Нормы положенности судебного департамента

Принят Государственной Думой 13 декабря 2022 года

Одобрен Советом Федерации 14 декабря 2022 года

Внести в Федеральный закон от 8 января 1998 года N 7-ФЗ “О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст. 223; 2004, N 49, ст. 4842; 2009, N 26, ст. 3124; N 45, ст. 5264; 2011, N 30, ст. 4588; 2014, N 11, ст. 1094; 2015, N 10, ст. 1414; 2016, N 27, ст. 4227; 2017, N 31, ст. 4787; 2018, N 31, ст. 4855; N 32, ст. 5111; N 45, ст. 6830; 2019, N 52, ст. 7805; 2021, N 18, ст. 3061; 2022, N 16, ст. 2609) следующие изменения:

1) пункт 1 статьи 6 дополнить подпунктом 112 следующего содержания:

“112) утверждает типовой должностной регламент федерального государственного гражданского служащего, замещающего должность федеральной государственной гражданской службы руководителя аппарата – администратора кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда;”;

2) в пункте 1 статьи 16:

а) в подпункте 4 слова “и администраторов районных судов” исключить;

б) дополнить подпунктом 41 следующего содержания:

“41) назначает на должность и освобождает от должности администраторов районных судов, гарнизонных военных судов, постоянных судебных присутствий по представлению председателей соответствующих судов;”;

3) статьи 17 – 19 изложить в следующей редакции:

“Статья 17. Администратор районного суда, гарнизонного военного суда, постоянного судебного присутствия

1. Деятельность районного суда, гарнизонного военного суда, постоянного судебного присутствия организационно обеспечивает администратор соответствующего суда (далее также – администратор суда).

2. Администратор суда осуществляет свои полномочия под общим руководством и контролем начальника управления Судебного департамента и во взаимодействии с ним.

Статья 18. Назначение на должность и освобождение от должности администратора суда

1. Администратор районного суда, гарнизонного военного суда, постоянного судебного присутствия назначается на должность и освобождается от должности начальником управления Судебного департамента по представлению председателя соответствующего суда.

2. На должность администратора суда назначается лицо, имеющее высшее образование.

3. Администратор районного суда, гарнизонного военного суда, постоянного судебного присутствия подчиняется непосредственно председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения.

Статья 19. Полномочия администратора суда

1) принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, в том числе по подготовке залов судебных заседаний, и обеспечению безопасности проведения судебных заседаний;

2) организует проведение мероприятий по взаимодействию с адвокатурой, правоохранительными органами, другими государственными органами и организациями по вопросам обеспечения деятельности суда;

3) принимает меры по материальному и социальному обеспечению судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппарата суда, включая обеспечение благоустроенными жилыми помещениями в соответствии с федеральным законодательством; по предоставлению медицинской помощи судьям, в том числе пребывающим в отставке, членам их семей, работникам аппарата суда и по санаторно-курортному лечению указанных лиц в соответствии с федеральным законодательством;

4) организует и контролирует получение, учет и хранение нормативных правовых актов, юридической литературы, пособий и справочно-информационных материалов для обеспечения судей и работников аппарата суда;

5) осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности суда;

6) организует охрану зданий, помещений и другого имущества суда в нерабочее время; обеспечивает бесперебойную работу транспорта суда и средств связи, работу хозяйственной службы;

7) организует и контролирует строительство зданий суда, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений суда;

8) анализирует потребность суда в материально-технических средствах при формировании проекта сметы расходов суда на очередной финансовый год в соответствии с утвержденными нормами и принимает иные меры по организации материально-технического обеспечения деятельности суда;

9) организует работу по соблюдению правил и норм охраны труда и обеспечению пожарной безопасности в зданиях и помещениях суда;

10) осуществляет иные меры по обеспечению деятельности суда в соответствии с поручениями председателя суда.”.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2023 года.

Президент Российской Федерации В. Путин

В своем выступлении на заседании Совета судей РФ его председатель Виктор Момотов отметил, что требуется дальнейшее совершенствование судебной системы в части процессуального законодательства, а именно расширение применения досудебного и внесудебного порядка разрешения споров. Его заместитель Анатолий Бондар подчеркнул, что подготовленный законопроект имеет универсальный характер и является основой для дальнейшей интеграции всех особенностей увеличения нагрузки судебной системы.

