Обязательный контроль операций с денежными средствами

распечатать Изменения для бухгалтера с 2023 года

В июле 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 14.07.2022 № 331-ФЗ, который повысил сумму сделок, подлежащих обязательному контролю с 600 000  до 1 000 000 рублей. Для сделок с недвижимостью сумма, при которой сделка подпадает под контроль, увеличена до 5 000 000 рублей (ранее 3 млн. руб).

По закону №115-ФЗ о противодействие коррупции банки обязаны проверять подозрительные операции клиентов, блокировать счета, с которых оплачиваются сомнительные сделки и передавать данные в Росфинмониторинг.

Новые пороговые значения по сделкам, которые контролирует Росфинмониторинг

С 14 июля 2022 года на основании Федерального закон от 14.07.2022 № 331-ФЗ, который внес изменения в Закон №115-ФЗ, под контроль Росфинмониторинга подпадают:

Какие сделки контролирует Росфинмониторинг

Под контроль Росфинмониторинга попадают только крупные и нестандартные сделки. Крупная сделка – это сделка, сумма которой более 1 000 000 рублей.

Операции с наличными деньгами

Операции с наличностью Росфинмониторинг будет проверять, если они не соответствуют типу хозяйственной деятельности компании, проводятся слишком часто и в больших суммах, например:

Операции по банковским счетам

Расчетный счет компании контролируется банком. В Росфинмониторинг для проверки банк должен сообщить, если:

Сделки с имуществом

Росфинмониторинг проверят только сделки на крупные суммы. Среди них такие:

Подозрительные, сомнительные и транзитные операции

Операция считается подозрительной или сомнительной, если она носит необычный характер, не соответствующий типу хозяйственной деятельности компании и не имеет экономического смысла.

Самые проверяемые сделки

Перечень самых проверяемых сделок сформировался еще в 2021 году. Это такие:

