Орд росфинмониторинг

Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг)

Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Руководство деятельностью Федеральной службы по финансовому мониторингу осуществляет Правительство Российской Федерации.

Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Видеоролик об основных функциях Федеральной службы по финансовому мониторингу:

Надзорная деятельность

Одним из основных инструментов оценки эффективности работы российской системы ПОД/ФТ является надзорная деятельность.

Основными направлениями надзорной деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу являются:

Всего на учете в Росфинмониторинге состоит около 17 тысяч организаций вышеуказанных категорий.

Росфинмониторинг как непосредственно, так и через свои территориальные органы, действующие в федеральных округах, осуществляет проверки соблюдения организациями, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, законодательства о ПОД/ФТ.

Целью проверочных мероприятий Росфинмониторинга является профилактика правонарушений в сфере применения законодательства о ПОД/ФТ организациями и их должностными лицами, а также выявление операций, имеющих признаки связи с легализацией преступных доходов или финансированием терроризма.

По всем фактам нарушений законодательства о ПОД/ФТ виновные лица привлеrаются к административной ответственности по статье 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Основными причинами и условиями, способствующим совершению правонарушений, относятся в первую очередь недостаточное знание требований законодательства о ПОД/ФТ, а также недобросовестное исполнение обязанностей сотрудниками служб внутреннего контроля.

В целях профилактики правонарушений в сфере исполнения законодательства о ПОД/ФТ Росфинмониторинг осуществляет тесное взаимодействие с органами прокуратуры и иными правоохранительными органами.

Проведение контрольно-надзорных мероприятий позволяет обеспечить качество и актуальность информации о финансовых операциях. Материалы проверок организаций, служат дополнительным источником информации при проведении финансовых расследований и иной аналитической работы Росфинмониторинга, направленной на противодействие легализации преступных доходов и финансированию терроризма

Проводится финмониторинг для того, чтобы противодействовать легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Функции Росфинмониторинга

Росфинмониторинг осуществляет следующие функции:

Осуществляет контроль над деятельностью граждан и организаций в части соблюдения законов РФ о противодействии операций по отмыванию доходов, полученных нелегальным способом и финансированию террористических течений.

Привлекает данных лиц к ответственности, при обнаружении таковых правонарушений в соответствии с законодательством России.

Собирает, обрабатывает и анализирует данные об операциях и сделках, которые подлежат контролю.

Выявляет операции, свидетельствующие о незаконности осуществления сделок с имуществом или операций с денежными средствами, связанных с террористической деятельностью и отмыванием доходов.

Ведет учет организаций, реализующих сделки с имуществом или операции с денежными средствами в сфере деятельности которых нет органов надзора.

Разрабатывает и осуществляет разнообразные меры по предотвращению нарушений законов РФ о противодействии легализации доходов, которые получены противозаконным способом.

Взаимодействует и производит обмен информацией с международными организациями, компетентными службами иностранных государств.

Направляет полученные данные в правоохранительные органы по их запросам части противодействия легализации доходов и финансированию террористической деятельности.

Поддерживает в рабочем состоянии единую информационную базу.

Хранит в режиме повышенной секретности информацию, составляющую банковскую, государственную, коммерческую тайну и другие конфиденциальные сведения.

Осуществлять иные мероприятия.

Полномочия Росфинмониторинга

В своей работе Федеральная служба по финмониторингу имеет право:

Пресекать деятельность граждан и юридических лиц по нарушению законодательства РФ в указанной области.

Вносить предложения руководителям уполномоченных органов власти о привлечении к ответственности виновных лиц.

Запрашивать информацию и документы, необходимые для принятия окончательного решения, у уполномоченных органов и организаций.

Проводить исследования и экспертизы при помощи сторонних организаций.

Организовывать рабочие группы и комиссии.

Проводить расследования и проверки.

Пользоваться другими правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

При осуществлении каких видов деятельности необходимо встать на учет в подразделения Росфинмониторинга

Встать на учет в подразделения Росфинмониторинга нужно отдельным организациям и предпринимателям, которые осуществляют операции с деньгами или иным ценным имуществом и деятельность которых не контролирует конкретная надзорная служба (ст. 5 и п. 9 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»).

Конкретно речь идет о лизинговых компаниях, операторах по приему платежей.

Кроме того, Росфинмониторинг контролирует организации и предпринимателей, оказывающих посреднические услуги по купле-продаже недвижимого имущества, а также коммерческие фирмы, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.

Для организаций и бизнесменов, в сфере действия которых имеется надзорный орган, постановки на учет в Росфинмониторинг не требуется.

Какие сведения о сделках необходимо представить в Росфинмониторинг

Нужно сообщать в Росфинмониторинг о сделках с движимым имуществом на сумму 600 000 руб. и более.

Кроме этого, если сумма по сделке купли-продажи недвижимости равна или превышает 3 млн руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 млн руб., или превышает ее, тогда об этом также нужно сообщить в Росфинмониторинг (п. 1.1 ст. 6 Закона N 115-ФЗ). Например, сведения об этом подает фирма, оказывающая посреднические услуги по купле-продаже недвижимости, попросту говоря, риелторская компания.

Обязанность банков предоставлять сведения в Росфинмониторинг

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ кредитные организации обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, совершаемым их клиентами.

