Некоммерческое формирование

В 2016—2019 годах я был начальником муниципального отдела по работе с общественностью в одном из регионов.

В числе прочего занимался сотрудничеством с некоммерческими организациями — НКО. Я ушел из чиновников, а сейчас состою сразу в двух местных экологических НКО. Я помогаю им взаимодействовать с властью, вести отчетность и получать гранты. В этой статье я расскажу, как устроены такие организации, где и для чего они могут взять деньги.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 февраля 2023 года; проверки требуют 3 правки.

У этого термина существуют и другие значения, см. HKO (значения).

Некомме́рческая организа́ция (НКО, англ. ) — организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, политических, научных и управленческих целей, в сферах охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью, только если данная деятельность направлена на достижение целей организации.

Общественные объединения (организации)

Цель создания: защита общих интересов участников (социальных, экономических, политических), а также культурных прав и свобод. Развитие активности и самодеятельности граждан, удовлетворения профессиональных и любительских интересов; духовных и прочих нематериальных потребностей. Могут быть поставлены другие уставные цели.

Учредители: только физические лица; либо другие общественные объединения.

Количество учредителей: не менее 3-х.

Учредительные документы: Устав организации.

Членство и участники: в зависимости от формы могут иметь членство.

Управление: самоуправляемая организация.

Собственность: самостоятельный субъект (тот, кому принадлежит собственность) собственности на свое имущество и на членские взносы.

Имущественные права участников: не имеют прав на имущество объединения, в т.ч. на членские взносы.

Ответственность: члены объединения не отвечают по обязательствам объединения, в котором участвуют. Объединения не отвечают по обязательствам своих членов.

Регистрация: Создать общественное объединение можно, не запрашивая предварительно разрешение в органах государственной власти или местного самоуправления. Можно свободно вступать в общественные объединения согласно их уставам.

Решение о ликвидации: согласно общим правилам для юридических лиц, может быть добровольная и принудительная по решению суда. Банкротство невозможно.

Имущество после ликвидации: идет на цели, прописанные в уставе.

Деятельность: вправе вести предпринимательскую деятельность, чтобы достигнуть цели из устава.

Регулирующие законы: Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 N 82-ФЗ.

Некоммерческие партнерства

Органы Минюста не регистрируют данную форму НКО с 1 сентября 2014 года. Это связано с принятыми поправками в Гражданский кодекс после вступления в силу федерального закона №99 от 5 мая 2014 года. Некоммерческие партнерства признаются разновидностью ассоциации (союза) некоммерческих организаций. Статья 8 «Некоммерческие партнерства» пока не исключена из федерального закона №7-ФЗ.

Цель создания: содействие членам партнерства в деятельности, которая помогает достигать цели фонда (благотворительные, социальные, культурные и т.д.).

Формы: фондовые биржи, коллегии адвокатов, садоводческие некоммерческие партнерства.

Учредители: не менее 2 физических или юридических лиц.

Учредительные документы: устав, учредительный договор.

Членство и участники: имеет членство. На собрании членов некоммерческого партнерства общим решением кто-то может быть исключен. Такой человек имеет право получить часть имущества (кроме случаев, когда Некоммерческое партнерство приобрело статус саморегулируемой организации СРО).

Собственность: имущество некоммерческого партнерства является его собственностью. Члены могут получить часть имущества при выходе из партнерства.

Ответственность: некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов и наоборот.

Решение о ликвидации: причины для ликвидации могут быть указаны в уставе (достигнута цель партнерства; завершился срок, на который оно создавалось; решение суда или учредителей). Банкротство также послужит причиной для ликвидации.

Имущество после ликвидации: члены имеют право получить часть имущества после расчета с кредиторами.

Деятельность: допустимо предпринимательство для достижения целей партнерства.

Регулирующие законы: статья 8 федерального закона №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Виды (формы) некоммерческих организаций

1. Законодательная база для создания НКО разных видов

2. Организационно-правовые формы НКО

2.1 Общественные и религиозные организации (объединения)

2.1.1 Общественные объединения (организации)

2.1.2 Религиозные объединения

2.2 Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации

2.3 Казачьи общества

2.5 Государственная корпорация

2.6 Государственная компания

2.7 Некоммерческие партнерства

2.8 Частные учреждения

2.9 Государственные и муниципальные учреждения

2.10 Бюджетные учреждения

Таблица сравнения казенного учреждения, бюджетного и автономного учреждений

2.11 Автономные некоммерческие организации АНО

2.12 Ассоциации (союзы)

3. Автоматизация НКО любого вида

Государственные и муниципальные учреждения

Цель создания: разные цели у разных форм учреждений. К таким учреждениям относятся музеи, организации здравоохранения и спорта, органы социальной защиты и правоохранительные органы.

