Указом Президента РФ от 16 августа 2021 года N 478 утверждён Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы. Документ задает векторы движения в государственной политике в этой сфере для законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти; внебюджетных фондов, публично-правовых компаний и госкорпораций.
По сути, НПК определяет, какие законодательные инициативы и решения Правительства будут реализованы для борьбы с коррупцией до 2024 года.
Раздел I. Совершенствование системы запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции в отдельных сферах деятельности
Предусматривает исключение коррупционных рисков:
Верховному Суду РФ рекомендовано установить обязанность судьи подать заявление о прекращении своих полномочий при нежелании соблюдать антикоррупционные ограничения и запреты.
Предполагается ввести запрет на приём по трудовому договору в федеральные государственные органы граждан, которые были освобождены от судебного преследования с назначением судебного штрафа за коррупционные правонарушения по ст. 76.2 УК РФ.
Раздел II. Повышение эффективности мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов
Предлагается включить в перечень граждан и юридических лиц, с которыми может быть связана личная заинтересованность должностного лица:
Минтруд должен разработать до конца 2023 года методические рекомендации по проведению антикоррупционных проверок. В информационном обмене в этой сфере будут задействованы ФНС России, органы ЗАГС, профессиональные участники рынка ценных бумаг, БКИ.
Предполагается распространить практику предоставления сведений о доходах, расходах и имуществе на случаи переизбрания или перевода на другую должность государственного или муниципального служащего.
Раздел IV. Совершенствование правового регулирования ответственности за несоблюдение антикоррупционных стандартов
Правительству РФ поручено подготовить предложения до 1 августа 2022 года по порядку привлечения к ответственности за несоблюдение антикоррупционных стандартов и.о. глав субъектов РФ.
Предполагается установить для лиц, уволенных в связи с утратой доверия с государственной или муниципальной службы, временный запрет на занятие должностей , в т.ч., в госкорпорациях, публично-правовых компаниях.
Раздел V. Применение мер административного, уголовного и уголовно-процессуального воздействия и уголовного преследования
Предполагается ужесточить ответственность за незаконное участие в предпринимательской деятельности, а также посредничество во взяточничестве и коммерческом подкупе.
Раздел VI. Обеспечение защиты информации ограниченного доступа, полученной при осуществлении деятельности в области противодействия коррупции
Минцифры России поручено подготовить предложения по инженерно-техническим решениям для защиты информации ограниченного доступа в антикоррупционной сфере.
Раздел VII. Совершенствование правового регулирования в части, касающейся ограничений, налагаемых на граждан после их увольнения с государственной (муниципальной) службы
Запрет, установленный ч. 1 ст. 12 Закона № 273-ФЗ, предлагается расширить. Бывшие государственные и муниципальные служащие не смогут в течение двух лет после увольнения работать или оказывать услуги по договору ГПХ в организациях, где ведомства или органы местного самоуправления выполняют функции собственника (учредителя).
Раздел VIII. Реализация мер по противодействию коррупции в организациях, осуществляющих деятельность в частном секторе экономики
Рекомендовано продолжить ежегодные независимые исследования «бизнес-барометр коррупции» и всероссийские антикоррупционные акции в предпринимательской среде.
Раздел IX. Совершенствование правовых и организационных основ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации
Предлагается актуализировать Типовое положение о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации и Типовое положение об органе субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 г. N 364.
Предполагается изменение законодательства в сфере закупок в сторону увеличения «прозрачности» процедур.
Генпрокуратуре РФ поручено ежегодно, до 15 апреля, готовить доклад о пресечении взяточничества при заключении государственных и муниципальных контрактов.
Раздел XI. Реализация мер по повышению эффективности антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
Генпрокуратуре РФ поручено ежегодно, до 1 августа, докладывать о проведении антикоррупционной экспертизе НПА и проектов НПА.
Минюст РФ должен организовать проведение обучающих мероприятий для заинтересованных лиц по антикоррупционной экспертизе локальных нормативных актов и проектов ЛНА организаций.
