Организации осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом обязаны хранить сведения

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ
ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ
(ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ
ТЕРРОРИЗМА

Смыслов
П.А., Смыслов А.Г., опубликовано
в журнале
“Акционерное общество:
вопросы корпоративног

2011. №1 (80) С. 76-83

Подпадает ли ваша
компания под требования законодательства о противодействии
легализации доходов, полученных преступным путем? В чем эти
требования заключаются?

Согласно
действующему законодательству на ряд акционерных обществ,
осуществляющих операции с денежным средством или иным имуществом,
распространяются нормативные акты в области противодействия
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и
финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Перечень таких организаций
указан в статье 5 Федерального закона № 115 «О противодействии
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и
финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон № 115). К ним,
например, относятся кредитные, страховые и лизинговые компании,
организации, работающие с драгоценными металлами, организующие и
проводящие лотереи, оказывающие посреднические услуги при
осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества,
заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования
в качестве финансовых агентов, ломбарды, профессиональные участники
рынка ценных бумаг, операторы по приему платежей и другие.

Несмотря на то, что
законодательство в области ПОД/ФТ действует в России не первый год,
некоторые акционерные общества до сих пор не подозревают о том, что
законом на них возложены дополнительные права и обязанности, о
которых они зачастую узнают лишь тогда, когда к ним приходят с
проверками из прокуратуры или из Федеральной службы по финансовому
мониторингу. По результатам таких проверок обычно выявляются
многочисленные нарушения, грозящие организации многотысячными
штрафами.

Какие операции
подлежат обязательному контролю со стороны организаций,
осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом?

Статьей 6 Федерального закона № 115 установлено, что обязательному
контролю подлежит операция с денежными средствами или иным
имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или
превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте,
эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее (исключение по сумме
сделано только для сделок с недвижимым имуществом: такая сделка
подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она
совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в
иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает
ее), а по своему характеру такая операция относится к одному из
видов операций, указанных в этой статье.

Так, например, обязательному контролю подлежат операции, связанные с
получением или предоставлением имущества по договору финансовой
аренды (лизинга), помещением драгоценных металлов, драгоценных
камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных
ценностей в ломбард, переводом денежных средств, осуществляемых
некредитными организациями по поручению клиента и многие другие.
Перечень операций, подлежащих обязательному контролю, достаточно
обширен и в полном объеме он приведен в статье 6 Федерального закона
№ 115.

В сфере деятельности
нашей организации отсутствует надзорный орган. Каким образом и в
каком государственном органе нам необходимо встать на учет?

В
соответствии с законом в случае отсутствия надзорных органов в сфере
деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с
денежными средствами или иным имуществом, такие организации подлежат
постановке на учет в уполномоченном органе в порядке,
устанавливаемом Правительством Российской Федерации. На сегодняшний
день таким органом является Федеральная служба по финансовому
мониторингу (Росфинмониторинг). Для того чтобы встать на учет в
Росфинмониторинг, необходимо представить в соответствующее
местонахождению организации региональное отделение Росфинмониторинга
заявление о постановке на учет, подписанное руководителем и
заверенное печатью организации, а также нотариально заверенную карту
постановки на учет по форме 2-КПУ.

В
форме 2-КПУ содержатся основные сведения об организации, такие как
наименование, адрес местонахождения, сведения об ОГРН, ИНН, данные о
руководителе и ответственном лице организации, образцы их подписей и
оттиска печати организации, а также иные сведения. Постановка на
учет вновь созданной организации осуществляется в течение 30 дней с
даты ее государственной регистрации. Росфинмониторинг принимает
решение о постановке либо отказе в постановке организации на учет в
срок, не превышающий 10 дней с даты представления документов.

В
случае успешного прохождения процедуры постановки организации на
учет в Росфинмониторинг ей направляется уведомление о постановке на
учет.

В
случае изменения сведений, содержащихся в карте постановки на учет,
организация в течение 5 дней сообщает о них в Росфинмониторинг. Для
этого у нотариуса заверяется карточка 2-КПУ, составленная с учетом
произошедших изменений, при этом данному виду карточки организация
присваивает значение «2» — «измененная».

В
случае ликвидации организации или изменения профиля ее деятельности,
на основании которого на нее распространялись обязанности,
предусмотренные законодательством в области ПОД/ФТ, организация
направляет в Росфинмониторинг заявление о снятии ее с учета,
подписанное руководителем и заверенное печатью организации.