Учредители: РФ, субъект РФ, муниципальное образование.

Учредительные документы: отсутствуют единые требования: может быть устав, типовое положение или положение, утверждаемое собственником.

Управление: строится на принципах единоначалия и самоуправления.

Собственность: государственное или муниципальное учреждение не является собственником имущества. Имущество находится на правах оперативного управления.

Ответственность: собственник имущества несет субсидиарную ответственность по обязательствам. Подробнее в статье 123.22 Гражданского кодекса.

Решение о ликвидации: согласно порядку, установленному Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Имущество после ликвидации: кредитор не может требовать досрочного исполнения обязательств или прекращения обязательства и возмещения убытков

Регулирующие законы: Гражданский Кодекс РФ, закон №-ФЗ, отдельные законодательные акты.

Государственная компания

Цель создания: для оказания государственных услуг, исполнения прочих функций – в этом главное отличие от госкорпораций, в остальном похожи.

Формы: государственные компании во многом схожи с государственными корпорациями.

Учредители: создаются Российской Федерацией на основании федерального закона.

Членство и участники: не имеют членства.

Учредительные документы: создаются на основании федерального закона

Управление: доверительное управление.

Собственность: имущественные взносы государства.

Ответственность: государственная компания не отвечает по обязательствам Российской Федерации, Российская Федерация не отвечает по обязательствам компании. Ответственность может наступить, если это предусмотрено федеральным законом о создании госкомпании.

Решение о ликвидации: признаваться банкротами могут, если это прописано в соответствующем федеральном законе.

Имущество после ликвидации: прописано в законе о создании госкомпании.

Имущественные права участников: имущество – собственность государственной компании, только если другое условие не обозначено в федеральном законе. Исключение – государственное имущество, созданное за счет доходов от деятельности по доверительному управлению.

Регулирующие законы: регулируются отдельными конкретными законами, так же как и госкорпорации.

Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации

Цель создания: защита среды обитания, сохранение и развитие принятых у народа образа жизни и его культурного наследия (п.1 ст.123.16 ГК РФ).

Учредители: не менее 3 физических лиц старше 18 лет, все относятся к малочисленным народам. Граждане иностранных государств, юридические лица, органы государственной власти не могут быть учредителями таких общин. Решение о создании принимается на учредительном собрании общины: на нем могут присутствовать все жители территории, где находятся малочисленные народы.

Участники: физические лица, старше 16 лет, которые относятся к малочисленным народам и ведут традиционный образ жизни. Также членами общины могут стать люди, не относящиеся к малочисленным народам. Такие люди должны вести традиционную хозяйственную деятельность и заниматься традиционными промыслами. Иностранцы и лица без гражданства не могут быть участниками таких общин, но могут помогать.

Учредительные документы: учредительный договор, устав, который принимают на сходе (общем собрании) членов общины.

Собственность: самостоятельно распоряжаются принадлежащей им собственностью. Община может продавать то, что создали ее члены. Прибыль от реализации распределяется между участниками или на нужды общины. Имущество формируется из благотворительных взносов, пожертвований и прочего имущества в натуральной или денежной форме. Члены общин малочисленных народов могут пользоваться льготами для защиты исконной среды обитания, развития традиционного образа жизни и хозяйствования.

Ответственность: в соответствии с законами России.

Решение о ликвидации: может быть по решению учредителей, участников или суда (п.2-3 ст. 61 главы 4 ГК РФ). Общину можно ликвидировать, если ее покинуло более двух третей учредителей или членов; если община грубо и неоднократно нарушала цели, описанные в уставе (п.2 ст.22 фз №104-ФЗ); перестала заниматься традиционной хозяйственной деятельности и промыслами.

Имущество после ликвидации: может распределиться между членами соразмерно их долям.

Имущественные права участников: при выходе из общины можно получить часть её имущества.

Деятельность: Соблюдают традиции и обряды малочисленных народов, не противоречащих законодательству России. Берегут и содержат культовые места, создают собственные культурные центры. Могут обучать и воспитывать детей членов общины, приобщая к своим обычаям в целях сохранения культуры малочисленных народов.

Регулирующие законы: закон №104-ФЗ от 20.07.2000 г. «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», Гражданский кодекс РФ, Конституция, закон №7-ФЗ.

Ассоциации (союзы)

Цель создания: координация предпринимательской деятельности, защита общих, в том числе профессиональных и имущественных интересов, общественно полезные цели. Защита трудовых прав (объединения нотариусов, адвокатов, оценщиков, представителей творческих профессий).

Формы: некоммерческие партнерства; саморегулируемые организации; объединения работодателей; объединения профсоюзов, кооперативов; общественные организации; торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты.

