Общая информация
НАК – орган исполнительной власти, основным предназначением которого является координация антитеррористической деятельности различных государственных служб и ведомств.
В состав Национального антитеррористического комитета входит практически все высшее руководство страны
Директор ФСБ провел совещание НАК по защите объектов транспорта
федеральная служба безопасности рф (фсб россии)
национальный антитеррористический комитет рф
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
безопасность, россия, александр бортников, федеральная служба безопасности рф (фсб россии), национальный антитеррористический комитет рф
образован по Указу Президента России «О мерах по противодействию терроризму» от 15 февраля 2006 года. Председателем Национального антитеррористического комитета по должности является директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
НАК обеспечивает координацию деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти по противодействию терроризму, а также готовит соответствующие предложения Президенту.Кроме того, НАК разрабатывает меры по противодействию терроризму, устранению способствующих ему причин и условий, участвует в международном сотрудничестве в этой сфере, а также решает иные задачи, предусмотренные законодательством РФ по противодействию терроризму.
В субъектах Российской Федерации образованы антитеррористические комиссии. Их возглавляют высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ.
Для организации планирования применения сил и средств по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями в составе НАК образован Федеральный оперативный штаб, а в субъектах РФ образованы оперативные штабы.
Цели и задачи
В Российской Федерации в целях обеспечения и защиты основополагающих прав и свобод человека и гражданина функционирует общегосударственная система противодействия терроризму, правовую основу которой составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и национальное законодательство России.
По решению Президента Российской Федерации в целях совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму 15 февраля 2006 года был образован Национальный антитеррористический комитет — коллегиальный орган, координирующий и организующий антитеррористическую деятельность органов государственной власти на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Председателем Комитета является директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Основными задачами Комитета являются разработка мер по противодействию терроризму, участие в международном сотрудничестве, подготовка предложений Президенту России по формированию государственной политики и совершенствованию законодательства в этой области, а также организация информирования населения о возникновении и нейтрализации угроз террористической направленности.
В субъектах Российской Федерации координацию деятельности территориальных органов государственной власти по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений осуществляют антитеррористические комиссии, возглавляемые высшими должностными лицами соответствующих субъектов.
Основными задачами Комитета является разработка мер по противодействию терроризму, участие в международном сотрудничестве, подготовка предложений Президенту России по формированию государственной политики и совершенствованию законодательства в этой области, а также организация информирования населения о возникновении и нейтрализации угроз террористической направленности.
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Что такое национальный антитеррористический комитет и чем он занимается?
Национальный антитеррористический комитет (НАК) был образован еще в 2006 году, но до сих пор далеко не все представляют себе, что это за организация и чем именно она занимается.
Решение Президента Российской Федерации о создании НАК было вызвано эскалацией угроз со стороны международных террористических организаций.
С 1990-го по 2006-й в нашей стране было совершено более 70 жесточайших терактов: подрывы жилых домов, самолетов и поездов; массовые захваты заложников, бандитские рейды по регионам. Погибло свыше 1600 мирных граждан и около 400 сотрудников спецслужб и правоохранительных органов.
Кто руководит Национальным антитеррористическим комитетом?
Для чего в НАК РФ входят депутаты и сенаторы?
Они в полной мере могут оценить, насколько урегулирован тот или иной вопрос в законодательном плане. Если в ходе обсуждения выясняется, что нужны коррективы действующего законодательства, их вносят максимально оперативно.
Как построено взаимодействие НАК с институтами гражданского общества?
Грань, отделяющая увлечение экстремистским контентом в соцсетях от участия в противоправной деятельности, очень размыта. Если человек интересуется дикими, с точки зрения норм общества, вещами: сайтами с расчленением тел, пытками или издевательствами над животными, прямого отношения к терроризму это не имеет, скорее всего, это просто любопытство. Когда же такой человек из-за неудовлетворенного самолюбия начинает, например, вынашивать планы о том, чтобы перестрелять своих одноклассников, — это уже совсем другое дело. Намерение, воплощенное в конкретные действия, сразу ставит его в разряд преступников.
Каким образом Национальный антитеррористический комитет противодействует идеологии терроризма?
Речь идет о предупреждении вовлечения в террористическую деятельность, прежде всего — молодежи. Конечно, НАК беспокоят и «колумбайнеры», и различные суицидальные группы, а также агрессивные направления молодежной субкультуры. Порой от подобного рода увлечений до преступлений — один шаг.
