполняющий непосредственно функций регулятора.