Обязательный контроль операций с денежными средствами

Выбор читателей

Принят Государственной Думой                               13 июля 2001 года

Одобрен Советом Федерации                                    20 июля 2001 года

(В редакции федеральных законов от 25. 2002 № 112-ФЗ, от 30. 2002 № 131-ФЗ, от 28. 2004 № 88-ФЗ, от 16. 2005 № 145-ФЗ, от 27. 2006 № 147-ФЗ, от 27. 2006 № 153-ФЗ, от 12. 2007 № 51-ФЗ, от 19. 2007 № 197-ФЗ, от 24. 2007 № 214-ФЗ, от 28. 2007 № 275-ФЗ, от 03. 2009 № 121-ФЗ, от 17. 2009 № 163-ФЗ, от 05. 2010 № 153-ФЗ, от 23. 2010 № 176-ФЗ, от 27. 2010 № 197-ФЗ, от 27. 2011 № 162-ФЗ, от 08. 2011 № 308-ФЗ, от 20. 2012 № 121-ФЗ, от 03. 2012 № 231-ФЗ, от 07. 2013 № 102-ФЗ, от 28. 2013 № 134-ФЗ, от 02. 2013 № 302-ФЗ, от 28. 2013 № 403-ФЗ, от 05. 2014 № 106-ФЗ, от 05. 2014 № 110-ФЗ, от 05. 2014 № 130-ФЗ, от 04. 2014 № 149-ФЗ, от 21. 2014 № 213-ФЗ, от 21. 2014 № 218-ФЗ, от 29. 2014 № 461-ФЗ, от 29. 2014 № 484-ФЗ, от 31. 2014 № 505-ФЗ, от 02. 2015 № 111-ФЗ, от 08. 2015 № 140-ФЗ, от 29. 2015 № 154-ФЗ, от 29. 2015 № 159-ФЗ, от 29. 2015 № 210-ФЗ, от 29. 2015 № 391-ФЗ, от 29. 2015 № 403-ФЗ, от 29. 2015 № 407-ФЗ, от 30. 2015 № 423-ФЗ, от 30. 2015 № 424-ФЗ, от 23. 2016 № 191-ФЗ, от 23. 2016 № 215-ФЗ, от 03. 2016 № 263-ФЗ, от 03. 2016 № 288-ФЗ, от 06. 2016 № 374-ФЗ, от 28. 2016 № 471-ФЗ, от 28. 2016 № 505-ФЗ, от 29. 2017 № 267-ФЗ, от 29. 2017 № 281-ФЗ, от 29. 2017 № 470-ФЗ, от 31. 2017 № 482-ФЗ, от 18. 2018 № 69-ФЗ, от 23. 2018 № 90-ФЗ, от 23. 2018 № 106-ФЗ, от 23. 2018 № 112-ФЗ, от 27. 2018 № 565-ФЗ, от 18. 2019 № 32-ФЗ, от 18. 2019 № 33-ФЗ, от 03. 2019 № 169-ФЗ, от 03. 2019 № 173-ФЗ, от 26. 2019 № 250-ФЗ, от 02. 2019 № 259-ФЗ, от 02. 2019 № 271-ФЗ, от 02. 2019 № 394-ФЗ, от 16. 2019 № 438-ФЗ, от 27. 2019 № 480-ФЗ, от 01. 2020 № 46-ФЗ, от 07. 2020 № 116-ФЗ, от 13. 2020 № 208-ФЗ, от 20. 2020 № 212-ФЗ, от 31. 2020 № 259-ФЗ, от 08. 2020 № 429-ФЗ, от 22. 2020 № 446-ФЗ, от 29. 2020 № 479-ФЗ, от 30. 2020 № 536-ФЗ, от 24. 2021 № 22-ФЗ, от 30. 2021 № 120-ФЗ, от 26. 2021 № 155-ФЗ, от 11. 2021 № 165-ФЗ, от 28. 2021 № 230-ФЗ, от 28. 2021 № 233-ФЗ, от 01. 2021 № 266-ФЗ, от 02. 2021 № 343-ФЗ, от 02. 2021 № 355-ФЗ, от 19. 2021 № 370-ФЗ, от 21. 2021 № 423-ФЗ, от 30. 2021 № 483-ФЗ, от 26. 2022 № 72-ФЗ, от 16. 2022 № 111-ФЗ, от 16. 2022 № 112-ФЗ, от 28. 2022 № 219-ФЗ, от 14. 2022 № 279-ФЗ, от 14. 2022 № 331-ФЗ, от 05. 2022 № 498-ФЗ, от 19. 2022 № 540-ФЗ, от 28. 2022 № 569-ФЗ, от 29. 2022 № 595-ФЗ, от 29. 2022 № 607-ФЗ, от 18. 2023 № 74-ФЗ, от 18. 2023 № 76-ФЗ, от 28. 2023 № 165-ФЗ, от 13. 2023 № 260-ФЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цели настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. (В редакции федеральных законов от 30.10.2002 № 131-ФЗ; от 23.04.2018 № 90-ФЗ)

Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, адвокатов, нотариусов, доверительных собственников (управляющих) иностранной структуры без образования юридического лица, исполнительных органов личного фонда, имеющего статус международного фонда (кроме международного наследственного фонда), лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, адвокатских и нотариальных палат субъектов Российской Федерации, саморегулируемых организаций аудиторов в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, а также отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц. (В редакции федеральных законов от 30.10.2002 № 131-ФЗ, от 16.11.2005 № 145-ФЗ, от 30.12.2015 № 424-ФЗ, от 23.06.2016 № 215-ФЗ, от 23.04.2018 № 90-ФЗ, от 11.06.2021 № 165-ФЗ, от 26.03.2022 № 72-ФЗ)

Действие настоящего Федерального закона распространяется на филиалы и представительства, а также на дочерние организации организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, расположенные за пределами Российской Федерации, если это не противоречит законодательству государства их места нахождения. (Дополнение частью – Федеральный закон от 23.07.2010 № 176-ФЗ)