Как можно удержать молодых людей от вступления на путь терроризма?
Одним из важных направлений деятельности НАК является активная работа в виртуальном пространстве, которое стало настоящим полем схватки за умы и души молодежи. Главный аспект этой работы делается на формировании антитеррористического сознания молодежи. Это осуществляется одновременно с искоренением экстремистского контента и пресечением попыток вовлечения молодых людей в преступную деятельность. Разумеется, полностью оградить неокрепшие души от террористической пропаганды невозможно, поэтому задача заключается в том, чтобы привлечь их внимание к материалам, формирующим антитеррористическое сознание, которые были бы интересны, убедительны, креативны. Прямолинейное пропагандистское воздействие в форме лозунгов и призывов чаще всего вызывает скептическую реакцию. Любой запрет для подростка всегда сладок, а вот мерами воспитания, психологического воздействия, вовлечения в созидательную, позитивную деятельность это сделать можно. На это и нацелены основные инструменты профилактики терроризма.
Каковы результаты работы НАК РФ за пятнадцать лет?
Среди основных, определенных за это время приоритетов — организация борьбы с активными бандами и «спящими ячейками», противодействие распространению идеологии терроризма; обеспечение антитеррористической защищенности объектов промышленности, транспорта и мест массового пребывания людей; повышение эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти по выявлению и пресечению каналов финансирования и другого ресурсного обеспечения террористической деятельности.
Один из основных показателей успешной работы силовых структур в области борьбы с терроризмом — снижение за десять лет в 260 раз количества совершенных в стране преступлений террористической направленности, носящих насильственный характер, то есть взрывов, захватов заложников, убийств сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих и гражданских лиц. При этом если в 2010 году предотвращалось всего около 10% таких преступлений, то в 2018-м — уже около 80%, а в 2020-м правоохранительными органами на стадии подготовки были пресечены 96% планировавшихся бандитами нападений — 72 из 75.
Объединенные, нацеленные на решение конкретных задач усилия НАК РФ получили широкую поддержку в обществе. Почти две трети граждан, отвечая на вопросы социологов, положительно оценили проводимую в стране работу по противодействию терроризму. Если восемь лет назад около 10% граждан считали возможность совершения террористического акта в их населенном пункте весьма вероятной, то сегодня их количество снизилось почти вдвое. Подобная позиция — наглядное подтверждение результативности деятельности НАК по объединению и координации усилий государственных органов и институтов гражданского общества в противодействии современным вызовам терроризма.
В целях своевременной нейтрализации выявляемых в ходе мониторинга новых террористических угроз и эффективного реагирования на изменения в тактике деятельности террористов Национальный антитеррористический комитет видит свою задачу в дальнейшей выработке и реализации мер, направленных на совершенствование общегосударственной системы противодействия терроризму и ее региональных элементов.
Сказалась ли пандемия коронавирусной инфекции на противодействии терроризму?
УКАЗ
В целях совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму постановляю:
1. Образовать Национальный антитеррористический комитет (далее – Комитет).
2. Установить, что председателем Национального антитеррористического комитета (далее – председатель Комитета) по должности является директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
3. Образовать для координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации.
Руководителями антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации по должности являются высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.
4. Для организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями образовать:
а) в составе Комитета – Федеральный оперативный штаб;
б) оперативные штабы в субъектах Российской Федерации.
(Пункт в редакции Указа Президента Российской Федерации от 02.08.2006 № 832с)
41. Возложить функцию по непосредственному руководству специальными силами и средствами по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических актов на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, на оперативные штабы в субъектах Российской Федерации, на территориях которых дислоцируются указанные силы и средства.
Абзац. (Утратил силу – Указ Президента Российской Федерации от 26.12.2015 № 664)
(В редакции указов Президента Российской Федерации от 02.08.2006 № 832с; от 10.11.2009 № 1267 – вступает в силу с 1 октября 2009 г.)
а) решения Федерального оперативного штаба, принятые в соответствии с его компетенцией, обязательны для всех государственных органов, представители которых входят в его состав и в состав оперативных штабов в субъектах Российской Федерации;
б) решения оперативных штабов в субъектах Российской Федерации, принятые в соответствии с их компетенцией, обязательны для всех государственных органов, представители которых входят в их состав.
