О чем закон 115-ФЗ?
Часто этот закон называют антиотмывочным: согласно ему все банки обязаны выявлять подозрительные операции клиентов, чтобы пресекать возможную легализацию преступных доходов или финансирование чего‑то нелегального.
Банки проверяют все операции давно: закон действует с 2001 года. Вместе с тем ЦБ в 2021 году выпустил обязательные к исполнению банками документы о повышенном внимании к определенным финансовым операциям граждан. Поэтому говорить о контроле за операциями физических лиц стали больше и может сложиться впечатление, что банки начали контролировать финансовые операции граждан только недавно.
Действующая методика ориентирована на выявление расчетов с нелегальными онлайн-казино, финансовыми пирамидами, форекс-дилерами и криптовалютными обменниками.
Позиция ЦБ об использовании криптовалюты
Методические рекомендации ЦБ о контроле за отдельными операциями физлиц
На кого распространяется 115-ФЗ?
На всех, кто участвует в финансовых операциях, в том числе на банки и всех их клиентов: простых граждан, ИП и юридических лиц.
Что может делать банк по закону 115-ФЗ в отношении физических лиц?
Банк обязан проверять подозрительные операции и при необходимости запрашивать у клиентов разъяснения и подтверждающие документы по ним — это может вызывать разные последствия для физических лиц. На подозрительные операции и связанные с ними счета банк может накладывать ограничения, например:
приостановить подозрительный входящий платеж;
ограничить снятие наличных частично или полностью;ограничить покупки на кассах и в интернете частично или полностью;
в исключительных случаях запретить переводы третьим лицам через мобильное приложение, личный кабинет и другие сервисы.
Частичное ограничение операций означает, что клиент на время проверки может пользоваться ими в пределах лимитов, установленных банком. Например, банк может разрешить снимать в банкоматах не более 20 000 ₽ наличными или совершать покупки не более чем на 50 000 ₽.
Полное ограничение операций означает, что банк устанавливает нулевой лимит по таким операциям и клиент не сможет воспользоваться ими до успешной проверки их легальности. Банк редко полностью ограничивает операции на время проверки. Как правило, если ограничения на время проверки и накладываются, то возможность делать покупки или снимать наличные остается в определенных лимитах.
После успешной проверки банк снимает все ограничения.
Какие операции физических лиц могут вызывать вопросы у банка по закону 115-ФЗ?
Банк не заинтересован в ограничениях операций по счетам клиентов, поэтому реагирует, только если на то есть серьезные основания. Все операции проходят проверку по определенным критериям — их утверждает ЦБ. Так, банк могут заинтересовать операции:
с цифровой валютой, включая криптовалюту;
по переводу денег другому человеку или на свой счет в другом банке сразу после крупного пополнения;
по снятию наличных денег, которые были предоставлены в виде субсидии;
по получению крупных сумм от третьих лиц и последующему снятию наличных.
Как правило, обыкновенные бытовые операции, например перевод денег друзьям, или любые другие легальные операции подозрений не вызывают.
Что такое проверка по 115-ФЗ для физлиц? На каком основании она проводится?
Это изучение документов и пояснений клиента по вызвавшим вопросы операциям. По закону банк обязан проверять подозрительные операции клиентов: для этого он запрашивает у клиента разъясняющие документы, чтобы изучить их и убедиться в легальности действий. Юристы банка исследуют их в течение двух дней и завершат проверку. Если все в порядке, вопросы и ограничения, если они были наложены, будут сняты.