Квалификация операции в качестве подлежащей обязательному контролю осуществляется на основании анализа всей имеющейся в кредитной организации информации, как предоставленной клиентом либо его представителем, так и полученной из иных источников информации, доступных кредитной организации на законных основаниях.

Ответственность за непредставление в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю

За непредставление в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, положен административный штраф.

Что такое финмониторинг. Объясняем простыми словами

Финмониторинг — это контроль и надзор со стороны банков и Росфинмониторинга за финансовыми операциями и денежными потоками клиентов, в том числе компаний и бизнесменов.

Проще говоря, банки обязаны проверять подозрительные операции клиентов и блокировать их, чтобы пресекать мошеннические махинации нечестных дельцов. Таковы требования Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма».

Кроме банков, контроль за тем, как компании и предприниматели соблюдают законодательство по части денежных средств, в России ведёт и Федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ, Росфинмониторинг). Банки сообщают ей о сомнительных операциях своих клиентов.

В каждом банке есть подразделение, которое занимается финмониторингом. Специалисты этого подразделения анализируют платежи и поступления клиентов, проверяют их анкеты и документы на предмет причастности к криминальным или террористическим структурам.

Примеры употребления на «Секрете»

«Мы рекомендуем периодически следить за своим кредитным рейтингом и проверять наличие вашей фамилии в различных списках на сайте финмониторинга».

(Директор финансового направления «Сравни.ру» Алексей Грибков — о том, как действовать, чтобы избежать отказа в выдаче кредита.)

«Суммы менее 500 000 рублей не попадают под финмониторинг, а банки и налоговая не квалифицируют такие платежи как коммерческие».

(Директор юридической компании «Юрвиста» Андрей Петропольский — о том, как сотрудничающие с иностранными компаниями блогеры получают деньги за рекламу на личный счёт.)

Нюансы

Долгое время крупные переводы и платежи юрлиц на счёт организаций или ИП не вызывали подозрений Росфинмониторинга, если их совершали в рамках деловой активности. Однако с 10 января 2021 года предпринимателей обязали отчитываться обо всех операциях с наличными на сумму свыше 600 000 рублей независимо от их характера. Например, если деньги снимают на зарплату или командировки.

Также с 2021 года обязательному контролю подлежат в том числе:

Контроль операций не предусматривает прямого участия бизнесменов и компаний — владельцу счёта или участнику сделки для соблюдения законодательства ничего делать не нужно. Всю необходимую информацию в Росфинмониторинг должны передавать банки, ломбарды, магазины, нотариусы, адвокаты, организаторы азартных игр, страховые компании, почтовый оператор или оператор связи.

Что может вызвать подозрения:

Сомнительными операциями также считаются крупные переводы иностранцам. Подозрения усилятся, если место нахождения нерезидента не совпадает с местом нахождения банка, в котором у нерезидента открыт счёт. Например, компания зарегистрирована на Кипре, а её счёт открыт в сербском банке.

Что может потребовать банк от подозрительного клиента:

Кредитная организация вправе отказать в проведении операции, не уведомив клиента о причинах такого решения — клиенту придётся выяснить их самостоятельно.

Критика

Условия законов в области финмониторинга ужесточаются год от года. В банках опасаются, что участившиеся блокировки счетов по подозрению в отмывании денег приведут к оттоку клиентов. Кроме того, может усилиться нагрузка на банковские отделы мониторинга из-за возросшего числа отслеживаемых операций. Подробнее о том, чем подобные нововведения грозят бизнесу, «Секрет» рассказывал здесь.

Что такое спо росфинмониторинг

На площадке регионального Совета комплаенс в Цен­тральном федеральном округе функционируют девять рабочих групп с участием представителей банковского сектора, микрофинансовых организаций, сектора опе­раторов систем денежных переводов и электронных денег, сектора операторов сотовой связи, лизинговых и факторинговых организаций, ювелирного сектора, организаций, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, сектора игорного бизнеса и сектора аудито­ров, нотариусов и адвокатов. Наибольшую эффективность показали группы с уча­стием представителей операторов сотовой связи и бан­ковского сектора. В состав рабочей группы с участием операторов сотовой связи входят ПАО «Ростелеком», ПАО «МТС», ООО «Т2 Мобайл», ПАО «МегаФон», ПАО «ВымпелКом», ПАО МГТС, ООО «Тинькофф Мобайл», руководитель АО «Компания ТрансТелеКом».

Телефон: (495) 626-24-14

Факс: (495) 626-24-14

Орд росфинмониторинг

Несмотря на то что в состав регионального Совета ком­ плаенс в СЗФО входят как кредитные, так и некредитные финансовые организации, ввиду задач, поставленных руководством Росфинмониторинга и межрегионального управления, большинство заседаний в 2017 году проведе­ но с участием представителей банковского сектора. Основной темой обсуждения стало повышение эффек­ тивности метода выявления сомнительных операций, со­ вершаемых клиентами кредитных организаций, основан­ ного на выявлении конкретных типологий подозрительной деятельности. Необходимость совершенствования мето­ дологии в данной сфере и более тесное взаимодействие Росфинмониторинга с частным сектором обусловле­ но постоянным ростом объема совершаемых операций и важностью исключения ошибок при принятии кредитной организацией решений о признании операции подозри­ тельной или решения об отказе в дальнейшем обслужи­ вании клиента в соответствии с нормами действующего законодательства по ПОД/ФТ.