а) руководителя Федерального оперативного штаба назначает председатель Комитета;
б) руководителями оперативных штабов в субъектах Российской Федерации по должности являются руководители территориальных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации в соответствующих субъектах Российской Федерации, если председателем Комитета не принято иное решение; (В редакции указов Президента Российской Федерации от 02.08.2006 № 832с; от 10.11.2009 № 1267 – вступает в силу с 1 октября 2009 г.)
в) (Утратил силу с 1 октября 2009 г. – Указ Президента Российской Федерации от 10.11.2009 № 1267)
г) (Утратил силу – Указ Президента Российской Федерации от 29.07.2017 № 345)
7. (Утратил силу – Указ Президента Российской Федерации от 02.08.2006 № 832с)
71. Министерству внутренних дел Российской Федерации совместно с Министерством обороны Российской Федерации до 15 декабря 2006 г. представить в установленном порядке предложения по реорганизации Объединенной группировки, предусмотрев возможность поэтапного вывода в 2007 – 2008 годах подразделений внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и Вооруженных Сил Российской Федерации, дислоцированных в Чеченской Республике на временной основе. (Дополнен – Указ Президента Российской Федерации от 02.08.2006 № 832с)
8. (Утратил силу – Указ Президента Российской Федерации от 26.12.2015 № 664)
81. (Утратил силу – Указ Президента Российской Федерации от 26.12.2015 № 664)
9. (Утратил силу – Указ Президента Российской Федерации от 26.12.2015 № 664)
а) (Утратил силу – Указ Президента Российской Федерации от 26.12.2015 № 664)
б) (Утратил силу – Указ Президента Российской Федерации от 02.09.2012 № 1258)
в) состав антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации по должностям;
г) состав Федерального оперативного штаба по должностям;
д) состав оперативного штаба в субъекте Российской Федерации по должностям; (В редакции указов Президента Российской Федерации от 02.08.2006 № 832с; от 10.11.2009 № 1267 – вступает в силу с 1 октября 2009 г.)
е) (Утратил силу с 1 октября 2009 г. – Указ Президента Российской Федерации от 10.11.2009 № 1267)
11. Образовать для организационного и материально-технического обеспечения деятельности Комитета, Федерального оперативного штаба и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации:
а) в составе Федеральной службы безопасности Российской Федерации – аппарат Национального антитеррористического комитета;
б) в органах федеральной службы безопасности – аппараты соответствующих оперативных штабов.
а) положение об антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации и ее регламент утверждаются председателем Комитета;
б) организационное и материально-техническое обеспечение деятельности антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации осуществляется высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.
13. Увеличить штатную численность центрального аппарата:
а) Федеральной службы безопасности Российской Федерации – на 300 единиц;
б) Федеральной службы охраны Российской Федерации – на 7 единиц.
а) структура аппаратов Комитета, Федерального оперативного штаба и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации, штатная численность указанных аппаратов и порядок их комплектования определяются директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации;
б) должности в аппаратах Комитета, Федерального оперативного штаба и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации подлежат замещению федеральными государственными служащими, в том числе военнослужащими органов федеральной службы безопасности, а также прикомандированными к Федеральной службе безопасности Российской Федерации военнослужащими и сотрудниками федеральных органов исполнительной власти по согласованию с такими органами.
15. Председателю Комитета, руководителям Федерального оперативного штаба и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации в месячный срок утвердить их персональный состав.
а) в 2-месячный срок утвердить:
положения о Федеральном оперативном штабе и оперативных штабах в субъектах Российской Федерации;
положения об аппаратах Комитета, Федерального оперативного штаба и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации, а также их структуру;
б) в 3-месячный срок внести в установленном порядке предложения по совершенствованию управления контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации;
в) в 4-месячный срок утвердить положение об антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации и ее регламент.
17. Правительству Российской Федерации:
а) в 2-месячный срок представить предложения по приведению актов Президента Российской Федерации в соответствие с настоящим Указом;
б) в 3-месячный срок решить в установленном порядке финансовые, материально-технические и иные вопросы, связанные с реализацией настоящего Указа;
в) привести свои акты в соответствие с настоящим Указом.
18. Федеральной службе безопасности Российской Федерации в 2-месячный срок представить в установленном порядке предложения:
а) о внесении изменений в Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации;
б) о внесении изменений в перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в органах федеральной службы безопасности;
в) об изменении общего количества воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1 ранга) в органах федеральной службы безопасности.