Если клиент не предоставит документы, банк не сможет по требованию закона 115-ФЗ проверить операции, поэтому будет вынужден ограничить возможности использования счета.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
(Наименование в редакции Федерального закона от 30.10.2002 № 131-ФЗ)
Принят Государственной Думой 13 июля 2001 года
Одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 года
(В редакции федеральных законов от 25.07.2002 № 112-ФЗ, от 30.10.2002 № 131-ФЗ, от 28.07.2004 № 88-ФЗ, от 16.11.2005 № 145-ФЗ, от 27.07.2006 № 147-ФЗ, от 27.07.2006 № 153-ФЗ, от 12.04.2007 № 51-ФЗ, от 19.07.2007 № 197-ФЗ, от 24.07.2007 № 214-ФЗ, от 28.11.2007 № 275-ФЗ, от 03.06.2009 № 121-ФЗ, от 17.07.2009 № 163-ФЗ, от 05.07.2010 № 153-ФЗ, от 23.07.2010 № 176-ФЗ, от 27.07.2010 № 197-ФЗ, от 27.06.2011 № 162-ФЗ, от 08.11.2011 № 308-ФЗ, от 20.07.2012 № 121-ФЗ, от 03.12.2012 № 231-ФЗ, от 07.05.2013 № 102-ФЗ, от 28.06.2013 № 134-ФЗ, от 02.11.2013 № 302-ФЗ, от 28.12.2013 № 403-ФЗ, от 05.05.2014 № 106-ФЗ, от 05.05.2014 № 110-ФЗ, от 05.05.2014 № 130-ФЗ, от 04.06.2014 № 149-ФЗ, от 21.07.2014 № 213-ФЗ, от 21.07.2014 № 218-ФЗ, от 29.12.2014 № 461-ФЗ, от 29.12.2014 № 484-ФЗ, от 31.12.2014 № 505-ФЗ, от 02.05.2015 № 111-ФЗ, от 08.06.2015 № 140-ФЗ, от 29.06.2015 № 154-ФЗ, от 29.06.2015 № 159-ФЗ, от 29.06.2015 № 210-ФЗ, от 29.12.2015 № 391-ФЗ, от 29.12.2015 № 403-ФЗ, от 29.12.2015 № 407-ФЗ, от 30.12.2015 № 423-ФЗ, от 30.12.2015 № 424-ФЗ, от 23.06.2016 № 191-ФЗ, от 23.06.2016 № 215-ФЗ, от 03.07.2016 № 263-ФЗ, от 03.07.2016 № 288-ФЗ, от 06.07.2016 № 374-ФЗ, от 28.12.2016 № 471-ФЗ, от 28.12.2016 № 505-ФЗ, от 29.07.2017 № 267-ФЗ, от 29.07.2017 № 281-ФЗ, от 29.12.2017 № 470-ФЗ, от 31.12.2017 № 482-ФЗ, от 18.04.2018 № 69-ФЗ, от 23.04.2018 № 90-ФЗ, от 23.04.2018 № 106-ФЗ, от 23.04.2018 № 112-ФЗ, от 27.12.2018 № 565-ФЗ, от 18.03.2019 № 32-ФЗ, от 18.03.2019 № 33-ФЗ, от 03.07.2019 № 169-ФЗ, от 03.07.2019 № 173-ФЗ, от 26.07.2019 № 250-ФЗ, от 02.08.2019 № 259-ФЗ, от 02.08.2019 № 271-ФЗ, от 02.12.2019 № 394-ФЗ, от 16.12.2019 № 438-ФЗ, от 27.12.2019 № 480-ФЗ, от 01.03.2020 № 46-ФЗ, от 07.04.2020 № 116-ФЗ, от 13.07.2020 № 208-ФЗ, от 20.07.2020 № 212-ФЗ, от 31.07.2020 № 259-ФЗ, от 08.12.2020 № 429-ФЗ, от 22.12.2020 № 446-ФЗ, от 29.12.2020 № 479-ФЗ, от 30.12.2020 № 536-ФЗ, от 24.02.2021 № 22-ФЗ, от 30.04.2021 № 120-ФЗ, от 26.05.2021 № 155-ФЗ, от 11.06.2021 № 165-ФЗ, от 28.06.2021 № 230-ФЗ, от 28.06.2021 № 233-ФЗ, от 01.07.2021 № 266-ФЗ, от 02.07.2021 № 343-ФЗ, от 02.07.2021 № 355-ФЗ, от 19.11.2021 № 370-ФЗ, от 21.12.2021 № 423-ФЗ, от 30.12.2021 № 483-ФЗ, от 26.03.2022 № 72-ФЗ, от 16.04.2022 № 111-ФЗ, от 16.04.2022 № 112-ФЗ, от 28.06.2022 № 219-ФЗ, от 14.07.2022 № 279-ФЗ, от 14.07.2022 № 331-ФЗ, от 05.12.2022 № 498-ФЗ, от 19.12.2022 № 540-ФЗ, от 28.12.2022 № 569-ФЗ, от 29.12.2022 № 595-ФЗ, от 29.12.2022 № 607-ФЗ, от 18.03.2023 № 74-ФЗ, от 18.03.2023 № 76-ФЗ, от 28.04.2023 № 165-ФЗ, от 13.06.2023 № 260-ФЗ)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Цели настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. (В редакции федеральных законов от 30.10.2002 № 131-ФЗ; от 23.04.2018 № 90-ФЗ)
Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, адвокатов, нотариусов, доверительных собственников (управляющих) иностранной структуры без образования юридического лица, исполнительных органов личного фонда, имеющего статус международного фонда (кроме международного наследственного фонда), лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, адвокатских и нотариальных палат субъектов Российской Федерации, саморегулируемых организаций аудиторов в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, а также отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц. (В редакции федеральных законов от 30.10.2002 № 131-ФЗ, от 16.11.2005 № 145-ФЗ, от 30.12.2015 № 424-ФЗ, от 23.06.2016 № 215-ФЗ, от 23.04.2018 № 90-ФЗ, от 11.06.2021 № 165-ФЗ, от 26.03.2022 № 72-ФЗ)
Действие настоящего Федерального закона распространяется на филиалы и представительства, а также на дочерние организации организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, расположенные за пределами Российской Федерации, если это не противоречит законодательству государства их места нахождения. (Дополнение частью – Федеральный закон от 23.07.2010 № 176-ФЗ)
В соответствии с международными договорами Российской Федерации действие настоящего Федерального закона распространяется на физических и юридических лиц, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом вне пределов Российской Федерации.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
доходы, полученные преступным путем, – денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления;
легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, – придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления; (В редакции Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ)