Телефон: (812) 493-74-40

Факс: (812) 493-74-00

Орд росфинмониторинг

Совет комплаенс в ПФО объединяет представителей разноуровневых кредитных организаций, что, на наш взгляд, помогает понимать риски в сфере ПОД/ФТ в зави­ симости от масштабов деятельности того или иного бан­ ка и благотворно сказывается на уровне охвата сектора в целом. Основным назначением Совета стала выработка мер, препятствующих противоправной деятельности хозяй­ ствующих субъектов, возможность своевременно реа­ гировать и подстраиваться под постоянно модифициру­ ющийся финансовый рынок с учетом явлений цифровой экономики. К приоритетным направлениям работы Совета относит­ ся разработка комплекса мер, направленных на снижение рисков совершения незаконных транзитных операций.

Телефон: (831) 434-30-32

Факс: (831) 437-31-54

Орд росфинмониторинг

На очередном заседании регионального Совета ком­ плаенс кредитные организации указали на распростра­ нение использования механизма принудительного ис­ полнения судебных решений для обхода мер, которые установлены антиотмывочным законодательством. Межрегиональным управлением проведен анализ со­ общений о финансовых операциях, связанных с пере­ числениями денежных средств по исполнительным документам. Выявлены типовые схемы, разработаны способы их пресечения. Результаты анализа и инфор­ мация кредитных организаций были доведены до всех участников Совета комплаенс для принятия мер вну­ треннего контроля. Также приняты меры по координации и взаимодействию с Федеральной службой судебных приставов и судов Уральского федерального округа.

Телефон: (343) 355-29-11, (343) 355-15-99, (343) 355-20-14

Факс: (343) 355-22-34

Орд росфинмониторинг

В состав регионального Совета комплаенс вошли пред­ ставители кредитных организаций, действующих в реги­ оне, – их в Совете большинство, а также надзорных орга­ нов и некоторых нефинансовых организаций. Основная тематика вопросов, рассматриваемых на за­ седаниях Совета в прошедший период, была направлена на повышение эффективности работы кредитных орга­ низаций в системе противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма. Это вопросы обеспече­ ния единообразного понимания рисков ОД/ФТ, адресно­ го взаимодействия надзорных органов с финансовыми институтами по отдельным типологиям и схемам неза­ конных финансовых операций, обеспечение обратной связи по направляемым сообщениям о подозрительных операциях.

Телефон: (383) 220-18-95

Факс: (383) 220-19-44

Орд росфинмониторинг

Особенность регионального Совета комплаенс на пло­ щадке МРУ Росфинмониторинга по ДФО определяется структурой его оперативного состава, который пред­ ставляет собой конгломерат представителей филиалов крупнейших кредитных организаций, осуществляющих деятельность на территории Дальневосточного феде­ рального округа. Одним из приоритетных направлений работы регио­ нального Совета комплаенс является выработка и вне­ дрение новых механизмов противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма. Так, на заседании Совета по теме «Разработка новых критериев подозри­ тельных операций, осуществляемых в рамках государ­ ственного заказа» обсуждались проблемы банковского сопровождения в ходе исполнения контрактов государ­ ственного заказа на предмет выявления рисков, в ре­ зультате которого были сформированы предложения по внесению изменений в законодательство, регулирующее данную сферу.

Телефон: (4212) 45-79-52

Орд росфинмониторинг

МРУ Росфинмониторинга по СКФО использует все имеющиеся инструменты для укрепления межведом­ ственного взаимодействия, усиления непосредственных контактов с представителями частного сектора в целях повышения уровня их законопослушности и вовлеченно­ сти в систему ПОД/ФТ, совершенствования информаци­ онного обмена между субъектами и Росфинмониторин­ гом. Одним из действенных инструментов, позволяющих доводить до частного сектора знания о рисках ОД/ФТ и получать обратную связь, является Совет комплаенс СКФО, созданный по инициативе нашего ведомства осе­ нью 2016 года.

Телефон: (87934) 5-54-34

Факс: (87934) 5-60-14

Орд росфинмониторинг

Создание Совета Комплаенс обеспечило возможность тесного взаимодействия финансовых институтов и МРУ Росфинмониторинга по ЮФО. Сотрудничество участников дает возможность убедиться в достаточности понимания целей, стоящих перед «антиотмывочной» системой, рисков их «вовлечения» в противоправные схемы и важности снижения уязвимости к ним. Систематический мониторинг реализуемых мероприятий в формате Совета, позволяет МРУ Росфинмониторинга по ЮФО реагировать на выявленные недостатки в работе финансовых институтов и своевременно применять меры по их нивелированию.

Телефон: (863) 280-03-04, (863) 280-03-52

Факс: (863) 280-03-05

Орд росфинмониторинг

Основным результатом работы Совета комплаенс-под­ разделений в 2016 году стали выработка системного под­ хода к формулированию предложений по совершенство­ ванию нормативных правовых актов, регламентирующих порядок направления информации в уполномоченный орган. Для кредитных организаций была разработана и внедрена система показателей – профилей, позво­ ляющая выявлять риски противоправной деятельности среди клиентов (например, профиль «неплательщик налогов», профиль «транзитер», профиль «террорист», профиль «коррупционер» и т. д.). Особое внимание Совета акцентировано на переходе к направлению сведений кредитными организациями не об отдельных разрозненных операциях, а о подозри­ тельной деятельности клиентов с предварительно про­ веденным анализом – самостоятельным финансовым расследованием.