Учредители: коммерческие и некоммерческие организации, физические и юридические лица. Количество учредителей должно быть более двух.

Учредительные документы: устав, утвержденный всеми членами ассоциации, и учредительный договор. Изменения в учредительных документах начинают действовать с момента их государственной регистрации.

Членство и участники: есть членство. Члены ассоциации сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

Управление: единоличный исполнительный орган (председатель или президент); можно создать постоянно действующие коллегиальные исполнительные органы (совет, правление, президиум).

Собственность: имущество формируется регулярными или единовременными поступлениями от учредителей и других участников. Учитываются добровольные имущественные взносы и пожертвования, дивиденды, доходы от собственности ассоциации.

Ответственность: ассоциации не отвечают по обязательствам своих членов. Члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по обязательствам этой ассоциации (союза).

Решение о ликвидации: в добровольном и принудительном порядке.

Имущество после ликвидации: используется в соответствии учредительными документами либо переходит к государству.

Деятельность: для ведения предпринимательской деятельности может преобразоваться в хозяйственное общество или товарищество. Можно создать отдельное хозяйственное общество и участвовать в нем для ведения предпринимательской деятельности.

Регулирующие законы: Гражданский Кодкекс РФ и федеральный закон №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Финансирование НКО в России

Общественные организации сдают два отчета. Первый — уведомление о продолжении деятельности, в котором необходимо указать название руководящего органа организации, место его нахождения и сведения о руководителях. Второй — отчет о финансировании из иностранных источников по утвержденной министерством форме.

Сам я с работой организаций, которые получают финансирование , не сталкивался, но слышал от коллег, что сдать отчет для такой НКО — большая проблема. Государство проверяет все очень дотошно. Если поступлений нет, то везде надо просто поставить нули.

Религиозные организации должны сдавать специальный отчет в Минюст, только если они получали финансирование границы или от иностранных граждан.

Благотворительные организации должны предоставлять в Минюст уведомление о продолжении работы в произвольной форме и отчет, в котором содержатся сведения:

Прочие НКО без иностранного участия с годовым доходом менее 3 млн рублей должны также предоставить уведомление о продолжении деятельности и об отсутствии иностранного финансирования. Строгих форм нет, все можно сдать в произвольном виде.

Прочие НКО с годовым доходом более 3 млн рублей или с иностранным участием сдают два отчета:

Если в отчетах обнаружат ошибку или вы их не предоставите, могут оштрафовать: физлицо — на , должностное лицо — на , юрлицо — на 3000—5000 .

Несмотря на то что для небольших НКО отчеты не вызывают особых трудностей, иногда они все  бывают. Если возникнут сложности, советую обратиться в ресурсный центр в вашем городе или к юристам. Например, ассоциация «Юристы за гражданское общество» может бесплатно помочь консультацией.

Некоммерческое формирование

Некоммерческое формирование

Государственная корпорация

Цель создания: осуществляют управленческие, социальные и другие общественно полезные функции. Цели каждой госкорпорации прописываются в соответствующем федеральном законе.

Формы: на 2019 год в Российской Федерации действуют 7 государственных корпораций:

Государственные корпорации во многом схожи с государственными компаниями, которые появились в июле 2009 года.

Учредители: Российская Федерация. Госкорпорация создается на основании федерального закона.

Учредительные документы: заменяет федеральный закон.

Членство и участники: не имеют членства. Создаются на основе имущественного взноса Российской Федерации.

Управление: порядок управления деятельностью госкорпорации прописывается в законе о ее создании.

Собственность: имущество, которое передало государство, становится собственностью госкорпорации. Для госкорпорации характерен строго целевой характер деятельности и использования имущества.

Контроль и отчетность: Счетная палата РФ имеет право контролировать деятельность госкорпорации. Государственные корпорации ежегодно публикуют на своем сайте годовой отчет. В отчете сведения о деятельности раскрываются настолько, насколько позволяет законодательство о соблюдении государственной тайны. Отчет публикуется не позднее 2 недель с даты утверждения отчета высшим органом управления.

Ответственность: государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации. Иное может быть прописано в законе, предусматривающем создание государственной корпорации.

Деятельность: для госкорпорации характерен строго целевой характер деятельности. Предпринимательство допустимо для достижения целей, ради которых корпорация создана.

Решение о ликвидации, имущество после ликвидации: не применяется закон о банкротстве. Порядок ликвидации и имущественные вопросы после нее прописываются в законе о создании госкорпорации.

Регулирующие законы: специальные федеральные законы, создаваемые для конкретной корпорации и ФЗ №44-ФЗ и ФЗ №223-ФЗ «О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц».

Законодательная база для создания НКО разных видов

Чтобы создать и зарегистрировать некоммерческую организацию НКО любой формы, следует опираться на федеральные законы ФЗ:

Гражданский кодекс, законы № 7 и 82 также определяют правовое положение НКО.

