На какой максимальный срок должна быть приостановлена операция клиентов в соответствии с 115 фз

С 1 июля 2022 года в силу вступила новая версия закона 115-ФЗ, по которому банковских клиентов, компании и ИП, будут делить на три группы по степени риска совершённых подозрительных операций — обналичиванию и отмыву денег.

Так, в красной группе будут находиться предприниматели и фирмы, которые участвуют в сложных схемах и через которые проходят сомнительные денежные операции. Центробанк считает, что численность таких клиентов составляет 0,7 % от всего бизнеса. Их счета будут замораживать, а компанию или ИП даже смогут принудительно ликвидировать.

К жёлтой группе будут относиться организации и бизнесмены, которые проводят как реальные, так и сомнительные операции. Последние банки будут блокировать. По подсчётам Центробанка, таких банковских клиентов — около 0,3 %.

В зелёную группу войдут организации и ИП, ведущие реальную хоздеятельность и не участвующие в сомнительных схемах и операциях. Их платежи ограничиваться не будут. Центробанк оценивает число таких клиентов в 99 %.

В какую группу должны попасть клиенты, Центробанк будет определять по данным хозопераций, налоговой нагрузке, историческому поведению предпринимателя. Всю эту информацию ЦБ получает из банков, ФНС, Росфинмониторинга и информирует банки о том, к какой категории отнёс фирму или бизнесмена. Окончательно решение, доверять ли оценке ЦБ, лежит на банках: они могут как просто согласиться с ней, так и принять к сведению (см. п. 2 ст. 7.6 № 115-ФЗ). Специалисты при этом уверены, что разногласия между оценкой ЦБ и кредитных организаций почти исключены.

26 февраля 2020 г.

На какой максимальный срок должна быть приостановлена операция клиентов в соответствии с 115 фз

1. ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ СУБЪЕКТОВ СТАТЬИ 7.1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 115-ФЗ

Памятка информирует о правах и обязанностях субъектов статьи 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ), а именно:

2. РАЗРАБОТКА И ОБНОВЛЕНИЕ ПВК

Правила внутреннего контроля (ПВК) разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации и утверждаются непосредственно адвокатом, нотариусом, руководителем организации, оказывающей юридические или бухгалтерские услуги, индивидуальным предпринимателем, оказывающим юридические или бухгалтерские услуги.

До утверждения требований к ПВК, разрабатываемым субъектами статьи 7.1, рекомендуем руководствоваться требованиями к ПВК, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667.

В случае вступления в силу новых нормативных правовых актов (НПА) в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, затрагивающих обязанности субъектов статьи 7.1 по ПОД/ФТ/ФРОМУ, либо внесения аналогичных изменений в действующие НПА, ПВК приводятся субъектом статьи 7.1 в соответствие с требованиями указанных НПА не позднее месяца после даты их вступления в силу, если иное не установлено такими НПА.

Субъекты статьи 7.1 обязаны назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля (СДЛ).

СДЛ должны пройти соответствующее обучение (целевой инструктаж) до начала осуществления своих функций.

Адвокаты, нотариусы осуществляют функции СДЛ самостоятельно.

Индивидуальные предприниматели – лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, вправе назначить сотрудника на должность СДЛ либо самостоятельно осуществлять функции СДЛ при прохождении соответствующего обучения в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ.

К СДЛ предъявляются квалификационные требования, предусмотренные пунктом 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 № 492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

4. РЕГИСТРАЦИЯ ЛИЧНОГО КАБИНЕТА НА САЙТЕ РОСФИНМОНИТОРИНГА

Наличие и использование личного кабинета для субъекта статьи 7.1 является обязательным.

Через личный кабинет до субъектов статьи 7.1 доводятся:

Субъекты статьи 7.1 представляют в Росфинмониторинг информацию, предусмотренную Федеральным законом № 115-ФЗ, через Личный кабинет. (Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2005 № 82; Инструкция о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом № 115 – ФЗ, утвержденная приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 № 110).

