Обратиться в росфинмониторинг

К ЗАПРОСУ В РОСФИНМОНИТОРИНГ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ,

ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ ЗАПРОСА

1. При составлении запросов о предоставлении информации о сделках и финансовых операциях необходимо руководствоваться следующим:

1.1. Запрос должен содержать сведения, дающие основания полагать, что операции (сделки) осуществляются в целях легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества или связаны с ней. В запросе кратко излагаются обстоятельства проверяемого события или расследуемого преступления и иные сведения, с учетом которых Росфинмониторинг мог бы установить и обосновать возможную связь имеющихся данных об операциях (сделках) с расследуемым или проверяемым фактом.

1.2. Запрос должен содержать указание на период времени, в течение которого совершались интересующие операции с денежными средствами или иным имуществом.

1.3. Запрос не должен содержать каких-либо ссылок на сведения, касающиеся оперативно-розыскной деятельности, которые составляют государственную тайну. Вопрос о засекречивании запроса решается в каждом конкретном случае на основании законодательства Российской Федерации и соответствующих нормативных правовых актов.

1.4. Инициаторами запроса могут быть должностные лица, указанные в подпунктах 6.1, 6.3 – 6.6 настоящей Инструкции.

1.5. Если основанием для направления запроса является оперативное сопровождение уголовного дела, запрос должен содержать следующие сведения:

1.5.1. Номер уголовного дела.

1.5.2. Когда, кем и по каким статьям РФ возбуждено (расследуется) уголовное дело.

1.5.3. Краткую фабулу уголовного дела с указанием на то, каким образом могла осуществляться легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества.

1.6. Если основанием для направления запроса является проводимая правоохранительными органами проверка, в запросе следует указывать:

1.6.1. Область экономических отношений, в которой оперируют интересующие объекты.

1.6.2. Предмет преступных посягательств.

1.6.3. Способ совершения предикатных преступлений.

1.7. В случае если основанием для направления запроса является необходимость получения дополнительных сведений по ранее направленному запросу, в нем должны быть указаны дата и исходящий номер ранее направленного запроса.

2. На каждый объект проверки заполняется отдельное приложение “Сведения о физическом лице (ФЛ)” либо “Сведения о юридическом лице (ЮЛ)”.

3. Указываются основные установочные сведения о фигурантах запроса – физических лицах:

3.1. Фамилия, имя, отчество (полностью).

3.2. Дата и место рождения.

3.3. Данные паспорта или иного удостоверяющего личность документа.

3.4. Сведения о гражданстве.

3.5. Адрес регистрации.

4. В каждом из приложений “Сведения о физическом лице (ФЛ)” пункты 1 – 3 обязательны для заполнения.

Один из пунктов 4, 8 и 9 обязателен для заполнения.

Заполнение пунктов 5 – 7 и 11 (при наличии соответствующей информации) рекомендуется в целях более результативного исполнения запроса.

Пункт 10 в обязательном порядке заполняется в случае несовпадения адреса регистрации и адреса фактического места жительства.

В пункте 11 указываются сведения о банковских счетах и движении денежных средств по ним, сведения о реквизитах выданных загранпаспортов, известные адреса связей с контрагентами по бизнесу в Российской Федерации и за рубежом, о том, учредителем каких организаций является физическое лицо, иные сведения, имеющие отношение к осуществляемой преступной деятельности. Все известные установочные данные иностранных физических лиц следует указывать латинскими буквами.

5. Сообщаются основные установочные сведения о фигурантах запроса – юридических лицах:

5.1. Организационно-правовая форма и полное наименование.

5.2. ИНН, ОКПО, основной государственный регистрационный номер (ОГРН).

5.3. Место нахождения в соответствии с учредительными документами (юридический адрес).

6. В каждом из приложений “Сведения о юридическом лице (ЮЛ)” пункты 1 и 5 обязательны для заполнения.

Один из пунктов 2, 4 обязателен для заполнения.

Пункт 6 в обязательном порядке заполняется в случае несовпадения юридического и фактического адресов.

В пункте 7 указываются сведения о банковских счетах и движении денежных средств по ним, информация об учредителях и руководителях организации, адреса связей и партнеров по бизнесу в Российской Федерации и за рубежом, иные сведения, имеющие отношение к осуществляемой преступной деятельности. Наименования иностранных юридических лиц следует указывать латинскими буквами. Заполнение пункта 7 (при наличии соответствующей информации) рекомендуется в целях более результативного исполнения запроса.