Нам необходимо
представить в Росфинмониторинг на согласование правила внутреннего
контроля. Что это за документ, как его подготовить и какова
процедура его согласования?

Обязанность по разработке правил внутреннего контроля и программ
его осуществления прямо установлена п. 2 ст. 7 Федерального закона №
115. Правила внутреннего контроля — это практический документ,
регламентирующий работу сотрудников при организации внутреннего
контроля с целью противодействия легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Правила внутреннего контроля должны содержать порядок
документального фиксирования необходимой информации и обеспечения
конфиденциальности информации, квалификационные требования к
подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки
необычных сделок с учетом специфики деятельности организации. В
правила внутреннего контроля также включаются программы его
осуществления в целях противодействия легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма,
определенные законодательством РФ.

Распоряжением Правительства РФ от 10.06.2010 г. № 967-р были
утверждены Рекомендации по разработке организациями, осуществляющими
операции с денежными средствами или иным имуществом, правил
внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
(далее — Рекомендации по разработке организациями правил внутреннего
контроля). Этим нормативным актом был установлен перечень программ
осуществления внутреннего контроля и определены основные положения,
которые прописываются в программах осуществления внутреннего
контроля.

Организация разрабатывает правила внутреннего контроля с учетом
специфики своей деятельности. Правила внутреннего контроля должны
быть утверждены руководителем организации в течение одного месяца с
момента ее государственной регистрации. В течение пяти рабочих дней
с даты утверждения правила внутреннего контроля предоставляются в
двух экземплярах на согласование в территориальный орган
Росфинмониторинга, действующий на территории соответствующего
федерального округа, по месту государственной регистрации
организации. Вместе с правилами внутреннего контроля в
Росфинмониторинг предоставляется заявление о согласовании правил,
подписанное руководителем и заверенное печатью организации.

Существуют нормативные требования к оформлению правил внутреннего
контроля. Так, титульный лист правил должен содержать полное
наименование организации, представившей правила, наименование
должности, фамилию, имя, отчество руководителя организации,
утвердившего правила, его подпись, оттиск печати организации и дату
утверждения правил. Каждый экземпляр правил должен быть прошит и
пронумерован. На оборотной стороне последнего листа правил
внутреннего контроля делается надпись о количестве листов (цифрами и
прописью), включая приложения к правилам, которая подтверждается
подписью специального должностного лица, ответственного за
соблюдение правил, с расшифровкой подписи и указанием должности
специального должностного лица, а также даты проставления подписи.
Подпись специального должностного лица должна быть заверена печатью
организации.

По
результатам рассмотрения Росфинмониторингом представленных на
согласование правил внутреннего контроля организации выдается
уведомление о согласовании правил вместе с одним экземпляром правил,
содержащим отметку об их согласовании Росфинмониторингом, или же
уведомление об отказе в согласовании правил внутреннего контроля.
Решение об отказе в согласовании правил принимается
Росфинмониторингом в случае их несоответствия нормативным актам. В
случае направления в адрес организации уведомления об отказе в
согласовании правил организация в течение 5 рабочих дней после его
получения вновь представляет документы, необходимые для согласования
правил, в территориальный орган Росфинмониторинга.

Согласно п. 2 ст. 7
Федерального закона № 115 правила внутреннего контроля организации,
осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом,
должны включать помимо иной информации также и критерии выявления и
признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой
организации. О каких критериях и признаках идет речь?

Основные критерии выявления необычных сделок и основные признаки
необычных сделок достаточно обширны и указаны в Рекомендациях по
разработке критериев выявления и определению признаков необычных
сделок, утвержденных приказом Федеральной службы по финансовому
мониторингу от 08.05.2009 г. № 103.

К
критериям выявления необычных сделок, в частности, относятся случаи
использования счетов, открытых в различных кредитных организациях,
для расчетов в рамках одного договора, случаи существенного
отклонения суммы сделки относительно действующих рыночных цен, в том
числе по настоянию клиента, случаи несоответствия сделки целям
деятельности организации, установленным учредительными документами
этой организации, и многие другие.

