Начальник управления по противодействию финансированию терроризма росфинмониторинга

Ликвидация всех способов финансирования терроризма

В контексте усиления террористической угрозы в последние годы и меняющихся типологий финансирования терроризма Совет Безопасности принял дополнительные резолюции, нередко на основании главы VII, в целях противодействия новым способам финансирования терроризма, в том числе путем установления связей между террористами и организованными преступными группами и решения проблемы похищения людей с целью получения выкупа. В резолюции 2462 (2019) Совет Безопасности выразил озабоченность в связи с потоками финансовых средств, направляемых террористам, и указал на необходимость пресечения всех форм финансирования терроризма.

Программная деятельность в области борьбы с финансированием терроризма

Во исполнение резолюции 2462 (2019) Контртеррористическое управление Организации Объединенных Наций и его партнеры наращивают свой потенциал в ответ на растущее число просьб заинтересованных государств об оказания технической помощи в борьбе с финансированием терроризма. В частности, работа ведется по широкому кругу актуальных тем, касающихся борьбы с финансированием терроризма (БФТ), таких как защита сектора некоммерческих организаций, обмен данными финансовой разведки, укрепление партнерских отношений между государственным и частным секторами, проведение оценок секторальных рисков и другим приоритетным направлениям, определенным Группой разработки финансовых мер (ФАТФ) и региональными органами, созданными по типу ФАТФ.

Особенно важное значение приобретает наращивание потенциала национальных органов власти и соответствующих заинтересованных сторон в области борьбы с финансированием терроризма в пределах их юрисдикций и на региональном уровне. Работа на этом направлении ведется в соответствии с текущей флагманской программой по укреплению потенциала в области составления перечней террористов и замораживания активов, в рамках которой с марта 2015 года государствам-членам (национальным регулирующим органам, подразделениям финансовой разведки, соответствующим министерствам и учреждениям частного сектора) и региональным органам оказывается техническая помощь и организуется подготовка кадров по вопросам эффективного применения адресных финансовых санкций в целях борьбы с терроризмом и финансированием терроризма, а также предоставляется поддержка государствам-членам и региональным органам в создании механизмов по обеспечению безопасности их финансовых систем и противодействию методам финансирования терроризма.

1. Настоящая
Концепция определяет основные риски в сфере противодействия легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма,
а также цели, основные направления развития национальной системы
противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и задачи по реализации этих направлений.

2. Правовую
основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации,
общепризнанные нормы и принципы международного права, международные договоры
Российской Федерации, Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», другие федеральные законы, Стратегия
национальной безопасности Российской Федерации, Стратегия экономической
безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, указы Президента
Российской Федерации, иные нормативные правовые акты Российской Федерации,
регулирующие деятельность в сфере противодействия легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

3. Для целей настоящей Концепции
используются следующие основные понятия:

а) национальная система противодействия
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию
терроризма (далее – национальная система) – совокупность федеральных органов
исполнительной власти, других государственных органов и организаций,
реализующих государственную политику в сфере противодействия легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
во взаимодействии с организациями, осуществляющими операции с денежными средствами
или иным имуществом, индивидуальными предпринимателями, являющимися страховыми
брокерами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку,
куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, индивидуальными предпринимателями, оказывающими
посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого
имущества, адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую
деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг, аудиторскими
организациями, индивидуальными аудиторами, лицами, оказывающими услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы, и лицами, имеющими право
осуществлять клиринговую деятельность на основании лицензии на осуществление
клиринговой деятельности (далее – органы, организации и специалисты, входящие в национальную систему), посредством принятия мер организационного,
координационного, аналитического, оперативного, нормативно-правового и информационного характера;

б) угроза национальной безопасности – совокупность
условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба
национальным интересам Российской Федерации путем совершения незаконных
финансовых операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных
преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения
оружия массового уничтожения;