Раздел XII. Повышение эффективности образовательных и иных мероприятий, направленных на антикоррупционное просвещение и популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов
Минтруд России должен разработать и утвердить типовые дополнительные профессиональные программы в области противодействия коррупции до 1 июня 2022 года.
Минпросвещения России поручено внедрять во ФГОС общего образования и среднего профессионального образования положения о формировании у учащихся нетерпимости к коррупционному поведению
Рекомендовано обучать по программам ДПО в сфере антикоррупции государственных и муниципальных служащих; работников публично-правовых компаний, госкорпораций, государственных и муниципальных организаций:
Разделы XIII — XV НПК посвящены популяризации антикоррупционных идей среди населения, развитию волонтерского движения в этой сфере, международному сотрудничеству по реализации Конвенции ООН против коррупции.
Внесение изменений в нормативное регулирование борьбы с коррупцией
Ссылка на полный текст «Национального плана противодействия коррупции на 2021-2024 годы».
О НАЦИОНАЛЬНОМ ПЛАНЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ НА 2021 – 2024 ГОДЫ
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ “О противодействии коррупции” постановляю:
1. Утвердить прилагаемый Национальный план противодействия коррупции на 2021 – 2024 годы.
2. Руководителям федеральных органов исполнительной власти обеспечить в соответствии с Национальным планом противодействия коррупции на 2021 – 2024 годы, утвержденным настоящим Указом (далее – Национальный план), реализацию предусмотренных им мероприятий и внесение до 1 октября 2021 г. соответствующих изменений в планы противодействия коррупции федеральных органов исполнительной власти.
а) Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации, Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Счетной палате Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, Следственному комитету Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг обеспечить в соответствии с Национальным планом реализацию предусмотренных им мероприятий и внесение изменений в свои планы противодействия коррупции;
б) высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и иным государственным органам субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления обеспечить в соответствии с Национальным планом реализацию предусмотренных им мероприятий и внесение изменений в региональные антикоррупционные программы и антикоррупционные программы (планы противодействия коррупции) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
4. Доклады о результатах исполнения пунктов 2 и 3 настоящего Указа в части, касающейся внесения изменений в планы противодействия коррупции, региональные антикоррупционные программы и антикоррупционные программы (планы противодействия коррупции), представить до 1 октября 2021 г.
5. Установить, что, если иное не предусмотрено Национальным планом, доклады о результатах исполнения настоящего Указа и выполнения Национального плана (далее – доклады) представляются:
а) Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, Президенту Российской Федерации;
б) федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, государственными корпорациями (компаниями), государственными внебюджетными фондами и публично-правовыми компаниями, организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации, – в Правительство Российской Федерации для подготовки сводных докладов. Сводные доклады представляются Президенту Российской Федерации в течение одного месяца с установленной Национальным планом даты представления докладов;
в) иными федеральными государственными органами и организациями – Президенту Российской Федерации;
г) высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации – полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах для подготовки сводных докладов. Сводные доклады представляются Президенту Российской Федерации в течение одного месяца с установленной Национальным планом даты представления докладов;
д) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления – высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации для подготовки сводных докладов. Сводные доклады представляются полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах в течение одного месяца с установленной Национальным планом даты представления докладов. Полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах на основании сводных докладов высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации подготавливают свои сводные доклады и представляют их Президенту Российской Федерации в течение двух месяцев с установленной Национальным планом даты представления докладов;
е) организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, – руководителям этих органов для подготовки сводных докладов. Сводные доклады представляются Президенту Российской Федерации в течение одного месяца с установленной Национальным планом даты представления докладов;
ж) организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, – руководителям этих органов для подготовки сводных докладов. Сводные доклады представляются в Правительство Российской Федерации в течение одного месяца с установленной Национальным планом даты представления докладов. Правительство Российской Федерации на основании сводных докладов руководителей указанных федеральных органов исполнительной власти подготавливает свои сводные доклады и представляет их Президенту Российской Федерации в течение двух месяцев с установленной Национальным планом даты представления докладов;
з) организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед иными федеральными государственными органами, – руководителям этих органов для подготовки сводных докладов. Сводные доклады представляются Президенту Российской Федерации в течение одного месяца с установленной Национальным планом даты представления докладов.