19. Признать утратившими силу:
распоряжение Президента Российской Федерации от 13 сентября 2004 г. № 421-рп “Об образовании Комиссии по вопросам координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в Южном федеральном округе” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 38, ст. 3792);
распоряжение Президента Российской Федерации от 29 октября 2004 г. № 511-рп “О внесении изменений в состав Комиссии по вопросам координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в Южном федеральном округе, утвержденный распоряжением Президента Российской Федерации от 13 сентября 2004 г. № 421-рп” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 44, ст. 4345);
распоряжение Президента Российской Федерации от 18 февраля 2005 г. № 62-рп “О Комиссии по вопросам координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в Южном федеральном округе” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 8, ст. 646).
20. Настоящий Указ вступает в силу со дня вступления в силу Федерального закона “О противодействии терроризму”.
Президент Российской Федерации В.Путин
УТВЕРЖДЕНОУказом ПрезидентаРоссийской Федерацииот 15 февраля 2006 г.№ 116
ПОЛОЖЕНИЕ о Национальном антитеррористическом комитете
(Утратило силу – Указ Президента Российской Федерации от 26.12.2015 № 664)
УТВЕРЖДЕНуказом ПрезидентаРоссийской Федерацииот 15 февраля 2006 г.№ 116
СОСТАВ Национального антитеррористического комитета по должностям
УТВЕРЖДЕН Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 02.08.2006 № 832с)
СОСТАВ антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации по должностям
Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации (председатель комиссии)
Начальник территориального органа ФСБ России (заместитель председателя комиссии)
Представитель законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (по согласованию)
Начальник территориального органа МВД России
Начальник Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации
Абзац (Утратил силу – Указ Президента Российской Федерации от 07.12.2016 № 656)
Начальник Центра специальной связи и информации ФСО России в субъекте Российской Федерации*
* По решению председателя антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации в состав комиссии могут включаться иные должностные лица федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами.
СОСТАВ Федерального оперативного штаба по должностям
Министр внутренних дел Российской Федерации (заместитель руководителя штаба)
Заместитель директора ФСБ России – руководитель аппарата Национального антитеррористического комитета (заместитель руководителя штаба) (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 02.08.2006 № 832с)
Министр обороны Российской Федерации (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 04.11.2007 № 1470)
Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Министр иностранных дел Российской Федерации
Директор СВР России
Директор ФСО России
Директор Росфинмониторинга (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 02.09.2012 № 1258)
Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации – первый заместитель Министра обороны Российской Федерации (Дополнен – Указ Президента Российской Федерации от 08.08.2008 № 1188)
Заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 26.06.2013 № 579)
Абзац (Утратил силу – Указ Президента Российской Федерации от 07.12.2016 № 657)
Председатель Следственного комитета Российской Федерации (Дополнен – Указ Президента Российской Федерации от 26.06.2013 № 579)
Директор Росгвардии – главнокомандующий войсками национальной гвардии Российской Федерации (Дополнен – Указ Президента Российской Федерации от 07.12.2016 № 657)
УТВЕРЖДЕН Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 02.08.2006 № 832с)
СОСТАВ оперативного штаба в субъекте Российской Федерации по должностям
Начальник территориального органа ФСБ России (руководитель штаба)*
Начальник территориального органа МВД России (заместитель руководителя штаба)
Представитель Вооруженных Сил Российской Федерации (по согласованию)
Заместитель высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации**
Начальник территориального органа Росгвардии (Дополнен – Указ Президента Российской Федерации от 29.07.2017 № 345)
Руководитель следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации (Дополнен – Указ Президента Российской Федерации от 25.11.2019 № 569)
* Если председателем Национального антитеррористического комитета не принято иное решение.
** По решению руководителя оперативного штаба в субъекте Российской Федерации в состав штаба могут включаться иные должностные лица федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 10.11.2009 № 1267 – вступает в силу с 1 октября 2009 г.)
СОСТАВ оперативного штаба в Чеченской Республике по должностям
За эти десять лет в России создана мощная общенациональная система противодействия терроризму. В результате ее работы в стране отмечается поэтапное снижение террористической активности.
История создания НАК
В конце ХХ века терроризм стал глобальным явлением. Россия одной из первых столкнулась с ним, понеся значительные человеческие и материальные потери. Возникла реальная угроза территориальной целостности государства. Все это требовало от руководства РФ неотложных и решительных действий по созданию адекватной системы борьбы с терроризмом.