в) уязвимость национальной системы – совокупность
условий и факторов, приводящих к нарушениям организационного,
нормативно-правового, материально-технического и иного характера, затрудняющих
деятельность органов, организаций и специалистов, входящих в национальную систему и при определенных
обстоятельствах способствующих реализации угрозы национальной безопасности;

г) риск совершения операций (сделок) в целях
легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования
терроризма (далее – риск совершения операций (сделок) – вероятность нанесения
ущерба национальным интересам Российской Федерации путем совершения незаконных
финансовых операций в связи с реализацией угрозы национальной безопасности и (или) при наличии уязвимости национальной системы;

д) национальная
оценка рисков совершения операций (сделок) (далее – оценка рисков совершения
операций (сделок) – деятельность национального центра по оценке угроз
национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций
(сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер
противодействия этим угрозам, органов, организаций и специалистов, входящих в национальную систему, направленная на выявление и (или) предотвращение угроз
национальной безопасности и уязвимостей национальной системы, выработку мер по противодействию им, а также на предупреждение или минимизацию негативных
последствий.

II. Основные риски совершения операций
(сделок), выявленные национальной системой

4. Рекомендации Группы разработки
финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) предусматривают применение в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма риск- ориентированного подхода,
предполагающего проведение оценки рисков совершения операций (сделок) и последующее распределение ресурсов, сил и средств органов, организаций и специалистов, входящих в национальную систему, с учетом результатов такой
оценки. Оценка рисков совершения операций (сделок) осуществляется на постоянной
основе. В настоящее время выявлены следующие основные риски совершения операций
(сделок):

а) риски совершения операций (сделок)
в кредитно-финансовой сфере:

осуществление фиктивной
финансово-экономической деятельности;

перевод безналичных денежных средств в теневой наличный оборот;

незаконный вывод денежных средств и иных активов за рубеж;

осуществление руководством и сотрудниками кредитно-финансовых организаций противоправной деятельности, направленной против
интересов данных организаций и их клиентов, в том числе создание условий для
легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем;

б) риски совершения
операций (сделок) в бюджетной сфере: хищение бюджетных средств при
осуществлении поставщиками (подрядчиками, исполнителями) закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

неэффективное расходование бюджетных
средств, в особенности при исполнении заданий государственного оборонного
заказа;

в) коррупционные риски
совершения операций (сделок): легализация доходов, полученных в результате
совершения коррупционных преступлений;

несоблюдение ограничений и нарушение
запретов, установленных законодательством о противодействии коррупции;

г) риски совершения операций (сделок), связанные с преступлениями, совершаемыми в целях систематического получения крупного дохода:

легализация доходов, полученных в результате незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их
прекурсоров, в том числе с использованием новых финансовых инструментов и технологий;

легализация доходов, полученных
вследствие уклонения от уплаты налогов;

д) риски совершения операций (сделок), связанные с финансированием терроризма:

возникновение новых очагов
террористической активности по периметру границ Российской Федерации и внутри
страны;

переход террористов к новой тактике –
совершению индивидуальных террористических актов, требующих минимальных
финансовых затрат;

использование для финансирования
террористической деятельности новых финансовых инструментов и технологий, в том
числе позволяющих обеспечить анонимность участников финансовой операции или
основанных на принципе краудфандинга;

использование для финансирования
терроризма средств, полученных из законных источников;

е) риски совершения операций (сделок)
в сфере международных отношений:

эскалация международной напряженности,
в том числе посредством одностороннего введения ограничительных экономических
мер одними государствами против других государств;

применение отдельными государствами
национальных норм права в отношении лиц и организаций других государств на основе
принципа экстерриториальности;

попытки политизации деятельности
международных экспертных структур;

препятствование экономической
деятельности российских резидентов и их зарубежных контрагентов в иностранных
юрисдикциях, в том числе возвращению капиталов в Российскую Федерацию.