Типичные признаки необычных сделок различны для разных видов
деятельности организаций. Так, например, признаком необычной сделки
для агентства недвижимости будет считаться предложение или попытка
клиента совершить сделку с недвижимым имуществом, на которое
наложено обременение, для лизинговой компании — оплата лизинговых
платежей по поручению лизингополучателя третьим лицом, а для
лотерейной организации — подозрение на предъявление поддельных
лотерейных билетов при выигрыше и т. д. В Рекомендациях по
разработке критериев выявления и определению признаков необычных
сделок содержится по несколько признаков необычных сделок для тех
или иных организаций.

Одной из
установленных законом обязанностей организаций, осуществляющих
операции с денежными средствами или иным имуществом, является
обязанность по идентификации своих клиентов. Каков объем сведений,
получаемых организациями в целях идентификации своих клиентов?

Сведения, которые организация обязана получить в целях
идентификации клиента, установлены пп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального
закона № 115, а также Рекомендациями по разработке организациями
правил внутреннего контроля.

Так, в целях идентификации клиентов – физических лиц на основании
документа, удостоверяющего личность, устанавливаются и фиксируются
следующие данные:

а)
фамилия, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или
национального обычая);

б)
дата и место рождения;

в)
адрес места жительства (регистрации);

г)
адрес места пребывания;

е)
сведения о документе, удостоверяющем личность (вид, серия и номер
документа, дата выдачи и орган, его выдавший);

ж)
данные миграционной карты (при наличии) (серия и номер карты, дата
начала срока пребывания и дата окончания срока пребывания);

з)
данные документа, подтверждающего право иностранного гражданина или
лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской
Федерации (серия (при наличии) и номер документа, дата начала срока
действия права пребывания (проживания), дата окончания срока
действия права пребывания (проживания));

и)
идентификационный номер налогоплательщика (при наличии).

В
целях идентификации клиентов – юридических лиц на основании
учредительных, регистрационных и иных документов устанавливаются и
фиксируются следующие данные:

а)
наименование юридического лица;

б)
идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной
организации;

в)
государственный регистрационный номер;

г)
место государственной регистрации;

В
целях идентификации юридических лиц дополнительно рекомендуется
устанавливать и фиксировать дату государственной регистрации
юридического лица, его почтовый адрес, а также коды форм
федерального государственного статистического наблюдения (при
наличии). Эти сведения получаются с согласия идентифицируемого лица.

Нормативно также установлено, что при идентификации юридических лиц
особое внимание обращается на состав учредителей (участников)
юридического лица, структуру органов управления юридического лица и
их полномочия, размер зарегистрированного и оплаченного уставного
(складочного) капитала или размер уставного фонда, стоимость
имущества юридического лица.

Для идентификации клиентов удобно использовать метод анкетирования,
который заключается в составлении документа, содержащего сведения о
клиенте организации и его деятельности.

Заметим, что законом предусмотрено, что в некоторых случаях
идентификация клиента не проводится, например, при осуществлении
операций по приему от клиентов – физических лиц платежей, если их
сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте,
эквивалентную 15 000 рублей (за исключением случая, когда у
работников организации возникают подозрения, что данная операция
осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных
преступным путем, или финансирования терроризма). Такая норма особо
актуальна для операторов по приему платежей.

Куда, в какие сроки и
каким образом необходимо сообщать информацию о сделках, подлежащих
обязательному контролю, а также о подозрительных операциях?

Информация, предусмотренная Федеральным законом № 115, документально
фиксируется и предоставляется организациями в Росфинмониторинг не
позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции,
подлежащей обязательному контролю, либо не позднее рабочего дня,
следующего за днем выявления операции, в отношении которой возникли
подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания)
доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Установленная законом информация представляется организациями в
Росфинмониторинг в электронном виде. На бумажных носителях
информация может представляться только по согласованию с
Росфинмониторингом.

Порядок и формы предоставления информации регулируются Инструкцией о
представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу
информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 г. №
115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и финансированию терроризма»,
утвержденной Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу
от 05.10.2009 г. № 245.

Важные разъяснения, касающиеся порядка предоставления информации в
электронном виде и на бумажных носителях, порядка формирования
номеров сообщений, заполнения некоторых реквизитов формы и др., даны
организациям Росфинмониторингом в Информационном письме № 4 от
22.03.2010 г.

Мы выявили
подозрительную операцию и теперь нам необходимо направить
соответствующую информацию в Росфинмониторинг, однако договором с
нашим клиентом предусмотрен режим конфиденциальности. Как быть в
такой ситуации?

