Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг)
Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Руководство деятельностью Федеральной службы по финансовому мониторингу осуществляет Правительство Российской Федерации.
Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Видеоролик об основных функциях Федеральной службы по финансовому мониторингу:
Надзорная деятельность
Одним из основных инструментов оценки эффективности работы российской системы ПОД/ФТ является надзорная деятельность.
Основными направлениями надзорной деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу являются:
Всего на учете в Росфинмониторинге состоит около 17 тысяч организаций вышеуказанных категорий.
Росфинмониторинг как непосредственно, так и через свои территориальные органы, действующие в федеральных округах, осуществляет проверки соблюдения организациями, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, законодательства о ПОД/ФТ.
Целью проверочных мероприятий Росфинмониторинга является профилактика правонарушений в сфере применения законодательства о ПОД/ФТ организациями и их должностными лицами, а также выявление операций, имеющих признаки связи с легализацией преступных доходов или финансированием терроризма.
По всем фактам нарушений законодательства о ПОД/ФТ виновные лица привлеrаются к административной ответственности по статье 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Основными причинами и условиями, способствующим совершению правонарушений, относятся в первую очередь недостаточное знание требований законодательства о ПОД/ФТ, а также недобросовестное исполнение обязанностей сотрудниками служб внутреннего контроля.
В целях профилактики правонарушений в сфере исполнения законодательства о ПОД/ФТ Росфинмониторинг осуществляет тесное взаимодействие с органами прокуратуры и иными правоохранительными органами.
Проведение контрольно-надзорных мероприятий позволяет обеспечить качество и актуальность информации о финансовых операциях. Материалы проверок организаций, служат дополнительным источником информации при проведении финансовых расследований и иной аналитической работы Росфинмониторинга, направленной на противодействие легализации преступных доходов и финансированию терроризма
Проводится финмониторинг для того, чтобы противодействовать легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Функции Росфинмониторинга
Росфинмониторинг осуществляет следующие функции:
Осуществляет контроль над деятельностью граждан и организаций в части соблюдения законов РФ о противодействии операций по отмыванию доходов, полученных нелегальным способом и финансированию террористических течений.
Привлекает данных лиц к ответственности, при обнаружении таковых правонарушений в соответствии с законодательством России.
Собирает, обрабатывает и анализирует данные об операциях и сделках, которые подлежат контролю.
Выявляет операции, свидетельствующие о незаконности осуществления сделок с имуществом или операций с денежными средствами, связанных с террористической деятельностью и отмыванием доходов.
Ведет учет организаций, реализующих сделки с имуществом или операции с денежными средствами в сфере деятельности которых нет органов надзора.
Разрабатывает и осуществляет разнообразные меры по предотвращению нарушений законов РФ о противодействии легализации доходов, которые получены противозаконным способом.
Взаимодействует и производит обмен информацией с международными организациями, компетентными службами иностранных государств.
Направляет полученные данные в правоохранительные органы по их запросам части противодействия легализации доходов и финансированию террористической деятельности.
Поддерживает в рабочем состоянии единую информационную базу.
Хранит в режиме повышенной секретности информацию, составляющую банковскую, государственную, коммерческую тайну и другие конфиденциальные сведения.
Осуществлять иные мероприятия.
Полномочия Росфинмониторинга
В своей работе Федеральная служба по финмониторингу имеет право:
Пресекать деятельность граждан и юридических лиц по нарушению законодательства РФ в указанной области.
Вносить предложения руководителям уполномоченных органов власти о привлечении к ответственности виновных лиц.
Запрашивать информацию и документы, необходимые для принятия окончательного решения, у уполномоченных органов и организаций.
Проводить исследования и экспертизы при помощи сторонних организаций.
Организовывать рабочие группы и комиссии.
Проводить расследования и проверки.
Пользоваться другими правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
При осуществлении каких видов деятельности необходимо встать на учет в подразделения Росфинмониторинга
Встать на учет в подразделения Росфинмониторинга нужно отдельным организациям и предпринимателям, которые осуществляют операции с деньгами или иным ценным имуществом и деятельность которых не контролирует конкретная надзорная служба (ст. 5 и п. 9 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»).
Конкретно речь идет о лизинговых компаниях, операторах по приему платежей.
Кроме того, Росфинмониторинг контролирует организации и предпринимателей, оказывающих посреднические услуги по купле-продаже недвижимого имущества, а также коммерческие фирмы, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.
Для организаций и бизнесменов, в сфере действия которых имеется надзорный орган, постановки на учет в Росфинмониторинг не требуется.
Какие сведения о сделках необходимо представить в Росфинмониторинг
Нужно сообщать в Росфинмониторинг о сделках с движимым имуществом на сумму 600 000 руб. и более.
Кроме этого, если сумма по сделке купли-продажи недвижимости равна или превышает 3 млн руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 млн руб., или превышает ее, тогда об этом также нужно сообщить в Росфинмониторинг (п. 1.1 ст. 6 Закона N 115-ФЗ). Например, сведения об этом подает фирма, оказывающая посреднические услуги по купле-продаже недвижимости, попросту говоря, риелторская компания.
Обязанность банков предоставлять сведения в Росфинмониторинг
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ кредитные организации обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, совершаемым их клиентами.