Что такое Росфинмониторинг и для чего он нужен?

Государству нужно контролировать работу бизнеса – в том числе и для того, чтобы определять сделки по легализации, или отмыванию, преступных доходов. И для этой работы был создан специальный орган – Росфинмониторинг, в числе функций которого не только контроль над «чистотой» денежных потоков, но и ведение специальных черных списков предпринимателей. Для чего все это нужно – мы рассказываем в статье.

Что представляет собой Росфинмониторинг?

Росфинмониторинг или Федеральная служба по финансовому мониторингу – это орган власти, работающий на федеральном уровне, который призван противодействовать любым незаконным действиям, вследствие которых легализуются (отмываются) деньги, полученные в результате осуществления преступных действий или финансирования терроризма.

Росфинмониторинг обеспечивает обязательный контроль и сбор актуальных данных обо всех финансовых потоках как в пределах РФ, так и за рубежом.

Структура действует на основе закона о финансовом мониторинге, устанавливающем первостепенную задачу в недопущении легализации доходов, полученных вследствие нарушающих закон действий. Помимо этого, орган обязан выявлять любые попытки пособничества преступной деятельности, направленной на продвижение терроризма или наркоторговли.

Какие функции выполняет Росфинмониторинг

Росфинмониторинг в рамках своей деятельности выполняет такие функции:

Какими полномочиями обладает Росфинмониторинг

Помимо основных функций по контролю и созданию условий для исполнения нормативно-правовой базы РФ, Росфинмониторинг наделен широкими полномочиями, направленными на борьбу с незаконными действиями. К ним, в частности, относятся такие полномочия:

Сфера контроля Росфинмониторинга

Под сферу контроля Росфинмониторинга попадают отдельные лица, проводящие операции с деньгами, ценными металлами, недвижимостью и другим имуществом, определенные 115-ФЗ . К ним относят:

Контролю подлежат не только организации, но и проводимые сделки. Росфинмониторингом предусмотрено 46 групп критериев, описывающие необычные сделки, подпадающие под контроль.

Это могут быть такие сомнительные сделки, как:

Выявление любых признаков несоответствия деятельности и процесса совершения следки общепринятым нормам, особенно если суммы более 600 тысяч рублей, подлежат обязательному контролю, позволяющему выявить незаконные способы отмывания денег и попытки пособничества терроризму.

Если компания ведет честную деятельность, она обязана самостоятельно предоставлять информацию обо всех крупных сделках в Росфинмониторинг.

Ответственность за нарушения закона

Государство предусмотрело ответственность (ст. 15.27 КоАП РФ) за нарушение закона, связанного с организацией деятельности, направленной на легализацию денег и финансирование терроризма.

Что такое чёрные списки мониторинга?

Обязанностью Росфинмониторинга является ведение черного списка лиц подозреваемых в экстремизме и террористических действиях. Список представлен из двух частей, в котором представлено более восьми тысяч компаний и частных лиц.

К первой части относятся лица и организации, попавшие в международный террористический список, вторая часть – это лица и организации, ведущие свою деятельность исключительно на территории РФ. Этот список лиц в обязательном порядке предоставляется банкам и организациям, занимающимся финансовыми операциями и сделками с недвижимостью, чтобы они избегали операций по отмыванию денег.

Согласно статьям КоАП РФ, попасть в черный список можно за такие действия:

Причем попасть в черный список можно даже за футболку, на которой будет нарисована противозаконная символика или лозунг, о котором носящий ее человек даже не догадывался.

Что такое Совет комплаенс?

Аналогичные проекты реализуются и в других странах. Так, Австралийское подразделение финансовой разведки Аустрак (Australian Transaction Reports and Analysis Centre) реализует проект оперативного взаимодействия с банками Финтел Альянс (Fintel Alliance), включающий помимо банков и систем перевода денег Western Union и Pay Pal также федеральную полицию и налоговую службу. Помимо оперативной составляющей Финтел Альянс работает над инновациями в сфере ПОД/ФТ и управления рисками новых финансовых технологий (блокчейн, криптовалюты).

В Великобритании реализуется аналогичный, но с большим акцентом на правоохранительную составляющую проект Джимлет (JMLIT), организованный по инициативе Национального криминального агентства объединяющий представителей крупнейших банков, Британской банковской ассоциации, регулятивных органов, а также представителей научного сообщества. Работа Джимлет основана на модели экспертных групп, каждая из которых работает по определенной тематике, например, по борьбе с коррупцией. Банкам-участникам предоставляется расширенный доступ к информации, аккумулируемой финразведкой, при этом участники несут обязательства по неразглашению конфиденциальных сведений.

В настоящее время Совет комплаенс объединяет представителей крупнейших финансовых институтов и так называемых установленных нефинансовых предприятий и профессий. Помимо обмена информацией о новых рисках, выработке критериев о подозрительных операциях Совет комплаенс занимается вопросами совершенствования СПО, информационного обмена. Такого рода адресное взаимодействие с организациями, которые по сути генерируют основной объем информации позволяет влиять на параметры качества информационного потока.

