Нужно ли подтверждать происхождение денег при покупке квартиры

Недавно принятые поправки к так называемому «антиотмывочному» закону ФЗ-115 уже доставили немало хлопот покупателям, которые не могут объяснить происхождение средств на покупку недвижимости. Такие сделки приостанавливаются до прояснения ситуации. Но все ли так плохо или, может, еще осталась какая-нибудь возможность избежать внимания проверяющих органов?

Тратить взятки становится все сложнее. Фото: news-kmv.ru
Тратить взятки становится все сложнее. Фото: news-kmv.ru

Под прицелом находятся все

Наверное, самой уязвимой категорией покупателей, пострадавшей от принятия этих поправок, оказались коррупционеры. Теперь чиновнику нельзя просто так пойти и купить квартиру за наличные. Конечно, раньше провернуть такую сделку было тоже непросто. Но именно сейчас фискальные органы следят за подобными операциями особенно пристально.

Жалеть расхитителей народной собственности, взяточников мы не будем. Но в положении подозреваемых могут оказаться абсолютно любые покупатели недвижимого имущества, которые имели неосторожность по легкомыслию или небрежности не легализовать честно накопленные или заработанные средства.

Например, нередки случаи, когда пенсионеры дарят кропотливо собранные, копейка к копейке, сбережения своим детям и внукам. Но, как правило, эти деньги не перемещаются со счета на счет, а достаются из кубышки или матраса.

Пока что объяснение в такой простой жизненной ситуации регулирующие органы устраивает. Но банки уже с подозрением относятся к подобным подаркам. Пройдет еще немного времени, и внезапное появление у человека крупной суммы денег, происхождение которых он не может объяснить, будет считаться чем-то противозаконным.

Главное – не торопиться

Как ни странно, одним, а возможно и вообще единственным из вариантов, который можно без опаски использовать для приобретения недвижимости на незадекларированные средства, является ипотека. При том, что это форма покупки, в которой, по сравнению с другими видами сделок, используется самое большое количество документов и принимает участие максимальное количество различных организаций.

Ипотека может помочь в решении многих вопросов с недвижимостью и финансами. Фото: prosobstvennost.ru
Ипотека может помочь в решении многих вопросов с недвижимостью и финансами. Фото: prosobstvennost.ru

Действительно, при покупке через ипотеку практически на каждом этапе требуется обязательное подтверждение данных. Но в основном они касаются самого объекта недвижимости. Что же касается средств покупателя, то нужно показать лишь официальный доход. Кроме которого могут быть и дополнительные источники, не требующие подтверждения.

Если в качестве первоначального взноса оплатить минимально возможную сумму, то ее размер не вызовет особых подозрений. К тому же для этих целей можно использовать, при наличии, средства материнского капитала. Или взять под это потребительский кредит, который можно будет закрыть несколькими досрочными платежами.

Подобным образом можно будет закрыть и всю ипотеку, направляя суммы, превышающие размер ежемесячных платежей в несколько раз. По статистике большинство ипотечных заемщиков рассчитываются с банком значительно раньше положенного срока. Поэтому такая ускоренная оплата не будет выглядеть подозрительно.

Еще и получите прибыль

А если вы не торопитесь, то можно платить ежемесячно положенную сумму в течение всего срока действия кредита. Бояться переплаты не нужно. Ведь вся необходимая сумма для погашения кредита у вас уже есть. И держать ее можно не только в рублях, но и в стабильной валюте. Которая, например, по итогам прошлого года показала значительный рост.

В итоге заемщикам, которые не спешили досрочно погасить ипотеку, а постоянно конвертировали излишки своих доходов в доллары или евро, квартира обошлась дешевле. Просто потому, что рост курса этих валют оказался выше ставки по ипотеке.

Для среднестатистического гражданина такие варианты покупки недвижимости могут показаться слишком сложными для того, чтобы просто не оказаться под вниманием фискальных органов. Наш человек скорее пойдет на риск, действуя по принципу «пока петух не клюнет». Но следует понимать, что гайки государственной машины постоянно закручиваются, и рано или поздно нам придется отчитываться за каждую копейку.

Поправки к «антиотмывочному» закону вступили в силу. Чего ждать простым покупателям недвижимости?

Обременения скрытые и явные. А также строка в договоре, которая позволяет покупателю не платить

Это «Ж-ж-ж» — неспроста! Чем чреваты частые перепродажи приобретаемой квартиры

Еще об одном риске потерять купленную недвижимость. Почему нужно бояться банкротства продавца

Она одобрена межведомственной рабочей группой при президенте РФ. Об этом “Российской газете” рассказал начальник управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля Федеральной таможенной службы (ФТС) Сергей Шкляев.

Пороговую сумму, с которой физлицам придется объяснять “родословную” денег, определит Евразийская экономическая комиссия. Суммы обсуждаются разные, начиная и от 10 тысяч долларов. Напомним, что сейчас граждане при пересечении границы обязаны письменно декларировать на таможне сумму, превышающую 10 тысяч долларов. При этом вывозить и ввозить допускается неограниченные суммы наличности, хоть чемоданами.

Сергей Владимирович, какие крупные суммы наличных декларируют сегодня на таможне физлица?

Сергей Шкляев: Более миллиона в долларовом эквиваленте таможенники видят довольно часто.

В этом году было семь случаев вывоза и 51 случай ввоза валюты свыше миллиона долларов США. Дважды ввозили и вывозили более 5 миллионов долларов.

Кто же он, современный долларовый миллионер? Его портрет?

Сергей Шкляев: Не каждый пассажир с чемоданом валюты является ее владельцем. Случается, он – наемный курьер и перевозит чьи-то деньги. Мы их называем “курьерами наличных”, сами они зачастую не имеют постоянного источника дохода, нигде не работают. А перевозка наличных связана с отмыванием преступных доходов, с финансированием терроризма, с нелегальными внешнеторговыми операциями. Сейчас это вызывает особую тревогу.

А что Росфинмониторинг, суды?