Деятельность каждого вида НКО дополнительно регулируется специальным законодательством.

Организационно-правовые формы НКО

Общие признаки всех форм НКО:

Отличает НКО от других налогоплательщиков применение льгот при уплате налогов. Налоговый кодекс (статья 251) содержит список необлагаемых доходов. Главное условие для применения льгот – ведение раздельного учета.

Список организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц указан в статьях 116-123 Гражданского кодекса. Однако он не является полным, поскольку существенно увеличился за счет федеральных законов, отвечающих за деятельность отдельных видов организаций: «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях», «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (№275-ФЗ от 30 декабря 2006 г.).

Некоммерческое формирование

Закон «О некоммерческих организациях» содержит список форм НКО:

Прочие формы НКО, которые предлагает федеральное законодательство:

Рассмотрим каждый вид НКО по отдельности по такому плану:

Некоммерческое формирование

Некоммерческое формирование

Фонды

Цель создания: общественно полезные цели: благотворительные, социальные, образовательные, культурные и другие.

Учредители: граждане и юридические лица. Число учредителей не ограничено, минимум от 1 человека.

Учредительные документы: устав.

Управление: самоуправляемая организация. В управляющий состав фонда нельзя входить органам государственной власти и местного самоуправления.

Надзор за деятельностью фонда проводит попечительский совет не менее 3 человек, сформированный из учредителей или их представителей. Контролирует деятельность фонда, как принимаются и исполняются решения, тратятся средства, соблюдаются законы.

Собственность: формируется из добровольных имущественных взносов. Имущество, передаваемое фонду, является его собственностью. Фонды обязаны публиковать отчеты об использовании имущества. Фондам нельзя участвовать в религиозных фондах в виде вкладчика. Фонд обязан использовать имущество в рамках целей, описанных в уставе.

Ответственность: фонд не отвечает по обязательствам своих собственников и наоборот.

Решение о ликвидации: только по решению суда, ликвидируются как юридическое лицо.

Имущество после ликвидации: удовлетворение требований кредиторов, оставшееся переходит на благотворительность.

Имущественные права участников: собственники фонда не имеют прав на его имущество.

Деятельность: соответствующая своим целям и общественно полезным целям. Фонд может создать хозяйственные общества или участвовать в них.

Регулирующие законы: федеральный закон №7-ФЗ и специальные законы (например, благотворительные фонды регулируются законом №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»). Нюансы создания и управления фондами отдельных видов могут прописываться в прочих федеральных законах.

Бюджетные учреждения

Цель создания: услуги, помогающие органам государственной власти или местного самоуправления исполнять полномочия в различных сферах (образование, культура, здравоохранение и другие). Реализация социально-культурных, управленческих, научно-технических и прочих некоммерческих функций.

Учредители: Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование.

Управление: выполняет государственные или муниципальные задания. Не имеют права отказаться от выполнения.

Собственность: финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Ответственность: отвечает по своим обязательствам всем имуществом, кроме особо ценного движимого имущества и недвижимого имущества.

Решение о ликвидации: добровольное или принудительное.

Регулирующие законы: Бюджетный кодекс РФ, ГК РФ, закон №-ФЗ, отдельные законодательные акты.

Таблица сравнения казенного учреждения, бюджетного и автономного учреждений

Цель создания: возрождение российского казачества, сохранение традиционного образа жизни и культуры.

Правовой статус: казачьи общества отличаются от НКО и других общественных объединений и имеют особый статус, связанный с обязательным несением государственной службы участниками общества. Казачьи общества (помимо внесения в реестр НКО и ЕГРЮЛ) обязательно вносятся в государственный реестр казачьих обществ.

Формы (по территориальному признаку):

Учредители: люди, заинтересованные в возрождении культуры российского казачества. На общем собраниии казачьего общества (круг) принимают решение о его создании. Участники круга становятся учредителями, а впоследствии – членами общества.

Участники: только граждане России старше 18 лет.

Собственность: имущество казачьих обществ формируется за счет федерального бюджета (основная статья поступлений), добровольных взносов, поступлений от учредителей и членов организации, доходы от собственности, реализации товаров и услуг, прочие поступления. Имущество, купленное за счет доходов от деятельности общества, и то, которое передали члены, становится собственностью казачьего общества.

Ответственность: члены казачьего общества не отвечают по его обязательствам, а казачье общество не отвечает по обязательствам своих членов.

Решение о ликвидации: порядок ликвидации и использования имущества  прописывается в уставе. Может быть ликвидировано по решению суда или круга казачьего общества.

Имущество после ликвидации: не распределяется между членами, направляется на уставные цели.

