подписана, но не ратифицирована
Морские зоны в соответствии с Конвенцией
Официальный текст, принятый органом Организации Объединенных Наций
A Резолюция Организации Объединенных Наций (Резолюция ООН ) – это официальный текст, принятый органом United Nations (UN). Хотя любой орган ООН может издавать резолюции, на практике большинство резолюций издает Совет Безопасности или Генеральная Ассамблея.
Что будет означать резолюция Генассамблеи ООН для России
Заместитель постоянного представителя Китая при ООН Гэн Шуан на заседании спецсессии заявил, что Пекин «глубоко обеспокоен интенсификацией конфликта в последнее время, жертвами среди гражданских лиц и ущербом гражданской инфраструктуре». «Сейчас срочно нужно призвать заинтересованные стороны проявлять сдержанность, избегать эскалации, не допускать выхода конфронтации из-под контроля»,— подчеркнул он. По его словам, Китай выступает за перезапуск мирных переговоров между Москвой и Киевом. Решение своей делегации воздержаться при голосовании Гэн Шуан объяснил так: «Мы всегда верили, что любые действия Генеральной ассамблеи ООН должны способствовать деэскалации ситуации и возобновлению диалога. Представленный проект резолюции не отвечает этим целям».
По мнению главного редактора журнала «Россия в глобальной политике» Федора Лукьянова, раскладка голосования в Генассамблее ООН с осуждением присоединения к России территорий получилась «вполне уже традиционной». «Формально — вполне массовое неприятие действий Москвы. Фактически — значительная и не последняя часть мира продолжает дистанцироваться, это, мол, не наше дело,— написал он в своем Telegram-канале.— Так что, кто как хочет, тот так и трактует».
Генеральная ассамблея ООН большинством голосов приняла резолюцию «Территориальная целостность Украины: Защита принципов Устава ООН». Представленный Евросоюзом документ поддержали рекордные 143 страны. Против него проголосовали пять государств, включая саму Россию. 45 стран воздержались или не стали голосовать. Российская делегация попыталась помешать Западу добиться столь широкой поддержки, предложив сделать голосование по резолюции тайным, однако к ней не прислушались.
В ходе чрезвычайной специальной сессии Генеральной ассамблеи ООН по Украине состоялось голосование по резолюции, осуждающей решения России о присоединении ЛНР и ДНР, а также Запорожской и Херсонской областей. В подготовленном Евросоюзом документе «Территориальная целостность Украины: Защита принципов Устава ООН» референдумы «в Луганской, Донецкой, Херсонской и Запорожской областях Украины» названы «незаконными», «противоречащими международному праву» и «несовместимыми с Уставом ООН». Решение России присоединить эти территории расценивается авторами резолюции как «аннексия». Они призывают власти РФ «вывести все свои вооруженные силы с территории Украины».
За резолюцию проголосовали 143 страны.
Среди них: Украина, все члены ЕС и НАТО, Грузия, Молдавия, а также, например, участница БРИКС Бразилия и Афганистан, с новым правительством которого Россия едва ли не первой начала развивать отношения.
Против резолюции выступили пять государств: помимо самой России это Белоруссия, КНДР, Никарагуа и Сирия.
35 стран воздержались при голосовании. Среди них: Армения, Индия, Казахстан, Киргизия, Китай, Монголия, Пакистан, Таджикистан, Узбекистан и ЮАР. Примечательно, что Эритрея, при прошлых двух голосованиях по антироссийским резолюциям выступившая против, на сей раз выбрала опцию «воздержаться». Еще десять государств, включая Азербайджан, Иран и Туркмению, вообще не стали участвовать в голосовании. Для принятия документа его должны были поддержать не менее двух третей участников голосования.
Для Украины и ее западных партнеров это хороший результат. Напомним, спецсессия Генассамблеи ООН была запущена вскоре после начала российской военной операции на Украине. Совет Безопасности ООН тогда не смог принять резолюцию, осуждающую действия РФ: Москва заблокировала ее, воспользовавшись своим правом вето. В ответ западные страны предложили вынести этот документ на рассмотрение Генассамблеи ООН, в рамках которой все государства равны и одна не обладает правом вето. Запущенная тогда спецсессия Генеральной ассамблеи ранее уже привела к принятию двух антироссийских резолюций.
За первую резолюцию (под названием «Об агрессии против Украины») в рамках спецсессии Генассамблеи 2 марта проголосовала 141 страна. Пять государств выступили против (помимо России это Белоруссия, КНДР, Сирия и Эритрея). 35 воздержались, 12 отсутствовали. За вторую резолюцию («О гуманитарных последствиях агрессии против Украины») 24 марта проголосовали 140 стран, при 5 против (тех же), 38 воздержавшихся и 10 отсутствовавших. Авторы обоих документов — Украина и ее западные партнеры — сочли такие результаты доказательством международной изоляции России. Москва это оспаривала, упирая на то, что среди воздержавшихся были такие крупные страны, как Индия и Китай.