Сергей Шкляев: Какие суды, если курьеры законно декларируют чужую валюту, с улыбкой предъявляя декларации?! Мы не можем никому воспрепятствовать, и суды не могут, так как оснований требовать подтверждение легальности чемодана с купюрами в законодательстве сейчас нет.

В этом году 51 раз в Россию ввозили более миллиона долларов наличными. И два раза вывезли более 5 миллионов

Как граждане будут подтверждать, откуда у них деньги?

Сергей Шкляев: Что вас смущает? Если вы легально продадите квартиру, машину, акции, вступите в наследство, возьмете кредит, то на это будет подтверждение. Движение легального капитала всегда имеет документы.

А в других странах какой опыт?

Сергей Шкляев: Комплексный контроль капитала есть везде. Финансовая гвардия Италии контролирует доходы и расходы граждан, рядовые налогоплательщики ежегодно отчитываются о финансовой деятельности – дебет и кредит прозрачны.

Попробуйте за рубежом заплатить в магазине 500 евро наличными, на вас посмотрят косо. Могут даже вызвать полицию, которая поинтересуется, откуда у вас крупная сумма денег. Там не принято носить с собой наличность.

Какие валюты чаще всего везут через границу?

Сергей Шкляев: Разные и из разных стран мира, но превалируют, конечно, доллары и евро.

Многие владельцы зарубежной недвижимости не хотят светить ни деньги, ни собственность. В России даже нет статистики, сколько у россиян квартир, вилл и земли за границей. Захотят ли граждане объяснять, откуда у них деньги?

Сергей Шкляев: Конечно, есть те, кто не может объяснить, откуда у них деньги. Но большинству нечего скрывать. Думаю, что обычные граждане при пересечении границы без труда смогут подтвердить легальное происхождение провозимых наличных денег.

Каковы же сегодня масштабы контрабанды?

Сергей Шкляев: В первом полугодии 2015 года по статье о контрабанде таможенники страны возбудили 49 уголовных дел на сумму 118 миллионов рублей и 1686 дел об административных правонарушениях на сумму 181 миллион рублей. Триста миллионов, если сложить.

А за административными нарушениями что стоит?

Сергей Шкляев: Чаще всего причиной недекларирования валюты является незнание правил. Хотя во всех пунктах пропуска есть информационные зоны, где можно ознакомиться с правилами перемещения и товаров, и валюты. Эта информация доступна и на сайте ФТС России в разделе “Информация для физических лиц”.

Сегодня доллары или евро можно вывозить из нашей страны чемоданами, и ни у кого нет права проверить их на чистоту

При ввозе крупных сумм наличности какая есть опасность для общества?

Сергей Шкляев: Это могут быть средства от незаконных валютных операций, осуществляемых за границей. Если там они вращались вне банковского внимания, обслуживая теневую экономику, наркотрафик, экстремизм, другие нелегальные сферы, то и в России они тоже могут работать нечестно.

На банковских картах деньги вне подозрений?

Сергей Шкляев: Да, потому что денежные операции там под присмотром Центробанка, Росфинмониторинга – органов, которые осуществляют валютный и финансовый контроль. В своих аналитических материалах ЦБ показывает динамику сомнительных валютных операций в общем объеме оттока капитала.

Какая, в целом, доля незаконных операций?

Сергей Шкляев: Вывод капитала может быть как легальным, который связан с естественным оборотом мировых денег, так и нелегальным. Чистый отток капитала, рассчитываемый Банком России, включает в себя оба вида и содержит такие статьи, как трансграничные инвестиции, ссуды и займы банков, операции с ценными бумагами и т.д.

Чистый отток капитала из России в январе-сентябре 2015 года, по предварительным данным ЦБ, составил 45 миллиардов долларов. За прошлый год, по оценкам ЦБ, из страны ушло почти 155 миллиардов долларов. То есть отток сократился.

Таможня, контролируя валютные операции, выявляет нелегальный вывод капитала под видом внешнеторговой деятельности. Его объем составлял в последние годы примерно десятую часть общего оттока капитала. По оценкам ЦБ, в 2014 году было 8,61 миллиарда долларов, в первом полугодии 2015 года – 93 миллиона долларов.

Но импортеры же платят повышенные сборы, пошлины?

Сергей Шкляев: В том-то и дело, что не платят. Высокотехнологическое оборудование, которое не производится в России, освобождено от налогов и пошлин. Мало того, что дельцы занимаются преступным выводом капитала из России, так они при этом еще и получают льготы от государства.

Возможно такое потому, что гражданское законодательство пока разрешает предприятию заключать внешнеэкономическую сделку на любых условиях, устанавливать произвольную цену товара по соглашению сторон. Кроме того, разрешено авансом переводить деньги по сделке. При попытках вмешиваться бизнес сразу нас обвиняет в создании административных барьеров, а пресса подхватывает.

В 2015 году ФТС России возбудила и передала в производство компетентным органам 137 уголовных дел по фактам незаконного вывода за рубеж средств. Но до суда дошли одно-два дела. Все остальные развалились. Дельцы, когда их хватали за руку, просто продлевали сроки поставки товаров. Это право тоже есть у бизнеса на любом из этапов, даже при возбужденном уголовном деле.

Такое у нас гражданское законодательство. Таможня не располагает возможностью противодействовать таким сделкам в рамках полномочий, отведенных ей таможенным и валютным законодательством. Руководство страны видит остроту проблемы. Поставлена задача пресечь схемы, возникающие из-за законодательных нестыковок.

Таможенники разработали поправки в валютное законодательство, чтобы распространить принципы управления рисками на контролирующие службы страны.

Что здесь главное?

Сергей Шкляев: Ключевой элемент – знать “в лицо” тех граждан, кто “непрозрачен”, проводит сомнительные валютные операции. Это позволяет оперативно принимать решения даже на этапе планирования кем-то нелегальных схем.