П. 8 ст. 7 Федерального закона № 115 прямо предусмотрено, что
представление в уполномоченный орган работниками организаций,
осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом,
сведений и документов в отношении операций и в целях и порядке,
которые предусмотрены законом «О противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию
терроризма», не является нарушением служебной, банковской,
налоговой, коммерческой тайны и тайны связи (в части информации о
почтовых переводах денежных средств).

Следует также иметь в виду, что работники организаций,
представляющих соответствующую информацию в Росфинмониторинг, не
вправе информировать об этом своих клиентов или иных лиц. Эта норма
также закреплена Федеральным законом № 115.

Какие требования
устанавливаются законом к должностному лицу организации,
ответственному за соблюдение правил внутреннего контроля и программ
его осуществления?

К
должностному лицу организации, ответственному за соблюдение правил
внутреннего контроля и программ его осуществления, предъявляются
следующие квалификационные требования: наличие высшего
профессионального образования по специальностям, относящимся к
группе специальностей «Экономика и управление», либо по
специальности «Юриспруденция», относящейся к группе специальностей
«Гуманитарные и социальные науки», подтвержденного в установленном
порядке (альтернативой этого требования может стать наличие опыта
работы не менее двух лет на должностях, связанных с исполнением
обязанностей по ПОД/ФТ), а также прохождение обучения в целях
противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма.

Стоит, однако, заметить, что норма, касающаяся наличия у
ответственного лица высшего образования по определенным
специальностям, вызывает у некоторых организаций большие
затруднения, ведь в штате может не оказаться сотрудника с требуемым
образованием, а также с необходимым опытом работы. Известны случаи,
когда Межрегиональные управления Росфинмониторинга привлекали
организации к административной ответственности за нарушение этого
нормативного требования. Между тем, были созданы прецеденты, когда
судебные инстанции на основании ст. 2.9 КоАП РФ признавали такие
нарушения малозначительными и отменяли постановления
Росфинмониторинга о привлечении организации к административной
ответственности (см., например, Постановление Федерального
арбитражного суда Поволжского округа от 11.11.2009 г. №
А57-5797/2009).

Какое обучение в
целях ПОД/ФТ должны пройти сотрудники организаций, осуществляющих
операции с денежными средствами или иным имуществом?

Обучение в целях ПОД/ФТ проводится в формах вводного,
дополнительного и целевого инструктажа, а также в форме повышения
уровня знаний в сфере противодействия легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Сроки и порядок прохождения обучения установлены Положением о
требованиях к подготовке и обучению кадров организаций,
осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом,
в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденным Приказом
Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 г. №
203.

Много вопросов возникает у организаций по поводу прохождения
обучения в форме целевого инструктажа, заключающегося в получении
работниками организаций базовых знаний, необходимых для соблюдения
ими законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а
также формировании и совершенствовании системы внутреннего контроля
организаций, программ ее осуществления и иных
организационно-распорядительных документов, принятых в этих целях.

Для сотрудников акционерных обществ, которым посвящена настоящая
статья, целевой инструктаж осуществляется организациями,
учрежденными Росфинмониторингом, а также другими организациями по
программам, устанавливаемым Росфинмониторингом. Прохождение
сотрудником целевого инструктажа подтверждается документом,
выдаваемым организацией, проводящей целевой инструктаж.

В
соответствии с действующим законодательством целевой инструктаж
должны пройти: специальное должностное лицо (сотрудник,
ответственный за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию
программ его осуществления), руководитель организации (филиала),
главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала) (при наличии
должности в штате организации) либо сотрудник, осуществляющий в
организации функции по ведению бухгалтерского учета, руководитель
юридического подразделения либо юрист организации (при наличии
должности в штате организации). Целевой инструктаж проходится
вышеуказанными лицами однократно.

В уставе нашей
организации, а также в ЕГРЮЛ отражены виды деятельности,
перечисленные в статье 5 Федерального закона № 115, однако
фактически мы никогда не осуществляли и не осуществляем эти виды
деятельности. На учет в Росфинмониторинг мы не вставали, правила
внутреннего контроля не согласовывали, иные необходимые меры не
принимали. Грозит ли нам что-нибудь в связи с этим?