На этом фоне западным оппонентам России было крайне важно получить такую же широкую поддержку третьей резолюции, для чего они, по данным СМИ, развернули в кулуарах ООН настоящую «охоту за голосами». 140 голосов они называли «золотым стандартом», хотя допускали, что результат будет хуже, поскольку в ООН уже чувствуется определенная усталость от украинской тематики.
Структура резолюции
Резолюции Организации Объединенных Наций следуют общей формат. Каждая резолюция состоит из трех частей: заголовка, положений преамбулы и постановляющей части. Вся резолюция состоит из одного длинного предложения с запятыми и точками с запятой на всем протяжении и только одной точкой в самом конце. Заголовок содержит название органа, издавшего резолюцию (будь то Совет Безопасности, Генеральная ассамблея, вспомогательный орган ГА или любая другая организация, принимающая резолюцию), который служит подлежащим предложения; пункты преамбулы (также называемые фразами преамбулы), указывающие структуру, в которой рассматривается проблема, как это делает преамбула в других документах; и постановляющие статьи (также называемые оперативными фразами), в которых орган очерчивает курс действий, которые он будет предпринимать посредством логической последовательности последовательно пронумерованных постановляющих положений (если это Совет Безопасности или орган ООН, определяющий политику в рамках ООН) или рекомендует к применению (во многих резолюциях Совета Безопасности и для всех других органов, действующих вне ООН). Каждый пункт постановляющей части требует определенного действия.
Предложения преамбулы и постановляющие почти всегда начинаются с глаголов, иногда изменяются наречиями, а затем продолжаются тем, что тело решает вставить; первое слово всегда выделяется курсивом или подчеркнутым. Однако пункты преамбулы не нумеруются, заканчиваются запятыми, а иногда и начинаются с прилагательных ; Оперативные предложения пронумерованы, заканчиваются точкой с запятой (за исключением последнего, которое заканчивается точкой / точкой ) и никогда не начинается с прилагательных.
Название органа, выдавшего сертификат, может быть перемещено сверху вниз от пунктов преамбулы; решение сделать это в основном стилистическое, и резолюция по-прежнему представляет собой связное предложение.
Как на Генассамблее ООН обсуждали украинскую проблему
Российская делегация, в свою очередь, придумала нетривиальный способ, как помешать планам оппонентов: она рассчитывала убедить страны—члены ООН сделать голосование тайным. По словам первого заместителя постоянного представителя РФ при ООН Дмитрия Полянского, это должно было «обезопасить коллег из развивающихся государств от беззастенчивого и неприкрытого давления и шантажа, которым они подвергаются со стороны западных стран каждый раз, когда тем требуются “цифры” по Украине». Правила процедуры Генассамблеи такую форму голосования допускали, если бы ее предпочли сами страны-члены своим решением.
Но в итоге ставка России не сработала. Российская делегация планировала поднять вопрос о тайном голосовании после предусмотренных процедурой дебатов, непосредственно перед тем как делегатам будет предложено проголосовать. Однако Албания опередила ее, потребовав поставить вопрос о формате голосования сразу после открытия сессии. Российская делегация попыталась это предотвратить, но нынешний председатель Генассамблеи ООН венгерский дипломат Чаба Короши проигнорировал включенный микрофон постоянного представителя РФ при ООН Василия Небензи и запустил голосование по этому вопросу. Большинство стран высказались за открытое голосование.
Василий Небензя охарактеризовал происходящее как «возмутительное мошенничество». «Это беспрецедентная манипуляция, подрывающая авторитет Генассамблеи и ООН в целом»,— обратился он к собравшимся в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. После чего заявил председателю Генассамблеи «решительный протест против вопиющего нарушения порядка ведения заседания». По словам российского постпреда, «такого размаха цинизма, конфронтации и крайне опасной поляризации, как сейчас, не было в истории ООН».
Российская делегация стремилась убедить сомневающиеся страны—члены ООН в том, что ее действия на Украине — это пример борьбы с колониализмом и гегемонией Запада.
«Так же, как раньше (в период существования СССР.— “Ъ”) нам ставили в вину стремление защитить права народов Азии, Африки и Латинской Америки от колониализма и эксплуатации, сегодня нас критикуют за защиту прав и свобод наших братьев и сестер на юге и востоке Украины,— заявил в своем выступлении Василий Небензя.— Прежде всего их права на жизнь. А также права говорить на своем родном языке, обучать на нем своих детей, чтить героев, освобождавших свою землю от фашистов, а не тех, кто с ними сотрудничал и помогал убивать мирное население. Тех, кого нынешнее украинское руководство называло особями, нелюдями и призывало “убираться в Россию ради будущего своих детей и внуков”. Тех, кто услышал этот призыв и принял решение быть вместе с Россией».