Квалификация операции в качестве подлежащей обязательному контролю осуществляется на основании анализа всей имеющейся в кредитной организации информации, как предоставленной клиентом либо его представителем, так и полученной из иных источников информации, доступных кредитной организации на законных основаниях.
Ответственность за непредставление в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю
За непредставление в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, положен административный штраф.
Что такое финмониторинг. Объясняем простыми словами
Финмониторинг — это контроль и надзор со стороны банков и Росфинмониторинга за финансовыми операциями и денежными потоками клиентов, в том числе компаний и бизнесменов.
Проще говоря, банки обязаны проверять подозрительные операции клиентов и блокировать их, чтобы пресекать мошеннические махинации нечестных дельцов. Таковы требования Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма».
Кроме банков, контроль за тем, как компании и предприниматели соблюдают законодательство по части денежных средств, в России ведёт и Федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ, Росфинмониторинг). Банки сообщают ей о сомнительных операциях своих клиентов.
В каждом банке есть подразделение, которое занимается финмониторингом. Специалисты этого подразделения анализируют платежи и поступления клиентов, проверяют их анкеты и документы на предмет причастности к криминальным или террористическим структурам.
Примеры употребления на «Секрете»
«Мы рекомендуем периодически следить за своим кредитным рейтингом и проверять наличие вашей фамилии в различных списках на сайте финмониторинга».
(Директор финансового направления «Сравни.ру» Алексей Грибков — о том, как действовать, чтобы избежать отказа в выдаче кредита.)
«Суммы менее 500 000 рублей не попадают под финмониторинг, а банки и налоговая не квалифицируют такие платежи как коммерческие».
(Директор юридической компании «Юрвиста» Андрей Петропольский — о том, как сотрудничающие с иностранными компаниями блогеры получают деньги за рекламу на личный счёт.)
Нюансы
Долгое время крупные переводы и платежи юрлиц на счёт организаций или ИП не вызывали подозрений Росфинмониторинга, если их совершали в рамках деловой активности. Однако с 10 января 2021 года предпринимателей обязали отчитываться обо всех операциях с наличными на сумму свыше 600 000 рублей независимо от их характера. Например, если деньги снимают на зарплату или командировки.
Также с 2021 года обязательному контролю подлежат в том числе:
Контроль операций не предусматривает прямого участия бизнесменов и компаний — владельцу счёта или участнику сделки для соблюдения законодательства ничего делать не нужно. Всю необходимую информацию в Росфинмониторинг должны передавать банки, ломбарды, магазины, нотариусы, адвокаты, организаторы азартных игр, страховые компании, почтовый оператор или оператор связи.
Что может вызвать подозрения:
Сомнительными операциями также считаются крупные переводы иностранцам. Подозрения усилятся, если место нахождения нерезидента не совпадает с местом нахождения банка, в котором у нерезидента открыт счёт. Например, компания зарегистрирована на Кипре, а её счёт открыт в сербском банке.
Что может потребовать банк от подозрительного клиента:
Кредитная организация вправе отказать в проведении операции, не уведомив клиента о причинах такого решения — клиенту придётся выяснить их самостоятельно.
Критика
Условия законов в области финмониторинга ужесточаются год от года. В банках опасаются, что участившиеся блокировки счетов по подозрению в отмывании денег приведут к оттоку клиентов. Кроме того, может усилиться нагрузка на банковские отделы мониторинга из-за возросшего числа отслеживаемых операций. Подробнее о том, чем подобные нововведения грозят бизнесу, «Секрет» рассказывал здесь.
Что такое спо росфинмониторинг
На площадке регионального Совета комплаенс в Центральном федеральном округе функционируют девять рабочих групп с участием представителей банковского сектора, микрофинансовых организаций, сектора операторов систем денежных переводов и электронных денег, сектора операторов сотовой связи, лизинговых и факторинговых организаций, ювелирного сектора, организаций, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, сектора игорного бизнеса и сектора аудиторов, нотариусов и адвокатов. Наибольшую эффективность показали группы с участием представителей операторов сотовой связи и банковского сектора. В состав рабочей группы с участием операторов сотовой связи входят ПАО «Ростелеком», ПАО «МТС», ООО «Т2 Мобайл», ПАО «МегаФон», ПАО «ВымпелКом», ПАО МГТС, ООО «Тинькофф Мобайл», руководитель АО «Компания ТрансТелеКом».
Телефон: (495) 626-24-14
Факс: (495) 626-24-14
Несмотря на то что в состав регионального Совета ком плаенс в СЗФО входят как кредитные, так и некредитные финансовые организации, ввиду задач, поставленных руководством Росфинмониторинга и межрегионального управления, большинство заседаний в 2017 году проведе но с участием представителей банковского сектора. Основной темой обсуждения стало повышение эффек тивности метода выявления сомнительных операций, со вершаемых клиентами кредитных организаций, основан ного на выявлении конкретных типологий подозрительной деятельности. Необходимость совершенствования мето дологии в данной сфере и более тесное взаимодействие Росфинмониторинга с частным сектором обусловле но постоянным ростом объема совершаемых операций и важностью исключения ошибок при принятии кредитной организацией решений о признании операции подозри тельной или решения об отказе в дальнейшем обслужи вании клиента в соответствии с нормами действующего законодательства по ПОД/ФТ.
