Образование гражданского служащего

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Принят Государственной Думой                               7 июля 2004 года

Одобрен Советом Федерации                                    15 июля 2004 года

(В редакции федеральных законов от 02. 2006 № 19-ФЗ, от 02. 2007 № 24-ФЗ, от 12. 2007 № 48-ФЗ, от 01. 2007 № 309-ФЗ, от 29. 2008 № 30-ФЗ, от 23. 2008 № 160-ФЗ, от 25. 2008 № 280-ФЗ, от 17. 2009 № 160-ФЗ, от 18. 2009 № 187-ФЗ, от 25. 2009 № 269-ФЗ, от 17. 2009 № 322-ФЗ, от 29. 2010 № 1-ФЗ, от 14. 2010 № 9-ФЗ, от 29. 2010 № 317-ФЗ, от 28. 2010 № 419-ФЗ, от 27. 2011 № 155-ФЗ, от 11. 2011 № 204-ФЗ, от 21. 2011 № 329-ФЗ, от 06. 2011 № 395-ФЗ, от 03. 2012 № 231-ФЗ, от 30. 2012 № 295-ФЗ, от 30. 2012 № 327-ФЗ, от 05. 2013 № 57-ФЗ, от 07. 2013 № 99-ФЗ, от 07. 2013 № 102-ФЗ, от 07. 2013 № 116-ФЗ, от 02. 2013 № 149-ФЗ, от 02. 2013 № 170-ФЗ, от 02. 2013 № 185-ФЗ, от 22. 2013 № 284-ФЗ, от 25. 2013 № 317-ФЗ, от 28. 2013 № 396-ФЗ, от 02. 2014 № 53-ФЗ, от 22. 2014 № 431-ФЗ, от 31. 2014 № 509-ФЗ, от 31. 2014 № 510-ФЗ, от 08. 2015 № 147-ФЗ, от 13. 2015 № 262-ФЗ, от 05. 2015 № 285-ФЗ, от 29. 2015 № 395-ФЗ, от 30. 2015 № 418-ФЗ, от 23. 2016 № 143-ФЗ, от 02. 2016 № 176-ФЗ, от 30. 2016 № 224-ФЗ, от 03. 2016 № 276-ФЗ, от 28. 2016 № 505-ФЗ, от 03. 2017 № 64-ФЗ, от 01. 2017 № 132-ФЗ, от 01. 2017 № 133-ФЗ, от 26. 2017 № 192-ФЗ, от 29. 2017 № 217-ФЗ, от 29. 2017 № 275-ФЗ, от 28. 2017 № 423-ФЗ, от 03. 2018 № 307-ФЗ, от 03. 2018 № 337-ФЗ, от 30. 2018 № 382-ФЗ, от 11. 2018 № 461-ФЗ, от 01. 2019 № 99-ФЗ, от 02. 2019 № 418-ФЗ, от 16. 2019 № 432-ФЗ, от 08. 2020 № 181-ФЗ, от 20. 2020 № 226-ФЗ, от 20. 2020 № 227-ФЗ, от 31. 2020 № 268-ФЗ, от 31. 2020 № 288-ФЗ, от 27. 2020 № 346-ФЗ, от 08. 2020 № 429-ФЗ, от 24. 2021 № 52-ФЗ, от 30. 2021 № 116-ФЗ, от 11. 2021 № 170-ФЗ, от 02. 2021 № 351-ФЗ, от 29. 2021 № 385-ФЗ, от 30. 2021 № 437-ФЗ, от 07. 2022 № 379-ФЗ, от 04. 2022 № 424-ФЗ, от 04. 2022 № 427-ФЗ, от 05. 2022 № 472-ФЗ, от 05. 2022 № 498-ФЗ, от 28. 2022 № 569-ФЗ, от 29. 2022 № 645-ФЗ, от 28. 2023 № 150-ФЗ, от 13. 2023 № 258-ФЗ)

Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ “О системе государственной службы Российской Федерации” (далее – Федеральный закон “О системе государственной службы Российской Федерации”) устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные термины

Для целей настоящего Федерального закона применяемые термины означают:

1) государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации (далее также – государственные должности) – должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, органов публичной власти федеральной территории, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 29.12.2022 № 645-ФЗ)

2) представитель нанимателя – руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации;

3) профессиональный уровень – уровень знаний и умений гражданина, претендующего на замещение должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, федерального государственного гражданского служащего, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также – гражданский служащий), необходимых для исполнения должностных обязанностей; (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 29.12.2022 № 645-ФЗ)