Управление рисками – мировая практика. Россия использует эту систему уже много лет, но только в таможенной сфере. Наверно, настало время поделиться опытом с другими государственными органами, например с Федеральной налоговой службой. Единый подход поможет нам вместе контролировать конкретные группы лиц, персонально замешанных в сомнительных валютных сделках, как на внутреннем рынке, там и за рубежом, сопоставлять схемы.

Система управления рисками может пригодиться и при регистрации фирм – сориентирует, нужно ли вообще регистрировать компании, учредители которых ранее попадались на незаконных валютных схемах или были замешаны в создании фирм-однодневок.

Разве сейчас нет с налоговиками такого обмена?

Сергей Шкляев: Мы обмениваемся информацией о таможенных декларациях. Но не о конкретных лицах. Сейчас начинаем такой обмен формировать. Для этого и нужны поправки в законы, обновленная нормативная база.

Пока законодатель думает, нам помогает обмен информацией. Благодаря активизации взаимодействия с Центробанком удалось свести к минимуму ущерб от схемы завышения цены товаров, о которой я уже говорил. ЦБ выпустил указания всем уполномоченным банкам при проведении платежей руководствоваться информацией таможни. В результате контракты с завышенной ценой товаров снизились в 20 с лишним раз. В прошлом году было 170 таких контрактов в месяц, а в этом – от шести до десяти.

Совместную работу высоко оценила председатель Банка России Эльвира Набиуллина на заседании Межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям под руководством Евгения Школова, помощника президента страны.

Какие ведомства, по-вашему, должны работать в “паре” с таможней по системе управления рисками?

Сергей Шкляев: Прежде всего, Росфиннадзор и Росфинмониторинг, МВД и ФСБ, и, конечно, Центральный Банк. Чтобы мы могли полноценно передавать в эти организации данные по участникам валютных операций, а информация имела доказательную силу в судах и нужны поправки в законодательство.

Куда уводят деньги?

Сергей Владимирович, сейчас говорят об ужесточении валютного законодательства для того, чтобы ограничить вывод средств.

Сергей Шкляев: Таможенная служба сама инициирует такие предложения. Они направлены на борьбу с теневыми схемами вывода денег из страны, использующими пробелы в законодательстве.

Например, фирма переводит авансом 300 миллионов долларов в зарубежный банк по фиктивному контракту, а товар на эту сумму в страну не ввозит. С 2009 по 2012 годы переводы в пользу иностранных партнеров с использованием поддельных деклараций достигли триллиона рублей.

Создается фирма-однодневка, она делает авансовые платежи в зарубежный банк и исчезает. Вторая схема. Недобросовестные предприниматели закупают, например, томограф за границей, реальная стоимость которого миллион евро, а в контракте заявляют цену в 10 – 20 миллионов. При ввозе такого оборудования мы видим вопиющие расхождения, но отказывать в выпуске не вправе. Стоимость некоторых товаров завышалась больше, чем в 26 тысяч раз.

Эти схемы, к сожалению, выглядят вполне законными и позволяют недобросовестным лицам выводить из страны деньги, фактически обходя государственный контроль за валютными операциями. Если в 2013 году по таким схемам компании перечислили за границу 9 миллиардов рублей, то в 2014 году объемы, по нашим оценкам, достигали 207 миллиардов рублей. С такими схемами мы и боремся, когда вносим поправки в законодательство.

И что вы предлагаете?

Сергей Шкляев: Мы предложили установить уголовную ответственность за мнимые (притворные) внешнеторговые сделки, основанные на злоупотреблении гражданскими правами.

Если ФТС России и другие контролирующие органы получат полномочия по обжалованию подобных сделок, то при выявлении, например, неправдоподобно завышенной цены контракта будут вправе напрямую обратиться в суд.

Во-вторых, как я уже сказал, обсуждается тема расширения полномочий контролирующих органов для проверки законности происхождения денежных средств, переводимых за рубеж физлицами.

При участии ФТС России готовится соглашение об обмене информацией между государствами – членами Евразийского экономического союза о перемещении физлицами денежных средств через внешние границы. Это позволит видеть полную картину перемещения наличной валюты через всю внешнюю границу ЕАЭС, а не только через ее российский участок.

(Москва)

Подтверждение приобретения валюты

Хочу поменять доллары на рубли. Я купила доллары (10 тыс.) более трех лет назад. Чеков нет. Есть документы с датами из банков о том, что деньги лежали на счете. Могут ли эти документы быть свидетельством того, что доллары были приобретены более трех лет назад? Как еще можно подтвердить приобретение валюты?

Сергей Агапов

На основании ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» установление требования об идентификации личности при купле-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Сведения, идентифицирующие личность, могут быть внесены в документы, оформляемые при купле-продаже физическим лицом наличной иностранной валюты, по просьбе самого физического лица.

Исходя из положений инструкции Банка России от 16.09.2010 № 136-И «О порядке осуществления уполномоченными банками (филиалами) отдельных видов банковских операций с наличной иностранной валютой и операций с чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц», требований об обязательном представлении документов, подтверждающих происхождение наличных денежных средств, не предусмотрено.

Согласно п. 4.9 и 4.10 указанной инструкции кассовый работник по окончании осуществления операции с наличной иностранной валютой обязан выдать физическому лицу документ, подтверждающий проведение этой операции. Подтверждающий документ формируется на основании записи электронного Реестра операций с наличной валютой отдельно по каждой операции.

Между тем, на основании пп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» банк обязан до приема на обслуживание идентифицировать клиента и установить его фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

В силу п. 1.2 ст. 7 указанного закона при осуществлении физическим лицом операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую 40 тыс. руб. либо не превышающую сумму в иностранной валюте, эквивалентную 40 тыс. руб., идентификация клиента – физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводятся, за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

В то же время на основании пп. 1 п. 1 ст. 6 этого закона операция по покупке или продаже наличной иностранной валюты физическим лицом в сумме, эквивалентной или превышающей 600 тыс. руб., подлежит обязательному контролю, в связи с чем банк вправе запросить у физического лица документы, подтверждающие происхождение денежных средств или законность владения ими. Такими документами могут быть справки по форме 2-НДФЛ, налоговые декларации по форме 3-НДФЛ и другие документы, которые могут подтвердить правомерность и срок владения денежными средствами.