НАК рассказал о противодействии террористам в России
После произошедшего в сентябре 2004 года одного из крупнейших и наиболее циничных терактов в современной истории — захвата школы в городе Беслане (Северная Осетия), жертвами которого стали 342 человека, в том числе 186 детей, президентом России Владимиром Путиным было принято решение кардинально изменить подходы к антитеррористической деятельности.
“Борьба с терроризмом должна стать в полном смысле общенациональным делом, и потому так важно активное участие в ней всех институтов политической системы, всего российского общества”, – сказал Путин на расширенном заседании правительства РФ в сентябре 2004 года.
В начале 2006 года федеральным законом “О противодействии терроризму” и президентским указом “О мерах по противодействию терроризму” было закреплено создание качественно новой, общегосударственной системы противодействия этому опасному явлению.
В основу ее формирования был положен переход от преимущественно силового подавления очагов терроризма (борьбы с терроризмом) к комплексной работе в этой сфере (противодействию терроризму). Новая система включила в себя меры по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов, а также деятельность по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений.
Десятого марта 2006 года в качестве основной организационной координирующей структуры для этой работы был образован Национальный антитеррористический комитет (НАК). Для организации межведомственного взаимодействия по пресечению террористических актов и управления контртеррористическими операциями в его составе был создан Федеральный оперативный штаб (ФОШ).
В эти государственные органы входят руководители Федеральной службы безопасности, министерства внутренних дел, министерства транспорта, министерства здравоохранения и других государственных структур. Важной особенностью комитета является то, что в него, помимо руководителей федеральных органов исполнительной власти, входят также представители руководства обеих палат российского парламента, администрации президента РФ и правительства России. Председателем НАК по должности является директор ФСБ России.
Основа противодействия терроризму
Работа по противодействию терроризму организована во всех регионах страны, где созданы соответствующие антитеррористические комиссии (АТК), возглавляемые главами субъектов РФ, и оперативные штабы, которые возглавляют начальники территориальных органов безопасности.
В морских районах России появятся штабы по борьбе с терроризмом
Сейчас заканчивается создание соответствующих структур и в первичном звене управления — муниципальных образованиях, что позволит завершить в полном объеме формирование единой вертикали антитеррористической системы от федерального до местного уровня.
Для обеспечения на постоянной основе функционирования НАК и ФОШ, анализа состояния общегосударственной системы противодействия терроризму, подготовки необходимых предложений по ее оптимизации, а также для осуществления контроля и оказания практической и методической помощи антитеррористическим комиссиям и оперативным штабам в регионах России в составе ФСБ создан аппарат Национального антитеррористического комитета.
Таким образом, организационная основа противодействия терроризму представлена в настоящее время в виде двух взаимоувязанных вертикалей, осуществляющих управление антитеррористическими мероприятиями в РФ. Первую из них составляют структуры, координирующие работу органов исполнительной власти по профилактике терроризма, а также минимизации и ликвидации его проявлений: НАК и АТК. Вторую вертикаль — структуры, осуществляющие управление мероприятиями по борьбе с терроризмом: ФОШ и оперативные штабы в регионах.
Комплексный подход
Созданная система имеет ряд значимых черт.
Прежде всего, это комплексное решение вопросов по всем трем направлениям противодействия терроризму — его предупреждению, выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению терактов; борьбе с терроризмом; минимизации и ликвидации последствий его проявлений.
ФСБ: число отказавшихся от экстремизма и терроризма выросло
При этом в последнее время основные усилия сосредотачиваются именно на профилактике терроризма, в том числе на противодействии его идеологии. В целях противодействия терроризму государством проводится активная предупредительно-профилактическая работа. Реализуется комплексный план противодействия идеологии терроризма в РФ на 2013–2018 годы.
НАК уделяет значительное внимание профилактике деструктивных процессов в молодежной среде. В России ведется целенаправленная работа по информационному противодействию терроризму. Осуществляются мероприятия по разъяснению сущности и общественной опасности терроризма, которые способствуют формированию стойкого неприятия обществом террористической идеологии. Совершенствуются механизмы, способствующие эффективной реализации мероприятий по противодействию идеологии терроризма. За последние годы в сфере образования проделана огромная работа по гармонизации межнациональных отношений, воспитанию у учащихся активной гражданской позиции, патриотизма, неприятию идеологии терроризма и экстремизма.
Кроме того, есть четкое разделение компетенций в области противодействия терроризму между различными органами исполнительной власти.