23 мая состоялось пленарное заседание Совета судей РФ, на котором обсудили проект федерального закона «О нормах служебной нагрузки судей и работников аппаратов судов РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Председатель Совета судей РФ Виктор Момотов в своем выступлении отметил, что одной из главных целей реформирования судебной системы по-прежнему является снижение служебной нагрузки на судей и работников аппарата судов. Он указал, что в связи с этим Комиссией Совета судей РФ был подготовлен соответствующий законопроект. Данный проект направлен на создание условий для установления необходимой служебной нагрузки, надлежащего материального обеспечения судей и работников аппаратов судов, осуществляющих свою деятельность сверх установленных норм.

Как заметил Виктор Момотов, требуется дальнейшее совершенствование судебной системы в части процессуального законодательства, а именно расширение применения досудебного и внесудебного порядка разрешения споров, оптимизация некоторых процессуальных действий, расширение приказного и упрощенного производства.

Он добавил, что постоянно увеличивающийся объем гражданских дел побуждает рассмотреть возможность установления альтернативных внесудебных процедур разрешения споров участников гражданского оборота. В частности, по его мнению, было бы обоснованым увеличить количество процедур, ранее зарекомендовавших свою эффективность, как с точки зрения скорости урегулирования правоотношений, так и с позиции малозатратности для государства. Речь идет прежде всего о деятельности нотариусов по совершению исполнительных надписей.

Как подчеркнул Виктор Момотов, важным направлением в работе Совета судей РФ является совершенствование правового статуса судей. Такой статус предполагает не только повышенный уровень гарантий для лиц, осуществляющих правосудие, но и высокий уровень ответственности и ограничений в свободе действий, при этом как гарантии, так и ограничения должны быть соразмерными и оправданными для социально значимой роли судьи в обществе.

Он также отметил, что Комиссией Совета судей РФ по информатизации и автоматизации деятельности судов продолжена работа по внедрению в деятельность судов современных информационных технологий, развитию и совершенствованию системы ГАС «Правосудие», созданию сервиса «Правосудие-онлайн». Также ведется работа по выдаче исполнительных документов в электронном виде, по организации веб-конференций, формированию систем хранения данных, интеграции судебной системы с федеральными органами государственной власти, расширению возможностей работы сайтов судов. Цель современного совершенствования и развития судебной власти – это равномерная нагрузка в судах, превенция коррупции, экономия ресурсов и доступность правосудия, пояснил Виктор Момотов.

Заместитель председателя Совета судей РФ, председатель Комиссии Совета судей РФ по совершенствованию законодательства Анатолий Бондар отметил, что впервые научно обоснованные нормы нагрузки судей были упомянуты еще в Постановлении IV Всероссийского съезда судей от 4 декабря 1996 г. Далее в постановлениях последующих съездов постоянно констатировалась необходимость принятия решения об утверждении научно обоснованных норм служебной нагрузки в целях расчета финансирования исходя из необходимой штатной численности судов.

Анатолий Бондар указал, что предметом регулирования подготовленного законопроекта являются отношения, связанные с установлением норм служебной нагрузки судей федеральных судов и работников аппаратов, мировых судей субъектов РФ, за исключением работников аппарата мировых судей. Концепция законопроекта содержит две новеллы. Прежде всего это закрепление понятия «нормы служебной нагрузки судей и работников аппаратов судов». Так, под ними будут пониматься обоснованные средние временные затраты, которые несут судьи и работники аппарата судов при рассмотрении и разрешении дел разных категорий в соответствии с их фактической и юридической сложностью, а также при выполнении организационно-административных полномочий.

При этом, как пояснил Анатолий Бондар, оценка служебной нагрузки судьи не может повлиять на гарантии его независимости. Полномочия по утверждению данных норм предлагается возложить на Совет судей РФ. В случае изменения законодательства или поступления иных обстоятельств, существенно влияющих на служебную нагрузку, Судебный департамент при ВС РФ по поручению Совета судей будет пересматривать нормы служебной нагрузки и представлять их на утверждение, но не реже одного раза в 4 года.

Вторая предлагаемая новелла – это фиксированная надбавка к заработной плате за сложность дела из расчета четырех должностных окладов в год, которая будет выплачиваться судьям и работникам аппаратов судов, работающим с превышением норм служебной нагрузки.