Телефон: (812) 493-74-40
Факс: (812) 493-74-00
Совет комплаенс в ПФО объединяет представителей разноуровневых кредитных организаций, что, на наш взгляд, помогает понимать риски в сфере ПОД/ФТ в зави симости от масштабов деятельности того или иного бан ка и благотворно сказывается на уровне охвата сектора в целом. Основным назначением Совета стала выработка мер, препятствующих противоправной деятельности хозяй ствующих субъектов, возможность своевременно реа гировать и подстраиваться под постоянно модифициру ющийся финансовый рынок с учетом явлений цифровой экономики. К приоритетным направлениям работы Совета относит ся разработка комплекса мер, направленных на снижение рисков совершения незаконных транзитных операций.
Телефон: (831) 434-30-32
Факс: (831) 437-31-54
На очередном заседании регионального Совета ком плаенс кредитные организации указали на распростра нение использования механизма принудительного ис полнения судебных решений для обхода мер, которые установлены антиотмывочным законодательством. Межрегиональным управлением проведен анализ со общений о финансовых операциях, связанных с пере числениями денежных средств по исполнительным документам. Выявлены типовые схемы, разработаны способы их пресечения. Результаты анализа и инфор мация кредитных организаций были доведены до всех участников Совета комплаенс для принятия мер вну треннего контроля. Также приняты меры по координации и взаимодействию с Федеральной службой судебных приставов и судов Уральского федерального округа.
Телефон: (343) 355-29-11, (343) 355-15-99, (343) 355-20-14
Факс: (343) 355-22-34
В состав регионального Совета комплаенс вошли пред ставители кредитных организаций, действующих в реги оне, – их в Совете большинство, а также надзорных орга нов и некоторых нефинансовых организаций. Основная тематика вопросов, рассматриваемых на за седаниях Совета в прошедший период, была направлена на повышение эффективности работы кредитных орга низаций в системе противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма. Это вопросы обеспече ния единообразного понимания рисков ОД/ФТ, адресно го взаимодействия надзорных органов с финансовыми институтами по отдельным типологиям и схемам неза конных финансовых операций, обеспечение обратной связи по направляемым сообщениям о подозрительных операциях.
Телефон: (383) 220-18-95
Факс: (383) 220-19-44
Особенность регионального Совета комплаенс на пло щадке МРУ Росфинмониторинга по ДФО определяется структурой его оперативного состава, который пред ставляет собой конгломерат представителей филиалов крупнейших кредитных организаций, осуществляющих деятельность на территории Дальневосточного феде рального округа. Одним из приоритетных направлений работы регио нального Совета комплаенс является выработка и вне дрение новых механизмов противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма. Так, на заседании Совета по теме «Разработка новых критериев подозри тельных операций, осуществляемых в рамках государ ственного заказа» обсуждались проблемы банковского сопровождения в ходе исполнения контрактов государ ственного заказа на предмет выявления рисков, в ре зультате которого были сформированы предложения по внесению изменений в законодательство, регулирующее данную сферу.
Телефон: (4212) 45-79-52
МРУ Росфинмониторинга по СКФО использует все имеющиеся инструменты для укрепления межведом ственного взаимодействия, усиления непосредственных контактов с представителями частного сектора в целях повышения уровня их законопослушности и вовлеченно сти в систему ПОД/ФТ, совершенствования информаци онного обмена между субъектами и Росфинмониторин гом. Одним из действенных инструментов, позволяющих доводить до частного сектора знания о рисках ОД/ФТ и получать обратную связь, является Совет комплаенс СКФО, созданный по инициативе нашего ведомства осе нью 2016 года.
Телефон: (87934) 5-54-34
Факс: (87934) 5-60-14
Создание Совета Комплаенс обеспечило возможность тесного взаимодействия финансовых институтов и МРУ Росфинмониторинга по ЮФО. Сотрудничество участников дает возможность убедиться в достаточности понимания целей, стоящих перед «антиотмывочной» системой, рисков их «вовлечения» в противоправные схемы и важности снижения уязвимости к ним. Систематический мониторинг реализуемых мероприятий в формате Совета, позволяет МРУ Росфинмониторинга по ЮФО реагировать на выявленные недостатки в работе финансовых институтов и своевременно применять меры по их нивелированию.
Телефон: (863) 280-03-04, (863) 280-03-52
Факс: (863) 280-03-05
Основным результатом работы Совета комплаенс-под разделений в 2016 году стали выработка системного под хода к формулированию предложений по совершенство ванию нормативных правовых актов, регламентирующих порядок направления информации в уполномоченный орган. Для кредитных организаций была разработана и внедрена система показателей – профилей, позво ляющая выявлять риски противоправной деятельности среди клиентов (например, профиль «неплательщик налогов», профиль «транзитер», профиль «террорист», профиль «коррупционер» и т. д.). Особое внимание Совета акцентировано на переходе к направлению сведений кредитными организациями не об отдельных разрозненных операциях, а о подозри тельной деятельности клиентов с предварительно про веденным анализом – самостоятельным финансовым расследованием.