В соответствии с международными договорами Российской Федерации действие настоящего Федерального закона распространяется на физических и юридических лиц, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом вне пределов Российской Федерации.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

доходы, полученные преступным путем, – денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления;

легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, – придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления; (В редакции Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ)

финансирование терроризма – предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 2051, 2052, 2053, 2054, 2055, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из указанных преступлений, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений; (В редакции федеральных законов от 27.07.2010 № 197-ФЗ; от 02.11.2013 № 302-ФЗ; от 06.07.2016 № 374-ФЗ)

операции с денежными средствами или иным имуществом – действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей;

уполномоченный орган – федеральный орган исполнительной власти, принимающий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в соответствии с настоящим Федеральным законом; (В редакции Федерального закона от 23.04.2018 № 90-ФЗ)

обязательный контроль – совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

внутренний контроль – деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;

организация внутреннего контроля – совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих в себя разработку правил внутреннего контроля и в установленных настоящим Федеральным законом случаях целевых правил внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее – целевые правила внутреннего контроля), а также назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 23.07.2010 № 176-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 18.03.2019 № 32-ФЗ)

осуществление внутреннего контроля – реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, включающая в себя в том числе выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, по проведению в установленных настоящим Федеральным законом случаях упрощенной идентификации клиентов – физических лиц, установлению информации, указанной в подпункте 11 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, по оценке степени (уровня) риска совершения клиентами подозрительных операций и отнесению клиентов к группам риска совершения подозрительных операций, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях целевых правил внутреннего контроля; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 23.07.2010 № 176-ФЗ) (В редакции федеральных законов от 18.03.2019 № 32-ФЗ, от 30.12.2020 № 536-ФЗ, от 21.12.2021 № 423-ФЗ)

клиент – физическое или юридическое лицо, иностранная структура без образования юридического лица, находящиеся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 23.07.2010 № 176-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 424-ФЗ)

выгодоприобретатель – лицо, к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 23.07.2010 № 176-ФЗ)

бенефициарный владелец – в целях настоящего Федерального закона физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом – юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента. Бенефициарным владельцем клиента – физического лица считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем является иное физическое лицо; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 210-ФЗ)

идентификация – совокупность мероприятий по установлению определенных настоящим Федеральным законом сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий и (или) государственных и иных информационных систем; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 23.07.2010 № 176-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 482-ФЗ)

фиксирование сведений (информации) – получение и закрепление сведений (информации) на бумажных и (или) иных носителях информации в целях реализации настоящего Федерального закона; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 23.07.2010 № 176-ФЗ)

замораживание (блокирование) безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг – адресованный владельцу, организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, другим физическим и юридическим лицам запрет осуществлять операции с денежными средствами или ценными бумагами, принадлежащими организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму,  либо организации или физическому лицу, в отношении которых в соответствии с пунктом 1 статьи 74 настоящего Федерального закона межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества, либо организации или физическому лицу, включенным в составляемые в рамках реализации полномочий, предусмотренных главой VII Устава ООН, Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН, перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями и террористами или с распространением оружия массового уничтожения (далее – перечни организаций и физических лиц, связанных с терроризмом или с распространением оружия массового уничтожения, составляемые в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН); (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ) (В редакции федеральных законов от 23.04.2018 № 90-ФЗ, от 28.06.2022 № 219-ФЗ)

замораживание (блокирование) имущества – адресованный собственнику или владельцу имущества, организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, другим физическим и юридическим лицам запрет осуществлять операции с имуществом, принадлежащим организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму,  либо организации или физическому лицу, в отношении которых в соответствии с пунктом 1 статьи 74 настоящего Федерального закона межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества, либо организации или физическому лицу, включенным в перечни организаций и физических лиц, связанных с терроризмом или с распространением оружия массового уничтожения, составляемые в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ) (В редакции федеральных законов от 23.04.2018 № 90-ФЗ, от 28.06.2022 № 219-ФЗ)