4) оценка профессионального уровня – определение уровня знаний и умений, необходимых для исполнения должностных обязанностей, у гражданина, претендующего на замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также – должность гражданской службы), гражданского служащего; (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 29.12.2022 № 645-ФЗ)

5) область профессиональной служебной деятельности – совокупность задач, полномочий и функций федеральных государственных органов, органов публичной власти федеральной территории, государственных органов субъектов Российской Федерации (далее – государственные органы), лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, на реализацию которых направлено исполнение должностных обязанностей гражданских служащих; (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 29.12.2022 № 645-ФЗ)

6) вид профессиональной служебной деятельности – специализация на отдельных задачах, полномочиях и функциях государственного органа в пределах области профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 29.12.2022 № 645-ФЗ)

Статья 2. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) гражданского служащего. (В редакции Федерального закона от 29.12.2022 № 645-ФЗ)

Статья 3. Государственная гражданская служба Российской Федерации

1. Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также – гражданская служба) – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее – граждане) на должностях гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 07.06.2013 № 116-ФЗ, от 02.07.2021 № 351-ФЗ, от 29.12.2022 № 645-ФЗ)

2. Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу (далее также – федеральная гражданская служба) и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (далее также – гражданская служба субъектов Российской Федерации).

Статья 4. Принципы гражданской службы

Принципами гражданской службы являются:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;

3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными  качествами гражданского служащего; (В редакции Федерального закона от 29.12.2022 № 645-ФЗ)

4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;

5) стабильность гражданской службы;

6) доступность информации о гражданской службе;

7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Статья 5. Законодательство Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации

1. Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется:

1) Конституцией Российской Федерации;

2) Федеральным законом “О системе государственной службы Российской Федерации”;

3) настоящим Федеральным законом;

4) другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы;

5) указами Президента Российской Федерации;

6) постановлениями Правительства Российской Федерации;

7) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

8) конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

9) нормативными правовыми актами государственных органов.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

3. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Дополнение частью – Федеральный закон от 08.12.2020 № 429-ФЗ)

Статья 6. Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов

Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования, а также посредством:

1) соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий;

2) установления ограничений и обязательств при прохождении государственной службы Российской Федерации различных видов;

3) учета стажа государственной службы Российской Федерации иных видов при исчислении стажа гражданской службы;

4) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу Российской Федерации.

Статья 7. Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы

Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством:

1) единства основных квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы и должностей муниципальной службы; (В редакции Федерального закона от 30.06.2016 № 224-ФЗ)

2) единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы;

3) единства требований к подготовке кадров для гражданской службы и муниципальной службы и профессиональному развитию гражданских служащих и муниципальных служащих; (В редакции федеральных законов от 02.07.2013 № 185-ФЗ; от 29.07.2017 № 275-ФЗ)

4) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;

5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих;

6) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.

Глава 2. Должности гражданской службы

Статья 8. Должности гражданской службы

Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации – законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Статья 9. Классификация должностей гражданской службы

1. Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.

2. Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

1) руководители – должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также – подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) – должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты – должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты – должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

3. Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

4. Должности категорий “руководители” и “помощники (советники)” подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

5. Должности категории “специалисты” подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.

6. Должности категории “обеспечивающие специалисты” подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Статья 10. Реестры должностей государственной гражданской службы Российской Федерации

1. Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента Российской Федерации.

2. Должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации в государственных органах субъекта Российской Федерации, учреждаемые с учетом структуры этих органов и классифицируемые по категориям, группам должностей в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального закона, составляют перечни должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, являющиеся соответствующими разделами реестра должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации составляется с учетом принципов построения Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы и утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 149-ФЗ)

3. (Часть утратила силу – Федеральный закон от 28.12.2010 № 419-ФЗ)

Статья 11. Классные чины гражданской службы, классные чины юстиции, дипломатические ранги

1. Федеральному гражданскому служащему присваивается классный чин государственной гражданской службы Российской Федерации (далее – классный чин гражданской службы Российской Федерации), или классный чин юстиции, или дипломатический ранг. Гражданскому служащему субъекта Российской Федерации присваивается классный чин гражданской службы субъекта Российской Федерации.

2. Классные чины гражданской службы Российской Федерации присваиваются федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы, по которым не предусмотрено присвоение классных чинов юстиции и дипломатических рангов.