7. Дополнительные установочные сведения о фигурантах запроса:

7.1. Для физических лиц:

7.1.2. Реквизиты выданных загранпаспортов.

7.1.3. Место работы, должность.

7.1.4. Данные о наличии в собственности или пользовании объектов недвижимости и/или автотранспортных средств.

7.1.5. Сведения о наличии судимости и/или привлечении к административной ответственности.

7.2. Для юридических лиц:

7.2.1. Данные об учредителях и руководителях.

7.2.2. Дата и место регистрации.

7.2.3. Фактическое место нахождения.

8. Для физических и юридических лиц в запросе при наличии сведений также необходимо указывать:

8.1. Сведения о банковских счетах и движении денежных средств.

8.2. Данные о деловых партнерах на территории Российской Федерации и за рубежом.

9. Запрос заполняется печатными буквами. Даты в запросе указываются в формате: два первых знака – число, два следующих знака – месяц, четыре последних знака – год.

10. Все реквизиты и пункты титульного листа запроса обязательны для заполнения.

11. При заполнении реквизита запроса “Направляется в” в зависимости от уровня взаимодействия указывается соответствующее структурное подразделение или территориальный орган Росфинмониторинга.

12. В пункте 3 отмечается одно из следующих оснований для направления запроса:

12.1. Расследование уголовного дела.

12.2. Проверочные мероприятия (заполняется в случае нахождения в производстве материалов проверки сообщения о преступлении, подборки оперативных материалов, дела оперативного учета).

12.3. Необходимость уточнения или дополнения ранее направленного запроса.

13. В пункте 4 сообщаются сведения о причастности либо о возможной причастности проверяемых лиц к совершению преступления, а также предполагаемый механизм легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества.

14. В пункте 5 отражается период времени, в течение которого предположительно совершались противоправные действия.

15. При заполнении реквизита запроса “Приложение” указываются наименование каждого приложения, регистрационный номер, общее количество прилагаемых листов и гриф секретности.

Приложение N 2

к Инструкции по организации

в сфере противодействия легализации

(отмыванию) денежных средств

или иного имущества, полученных

преступным путем, утвержденной

приказом Генеральной прокуратуры

Росфинмониторинга, МВД России,

ФСБ России, ФТС России,

от 21.08.2018 N 511/244/541/433/1313/80

Запрос в Росфинмониторинг о предоставлении информации

Направляется в ____________________________________________________________

(структурное подразделение, территориальный орган

Объекты проверки __________________________________________________________

(краткое наименование организации, фамилия и инициалы лица)

Всего _______ юридических лиц (ЮЛ) ___________, физических лиц (ФЛ)

1. Цель проверки: получение сведений об осуществлении объектами

проверки финансовых операций (сделок), связанных с легализацией

(отмыванием) доходов, полученных преступным путем

2. Инициатор запроса __________________________________________________

(структурное подразделение, территориальный орган)

3. Основания для направления запроса:

3.1. Расследование уголовного дела

Статьи РФ, по которым возбуждено уголовное дело ________________________

Наименование органа, осуществляющего предварительное расследование ________

3.2. Проверочные мероприятия

Обратиться в росфинмониторинг

(x – в случае проведения проверочных мероприятий)

3.3. Необходимость уточнения или дополнения ранее направленного

Исходящий номер запроса

4. Описание характера противоправной деятельности проверяемых

Сведения о возможной легализации (отмывании) преступных доходов

5. Период времени, в течение которого предположительно совершались

противоправные действия: с ________________ по ________________

Всего на __________ л.

Начальник _________________ _____________ _______________________________

(должность) (подпись) (Ф.И.О.)

Рег. N _________________ от __ ___________ 20__ г.

Для служебного пользования

11. Дополнительные сведения о физическом лице _____________________________

1. Организационно-правовая форма и полное наименование организации

7. Дополнительные сведения о юридическом лице

Приложение N 3

по результатам использования правоохранительными органами

информации и материалов Росфинмониторинга

Материалы в отношении ____________________________________________________,

(рег. N ___________ от __ ____________ 20__ г.)

11. Дополнительная информация _____________________________________________

(должность) (подпись) (фамилия и инициалы)

Личный кабинет Росфинмониторинга

Личный кабинет на официальном сайте Росфинмониторинга представляет собой многофункциональный Портал для информационного взаимодействия с Уполномоченным органом.

После успешной первичной авторизации необходимо изменить пароль доступа к личному кабинету

Структура личного кабинета организации представлена восемью основными разделами:

С помощью специальной формы, размещенной на Портале Росфинмониторинга принимаются вопросы, касающиеся технической поддержки пользователей личных кабинетов Портала Росфинмониторинга.