Некоторые организации, регистрируя устав или внося сведения об
ОКВЭД в ЕГРЮЛ, очень любят указывать как можно больше видов
деятельности, руководствуясь принципом «чем больше, тем лучше»,
мечтая в отдаленных перспективах своего развития охватить все сферы
экономических отношений. В итоге, например, в уставе организации,
торгующей строительным крепежом и фурнитурой, можно встретить запись
о том, что она среди прочих услуг также оказывает посреднические
услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества,
хотя на самом деле таким видом деятельности эта организация никогда
не занималась и не будет заниматься.

Известны случаи, когда организации, в уставе которых были записаны
виды деятельности, перечисленные в статье 5 Федерального закона №
115, привлекались к административной ответственности за нарушение
обязанностей, предусмотренных законодательством в области ПОД/ФТ,
хотя фактически этими видами деятельности организации никогда не
занимались. В качестве доказательства ведения такой деятельности
проверяющими указывалось на наличие в уставе организации записи о
соответствующем виде деятельности. Привлеченным по такому основанию
к административной ответственности организациям потом приходилось
защищать свои права в суде.

Поэтому организациям, фактически не занимающимся видами
деятельности, перечисленными в статье 5 Федерального закона № 115,
во избежание каких-либо неприятностей и необходимости последующей
защиты своих прав в суде лучше исключить ненужные виды деятельности
из ЕГРЮЛ и текста устава.

Какие штрафные
санкции предусмотрены к организациям, нарушающим законодательство в
области ПОД/ФТ?

В
соответствии со вступающими в силу в январе 2011 г. новыми
поправками в КоАП РФ предусматриваются различные меры
ответственности за нарушение законодательства в области ПОД/ФТ.

Размеры принимаемых к нарушителям санкций весьма значительны. Так,
например, нарушение сроков подачи заявления о постановке на учет и
(или) сроков направления правил внутреннего контроля на согласование
карается предупреждением или наложением административного штрафа на
должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч
рублей, а на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч
рублей. Непредставление в уполномоченный орган информации об
операциях, подлежащих обязательному контролю, влечет наложение
административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока
тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до
одного года, а на юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот
тысяч рублей или административное приостановление деятельности на
срок до шестидесяти суток.

Полный перечень нарушений, а также соответствующие им размеры
штрафных санкций указаны в ст. 15.27 КоАП РФ.

канд. истор. наук
П.А. Смыслов, канд. эконом. наук А.Г. Смыслов

При использовании и цитировании материала ссылка на сайт
обязательна!

Ознакомьтесь нашими
многочисленными статьями
по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:

Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам
финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному»
законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам

Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:

любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по
ПОД/ФТ);

обучение и инструктаж по финмониторингу;

аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;

электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;

помощь на проверках;

и многое другое.
Мы в социальных сетях:

Институт обязательного контроля операций с денежными средствами и иным имуществом является одним из базовых элементов функционирования российской системы противодействия легализации и отмыванию доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения. Тому, что Россия в последние несколько лет занимает лидирующие позиции в международной системе противодействия отмыванию преступных доходов, во многом способствует регулярная законодательная деятельность по совершенствованию правового регулирования рассматриваемых отношений.

Нормы Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (далее – Закон № 115-ФЗ) ежегодно корректируются. Только в 2020 году было принято 9 нормативных правовых актов, вносящих изменения в его отдельные статьи. Причем срок начала действия большинства принятых в прошлом году поправок датируется январем 2021 года. Некоторые из них вступили в силу с начала месяца, другие – с 10 января, а остальные начнут действовать с 30 января. Самым масштабным в плане поправок можно признать Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 208-ФЗ (далее – Закон № 208-ФЗ).

Остановимся на ключевых январских изменениях более подробно.

Операции с наличными

По общему правилу, обязательному контролю подлежат отдельные виды операций с денежными средствами или иным имуществом, сумма которых равна 600 тыс. руб. или рублевому эквиваленту этой суммы для операций в иностранной валюте либо превышает указанный размер (п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ). Перечень видов контролируемых операций с денежными средствами в наличной форме закреплен в подп. 1 п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ, который был скорректирован Законом № 208-ФЗ.