Руководители всех координационных структур (НАК, ФОШ, антитеррористические комиссии и оперативные штабы в регионах) наделены необходимым объемом правомочий. Они вправе и обязаны единолично, без предварительного согласования с федеральными властями, принимать на местах решения и организовывать их реализацию в рамках предоставленных им полномочий. В состав НАК и ФОШ включены исключительно руководители заинтересованных министерств и ведомств, они наделены правом единолично принимать окончательные решения.
Обязательность исполнения решений НАК органами государственной власти, организациями, должностными лицами и гражданами закреплена на законодательном уровне. Установлена административная ответственность за неисполнение решений НАК.
Усилена персональная ответственность соответствующих руководителей (в сфере противодействия терроризму — глав субъектов РФ, в сфере борьбы с терроризмом – руководителей территориальных органов ФСБ).
В России регулярно проводятся международные антитеррористические учения, на которые в качестве наблюдателей приглашаются представители различных зарубежных государств и международных организаций.
Как отмечают специалисты, в результате указанных изменений были устранены системные недостатки ранее действовавшего антитеррористического законодательства, разработан юридический институт профилактики терроризма, которая ранее рассматривалась как вспомогательное средство при пресечении террористических проявлений. Появилось понимание того, что терроризм — это сложное социально-политическое явление, а не обычное уголовно наказуемое правонарушение и в борьбе с ним не может преобладать один силовой подход.
Правовое обеспечение
Параллельно со структурной работой совершенствовалась нормативно-правовая база для противодействия терроризму.
В развитие действующего законодательства 5 октября 2009 года президентом России была утверждена концепция противодействия терроризму в России — основополагающий документ, дополнивший положения федерального закона “О противодействии терроризму” и сформулировавший ключевые подходы РФ к организации дальнейшей антитеррористической деятельности.
При разработке концепции были учтены такие фундаментальные факторы, как расширение географии терроризма и интернациональный характер террористических организаций, повышение уровня организованности террористической деятельности, создание крупных террористических формирований с развитой инфраструктурой. Учитывались также стремление террористов завладеть оружием массового поражения, попытки использования терроризма как инструмента вмешательства во внутренние дела государств.
В декабре 2015 года указом президента России была утверждена стратегия национальной безопасности РФ, также вышел президентский указ “О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму”, которым утверждено новое положение о НАК.
С учетом того, что силовые меры по борьбе с терроризмом дают лишь временный эффект, не позволяя полностью его искоренить, в отечественном законодательстве большое внимание уделяется предупреждению (профилактике) терроризма. Эта работа идет по ряду основных направлений — созданию системы противодействия идеологии терроризма; осуществлению мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств; усилению контроля за соблюдением административно-правовых режимов.
Не менее важной признается и забота о людях, пострадавших при совершении теракта. В ходе реализации мер по минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма решаются задачи по оказанию экстренной медицинской помощи, проведению аварийно-спасательных и противопожарных мероприятий, социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате теракта, и лиц, участвовавших в его пресечении, возмещению морального и материального вреда лицам, пострадавшим в результате теракта.
Особое место в концепции уделено ресурсному обеспечению антитеррористической деятельности.
В рамках соответствующих федеральных целевых программ комплексно реализуются мероприятия, позволяющие установить единую систему подготовки сотрудников различных ведомств, специализирующихся на борьбе с терроризмом, совершенствовать современные специальные технические комплексы и способы получения упреждающей информации о действиях и намерениях террористических группировок. Кроме того, в рамках ФЦП разрабатываются новое оборудование и вооружение для пресечения террористических актов.
Важным этапом работы по совершенствованию антитеррористического законодательства стало создание развивающей мировую практику уровневой системы ситуационного реагирования на террористические угрозы. В рамках этой системы предусматривается возможность установления трех уровней террористической опасности: повышенный — “синий”, высокий — “желтый”, критический — “красный”.
Введение уровней террористической опасности не ограничивает прав и свобод граждан, но предусматривает необходимость принятия дополнительных мер органами власти по недопущению возможного террористического акта. Кроме того, в рамках данной системы уровней террористической опасности предъявляются более высокие требования к взаимодействию между руководителями оперативных штабов и антитеррористических комиссий в субъектах РФ.
Достигнутые результаты
В целом, в результате принятых мер в России отмечается поэтапное снижение террористической активности.