упрощенная идентификация клиента – физического лица (далее также – упрощенная идентификация) – осуществляемая в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, совокупность мероприятий по установлению в отношении клиента – физического лица фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серии и номера документа, удостоверяющего личность, и подтверждению достоверности этих сведений одним из следующих способов: (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 05.05.2014 № 110-ФЗ)

с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий документов; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 05.05.2014 № 110-ФЗ)

с использованием информации из информационных систем органов государственной власти, Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и (или) государственной информационной системы, определенной Правительством Российской Федерации; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 05.05.2014 № 110-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 28.12.2022 № 569-ФЗ)

с использованием единой системы идентификации и аутентификации при использовании усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица установлена при личном приеме; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 05.05.2014 № 110-ФЗ)

иностранная структура без образования юридического лица – организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных выгодоприобретателей; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 30.12.2015 № 424-ФЗ)

доверительный собственник (управляющий) иностранной структуры без образования юридического лица – физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с законодательством иностранного государства (территории), на основании договора или личного закона иностранной структуры без образования юридического лица вправе осуществлять деятельность по управлению денежными средствами или иным имуществом, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных выгодоприобретателей такой иностранной структуры без образования юридического лица; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 28.06.2021 № 233-ФЗ)

протектор – физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с законодательством иностранного государства (территории), на основании договора или личного закона иностранной структуры без образования юридического лица наделено полномочиями осуществлять контроль за действиями доверительного собственника (управляющего) иностранной структуры без образования юридического лица или участвует в ее деятельности; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 28.06.2021 № 233-ФЗ)

личный кабинет – информационный ресурс, который размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – сеть Интернет), обеспечивает электронное взаимодействие его пользователей с уполномоченным органом и ведение которого осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом. Уполномоченным органом также устанавливается порядок доступа к личному кабинету и его использования. Личный кабинет используется: (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 23.04.2018 № 112-ФЗ)

организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальными предпринимателями, указанными в части второй статьи 5 настоящего Федерального закона, для получения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, решений межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, уведомлений уполномоченного органа о включении организаций или физических лиц в перечни организаций и физических лиц, связанных с терроризмом или с распространением оружия массового уничтожения, составляемые в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН, или об исключении организаций или физических лиц из перечней организаций и физических лиц, связанных с терроризмом или с распространением оружия массового уничтожения, составляемых в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН, а также в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, принимаемыми

в соответствии с ними нормативными правовыми актами уполномоченного органа, для реализации иных прав и обязанностей; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 23.04.2018 № 112-ФЗ) (В редакции федеральных законов от 27.12.2018 № 565-ФЗ, от 28.06.2022 № 219-ФЗ)

в случаях, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами уполномоченного органа, лицами, указанными в статьях 71 и 71-1 настоящего Федерального закона, хозяйственными обществами и федеральными унитарными предприятиями, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, хозяйственными обществами, находящимися под их прямым или косвенным контролем, государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями для реализации своих прав и обязанностей, уполномоченным органом, правоохранительными и контрольными (надзорными) органами, адвокатскими и нотариальными палатами субъектов Российской Федерации, саморегулируемыми организациями аудиторов для реализации своих функций; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 23.04.2018 № 112-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 165-ФЗ)

национальная оценка рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (национальная оценка рисков) – деятельность, организуемая уполномоченным органом во взаимодействии с государственными органами, Центральным банком Российской Федерации, Федеральной нотариальной палатой, Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации, саморегулируемыми организациями аудиторов при участии организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению и (или) предотвращению рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, выработке мер по минимизации указанных рисков. Национальная оценка рисков проводится в соответствии с рекомендациями, утвержденными уполномоченным органом; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 11.06.2021 № 165-ФЗ)