Подключение к Личному Кабинету

Организации и лица, имеющие учетный номер в Росфинмониторинге или использующие АРМ «Организация» попадают под действие Информационного письма “О порядке использовании портала Росфинмониторинга» №22 от 4 декабря 2012 года, заявки на подключение им не требуются.

В ином случае Вам следует отправить заявку на регистрацию Личного кабинета на Портале Росфинмониторинга и  заполнить соответствующую форму регистрации (для юридического, физического лица или индивидуального предпринимателя). На указанную Вами в заявке электронную почту будет выслана форма для печати.

Полученную форму необходимо распечатать, подписать, поставить печать Организации и отправить по адресу: 107450, Москва, К-450, ул. Мясницкая, дом 39, строение 1.

Отсканировать бумажную заявку и отправить на e-mail нельзя, так как отсканированные документы не имеют юридической силы.

Если у организации есть усиленная квалифицированная электронная подпись, она может заполнить и отправить соответствующую заявку на подключение к Личному кабинету на Портале Росфинмониторинга, предварительно настроив рабочее место в соответствии с инструкцией.

Часто задаваемые вопросы

Список часто задаваемых вопросов, возникающих при работе с Личным Кабинетом Росфинмониторинга:

Какая разница между простой регистрацией в Личном кабинете и регистрацией с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи?

При регистрации с помощью, усиленной квалифицированной электронной подписью не требуется направлять бумажную версию заявки на подключение к Личному кабинету на портале Росфинмониторинга.

Как восстановить доступ к Личному кабинету пользователя, если утерян пароль и адрес электронной почты, на который производилась регистрация, более недоступен?

В этом случае следует обратиться в техническую поддержку. Специалисты восстановят учетные данные, которые использовались для первичного входа.

Как восстановить доступ к Личному кабинету пользователя, если несколько раз введен неправильный логин или пароль, появилось сообщение «Пользователь заблокирован»?

Если Вы не помните пароль для входа в Личный кабинет Портала Федеральной службы по финансовому мониторингу, воспользуйтесь ссылкой «Забыли пароль» на странице входа в Личный кабинет.

Новый пароль будет выслан на адрес электронной почты, указанный при регистрации или на адрес, который был указан пользователем в Личном кабинете.

В случае если электронная почта, на которую зарегистрирован Личный кабинет, не была указана при регистрации или более недоступна, следует обратиться в техническую поддержку для восстановления данных для входа.

Обращаем Ваше внимание, что обработка заявок на подключение к Личному кабинету требует времени.

Если регистрационные данные не пришли в течении длительного времени, обратитесь в техническую поддержку.

Как в Личном кабинете изменить адрес электронной почты, на который была зарегистрирована учетная запись на Портале Росфинмониторинга?

Если у Вас есть доступ в Личный кабинет, это можно сделать в меню Профиль. Для этого необходимо зайти в меню Профиль и изменить адрес электронной почты на удобный Вам.

Если доступа к Личному кабинету нет, следует обратиться в техническую поддержку. Специалисты восстановят учетные данные, которые использовались для первичного входа. После этого нужно зайти в Личный кабинет и самостоятельно изменить адрес электронной почты с помощью меню Профиль.

Что делать, если при попытке входа в Личный кабинет с использованием сертификата появилась «Ошибка сервера 403» или «Страница недоступна»?

Особенное внимание уделите настройке сертификатов. При просмотре пути сертификации вашего личного сертификата должна быть цепочка из 4 сертификатов:

Обратиться в росфинмониторинг

Проверьте сертификат Вашего УЦ, если он самоподписанный (в поле «кем выдан» и «кому выдан» стоит одно и то же, например наименование вашего УЦ), то удалите его, затем установите новый с сайта. Подробное описание процесса установки сертификатов описано в инструкции по настройке рабочего места.

Сайт Росфинмониторинга должен быть помещен в надежные узлы в браузере и уровень безопасности для этой зоны должен быть установлен «низкий».

В свойствах браузера необходимо разрешить открывать всплывающие окна для адреса сайта Росфинмониторинга: https://portal.fedsfm.ru.

Необходимо, чтобы на Вашем компьютере был разрешен запуск приложений ActiveX. Проверить это можно в Свойствах обозревателя Intenet Explorer.

Необходимо, что бы были доступны списки отзыва сертификатов.

После выполнения настроек перезагрузите компьютер.