Таким образом, можно сделать вывод, что требование об обязательном представлении документов, удостоверяющих личность, а также документов, подтверждающих происхождение денежных средств, при совершении физическим лицом операций по купле-продаже наличной валюты может быть предъявлено банком исключительно исходя из необходимости соблюдения законодательства о противодействии легализации преступных доходов или финансированию терроризма.

Постановление Правительства РФ от 13 июля 2011 г. N 567
“Об утверждении Правил подтверждения источников происхождения денежных средств, вносимых в оплату уставного капитала организатора азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе”

В целях реализации статьи 6 Федерального закона “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации” Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила подтверждения источников происхождения денежных средств, вносимых в оплату уставного капитала организатора азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе.

13 июля 2011 г.

Правила
подтверждения источников происхождения денежных средств, вносимых в оплату уставного капитала организатора азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе
(утв. постановлением Правительства РФ от 13 июля 2011 г. N 567)

С изменениями и дополнениями от:

26 августа 2013 г., 29 июля 2016 г.

1. Подтверждение источников происхождения денежных средств, вносимых учредителями (участниками) организатора азартных игр – физическими или юридическими лицами в оплату уставного капитала организатора азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе (далее – организатор азартных игр), проводится в целях контроля за соблюдением требования об оплате уставного капитала организатора азартных игр только денежными средствами, а также контроля за отсутствием фактов использования заемных денежных средств при формировании уставного капитала организатора азартных игр.

2. Подтверждение источников происхождения денежных средств, вносимых учредителями (участниками) организатора азартных игр – физическими или юридическими лицами в оплату уставного капитала организатора азартных игр (далее соответственно – денежные средства, вносимые физическими лицами, денежные средства, вносимые юридическими лицами), а также контроль за отсутствием фактов использования заемных денежных средств при формировании уставного капитала организатора азартных игр осуществляются Федеральной налоговой службой в соответствии с настоящими Правилами при рассмотрении заявления и документов, представленных каждым из учредителей (участников) организатора азартных игр для получения лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, в течение 45 дней со дня поступления указанных заявления и документов.

3. Подтверждение источников происхождения денежных средств, вносимых физическими лицами, и (или) денежных средств, вносимых юридическими лицами, использованных для приобретения акций (долей) в уставном капитале организатора азартных игр, не требуется в следующих случаях:

а) увеличение уставного капитала организатора азартных игр сверх установленной законодательством Российской Федерации величины минимального уставного капитала организатора азартных игр (на величину превышения уставного капитала организатора азартных игр над установленной законодательством Российской Федерации величиной минимального уставного капитала организатора азартных игр);

б) приобретение учредителем (участником) организатора азартных игр акций (долей) в уставном капитале организатора азартных игр у одного из учредителей (участников) этого организатора азартных игр или в порядке правопреемства в результате реорганизации акционеров (участников) организатора азартных игр;

в) увеличение уставного капитала организатора азартных игр за счет имущества организатора азартных игр.

4. Сведения об источниках происхождения денежных средств, вносимых физическим лицом (далее – сведения), подписываются физическим лицом и представляются этим лицом в Федеральную налоговую службу (на бумажном носителе) по форме согласно приложению с приложением копий документов, подтверждающих указанные в сведениях источники происхождения денежных средств, вносимых физическим лицом, и заверенных этим лицом либо организацией, выдавшей документ.

5. В целях подтверждения оплаты уставного капитала организатора азартных игр только собственными денежными средствами, вносимыми физическим лицом, организатор азартных игр представляет в Федеральную налоговую службу следующие документы:

а) копия (копии) платежных документов о перечислении денежных средств, вносимых физическим лицом, на расчетный счет (счета) организатора азартных игр в оплату уставного капитала организатора азартных игр;

б) выписки банка по счету (счетам) организатора азартных игр, подтверждающие зачисление денежных средств, перечисленных физическим лицом, в оплату уставного капитала организатора азартных игр.

6. Условие об отсутствии фактов использования физическим лицом заемных денежных средств при формировании уставного капитала организатора азартных игр считается выполненным в случае, если в соответствии с представленными в Федеральную налоговую службу сведениями и прилагаемыми копиями документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, сумма денежных средств, внесенных физическим лицом, не превышает величину дохода этого физического лица за указанный в сведениях период, уменьшенную на величину его расходов и обязательств, предусмотренных пунктом 9 настоящих Правил, за тот же период.

7. В качестве дохода физического лица, который может рассматриваться как источник денежных средств, вносимых физическим лицом, признаются денежные средства, полученные физическим лицом от источников денежных средств в Российской Федерации и за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также средства, полученные физическим лицом на иных законных основаниях, информация о которых включена в сведения.

8. В качестве дохода физического лица не могут рассматриваться денежные средства, вносимые этим лицом для приобретения акций (долей) в уставном капитале организатора азартных игр, если право распоряжения указанным доходом ограничено (обременено) в соответствии с федеральным законом или договором, заключенным этим физическим лицом.

9. При подтверждении источников происхождения денежных средств, вносимых физическим лицом, величина дохода физического лица подлежит уменьшению:

а) на сумму уплаченных налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах с начала периода, за который представляются сведения, до окончания этого периода (на сумму уплаченных налогов в соответствии с законодательством иностранных государств – для физических лиц, которые в период, за который представляются документы, не являлись налоговыми резидентами Российской Федерации);

б) на сумму, подлежащую взысканию на основании исполнительных документов с начала периода, за который представляются сведения, до окончания этого периода;

в) на величину вложений физического лица в акции (доли) юридических лиц, в том числе юридических лиц, которые на дату направления документов в Федеральную налоговую службу находятся в процессе ликвидации, под внешним управлением либо признаны несостоятельными (банкротами) в установленном законодательством порядке;

г) на величину расходов, произведенных физическим лицом с начала периода, за который представляются сведения, до окончания этого периода, на основании данных налоговой декларации (налоговых деклараций) по налогу на доходы физических лиц;

д) на сумму обязательств по займам и кредитам по состоянию на конец периода, за который представляются сведения.