Во-первых, поправками, вступившими в силу с 10 января текущего года, внесено уточнение в части таких операций, как снятие со счета или зачисление на счет юрлица наличных денежных средств. Ранее они контролировались только в случаях, когда соответствующие действия не были обусловлены характером хозяйственной деятельности организации. Кредитные организации могли проверить характер деятельности по учредительным документам юрлица или по информации, полученной в ходе реализации программ осуществления внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) полученных преступным путем доходов (Информационное письмо Банка России от 21 августа 2002 г. № 1, Письмо Банка России от 13 июля 2005 г. № 99-Т).

Теперь такое ограничение изъято. С указанной даты обязательному контролю подлежат все операции по снятию со счета или зачислению на счет юрлица денежных средств в наличной форме. Соответственно, кредитным организациям больше не потребуется выявлять соответствие совершаемой операции с наличными денежными средствами характеру хозяйственной деятельности компании.

Здесь стоит учитывать сентябрьские разъяснения Банка России, в которых регулятор напомнил, что обязанность по представлению сведений о подлежащих обязательному контролю операциях возникает у кредитной организации в отношении тех операций, которые совершаются ее клиентами непосредственно в такой кредитной организации. Операция же по зачислению на банковский счет клиента – юрлица или ИП, открытый в кредитной организации, посредством внесения наличных денежных средств с использованием банкомата либо в кассу стороннего банка, осуществляется в рамках операции по переводу денежных средств без открытия банковского счета (ч. 2 и ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ “О национальной платежной системе”). Следовательно, указанная операция не подлежит обязательному контролю в соответствии с абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ (Письмо Банка России от 2 сентября 2020 г. № 12-4-4/3732 “О применении законодательства в сфере ПОД/ФТ”).

Во-вторых, из перечня операций с наличными, подлежащих обязательному контролю, исключен обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства.

Операции по банковским счетам (вкладам)

Перечень контролируемых операций по счетам (вкладам) в банках сокращен за счет исключения:

При этом контроль дополнительно распространен на операции по зачислению денежных средств на счет (вклад) или списание их со счета (вклада) иностранной структуры без образования юрлица, период деятельности которой не превышает трех месяцев со дня его инкорпорации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или их списание со счета (вклада) такой иностранной структуры в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия. Ранее подобный контроль проводился только в отношении юрлиц в период деятельности не более трех месяцев со дня их регистрации (подп. 3 п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ).

В перечне операций по банковским счетам (вкладам) сохранена без изменений операция, связанная с открытием вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме.

Иные операции с движимым имуществом

Самые многочисленные поправки претерпел перечень контролируемых сделок с движимым имуществом. В нем не только расширен субъектный состав, но и скорректировано содержание отдельных контролируемых сделок. При этом контроль сделок заменен контролем операций с движимым имуществом, хотя понятие “операция” ни в Законе № 115-ФЗ, ни в Гражданском кодексе не расшифровывается.

Кроме того, теперь наряду с выплатами физлицам под контроль попали выплаты юрлицам страхового возмещения или получение от него страховой премии. Одновременно конкретизированы виды страхования, операции в отношении которых будут контролироваться. Ранее в законе упоминалась страховая премия по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения. Теперь же имеется ссылка на подп. 1-3 п. 1 ст. 32.9 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-I “Об организации страхового дела в Российской Федерации”, в которых перечислены следующие виды страхования:

Между тем, из-под контроля выведены операции по: получению имущества по договору финансовой аренды (лизинга) – контроль будет проводиться только в отношении операций по предоставлению такого имущества; переводам денежных средств, осуществляемым некредитными организациями по поручению клиента.

Уточнены и операции, связанные с участием в азартных играх. Так, конструкцию “получение денежных средств в виде платы за участие в азартных играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в азартных играх, лотерее” решено дифференцировать на три разные операции:

Операции по помещению драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома этих изделий или иных ценностей в ломбард, по скупке, купле-продаже таких металлов, камней, изделий и лома остались неизменными. Разве что с 13 июля 2020 года тем же Законом № 208-ФЗ изменен максимальный порог суммы для покупки физлицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в розницу при использовании персонифицированного электронного средства платежа. Речь идет о лимите, не требующем идентификации клиента – физлица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца. Соответствующая сумма возросла в два раза – со 100 тыс. до 200 тыс. руб. Исключением по-прежнему является случай, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (п. 1.4-2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ).