5. ПРОВЕДЕНИЕ ИДЕНТИФИКАЦИИ КЛИЕНТОВ, ИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ, ВЫГОДОПРИОБРЕТАТЕЛЕЙ, БЕНЕФИЦИАРНЫХ ВЛАДЕЛЬЦЕВ. ФИКСИРОВАНИЕ СВЕДЕНИЙ О КЛИЕНТЕ

При проведении идентификации клиента осуществляются следующие мероприятия:

Документы, необходимые для идентификации клиента, подлежат хранению не менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом.

При проведении идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев необходимо руководствоваться Требованиями к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утверждены приказом Росфинмониторинга от 22.11.2018 № 366.

В рамках изучения клиента субъекты статьи 7.1 при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов получают информацию о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с субъектом статьи 7.1, на регулярной основе принимают меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов, а также по определению источников происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиентов. Характер и объем указанных мер определяются с учетом степени (уровня) риска совершения клиентами операций в целях ОД/ФТ.

7. ОЦЕНКА РИСКА СОВЕРШЕНИЯ КЛИЕНТАМИ ОПЕРАЦИЙ В ЦЕЛЯХ ОД/ФТ

Оценивать и присваивать клиенту степень (уровень) риска совершения клиентом операций, связанных с ОД/ФТ, а также пересматривать присвоенный уровень риска ОД/ФТ (при необходимости) и применять меры по его снижению.

Рекомендуем изучить Методические рекомендации по проведению оценки рисков ОД/ФТ организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и индивидуальными предпринимателями приведенные в Информационном письме Росфинмониторинга от 01.03.2019 № 59.

8. ВЫЯВЛЕНИЕ ОПЕРАЦИИ, КОТОРЫЕ ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ ИЛИ МОГУТ БЫТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНЫ В ЦЕЛЯХ ОД/ФТ, И ИНФОРМИРОВАНИЕ О НИХ РОСФИНМОНИТОРИНГА

Субъекты статьи 7.1 обязаны выявлять операции (сделки), которые могли или могут быть осуществлены в целях ОД/ФТ.

В целях выявления таких операций необходимо руководствоваться критериями и признаками необычных сделок, утвержденными приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103. (Информационные письма Росфинмониторинга от 02.08.2011 № 17 и от 01.03.2019 № 59 используются субъектами статьи 7.1, в том числе, для оценки риска совершения операции в целях ОД/ФТ).

Субъекты статьи 7.1 либо уполномоченное ими лицо принимают решение:

Порядок представления информации закреплен в Инструкции о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом № 115 – ФЗ, утвержденная приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 № 110.

9. ЗАМОРАЖИВАНИЕ (БЛОКИРОВАНИЕ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ИНОГО ИМУЩЕСТВА И ИНФОРМИРОВАНИЕ ОБ ЭТОМ РОСФИНМОНИТОРИНГА

Субъекты статьи 7.1 обязаны:

Субъекты статьи 7.1 осуществляют операции с лицами, в отношении которых применяются меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, в случае, если такие операции перечислены в пунктах 2.4, 2.5 статьи 6 и пункте 7 статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ.

Рекомендуем ознакомиться с Информационным письмом Росфинмониторинга от 01.03.2019 № 60.

Субъекты статьи 7.1 обязаны обеспечить хранение в течение не менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом:

Способ хранения документов и сведений определяется субъектами статьи 7.1 самостоятельно (в электронном виде или на бумажных носителях).

11. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИИ

Субъектам статьи 7.1 и их работникам запрещено информировать третьих лиц о предоставлении информации в Росфинмониторинг (пункт 4 статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ).

Субъекты статьи 7.1 обязаны сохранять конфиденциальный характер информации, полученной в результате реализации ПВК (пункт 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ).

12. ПРОВЕДЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ

При прохождении обучения в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ субъектам статьи 7.1 необходимо руководствоваться Положением о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденным приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203.