6. Установить, что федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации и которые являются основными исполнителями поручений, предусмотренных Национальным планом, представляют в Правительство Российской Федерации подготовленные ими в целях исполнения этих поручений:
а) проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов для их внесения Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы;
б) проекты указов и распоряжений Президента Российской Федерации для их внесения Правительством Российской Федерации в установленном порядке Президенту Российской Федерации на подписание;
в) проекты постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации для их рассмотрения и принятия Правительством Российской Федерации.
7. Установить, что федеральные государственные органы, не указанные в пункте 6 настоящего Указа, являющиеся основными исполнителями поручений, предусмотренных Национальным планом, представляют подготовленные ими в целях исполнения этих поручений проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации в Администрацию Президента Российской Федерации.
8. Президиуму Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции:
а) преобразовать рабочую группу президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции по мониторингу реализации мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции на 2018 – 2020 годы, в рабочую группу президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции по мониторингу реализации мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции;
б) рассматривать ежегодно доклад рабочей группы, названной в подпункте “а” настоящего пункта, о реализации за отчетный период мероприятий, предусмотренных Национальным планом.
9. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией настоящего Указа, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным государственным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
10. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент Российской Федерации В.ПУТИН
Москва, Кремль 16 августа 2021 года N 478
I. Совершенствование системы запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции в отдельных сферах деятельности
1. Правительству Российской Федерации:
а) проанализировать практику, связанную с совмещением должности главы муниципального образования, осуществляющего свои полномочия на непостоянной основе, с должностью в органе местного самоуправления этого муниципального образования и (или) должностью руководителя учреждения либо предприятия этого муниципального образования, на предмет выявления коррупционных рисков, по итогам проведенного анализа до 10 июля 2023 г. представить предложения по совершенствованию правового регулирования в этой сфере;
б) до 15 октября 2021 г. представить предложения по совершенствованию порядка представления лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
в) рассмотреть вопрос о целесообразности возложения обязанности соблюдения системы запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (далее – антикоррупционные стандарты), на лицо, временно исполняющее обязанности по должности, замещение которой предполагает соблюдение этих стандартов. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 1 сентября 2022 г.;
г) проанализировать практику применения ограничений, касающихся получения подарков отдельными категориями лиц и установленных в целях противодействия коррупции, по итогам проведенного анализа до 10 июня 2023 г. представить предложения по совершенствованию правовой регламентации таких ограничений, гармонизации гражданского законодательства и законодательства о противодействии коррупции в части, касающейся регулирования правоотношений в этой сфере, а также по актуализации Типового положения о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 10;
д) проанализировать практику применения федеральными органами исполнительной власти мер по защите лиц, уведомивших представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или иные государственные органы о фактах обращения к ним в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения либо о фактах совершения коррупционных правонарушений, в случае необходимости представить предложения по совершенствованию правового регулирования в этой сфере. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 15 марта 2024 г.;
е) проанализировать практику использования государственными органами и органами местного самоуправления различных каналов получения информации (горячая линия, телефон доверия, электронная приемная), по которым граждане могут конфиденциально, не опасаясь преследования, сообщать о возможных коррупционных правонарушениях, а также практику рассмотрения и проверки полученной информации и принимаемых мер реагирования, в случае необходимости представить предложения по совершенствованию правового регулирования в этой сфере. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 10 апреля 2024 г.;
ж) проанализировать коррупционные риски, связанные с участием государственных гражданских служащих на безвозмездной основе в управлении коммерческими организациями, являющимися организациями государственных корпораций (компаний) или публично-правовых компаний, и их деятельностью в качестве членов коллегиальных органов управления этих организаций. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 1 сентября 2023 г.;
з) до 10 ноября 2021 г. представить предложения:
по установлению обязанности кандидата на должность атамана Всероссийского казачьего общества представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при внесении представления о его назначении на эту должность Президенту Российской Федерации;