подозрительные операции – операции с денежными средствами или иным имуществом, предположительно совершаемые в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 21.12.2021 № 423-ФЗ)

Используемые в настоящем Федеральном законе понятия “банковская группа”, “участник банковской группы”, “головная кредитная организация банковской группы”, “банковский холдинг”, “участник банковского холдинга”, “головная организация банковского холдинга” применяются в том значении, в каком они используются в Федеральном законе “О банках и банковской деятельности”, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. (Дополнение частью – Федеральный закон от 18.03.2019 № 32-ФЗ)

Для целей настоящего Федерального закона цифровая валюта признается имуществом. (Дополнение частью – Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ)

Под предметами религиозного назначения и религиозной литературой для целей настоящего Федерального закона понимаются предметы религиозного назначения и религиозная литература, включенные в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации. (Дополнение частью – Федеральный закон от 28.04.2023 № 165-ФЗ)

(Статья в редакции Федерального закона от 27.07.2006 № 153-ФЗ)

Глава II. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА И ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОРУЖИЯ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ

(Наименование в редакции федеральных законов от 30.10.2002 № 131-ФЗ; от 23.04.2018 № 90-ФЗ)

Статья 4. Меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения

К мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, относятся: (В редакции федеральных законов от 30.10.2002 № 131-ФЗ; от 23.04.2018 № 90-ФЗ)

организация и осуществление внутреннего контроля; (В редакции Федерального закона от 23.07.2010 № 176-ФЗ)

запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, за исключением информирования клиентов о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и об отмене данных мер, о приостановлении операции, а также об отказе клиенту в приеме на обслуживание, об отказе в совершении операции, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о расторжении договора банковского счета (вклада), о применении мер, предусмотренных пунктом 5 статьи 77 настоящего Федерального закона, и их причинах, о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, об отнесении Центральным банком Российской Федерации клиентов кредитных организаций – юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций; (В редакции федеральных законов от 30.10.2002 № 131-ФЗ, от 23.07.2010 № 176-ФЗ, от 28.12.2013 № 403-ФЗ, от 29.12.2017 № 470-ФЗ, от 23.04.2018 № 90-ФЗ, от 30.12.2020 № 536-ФЗ, от 21.12.2021 № 423-ФЗ, от 28.06.2022 № 219-ФЗ)

иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

К мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, не относится установление дополнительных (повышенных размеров) комиссионных вознаграждений, сборов и иных вознаграждений, взимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, при осуществлении их клиентами операций с денежными средствами или иным имуществом. (Дополнение частью – Федеральный закон от 16.04.2022 № 112-ФЗ)

Статья 5. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом

В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся:

профессиональные участники рынка ценных бумаг (за исключением профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность исключительно по инвестиционному консультированию); (В редакции Федерального закона от 07.04.2020 № 116-ФЗ)

операторы инвестиционных платформ; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ)

страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры и лизинговые компании, а также иностранные страховые организации, имеющие право в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-I “Об организации страхового дела в Российской Федерации” осуществлять страховую деятельность на территории Российской Федерации (далее – иностранные страховые организации); (В редакции федеральных законов от 28.07.2004 № 88-ФЗ, от 28.06.2013 № 134-ФЗ, от 02.07.2021 № 343-ФЗ)

организации федеральной почтовой связи; (В редакции Федерального закона от 30.10.2002 № 131-ФЗ)

организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 30.10.2002 № 131-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ)

организаторы азартных игр; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 30.10.2002 № 131-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 01.03.2020 № 46-ФЗ)

управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 30.10.2002 № 131-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 218-ФЗ)

организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 28.07.2004 № 88-ФЗ)

операторы по приему платежей; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 27.07.2006 № 147-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 03.06.2009 № 121-ФЗ)

коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 28.11.2007 № 275-ФЗ)

кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 17.07.2009 № 163-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ)

микрофинансовые организации; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 05.07.2010 № 153-ФЗ)

общества взаимного страхования; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ)