финансирование терроризма – предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 2051, 2052, 2053, 2054, 2055, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из указанных преступлений, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений; (В редакции федеральных законов от 27.07.2010 № 197-ФЗ; от 02.11.2013 № 302-ФЗ; от 06.07.2016 № 374-ФЗ)
операции с денежными средствами или иным имуществом – действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей;
уполномоченный орган – федеральный орган исполнительной власти, принимающий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в соответствии с настоящим Федеральным законом; (В редакции Федерального закона от 23.04.2018 № 90-ФЗ)
обязательный контроль – совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
внутренний контроль – деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;
организация внутреннего контроля – совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих в себя разработку правил внутреннего контроля и в установленных настоящим Федеральным законом случаях целевых правил внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее – целевые правила внутреннего контроля), а также назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 23.07.2010 № 176-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 18.03.2019 № 32-ФЗ)
осуществление внутреннего контроля – реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, включающая в себя в том числе выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, по проведению в установленных настоящим Федеральным законом случаях упрощенной идентификации клиентов – физических лиц, установлению информации, указанной в подпункте 11 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, по оценке степени (уровня) риска совершения клиентами подозрительных операций и отнесению клиентов к группам риска совершения подозрительных операций, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях целевых правил внутреннего контроля; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 23.07.2010 № 176-ФЗ) (В редакции федеральных законов от 18.03.2019 № 32-ФЗ, от 30.12.2020 № 536-ФЗ, от 21.12.2021 № 423-ФЗ)
клиент – физическое или юридическое лицо, иностранная структура без образования юридического лица, находящиеся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 23.07.2010 № 176-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 424-ФЗ)
выгодоприобретатель – лицо, к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 23.07.2010 № 176-ФЗ)
бенефициарный владелец – в целях настоящего Федерального закона физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом – юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента. Бенефициарным владельцем клиента – физического лица считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем является иное физическое лицо; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 210-ФЗ)
идентификация – совокупность мероприятий по установлению определенных настоящим Федеральным законом сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий и (или) государственных и иных информационных систем; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 23.07.2010 № 176-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 482-ФЗ)
фиксирование сведений (информации) – получение и закрепление сведений (информации) на бумажных и (или) иных носителях информации в целях реализации настоящего Федерального закона; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 23.07.2010 № 176-ФЗ)
замораживание (блокирование) безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг – адресованный владельцу, организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, другим физическим и юридическим лицам запрет осуществлять операции с денежными средствами или ценными бумагами, принадлежащими организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организации или физическому лицу, в отношении которых в соответствии с пунктом 1 статьи 74 настоящего Федерального закона межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества, либо организации или физическому лицу, включенным в составляемые в рамках реализации полномочий, предусмотренных главой VII Устава ООН, Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН, перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями и террористами или с распространением оружия массового уничтожения (далее – перечни организаций и физических лиц, связанных с терроризмом или с распространением оружия массового уничтожения, составляемые в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН); (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ) (В редакции федеральных законов от 23.04.2018 № 90-ФЗ, от 28.06.2022 № 219-ФЗ)