Имущественные права участников: имущество принадлежит Казачьему обществу на праве собственности. Что может находиться в составе имущества казачьего общества, прописывается в уставе.

Виды государственной службы (ФЗ «О государственной службе российского казачества»):

Регулирующие законы: федеральный закон №154-ФЗ от 05.12.1995 г. «О государственной службе российского казачества», федеральный закон №7-ФЗ.

Виды некоммерческих организаций в Российской Федерации

Некоммерческие корпоративные организации (параграф 6 Глава 4. ГК РФ):

Некоммерческие унитарные организации (параграф 7 Глава 4. ГК РФ):

Кроме этого, согласно Главе II ФЗ «О некоммерческих организациях» выделяются:

Кто может получить помощь от государства

Чтобы претендовать на бюджетные деньги, организация должна соответствовать нескольким требованиям. Главное — быть социально ориентированной организацией. В эту категорию попадают только те НКО, у которых в уставе прописаны определенные виды деятельности.

Подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий и других катастроф. Такие организации могут обучать правильно себя вести во время землетрясения или при пожаре.

Оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, военных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам. Самая известная подобная НКО — Красный Крест.

Охрана окружающей среды и защита животных. Это не только крупные НКО вроде Всемирного фонда природы, но и мелкие экологические организации и приюты для животных. Например, сочинская НКО «Дельфа» занимается спасением черноморских дельфинов.

Охрана объектов исторического, культурного или природоохранного значения. К примеру, в Татарстане работает Объединенная природоохранная дружина имени Фаи Мухамадеевой.

Оказание юридической помощи гражданам и некоммерческим организациям, деятельность по защите прав и свобод человека. В Воронеже работает Центр защиты прав СМИ, который консультирует журналистов и представляет их интересы в судах.

Благотворительность и волонтерство. Как правило, подобной работой занимаются различные фонды, которые собирают деньги на лечение или организовывают добровольцев для социальных проектов. Например, фонд «Вера», который помогает хосписам.

Образование, наука, культура, искусство, здравоохранение, спорт. В эту категорию попадают всевозможные кружки, спортивные секции и даже театры. Московский театр мюзикла — тоже НКО.

Борьба с коррупцией. Самая известная такая организация в России была признана экстремистской.

Развитие межнационального сотрудничества, а также сохранение и защита культуры, языков и традиций народов России. Сюда относят все национальные организации, общины и диаспоры.

Патриотическое воспитание — это различные союзы ветеранов, военные клубы и даже просто краеведческие кружки.

Поиск воинских захоронений и установление имен погибших и пропавших без вести — такие поисковые отряды, которые ищут и перезахоранивают солдат времен Великой Отечественной войны, есть практически в каждом регионе.

Адаптация и интеграция мигрантов — эти организации помогают приезжим с жильем и работой, обучают языку, оказывают правовую помощь. В Москве такой деятельностью занимается комитет «Гражданское содействие».

Увековечение памяти жертв политических репрессий. Такие организации изучают архивные документы, собирают информацию о репрессированных, публикуют ее, устанавливают мемориальные таблички и памятники. Самой известной подобной НКО в России был «Мемориал». Сейчас организация ликвидирована в России.

Где НКО может найти деньги

Совсем без денег некоммерческая организация работать не может: ей нужно оплачивать аренду, брать транспорт, печатать листовки или брошюры. Поэтому заниматься деятельностью, которая приносит доход, НКО не запрещено. Главное, чтобы заработанные деньги тратили на достижение прописанных в уставе целей, а не распределяли между членами организации.

Деньги и другое имущество, например недвижимость, мебель или ценные бумаги, НКО могут получать от членских взносов, продажи товаров или услуг, пожертвований, грантов, а также из местных бюджетов.

Если с пожертвованиями, предпринимательством и членскими взносами все понятно, то с грантами, в том числе государственными, немного сложнее.

Как государство помогает НКО

Финансовую помощь от власти НКО обычно получают в виде субсидий из бюджета на реализацию социально значимых проектов. Это значит, что деньги дают не просто на то, чтобы организация продолжала работу, а под конкретное мероприятие, которое решает социальную проблему. От НКО требуют обосновать существование этой проблемы, описать, как проект поможет в ее решении и какие результаты будут достигнуты, и составить смету расходов. В нее можно включить и зарплату сотрудников, которые задействованы в проекте.

Иногда можно получить субсидию на покупку имущества, необходимого НКО. Я помогал обществу незрячих получить деньги на мебель. Субсидию провели как социально значимый проект: за новым столом члены устроили серию чаепитий. Один шахматный клуб закупил наборы шахмат для проведения турниров. Соревнования прошли, а шахматы остались у клуба.