Анатолий Бондар добавил, что законопроект предусматривает применение ряда мер организационного и финансового характера, направленных на перераспределение служебной нагрузки при ее чрезмерности. К таким мерам относятся: планирование и определение штатной численности судей, работников аппарата судов с учетом норм служебной нагрузки; перераспределение имеющейся штатной численности в зависимости от норм служебной нагрузки; установление порядка такого перераспределения.

Предусматривается также внесение корреспондирующих изменений в Закон о судебном департаменте при ВС РФ, Закон о финансировании судов РФ и Закон об органах судейского сообщества в РФ. По словам Анатолия Бондара, проект закона имеет универсальный характер и является основой для дальнейшей интеграции всех особенностей увеличения нагрузки судебной системы, изложенные в нем законодательные инициативы нашли широкую поддержку в судейском сообществе.

СУДЕБНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ от 12 декабря 2022 г. N 225

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ ОБРАЗЦОВ ПРЕДМЕТОВ СЛУЖЕБНОГО ОБМУНДИРОВАНИЯ ИМЕЮЩИХ КЛАССНЫЕ ЧИНЫ РАБОТНИКОВ АППАРАТОВ СУДОВ

В целях реализации полномочий Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации по Обеспечению служебным обмундированием имеющих классные чины работников аппаратов судов, закрепленных Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ “О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации”, приказываю:

Утвердить техническое описание образцов предметов служебного обмундирования имеющих классные чины работников аппаратов кассационных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционных судов общей юрисдикции, апелляционного военного суда, верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, районных, городских и межрайонных судов, окружных (флотских) военных судов, гарнизонных военных судов, специализированных федеральных судов согласно приложению к данному приказу.

Генеральный директор А.В.ГУСЕВ

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ОБРАЗЦОВ ПРЕДМЕТОВ СЛУЖЕБНОГО ОБМУНДИРОВАНИЯ ИМЕЮЩИХ КЛАССНЫЕ ЧИНЫ РАБОТНИКОВ АППАРАТОВ КАССАЦИОННЫХ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ, КАССАЦИОННОГО ВОЕННОГО СУДА, АПЕЛЛЯЦИОННЫХ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ, АПЕЛЛЯЦИОННОГО ВОЕННОГО СУДА, ВЕРХОВНЫХ СУДОВ РЕСПУБЛИК, КРАЕВЫХ И ОБЛАСТНЫХ СУДОВ, СУДОВ ГОРОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ, СУДОВ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ И АВТОНОМНЫХ ОКРУГОВ, АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ ОКРУГОВ, АРБИТРАЖНЫХ АПЕЛЛЯЦИОННЫХ СУДОВ, АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РАЙОННЫХ, ГОРОДСКИХ И МЕЖРАЙОННЫХ СУДОВ, ОКРУЖНЫХ (ФЛОТСКИХ) ВОЕННЫХ СУДОВ, ГАРНИЗОННЫХ ВОЕННЫХ СУДОВ, СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СУДОВ

1. Служебное обмундирование

1.1. Для мужчин

Комплект служебного обмундирования:

головной убор (фуражка).

При ношении служебного обмундирования имеющие классные чины работники аппаратов кассационных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционных судов общей юрисдикции, апелляционного военного суда, верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, районных, городских и межрайонных судов, окружных (флотских) военных судов, гарнизонных военных судов, специализированных федеральных судов (далее – работники аппаратов судов, имеющие классный чин) должны носить сорочку с длинными рукавами белого цвета, носки черного цвета, полуботинки кожаные черного цвета. Предметы служебного обмундирования должны быть исправными, чистыми и отутюженными, обувь – в исправном состоянии и вычищена.

1.1.1. Китель (рис. 1, 2):

Китель мужской однобортный из шерстяной ткани темно-синего цвета, на вискозной подкладке, полуприлегающего силуэта, имеет три форменные пуговицы золотистого цвета диаметром 22 мм с изображением Государственного герба Российской Федерации. Спинка с одной шлицей. Воротник и лацканы кителя отложные. Рукава втачные, двушовные. На кителе имеются внешние боковые прорезные горизонтальные карманы в рамку с клапанами.

На воротнике размещаются петличные знаки различия классных чинов юстиции Российской Федерации или классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации.

На левом рукаве выше локтя расположен нарукавный знак по принадлежности к аппаратам судов Российской Федерации.

1.1.2. Брюки мужские из шерстяной ткани темно-синего цвета, прямые, пояс притачной, с шестью шлевками для поддержки ремня, застегивающиеся на пуговицу и крючок. Передние половинки брюк на вискозной подкладке. Внешние боковые карманы косые, прорезные. На правой задней половинке прорезной карман с клапаном. Гульфик с застежкой “молния”.