Операции по сделкам с недвижимостью и по гособоронзаказу

Что касается сделок с недвижимостью, то согласно поправкам с 10 января контролируются не сделки с недвижимым имуществом, результатом совершения которых является переход права собственности на такое недвижимое имущество, а операции с наличными или безналичными денежными средствами, осуществляемые по сделке с недвижимостью. То есть теперь под контроль будет попадать не вся сделка, а лишь отдельные операции в рамках такой сделки, причем не только связанной с переходом права собственности, но и любой другой сделки с недвижимостью. Но минимальная сумма, на которую совершается операция, сохранится – речь идет о сумме, равной 3 млн руб. и более или аналогичном рублевом эквиваленте этой суммы в иностранной валюте (п. 1.1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ).

Отметим, ранее Банк России пояснял, что под контроль операций с наличными или безналичными денежными средствами, осуществляемых по сделке с недвижимым имуществом, не подпадают операции по открытию счета эскроу и зачислению на него денежных средств, а также по возврату денежных средств со счета эскроу на расчетный счет депонента. Но если при возникновении оснований, предусмотренных договором счета эскроу, осуществляется операция по перечислению денежных средств со счета эскроу на счет бенефициара по сделке с недвижимым имуществом, то такая операция подлежит обязательному контролю по указанному основанию (Письмо Банка России от 16 декабря 2020 г. № 12-4-4/5437 “О применении Федерального закона № 208-ФЗ”).

Снижено пороговое значение сумм при определении операций, подлежащих обязательному контролю, в отношении операций по второму и последующим зачислениям денежных средств на отдельные счета, открытые для осуществления расчетов по гособоронзаказу. Это значение уменьшено с 50 млн до 10 млн руб.

Новые контролируемые операции

Закон № 208-ФЗ дополнил ст. 6 Закона № 115-ФЗ, посвященную операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, новыми пунктами, предусматривающими три новые операции, в отношении которых введен обязательный контроль:

Организации, осуществляющие указанные операции с денежными средствами или иным имуществом, теперь должны документально их фиксировать и представлять в уполномоченный орган сведения о них не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции. Соответствующие корректировки внесены в подп. 4 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ.

Дифференцированный подход в отношении представления сведений о контролируемых операциях

Если ранее содержание п. 4 ст. 6 Закона № 115-ФЗ предусматривало только обязанность по представлению организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, сведений о подлежащих обязательному контролю операциях непосредственно в уполномоченный орган, то теперь в нем подробно расписано, какая организация и в отношении каких операций должна представлять в Росфинмониторинг необходимые сведения. Так, конкретные исчерпывающие перечни контролируемых операций, по которым требуется представление сведений, установлены для:

Например, кредитные организации должны подавать сведения по равным или превышающим 600 тыс. руб. операциям с денежными средствами в наличной форме, по банковским счетам и вкладам, по предоставлению юрлицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов, а также по операциям с наличными или безналичными денежными средствами в рамках сделок с недвижимостью при сумме операции 3 млн руб. и более, по получению физлицом денежных средств в наличной форме с использованием платежной карты, операциям на сумму 600 тыс. руб. и выше по зачислению денежных средств на счет или их списанию со счета при осуществлении платежей по договору финансовой аренды и т. п. А страховые организации – по операциям о зачислении или переводе на счет денежных средств, предоставлении или получении кредита (займа), операциям с ценными бумагами, если хотя бы одной из сторон является физлицо или юрлицо, зарегистрированное в государстве, не выполняющем рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), операциям по выплате физлицу или юрлицу страхового возмещения или получению от них страховой премии по установленным видам страхования, операциям по получению НКО денежных средств или иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а равно по их расходованию при сумме операций 100 тыс. руб. и более. Им же необходимо отчитываться по операциям с денежными средствами или иным имуществом, если хотя бы одной из сторон является организация или физлицо, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, терроризму или к распространению оружия массового уничтожения.

Отметим, в своем Письме от 11 сентября 2020 г. № 12-4-4/3908 “О применении отдельных положений законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ” Банк России напоминает, что обязанность кредитной организации по направлению сведений в уполномоченный орган о подлежащих обязательному контролю операциях возникает при наличии всей информации, необходимой для квалификации операций в качестве подлежащих обязательному контролю. “В целях выявления подлежащей обязательному контролю операции кредитная организация вправе запросить у клиента дополнительную информацию и документы, необходимые для исполнения обязанности, установленной Законом № 115-ФЗ”, – указывается в документе.