Что такое Росфинмониторинг и для чего он нужен?
Государству нужно контролировать работу бизнеса – в том числе и для того, чтобы определять сделки по легализации, или отмыванию, преступных доходов. И для этой работы был создан специальный орган – Росфинмониторинг, в числе функций которого не только контроль над «чистотой» денежных потоков, но и ведение специальных черных списков предпринимателей. Для чего все это нужно – мы рассказываем в статье.
Что представляет собой Росфинмониторинг?
Росфинмониторинг или Федеральная служба по финансовому мониторингу – это орган власти, работающий на федеральном уровне, который призван противодействовать любым незаконным действиям, вследствие которых легализуются (отмываются) деньги, полученные в результате осуществления преступных действий или финансирования терроризма.
Росфинмониторинг обеспечивает обязательный контроль и сбор актуальных данных обо всех финансовых потоках как в пределах РФ, так и за рубежом.
Структура действует на основе закона о финансовом мониторинге, устанавливающем первостепенную задачу в недопущении легализации доходов, полученных вследствие нарушающих закон действий. Помимо этого, орган обязан выявлять любые попытки пособничества преступной деятельности, направленной на продвижение терроризма или наркоторговли.
Какие функции выполняет Росфинмониторинг
Росфинмониторинг в рамках своей деятельности выполняет такие функции:
Какими полномочиями обладает Росфинмониторинг
Помимо основных функций по контролю и созданию условий для исполнения нормативно-правовой базы РФ, Росфинмониторинг наделен широкими полномочиями, направленными на борьбу с незаконными действиями. К ним, в частности, относятся такие полномочия:
Сфера контроля Росфинмониторинга
Под сферу контроля Росфинмониторинга попадают отдельные лица, проводящие операции с деньгами, ценными металлами, недвижимостью и другим имуществом, определенные 115-ФЗ . К ним относят:
Контролю подлежат не только организации, но и проводимые сделки. Росфинмониторингом предусмотрено 46 групп критериев, описывающие необычные сделки, подпадающие под контроль.
Это могут быть такие сомнительные сделки, как:
Выявление любых признаков несоответствия деятельности и процесса совершения следки общепринятым нормам, особенно если суммы более 600 тысяч рублей, подлежат обязательному контролю, позволяющему выявить незаконные способы отмывания денег и попытки пособничества терроризму.
Если компания ведет честную деятельность, она обязана самостоятельно предоставлять информацию обо всех крупных сделках в Росфинмониторинг.
Ответственность за нарушения закона
Государство предусмотрело ответственность (ст. 15.27 КоАП РФ) за нарушение закона, связанного с организацией деятельности, направленной на легализацию денег и финансирование терроризма.
Что такое чёрные списки мониторинга?
Обязанностью Росфинмониторинга является ведение черного списка лиц подозреваемых в экстремизме и террористических действиях. Список представлен из двух частей, в котором представлено более восьми тысяч компаний и частных лиц.
К первой части относятся лица и организации, попавшие в международный террористический список, вторая часть – это лица и организации, ведущие свою деятельность исключительно на территории РФ. Этот список лиц в обязательном порядке предоставляется банкам и организациям, занимающимся финансовыми операциями и сделками с недвижимостью, чтобы они избегали операций по отмыванию денег.
Согласно статьям КоАП РФ, попасть в черный список можно за такие действия:
Причем попасть в черный список можно даже за футболку, на которой будет нарисована противозаконная символика или лозунг, о котором носящий ее человек даже не догадывался.
Что такое Совет комплаенс?
Аналогичные проекты реализуются и в других странах. Так, Австралийское подразделение финансовой разведки Аустрак (Australian Transaction Reports and Analysis Centre) реализует проект оперативного взаимодействия с банками Финтел Альянс (Fintel Alliance), включающий помимо банков и систем перевода денег Western Union и Pay Pal также федеральную полицию и налоговую службу. Помимо оперативной составляющей Финтел Альянс работает над инновациями в сфере ПОД/ФТ и управления рисками новых финансовых технологий (блокчейн, криптовалюты).
В Великобритании реализуется аналогичный, но с большим акцентом на правоохранительную составляющую проект Джимлет (JMLIT), организованный по инициативе Национального криминального агентства объединяющий представителей крупнейших банков, Британской банковской ассоциации, регулятивных органов, а также представителей научного сообщества. Работа Джимлет основана на модели экспертных групп, каждая из которых работает по определенной тематике, например, по борьбе с коррупцией. Банкам-участникам предоставляется расширенный доступ к информации, аккумулируемой финразведкой, при этом участники несут обязательства по неразглашению конфиденциальных сведений.
В настоящее время Совет комплаенс объединяет представителей крупнейших финансовых институтов и так называемых установленных нефинансовых предприятий и профессий. Помимо обмена информацией о новых рисках, выработке критериев о подозрительных операциях Совет комплаенс занимается вопросами совершенствования СПО, информационного обмена. Такого рода адресное взаимодействие с организациями, которые по сути генерируют основной объем информации позволяет влиять на параметры качества информационного потока.
Одним из приоритетных направлений деятельности Совета комплаенс является разработка критериев и моделей финансового поведения преступников в целях повышения эффективности и оперативности выявления операций, сопряженных с соответствующими рисками (в соответствии с Концепцией работы Совета комплаенс).