5. Указанные в пункте 4 настоящей
Концепции риски носят среднесрочный и долгосрочный характер и могут быть
минимизированы вследствие реализации настоящей Концепции.

III. Цели, основные направления развития национальной
системы и задачи по реализации этих направлений

6. Основными
целями национальной системы являются:

а) повышение эффективности ее функционирования до уровня, при котором будут обеспечены своевременная нейтрализация выявленных
рисков совершения операций (сделок) и ликвидация угроз национальной
безопасности без привлечения дополнительных ресурсов;

б) соблюдение законодательства о противодействии
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем,

финансированию терроризма и распространения оружия массового
уничтожения организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или
иным имуществом, и специалистами, входящими в национальную систему;

в) повышение уровня прозрачности экономики, в том
числе за счет применения механизма установления бенефициарных владельцев
хозяйствующих субъектов;

г) предупреждение нецелевого расходования
бюджетных средств и обеспечение повышения эффективности их использования;

д) снижение уровня террористической угрозы и экстремистских проявлений в обществе, обеспечение законности и прозрачности
деятельности некоммерческих организаций;

е) дальнейшее укрепление роли Российской Федерации
в международной системе противодействия легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

7. Основными
направлениями развития национальной системы являются:

а) формирование государственной политики и нормативно- правовой базы в области противодействия легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

б) совершенствование механизма участия в деятельности национальной системы организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, и специалистов, входящих в эту систему;

в) снижение уровня преступности, связанной с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, коррупцией,
финансированием терроризма и распространения оружия массового уничтожения;

г) расширение участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма на уровне
международных организаций и иных профильных структур, а также на межгосударственном уровне;

д) совершенствование деятельности национальной
системы.

8. Основными
задачами по формированию государственной политики в области противодействия
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию
терроризма являются:

а) совершенствование нормативно-правового
регулирования и правоприменительной практики в сфере предупреждения
экономической преступности, коррупции, терроризма и экстремизма и борьбы с ними;

б) развитие национального центра по оценке угроз
национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций
(сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер
противодействия этим угрозам;

в) адаптация законодательства Российской Федерации
и правоприменительной практики к рекомендациям Группы разработки финансовых мер
борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) с учетом вносимых в них изменений;

г) совершенствование нормативно-правового
регулирования сфер деятельности, связанных с использованием современных
электронных технологий.

9. Основными задачами по совершенствованию механизма участия в деятельности национальной системы
организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом,
и специалистов, входящих в эту систему, являются:

а) обеспечение применения риск-ориентированного
подхода в деятельности организаций, осуществляющих операции с денежными
средствами и иным имуществом, и специалистов, входящих в национальную систему,
проведение ими оценки угроз и уязвимостей, возникающих вследствие деятельности
их клиентов, а также обеспечение принятия мер по предотвращению или минимизации
негативных последствий;

б) обеспечение прозрачности финансовых операций, а также деятельности хозяйствующих субъектов, организаций, осуществляющих
операции с денежными средствами и иным имуществом, и специалистов, входящих в национальную систему, в соответствии с международными стандартами в сфере
противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

в) совершенствование правоприменительной практики
по выявлению организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом, и специалистами.

входящими в национальную систему, бенефициарных
владельцев хозяйствующих субъектов, находящихся на обслуживании у этих
организаций и специалистов;

г) обеспечение неукоснительного выполнения
требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным
имуществом, и специалистами, входящими в национальную систему, за счет повышения
эффективности контроля (надзора) за выполнением ими таких требований с применением риск-ориентированного подхода, а также усиление работы по разъяснению норм законодательства в данной сфере;

д) развитие системы государственных органов,
осуществляющих контроль (надзор) за соблюдением организациями, осуществляющими
операции с денежными средствами и иным имуществом, и специалистами, входящими в национальную систему, законодательства в сфере противодействия легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма,
оптимизация полномочий таких органов;

е) принятие законодательных и иных мер,
направленных на недопущение лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за преступления, совершенные в сфере экономики, отдельные преступления против
общественной безопасности и общественного порядка, преступления против
государственной власти, преступления против мира и безопасности человечества, к бенефициарному владению организациями, осуществляющими операции с денежными
средствами и иным имуществом;

ж) формирование в соответствии с рекомендациями
Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) перечня
публичных должностных лиц;

з) повышение финансовой грамотности населения и предпринимателей в целях недопущения их вовлечения в совершение незаконных
финансовых операций.