Целевой инструктаж и повышения уровня знаний проводятся организациями, учрежденными Федеральной службой по финансовому мониторингу, и другими организациями по программам, устанавливаемым Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Перечень организаций, проводящих обучение, в соответствии с Положением, размещен на сайте Автономной некоммерческой организации «Международный учебно-методический центр финансового мониторинга» (АНО МУМЦФМ) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в разделе «Целевой инструктаж в сфере ПОД/ФТ», подраздел «Организации партнеры».

Документы, подтверждающие прохождение обучения, приобщаются к личному делу сотрудника.

2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

2.1.ПРОВЕДЕНИЕ ИДЕНТИФИКАЦИИ КЛИЕНТОВ, ИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ, ВЫГОДОПРИОБРЕТАТЕЛЕЙ, БЕНЕФИЦИАРНЫХ ВЛАДЕЛЬЦЕВ. ФИКСИРОВАНИЕ И ОБНОВЛЕНИЕ СВЕДЕНИЙ, ФОРМИРОВАНИЕ ДОСЬЕ КЛИЕНТА

При проведении идентификации клиента проводятся следующие мероприятия:

Документы, составляемые и получаемые при идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев либо обновлении сведений о них, формируются в досье клиента. (Срок хранения досье клиента не может быть менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом.)

Информацию необходимо обновлять не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации — в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений.

При обновлении информации формируется новая анкета, которая приобщается к досье клиента.

При проведении идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев необходимо руководствоваться Требованиями к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утверждеными приказом Росфинмониторинга от 22.11.2018 № 366.

2.2. ИЗУЧЕНИЕ КЛИЕНТОВ

При приеме на обслуживание и обслуживании клиентов необходимо получать информацию о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с организацией (ИП), на регулярной основе (каждый раз при обновлении сведений о клиенте) принимать меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов, а также вправе принимать меры по определению источников происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиентов. Характер и объем указанных мер определяются с учетом степени (уровня) риска совершения клиентами операций в целях ОД/ФТ.

2.3. ОЦЕНКА РИСКА СОВЕРШЕНИЯ КЛИЕНТАМИ ОПЕРАЦИЙ В ЦЕЛЯХ ОД/ФТ

2.4. ВЫЯВЛЕНИЕ ОПЕРАЦИИ, ПОДЛЕЖАЩИХ КОНТРОЛЮ, И ИНФОРМИРОВАНИЕ О НИХ РОСФИНМОНИТОРИНГА

Организации и индивидуальные предприниматели обязаны выявлять следующие операции:

В целях выявления подозрительных операций необходимо руководствоваться критериями и признаками необычных сделок, утвержденными приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103.  (Информационные письма Росфинмониторинга от 02.08.2011 № 17 и от 01.03.2019 № 59 используются организациями и индивидуальными предпринимателями в том числе для оценки риска совершения операции в целях ОД/ФТ).

Выявленная операция должна быть документально зафиксирована внутренним сообщением (содержание внутреннего сообщения приведено в пункте 27 Требований к ПВК).

Руководитель организации, индивидуальный предприниматель либо уполномоченное ими лицо принимают решение:

Порядок представления информации закреплен в Инструкции о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом № 115 — ФЗ, утвержденная приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 № 110.

2.5. ЗАМОРАЖИВАНИЕ (БЛОКИРОВАНИЕ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ИНОГО ИМУЩЕСТВА И ИНФОРМИРОВАНИЕ ОБ ЭТОМ РОСФИНМОНИТОРИНГА

Организации и индивидуальные предприниматели обязаны:

Организации и индивидуальные предприниматели осуществляют операции с лицами, в отношении которых применяются меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, в случае, если такие операции перечислены в пунктах 2.4, 2.5 статьи 6 и пункте 7 статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ.

2.6. ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ И ИНФОРМИРОВАНИЕ ОБ ЭТОМ РОСФИНМОНИТОРИНГА

Организации и индивидуальные предприниматели обязаны приостанавливать операции с денежными средствами или иным имуществом:

2.7. ОТКАЗ В СОВЕРШЕНИИ ОПЕРАЦИИ И ИНФОРМИРОВАНИЕ ОБ ЭТОМ РОСФИНМОНИТОРИНГА

Организации и индивидуальные предприниматели вправе отказать в совершении операции (пункт 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ) в случае, если:

В случае принятия решения об отказе в совершении операции информация об этом направляется в Росфинмониторинг (пункт 13 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ и Постановление Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 № 209).