Что даёт Совет комплаенс?
В режиме видеоконференцсвязи принимают участие региональные советы, созданные на площадках Межрегиональных управлений. В общей сложности Совет объединяет более 100 участников – ведущих экспертов руководителей подразделений внутреннего контроля организаций.
ГАЛИНА БОРИСОВНА КУЗНЕЦОВА
ДИРЕКТОР ПО КОМПЛАЕНСУ БАНКА «ТИНЬКОФФ»
«Совет Комплаенс – это уникальная возможность прямого диалога с уполномоченным органом, получения информации, уточняющих данных и обратной связи непосредственно из «первых уст» от Росфинмониторинга, что очень важно для выстраивания эффективных внутренних правил контроля в области ПОД/ФТ, это площадка для обмена опытом с финансовым сектором в России и за рубежом. Мы выражаем огромную благодарность за предоставленную возможность диалога».
МЕШАЛКИН СЕРГЕЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ
РУКОВОДИТЕЛЬ СЛУЖБЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ПАО «АК БАРС» БАНК
«Совет комплаенс — это удачная форма реализации частно-государственного партнерства в действии. Построение эффективной системы ПОД/ФТ на практике подразумевает двухстороннее взаимодействие участников и регулятора рынка, с выработкой предложений, иногда-с критикой, но всегда-с пониманием, что решаем единую задачу на благо нашей страны. Участие в разработке комплаенс-методологии, анализе и оценке предлагаемых Росфинмониторингом механизмов особенно ценно именно для финансовых институтов. Это центр передового опыта, который помогает оперативно внедрять лучшие мировые и российские практики в области комплаенс, актуализировать стандарты и подходы внутреннего контроля».
ХЫШИКТУЕВ ФИЛИПП ЛЕОНИДОВИЧ
НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ КОМПЛАЕНС-КОНТРОЛЯ, УПРАВЛЯЮЩИЙ ДИРЕКТОР АО «РАЙФФАЙЗЕНБАНК»
СОКОЛОВА ЛЮДМИЛА СЕРГЕЕВНА (Москва)
ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА ПАО БАНК ЗЕНИТ
«В современном мире финансовым институтам очень важно иметь возможность охватить, а главное уметь грамотно анализировать большой объем информации, особенно в сфере рисков, связанных с процессом ОД/ФТ. Такую возможность позволяет реализовать Совет Комплаенс. Данная площадка позволяет не только оперативно обмениваться актуальной информацией об изменениях и инновациях, но и обмениваться опытом и практикой участников Совета. Это исключительная в своём роде возможность охватить широкий спектр вопросов, связанных с исполнением закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также внесение предложений по корректировке законодательства, основываясь на практике многих кредитных и не кредитных учреждений, входящих в Совет Комплаенс. ».
ЛИ ОЛЬГА ХЕН-ДЮНОВА (Нижний Новгород)
ЛОПАТКО АНДРЕЙ БОРИСОВИЧ (Москва)
«Создание Совета Комплаенс в нашей сфере можно сравнить с долгожданной встречей “вживую” людей после длительного общения “по переписке”. Гораздо эффективнее, быстрее и понятнее можно доносить и обсуждать взаимные вопросы, вместе работать над повышением эффективности системы ПОД/ФТ. На данной площадке собрались специалисты не только из финансовой, но и из телекоммуникационной и других отраслей, что позволяет создавать максимально продуманные и реалистичные решения, учитывающие коллективный опыт и точку зрения. ».
МОРОЗОВ АЛЕКСАНДР ИГОРЕВИЧ
РУКОВОДИТЕЛЬ ОТДЕЛА ПО ПОД/ФТ АГЕНТСТВА «ИНКОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ»
КРЕМНЕВА АНАСТАСИЯ ВИКТОРОВНА
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ПО ИНФОРМАЦИИ СИБИРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ СРО АСС, ЧЛЕН КОМИТЕТА ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ И ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА В СИБТО СРО ААС
«Совет комплаенс, являясь консультативным органом выполняет значимую роль объединяя на своей площадке представителей организаций различных отраслей и сфер деятельности. Уникальность площадки обусловлена не только возможностью осуществления более тесного взаимодействия участников, вовлеченных в процесс противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма с Росфинмониторингом, обмену опытом между ними, но и более глубокому пониманию вырабатываемых и предпринимаемых мер, препятствующих противоправной деятельности субъектов финансового рынка, в условиях его динамичной трансформации. Для аудиторского сообщества, недавно подключившегося к данной работе, участие в консультативном органе наиболее актуально, так как дает понимание о рисках вовлечения аудируемых лиц в противоправные схемы, а, следовательно, позволяет повысить эффективность аудиторской деятельности».