Одним из приоритетных направлений деятельности Совета комплаенс является разработка критериев и моделей финансового поведения преступников в целях повышения эффективности и оперативности выявления операций, сопряженных с соответствующими рисками (в соответствии с Концепцией работы Совета комплаенс).

Орд росфинмониторинг

Что даёт Совет комплаенс?

Орд росфинмониторинг

Орд росфинмониторинг

В режиме видеоконференцсвязи принимают участие региональные советы, созданные на площадках Межрегиональных управлений. В общей сложности Совет объединяет более 100 участников – ведущих экспертов руководителей подразделений внутреннего контроля организаций.

Орд росфинмониторинг

ГАЛИНА БОРИСОВНА КУЗНЕЦОВА

ДИРЕКТОР ПО КОМПЛАЕНСУ БАНКА «ТИНЬКОФФ»

«Совет Комплаенс – это уникальная возможность прямого диалога с уполномоченным органом, получения информации, уточняющих данных и обратной связи непосредственно из «первых уст» от Росфинмониторинга, что очень важно для выстраивания эффективных внутренних правил контроля в области ПОД/ФТ, это площадка для обмена опытом с финансовым сектором в России и за рубежом. Мы выражаем огромную благодарность за предоставленную возможность диалога».

Орд росфинмониторинг

МЕШАЛКИН СЕРГЕЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ

РУКОВОДИТЕЛЬ СЛУЖБЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ПАО «АК БАРС» БАНК

«Совет комплаенс — это удачная форма реализации частно-государственного партнерства в действии. Построение эффективной системы ПОД/ФТ на практике подразумевает двухстороннее взаимодействие участников и регулятора рынка, с выработкой предложений, иногда-с критикой, но всегда-с пониманием, что решаем единую задачу на благо нашей страны. Участие в разработке комплаенс-методологии, анализе и оценке предлагаемых Росфинмониторингом механизмов особенно ценно именно для финансовых институтов. Это центр передового опыта, который помогает оперативно внедрять лучшие мировые и российские практики в области комплаенс, актуализировать стандарты и подходы внутреннего контроля».

ХЫШИКТУЕВ ФИЛИПП ЛЕОНИДОВИЧ

НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ КОМПЛАЕНС-КОНТРОЛЯ, УПРАВЛЯЮЩИЙ ДИРЕКТОР АО «РАЙФФАЙЗЕНБАНК»

СОКОЛОВА ЛЮДМИЛА СЕРГЕЕВНА (Москва)

ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА ПАО БАНК ЗЕНИТ

«В современном мире финансовым институтам очень важно иметь возможность охватить, а главное уметь грамотно анализировать большой объем информации, особенно в сфере рисков, связанных с процессом ОД/ФТ. Такую возможность позволяет реализовать Совет Комплаенс. Данная площадка позволяет не только оперативно обмениваться актуальной информацией об изменениях и инновациях, но и обмениваться опытом и практикой участников Совета. Это исключительная в своём роде возможность охватить широкий спектр вопросов, связанных с исполнением закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также внесение предложений по корректировке законодательства, основываясь на практике многих кредитных и не кредитных учреждений, входящих в Совет Комплаенс. ».

Орд росфинмониторинг

ЛИ ОЛЬГА ХЕН-ДЮНОВА (Нижний Новгород)

Орд росфинмониторинг

ЛОПАТКО АНДРЕЙ БОРИСОВИЧ (Москва)

«Создание Совета Комплаенс в нашей сфере можно сравнить с долгожданной встречей “вживую” людей после длительного общения “по переписке”. Гораздо эффективнее, быстрее и понятнее можно доносить и обсуждать взаимные вопросы, вместе работать над повышением эффективности системы ПОД/ФТ. На данной площадке собрались специалисты не только из финансовой, но и из телекоммуникационной и других отраслей, что позволяет создавать максимально продуманные и реалистичные решения, учитывающие коллективный опыт и точку зрения. ».

Орд росфинмониторинг

МОРОЗОВ АЛЕКСАНДР ИГОРЕВИЧ

РУКОВОДИТЕЛЬ ОТДЕЛА ПО ПОД/ФТ АГЕНТСТВА «ИНКОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ»

КРЕМНЕВА АНАСТАСИЯ ВИКТОРОВНА

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ПО ИНФОРМАЦИИ СИБИРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ СРО АСС, ЧЛЕН КОМИТЕТА ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ И ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА В СИБТО СРО ААС

«Совет комплаенс, являясь консультативным органом выполняет значимую роль объединяя на своей площадке представителей организаций различных отраслей и сфер деятельности. Уникальность площадки обусловлена не только возможностью осуществления более тесного взаимодействия участников, вовлеченных в процесс противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма с Росфинмониторингом, обмену опытом между ними, но и более глубокому пониманию вырабатываемых и предпринимаемых мер, препятствующих противоправной деятельности субъектов финансового рынка, в условиях его динамичной трансформации. Для аудиторского сообщества, недавно подключившегося к данной работе, участие в консультативном органе наиболее актуально, так как дает понимание о рисках вовлечения аудируемых лиц в противоправные схемы, а, следовательно, позволяет повысить эффективность аудиторской деятельности».