10. Документы для подтверждения источников происхождения денежных средств, вносимых физическим лицом, представляемые нерезидентом, должны быть составлены на государственном (официальном) языке страны места нахождения (регистрации) нерезидента либо на языке, принятом в стране места нахождения (регистрации) нерезидента в деловом обороте, легализованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и страна места нахождения (регистрации) нерезидента, с приложением заверенного в установленном порядке перевода указанных документов на русский язык.

11. Сведения представляются за неразрывный период, определяемый физическим лицом самостоятельно.

Определяемый физическим лицом период должен включать год, предшествовавший периоду подачи документов.

12. Физическое лицо может не включать в сведения данные обо всех имеющихся доходах. В этом случае физическое лицо самостоятельно определяет объем и перечень доходов, данные о которых заявляются.

13. В целях подтверждения оплаты уставного капитала организатора азартных игр только собственными денежными средствами, вносимыми юридическим лицом, организатор азартных игр представляет в Федеральную налоговую службу следующие документы:

а) копия (копии) платежных документов о перечислении денежных средств, вносимых юридическим лицом, на расчетный счет (счета) организатора азартных игр в оплату уставного капитала организатора азартных игр;

б) выписки банка по счету (счетам) организатора азартных игр, подтверждающие зачисление денежных средств, перечисленных юридическим лицом, в оплату уставного капитала организатора азартных игр.

14. Условие об отсутствии фактов использования юридическим лицом заемных денежных средств при формировании уставного капитала организатора азартных игр считается выполненным в случае, если в соответствии с представленными в Федеральную налоговую службу документами сумма денежных средств, внесенных юридическим лицом, не превышает величину стоимости чистых активов этого лица на последнюю отчетную дату.

15. Для подтверждения источников происхождения денежных средств, вносимых юридическим лицом, это лицо представляет в Федеральную налоговую службу (на бумажном носителе) расчет стоимости чистых активов (собственных средств) юридического лица на последнюю отчетную дату.

Расчет стоимости чистых активов (собственных средств) подписывается руководителем юридического лица или уполномоченным им лицом и скрепляется печатью юридического лица (при наличии печати).

16. Стоимость чистых активов (собственных средств) юридического лица – резидента Российской Федерации (за исключением кредитных организаций), рассчитывается в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок оценки стоимости чистых активов (собственных средств).

Собственные средства (капитал) кредитной организации рассчитываются в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.

Стоимость чистых активов акционерного инвестиционного фонда (чистых активов паевого инвестиционного фонда) рассчитывается в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.

Величина собственных средств негосударственного пенсионного фонда в качестве источника приобретения акций (долей) в уставном капитале организатора азартных игр определяется как сумма итогов по разделам III “Целевое финансирование”, IV “Пенсионные резервы” и V “Пенсионные накопления” за вычетом обязательств по разделам VI “Долгосрочные обязательства” и VII “Краткосрочные обязательства” бухгалтерского баланса негосударственного пенсионного фонда.

17. Под чистыми активами (собственными средствами) нерезидента в настоящих Правилах понимается показатель чистых активов (собственных средств), рассчитанный в соответствии с методикой, установленной уполномоченным органом страны места регистрации (ведения бизнеса) нерезидента, или показатель, экономическое содержание которого соответствует применяемому в Российской Федерации понятию стоимости чистых активов, определяемый как разница между суммой активов и суммой обязательств юридического лица.

Федеральная налоговая служба имеет право запрашивать у организатора азартных игр, представившего документы для определения источников происхождения денежных средств, вносимых юридическим лицом, установленную уполномоченным органом страны места регистрации (ведения бизнеса) нерезидента методику, на основании которой им проводился расчет чистых активов (собственных средств).

Приложение
к Правилам подтверждения источников
происхождения денежных средств, вносимых
в оплату уставного капитала организатора азартных игр
в букмекерской конторе или тотализаторе

Сведения
об источниках происхождения денежных средств физического лица, использованных для формирования уставного капитала организатора азартных игр, представляемые в Федеральную налоговую службу

_________________________________________________________________________
      (фамилия, имя, отчество физического лица - указать полностью)
_________________________________________________________________________
 (полное фирменное наименование организатора азартных игр, акции (доли)
                           которого приобретаются)
_________________________________________________________________________
  (основной государственный регистрационный номер организатора азартных
                                 игр)
     Стоимость   приобретенных   акций  (долей)   в   уставном   капитале
организатора азартных игр __________________________________ рублей
     Номинальная стоимость приобретенных акций организатора азартных  игр
_________________________________________________ рублей
     Доля в уставном капитале  организатора  азартных  игр  приобретенных
акций (долей) организатора азартных  игр  с  учетом  ранее  приобретенных
акций (долей) процентов ___________________________________________

Раздел I. Личная информация

     Местожительство ____________________________________________________
                                     (почтовый индекс,
_________________________________________________________________________
                               полный адрес)
     Документ, удостоверяющий личность __________________________________
                                                (вид документа)
     Номер и серия документа ____________________________________________
     Кем и когда выдан документ _________________________________________
     Дата рождения ______________________________________________________
     Место рождения _____________________________________________________
     Лицензии (патенты), иные документы физического лица, осуществляющего
частную практику, с указанием номера, даты и органа, их выдавшего _______
_________________________________________________________________________
     ИНН ________________________________________________________________
     Гражданство (подданство)  (в  случае  отсутствия  у физического лица
гражданства делается запись - "Лицо без гражданства") ___________________
_________________________________________________________________________
     Номер телефона (факса) _____________________________________________

Раздел II. Сведения для определения источников происхождения собственных средств физического лица
за период с “_____” _____________ г.
по “_____” _____________ г.