3. Классные чины юстиции присваиваются федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы, квалификационным требованием для замещения которых является наличие юридического образования, в определенных Президентом Российской Федерации федеральных государственных органах и их территориальных органах (органах), а также в аппаратах федеральных судов.

4. Дипломатические ранги присваиваются федеральным гражданским служащим в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 205-ФЗ “Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации”.

5. Классные чины – классные чины гражданской службы Российской Федерации, классные чины гражданской службы субъектов Российской Федерации, классные чины юстиции – присваиваются гражданским служащим персонально, с соблюдением последовательности, в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы, а также с учетом профессионального уровня, продолжительности гражданской службы в предыдущем классном чине и в замещаемой должности гражданской службы.

6. Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы высшей группы должностей (за исключением федеральных гражданских служащих, которым присваиваются дипломатические ранги), присваивается классный чин гражданской службы Российской Федерации – действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3 класса либо классный чин юстиции – действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 1, 2 или 3 класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации высшей группы должностей, присваивается классный чин гражданской службы субъекта Российской Федерации – действительный государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.

7. Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы главной группы должностей (за исключением федеральных гражданских служащих, которым присваиваются дипломатические ранги), присваивается классный чин гражданской службы Российской Федерации – государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3 класса либо классный чин юстиции – государственный советник юстиции Российской Федерации 1, 2 или 3 класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации главной группы должностей, присваивается классный чин гражданской службы субъекта Российской Федерации – государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.

8. Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы ведущей группы должностей (за исключением федеральных гражданских служащих, которым присваиваются дипломатические ранги), присваивается классный чин гражданской службы Российской Федерации – советник государственной гражданской службы Ро

УКАЗ

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке осуществления профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации.

2. Установить на основании части 6 статьи 71 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации”, что до образования федерального государственного органа по управлению государственной службой государственный заказ на мероприятия по профессиональному развитию федеральных государственных гражданских служащих формируется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной гражданской службы.

3. Внести в пункт 5 Положения об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 4 декабря 2009 г. № 1382 “Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 49, ст. 5922; 2011, № 4, ст. 572; № 35, ст. 5064; 2012, № 32, ст. 4485; 2013, № 49, ст. 6399; 2014, № 30, ст. 4286; 2015, № 10, ст. 1507; 2016, № 50, ст. 7077; 2018, № 31, ст. 4991), следующие изменения:

a) в подпункте 18:

абзац второй изложить в следующей редакции:

“по согласованию предложений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной гражданской службы, об определении приоритетных направлений профессионального развития федеральных государственных гражданских служащих, организации централизованного обучения федеральных государственных гражданских служащих по дополнительным профессиональным программам, которые соответствуют этим направлениям, и о распределении бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной год и плановый период, предусмотренных на профессиональное развитие федеральных государственных гражданских служащих;”;

в абзаце третьем слова “на соответствующий год государственного заказа на дополнительное профессиональное образование” заменить словами “на соответствующий финансовый год и плановый период государственного заказа на мероприятия по профессиональному развитию”;

в абзаце пятом слова “бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования” заменить словами “бюджетного образовательного учреждения высшего образования”;

в абзаце шестом слова “бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования” заменить словами “бюджетного образовательного учреждения высшего образования”;

б) подпункт 53 изложить в следующей редакции:

“53) организация профессионального развития федеральных государственных гражданских служащих Администрации Президента Российской Федерации;”.

4. Правительству Российской Федерации:

a) утвердить в 2-месячный срок:

распределение бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, предусмотренных на профессиональное развитие федеральных государственных гражданских служащих;

государственный заказ на мероприятия по профессиональному развитию федеральных государственных гражданских служащих на 2019 год;

б) утвердить в 3-месячный срок:

положение о государственном образовательном сертификате на дополнительное профессиональное образование государственного гражданского служащего Российской Федерации;

положение о прохождении служебной стажировки государственными гражданскими служащими Российской Федерации;

положение о формировании на базе федеральной государственной информационной системы в области государственной службы единого специализированного информационного ресурса, предназначенного для профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации;

в) утвердить в 6-месячный срок положение о наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации;

г) обеспечивать начиная с 2019 года возможность использования государственными гражданскими служащими Российской Федерации государственных образовательных сертификатов на дополнительное профессиональное образование посредством федеральной государственной информационной системы в области государственной службы;

д) в 3-месячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Указом.

5. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации в месячный срок представить в Правительство Российской Федерации на утверждение:

a) проект распределения бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, предусмотренных на профессиональное развитие федеральных государственных гражданских служащих;

б) проект государственного заказа на мероприятия по профессиональному развитию федеральных государственных гражданских служащих на 2019 год.

6. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации утвердить территориальные и отраслевые корректирующие коэффициенты к базовым нормативам затрат на оказание государственных услуг по реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки), отражающие особенности оказания таких услуг федеральным государственным гражданским служащим.

7. Установить, что финансирование расходов, связанных с реализацией мероприятий по профессиональному развитию федеральных государственных гражданских служащих, осуществляется за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на эти цели федеральным государственным органам.

8. Признать утратившими силу:

Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 1474 “О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 1, ст. 203);

пункт 6 Указа Президента Российской Федерации от 6 декабря 2007 г. № 1643 “О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 50, ст. 6255);

пункт 20 приложения № 1 к Указу Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 г. № 483 “Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 27, ст. 3754);

пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 124 “О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 10, ст. 1507).

9. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации                              В.Путин

от 21 февраля 2019 г. № 68

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке осуществления профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации

1. Настоящим Положением определяется порядок осуществления профессионального развития федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации (далее также – гражданские служащие).

2. Условия для профессионального развития гражданского служащего, участвующего в мероприятиях по профессиональному развитию, обеспечивают:

a) руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (далее – представитель нанимателя);

б) организация, осуществляющая образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам (далее – образовательная организация);

в) государственный орган, организация, привлекаемые к реализации мероприятий по профессиональному развитию гражданского служащего.

3. Профессиональное развитие гражданского служащего осуществляется на системной основе и заключается в приобретении им новых знаний и умений, развитии его профессиональных и личностных качеств в целях поддержания и повышения уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей.

4. Профессиональное развитие гражданских служащих включает в себя:

a) дополнительное профессиональное образование;

б) семинары, тренинги, мастер-классы, иные мероприятия, направленные преимущественно на ускоренное приобретение гражданскими служащими новых знаний и умений;

в) конференции, круглые столы, служебные стажировки, иные мероприятия, направленные на изучение передового опыта, технологий государственного управления, обмен опытом;

г) самостоятельное изучение гражданскими служащими образовательных материалов, тематика которых соответствует направлению их профессиональной служебной деятельности и которые размещены на предназначенном для профессионального развития гражданских служащих едином специализированном информационном ресурсе, созданном на базе федеральной государственной информационной системы в области государственной службы (далее – единый специализированный информационный ресурс), а также в иных информационных системах;

д) образовательные курсы, доступ к которым предоставляется гражданским служащим в дистанционной форме, в том числе с использованием единого специализированного информационного ресурса и иных информационных систем.

5. В целях формирования у молодых гражданских служащих профессиональных знаний и умений, надлежащего исполнения ими должностных обязанностей, ознакомления с особенностями прохождения государственной гражданской службы Российской Федерации в соответствующем государственном органе осуществляется наставничество.

6. Профессиональное развитие гражданского служащего осуществляется в течение всего периода прохождения им государственной гражданской службы Российской Федерации. Результаты участия гражданского служащего в мероприятиях по профессиональному развитию могут учитываться при рассмотрении вопросов о его аттестации, направлении для участия в других мероприятиях по профессиональному развитию, назначении на иную должность государственной гражданской службы Российской Федерации в порядке должностного роста, в том числе о назначении на должность государственной гражданской службы Российской Федерации гражданского служащего, включенного в кадровый резерв государственного органа, а также о его премировании.

7. Основаниями для направления гражданского служащего для участия в мероприятиях по профессиональному развитию являются:

a) решение представителя нанимателя;

б) результаты аттестации гражданского служащего;

в) назначение гражданского служащего на иную должность государственной гражданской службы Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации”;

г) назначение гражданского служащего в порядке должностного роста на должность государственной гражданской службы Российской Федерации категории “руководители” высшей или главной группы должностей либо на должность государственной гражданской службы Российской Федерации категории “специалисты” высшей группы должностей впервые;

д) поступление гражданина на государственную гражданскую службу Российской Федерации впервые.

8. Решение представителя нанимателя о направлении гражданского служащего для участия в мероприятиях по профессиональному развитию, предусмотренное подпунктом “а” пункта 7 настоящего Положения, может быть принято им по собственной инициативе, по представлению кадровой службы государственного органа или по представлению непосредственного руководителя гражданского служащего исходя из необходимости профессионального развития гражданского служащего в соответствии с задачами и функциями государственного органа.