ПЕТРОВА АНАСТАСИЯ ВИКТОРОВНА
РУКОВОДИТЕЛЬ СЛУЖБЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ ПАО АКБ «ПРИМОРЬЕ» «Эффективный комплаенс – фундамент успешного бизнеса. На площадке Совета комплаенс в теплой атмосфере прямого диалога происходит обсуждение наиболее острых и актуальных вопросов в сфере ПОД/ФТ с широким кругом участников Совета. Участникам предоставлена уникальная возможность оперативно получать консультации по финансовым и правовым вопросам, обмениваться опытом и практикой, совместно разрабатывать решения, а также получать «обратную» связь напрямую от Росфинмониторинга по вопросам информационного обмена, что важно для повышения эффективной деятельности в области ПОД/ФТ. Отдельно хотим отметить повышение эффективности деятельности в области ПОД/ФТ как прямой результат совместной работы с Советом комплаенс».
ГРЕКОВА ИРИНА ЮРЬЕВНА
УПРАВЛЯЮЩИЙ ДИРЕКТОР ПО КОМПЛАЕНСУ И ЭТИКИ БИЗНЕСА ПАО «МОСКОВСКАЯ БИРЖА»
5. Росфинмониторинг осуществляет следующие полномочия:
1) осуществляет контроль (надзор) за соблюдением организациями, осуществляющими операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, указанными в статье 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (далее – индивидуальные предприниматели), в сфере деятельности которых отсутствуют контрольные (надзорные) органы, законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и исполнением решений, принимаемых по результатам мероприятий контроля (надзора), а также привлечение к ответственности указанных организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, допустивших нарушение законодательства Российской Федерации;
(пп. 1 в ред. Указа Президента РФ от 05.03.2022 N 97)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1) утратил силу с 5 марта 2022 года. – Указ Президента РФ от 05.03.2022 N 97;
2) вносит Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, других документов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
3) принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
4) осуществляет сбор, обработку и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иной направляемой в Росфинмониторинг информации;
(пп. 4 в ред. Указа Президента РФ от 08.03.2016 N 103)
4.1) участвует в противодействии коррупции в соответствии с законодательством Российской Федерации;
(пп. 4.1 введен Указом Президента РФ от 08.03.2016 N 103)
5) осуществляет в установленном им порядке проверку информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом в целях выявления операций (сделок), связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
(пп. 5 в ред. Указа Президента РФ от 08.03.2016 N 103)
5.1) запрашивает и получает в установленном порядке информацию об операциях (сделках) клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, а также информацию о движении средств по счетам (вкладам) клиентов кредитных организаций;
(пп. 5.1 введен Указом Президента РФ от 08.03.2016 N 103)
6) выявляет признаки, свидетельствующие о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
7) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом;
8) получает в установленном порядке от федеральных органов государственной власти, Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций и иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и Центрального банка Российской Федерации информацию по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением информации о частной жизни граждан;
(в ред. Указов Президента РФ от 08.03.2016 N 103, от 27.03.2023 N 202)
9) осуществляет оценку угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, представляет Президенту Российской Федерации ежегодный доклад о таких угрозах и мерах по их нейтрализации;
(в ред. Указа Президента РФ от 08.03.2016 N 103)
9.1) разрабатывает и реализует во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, другими государственными органами и организациями меры, направленные на предупреждение, выявление и пресечение незаконных финансовых операций;
(пп. 9.1 введен Указом Президента РФ от 08.03.2016 N 103)
9.2) информирует федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, другие государственные органы и организации об угрозах национальной безопасности, которые возникают в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом и нейтрализация которых относится к полномочиям указанных органов и организаций;
(пп. 9.2 введен Указом Президента РФ от 08.03.2016 N 103)
9.3) разрабатывает самостоятельно и (или) во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами и организациями меры по нейтрализации угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и организует реализацию таких мер;
(пп. 9.3 введен Указом Президента РФ от 08.03.2016 N 103)
10) ведет учет организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют контрольные (надзорные) органы;
(в ред. Указов Президента РФ от 08.03.2016 N 103, от 05.03.2022 N 97)
11) издает в соответствии с законодательством Российской Федерации постановления о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом;
12) разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению нарушений законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
12.1) организует и проводит дистанционный мониторинг в целях выявления риска несоблюдения организациями, осуществляющими операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальными предпринимателями, а также лицами, указанными в статьях 7.1 и 7.1-1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”, требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
(пп. 12.1 в ред. Указа Президента РФ от 05.03.2022 N 97)
13) координирует в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельность федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций в установленной сфере деятельности;
(пп. 13 в ред. Указа Президента РФ от 08.03.2016 N 103)
14) взаимодействует с Центральным банком Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
15) взаимодействует и осуществляет информационный обмен в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на основе принципа взаимности с компетентными органами иностранных государств в установленной сфере деятельности;
16) взаимодействует от имени Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, с международными организациями, органами государственной власти, организациями и гражданами иностранных государств;
16.1) организует во взаимодействии с государственными органами и организациями, Центральным банком Российской Федерации и с участием организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, проведение национальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;
(пп. 16.1 введен Указом Президента РФ от 08.03.2016 N 103; в ред. Указа Президента РФ от 05.03.2022 N 97)
16.2) разрабатывает и утверждает:
рекомендации по проведению национальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, включающие в себя необходимые термины и определения;
(в ред. Указа Президента РФ от 05.03.2022 N 97)
абзац утратил силу с 5 марта 2022 года. – Указ Президента РФ от 05.03.2022 N 97.