Раздел III. Свидетельство о достоверности информации

     Я, ________________________________________________________________,
                   (фамилия, имя, отчество - указать полностью)
с  проверкой  достоверности  настоящих сведений и прилагаемых к ним копий
документов,  а  также  содержащихся   в  сведениях  и  копиях  документов
персональных данных согласен (согласна).
     "____" _____________ 20___ г. ______________________________________
                                  (подпись лица, представившего сведения)
     Я, ________________________________________________________________,
                   (фамилия, имя, отчество - указать полностью)
подтверждаю,  что  на  дату  представления  сведений  право  распоряжения
доходами, заявленными мною в сведениях, не ограничено (не обременено).
     "____" _____________ 20___ г. ______________________________________
                                  (подпись лица, представившего сведения)
     Достоверность  и  в случаях, предусмотренных Правилами подтверждения
источников  происхождения  денежных средств,  вносимых в оплату уставного
капитала   организатора   азартных   игр   в   букмекерской  конторе  или
тотализаторе,   утвержденными   постановлением  Правительства  Российской
Федерации  от 13 июля  2011 г.  N 567,  полноту  информации,  указанной в
настоящих сведениях, подтверждаю.
     "____" _____________ 20___ г. ______________________________________
                                  (подпись лица, представившего сведения)
     Приложения   (опись   приложенных   копий   документов  с  указанием
количества листов):
     "____" _____________ 20___ г. ______________________________________
                                  (подпись лица, представившего сведения)

*(1) Для доходов (расходов), полученных (осуществленных) в иностранной валюте, величина доходов (расходов) учитывается в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату окончания периода, за который представляются сведения.

*(2) Указывается сумма основного обязательства (без суммы процентов). Для обязательств, выраженных в иностранной валюте, сумма указывается в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату окончания периода, за который представляются сведения.

*(3) Указываются все имеющиеся на дату представления сведений текущие (срочные, просроченные) обязательства финансового характера.

*(4) Указывается вторая сторона обязательства – кредитор, его фамилия, имя и отчество (полностью) или наименование юридического лица, а также адрес места жительства или юридический адрес.

1. Прежде всего отмечу, что все блокировки карт физических лиц (также, как и блокировки расчетных счетов компаний/ИП) – это не какая-нибудь прихоть банка и не какая-нибудь случайность, которую невозможно предугадать, а последствия допускаемых Вами нарушений.

Если вкратце, то существует уже достаточно известный закон 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В самом законе конкретики достаточно мало, а именно там говорится о том, что контролируются операции на разовые суммы шестьсот тысяч рублей и они действительно контролируются, но это Вам никак не поможет разобраться в причинах блокировки карт, поскольку банки контролируют и множество других операций и по многим другим параметрам.

В целом в зоне риска находятся все, кто совершает большое количество операций по картам — фрилансеры, интернет магазины и иные компании, которые получают оплату за товары/услуги на карты физических лиц, те, кто получают незарплатные выплаты от юр. лиц/ИП, криптовалютчики, финансисты, те, кто играют на биржах, получают выплаты от букмекеров, те, кто использует онлайн обменники, кто получает большие суммы из-за рубежа и огромное количество других лиц, чья деятельность связана с совершением большого количества операций по картам.

Определенная конкретика изложена в Приложении к Положению Банка России от 2 марта 2012 года N 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» — там список на 18 листах, который содержит в себе те параметры, по которым банки должны выявлять подозрительные операции.

Как это выглядит на практике – ЦБ разработал критерии по выявлению подозрительных операций, банки на основании данных критериев разработали собственные автоматизированные системы, которые в автоматическом режиме отслеживают все операции по заданным критериям и в случае, если система распознает Ваши операции за определенный период как подозрительные – Вам приходит запрос по 115-ФЗ.

Из этого следует:

А) Запросы по 115-ФЗ формируются в автоматическом режиме автоматизированной системой. Многие думают, что это конкретный человек в банке сидит и сам выбирает до кого бы докопаться, кому бы запрос направить. Это не так! Все запросы направляются автоматически в случае, если Вы не соблюдаете те параметры, по которым работает автоматизированная система банка.

Б) Утверждения о том, что «банки обнаглели и блокируют кого хотят» — это все ерунда. Запросы формируются на основании строго определенных критериев, «случайных» запросов не бывает. Причем отмечу, что указанные критерии ЦБ одинаковы для всех банков, поэтому по моей практике истории в формате «сбербанк блокирует постоянно, а вот банк «ххх» никого не блокирует» – это также бред. Определенные отличия между банками действительно есть и порой достаточно существенные, но общий вектор для всех банков все равно один и риски есть при работе с любым банком.

С другой стороны, отмечу, что действительно много блокировок необоснованных и по моей практике значительную часть блокировок банков можно оспорить через суд, однако во всех случаях лучше не рассчитывать на оспаривание действий банка, а изначально работать так, чтобы Вам не приходили запросы.

В) Сам по себе факт получения запроса – это уже свидетельство того, что Ваши операции в банке распознаны как подозрительные и соответственно это уже значит, что так как Вы работали до запроса дальше работать нельзя, иначе запрос может прийти повторно даже если банк первый раз все претензии снимет (даже если все операции формально законны).

Г) Также дополнительно отмечу, что те же самые требования в равной степени распространяются и на платежные системы (кошельки Яндекс.Деньги, Киви, Вебмани и т.п., хотя по практике они в целом более лояльны).

2. Что касается процедуры блокировки. Порядок обычно следующий:

А) Вы не соблюдаете критерии ЦБ.

Б) Система автоматически формирует запрос, который Вам поступает, в нем банк у Вас запрашивает «экономический смысл проводимых операций» и ряд документов, которые должны помочь банку определить связаны ли Ваши операции с чем-то незаконным или нет. На этом этапе как правило банк уже ограничивает возможность пользоваться картой до тех пор, пока не будет принято решение по итогу предоставленного Вами обоснования и документов.

В) Вы предоставляете запрашиваемые документы. 