Клиента необходимо проинформировать о причинах отказа в совершении операции.

Организации и индивидуальные предприниматели обязаны рассмотреть представленные клиентом документы и (или) сведения об отсутствии оснований для принятия решения об отказе от проведения операции (пункт 13.4 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, Информационное письмо Росфинмониторинга от 30.07.2018 №55).

В случае принятия организацией или индивидуальным предпринимателем решения об устранении оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе от проведения операции информация о таком решении направляется в Росфинмониторинг (Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 № 209).

2.8. ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Организации и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечить хранение в течение не менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом документов и информации, перечисленных в пункте 33 Требований к ПВК.

При этом хранение информации и документов должно обеспечиваться таким образом, чтобы они могли быть своевременно доступны Росфинмониторингу, а также иным органам государственной власти в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, и с учетом обеспечения возможности их использования в качестве доказательства в уголовном, гражданском и арбитражном процессе.

Способ хранения документов и сведений определяется организацией или индивидуальным предпринимателем самостоятельно (в электронном виде или на бумажных носителях).

2.9. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИИ

Организациям и индивидуальным предпринимателям запрещено информировать клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (статья 4 Федерального закона № 115-ФЗ), за исключением информирования клиентов о:

Организации и индивидуальные предприниматели обязаны сохранять конфиденциальный характер информации, полученной в результате реализации ПВК (пункт 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ).

Организациям, их руководителя и работникам, индивидуальным предпринимателям и их работникам запрещено информировать третьих лиц о предоставлении информации в Росфинмониторинг (пункт 6 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ).

2.10. ПРОВЕДЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ

Порядок прохождения обучения, а также перечень лиц, которые обязаны пройти обучение в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма,  установлены Положением о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденным приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 (далее – Положение).

Организации и индивидуальные предприниматели обязаны утвердить перечень лиц, проходящих обучение (пункт 3 Положения).

Обучение проводится в формах вводного инструктажа, дополнительного инструктажа, целевого инструктажа, повышения уровня знаний.

Вводный и дополнительные иструктажи проводятся специальным должностным лицом для работников, включенных в утвержденный перечень, в случаях и сроки, установленные Положением.

Целевой инструктаж и повышения уровня знаний проводятся организациями, учрежденными Федеральной службой по финансовому мониторингу, и другими организациями по программам, устанавливаемым Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Пройти Целевой инструктаж в сфере ПОД/ФТ».

Работники организаций и индивидуальных предпринимателей, включенные в утвержденный перечень, проходят обучение в сроки, установленные Положением.

Организации и индивидуальные предприниматели обязаны вести учет прохождения сотрудниками обучения. Документы, подтверждающие прохождение сотрудником организации обучения, приобщаются к личному делу сотрудника.

2.11. ПРОВЕРКА СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

Организации и индивидуальные предприниматели на регулярной основе, но не реже чем 1 раз в 6 месяцев, самостоятельно проводят внутренние проверки исполнения ими законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ/ФРОМУ, ПВК и иных организационно-распорядительных документов, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля путем.

По результатам внутренних проверок руководителю организации, индивидуальному предпринимателю предоставляется письменный отчет обо всех выявленных нарушениях.

Организации и индивидуальные предприниматели обязаны принять меры по устранению нарушений, выявленных в ходе внутренних проверок.

2.12. ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРКИ КЛИЕНТОВ ПО ПЕРЕЧНЯМ И ИНФОРМИРОВАНИЕ О РЕЗУЛЬТАТАХ РОСФИНМОНИТОРИНГА

Организации и индивидуальные предприниматели должны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (осуществлять проверку по Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму и Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, и информировать о результатах такой проверки Росфинмониторинг согласно Инструкции о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом № 115 — ФЗ, утвержденная приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 № 110  (подпункт 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ; Информационное письмо Росфинмониторинга от 13.05.2016 № 52).