Кроме субсидий из муниципальных и региональных бюджетов можно получать и федеральные гранты. Самый крупный грантодатель в России — Фонд президентских грантов. Требования к участникам суровые: заявку оценивают независимо друг от друга сразу несколько экспертов, форма сметы для конкурсных проектов очень сложная, а в случае победы фонд получает право контролировать расчетный счет НКО и все имущество, приобретенное за счет гранта.

Так выглядит форма сметы к президентскому гранту — разобраться тяжело

Зато объем возможных субсидий в разы больше, чем можно получить от муниципалитета. Формально размер гранта не ограничен, но для новичков и небольших организаций, планирующих реализовать проект в пределах одного поселка или города, лучше просить не больше 500 тысяч рублей. Критерии оценки проектов от НКО на такие суммы менее жесткие, чем для тех, кто хочет миллионы.

Кроме Фонда президентских грантов деньги на конкурсной основе выделяют и другие организации. Православные НКО могут подать заявку на грант в фонд «Соработничество», популяризаторы русского языка — в «Русский мир», гранты по различным направлениям выделяет Фонд Владимира Потанина.

По своему опыту знаю, что обычно чиновники заинтересованы в том, чтобы НКО участвовали в грантовых конкурсах. Количество заявок от каждого муниципалитета в Фонд президентских грантов — один из критериев оценки работы администрации с гражданами. На языке чиновников это называется конструктивной общественной повесткой. Если из города не было ни одной заявки, значит, мэрия не работает с общественностью. Поэтому муниципалитеты и региональные администрации периодически устраивают семинары для НКО, где рассказывают, как правильно оформить заявку на грант, на что обращают внимание эксперты Фонда, как отчитываться за полученные деньги.

Автоматизация НКО любого вида

Для любого вида НКО важно правильно вести учет. Если учет будет автоматизирован при помощи специальных программ, освободится больше времени для проведения основной деятельности или поиска дополнительных источников дохода.

Программа 1С-Рарус: Бухгалтерия для НКО подходит для любого типа некоммерческой организации. Продукт позволяет:

Развивайте свою некоммерческую организацию активнее, автоматизируя бОльшую часть работы.

Дата обновления материала: июнь 2021.

Вам также может быть интересно:

Дополнительные продукты для НКО:

Частные учреждения

Цель создания: для реализации функций некоммерческого характера (например, управленческих или социально-культурных).

Формы: бывают разных форм, разрешенных законодательством РФ. Правовой статус определяется законами и правовыми актами.

Учредители: одно физическое юридическим лицо (собственник)

Учредительные документы: устав, утвержденным собственником.

Управление: высшим органом управления считается учредитель.

Собственность: финансируется частично или полностью собственником. Учреждения – единственный вид НКО, обладающий имуществом на праве оперативного управления (ограниченное вещное право, когда распоряжение имуществом происходит с согласия его собственника).

Ответственность: отвечает по своим обязательствам денежными средствами, которые находятся в его распоряжении. При этом собственник имущества несет субсидиарную ответственность, поскольку сама организация частично или полностью финансируется собственником.

Решение о ликвидации: добровольная или принудительная.

Регулирующие законы: ГК РФ, закон №7-ФЗ, отдельные законодательные акты.

Религиозные объединения

Цель создания: совместное вероисповедание и распространение веры. Отличается тем, что может проводить богослужения, религиозные обряды и церемонии. Может обучать религии своих последователей.

Учредители: местная религиозная организация: не менее 10 физических лиц старше 18 лет, постоянно проживающих в данной местности. Централизованные религиозные организации: не менее 3 местных религиозных организаций одного вероисповедания.

Ограничения: запрещено создавать экстремистские религиозные организации и религиозные объединения в органах государственной власти, государственных учреждениях, органах местного самоуправления.

Нельзя влиять на государственные органы, принимать участие в выборах или поддерживать политические партии. На участников религиозного объединения это ограничение не распространяется.

Членство и участники: имеют членство.

Собственность: самостоятельный субъект собственности на свое имущество, членские взносы. К имуществу религиозного объединения относятся: собственные средства; пожертвования; имущество, переданное государством в собственность или в безвозмездное пользование (например, культовые здания); имущество, находящееся за границей. На имущество культового значения не могут быть наложены взыскания кредиторов, оно не может использоваться для залога по обязательствам.

Имущественные права участников: на имущество, переданное в организацию, права участников не сохраняются.

Ответственность: организации не отвечают по обязательствам своих участников. Участники не отвечают по обязательствам религиозных организаций.

Регистрация: предварительное разрешение органов государственной власти или местного самоуправления не требуется. Можно свободно вступать в религиозные объединения согласно их уставам.

Имущество после ликвидации: используется в целях, предусмотренных уставом или решением высшего органа организации, либо по решению суда. Не может быть распределено между участниками.