Здесь по практике наиболее частыми ошибками являются следующие:

– человек начинает махать шашкой и заявлять, мол действия банка незаконны, я ничего не нарушил (см. п.1 и доводы о том, чтобы запросы просто так не приходят, хотя банки действительно часто запрашивают много «лишнего» и аналогично часто запросы приходят в ситуации когда Вы не совершали даже близко ничего противозаконного) и отказывается предоставлять документы. Подобными действиями Вы фактически отказываетесь от выполнения возложенных на Вас обязательств по предоставлению документов по 115-ФЗ и это влечет за собой весьма нехорошие последствия вплоть до включения Вас в черный список ЦБ (где уже находятся порядка 500000 человек и компаний, огромное количество их которых действительно не занимались никаким криминалом, а просто некорректно проводили операции, либо заняли неверную позицию после получения запроса об банка).

— также частая ошибка – человеку карта сильно не нужна (например, на ней уже нет денег и интереса в ее использовании уже тоже нет) и он решает, мол не буду ничего предоставлять, закрою ее и все, так как она мне не нужна. 

— еще частая ошибка – рассчитывать на то, что Вы сможете отбить любые претензии предоставив договоры в подтверждение переводов независимо от характера переводов. Нужно понимать, что банк может заблокировать Вас не только тогда, когда есть прямые доказательства нарушения Вами закона, но и тогда, когда сам по себе характер операций дает основания полагать, что операции могут быть связаны с незаконной деятельностью даже несмотря на предоставленные Вами документы. Здесь большое значение имеет практика конкретных банков.

— также распространенная ошибка – давать ответ без предварительного анализа ситуации с юристом, так как есть очень много других мелких и часто формальных моментов по взаимодействию с банком на стадии получения запроса, при несоблюдении которых можно получить блокировку даже в ситуации, когда ее можно было избежать и когда действительно у Вас совершались исключительно законные операции.

Г) Конкретный сотрудник банка рассматривает документы и по итогу принимает решение по Вашей ситуации (соответственно на этом этапе уже есть определенная зависимость от конкретного сотрудника банка) и либо снимает все претензии и все ограничения по карте, либо оставляет блокировку в силе и как правило в этом случае Вас просят написать заявление о закрытии карты «по собственному желанию». Также на практике после получения документов иногда банк может запросить дополнительные документы.

3. Вы можете спросить – мол как так, у меня друг/знакомый проводит огромные суммы через карты и ему никто ничего не блокирует несмотря на все ограничения, а почему тогда меня заблокировали?

Ответ достаточно прост, возможны несколько вариантов:

А) Ваш друг/знакомый умышленно/неосознанно совершает операции таким образом, что они в банке/платежной системе не распознаются как подозрительные, поскольку при соблюдении критериев Вам не будет приходить запрос.

Б) Просто общая продолжительность операций еще не привела к признанию операций подозрительными и блокировке и рано или поздно это произойдет.

4. Последствия. Если ориентироваться на мою практику, то могу сказать, что:

А) В случае блокировки однозначное последствие – испорченные отношения с банком, который Вас заблокировал, то есть карты/счета Вам здесь уже больше не откроют. Хотя и здесь все-таки есть исключения.

Б) Более плохое последствие – внесение в черный список ЦБ. Если Вы будете реально заниматься криминалом или если Ваши операции не связаны ни с чем противозаконным, но при этом Вы займете неверную позицию в общении с банком – есть серьезные риски попасть в черный список ЦБ и в этом случае сотрудничать с Вами не захочет не только заблокировавший Вас банк, но и вообще любой другой банк, поскольку все банки будут видеть, что Вы в черном списке ЦБ.

В) Еще многие интересуются – мол отдаст ли банк деньги? Здесь лишь скажу, что по закону да, банк обязан отдать деньги, но по моей практике бывает не так просто получить свои деньги с банка, есть определенные нюансы.

Таким образом, если подводить итог:

1) Случайных блокировок не бывает, каждая блокировка – это ряд ошибок с Вашей стороны.

2) Очень важно занять правильную позицию в общении с банком, подготовить корректные разъяснения относительно экономического смысла проводимых операций, малейшие ошибки на этом этапе могут привести не только к блокировке счета и сложностям с возвратом денег с банка, но и ко внесению Вас в черный список ЦБ со всеми вытекающими.

3) Очень важно изначально работать так, чтобы Вы учитывали при проведении операций требования ЦБ и самих банков, не проводили сомнительных по критериям ЦБ операций, поскольку только это сможет уберечь Вас от блокировки.

Надеюсь мой ответ Вам помог.

Подтверждение происхождения товаров и документы о происхождении товаров

1. Происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

2. Подтверждение происхождения товаров не требуется в следующих случаях:

1) ввозимые на таможенную территорию Союза товары помещаются под таможенную процедуру таможенного транзита;

2) товары перемещаются через таможенную границу Союза в соответствии с главой 37 настоящего Кодекса;

3) иные случаи, предусмотренные правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.

3. Вне зависимости от положений пункта 2 настоящей статьи происхождение товаров подтверждается, если таможенным органом обнаружены признаки того, что товары происходят из такой страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны), товары, происходящие из которой запрещены:

1) к ввозу на таможенную территорию Союза или на территорию государства-члена согласно установленным в соответствии с Договором о Союзе запретам и ограничениям;

2) к вывозу с таможенной территории Союза или с территории государства-члена согласно установленным в соответствии с Договором о Союзе запретам и ограничениям;

3) к ввозу на территорию государства-члена в соответствии с законодательством этого государства-члена;

4) к транзиту по территории государства-члена в соответствии с международными договорами этого государства-члена с третьей стороной.

4. Если указанные в подпунктах 1 – 3 пункта 3 настоящей статьи товары, запрещенные в соответствии с законодательством государства члена к ввозу на территорию этого государства-члена, помещаются под таможенную процедуру таможенного транзита для перевозки (транспортировки) по таможенной территории Союза в государство-член, на территорию которого ввоз таких товаров не запрещен, подтверждение происхождения товаров не требуется.