по правовому регулированию вопросов, касающихся размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных атаманами войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и атаманом Всероссийского казачьего общества, в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (далее – сеть “Интернет”) и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования;
и) подготовить с участием Генеральной прокуратуры Российской Федерации и до 10 июня 2022 г. представить предложения:
по возложению на депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на иных лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, обязанности уведомлять органы прокуратуры или иные государственные органы обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
по распространению на депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не являющихся лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации, запретов, ограничений и обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ “О противодействии коррупции” (далее – Федеральный закон “О противодействии коррупции”) и другими федеральными законами для лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
2. Администрации Президента Российской Федерации доработать с участием Центрального банка Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающий представление лицами, претендующими на замещение должностей финансовых уполномоченных в сферах финансовых услуг, и лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также проверку полноты и достоверности этих сведений. Доработанный проект федерального закона до 20 ноября 2021 г. представить Президенту Российской Федерации для внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Рекомендовать Верховному Суду Российской Федерации до 1 сентября 2023 г. представить предложения:
а) по установлению обязанности судьи, пребывающего в отставке и не желающего соблюдать запреты и ограничения, связанные со статусом судьи, обратиться в квалификационную коллегию судей по месту прежней работы или постоянного жительства с заявлением о прекращении отставки судьи;
б) по установлению обязанности работодателя (представителя нанимателя) при заключении трудовых договоров (служебных контрактов) с гражданами, имеющими статус судьи в отставке, сообщать о заключении таких договоров (контрактов) в квалификационную коллегию судей по месту прежней работы судьи или его постоянного места жительства, а также об установлении административной ответственности за неисполнение указанной обязанности.
4. Рекомендовать Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации рассмотреть вопрос о возможности разработки типового перечня должностей, при замещении которых на федеральных государственных гражданских служащих аппаратов федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, управлений Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации возлагается обязанность представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представить до 30 мая 2024 г.
5. Генеральной прокуратуре Российской Федерации:
а) подготовить с участием Администрации Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и до 10 декабря 2021 г. представить предложения по детализации сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, размещаемых в сети “Интернет”, с учетом рекомендаций Группы государств против коррупции;
б) подготовить с участием Следственного комитета Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, иных заинтересованных федеральных государственных органов и до 30 января 2023 г. представить предложения:
по установлению запрета на поступление на федеральную государственную службу и ее прохождение в отдельных федеральных государственных органах (исходя из специфики их деятельности), запрета на прием на работу по трудовому договору в эти федеральные государственные органы и осуществление в них трудовой деятельности для граждан, освобожденных от уголовной ответственности за совершение преступлений коррупционной направленности с назначением судебного штрафа в соответствии со статьей 76.2 Уголовного кодекса Российской Федерации;
по установлению ограничений, связанных с назначением на должность руководителя государственного (муниципального) унитарного предприятия или государственного (муниципального) учреждения лица, имеющего неснятую (непогашенную) судимость или подвергавшегося уголовному преследованию за совершение преступлений коррупционной направленности (за исключением случаев, когда уголовное преследование прекращено по реабилитирующим основаниям), а также ограничений, связанных с замещением указанным лицом такой должности.
6. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:
а) подготовить методические рекомендации по вопросам:
соблюдения запретов на занятие предпринимательской деятельностью и участие в управлении коммерческой или некоммерческой организацией, установленных в целях противодействия коррупции;
формирования плана по противодействию коррупции федерального органа исполнительной власти;
б) подготовить обзор правоприменительной практики, связанной с защитой лиц, сообщивших о ставших им известными фактах коррупции.
Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представить до 25 декабря 2023 г.
Президент России Владимир Путин подписал указ о национальном плане противодействия коррупции на 2021–2024 годы. Документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации в понедельник, 16 августа.