Орд росфинмониторинг

ПЕТРОВА АНАСТАСИЯ ВИКТОРОВНА

РУКОВОДИТЕЛЬ СЛУЖБЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ ПАО АКБ «ПРИМОРЬЕ» «Эффективный комплаенс – фундамент успешного бизнеса. На площадке Совета комплаенс в теплой атмосфере прямого диалога происходит обсуждение наиболее острых и актуальных вопросов в сфере ПОД/ФТ с широким кругом участников Совета. Участникам предоставлена уникальная возможность оперативно получать консультации по финансовым и правовым вопросам, обмениваться опытом и практикой, совместно разрабатывать решения, а также получать «обратную» связь напрямую от Росфинмониторинга по вопросам информационного обмена, что важно для повышения эффективной деятельности в области ПОД/ФТ. Отдельно хотим отметить повышение эффективности деятельности в области ПОД/ФТ как прямой результат совместной работы с Советом комплаенс».

Орд росфинмониторинг

ГРЕКОВА ИРИНА ЮРЬЕВНА

УПРАВЛЯЮЩИЙ ДИРЕКТОР ПО КОМПЛАЕНСУ И ЭТИКИ БИЗНЕСА ПАО «МОСКОВСКАЯ БИРЖА»

5. Росфинмониторинг осуществляет следующие полномочия:

1) осуществляет контроль (надзор) за соблюдением организациями, осуществляющими операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, указанными в статье 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (далее – индивидуальные предприниматели), в сфере деятельности которых отсутствуют контрольные (надзорные) органы, законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и исполнением решений, принимаемых по результатам мероприятий контроля (надзора), а также привлечение к ответственности указанных организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, допустивших нарушение законодательства Российской Федерации;

(пп. 1 в ред. Указа Президента РФ от 05.03.2022 N 97)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1) утратил силу с 5 марта 2022 года. – Указ Президента РФ от 05.03.2022 N 97;

2) вносит Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, других документов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

3) принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

4) осуществляет сбор, обработку и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иной направляемой в Росфинмониторинг информации;

(пп. 4 в ред. Указа Президента РФ от 08.03.2016 N 103)

4.1) участвует в противодействии коррупции в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(пп. 4.1 введен Указом Президента РФ от 08.03.2016 N 103)

5) осуществляет в установленном им порядке проверку информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом в целях выявления операций (сделок), связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

(пп. 5 в ред. Указа Президента РФ от 08.03.2016 N 103)

5.1) запрашивает и получает в установленном порядке информацию об операциях (сделках) клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, а также информацию о движении средств по счетам (вкладам) клиентов кредитных организаций;

(пп. 5.1 введен Указом Президента РФ от 08.03.2016 N 103)

6) выявляет признаки, свидетельствующие о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

7) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом;

8) получает в установленном порядке от федеральных органов государственной власти, Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций и иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и Центрального банка Российской Федерации информацию по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением информации о частной жизни граждан;

(в ред. Указов Президента РФ от 08.03.2016 N 103, от 27.03.2023 N 202)

9) осуществляет оценку угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, представляет Президенту Российской Федерации ежегодный доклад о таких угрозах и мерах по их нейтрализации;

(в ред. Указа Президента РФ от 08.03.2016 N 103)

9.1) разрабатывает и реализует во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, другими государственными органами и организациями меры, направленные на предупреждение, выявление и пресечение незаконных финансовых операций;

(пп. 9.1 введен Указом Президента РФ от 08.03.2016 N 103)

9.2) информирует федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, другие государственные органы и организации об угрозах национальной безопасности, которые возникают в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом и нейтрализация которых относится к полномочиям указанных органов и организаций;

(пп. 9.2 введен Указом Президента РФ от 08.03.2016 N 103)

9.3) разрабатывает самостоятельно и (или) во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами и организациями меры по нейтрализации угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и организует реализацию таких мер;

(пп. 9.3 введен Указом Президента РФ от 08.03.2016 N 103)

10) ведет учет организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют контрольные (надзорные) органы;

(в ред. Указов Президента РФ от 08.03.2016 N 103, от 05.03.2022 N 97)

11) издает в соответствии с законодательством Российской Федерации постановления о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом;

12) разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению нарушений законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

12.1) организует и проводит дистанционный мониторинг в целях выявления риска несоблюдения организациями, осуществляющими операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальными предпринимателями, а также лицами, указанными в статьях 7.1 и 7.1-1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”, требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

(пп. 12.1 в ред. Указа Президента РФ от 05.03.2022 N 97)

13) координирует в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельность федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций в установленной сфере деятельности;

(пп. 13 в ред. Указа Президента РФ от 08.03.2016 N 103)

14) взаимодействует с Центральным банком Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

15) взаимодействует и осуществляет информационный обмен в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на основе принципа взаимности с компетентными органами иностранных государств в установленной сфере деятельности;

16) взаимодействует от имени Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, с международными организациями, органами государственной власти, организациями и гражданами иностранных государств;

16.1) организует во взаимодействии с государственными органами и организациями, Центральным банком Российской Федерации и с участием организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, проведение национальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

(пп. 16.1 введен Указом Президента РФ от 08.03.2016 N 103; в ред. Указа Президента РФ от 05.03.2022 N 97)

16.2) разрабатывает и утверждает:

рекомендации по проведению национальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, включающие в себя необходимые термины и определения;

(в ред. Указа Президента РФ от 05.03.2022 N 97)

абзац утратил силу с 5 марта 2022 года. – Указ Президента РФ от 05.03.2022 N 97.