Департамент банковского аудита о требованиях в части признания момента прекращения отношений (обязательств) с клиентом и основания для передачи документов, полученных на основании Закона № 115-ФЗ, в архив

В соответствии с пунктом 2.6.1 Письма Банка России № 99-Т Банк хранит не менее пяти лет после прекращения обязательств между Банком и клиентом копии документов, полученных на основании Федерального закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (далее по тексту – Закон № 115-ФЗ) и Положения Банка России № 262-П. Аналогичный срок хранения документов, подтверждающих сведения, указанные в статье 7 Закона № 115-ФЗ, а также копии документов, необходимых для идентификации личности, предусмотрен и пунктом 4 статьи 7 Закона № 115-ФЗБанк идентифицирует клиента путем сбора сведений, указанных в Законе № 115-ФЗ, а также документов, подтверждающих указанные сведения (далее – идентификационные документы). К таким документам могут быть отнесены:а) Для юридического лица: Анкета клиента – юридического лица, Договоры аренды по адресу местонахождения организации и единоличного исполнительного органа, Заявление на открытие банковского счета (вклада), Устав, Учредительный договор, Выписка из реестра акционеров, Выписка из ЕГРЮЛ, Приказы о назначении на должность, Приказы о праве распоряжаться банковским счетом юридического лица, Доверенности, Копии паспортов единоличного исполнительного органа, иных лиц, которые имеют право распоряжаться денежными средствами, находящимися на банковском счете, клиента, документы, определяющие структуру и персональный состав органов управления юридического лица, копии паспортов представителя клиента, поверенного, иные документы, собираемые в целях идентификации клиента и подтверждающие сведения, указанные в анкете клиента.б) Для физических лиц: Анкета клиента – физического лица, копии паспортов физических лиц, которых банк обязан идентифицировать, копии миграционных карт, документов, подтверждающих право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации, Доверенности, иные документы, идентифицирующие клиента.Кроме того, в Банк поступают документы, которые Банк получает на основании действующего законодательства Российской Федерации, в том числе договоры лизинга и акты приемки передачи имущества в лизинг, договоры аренды недвижимого имущества и т.п., из существа которых не возникают права и обязанности Банка, такие документы могут быть связаны или не связаны с расчетными операциями клиентов, проведенными через банковские счета клиентов, открытых в Банке, но однозначно относятся к операциям, подлежащим обязательному контролю, или необычным сделкам (далее – документы, подтверждающие вид операции и основания её совершения). В отдельных случаях в документах, подтверждающих вид операции и основания её совершения, ни один из участников сделки, подлежащей обязательному контролю, может не являться клиентом банка (при получении документов, подтверждающих местонахождение юридического лица (для субарендатора – договор субаренды и документ, подтверждающий полномочия арендатора для передачи имущества в субаренду – договор аренды)Для подтверждения правомерности передачи идентификационных документов в архив и систематизации документооборота под датой прекращения отношений (обязательств) с клиентом и датой возникновения основания для передачи идентификационных документов в архив Банк понимает дату закрытия банковского счета (вклада) юридического или физического лица.Для документов, подтверждающих вид операции и основания её совершения, которые относятся к операциям, подлежащим обязательному контролю, или к необычной сделке (платежные документы, договоры, заключенные между клиентом и его контрагентом, акты, счета, счета фактуры клиента и его контрагента), под датой прекращения отношений (обязательств) и датой возникновения основания для передачи документов в архив понимается дата выполнения распоряжения клиента об исполнении расчетной операции и проведения Банком по банковскому счету клиента.Для клиентов банка, которым были оказаны банковские услуги разового или периодического характера (аренда банковской ячейки, выдача кредита, покупка/продажа наличной иностранной валюты, покупка/продажа ценных бумаг, оказание других банковских услуг, не предусматривающих открытие банковского счета), под датой прекращения отношений (обязательств) с клиентом и датой возникновения основания для передачи документов в архив понимается дата, когда обязательства сторон по отдельной банковской услуге были исполнены.Для документов, из которых обязательства между Банком и клиентом не возникают, но документы относятся к операциям, подлежащим обязательному контролю, или к необычной сделке под датой прекращения отношений (обязательств) с клиентом для передачи указанного документа в архив понимается дата, когда обязательства между банком и клиентом исполнены.При этом следует отметить, что дата фактической передачи документов в архив, а также срока формирования архивного досье клиента может быть определена внутренними документами Банка, но не ранее даты возникновения основания для передачи документов в архив.Правомерно ли разделять основания прекращения отношений (обязательств) с клиентом на категории, предусмотренные настоящим письмом?Правильно ли Банк понимает требования законодательства Российской Федерации в части признания момента прекращения отношений (обязательств) с клиентом и основания для передачи документов в архив?