замораживание (блокирование) имущества – адресованный собственнику или владельцу имущества, организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, другим физическим и юридическим лицам запрет осуществлять операции с имуществом, принадлежащим организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организации или физическому лицу, в отношении которых в соответствии с пунктом 1 статьи 74 настоящего Федерального закона межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества, либо организации или физическому лицу, включенным в перечни организаций и физических лиц, связанных с терроризмом или с распространением оружия массового уничтожения, составляемые в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ) (В редакции федеральных законов от 23.04.2018 № 90-ФЗ, от 28.06.2022 № 219-ФЗ)
упрощенная идентификация клиента – физического лица (далее также – упрощенная идентификация) – осуществляемая в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, совокупность мероприятий по установлению в отношении клиента – физического лица фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серии и номера документа, удостоверяющего личность, и подтверждению достоверности этих сведений одним из следующих способов: (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 05.05.2014 № 110-ФЗ)
с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий документов; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 05.05.2014 № 110-ФЗ)
с использованием информации из информационных систем органов государственной власти, Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и (или) государственной информационной системы, определенной Правительством Российской Федерации; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 05.05.2014 № 110-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 28.12.2022 № 569-ФЗ)
с использованием единой системы идентификации и аутентификации при использовании усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица установлена при личном приеме; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 05.05.2014 № 110-ФЗ)
иностранная структура без образования юридического лица – организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных выгодоприобретателей; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 30.12.2015 № 424-ФЗ)
доверительный собственник (управляющий) иностранной структуры без образования юридического лица – физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с законодательством иностранного государства (территории), на основании договора или личного закона иностранной структуры без образования юридического лица вправе осуществлять деятельность по управлению денежными средствами или иным имуществом, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных выгодоприобретателей такой иностранной структуры без образования юридического лица; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 28.06.2021 № 233-ФЗ)
протектор – физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с законодательством иностранного государства (территории), на основании договора или личного закона иностранной структуры без образования юридического лица наделено полномочиями осуществлять контроль за действиями доверительного собственника (управляющего) иностранной структуры без образования юридического лица или участвует в ее деятельности; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 28.06.2021 № 233-ФЗ)
личный кабинет – информационный ресурс, который размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – сеть Интернет), обеспечивает электронное взаимодействие его пользователей с уполномоченным органом и ведение которого осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом. Уполномоченным органом также устанавливается порядок доступа к личному кабинету и его использования. Личный кабинет используется: (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 23.04.2018 № 112-ФЗ)
организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальными предпринимателями, указанными в части второй статьи 5 настоящего Федерального закона, для получения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, решений межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, уведомлений уполномоченного органа о включении организаций или физических лиц в перечни организаций и физических лиц, связанных с терроризмом или с распространением оружия массового уничтожения, составляемые в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН, или об исключении организаций или физических лиц из перечней организаций и физических лиц, связанных с терроризмом или с распространением оружия массового уничтожения, составляемых в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН, а также в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, принимаемыми
В чем суть закона 115-ФЗ?