Что необходимо делать в случае, если ранее вход по ссылке «вход с использованием сертификата» осуществлялся корректно или успешно проходила отправка сообщений, а после этого возникла «ошибка сервера 403»?

Проверить настройки рабочего места пользователя Портала.

Проверить доступность списка отзыва сертификатов.

Что делать, если при попытке подписи сообщения (или при регистрации доверенного лица) в Личном кабинете окно выбора сертификата пустое?

Проверьте следующие параметры:

При открытии вкладки выбора сертификата может появиться предупреждение системы безопасности Windows о запросе списка установленных на компьютере сертификатов. Для продолжения работы нажмите кнопку «Yes»:

Обратиться в росфинмониторинг

В свойствах браузера необходимо разрешить открывать всплывающие окна для адреса Портала Росфинмониторинга: https://portal.fedsfm.ru, проверьте, не блокируются ли всплывающие окна средствами защиты (например, антивирусом и т.п.).

Что делать, если при попытке подписи сообщения появляется ошибка «Электронная подпись не прошла проверку. Процесс отмены не может быть продолжен. Проверка сертификатов недоступна»?

Данная ошибка связана с недоступностью одного из списка отзывов Вашего удостоверяющего центра. Определить, какой из адресов недоступен, можно выполнив в консоли Windows (Пуск – Все программы – Выполнить – cmd) следующую команду:

Обратиться в росфинмониторинг

В тексте файла out.txt перед ссылкой на объект, который недоступен с Вашего локального компьютера, будет следующий текст “Error retrieving URL: Требуемый объект не найден” или ошибка на русском языке, с указанием, какая именно ссылка недоступна.

Для устранения этой ошибки, пожалуйста, обратитесь в техническую поддержку Вашего Удостоверяющего центра или к Вашему системному администратору, для проверки доступности ссылок с вашего компьютера.

Новое в личном кабинете Росфинмониторинга

Росфинмониторинг информирует пользователей личного кабинета:

С 10 июля 2019 года для звонков в службу технической поддержки сайта Росфинмониторинга начала работать бесплатная телефонная линия по номеру: 8 (800) 300-61-61.Существующие номера службы технической поддержки сайта Росфинмониторинга: (495) 627-33-98, (495) 627-32-99 остаются и продолжают функционировать в прежнем режиме.

Поправки в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

Текст закона от 11 июня 2021 года (изменения касаются адвокатских палат и адвокатов)Текст закона от 28 июня 2021 года (добавлен вид деятельности – организация (купля-продажа) юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица, введено понятие протектора).

«Уполномоченным органом совместно с соответствующими контрольными (надзорными) органами, адвокатскими и нотариальными палатами субъектов Российской Федерации, саморегулируемыми организациями аудиторов на основании отдельных соглашений, заключенных между уполномоченным органом и указанными органами и организациями, определяются объем и порядок представления информации, необходимой для осуществления ими контроля (надзора) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, через личные кабинеты соответствующих контрольных (надзорных) органов, адвокатских и нотариальных палат субъектов Российской Федерации, саморегулируемых организаций аудиторов».

«Применение мер дисциплинарной ответственности в отношении адвокатов за нарушение настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном кодексом профессиональной этики адвоката. Применение мер дисциплинарной ответственности в отношении нотариусов за нарушение настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном Кодексом профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации».

Национальные оценки рисков

Перечень участников в экстремистской деятельности

На сайте Росфинмониторинга размещен Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности.

Обязанности адвокатов в этой сфере вытекают из приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу от 17 февраля 2011 г. N 59  (ред. от 03.09.2012) “Об утверждении положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Какая конкретная деятельность, по мнению Росфинмониторинга, подпадает под определение видов деятельности, перечисленных в ст.7.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 23.04.2018) “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.07.2018), разъясняется, в частности, в Информационном письме ведомства № 54 от 19 июля 2018 г. “О применении отдельных норм Федерального закона №115-фз от 07.08.2001 лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг”.

Правила внутреннего контроля в адвокатских образованиях

Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2021 г. № 1188 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами» адвокаты обязаны привести свои правила внутреннего контроля в соответствие с требованиями, утверждаемыми постановлением.

Решением Совета ПАНО в адвокатские образования направлены Рекомендации о разработке адвокатами правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (доведенные до сведения письмом ФПА РФ № 588-12-17-АП от 26.12.2017).

Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 ноября 2018 г. N 366 года установлены требования к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма и обновлены требования к правилам внутреннего контроля.