5. В целях проверки соблюдения законодательства государства-члена, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, таможенные органы государства-члена вправе требовать в случаях и порядке, определенных законодательством этого государства-члена, подтверждение происхождения товаров, за исключением товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита для перевозки (транспортировки) по таможенной территории Союза в другое государство-член.

6. Документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.

Какими документами подтвердить задолженность контрагента?

Ответ на этот вопрос не так прост, как может показаться, иначе количество судебных разбирательств с участием должников и кредиторов было бы значительно меньше. В консультации предлагаем рассмотреть несколько судебных решений, участниками которых являлись операторы связи, требовавшие погашения долгов от своих клиентов. Причем речь пойдет и о физических, и о юридических лицах.

Для чего нужно подтвердить долг?

Очевидно, чтобы должник согласился со своей задолженностью и – самое главное – ее погасил. К этому обязывают нормы гражданского законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность. В частности, в силу п. 3 ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Согласно п. 4 ст. 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

В процессе сделок (исполнения условий договоров) у сторон возникают права, требования и обязательства. Последние должны исполняться надлежащим образом в соответствии с их условиями и нормами закона (ст. 309 ГК РФ). Должник несет расходы на исполнение обязательства, исходя из его условий. В частности, получив товар, покупатель должен его оплатить. Равно как и продавец должен отгрузить товар при получении предоплаты. Документами, подтверждающими возникновение обязательств, являются отгрузочные (накладные, товарно-транспортные накладные) и банковские (платежные поручения, выписки по расчетному счету) документы.

С услугами сложнее. Подтвердить факт их оказания, а соответственно, возникновение обязательства заказчику перед исполнителем сложнее, особенно если нет материально-вещественного результата. В гражданском законодательстве (ни в гл. 37 «Подряд», ни в гл. 39 «Возмездное оказание услуг») нет четких указаний, как подрядчику (исполнителю) зафиксировать объем и стоимость выполненных работ (оказанных услуг) и подтвердить их документами. Все зависит от конкретной ситуации.

Когда документов по долгу может не хватить?

Услуги связи являются достаточно специфичными и подтверждением их оказания должны быть данные специального сертифицированного оборудования. В отсутствие такого надлежащего подтверждения исполнителю услуг может быть отказано во взыскании долга. Пример – Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2017 № 09АП-60602/2016.

В качестве доказательств заявленного требования о погашении задолженности исполнитель представил счета, деталировку к счету за услуги связи, счета-фактуры, акты выполненных работ (оказанных услуг) с указанием их стоимости за отчетный период.

Основанием для осуществления расчетов за услуги связи являются показания оборудования связи, учитывающего объем оказанных оператором услуг связи (ст. 54 Закона о связи). Оборудование, используемое оператором связи для учета объема оказанных услуг, и автоматизированные системы расчетов подлежат обязательной сертификации (Постановление Правительства РФ от 25.06.2009 № 532).

В ходе судебного разбирательства истец не предоставил сведения о том, на каком именно оборудовании был произведен учет оказываемых услуг, не представлены акты подключения, обязанность подписания которых указана в договоре. В частности, услуги телефонной связи оказывались в рамках отдельных заказов. Каждый из них вступает в силу после подписания заказчиком – пользователем услуг телефонной связи.

Указанных документов оператор не представил, вместо этого на рассмотрение арбитров были предложены доказательства направления первичных документов через специализированный интернет-ресурс и детализация оказанных услуг связи, которая по условиям договора и требованиям законодательства в сфере связи не являлась доказательством оказания услуги связи именно их заказчику.

Для сравнения, в Постановлении АС ПО от 19.12.2016 № Ф06-15147/2016 оператору пришлось представить следующие документы, подтверждающие достоверность сведений, содержащихся в деталировках оказания услуг: разрешение на эксплуатацию сооружения связи с приложением, сертификат соответствия оборудования с приложением, а также ответ управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о продлении разрешений на эксплуатацию оборудования, указанного в приложении к письму. Данными документами был подтвержден факт использования истцом для учета объема оказанных услуг сертифицированного оборудования, обеспечивающего правильность учета соединений и их продолжительности.

Не забывайте об акте сверки расчетов

Об этом немаловажном документе напомнили арбитры в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2017 № 09АП-61172/2016-ГК. В данном деле оператор оказывал не совсем традиционные услуги: резервирование мест в линейно-кабельных сооружениях (ЛКС) для размещения кабелей связи пользователя, муфт оптических кабелей связи, эксплуатации ЛКС для указанных целей.

В соответствии с условиями заключенного договора исполнитель предъявляет пользователю после окончания каждого месяца оказания услуг счет и акт об оказании услуг (выполнении работ) в двух экземплярах. Названные документы в полном объеме были представлены в материалы дела, но ответчик счел их нелегитимными, так как он посчитал сам договор недействующим. Заказчик передал кабели третьим лицам, не уведомив об этом должным образом исполнителя, в ЛКС которого находились кабели.

Оператор как истец представил акт сверки расчетов, подписанный обеими сторонами по делу, что подтверждает признание ответчиком факта наличия задолженности за спорный период. Довод ответчика о том, что линии находились на балансе не только у него, но и у третьих лиц, не опровергает доводы истца о том, что ответчику оказывались услуги. Ответчик не представил в материалы дела мотивированного отказа от подписания актов оказанных услуг (выполненных работ).

Акт сверки расчетов с контрагентами не относится к первичным документам. Расчеты подтверждаются актами оказанных услуг (выполненных работ) и платежными документами. Поэтому бухгалтер вправе составить акт сверки в произвольной форме и с удобными для себя реквизитами. Их набор минимален, о чем свидетельствуют предусмотренные во многих программно-прикладных продуктах документы – акты сверки. Они включают данные о контрагенте, с которым проводится сверка, а также даты, номера первичных документов, подтверждающих хозяйственные операции, включая суммы, на которые они были совершены при исполнении сторонами сделки.

Оказывается, акт сверки может помочь не только подтвердить расчеты с контрагентом, но и обосновать, правильно рассчитать штрафные санкции в случае неисполнения партнером своих обязательств. Напомним: согласно п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.