Закон 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» появился в 2001 году. По‑простому его называют антиотмывочным законом.
Закон 115-ФЗ обязывает банки следить за операциями клиентов. Для этого в банках есть внутренняя служба финмониторинга. Она следит за операциями и выявляет фирмы, которые ведут фиктивную деятельность и занимаются обналичкой.
Закон касается всех российских банков. Если банк не следит за операциями, его могут лишить лицензии. Поэтому банки прислушиваются к рекомендациям Центробанка и обращают внимание на тех, кто платит мало налогов или снимает много наличных. Если банк находит признаки подозрительных операций, он может приостановить обслуживание счета клиента на период проведения проверки. Как обезопасить себя от блокировки обслуживания
Что может делать банк по закону 115-ФЗ?
Банки, которые соблюдают закон 115-ФЗ, могут проверить компанию, когда она открывает расчетный счет и проводит операции по счету. В случае подозрений банк запрашивает документы, которые подтверждают легальность бизнеса. Какие документы может попросить банк
Если предприниматель представил неправильные документы, и у банка остаются подозрения, что клиент занимается отмыванием доходов, банк может ограничить дистанционное банковское обслуживание и рекомендовать закрытие счета.
Банк предупреждает о возможной блокировке?
Банк может запросить документы — это обычно случается неожиданно. В запросе банк предупреждает о возможной блокировке операций, если компания не представит нужные документы.
Предприниматели могут сами узнать, есть ли вероятность, что банк начнет проверку и запросит документы. Для этого в Тинькофф есть сервис Репутация. Он анализирует основные параметры бизнеса: сколько налогов заплатили, какая ситуация со снятием наличных и переводами физлицам. На основе этой информации сервис оценивает, как компания выглядит в глазах банка. Узнать свою репутацию
Конечно, даже идеальная репутация не гарантирует защиту от проверок по закону 115-ФЗ. Банк может запросить документы и попросить рассказать о бизнесе, если предприниматель заключил сделку с сомнительным контрагентом. Например, перевел деньги компании, которая была замечена в обналичивании денег.
Чтобы такая проверка прошла быстрее, можно заранее рассказать об особенностях бизнеса — ответить на вопросы в сервисе Репутация. Как отвечать на вопросы об особенностях бизнеса
Что делать, если банк приостановил операции по счету?
Если банк приостановил операции по счету, нужно показать, что бизнес настоящий: покупает материалы, оказывает реальные услуги, что‑то производит. Для этого нужно рассказать о своем бизнесе и прислать документы о сделке: акты, счета-фактуры, договоры. Если все документы есть на руках, их достаточно просто сфотографировать и отправить в чат менеджеру. Какие документы может попросить банк
Когда предприниматель присылает нужные документы, банк снимает ограничения, и работа продолжается.
Предприниматель получает много денег от разных контрагентов, и эти деньги сразу списываются в пользу других. При этом по счету у него низкая налоговая нагрузка — менее 1%, — а некоторые контрагенты выглядят сомнительно.
Такая деятельность может показаться подозрительной, потому что компания похожа на транзитную фирму. В таком случае банк может запросить документы, чтобы ее проверить.
Предприниматель объясняет, что у него агентский бизнес: он нанимает субподрядчиков, переводит им плату за работу, а сам зарабатывает только на комиссионных. Поэтому у него большие обороты по счету, а налогов он платит мало. Для подтверждения своих слов он присылает несколько договоров и дает ссылки на свою компанию в интернете. Вопрос решен, можно работать дальше.