Деятельность: может заниматься производственной и хозяйственной деятельностью: издательские, полиграфические, производственные, реставрационные, строительные, сельскохозяйственные работы. Заниматься предпринимательством религиозная организация может только в пределах уставной правоспособности. Доходы от него направляются на нужды объединения. Религиозные центры могут основать духовные учебные учреждения, монастыри и другие религиозные объединения.

Регулирующие законы: закон №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

О чем нужно помнить, если НКО выдали бюджетные деньги

Надо контролировать все расходы. Советую нанять бухгалтера, который будет следить за финансами. Я сталкивался с обидными ситуациями, когда по невнимательности сотрудники организации теряли чеки или направляли деньги на нужные для проектов, но не указанные в заявке расходы. Я знаю историю, когда корейская диаспора в Приморье получила субсидию на проведение Чхусока — национального праздника. За бюджетные деньги арендовали концертный зал, пригласили музыкантов, сшили костюмы. А еще купили продукты для национального блюда сонпхён. Кулинарной статьи расходов не было в смете, и деньги за продукты пришлось возвращать в бюджет.

Вовремя платить налоги. Отсутствие долгов перед налоговой — обязательное условие для НКО, которые подают заявки на гранты или бюджетные субсидии. Я знаю случаи, когда организация вовремя вносила все платежи в бюджет, но  налоговой у нее появлялись долги. Чтобы избежать таких ситуаций, советую перед подачей заявки на грант поинтересоваться в налоговой, все ли в порядке.

Внимательно читать договор на предоставление субсидий. Иногда в этих документах пишут странные вещи. Например, в договоре может быть указано, что НКО не имеет права покупать товары и заказывать услуги для проекта за пределами конкретного региона.

Соблюдать сроки отчетности по грантам и субсидиям: в один день могут потребовать вернуть все деньги, хотя они уже потрачены.

Сохранять все чеки и договоры. Неиспользованные средства придется вернуть в бюджет, а если на  вещь нет чека, то государство сочтет, что вы ничего не покупали.

Трижды подумать, прежде чем получать гранты или пожертвования Это не запрещено, но такая НКО столкнется с массой неприятных последствий: например, организации придется везде указывать, что она получает финансирование границы. К таким НКО предъявляют жесткие требования по ежегодной отчетности, которую надо сдавать в Минюст.

В другой статье я рассказал про личный опыт получения субсидии для НКО.

Автономные некоммерческие организации АНО

Цель создания: оказание услуг в областях здравоохранения, образования, науки, права, культуры, физической культуры и спорта

Формы: представительные (законодательные) органы муниципальных образований могут создавать АНО на основании статьи 69 ФЗ №131-ФЗ, так называемые некоммерческие муниципальные образования. Они существуют в соответствии с ГК РФ и №7-ФЗ. Цели учреждения и права на имущество такие же как у обычного АНО. Имущество передается в ходе приватизации государственного или муниципального имущества (абз.1 ст. 217 и ч.2 ст. 235 ГК РФ).

Учредители: учредителями АНО могут быть физические, юридические лица, Российская Федерация или субъекты РФ. АНО может быть создана в ходе преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы. Учредители АНО могут пользоваться её услугами только при одинаковых условиях с другими гражданами. Может быть создана одним учредителем.

Учредительные документы: устав, могут заключить учредительный договор

Управление: высший орган управления – коллегиальный орган управления.

Собственность: формируется на основе добровольных взносов. Имущество, переданное автономной некоммерческой организации, становится ее собственностью.

Ответственность: учредители не отвечают по обязательствам АНО и наоборот.

Решение о ликвидации: принимается высшим органом управления большинством (2/3) голосов либо единогласно (зависит от того, что прописано в уставе).

Имущественные права учредителей: не сохраняются при передаче имущества в собственность этой организации.

Деятельность: могут вести предпринимательскую деятельность для осуществления целей организации.

Надзор: осуществляют учредители согласно учредительным документам.

Регулирующие законы: закон №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Отчеты в налоговую

НКО облагаются налогами. По умолчанию все организации попадают под основную систему налогообложения — в этом случае придется платить по общей ставке НДС, налог на доходы и на имущество. Поэтому я советую во время регистрации в Минюсте вместе с пакетом документов подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.

Упрощенная система налогообложения существенно облегчает жизнь НКО: если выбрать объект налогообложения «Доходы», то платить придется всего 6%. Если выбрать систему «Доходы минус расходы», ставка составит 15% от прибыли.

Чтобы перейти на УСН, в организации должно работать меньше 100 сотрудников, а годовой доход не должен превышать 150 млн рублей. Кроме того, нельзя пользоваться упрощенной системой, если больше 25% учредителей организации — другие юридические лица.