При разработке правил внутреннего контроля и программ его осуществления Банк вправе в Программе хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предусмотреть определение (толкование) даты, в которую документы могут быть правомерно переданы в архив, в том числе и в разрезе видов документов, сведений, информации, то есть – категорий, изложенных в тексте вопроса.

На основании текста вопроса консультанты считают, что Банк, в целом, правильно понимает требования законодательства Российской Федерации в части признания момента прекращения отношений (обязательств) с клиентом и основания для передачи документов в архив. На наш взгляд, признание момента прекращения отношений (обязательств) с клиентом и возникновения основания для передачи документов в архив, можно толковать так, как изложено ниже по тексту, в разделе «Обоснование мнения консультантов».

Обоснование мнения консультантов.

Банком справедливо отмечено в тексте вопроса, что  в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона № 115-ФЗ «Документы, содержащие сведения, указанные в настоящей статье, и сведения, необходимые для идентификации личности, подлежат хранению не менее пяти лет. Указанный срок исчисляется со дня прекращения отношений с клиентом».

Аналогичная норма, в части срока хранения Анкеты (досье) клиента, предусмотрена и пунктом 2.3. Положения № 262-П: «Анкета (досье) клиента подлежит хранению в кредитной организации не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом».

Банк России в своих ответах на вопросы кредитных организаций неоднократно приводил указанную норму:

«В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (далее – Федеральный закон) документы, подтверждающие сведения, указанные в статье 7 Федерального закона, а также копии документов, необходимых для идентификации личности, подлежат хранению не менее пяти лет. Указанный срок для копий документов, необходимых для идентификации личности, исчисляется со дня прекращения отношений с клиентом» (Письмо Департамента финансового мониторинга и валютного контроля от 05.12.2005г. № 12-1-3/2975);

«Пунктом 4 ст. 7 Федерального закона установлено, что документы, подтверждающие сведения, указанные в ст. 7 Федерального закона, в том числе сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операции с денежными средствами (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), а также копии документов, необходимых для идентификации личности, подлежат хранению не менее пяти лет. Указанный срок для копий документов, необходимых для идентификации личности, исчисляется со дня прекращения отношений с клиентом» (Письмо от 21.03.2006г. № 12-1-5/642);

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ «Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации.

Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций – Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации».

Указанные рекомендации приведены Банком России в Приложении к Письму № 99-Т, в разделе 2 которых перечислены  программы осуществления внутреннего контроля, которые подлежат включению в правила внутреннего контроля, разрабатываемые кредитными организациями. В числе таких программ поименована и программа хранения

и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (пункт 2.6).

При этом, в пункте 2.6.1 Письма № 99-Т Банк России также указывает, что «Кредитная организация хранит не менее пяти лет после прекращения обязательств между кредитной организацией и клиентом копии документов, полученных на основании Федерального закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” и Положения Банка России N 262-П, которые могут быть использованы в качестве доказательства в уголовном, гражданском и арбитражном процессе, Сообщения, а также иные документы и деловую переписку».

Нельзя не отметить, что указанная выше формулировка пункта 2.6.1 Письма № 99-Т несколько отличается от формулировки, приведенной в пункте 4 статьи 7 Закона №  115-ФЗ и пункте 2.3 Положения № 262-П и в которой используется словосочетание «со дня прекращения отношений с клиентом».