Готовьте документы заранее. Сначала подписанный договор, потом предоплата. Так вы сможете в любой момент ответить на вопросы банка и избежать блокировки операций.
Прямо сейчас можно подстраховаться и заранее сократить время проверки и список запрашиваемых документов. Зайдите в сервис Репутация и расскажите банку об особенностях бизнеса — ответьте на вопросы в личном кабинете. Тогда при проверке не придется отвечать на них повторно, а банк запросит минимум документов. Ответить на вопросы в кабинете Репутации
Какие документы может попросить банк?
Для проверки легальности операций банк может попросить любые документы, которые доказывают реальность компании и ее сделок. Чаще всего это договоры, акты, счета-фактуры. В них должны быть указаны все суммы, которые проходили по счету до проверки. Единого списка документов нет, каждую ситуацию банк рассматривает индивидуально.
Список возможных документов для ИП и ООО:
Договоры с основными контрагентами по последним операциям с приложениями и сопроводительными документами.
Форма 6-НДФЛ или действующее штатное расписание.
Копия налоговой отчетности за последний отчетный период с отметкой из налоговой о приеме.
Выписка со счетов в других банках.
Документы, которые покажут, на что снимались наличные. Подойдут чеки, товарные накладные, квитанции к приходному кассовому ордеру, счета-фактуры, авансовые отчеты, приказ о подотчетных лицах.
Дополнительно банк может попросить описать в свободной форме:
из чего складывается ваша выручка и прибыль;
сколько сотрудников в штате;
привлекаете ли подрядчиков, внештатных работников;
есть ли в собственности или аренде офис и автомобиль;
входите ли в группу компаний;
есть ли у вас сайт, рекламные объявления в интернете;
для чего переводили деньги физлицам, если такие переводы были.
Подойдут электронные документы, сканы и фотографии бумажных оригиналов. Обычно их нужно представить в течение двух дней. Если нужно больше времени или необходимо провести срочные платежи, Тинькофф готов пойти навстречу. Для этого нужно объяснить ситуацию менеджеру и договориться об условиях обслуживания.
Прямо сейчас можно подстраховаться и заранее сократить время проверки и список запрашиваемых документов. Зайдите в сервис Репутация и расскажите банку об особенностях бизнеса — ответьте на вопросы в личном кабинете. Тогда при проверке не придется отвечать на них повторно, а банк запросит минимум документов. Ответить на вопросы в кабинете Репутации
Что будет, если не представить документы?
По 115-ФЗ банк обязан проверять бизнес клиентов на соответствие закону и пресекать нежелательные операции. Для проверки банк может запросить любые документы, которые подтверждают законность бизнеса и операций по счету.
Иногда предприниматели присылают неправильные документы: фиктивные, с ошибками и несоответствиями. Тогда у банка остаются подозрения, что клиент занимается отмыванием доходов. В таком случае банк может заблокировать обслуживание и рекомендовать закрытие счета.
Содержание
В чём суть закона № 115-ФЗ
Какие операции привлекают внимание банка
Что может делать банк по закону № 115-ФЗ
Банк предупреждает о возможной блокировке
Что делать, если банк приостановил операции по счёту
Какие документы может попросить банк
Что будет, если не представить документы
Как не попасть под подозрение
По закону № 115-ФЗ банки могут приостановить операции клиентов, запросить документы, а также отказать в обслуживании. Чтобы избежать проблем с банком и другими контролирующими органами, нужно придерживаться определённых правил.
Рассказываем, что регулирует закон № 115-ФЗ, какие операции привлекают внимание банков и как их не допустить.
В чём суть закона № 115-ФЗ
Номер 115-ФЗ присвоен Федеральному закону от 7.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма».
По закону № 115-ФЗ субъекты государства должны помогать ему бороться с обналичиванием средств, полученных незаконно, и препятствовать перечислению денег террористам, экстремистам, а также тем, кто распространяет оружие. Для этого они обязаны проверять легальность денежных операций своих клиентов. О подозрительных действиях компаний, физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей им надо сообщать в Росфинмониторинг. Для этой цели в кредитных организациях есть внутренняя служба финансового мониторинга. Она следит за операциями и анализирует сделки клиентов.