(пп. 16.2 введен Указом Президента РФ от 08.03.2016 N 103)
16.3) размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (далее – сеть “Интернет”) доклад о результатах проведения национальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;
(пп. 16.3 введен Указом Президента РФ от 08.03.2016 N 103)
16.4) разрабатывает и реализует во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, другими государственными органами и организациями, а также с участием организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, меры, направленные на нейтрализацию выявленных рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;
(пп. 16.4 введен Указом Президента РФ от 24.06.2019 N 289)
17) направляет информацию в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований полагать, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, а также предоставляет информацию по запросам правоохранительных органов в соответствии с федеральными законами;
17.1) принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решение о запрете направления информации в иностранный налоговый орган и (или) иностранному налоговому агенту, уполномоченному иностранным налоговым органом на удержание иностранных налогов и сборов, и информирует о принятом решении организацию финансового рынка;
(пп. 17.1 введен Указом Президента РФ от 08.03.2016 N 103)
17.1-1) направляет в соответствии с законодательством Российской Федерации в Центральный банк Российской Федерации информацию о возможности предоставления кредитной организацией компетентному органу иностранного государства (включая судебные органы) запрошенных таким органом сведений о клиентах и совершаемых ими операциях, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах;
(пп. 17.1-1 введен Указом Президента РФ от 23.08.2022 N 569)
17.2) размещает на своем официальном сайте в сети “Интернет” информацию об организациях и лицах, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
(пп. 17.2 введен Указом Президента РФ от 08.03.2016 N 103)
17.3) размещает на своем официальном сайте в сети “Интернет” в установленном им порядке решения Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма;
(пп. 17.3 введен Указом Президента РФ от 08.03.2016 N 103)
17.4) сообщает в Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальные органы по их запросу или по собственной инициативе о некоммерческой организации, в отношении которой имеются сведения, свидетельствующие о неполноте и (или) недостоверности полученной в установленном порядке информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом либо неисполнении ею требований законодательства Российской Федерации;
(пп. 17.4 введен Указом Президента РФ от 08.03.2016 N 103)
17.5) предоставляет в целях противодействия коррупции определенным Президентом Российской Федерации должностным лицам имеющуюся информацию об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, а также иную информацию, полученную в установленном порядке;
(пп. 17.5 введен Указом Президента РФ от 08.03.2016 N 103)
17.6) разрабатывает и реализует во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, другими государственными органами и организациями меры, направленные на профилактику преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;
(пп. 17.6 введен Указом Президента РФ от 24.06.2019 N 289)
18) создает единую информационную систему в установленной сфере деятельности;
19) формирует и ведет федеральную базу данных, а также обеспечивает методологическое единство и согласованное функционирование информационных систем в установленной сфере деятельности;
20) обеспечивает соответствующий режим хранения и защиты полученной в процессе своей деятельности информации, составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи, и иной конфиденциальной информации;
21) участвует в разработке и реализации программ международного сотрудничества, подготовке и заключении международных договоров Российской Федерации, в том числе межведомственного характера, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
22) привлекает в установленном порядке и при условии соблюдения государственной и иной охраняемой законом тайны для проведения экспертиз, разработки программ обучения, методических материалов, программного и информационного обеспечения, создания информационных систем в сфере финансового мониторинга научные и иные организации, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;
23) осуществляет закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
(пп. 23 в ред. Указа Президента РФ от 20.01.2015 N 26)
24) осуществляет функции главного распорядителя и получателя бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете Росфинмониторингу;
24.1) организует и проводит проверки деятельности территориальных органов Росфинмониторинга;
(пп. 24.1 введен Указом Президента РФ от 08.03.2016 N 103)
24.2) организует и (или) обеспечивает научную и научно-исследовательскую деятельность в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также подготовку кадров в этой области путем реализации основных профессиональных образовательных и дополнительных профессиональных программ;
(пп. 24.2 введен Указом Президента РФ от 08.03.2016 N 103)
25) обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление им ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
26) обеспечивает мобилизационную подготовку в Росфинмониторинге;
27) осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Росфинмониторинге;
28) организует подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных гражданских служащих Росфинмониторинга;
(в ред. Указа Президента РФ от 21.12.2013 N 940)
29) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов Росфинмониторинга;
30) осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности.
6. Росфинмониторинг в целях реализации своих полномочий имеет право:
1) привлекать в установленном порядке и при условии соблюдения государственной и иной охраняемой законом тайны для проведения экспертиз, разработки программ обучения, методических материалов, программного и информационного обеспечения, создания информационных систем в сфере финансового мониторинга научные и иные организации, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;
2) запрашивать и получать в установленном порядке на безвозмездной основе документы, материалы и информацию, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
2.1) запрашивать и получать в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, от хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, а также обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем, информацию о совершаемых ими операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, характере и целях этих операций (сделок);
(пп. 2.1 введен Указом Президента РФ от 08.03.2016 N 103)
3) давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
4) утратил силу с 5 марта 2022 года. – Указ Президента РФ от 05.03.2022 N 97;
5) вносить руководителям соответствующих государственных органов предложения о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и привлекать их в установленном порядке к административной ответственности;
6) создавать в установленном порядке межведомственные комиссии, рабочие и экспертные группы для рассмотрения вопросов, относящихся к установленной сфере деятельности;
7) разрабатывать и утверждать в пределах своих полномочий методические материалы;
8) создавать совещательные и экспертные органы (советы, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;
9) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры предупредительного, ограничительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) устранение последствий нарушений в установленной сфере деятельности;
10) пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности;
10.1) заключать с федеральными органами государственной власти, общественными объединениями и организациями соглашения о взаимодействии;
(пп. 10.1 введен Указом Президента РФ от 08.03.2016 N 103)
11) создавать, реорганизовывать и ликвидировать территориальные органы Росфинмониторинга;
12) учреждать в установленном порядке ведомственные награды, утверждать положения об этих наградах и их описания;
13) учреждать в соответствии с законодательством Российской Федерации печатные и электронные издания Росфинмониторинга.