Регистрация личного кабинета

Получить на электронную почту заявку, распечатать, подписать и отправить почтой по указанному адресу в Росфинмониторинг.

После  проверки данных, Росфинмониторинг вышлет на электронную почту пароль для входа в личный кабинет (его можно будет сменить на свой). В последующем требуется просматривать поступающую в кабинет информацию (не менее раз в месяц).

Недавно появилась возможность регистрации с подтверждением электронной подписью.

Правила передачи информации

Финмониторинг заблокировал расчетный счет – что делать в такой ситуации? Рассмотрим, куда обращаться, чтобы отменить решение о блокировке, принятое по данным финмониторинга.

На чем основано блокирование по данным финмониторинга?

Результаты такого отслеживания аккумулируются в специально созданном для этого государством надзорном органе — Федеральной службе по финансовому мониторингу (Росфинмониторинге). У Росфинмониторинга есть сайт, на котором размещается информация о наличии подтвержденных или находящихся в процессе проверки данных о причастности владельцев счетов (или лиц, имеющих возможность ими стать) к преступным деяниям. Поскольку в России открытие счета доступно любому лицу (как юридическому, так и физическому, в т. ч. иностранному и не имеющему гражданства), процедура проверки не предполагает исключений из их числа, т. е. проводится она в отношении всех подряд.

Кто вправе блокировать счет по результатам финмониторинга?

Фактическое блокирование счета всегда выполняет банк (или иное лицо, проводящее операции с денежными средствами), и в этом смысле можно говорить о том, что финансовый мониторинг банка заблокировал счет. Причем, как уже указывалось в предыдущем разделе, с совершенно равной вероятностью могут возникать такие ситуации:

Однако кредитная структура не самостоятельна в принятии решения о блокировке. Закон № 115-ФЗ обязывает ее отслеживать и оперативно (в течение 1 рабочего дня — подп. 6 п. 1 ст. 7, п. 5 ст. 7.5) реагировать на информацию, появившуюся на сайте Росфинмониторинга. Поэтому правильнее будет говорить о том, что финмониторинг банка заблокировал счет на основании данных Росфинмониторинга.

Что за данные публикует Росфинмониторинг? Делятся они на две категории:

Первый список однозначно свидетельствует о причастности попавшего в него лица к преступным деяниям, и если банк в результате проведенного финмониторинга заблокировал счет по этому основанию, то снять блокировку будет крайне сложно.

Второй список формируется как временный на период проверки лица, подозреваемого в причастности к преступным деяниям. Решение о блокировке принимает уполномоченная на это инстанция (Росфинмониторинг), и только применительно к этой ситуации правильно будет сказать, что это Росфинмониторинг заблокировал счет. Однако период действия его решения ограничен.

На сколько может заблокировать счет финмониторинг? Не более чем на 30 суток (ст. 8 закона № 115-ФЗ). Если в течение этого времени факт причастности к преступным деяниям не подтвердится, то блокировка снимается.

Помимо рассмотренной длительной блокировки счета у банков есть также право отказывать клиентам в проведении подозрительных операций. И они достаточно часто им злоупотребляют. Узнать, как складывается свежая судебная практика по этому вопросу, можно из аналитической подборки от КонсультантПлюс, оформив бесплатный доступ к системе.

Росфинмониторинг заблокировал счет – что делать?

Блокировка счета по данным финмониторинга — вещь сама по себе неприятная. Мало того, что имеется подозрение в причастности к преступным деяниям, не позволяющее открыть другой расчетный счет (п. 5.2 ст. 7 закона № 115-ФЗ), так и сам период проверки оказывается достаточно длительным. Конечно, у владельца счета всегда имеется желание ускорить процесс снятия санкций. Тем более что для этого могут быть и вполне веские основания:

В первых двух случаях следует направить в Росфинмониторинг просьбу об исключении из реестра. По результатам ее рассмотрения (в течение 10 рабочих дней) будет вынесено решение (п. 2.3 ст. 6 закона № 115-ФЗ). Его отрицательный вариант допустимо обжаловать в суде.

Последняя ситуация дает физлицу право частично использовать блокированные средства из расчета 10 тыс. руб. в месяц на одного человека (себя, а также членов семьи, находящихся на его обеспечении) и делать платежи по обязательствам, создавшимся до отражения его в списке Росфинмониторинга (п. 2.4 ст. 6 закона № 115-ФЗ).