негосударственные пенсионные фонды в части осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 18.04.2018 № 69-ФЗ)

операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ) (В редакции федеральных законов от 29.12.2014 № 461-ФЗ; от 03.07.2016 № 288-ФЗ)

операторы лотерей в части осуществления деятельности по выплате, передаче или предоставлению выигрыша по договору об участии в лотерее; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 01.03.2020 № 46-ФЗ)

операторы финансовых платформ; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 20.07.2020 № 212-ФЗ)

операторы информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и операторы обмена цифровых финансовых активов. (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ)

Права и обязанности, возложенные настоящим Федеральным законом на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, распространяются на индивидуальных предпринимателей, являющихся страховыми брокерами, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества. (Дополнение частью – Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ)

Статья 6. Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю

1. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 1 миллион рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 1 миллиону рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций: (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 331-ФЗ)

1) операции с денежными средствами в наличной форме:

снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме; (В редакции Федерального закона от 13.07.2020 № 208-ФЗ)

покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом; (В редакции Федерального закона от 28.07.2004 № 88-ФЗ)

приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;

получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;

абзац; (Утратил силу  – Федеральный закон от 13.07.2020 № 208-ФЗ)

внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;

2) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо если указанные операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации с учетом документов, издаваемых Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), и подлежит опубликованию; (В редакции Федерального закона от 23.07.2010 № 176-ФЗ)

3) операции по банковским счетам (вкладам):

абзац; (Утратил силу – Федеральный закон от 23.04.2018 № 106-ФЗ)

открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;

зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица или иностранной структуры без образования юридического лица, период деятельности которых не превышает трех месяцев со дня их регистрации (инкорпорации), либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица или иностранной структуры без образования юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия; (В редакции Федерального закона от 13.07.2020 № 208-ФЗ)

4) иные операции с движимым имуществом: (В редакции Федерального закона от 13.07.2020 № 208-ФЗ)

помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард; (В редакции Федерального закона от 19.07.2007 № 197-ФЗ)

выплата физическому или юридическому лицу страхового возмещения или получение от физического или юридического лица страховой премии по видам страхования, указанным в подпунктах 1 – 3 пункта 1 статьи 329 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-I “Об организации страхового дела в Российской Федерации”; (В редакции Федерального закона от 13.07.2020 № 208-ФЗ)

предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга); (В редакции Федерального закона от 13.07.2020 № 208-ФЗ)

абзац; (Утратил силу – Федеральный закон от 13.07.2020 № 208-ФЗ)

скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;

получение денежных средств, которые служат условием участия физического лица в азартной игре; (В редакции Федерального закона от 13.07.2020 № 208-ФЗ)

передача или выплата физическому лицу выигрыша при наступлении результата азартной игры; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 13.07.2020 № 208-ФЗ)

выплата, передача или предоставление физическому лицу выигрыша от участия в лотерее; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 13.07.2020 № 208-ФЗ)

предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 28.07.2004 № 88-ФЗ)

5) операции с цифровыми финансовыми активами. (Дополнение подпунктом – Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ)

11. Операция с наличными и (или) безналичными денежными средствами, осуществляемая по сделке с недвижимым имуществом, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 5 миллионов рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 5 миллионам рублей, или превышает ее. (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 28.07.2004 № 88-ФЗ) (В редакции федеральных законов от 13.07.2020 № 208-ФЗ, от 14.07.2022 № 331-ФЗ)

12. Операция по получению или расходованию некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества подлежит обязательному контролю, если такая организация не является органом государственной власти, иным государственным органом, органом управления государственным внебюджетным фондом, государственной корпорацией, государственной компанией, публично-правовой компанией, потребительским кооперативом, государственным (муниципальным) образовательным учреждением, реализующим программы дошкольного, общего образования, товариществом собственников недвижимости, в том числе товариществом собственников жилья, садоводческим и огородническим некоммерческим товариществом, объединением работодателей, зарегистрированной в установленном законом порядке торгово-промышленной палатой.