В декабре 2015 года на совместном заседании Национального антитеррористического комитета и Федерального оперативного штаба директор ФСБ Александр Бортников отметил, что ситуация в области противодействия терроризму в Российской Федерации сохранила тенденцию к нормализации, но остается сложной.
Основные террористические угрозы, как и ранее, обусловлены деятельностью бандгрупп на Северном Кавказе. По-прежнему остро стоит проблема противодействия ресурсному обеспечению террористической деятельности. Продолжался подбор и вербовка российских граждан для участия в международных террористических организациях. Не снижается активность распространения террористической и экстремистской идеологии через интернет. Сохраняется опасность совершения терактов в Крыму и в других приграничных с Украиной регионах России.
Получили развитие угрозы, исходящие от запрещенной в России группировки “Исламское государство” и других международных террористических организаций.
Российские спецслужбы делают все, чтобы на ранней стадии нанести упреждающие удары по боевикам, готовящимся совершить преступления на территории РФ. Как правило, это противоборство скрыто от глаз общественности и не становится достоянием гласности. И только по отдельным официальным сообщениям граждане могут судить об эффективности мер контртеррористического противодействия.
Так, некоторое время назад террористы ИГ предприняли попытку заброски в Россию группы в составе десяти человек. Группа была снабжена тщательно разработанной легендой, согласно которой ее члены, якобы занимались бизнесом в Турции, а затем перегонкой автомашин из Польши в Россию.
Однако этим планам не суждено было сбыться — во взаимодействии со спецслужбами из других стран российские органы безопасности отследили прибытие первой группы бандитов в Россию и своевременно пресекли ее деятельность. Сейчас все бандиты находятся под следствием.
К важным результатам работы в 2015 году следует отнести то, что не допущено активизации террористической деятельности на территории Северного Кавказа и ее переноса за пределы региона. Удалось предотвратить 30 преступлений, большая часть из которых – на территории СКФО. Во всех субъектах СКФО отмечается устойчивая динамика снижения количества таких преступлений.
В целом по стране число преступлений террористической направленности, представляющих угрозу жизни и здоровью граждан, уменьшилось в 2,5 раза.
В ходе контртеррористических операций и оперативно-боевых мероприятий в прошлом году ликвидировано 156 боевиков, в том числе – 36 главарей. Среди них несколько руководителей международной террористической организации “Имарат Кавказ”, в том числе Алиасхаб Кебеков и Магомед Сулейманов. Нейтрализовано 20 лидеров бандгрупп, присягнувших ИГ. В качестве одного из важных итогов антитеррористической работы отмечалось, что ликвидация основных главарей практически парализовала деятельность управленческого звена бандподполья.
Помимо нейтрализации активных членов бандподполья, в 2015 году слаженные действия силовых структур ФСБ, МВД и Минобороны при координирующей роли оперативных штабов и антитеррористических комиссий в субъектах РФ позволили нанести существенный ущерб материально-ресурсной базе бандформирований.
В результате были выявлены и уничтожены 387 тайников и баз боевиков. Обезврежено 175 самодельных бомб. Изъято более 3,5 тонн взрывчатки, около трех тысяч мин, снарядов и гранат, более тысячи единиц огнестрельного оружия и 168 тысяч патронов. Кроме того, на территории России ликвидировано 42 подпольных мастерских и лабораторий по изготовлению самодельных взрывных устройств, ремонту и переделке стрелкового оружия.
Российский опыт для мира
Достигнутые успехи, по мнению специалистов, объясняются, прежде всего, надлежащей реализацией норм антитеррористического законодательства и функционированием эффективной системы противодействия терроризму в РФ.
Значимый результат принимаемых антитеррористических мер во многом обусловлен слаженностью и согласованностью действий всех взаимодействующих структур, и российский опыт это наглядно доказывает. По мнению специалистов, именно в этом — профилактике терроризма, в том числе противодействии его идеологии, упреждающем формировании и обучении привлекаемых к силовым операциям сил и средств, а также в эффективности проводимых контртеррористических мероприятий заключаются основные условия повышения результативности всей системы противодействия терроризму.
Следует отметить, что НАК и входящие в его состав структуры в полной мере реализует право граждан на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов. Проводится своевременное информирование населения о преступлениях террористической направленности или об угрозах их совершения, а также о мерах по минимизации и ликвидации последствий таких преступлений. Наиболее значимая информация публикуется на официальном интернет-портале НАК, где все желающие могут найти ответы на многие интересующие вопросы о деятельности по противодействию терроризму в России.