1.1.3. Галстук модели “Регат”, цвет черный.

1.1.4. Головной убор.

1.1.4.1. Головной убор работников, имеющих классные чины: государственный советник юстиции Российской Федерации (1, 2 и 3 класса); государственный советник Российской Федерации (1, 2 и 3 класса) (рис. 3):

Головной убор в виде шерстяной фуражки, имеющей тулью, околыш и канты темно-синего цвета, лаковый козырек – черного цвета.

На тулье фуражки расположена вышитая эмблема Верховного Суда Российской Федерации. На околыше размещена кокарда гражданских служащих Российской Федерации.

Фуражка имеет плетеный шнур, выполненный золотистой нитью, который образует по концам при помощи шлевок две петли для пристегивания на две форменные пуговицы диаметром 14 мм золотистого цвета с выпуклым рельефным изображением Государственного герба Российской Федерации.

Рисунок N 3 Головной убор работников аппаратов судов Российской Федерации, имеющих классные чины: – государственный советник юстиции Российской Федерации (1, 2 и 3 класса) – государственный советник Российской Федерации (1, 2 и 3 класса) (для мужчин)

Нормы положенности судебного департамента

1.1.4.2. Головной убор работников, имеющих классные чины: советник юстиции (1, 2 и 3 класса), юрист (1, 2 и 3 класса), советник государственной гражданской службы Российской Федерации (1, 2 и 3 класса), референт государственной гражданской службы Российской Федерации (1, 2 и 3 класса), секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации (1, 2 и 3 класса) (рис. 4):

Фуражка имеет черный ремешок с креплением на две форменные пуговицы диаметром 14 мм золотистого цвета с выпуклым рельефным изображением Государственного герба Российской Федерации.

Рисунок N 4 Головной убор работников аппаратов судов Российской Федерации, имеющих классные чины: – советник юстиции (1, 2 и 3 класса) – советник государственной гражданской службы Российской Федерации (1, 2 и 3 класса) – юрист (1, 2 и 3 класса) – референт государственной гражданской службы Российской Федерации (1, 2 и 3 класса) – секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации (1, 2 и 3 класса) (для мужчин)

Нормы положенности судебного департамента

1.2. Для женщин

Комплект повседневного служебного обмундирования:

головной убор (шляпка).

При ношении повседневного служебного обмундирования работники аппаратов судов, имеющие классный чин, должны носить сорочку с длинными рукавами белого цвета, колготки телесного цвета, туфли кожаные черного цвета. Предметы служебного обмундирования должны быть исправными, чистыми и отутюженными, обувь – в исправном состоянии и вычищена.

1.2.1. Китель (рис. 5, 6):

Китель женский однобортный из шерстяной ткани темно-синего цвета, на вискозной подкладке, полуприлегающего силуэта, имеет три форменные пуговицы золотистого цвета диаметром 22 мм с изображением Государственного герба Российской Федерации. Воротник и лацканы кителя отложные. Рукава втачные, двушовные. На кителе имеются внешние боковые прорезные горизонтальные карманы в рамку с клапанами.

1.2.2. Юбка прямая из шерстяной ткани темно-синего цвета, на вискозной подкладке, пояс на обтачке, заднее полотнище с двумя вытачками, со средним швом, заканчивающимся шлицей, в верхней части среднего шва – застежка “молния”. Длина юбки не выше середины колен.

1.2.3. Галстук модели “Регат”, цвет черный.

1.2.4. Головной убор.

1.2.4.1. Головной убор работников, имеющих классные чины: государственный советник юстиции Российской Федерации (1, 2 и 3 класса); государственный советник Российской Федерации (1, 2 и 3 класса) (рис. 7):

Головной убор в виде шляпки утвержденного образца темно-синего цвета, состоящей из круглого колпака и полей. Внизу колпака крепится муаровая лента темно-синего цвета шириной 5 – 6 см.

Спереди на колпаке шляпки расположена вышитая эмблема Верховного Суда Российской Федерации. На ленте, опоясывающей шляпку, размещена кокарда гражданских служащих Российской Федерации.

Шляпка имеет плетеный шнур, выполненный золотистой нитью, который образует по концам при помощи шлевок две петли для пристегивания на две форменные пуговицы диаметром 14 мм золотистого цвета с выпуклым рельефным изображением Государственного герба Российской Федерации.