При расчете налоговой базы НКО могут не учитывать некоторые виды доходов. Например, членские взносы, пожертвования, гранты. Полный список перечислен в статье 251 налогового кодекса.

Если в отчетности обнаружат ошибку или вы ее не предоставите, это грозит штрафом: для граждан — от 100 до 300 , для должностных лиц — от 300 до 500 .

Как зарегистрировать НКО

Регистрацией некоммерческих организаций занимается Министерство юстиции. Если вы живете не в Москве, то в само министерство в столице ехать необязательно: в каждом регионе есть отделения Минюста.

Для регистрации придется собрать пакет документов. Главный — устав. Прежде чем его писать, необходимо решить, как, где и чем будет заниматься организация.

Сформулировать цель организации лучше максимально широко. Если потом захотите получить грант, может оказаться, что цель в уставе слишком узкая, и в конкурсе ваша организация участвовать не сможет. Поэтому лучше писать не конкретно «поддержка матерей», «защита женщин от домашнего насилия» или «обучение женщин вождению автомобиля», а указать более абстрактную формулировку «поддержка женщин».

Целей может быть несколько, но лучше, если они будут образом связаны между собой. Заявку на регистрацию НКО, которая хочет сохранять памятники архитектуры и развивать городские пространства, Минюст, скорее всего, одобрит. Если  организация планирует сохранять памятники и одновременно учить детей играть на виолончели, то документы вернут и скажут создать две разные НКО. Еще я советую не употреблять размытые формулировки вроде «иные цели» или «иные виды деятельности»: как показывает мой опыт, такое в Минюсте не любят.

Выбрать организационно-правовую форму. Полный список всех видов НКО перечислен в профильном законе. Я советую отталкиваться от того, как именно будет работать организация. Если вы планируете собирать деньги, а затем распределять их среди нуждающихся, то лучше регистрировать фонд. Если хотите оказывать услуги, например учить женщин водить автомобиль или детей — играть на виолончели, создавайте автономную некоммерческую организацию. Если будете защищать памятники, регистрируйте общественную организацию.

Определиться с географией вашей организации. Если зарегистрировать Общество любителей вязания крючком Краснодарского края, то в последующем получить субсидию из бюджета другого региона не получится. Организация может быть и всероссийской, и региональной, и местной. Я советую исходить из того, где вы действительно планируете работать.

Придумать название, которое будет отражать организационно-правовую форму, уставные цели и географию деятельности. Если хотите защищать редких животных в рязанских заповедниках, то название может звучать так: «Рязанская региональная экологическая общественная организация защиты животных „Цапля“».

Определиться, где возьмете деньги, помещение и другое имущество. Организация может собирать членские взносы или пожертвования, получать субсидии из бюджета, участвовать в конкурсах на гранты, оказывать услуги и даже зарабатывать на своем имуществе: например, владеть акциями и получать с них дивиденды. Организация «Ночлежка», которая помогает бездомным в Москве и Санкт-Петербурге, живет главным образом на пожертвования, а многие спортивные секции — за счет оказания услуг: так зарабатывает школа айкидо в Омске.

Провести учредительное собрание, если организацию создают несколько человек или юрлиц. Факт того, что собрание действительно было, нужно подтвердить протоколом. Если НКО создает один участник, то он должен написать решение единственного учредителя. Четких требований к этим документам закон не предъявляет.

В итоге в Минюсте потребуют четыре документа:

Так выглядит решение об учреждении автономной некоммерческой организации единственным участником

Все документы нужно отнести в местный Минюст. Можно зарегистрировать НКО и по почте, но тогда заявление придется заверять у нотариуса.

По закону документы на регистрацию общественных организаций и движений обязаны рассмотреть за 33 календарных дня, религиозных организаций — до шести месяцев и трех дней, так как может понадобиться религиоведческая экспертиза. Для других форм НКО срок — 17 рабочих дней.

Часто чиновники Минюста отказывают в регистрации и возвращают документы даже ошибок вроде опечатки или поставленной не в том месте точки. Я знаю про случай, когда НКО не зарегистрировали, потому что в устав вкралась опечатка «ПредседательПредседатель». Если документы вернут, ошибки можно исправить и сдать снова. Второй раз пошлину уплачивать не надо.

Во многих регионах существуют специальные организации для помощи НКО — ресурсные центры. Здесь посоветуют, что надо написать в уставе, помогут подобрать название и собрать документы для регистрации. Есть  ресурсный центр в вашем городе, подскажут в муниципалитете.

Как только НКО зарегистрируют, у учредителей сразу появится обязанность вести бухгалтерию организации и отчитываться Минюсту каждый год до 15 апреля. Отчетность ничего сложного из себя не представляет, важно только помнить, что она различается для разных организационно-правовых форм НКО.