И, если в части норм, регулирующих вопросы возникновения обязательств и их исполнения, можно обратиться к положениям ГК РФ, Банк России ни в своих нормативных  актах, ни в разъяснениях и ответах на вопросы, не дает толкование понятия «отношения», а также понимания разницы между указанными выше формулировками.

Консультанты считают, что понятие «отношения» носят, в принципе, более общий характер, чем понятие «обязательства».

Так, в соответствии со статьей 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе, и в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

В Разделе IV «Отдельные виды обязательств» ГК РФ приведены нормы, регулирующие вопросы отношений, возникающих в результате, например,  купли-продажи (Глава 30), мены (Глава 31),  дарения (Глава 32),  аренды (Глава 34), подряда (Глава 37), возмездного оказания услуг (Глава 39), займа и кредита (Глава 42), заключения договоров банковского вклада и банковского счета (Главы 44 и 45) и др.

Вместе с этим, ГК РФ устанавливает общие нормы в отношении обязательств.

Так, согласно пункту 1 статьи 420 ГК РФ «Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей». При этом, к обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 – 419 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами настоящей главы и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в настоящем Кодексе (пункт 3 статьи 420 ГК РФ). Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения (пункт 1 статьи 425 ГК РФ). Законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору, но, если договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства  (пункт 3 статьи 425 ГК РФ). Кроме того, обязательства сторон прекращаются при расторжении договора (пункт 2 статьи 453 ГК РФ).

Исполнение обязательств закреплено в Главе 22 ГК РФ, согласно которой:

«Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями» (статья 309);

«Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода» (пункт 1 статьи 314);

«В случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства.

Обязательство, не исполненное в разумный срок, а равно обязательство, срок исполнения которого определен моментом востребования, должник обязан исполнить в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не вытекает из закона, иных правовых актов, условий обязательства, обычаев делового оборота или существа обязательства» (пункт 2 статьи 314).

Таким образом, при разработке правил внутреннего контроля и программ его осуществления Банк должен учесть приведенные выше нормы Закона № 115-ФЗ, Положения № 262-П и положения Рекомендаций. При этом, поскольку более конкретных требований, условий и рекомендации указанные документы не содержат, по нашему мнению, Банк вправе в Программе хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предусмотреть определение (толкование) даты, в которую документы могут быть правомерно переданы в архив, в том числе и в разрезе видов документов, сведений, информации, то есть – категорий, изложенных в тексте вопроса.

На наш взгляд, признание момента прекращения отношений (обязательств) с клиентом и возникновения основания для передачи документов в архив, можно толковать следующим образом:

Иными словами, при разработке программы хранения информации и документов, получаемых при осуществлении внутреннего контроля, должно быть предусмотрено хранение документов (копий документов)  в течение срока не менее пяти лет:

с даты совершения операции

с даты прекращения действия взаимных обязательств организации и клиента

с даты прекращения отношений

в зависимости от специфики операции, стороны которой подлежат идентификации, а также операции, подлежащей обязательному контролю.

Документы и литература.

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале
knk_banki

Как быть, если юрлицо оказалось в красной группе?

Специалисты уверены, что несколько месяцев после вступления поправок в 115-ФЗ в силу в красную группу будут попадать и добросовестные предприниматели. В любом случае это решение можно оспорить, обратившись в межведомственную комиссию при Центробанке и затем — в суд. По ст. 7.7 115-ФЗ, это можно сделать в течение шести месяцев с даты, когда вынесли решение. Клиент должен представить документы и пояснения, которые опровергают действия банка.

Если межведомственная комиссия соглашается с доводами клиента, она либо снижает уровень риска (это происходит не позже одного рабочего дня за днём, когда вынесли решение), либо оставляет клиента в красной зоне. В последнем случае, как уже говорилось ранее, это может привести к ликвидации фирмы, при этом денежные средства на счёте вернут её собственнику.