«В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» постановляю: 1. Утвердить прилагаемый национальный план противодействий коррупции на 2021–2024 годы», — говорится в тексте документа.
Согласно указу, план противодействия коррупции на 2021–2024 годы «реализуется путем осуществления государственными органами, органами местного самоуправления и организациями мероприятий, направленных на предупреждение коррупции и борьбу с ней, а также на минимизацию и ликвидацию последствий коррупционных правонарушений».
Руководители федеральных органов власти должны обеспечить реализацию мероприятий плана и до 1 октября внести соответствующие изменения в свои ведомственные планы противодействия коррупции, отмечается в документе.
Кроме того, президент поручил кабмину до 15 октября представить предложения по улучшению механизма представления сведений о доходах лицами, замещающими государственные должности.
Помимо этого Генпрокуратура и ЦБ до 3 ноября должны подготовить предложения для получения прокурорами доступа к банковской тайне в рамках дел о коррупции.
17 марта Владимир Путин призвал прокуроров уделять серьезное внимание борьбе с коррупцией. По словам главы государства, в первую очередь это необходимо сделать в таких сферах, как размещение и реализация гражданских и оборонных заказов, а также предоставление госуслуг, использование муниципального и государственного имущества.
Президент подписал указ о Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы. В частности, будет усовершенствован порядок отчета чиновников о доходах и расходах, проанализирована практика получения подарков и сообщений о склонении к коррупции.
Глава государства поручил руководителям федеральных органов власти обеспечить реализацию предусмотренных планом мероприятий и внесение до октября соответствующих изменений в планы противодействия коррупции. Такие же рекомендации даны обеим палатам парламента, Конституционному и Верховному судам, Генпрокуратуре, ЦИК, Счетной палате, Центробанку, Следственному комитету, Уполномоченному по правам человека, региональным властям и органам местного самоуправления.
План состоит из 16 частей. Первая касается совершенствования системы запретов, ограничений и обязанностей, установленных для противодействия коррупции. Так, правительству предстоит проанализировать практику, связанную с совмещением должности главы муниципального образования, работающего на непостоянной основе, с должностью в органе местного самоуправления и (или) руководителя учреждения этого муниципального образования. До 15 октября нужно представить предложения по совершенствованию порядка предоставления сведений о доходах, расходах и имуществе госслужащих.
План включает усиление мер противодействия коррупции при госзакупках
Кабмину предстоит продумать целесообразность возложения обязанности соблюдения антикоррупционных стандартов на временно исполняющих обязанности чиновников. Кроме того, правительство должно проанализировать практику получения подарков госслужащими и представить предложения по совершенствованию системы. С участием Генпрокуратуры до 10 июня 2022 года кабмин должен представить предложения по возложению на депутатов региональных заксобраний обязанности уведомлять госорганы о случаях склонения их к коррупции.
Также план предусматривает меры по недопущению нецелевого использования госсредств, выделяемых на противоэпидемические мероприятия, в том числе на противодействие распространения коронавируса, а также на реализацию нацпроектов. Остальные части касаются повышения эффективности мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов (могут быть внесены поправки, по которым непосредственный руководитель должен принимать соответствующие действия), совершенствования порядка проведения проверок сведений о доходах и расходах, совершенствования регулирования ответственности за несоблюдение антикоррупционных стандартов (нужно будет проработать порядок привлечения к ответственности временно исполняющих обязанности глав регионов), совершенствования мер по противодействию коррупции в частном секторе экономики и при госзакупках, повышения эффективности образовательных антикоррупционных мероприятий (в том числе организацию программы по антикоррупционному просвещению населения), применения дополнительных мер по расширению участия граждан и институтов гражданского общества в реализации антикоррупционной госполитики, повышения эффективности международного сотрудничества и укрепления авторитета России в мире, а также применения цифровых технологий для противодействия коррупции.