Не подлежат обязательному контролю в соответствии с абзацем первым настоящего пункта операции, связанные с уплатой налогов и сборов, таможенных платежей, страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, уплатой комиссионного вознаграждения, взимаемого при совершении операций (сделок) организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, а также с начислением процентов по вкладам (депозитам) и иным финансовым инструментам. (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 14.07.2022 № 279-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 28.12.2022 № 569-ФЗ)

(Дополнение пунктом – Федеральный закон от 20.07.2012 № 121-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 28.06.2021 № 230-ФЗ)

13. Операция по зачислению денежных средств на счет (вклад), покрытый (депонированный) аккредитив или списанию денежных средств со счета (вклада), покрытого (депонированного) аккредитива хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем, которые указаны в статье 1 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 213-ФЗ “Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, федеральных унитарных предприятий, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и хозяйственных обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем, которые указаны в Федеральном законе от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”, государственных корпор

Обязательный контроль операций с денежными средствами

В России действует так называемый антиотмывочный закон, который уже давно стал настоящей грозой для бизнеса. На его основании банки могут приостановить операции физических и юридических лиц, а также вовсе отказать в обслуживании. Рассказываем, почему так происходит, как этого избежать и что делать, если счёт был заблокирован.

Иногда банки по непонятным причинам блокируют расчётные счета клиентов. Часто после этого компании долго не могут восстановить процессы расчётов, даже перейдя в другой банк, поскольку попадают в некий чёрный список. Причина этих неприятностей — закон от 07.08.2002 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее закон 115-ФЗ

Закон обязывает проверять операции клиентов, выявлять подлежащие обязательному контролю, передавать информацию о сомнительных сделках в Росфинмониторинг. Он даёт банкам право отказывать в проведении таких операций, требовать дополнительные документы и закрывать счета клиентов.

Кто в зоне риска

Помогли разобраться эксперты Эвотора

На первый взгляд, законопослушному бизнесу опасаться нечего. Допустим, компания вполне легально продаёт офисные стулья, платит налоги и кредиты, сдаёт все отчёты. Значит ли это, что она не столкнется с блокировкой по закону 115-ФЗ? Скорее всего, да. Но случаи бывают всякие.

Например, в 2017 году банки заблокировали примерно полмиллиона операций своих клиентов на сумму 180 000 000 000 ₽. Однако маловероятно, что все, чьи счета попали под блокировку, финансировали терроризм или отмывали в банках нажитое преступным путем.

Может показаться, что требования закона № 115-ФЗ о противодействии легализации доходов распространяются лишь на крупный бизнес, но это заблуждение. Согласно исследованию Magram Market Research (его публикует телеграм-канал «»), в 2019 и 2020 году с блокировкой счетов столкнулись 20% опрошенных компаний из сферы малого и среднего предпринимательства. Из их числа блокировку по закону 115-ФЗ получили: в 2019 году — примерно 22%, в 2020 году — 33% компаний.

Обязательный контроль операций с денежными средствами

В 2021 году блокировок было меньше, чем в 2020-м, но всё же 15% опрошенных МСП с ними столкнулись. При этом по закону 115-ФЗ, в том числе без объяснения причины, операции были ограничены в 24% случаев. Получается, что блокировка операций по требованию антиотмывочного закона по-прежнему не редкость. Источник

Обязательный контроль операций с денежными средствами

В чём суть закона 115-ФЗ

Отмывание преступных доходов означает «придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления». Финансирование терроризма — это «предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения» определённых преступлений, связанных преимущественно с террористической деятельностью. Такие определения приводятся в статье 3 закона 115-ФЗ

Перед банками ставится задача предотвратить подобные незаконные действия юридических лиц и граждан. По сути, за названием закона 115-ФЗ, звучащим весьма жутко для законопослушного человека, кроется обязанность банков осуществлять контроль каждой операции. Если она не вызывает подозрений, то будет проведена. Если же операция будет признана сомнительной, банк её отклонит и заблокирует счёт.