(пп. 16.2 введен Указом Президента РФ от 08.03.2016 N 103)

16.3) размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (далее – сеть “Интернет”) доклад о результатах проведения национальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

(пп. 16.3 введен Указом Президента РФ от 08.03.2016 N 103)

16.4) разрабатывает и реализует во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, другими государственными органами и организациями, а также с участием организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, меры, направленные на нейтрализацию выявленных рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

(пп. 16.4 введен Указом Президента РФ от 24.06.2019 N 289)

17) направляет информацию в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований полагать, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, а также предоставляет информацию по запросам правоохранительных органов в соответствии с федеральными законами;

17.1) принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решение о запрете направления информации в иностранный налоговый орган и (или) иностранному налоговому агенту, уполномоченному иностранным налоговым органом на удержание иностранных налогов и сборов, и информирует о принятом решении организацию финансового рынка;

(пп. 17.1 введен Указом Президента РФ от 08.03.2016 N 103)

17.1-1) направляет в соответствии с законодательством Российской Федерации в Центральный банк Российской Федерации информацию о возможности предоставления кредитной организацией компетентному органу иностранного государства (включая судебные органы) запрошенных таким органом сведений о клиентах и совершаемых ими операциях, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах;

(пп. 17.1-1 введен Указом Президента РФ от 23.08.2022 N 569)

17.2) размещает на своем официальном сайте в сети “Интернет” информацию об организациях и лицах, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;

(пп. 17.2 введен Указом Президента РФ от 08.03.2016 N 103)

17.3) размещает на своем официальном сайте в сети “Интернет” в установленном им порядке решения Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма;

(пп. 17.3 введен Указом Президента РФ от 08.03.2016 N 103)

17.4) сообщает в Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальные органы по их запросу или по собственной инициативе о некоммерческой организации, в отношении которой имеются сведения, свидетельствующие о неполноте и (или) недостоверности полученной в установленном порядке информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом либо неисполнении ею требований законодательства Российской Федерации;

(пп. 17.4 введен Указом Президента РФ от 08.03.2016 N 103)

17.5) предоставляет в целях противодействия коррупции определенным Президентом Российской Федерации должностным лицам имеющуюся информацию об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, а также иную информацию, полученную в установленном порядке;

(пп. 17.5 введен Указом Президента РФ от 08.03.2016 N 103)

17.6) разрабатывает и реализует во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, другими государственными органами и организациями меры, направленные на профилактику преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;

(пп. 17.6 введен Указом Президента РФ от 24.06.2019 N 289)

18) создает единую информационную систему в установленной сфере деятельности;

19) формирует и ведет федеральную базу данных, а также обеспечивает методологическое единство и согласованное функционирование информационных систем в установленной сфере деятельности;

20) обеспечивает соответствующий режим хранения и защиты полученной в процессе своей деятельности информации, составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи, и иной конфиденциальной информации;

21) участвует в разработке и реализации программ международного сотрудничества, подготовке и заключении международных договоров Российской Федерации, в том числе межведомственного характера, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

22) привлекает в установленном порядке и при условии соблюдения государственной и иной охраняемой законом тайны для проведения экспертиз, разработки программ обучения, методических материалов, программного и информационного обеспечения, создания информационных систем в сфере финансового мониторинга научные и иные организации, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;

23) осуществляет закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

(пп. 23 в ред. Указа Президента РФ от 20.01.2015 N 26)

24) осуществляет функции главного распорядителя и получателя бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете Росфинмониторингу;

24.1) организует и проводит проверки деятельности территориальных органов Росфинмониторинга;

(пп. 24.1 введен Указом Президента РФ от 08.03.2016 N 103)

24.2) организует и (или) обеспечивает научную и научно-исследовательскую деятельность в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также подготовку кадров в этой области путем реализации основных профессиональных образовательных и дополнительных профессиональных программ;

(пп. 24.2 введен Указом Президента РФ от 08.03.2016 N 103)

25) обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление им ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

26) обеспечивает мобилизационную подготовку в Росфинмониторинге;

27) осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Росфинмониторинге;

28) организует подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных гражданских служащих Росфинмониторинга;

(в ред. Указа Президента РФ от 21.12.2013 N 940)

29) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов Росфинмониторинга;

30) осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности.

6. Росфинмониторинг в целях реализации своих полномочий имеет право:

1) привлекать в установленном порядке и при условии соблюдения государственной и иной охраняемой законом тайны для проведения экспертиз, разработки программ обучения, методических материалов, программного и информационного обеспечения, создания информационных систем в сфере финансового мониторинга научные и иные организации, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;

2) запрашивать и получать в установленном порядке на безвозмездной основе документы, материалы и информацию, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

2.1) запрашивать и получать в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, от хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, а также обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем, информацию о совершаемых ими операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, характере и целях этих операций (сделок);

(пп. 2.1 введен Указом Президента РФ от 08.03.2016 N 103)

3) давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

4) утратил силу с 5 марта 2022 года. – Указ Президента РФ от 05.03.2022 N 97;

5) вносить руководителям соответствующих государственных органов предложения о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и привлекать их в установленном порядке к административной ответственности;