Как быстро оценить надёжность контрагентов и риски собственной компании

В этих задачах поможет сервис автоматической проверки контрагентов «Такском-Досье».

В справках от сервиса собраны все данные о компаниях: арбитраж, аффилированность, связи между компаниями и владельцами, информация о хоздеятельности и финансовой активности.

Информация агрегируется из официальных источников: ЕГРЮЛ/ЕГРИП, ФНС, Росстата и других и это помогает проявлять должную осмотрительность.

С помощью сервиса «Такском-Досье» можно:

✔ Оценивать риски и слабые стороны своей компании по официальным данным ✔ Проверять организации, участвующие в тендерах, что поможет снизить риск сотрудничества с мошенниками ✔ Выявлять слабые места конкурентов по их открытым данным

Что сделать, чтобы оставаться в зелёной зоне

Первое и самое очевидное — не проводить подозрительные операции, однако, как уже говорилось ранее, алгоритмы оценки деятельности компании или предпринимателя Центробанк не раскрывает, поэтому единого свода правил, которые помогут оставаться в зелёной зоне, нет.

Чтобы снизить риски «вылета» из зелёной зоны, можно придерживаться нескольких принципов:

Как узнать, какой риск присвоили юрлицу

По закону (см. п. 8 ст. 7.7 115-ФЗ), узнать о том, что юрлицо находится в группе риска, клиент сможет только в том случае, если банк отнесёт его к красной группе. Так, его уведомят об этом в течение пяти рабочих дней. В целом же банки не обязаны предоставлять клиентам информацию о том, в какую группу их определили. Но если клиент всё же хочет уточнить свой статус, он может направить запрос в обслуживающий банк. Не ответить на запрос предпринимателя банк не может — по закону, информация о рисках совершения подозрительных операций юрлицом является открытой (см. ст. 9.1 ФЗ от 10.07.2002 № 86-ФЗ). При этом число запросов от клиента не ограничено.

Что ЦБ подразумевает под подозрительными операциями

В законодательстве нет чёткого определения, что является подозрительной операцией. Кроме того, ЦБ не раскрывает свои алгоритмы оценки, поэтому нельзя доподлинно узнать, что, по его мнению, будет считаться таковой операцией, однако некоторые её признаки перечислены в уже упомянутом 115-ФЗ (см. ст. 6), положении Банка России от 02.03.2012 № 375-П и приказе Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103.

К подозрительным финансовым операциям могут отнести случаи, например, когда клиент без указания причин отказался предоставить по операции пояснительные документы. Или, например, когда через счёт фирмы или предпринимателя проводятся только транзитные финансовые операции. Если клиент не оплачивает налоги с данного счёта, не начисляет зарплату или получает деньги на счёт и сразу же их снимает, это также может вызвать у банка вопросы. Если подобные ситуации повторяются из раза в раз или, хуже всего, комбинируются друг с другом, это даст банку основание отнести клиента к красной группе риска и установить за ним контроль.

Что будет, если юрлицо оказалось в одной из трёх групп

Если клиент попадает в красную группу, банк, согласно ст. 7.7 № 115-ФЗ, приостанавливает все денежные и имущественные операции по счёту, не позволяет выдать остаток денег или перевести его на другой счёт, а также отказывает в переводе средств через систему быстрых платежей (СБП) и в других электронных операциях. При этом закон позволяет, например, осуществлять бюджетные платежи, перечислять зарплату тем работникам, которые были в штате до блокировки счёта, и только в тех суммах, которые были ранее, и т. д.

Если клиент оказывается в жёлтой группе, банк будет запрашивать дополнительные документы и пояснения по тем операциям, которые провёл предприниматель. Решение о блокировке или допустимости операции будет приниматься по двум условиям — предоставил клиент пояснения или нет, и какой характер носила финансовая операция.

С зелёной группой всё просто — фирмы, которые отнесли в эту категорию, не заметят для себя каких-либо изменений. Банк не сможет отказывать в операциях ни по внутренним, ни по внешним счетам, однако стоит юрлицу провести хоть одну подозрительную операцию, и из этой зоны его могут убрать.