7. Росфинмониторинг не вправе осуществлять функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг, кроме случаев, предусмотренных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.
8. Ограничения полномочий, указанных в пункте 7 настоящего Положения, не распространяются на полномочия директора Росфинмониторинга по управлению имуществом, закрепленным за Росфинмониторингом на праве оперативного управления, по решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Росфинмониторинга.
9. Росфинмониторинг на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Расскажем немного о последних делах в работе РФН и о том, почему бдительность в работе может уберечь вас от подозрений со стороны этих контролеров.
Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Какие полномочия у РФН
Узнать о них можно в Положении о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденным Указом Президента от 13.06.2012 № 808.
Если очень коротко, то основные полномочия Росфинмониторинга можно свести к таким:
Исходя из всего перечисленного, один из самых «лакомых» кусков для РФН – теневые финансовые площадки и незаконные сделки. Словом, все, что прямо нарушает 115-ФЗ.
Не работайте в теневых площадках
Буквально недавно СМИ переполошила новость об отчете главы РФН президенту: тот рассказал о шести больших теневых площадках, которые удалось ликвидировать. Как сообщил Юрий Чиханчин, 4,5 миллиарда рублей ущерба в результате удалось вернуть. Главных момента, на которых тут стоит обратить внимание, два.
Первый: РФН ведет такую работу постоянно, и речь идет, как правило, о так называемых «прачечных» – организациях, которые действуют категорически незаконно и помогают проводить деньги «мимо кассы» государства. О «прачечных» уже давно перестали говорить как о повальном тренде, но здесь все, на самом деле, не так уж сложно: вы и так отлично знаете, чем может быть чревато работать с однодневками, компаниями-пустышками и просто сомнительными организациями. Проверяйте контрагентов – и будет вам счастье, как говорится.
Второй момент (также не новость, но важно): РФН возбуждает уголовные дела. То есть, не он сам, конечно – с участием МВД, ФНС и многих других контролирующих структур. Но отмывание денег – это, в общем-то, уголовное преступление. Наказание за него прописано в УК РФ (это статья 174 и 174.1). Есть как миллионные штрафы, так и реальные сроки. Оно вам надо?
Одно из самых знаменитых дел последнего времени – история блогеров Чекалиных, которых будут судить за отмывание почти 130 млн рублей.
Аккуратнее со 115-ФЗ. Особенно самозанятые
Вообще-то, 115-фз – это больше «банковский» закон, то есть предназначен он прежде всего для финансовых организаций, чтобы они знали, как предупреждать разного рода сомнительные операции. Но соблюдать его должны все, кто к таким операциям имеет отношение. И порой РФН по этому поводу делает неожиданные выводы.
Не так давно РФН обязал соблюдать 115-ФЗ самозанятых бухгалтеров (письмо Росфинмониторинга от 26.10.2022 № 07-03-05/23303).
Суть там такая: если бухгалтер – это физлицо на НПД, он так же, как его коллеги-ИП, попадает под нормы закона № 115-ФЗ. Загвоздка в том, что самозанятые бухгалтеры проводили различия между предпринимательской и профессиональной деятельностью (именно последняя прописана в 422-ФЗ). А вот РФН эти два понятия отождествляет. Отсюда и вывод.
Некоторые коллеги считают, что исходя из письма и памяток РФН, попадают под 115-ФЗ все же не все бухгалтеры. А только такие, кто от имени или по поручению своего клиента проводит определенные операции с деньгами или иным имуществом.
В общем, на эту тему мы писали подробный разбор: он все еще не теряет своей актуальности.
Какие еще схемы раскрывает РФН
Из последних новостей – громкая история мошенничества с «Пушкинскими картами»: участники схемы составляли поддельные списки людей, которые якобы имеют право на льготное посещение театров, музеев и культурных мероприятий. На таких поддельных льготах они заработали 100 млн рублей.
Еще один скандал – отмыв денег через драгметаллы. Там пока затишье перед бурей: РФН нашел признаки сомнительных сделок с золотом и серебром, но банки просят предупреждать риски, более пристально за всем следить.
Схем разного рода – десятки и сотни, каждый день какая-то новая сомнительная сделка попадает в «коллекцию» РФН. Ваша главная задача – соблюдать 115-ФЗ и в эту коллекцию не попасть. Для этого попробуйте выстроить грамотную работу с банками.
О том, как сейчас лучше это делать, мы писали в этой статье.