9. Руководитель структурного подразделения государственного органа обязан содействовать профессиональному развитию гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы Российской Федерации в этом структурном подразделении.

10. Дополнительное профессиональное образование гражданских служащих осуществляется посредством реализации образовательными организациями дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) в порядке и в формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации об образовании.

11. Срок обучения по программе повышения квалификации для гражданских служащих составляет не менее 16 часов, по программе профессиональной переподготовки – не менее 500 часов.

12. Гражданским служащим, успешно освоившим дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке.

13. Порядок прохождения гражданскими служащими служебных стажировок определяется Правительством Российской Федерации.

14. Порядок осуществления наставничества на государственной гражданской службе Российской Федерации и условия стимулирования гражданских служащих, осуществляющих наставничество, с учетом оценки эффективности их деятельности определяются Правительством Российской Федерации.

15. Образовательная организация либо государственный орган или организация, привлекаемые к реализации мероприятий по профессиональному развитию гражданских служащих, могут выдавать гражданским служащим, которые приняли участие в мероприятиях по профессиональному развитию, предусмотренных подпунктами “б”, “в” и “д” пункта 4 настоящего Положения, документы об участии в указанных мероприятиях. Образец такого документа и порядок его выдачи устанавливаются образовательной организацией либо государственным органом или организацией, привлекаемыми к реализации мероприятий по профессиональному развитию гражданских служащих.

16. Дополнительное профессиональное образование гражданских служащих осуществляется:

a) в рамках государственного заказа на мероприятия по профессиональному развитию гражданских служащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – законодательство о контрактной системе в сфере закупок);

б) в рамках государственного задания в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;

в) за счет средств государственных органов, в которых гражданские служащие замещают должности государственной гражданской службы Российской Федерации, в образовательных организациях, определенных в порядке, установленном законодательством о контрактной системе в сфере закупок;

г) на основании государственного образовательного сертификата на дополнительное профессиональное образование (далее – образовательный сертификат).

17. Реализация мероприятий по профессиональному развитию гражданских служащих, предусмотренных подпунктами “б” – “д” пункта 4 настоящего Положения, осуществляется:

a) в рамках государственного заказа на мероприятия по профессиональному развитию гражданских служащих в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок;

б) государственным органом, который организует за счет своих средств или на безвозмездной основе указанные мероприятия для гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы Российской Федерации в этом государственном органе;

в) посредством самостоятельного изучения гражданским служащим образовательных материалов.

18. Получение гражданским служащим дополнительного профессионального образования по собственной инициативе за счет собственных средств и по тематике, определенной им самостоятельно, осуществляется вне пределов нормальной продолжительности служебного времени.

19. Получение гражданскими служащими дополнительного профессионального образования в рамках государственного задания или на основании образовательного сертификата осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

20. Планирование на очередной год и плановый период мероприятий по профессиональному развитию федеральных государственных гражданских служащих осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной гражданской службы (далее – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти), на основе заявок федеральных государственных органов на участие федеральных государственных гражданских служащих в мероприятиях по профессиональному развитию, с учетом функций федеральных государственных органов и их специализации, а также с учетом профессионального образования по должностям федеральной государственной гражданской службы, замещаемым в этих органах.

21. Федеральные государственные органы представляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти не позднее 1 июля года, предшествующего планируемому, заявки, предусмотренные пунктом 20 настоящего Положения. Форма заявки утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

22. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти с учетом заявок, предусмотренных пунктом 20 настоящего Положения:

a) по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации и Аппаратом Правительства Российской Федерации ежегодно утверждает приоритетные направления профессионального развития федеральных государственных гражданских служащих;

б) ежегодно представляет в Правительство Российской Федерации на утверждение согласованные с Администрацией Президента Российской Федерации предложения:

об организации централизованного обучения федеральных государственных гражданских служащих по дополнительным профессиональным программам, которые соответствуют приоритетным направлениям профессионального развития федеральных государственных гражданских служащих (с указанием предметно-тематического содержания дополнительных профессиональных программ, срока обучения по указанным программам, количества федеральных государственных гражданских служащих, которых планируется направить на обучение по каждой такой программе, перечня образовательных организаций, реализующих эти программы);

об объеме финансирования на очередной финансовый год и плановый период расходов на реализацию мероприятий по профессиональному развитию федеральных государственных гражданских служащих, осуществляемых в рамках государственного заказа на указанные мероприятия, государственных заданий на оказание образовательными организациями, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации и (или) отдельные федеральные государственные органы, государственных услуг по реа