Рисунок N 7 Головной убор работников аппаратов судов Российской Федерации, имеющих классные чины: – государственный советник юстиции Российской Федерации (1, 2 и 3 класса) – государственный советник Российской Федерации (1, 2 и 3 класса) (для женщин)

Нормы положенности судебного департамента

1.2.4.2. Головной убор работников, имеющих классные чины: советник юстиции (1, 2 и 3 класса), юрист (1, 2 и 3 класса), советник государственной гражданской службы Российской Федерации (1, 2 и 3 класса), референт государственной гражданской службы Российской Федерации (1, 2 и 3 класса), секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации (1, 2 и 3 класса) (рис. 8):

Шляпка имеет черный ремешок с креплением на две форменные пуговицы диаметром 14 мм золотистого цвета с выпуклым рельефным изображением Государственного герба Российской Федерации.

Рисунок N 8 Головной убор работников аппаратов судов Российской Федерации, имеющих классные чины: – советник юстиции (1, 2 и 3 класса) – советник государственной гражданской службы Российской Федерации (1, 2 и 3 класса) – юрист (1, 2 и 3 класса) – референт государственной гражданской службы Российской Федерации (1, 2 и 3 класса) – секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации (1, 2 и 3 класса) (для женщин)

Нормы положенности судебного департамента

2. Знаки различия

2.1. Нарукавный знак по принадлежности к аппаратам судов Российской Федерации

Нарукавный знак выполнен в виде овального щита с четырьмя угловыми выступами по сторонам темно-синего цвета с окантовкой золотистого цвета (рис. 9).

В центре изображен столп закона с весами золотистого цвета (без щитка).

Размер знака в высоту – 85 мм, в ширину – 75 мм.

Нарукавный знак располагается на внешней стороне левого рукава кителя на расстоянии 80 мм от верхней точки рукава до верхней точки нарукавного знака.

Рисунок N 9 Нарукавный знак принадлежности к аппарату судов Российской Федерации

Нормы положенности судебного департамента

2.2. Петличные знаки различия классных чинов юстиции, классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации

Петличные знаки представляют собой прямоугольники со скошенной верхней границей. Габаритные размеры 90 x 30 мм. Размеры петлиц (без учета канта): ширина – 30 мм, высота по длинной стороне – 90 мм, высота по короткой стороне – 84 мм. Петличные знаки темно-синего цвета и по трем сторонам (боковым и верхней) имеют темно-красный кант шириной 1,5 мм.

Для государственных советников юстиции Российской Федерации и государственных советников Российской Федерации петличные знаки обтянуты золотистым галуном утвержденного рисунка.

Вверху на петличных знаках закреплена накладная эмблема Верховного Суда Российской Федерации высотой 18 мм. Расстояние центра накладной эмблемы от верхнего края 18 мм. Под эмблемой расположены звезды согласно установленным рисункам:

для государственных советников юстиции Российской Федерации и государственных советников Российской Федерации – металлические, золотистые с заливкой в центре темно-красной эмалью диаметром 17 мм (рис. 10);

для советников юстиции, советников государственной гражданской службы Российской Федерации, юристов, референтов государственной гражданской службы Российской Федерации, секретарей государственной гражданской службы Российской Федерации – металлические золотистые с заливкой в центре темно-красной эмалью, диаметром 14 мм.

Под звездами вдоль нижнего края расположены накладные золотистые планки высотой 1,5 мм:

для советников юстиции, советников государственной гражданской службы Российской Федерации – три накладные планки (рис. 11);

для юристов, референтов государственной гражданской службы Российской Федерации – две накладные планки (рис. 12);

для секретарей государственной гражданской службы Российской Федерации – одна накладная планка (рис. 13).

Рисунок N 10 Петличные знаки различия классных чинов

Рисунок N 11 Петличные знаки различия классных чинов

Рисунок N 12 Петличные знаки различия классных чинов

Рисунок N 13 Петличные знаки различия классных чинов

3. Пуговицы на кителе

Пуговицы – металлические, золотистого цвета с рельефным изображением Государственного герба Российской Федерации, диаметром 22 мм, на ножке. Форма пуговицы плоская с рельефным бортиком.

Рисунок N 14 Пуговицы на кителе работников аппаратов судов Российской Федерации