6) создавать в установленном порядке межведомственные комиссии, рабочие и экспертные группы для рассмотрения вопросов, относящихся к установленной сфере деятельности;

7) разрабатывать и утверждать в пределах своих полномочий методические материалы;

8) создавать совещательные и экспертные органы (советы, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

9) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры предупредительного, ограничительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) устранение последствий нарушений в установленной сфере деятельности;

10) пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

10.1) заключать с федеральными органами государственной власти, общественными объединениями и организациями соглашения о взаимодействии;

(пп. 10.1 введен Указом Президента РФ от 08.03.2016 N 103)

11) создавать, реорганизовывать и ликвидировать территориальные органы Росфинмониторинга;

12) учреждать в установленном порядке ведомственные награды, утверждать положения об этих наградах и их описания;

13) учреждать в соответствии с законодательством Российской Федерации печатные и электронные издания Росфинмониторинга.

7. Росфинмониторинг не вправе осуществлять функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг, кроме случаев, предусмотренных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

8. Ограничения полномочий, указанных в пункте 7 настоящего Положения, не распространяются на полномочия директора Росфинмониторинга по управлению имуществом, закрепленным за Росфинмониторингом на праве оперативного управления, по решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Росфинмониторинга.

9. Росфинмониторинг на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Расскажем немного о последних делах в работе РФН и о том, почему бдительность в работе может уберечь вас от подозрений со стороны этих контролеров.

Орд росфинмониторинг

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Какие полномочия у РФН

Узнать о них можно в Положении о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденным Указом Президента от 13.06.2012 № 808.

Если очень коротко, то основные полномочия Росфинмониторинга можно свести к таким:

Исходя из всего перечисленного, один из самых «лакомых» кусков для РФН – теневые финансовые площадки и незаконные сделки. Словом, все, что прямо нарушает 115-ФЗ.

Не работайте в теневых площадках

Буквально недавно СМИ переполошила новость об отчете главы РФН президенту: тот рассказал о шести больших теневых площадках, которые удалось ликвидировать. Как сообщил Юрий Чиханчин, 4,5 миллиарда рублей ущерба в результате удалось вернуть. Главных момента, на которых тут стоит обратить внимание, два.

Первый: РФН ведет такую работу постоянно, и речь идет, как правило, о так называемых «прачечных» – организациях, которые действуют категорически незаконно и помогают проводить деньги «мимо кассы» государства. О «прачечных» уже давно перестали говорить как о повальном тренде, но здесь все, на самом деле, не так уж сложно: вы и так отлично знаете, чем может быть чревато работать с однодневками, компаниями-пустышками и просто сомнительными организациями. Проверяйте контрагентов – и будет вам счастье, как говорится.

Второй момент (также не новость, но важно): РФН возбуждает уголовные дела. То есть, не он сам, конечно – с участием МВД, ФНС и многих других контролирующих структур. Но отмывание денег – это, в общем-то, уголовное преступление. Наказание за него прописано в УК РФ (это статья 174 и 174.1). Есть как миллионные штрафы, так и реальные сроки. Оно вам надо?

Одно из самых знаменитых дел последнего времени – история блогеров Чекалиных, которых будут судить за отмывание почти 130 млн рублей.

Аккуратнее со 115-ФЗ. Особенно самозанятые

Вообще-то, 115-фз – это больше «банковский» закон, то есть предназначен он прежде всего для финансовых организаций, чтобы они знали, как предупреждать разного рода сомнительные операции. Но соблюдать его должны все, кто к таким операциям имеет отношение. И порой РФН по этому поводу делает неожиданные выводы.

Не так давно РФН обязал соблюдать 115-ФЗ самозанятых бухгалтеров (письмо Росфинмониторинга от 26.10.2022 № 07-03-05/23303).

Суть там такая: если бухгалтер – это физлицо на НПД, он так же, как его коллеги-ИП, попадает под нормы закона № 115-ФЗ. Загвоздка в том, что самозанятые бухгалтеры проводили различия между предпринимательской и профессиональной деятельностью (именно последняя прописана в 422-ФЗ). А вот РФН эти два понятия отождествляет. Отсюда и вывод.

Некоторые коллеги считают, что исходя из письма и памяток РФН, попадают под 115-ФЗ все же не все бухгалтеры. А только такие, кто от имени или по поручению своего клиента проводит определенные операции с деньгами или иным имуществом.

В общем, на эту тему мы писали подробный разбор: он все еще не теряет своей актуальности.

Какие еще схемы раскрывает РФН

Из последних новостей – громкая история мошенничества с «Пушкинскими картами»: участники схемы составляли поддельные списки людей, которые якобы имеют право на льготное посещение театров, музеев и культурных мероприятий. На таких поддельных льготах они заработали 100 млн рублей.

Еще один скандал – отмыв денег через драгметаллы. Там пока затишье перед бурей: РФН нашел признаки сомнительных сделок с золотом и серебром, но банки просят предупреждать риски, более пристально за всем следить.

Схем разного рода – десятки и сотни, каждый день какая-то новая сомнительная сделка попадает в «коллекцию» РФН. Ваша главная задача – соблюдать 115-ФЗ и в эту коллекцию не попасть. Для этого попробуйте выстроить грамотную работу с банками.

О том, как сейчас лучше это делать, мы писали в этой статье.