Примерное время чтения: 3 минуты
Президент России Владимир Путин подписал указ о Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы. В документе перечислены поручения разным ведомствам по борьбе с коррупцией. Они касаются совершенствования системы запретов и ограничений, порядка проведения проверок сведений о доходах и расходах, а также регулирования ответственности за несоблюдение антикоррупционных стандартов.
Помимо этого, президент поручил изучить практику защиты людей, сообщивших о коррупции, и утвердить программу по просвещению граждан в этой области.
Отчеты чиновников о доходах и расходах
Согласно документу, к 15 октября правительство России должно представить предложения по улучшению отчетности о доходах чиновников. План, в частности, предполагает усовершенствование порядка предоставления деклараций чиновниками.
Администрации президента совместно с ЦБ поручено доработать законопроект о предоставлении сведений о доходах, расходах и имуществе финансовых уполномоченных, а также тех, кто претендует на эту должность.
Получение подарков
Правительству предстоит проанализировать практику ограничения получения подарков для борьбы с коррупцией. До 10 июня 2023 года кабмин должен направить предложения по совершенствованию лимитов.
Нецелевое использование госсредств
Документ предусматривает принятие мер по недопущению нецелевого использования госсредств. МВД совместно с ФСБ и Казначейством поручено принять меры, чтобы не допустить нецелевого использования бюджетных средств, выделяемых в том числе на борьбу с распространением COVID-19, а также на реализацию нацпроектов.
Запрет госслужбы для коррупционеров
Согласно Национальному плану по борьбе с коррупцией, до сентября 2023 года необходимо проанализировать коррупционные риски при безвозмездном вхождении госслужащих в состав руководства национальных корпораций. Генпрокуратура, МВД, ФСБ и СК должны представить предложения по запрету госслужбы для тех, кто отделался штрафами «за коррупционное преступление».
Усиление общественного контроля
План предусматривает усиление общественного контроля за проблемой коррупции. До 10 декабря Генпрокуратура должна подготовить предложения по детализации сведений о доходах, которые публикуются в интернете.
«Антикоррупционная» программа магистратуры
Документ также закрепляет необходимость утвердить программу по антикоррупционному просвещению граждан. Своим указом Путин поручил Минобрнауки проработать вопрос открытия магистратуры для студентов по программе «Антикоррупционная деятельность».
Кроме того, министерству поручено организовать проведение международных и всероссийских студенческих антикоррупционных мероприятий и научно-практической конференции работников образовательных и научных организаций «Противодействие коррупции в образовательных и научных организациях».
Подкуп иностранных должностных лиц
Генпрокуратуре поручено подготавливать и ежегодно (до 1 мая) представлять доклад о выявлении «фактов подкупа иностранных должностных лиц и должностных лиц международных организаций при осуществлении международных коммерческих сделок».
Доступ к банковской тайне
Генпрокуратуре вместе с Центробанком поручено подготовить предложения по вопросам, связанным с получением прокурорами информации, составляющей банковскую тайну. Согласно новому плану, надзороное ведомство и ЦБ должны разработать способы упростить доступ к банковской тайне в рамках дел о коррупции.
Проверка цифровых активов и валюты
Минфину с участием Минтруда, Минцифры и Центробанку поручено представить предложения по проверке достоверности и полноты сведений о владении цифровыми активами и валютой.
Популяризация антикоррупционных стандартов
В Национальном плане противодействия коррупции содержится предложение проводить просветительские мероприятия, направленные на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям. Правительству РФ, в свою очередь, поручено проанализировать практику рассмотрения госорганами жалоб на коррупцию. При необходимости кабмин может представить предложения по совершенствованию правового регулирования в этой сфере.
Создание волонтерских движений
Общественная палата РФ должна будет с участием Минюста и Минтруда подготовить предложения о мерах по стимулированию участия граждан, общественных объединений и НКО в борьбе с коррупцией и по привлечению волонтерских движений к системной работе в этой сфере. Губернаторам рекомендовано с участием профильных ведомств и общественных структур определить приоритетные направления и проекты в области противодействия коррупции для оказания поддержки.