Для юридических и физических лиц, подозреваемых в терроризме международного масштаба, но еще не включенных в соответствующий международный перечень, Росфинмониторинг (согласовав это с международной структурой, формирующей такой реестр) может снять блокировку (полностью или частично) до даты внесения в перечень (п. 2.5 ст. 6 закона № 115-ФЗ). Такое решение принимается в течение одного рабочего дня с момента согласования его с международной структурой по заявлению, направленному в Росфинмониторинг.

Итоги

Финмониторинг — контрольная процедура, проводимая для проверки каждого юридического или физического лица на причастность к преступным деяниям. В т. ч. в ней участвуют и кредитные структуры, проводящие операции с денежными средствами. Результаты этого контроля отражаются в реестрах, размещаемых на сайте Росфинмониторинга. Внесение в такой список становится основанием для блокировки кредитной структурой имеющихся у юр- или физлица счетов. В определенных ситуациях (отмена документа, приведшего к включению в список, наличие ошибки) блокировку можно отменить. Для это следует обратиться в Росфинмониторинг с заявлением.

Финмониторинг представляет собой проверку компаний государственными органами. Предметом мониторинга является экономическая деятельность: финансовые потоки, осуществление той или иной операции. Цель проверки – предупреждение отмывания доходов, полученных незаконным путем. Мониторинг также помогает пресечь финансирование террористических группировок. Проверками занимается соответствующая структура – Росфинмониторинг.

Функции Росфинмониторинга

На Росфинмониторинг возложены эти функции:

Также Росфинмониторинг в некоторых случаях может осуществлять прочие функции.

Полномочия

Росфинмониторинг наделен следующими полномочиями:

Также Росфинмониторинг обладает другими правами, которые оговорены в нормативных актах РФ.

В отношении кого осуществляется финмониторинг

Как правило, мониторинг проводится в отношении компаний, осуществляющих операции с денежными средствами и материальными объектами. В частности, это могут быть следующие ЮЛ:

Мониторинг осуществляется и в отношении ИП. В частности, проверяться могут страховые брокеры, посредники, специализирующиеся на купле-продаже недвижимости. Мониторингу подлежат ИП, занимающиеся скупкой и реализацией драгметаллов. Проверка осуществляется в отношении нотариусов, юристов, занимающихся следующей деятельностью:

Мониторинг в отношении этих лиц осуществляется на основании ФЗ №115 от 7 августа 2001 года.

Основания для осуществления мониторинга

Рассмотрим поводы для назначения проверки Росфинмониторингом:

Часто рассмотренные признаки свидетельствуют о легализации средств, полученных незаконным путем.

Процесс проведения финмониторинга

Основание для осуществления мониторинга – приказ, в котором есть подпись руководителя Росфинмониторинга. Проводить проверку может только лицо, данные которого содержатся в приказе. Специалист также должен предъявить служебное удостоверение. Росфинмониторинг осуществляет два типа проверок:

После мониторинга нужно составить акт. Оформляется он в двух экземплярах. На документе ставится подпись лица, осуществляющего проверку. Бумагу нужно вручить руководителю фирмы в течение 3 дней после завершения мониторинга. Акт можно направить почтой или вручить лично.

ВАЖНО! Ранее число проводимых проверок было ограничено. Мониторинг можно было осуществлять раз в год. Однако сейчас эта норма отменена, то есть проверки могут выполняться несколько раз в год.

Какие операции проверяет Росфинмониторинг

Государственные структуры осуществляют проверку следующих операций:

Проверяться могут все операции, которые прописаны в Законе о легализации.

Ответственность за выявленные правонарушения

Если в ходе мониторинга будет обнаружено отмывание доходов, возможна уголовная ответственность. Сделки с операциями со средствами, добытыми незаконным путем, предполагают наложение штрафа в размере до 120 тысяч рублей. Штраф также может вычитаться из дохода или зарплаты виновного лица. Взимается он на протяжении года на основании части 1 статьи 174 УК РФ. При противоправных деяниях в крупных размерах могут последовать следующие наказания:

Степень ответственности определяется в зависимости от масштабов противоправного деяния.

Можно ли отменить штраф, назначенный Росфинмониторингом?

Штраф может быть наложен ошибочно. К примеру, компания забыла направить информацию о сделке в Росфинмониторинг. Если назначен штраф, нужно обратиться в суд. Для суда нужно обязательно подготовить аргументы в защиту своей позиции. К примеру, аргументом может быть незначительность правонарушения, совершение его впервые. Для подготовки аргументов имеет смысл изучить судебную практику и проанализировать, в отношении каких дел выносится положительный вердикт.