Национальный антитеррористический комитет не намерен останавливаться на достигнутом. С течением времени общегосударственная система противодействия терроризму будет развиваться, становиться гибче, приобретать более глобальный, в том числе международный характер, для чего к диалогу приглашаются все заинтересованные международные организации и отдельные страны. Россия к такому сотрудничеству готова.
Задачи и полномочия
Основной задачей НАК является координация деятельности всех специальных служб, государственных учреждений и ведомств, а также органов местного самоуправления в противодействии террористической угрозы. НАК принимает решение по данному вопросу и контролирует эффективность их выполнения. Кроме того, комитет выполняет следующие функции:
НАК России имеет право запрашивать необходимую ему информацию у любых центральных и местных органов власти, отдельных чиновников и общественных организаций. Создавать новые рабочие органы для непосредственного противодействия угрозам или принятия необходимых решений. Привлекать «гражданских» специалистов или должностных лиц для решения проблем. Вносить предложения для рассмотрения правительству или главе державы.
История и предпосылки создания НАК
Скорее всего, мы никогда не узнаем о многих антитеррористических операций, проведенных под руководством НАК, – большинство из них находится под грифом «совершенно секретно». Лишь иногда журналистам удается выяснить, когда и какие угрозы были ликвидированы.
Теракт в Беслане стал главной предпосылкой создания НАК. Эта трагедия показала, что противодействие терроризму требует новых подходов
Северный Кавказ
Скоординированные усилия разных ведомств дали хороший результат – в течение нескольких лет террористическое подполье на Кавказе было в основном подавлено, а общая обстановка в регионе нормализирована. Благодаря деятельности НАК удалось купировать угрозу в пределах Северного Кавказа и не дать ей распространиться по другим областям и регионам.
НАК доказал свою эффективность на Северном Кавказе
Позже аналогичные программы были объявлены еще в нескольких регионах страны. Более того, в них появились специальные комиссии, облегчающие бывшим террористам адаптацию к нормальной жизни.
НАК и Сирия
Гражданский конфликт в Сирии начался в 2011 году, террористические организации с самого начала принимали в нем самое активное участие. В их рядах было значительное количество выходцев с Кавказа, других российских мусульманских регионов и бывших среднеазиатских советских республик. Поэтому после ввода российских войск в Сирию существовала серьезная опасность начала террористической войны на нашей территории.
После начала сирийской кампании опасность террористических актов на территории России значительно возросла
Электронные угрозы
Пресечение распространения радикальных идей среди подрастающего поколения – одно из основных направлений деятельности НАК. Несколько лет назад была принята комплексная программа по противодействию идеологии терроризма. В ее состав входит несколько компонентов. Во-первых, это контрпропаганда, которая представляет собой широкую разъяснительную кампанию, формирующую стойкое неприятие радикальных идей в обществе. Во-вторых, работа над созданием эффективных механизмов защиты российского информационного пространства от проникновения в него террористических идей. Другими словами, специальные службы отслеживают вредоносные аккаунты и сайты, блокируют подозрительные электронные адреса и отменяют их регистрации. Третий элемент борьбы с распространением радикальных идей в интернете – это совершенствование российского законодательства.
Параллельно с этим ведется работа над противодействием финансирования терроризма. В 2018 году президентом была утверждена соответствующая концепция, которая сможет не только перекрыть «финансовый кислород» террористам, но и повысить прозрачность российской экономики. В разработке документа также принимали участие специалисты НАК.
Бортников провел совещание НАК по защите объектов транспорта в условиях спецоперации
“Директор ФСБ России провел заседание Национального антитеррористического комитета. В заседании приняли участие руководители федеральных министерств и ведомств. Рассмотрены вопросы обеспечения антитеррористической защищенности объектов транспорта в условиях проведения СВО”, – говорится в сообщении информационного центра НАК. В релизе сообщается, что с февраля прошлого года на объектах транспорта в России предотвращено 28 диверсий и террористических актов.
В НАК рассказали, как российскую молодежь подбивают на теракты
Национальный антитеррористический комитет (НАК)
Национальный антитеррористический комитет стал «мозговым центром» в борьбе с террористической угрозой
Терроризм считается одним из главных вызовов современности. Для противодействия ему выделяются огромные ресурсы и финансовые средства. В 2006 году в нашей стране был создан специальный орган для борьбы с подобными угрозами – Национальный антитеррористический комитет (НАК).