Действие закона распространяется на все российские банки. Если финансовая организация не контролирует операции, её могут оштрафовать или даже лишить лицензии. Если банк сомневается в законности какой-либо операции, он вправе приостановить обслуживание счёта клиента и потребовать документы, подтверждающие легальность бизнеса.
Закон касается всех, кто совершает безналичные операции, поэтому под его действие подпадают не только бизнесмены, но и обычные граждане.
Какие операции привлекают внимание банка
В статье 6 Федерального закона № 115-ФЗ перечислены действия, которые финансовые организации должны обязательно контролировать. Это определённые операции клиентов на сумму от 1 млн рублей, в том числе покупка или продажа иностранной валюты, приобретение ценных бумаг, скупка драгоценных камней, открытие вклада в пользу третьего лица и другие.
Также банки вправе отказать в проведении финансовой операции, если сочтут её подозрительной. Признаки подозрительности закреплены в подзаконных актах ЦБ России. Так, согласно пункту 6.3 Положения ЦБ России № 375 от 2.03.2012, кредитная организация точно заинтересуется в таких случаях:
Клиент систематически или в значительных объёмах совершает необычные сделки, указанные в приложении к данному Положению. Например, если сделка не соответствует целям деятельности фирмы; клиент отказывается направить запрошенные данные; операция связана с оборотом цифровой валюты.
Банк неоднократно применял к клиенту меры по предотвращению операций, в отношении которых у него возникали подозрения о том, что они производятся в целях легализации доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма. При этом клиентом не предоставлялись документы, которые подтвердили бы экономическую целесообразность и законность проводимых действий.
Действия или бездействие клиента препятствовали банку завершить обновление сведений о нём.
Иные факторы, самостоятельно определяемые кредитной организацией.
Другие подозрительные операции, которые обычно интересуют банки, перечислены в методических рекомендациях ЦБ России от 21 июля 2017 года:
№ 18-МР «О подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, и финансирования терроризма».
№ 19-МР «О повышении внимания кредитных организаций к операциям клиентов — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получающих наличные денежные средства с использованием корпоративных карт».
Так, кредитная организация обратит внимание, если клиент:
снимает наличными более 30% выручки;
регулярно снимает наличные деньги, как правило ежедневно или в срок, не превышающий трёх — пяти дней со дня их поступления;
работает с контрагентами, по банковским счетам которых проводятся операции, имеющие признаки транзитных операций;
со счёта не выплачивает зарплату сотрудникам, а также связанные с ними перечисления по НДФЛ и взносам;
не несёт расходов в рамках обеспечения деятельности бизнеса, например арендные и коммунальные платежи, закупки канцелярских товаров;
производит платежи, которые не соответствуют среднесписочной численности работников.
Бесплатная регистрация ИП и ООО
Без поездки в офис или налоговую
Что может делать банк по закону № 115-ФЗ
Если сотрудник службы финмониторинга усомнится в законности операций, он запросит у компании или ИП документы о сомнительной транзакции, происхождении денег, партнёре и бизнесе. Конкретного списка сведений и документов нет — это на усмотрение банка.
Если клиент представил фиктивные бумаги или проигнорировал запрос, банк вправе отказать в проведении операции и сообщить об этом в Росфинмониторинг. Кредитное учреждение также имеет право расторгнуть договор банковского счёта (вклада) с клиентом, которому было дважды за последний год отказано в проведении операций в связи с их подозрительностью. Кроме того, банк может отказаться от заключения договора банковского счёта с компанией или ИП, если есть основания полагать, что её действия связаны с незаконной деятельностью.
Предупреждает ли банк о возможной блокировке
Закон не требует от банков сообщать физическим и юридическим лицам или ИП о возможной блокировке. В письме, с помощью которого финансовая организация запрашивает документы, будет предупреждение о возможной блокировке, если фирма или ИП не представит нужные бумаги.