Иные изменения текущего месяца

Помимо поправок, внесенных в Закон № 115-ФЗ Законом № 208-ФЗ, в 2021 году вступили в силу отдельные изменения, предусмотренные федеральными законами от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ, от 22 декабря 2020 г. № 446-ФЗ, от 29 декабря 2020 г. № 479-ФЗ.

Так, с 1 января Закон № 115-ФЗ дополнен положениями о цифровой валюте и цифровых финансовых активах – в частности, для целей Закона № 115-ФЗ цифровая валюта признана имуществом (ч. 3 ст. 3 Закона № 115-ФЗ), операции с цифровыми финансовыми активами внесены в список контролируемых операций (подп. 5 п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ), а операторы информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и операторы обмена цифровых финансовых активов – в перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом (ч. 1 ст. 5 Закона № 115-ФЗ). Последние, наряду с операторами финансовых платформ уже с 10 января обязаны представлять в Росфинмониторинг сведения в отношении отдельных операций (подп. 19-21 п. 4 ст. 6 Закона № 115-ФЗ). Прописаны особенности идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца при осуществлении деятельности указанными участниками финансового рынка.

Кроме того, предусмотрена обязанность операторов применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении организации или физлица в перечень организаций и физлиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения (п. 5 ст. 7.5 Закона № 115-ФЗ).

В свою очередь, Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. № 479-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” содержит нормы о сборе и использовании биометрических персональных данных, в том числе для оказания физическим и юридическим лицам любых финансовых услуг. Он закрепляет:

Вместе с тем, поправками предусмотрено, что отказ клиента от размещения его биометрических персональных данных в единой биометрической системе не может служить основанием для отказа ему в обслуживании. Одновременно расширен перечень условий, допускающих идентификацию кредитными организациями и другими организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, клиентов при приеме их на обслуживание без личного присутствия путем установления и подтверждения достоверности сведений о них с использованием единой системы идентификации и аутентификации и единой биометрической системы (п. 5.8 ст. 7 Закона № 115-ФЗ).

Также с 30 января содержание реализуемого организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, внутреннего контроля дополнится мероприятиями по проведению в ряде случаев упрощенной идентификации клиентов – физлиц, установлению информации о целях и предполагаемом характере деловых отношений клиентов с данной организацией, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом. Упрощенная идентификация физлиц в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма будет предусмотрена при выплате, передаче или предоставлении являющемуся участником лотереи клиенту-физлицу выигрыша на сумму менее 15 тыс. руб. Будет уточнен и порядок принятия кредитной организацией решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) при наличии подозрений о том, что целью его заключения является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, либо решения о расторжении договора банковского счета (вклада) в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции. Причем для последнего случая с 10 до 7 рабочих дней сократится срок рассмотрения осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом организацией документов или сведений, представленных клиентом, и оповещения его об устранении оснований, способствовавших отказу от проведения операции или от заключения договора банковского счета (вклада) (Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 536-ФЗ).

Член Комитета по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный, представляя законопроект с поправками в Закон № 115-ФЗ на пленарном заседании Госдумы, отметил, что угрозы, связанные с легализацией и отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, сохраняются, поэтому важно внедрять современные, более эффективные формы борьбы с легализацией незаконных средств. Эти цели и преследовал законодатель, утверждая рассматриваемые изменения в Закон № 115-ФЗ.

В целом январские корректировки призваны оптимизировать регулирование проведения обязательного контроля операций с денежными средствами или иным имуществом с учетом существующих рисков, а также сократить регуляторную нагрузку на организации в части выполнения требований Закона № 115-ФЗ. Это должно способствовать повышению эффективности мероприятий, проводимых государством в области противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма.

При этом, как подчеркнул Росфинмониринг в размещенном на своем официальном сайте Информационном письме от 13 января 2021 года, информация об операциях, подлежащих обязательному контролю, передается в Росфинмониторинг банками и иными уполномоченными организациями самостоятельно без возложения каких-либо дополнительных обязанностей на их клиентов. “В этой связи вступление в силу указанных поправок не повлечет изменения модели отношений юридических и физических лиц с банками и иными уполномоченными организациями”, – отмечается в документе. Более того, поправки не направлены на усиление банками контроля за операциями физлиц, связанными с переводами денежных средств между ними и зачислением или снятием денежных средств с банковских счетов.