Закон действует уже более 20 лет и периодически корректируется. Важные новшества были внесены в него в 2021 и 2022 годах. Особых изменений в 115-ФЗ в 2023 году не произошло. Отметим лишь, что расширился список преступлений, которые являются основаниями для блокировки операций или иных ограничительных мер. А также увеличилась пороговая сумма для идентификации покупателей ювелирной продукции.

Что означает блокировка счёта по 115-ФЗ

Важно различать два понятия:

Блокировка операции — это отказ в её проведении. Так бывает, когда у банка возникли подозрения в правомерности действий клиента. В таком случае банк запросит сведения и документы, после чего решит, разрешить операцию или отклонить окончательно. При этом блокируется возможность дистанционного обслуживания.

Блокировка счёта по 115-ФЗ — это запрет на расходные операции с денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом. Если банк заблокировал счёт, то не получится с него что-то оплатить, перевести деньги на другой счёт или в другой банк, воспользоваться системой быстрых платежей или интернет-банком.

Основные требования по закону 115-ФЗ

федеральный закон 115-ФЗ является основой антиотмывочного законодательства, он содержит лишь общие правила. Он требует проводить контроль, определяет права и обязанности банков при его осуществлении, а также регулирует правила взаимодействия банков и других подконтрольных организаций с уполномоченным органом — Росфинмониторингом.

В ходе мероприятий внутреннего контроля банки должны выявлять определённые операции:

Для реализации второго пункта банки должны распределить всех действующих и новых клиентов по трём группам — зелёной, жёлтой или красной — в зависимости от того, является степень риска совершения ими подозрительных операций низкой, средней или высокой соответственно. Это так называемый риск-ориентированный подход, или светофор, который уже давно применяется, например, в сфере налогового контроля.

На основании каких критериев делить клиентов по группам, банки должны решить сами — для этого они и проводят мероприятия по внутреннему контролю. Но в законе сказано, что нужно учесть характер и виды деятельности компаний, характер выпускаемых ими продуктов и оказываемых услуг, а также результаты национальной оценки рисков

Внутренний контроль банков и распределение клиентов по группам проводится по правилам, которые изложены в различных методических рекомендациях банка России. Например, в положении ЦБ РФ от 02.03.2012 № 375-П есть , которые указывают на необычный характер операции. И таких признаков очень много.

На что ориентироваться в первую очередь

Есть список, который приведён в методических рекомендациях ЦБ РФ от 27.07.2017 № 18-МР. В частности, банк посчитает подозрительным, если размер налогов и других обязательных платежей будет составлять до 0,9% от дебетового оборота по счёту клиента. Этот критерий важен, но на его основании нельзя автоматически признавать сделки клиента сомнительными.

Нужно учитывать дополнительные факторы, например:

В помощь бизнесу ЦБ РФ выпустил методические рекомендации для предпринимателей, из которых следует, как избежать ФЗ-115 и приостановления операций. Их выполнение поможет снизить риск блокировки как по линии антиотмывочного законодательства, так и по линии налоговой службы.

Знай своего клиента

С июля 2022 работает система обмена данными между ЦБ РФ и банками — она называется «Знай своего клиента», ЗСК. Регулятор на основании информации, которая поступает из разных банков, распределяет всех клиентов по тем же трём группам риска и передаёт эти данные во все банки. Они же вправе решать самостоятельно, использовать в работе оценку ЦБ РФ или нет. Но кажется маловероятным, что на практике кто-то будет игнорировать мнение регулятора.

, что 99% всех налогоплательщиков отнесены к зелёной группе, то есть риск совершения ими подозрительных операций минимален. В жёлтой группе примерно 0,3%, в красной — 0,7%. Всего в базе Центробанка порядка 7 000 000 компаний и ИП.