10. Основными задачами по снижению
уровня преступности, связанной с легализацией (отмыванием) доходов, полученных
преступным путем, коррупцией, финансированием терроризма и распространения
оружия массового уничтожения, являются:

а) развитие методик выявления, расследования и раскрытия преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) доходов,
полученных преступным путем, коррупцией и финансированием терроризма;

б) совершенствование механизмов конфискации и иных
форм изъятия доходов, полученных преступным путем, у лиц, совершивших
преступления, а также возмещения ущерба, причиненного противоправными деяниями
государству, организациям и гражданам;

в) введение для следователей, судей и прокуроров
специализации по расследованию и рассмотрению уголовных дел, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, коррупцией и финансированием терроризма, по поддержанию от имени государства обвинения в суде по таким уголовным делам, а также повышение их квалификации в этой
области;

г) совершенствование деятельности государственных
судебно-экспертных учреждений (подразделений) в целях повышения эффективности
экспертного сопровождения при расследовании и рассмотрении уголовных дел,
связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем,
коррупцией и финансированием терроризма;

д) развитие системы профилактики преступлений,
связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем,
коррупцией и финансированием терроризма;

е) совершенствование деятельности органов,
уполномоченных в области оказания международной правовой помощи по уголовным
делам, и деятельности в рамках международного сотрудничества по предупреждению,
пресечению и расследованию преступлений в сфере экономики, в том числе по возвращению из-за рубежа незаконно перемещенных активов;

ж) расширение правоприменительной практики по своевременному
выявлению и блокированию (замораживанию) активов, предназначенных для
финансирования терроризма;

з) совершенствование механизмов контроля за надлежащим расходованием бюджетных средств при осуществлении закупок товаров,
работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе посредством казначейского и банковского сопровождения
контрактов;

и) развитие правоприменительной практики и совершенствование механизмов межведомственной
координации в сфере противодействия финансированию распространения оружия
массового уничтожения.

11. Основными задачами по расширению участия Российской Федерации в международном
сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и финансированию терроризма являются:

а) усиление конструктивного взаимодействия
Российской Федерации с иностранными государствами в рамках Группы разработки
финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и региональных групп, созданных
по ее типу, с учетом приоритетного партнерства со странами БРИКС;

б) разработка и реализация новых форм и процедур
взаимодействия Российской Федерации с иностранными государствами в сфере
противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в рамках Евразийского экономического союза.
Содружества Независимых Государств, Организации Договора о коллективной
безопасности и других интеграционных механизмов в Евразийском регионе;

в) создание с использованием ресурсов Федеральной
службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) и национальной системы
механизмов мониторинга рисков и угроз, возникающих в Евразийском экономическом
союзе, в целях обеспечения его экономической безопасности;

г) содействие повышению эффективности
функционирования и укреплению позиций Евразийской группы по противодействию
легализации преступных доходов и финансированию терроризма;

д) совершенствование методики проведения
международных расследований уголовных дел, связанных с легализацией
(отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием
терроризма, и форм участия в таких расследованиях российских специалистов;

е) развитие взаимодействия Росфинмониторинга с подразделениями финансовой разведки иностранных государств по вопросам нарушения российскими гражданами требований и запретов, установленных законодательством о противодействии коррупции;

ж) создание системы предоставления технической
помощи подразделениям финансовой разведки развивающихся стран в целях
реализации российских интересов;

з) укрепление международного сотрудничества в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма на уровне органов, осуществляющих контроль
(надзор) за деятельностью финансовых организаций;

и) заключение двусторонних и многосторонних
международных договоров о возврате имущества, незаконно приобретенного и (или)
образовавшегося в результате легализации (отмывания) доходов, полученных
преступным путем, и в последующем конфискованного в результате международного
сотрудничества.