Что делать, если банк приостановил операции по счёту
Если кредитная организация приостановила действия по счёту, нужно предоставить сведения, подтверждающие законность и экономический смысл операций. Для этого необходимо прислать запрашиваемые сотрудником финмониторинга документы, а при необходимости — встретиться с ним для устного пояснения.
Когда клиент присылает требуемые документы, банк снимает ограничения. Например, индивидуальный предприниматель перевёл крупную сумму на карту физического лица за оказанные услуги. Из назначения платежа неясно, за что были перечислены деньги. Кредитное учреждение вправе приостановить операцию и запросить документы, чтобы проверить платёж. Предприниматель предоставляет договор на оказание услуг с подрядчиком и другие бумаги по сделке. Вопрос решён, банк проводит платёж.
Финансовая организация может приостановить операции по счёту только на срок до пяти рабочих дней (пункт 10 статьи 7 закона № 115-ФЗ). Если по истечении этого времени постановление Росфинмониторинга не поступило и не принято иное решение, банк обязан возобновить операции по счёту.
Какие документы может попросить банк
Банк вправе требовать любые документы, которые нужны для проверки законности действий. Конкретного списка нет, каждая ситуация рассматривается индивидуально.
Перечень возможных документов для ИП и ООО:
документы по сделке — контракты с партнёрами, акты, счета-фактуры;
декларации и бухгалтерская отчётность;
форма № 6-НДФЛ или действующее штатное расписание;
выписки со счетов в других банках;
документы, которые покажут, на что снимались наличные — платёжки, чеки, авансовые отчёты и т. д.
Дополнительно банк может запросить письмо в произвольной форме с пояснением экономического смысла и характера проведённых действий. Также банк вправе затребовать информацию о деловой репутации бизнесмена и отзывы от лиц, работавших с ним. Документы рассматриваются в течение семи рабочих дней. По истечении этого времени банк должен уведомить клиента, устранена причина первичного отказа или нет.
Что будет, если не представить документы
На основании пункта 14 статьи 7 закона № 115-ФЗ клиенты обязаны представить в банк всю запрашиваемую информацию.
Если компания или ИП отказываются прислать документы, у кредитной организации остаются подозрения, что клиент занимается незаконной деятельностью. В таком случае банк вправе отказать в открытии счёта или выполнении операции. Если подобная ситуация повторится и организация или ИП снова попытаются совершить сомнительные действия, банк может расторгнуть договор и заблокировать обслуживание.
Как не попасть под подозрение
У банка нет задачи создавать дополнительные трудности бизнесу. Его цель — проверять все сделки на соответствие требованиям закона № 115-ФЗ и помогать клиентам следовать ему.
Компании и ИП снизят риски блокировки, если будут придерживаться следующих рекомендаций:
Проверять партнёров. При работе с новым контрагентом проверьте его по данным в базах и открытых источниках. Например:
через электронный сервис налоговой «Прозрачный бизнес» можно получить информацию о компании, в том числе о недоимках, налоговых правонарушениях, а также сведения из ЕГРЮЛ, реестров дисквалифицированных лиц, субъектов малого и среднего предпринимательства и другие данные;
с помощью картотеки арбитражных дел можно выяснить, не проходит ли фирма или ИП процедуру банкротства, а также не является ли ответчиком по делам о крупном взыскании средств или неисполнении контрактов;
на сайте Банка России можно посмотреть список компании с признаками нелегальной деятельности на финансовом рынке;
в единой информационной системе в сфере закупок содержится реестр недобросовестных поставщиков и подрядчиков.
Сообщать об изменениях ОКВЭД.
Оплачивать хозяйственные нужды с расчётного счёта.
Указывать понятное назначение платежа.
Обеспечивать документальное подтверждение платежей.
Соблюдать действующее законодательство о налогах и сборах.
Дата публикации: 8.06.2023