12. Основными задачами по совершенствованию деятельности национальной системы являются;

а) расширение информационно-технологических
возможностей Росфинмониторинга по сбору, своевременной обработке, анализу,
хранению и передаче необходимой информации на международном, федеральном и региональном уровнях;

б) создание специализированных аналитических
подразделений при государственных органах и организациях, участвующих в противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

в) развитие единой информационной системы в сфере
противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

г) обеспечение координации деятельности органов,
организаций и специалистов, входящих в национальную систему, и усиление
взаимодействия между ними;

д) определение научно-обоснованных количественных
и качественных критериев и показателей оценки эффективности функционирования
национальной системы, ее отдельных элементов и механизмов;

е) развитие в целях обеспечения противодействия
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию
терроризма системы государственного единого статистического учета заявлений и сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений,
состояния и результатов следственной работы и прокурорского надзора;

ж) повышение профессиональной подготовки кадров в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма;

з) обеспечение информационной открытости
национальной системы.

8. По результатам постоянного мониторинга
реализации настоящей Концепции будет осуществляться корректировка целей и основных направлений развития национальной системы с учетом изменений,
оказывающих на нее существенное влияние.

IV. Ожидаемые результаты реализации
настоящей Концепции

9. В результате реализации настоящей
Концепции национальная система должна соответствовать международным стандартам
в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма, иметь оптимальную
институциональную структуру и достаточное ресурсное и нормативно-правовое
обеспечение.

10. Достижение
целей и выполнение задач, указанных в настоящей Концепции, позволит
применять эффективные способы и меры противодействия легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, которые
будут направлены преимущественно на предупреждение реализации угроз
национальной безопасности и рисков совершения операций (сделок), без создания
искусственных регулятивных барьеров для развития и модернизации экономики.

11. Развитие
национальной системы позволит Российской Федерации укрепить свои позиции в международных структурах, участвующих в противодействии легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

17.
Контроль за ходом реализации настоящей Концепции осуществляется
в рамках ежегодного доклада директора Росфинмониторинга Президенту Российской
Федерации.

Принят Государственной Думой 18 апреля 2023 года

Одобрен Советом Федерации 26 апреля 2023 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3418; 2002, N 44, ст. 4296; 2004, N 31, ст. 3224; 2006, N 31, ст. 3446, 3452; 2007, N 16, ст. 1831; N 49, ст. 6036; 2009, N 23, ст. 2776; 2010, N 30, ст. 4007; N 31, ст. 4166; 2011, N 27, ст. 3873; N 46, ст. 6406; 2013, N 26, ст. 3207; N 44, ст. 5641; N 52, ст. 6968; 2014, N 19, ст. 2315; N 23, ст. 2934; N 30, ст. 4219; 2015, N 1, ст. 37; N 18, ст. 2614; N 24, ст. 3367; N 27, ст. 3945, 4001; 2016, N 1, ст. 27, 43, 44; N 26, ст. 3860, 3884; N 27, ст. 4196; N 28, ст. 4558; 2017, N 1, ст. 12; N 31, ст. 4830; 2018, N 1, ст. 54, 66; N 18, ст. 2560, 2576, 2582; N 53, ст. 8491; 2019, N 12, ст. 1222, 1223; N 27, ст. 3534, 3538; N 30, ст. 4152; N 31, ст. 4418, 4430; N 49, ст. 6953; N 51, ст. 7490; N 52, ст. 7798; 2020, N 9, ст. 1138; N 15, ст. 2239; N 29, ст. 4518; N 30, ст. 4738; N 31, ст. 5018; 2021, N 1, ст. 18, 75; N 9, ст. 1469; N 24, ст. 4183; N 27, ст. 5061, 5094, 5171, 5183; N 47, ст. 7739; N 52, ст. 8982; 2022, N 1, ст. 52; N 16, ст. 2613; N 27, ст. 4620; N 29, ст. 5298; N 50, ст. 8792; 2023, N 1, ст. 16, 54; N 12, ст. 1887, 1889) следующие изменения:

1) статью 3 дополнить частью пятой следующего содержания:

“Под предметами религиозного назначения и религиозной литературой для целей настоящего Федерального закона понимаются предметы религиозного назначения и религиозная литература, включенные в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.”;

2) в пункте 2 статьи 61 слова “абзацах втором – пятом” заменить словами “абзацах втором – шестом”;

3) в статье 7:

а) подпункт 2 пункта 1 дополнить новым абзацем четвертым следующего содержания:

“религиозными организациями, а также юридическими лицами, которые производят и (или) реализуют предметы религиозного назначения и религиозную литературу и единственными учредителями (участниками) которых являются религиозные организации;”;

б) абзацы четвертый – седьмой считать соответственно абзацами пятым – восьмым.

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации В. Путин

Создана Межведомственная комиссия по противодействию финансированию терроризма

Указом Президента № 562 от 18.11.2015 года образована Межведомственная комиссия по противодействию финансированию терроризма.

Данная комиссия является межведомственным координационным органом, образованным в целях осуществления предусмотренных ст. 74 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» функций по противодействию финансированию терроризма.

Межведомственная комиссия формируется из числа представителей федеральных органов исполнительной власти.

Председателем Межведомственной комиссии по должности является заместитель руководителя одного из федеральных органов исполнительной власти, входящих в состав Межведомственной комиссии.

Состав Межведомственной комиссии утверждается Президентом Российской Федерации.

Межведомственная комиссия для решения возложенных на неё задач имеет право:

а) принимать решения о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма), вносить изменения в ранее принятые решения или отменять их;

б) назначать физическому лицу, в отношении которого Межведомственной комиссией принято решение о замораживании принадлежащего ему имущества, ежемесячное гуманитарное пособие, определять и пересматривать его размер;

в) запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы и информацию от органов и организаций, а также от компетентных органов иностранных государств;

г) приглашать на свои заседания должностных лиц и специалистов органов и организаций, а также компетентных органов иностранных государств.

Решение Межведомственной комиссии о замораживании имущества организации или физического лица направляется в Росфинмониторинг и подлежит размещению на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Решение комиссии считается принятым, если за него проголосовали все члены Межведомственной комиссии. Кроме того, итоги оформляются протоколом, который подписывается председателем Межведомственной комиссии и ответственным секретарём.

Решения Межведомственной комиссии могут быть обжалованы в суд.

к приказу Федеральной службы

по финансовому мониторингу

от 23.05.2019 N 135

ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ФИНАНСОВОМУ
МОНИТОРИНГУ, УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОДПИСЫВАТЬ ЗАПРОСЫ
В ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОБЩЕСТВА И ФЕДЕРАЛЬНЫЕ УНИТАРНЫЕ
ПРЕДПРИЯТИЯ, ИМЕЮЩИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
ДЛЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОБЩЕСТВА, НАХОДЯЩИЕСЯ
ПОД ИХ ПРЯМЫМ ИЛИ КОСВЕННЫМ КОНТРОЛЕМ, ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ
КОМПАНИИ С ЦЕЛЬЮ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О СОВЕРШАЕМЫХ
УКАЗАННЫМИ ОБЩЕСТВАМИ, ФЕДЕРАЛЬНЫМИ УНИТАРНЫМИ
ПРЕДПРИЯТИЯМИ И ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫМИ КОМПАНИЯМИ ОПЕРАЦИЯХ
(СДЕЛКАХ) С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ,
ОБ ИХ ХАРАКТЕРЕ И О ЦЕЛЯХ

1. Директор Росфинмониторинга.

2. Первый заместитель директора Росфинмониторинга.

3. Статс-секретарь – заместитель директора Росфинмониторинга.

4. Заместитель директора Росфинмониторинга.

5. Начальник управления по работе с бюджетной сферой.

6. Начальник управления по противодействию отмыванию доходов.

7. Начальник управления макроанализа и типологий.

8. Начальник управления по противодействию финансированию терроризма.

9. Начальник управления организации надзорной деятельности.

10. Руководитель территориального органа Росфинмониторинга.

11. Заместитель руководителя территориального органа Росфинмониторинга.

КОДЕКСЫ и ЗАКОНЫправовая навигационная система

Изменения в законодательстве

29 июня 2023 г.

Изменения в Закон о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов

Директор Федеральной службы России по финансовому мониторингу. Кандидат экономических наук. Действительный государственный советник России первого класса. Заслуженный экономист РФ. Представитель Президента Российской Федерации в Национальном финансовом совете.

Юрий Чиханчин родился 17 июня 1951 года в городе Красноярск. После школы, в 1974 году окончил Сибирский государственный технологический институт, по специальности «инженер-технолог». Успешно окончив аспирантуру и защитив диссертационную работу на тему: «Государственный финансовый и валютный контроль в системе управления переходной экономикой региона», получил ученую степень «кандидат экономических наук».

Юрий Анатольевич с 1974 года на протяжении четырех лет усердно работал на предприятиях Красноярского края: «Красноярсклес», «Красноярсклесстрой», «Красноярскколхозстрой», где занимал посты мастера, старшего мастера-прораба, начальника планово-производственного отдела.

С 1978 по 1994 год Чиханчин проходил службу в Комитете Государственной Безопасности Советского Союза. Затем, до 2000 года возглавлял Восточно-Сибирское региональное управление Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю.

Юрий Анатольевич с 2000 по 2002 год являлся руководителем Департамента Министерства финансов России. С 2002 года на протяжении двух лет занимал пост Первого заместителя Председателя Комитета России по финансовому мониторингу. В 2004 году стал заместителем руководителя Федеральной службы по финансовому мониторингу, Росфинмониторинг. С 2007 по 2008 год Чиханчин руководил Секретариатом Председателя Правительства России.

Распоряжением Правительства России от 22 мая 2008 года Юрий Чиханчин назначен на должность руководителя Федеральной службы по финансовому мониторингу. С 13 июня 2012 года является Директором службы. На своем посту координирует и контролирует работу Управления безопасности и защиты информации, Управления и аппарата Директора.

Параллельно со своей основной работой, с 2011 по 2013 год возглавлял Евразийскую группу по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Переизбран Председателем в 2015 году. Возглавляет Совет руководителей подразделений финансовой разведки государств, участников Содружества Независимых Государств.

Указом Президента Российской Федерации Юрию Чиханчину в марте 2016 года на пять лет продлили срок федеральной государственной гражданской службы сверх установленного предельного возраста. Является Действительным государственным Советником первого класса. Входит в состав Национального антитеррористического комитета, а также в попечительский совет Всероссийского физкультурно-спортивного общества «Динамо».

Владимир Путин 12 ноября 2019 года провел рабочую встречу с Юрием Чиханчиным. Глава службы по финансовому мониторингу рассказал Президенту о работе Росфинмониторинга по контролю над использованием денежных средств в рамках нацпроектов, а также о результатах оценки отчета РФ Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег.

С 23 марта 2020 года Юрий Анатольевич Чиханчин является представителем Президента Российской Федерации в Национальном финансовом совете.

Женат, имеет двоих детей.

Награды Юрия Чиханчина

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2011)
Орден Александра Невского (2014)
Почетная грамота Президента Российской Федерации 
Благодарности Президента РФ, Председателя Правительства РФ и Федерального Собрания России