Об этом, по его словам, «красноречиво свидетельствует выбор миллионов мирных людей, зафиксированный на референдумах в ДНР, ЛНР, Запорожье и Херсонщине, на которых подавляющее большинство проголосовавших поддержало идею вхождения этих регионов в Россию». «Не согласны с этим прежде всего Киев и его западные спонсоры, покрывавшие преступления майданной власти восемь с половиной лет»,— продолжил он.
Российский постпред сравнил ситуацию с отделением Косово: «Те, кто сегодня громче всех клеймит “нелегитимность” референдумов, ссылаясь на отсутствие согласия на то киевского режима, занимали ровно противоположную позицию, когда высказывались в Международном суде в поддержку отделения Косово от Сербии. Отделения без всяких референдумов, лишь на основании утверждений о массовых убийствах мирного косовоалбанского населения».
«В отличие от ситуации с Косово, права и сами жизни народов ДНР, ЛНР, Херсонщины и Запорожья сегодня действительно находятся под угрозой. Дать им защиту, дать им определенность в их будущем мог только четкий юридический статус этих регионов, их вхождение в состав Российской Федерации,— заявил он.— Так же, как в 2014 году мы спасли жителей Крыма, которым Киев недвусмысленно угрожал украинизацией или расправой. Именно поэтому мы пошли на этот шаг, осознавая, какую ярость он вызовет у наших оппонентов».
Оппоненты России, в свою очередь, упирали на то, что Россия нарушила базовые принципы Устава ООН, гарантирующие странам суверенитет и территориальную целостность.
Постпред США при ООН Линда Томас-Гринфилд в ходе своего выступления заявила, что представленная резолюция «важна не только для будущего Украины и Европы, но и для судьбы ООН в целом, созданной после Второй мировой войны как раз для того, чтобы более ни одна страна не могла завоевывать другие силой».
Она обвинила Россию в совершении военных преступлений на Украине и предупредила собравшихся, что, если на действия Москвы не будет дан адекватный ответ, в собственной безопасности более не сможет быть уверена ни одна страна. «Сегодня Россия вторглась на Украину. В следующий раз кто-то покусится на вашу территорию, и что вы будете делать, что вы будете ожидать от ООН?» — спросила Линда Томас-Гринфилд. Она заверила, что США не оказывали давления на другие страны в связи с предстоящим голосованием, но призвала их поддержать резолюцию, «потому что это единственно верное решение».
Ст. 13 Конвенции ООН против коррупции предусматривает осуществление мер по противодействию коррупции не только со стороны государственной власти, но и со стороны общества:
Типы
Резолюции Организации Объединенных Наций могут быть как резолюциями по существу, так и процедурными резолюциями.
Кроме того, резолюции могут быть классифицированы по органу, в котором они исходят., например:
Ратификация Конвенции Российской Федерацией
Статья 20 («Незаконное обогащение») Конвенции гласит:
«При условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое Государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать».
Статья 65 «Осуществление Конвенции»:
Премьер-министр РФ Д. А. Медведев 6 декабря 2013 года на встрече с российскими телеканалами заявил, что Министерство юстиции готовит предложения по ст. 20 Конвенции ООН против коррупции:
Помимо вышесказанного, обширные дискуссии ведутся вокруг темы изъятия незаконно нажитого имущества. В российском законодательстве есть пробелы, не позволяющие отнимать у чиновников имущество, приобретённое на незаконно полученные средства. В Федеральном законе от 3 декабря 2012 года (№ 230-ФЗ) «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» ст. 17 гласит:
По мнению Навального, ратификации 20-й статьи препятствуют властные структуры России:
Мы отдаем себе отчет, что, естественно, власти категорически против. Они не могут принять закон против самих себя. По этому закону им придется посадить половину правительства.
Участие России в других международных договорах по борьбе с коррупцией
Решение или заявление Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций
A Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций – это решение или декларация, за которые проголосовали все государства-члены Организации Объединенных Наций на Генеральной Ассамблее.
. Резолюции Генеральной Ассамблеи обычно требуют простого большинства (50 процентов всех голосов плюс один) пройти. Однако, если Генеральная Ассамблея определяет, что вопрос является «важным вопросом» простым большинством голосов, то требуется большинство в две трети голосов; «важные вопросы» – это те, которые в значительной степени связаны с поддержанием международного мира и безопасности, приемом новых членов в Организацию Объединенных Наций, приостановлением прав и привилегий членства, изгнанием членов, функционированием системы опеки, или бюджетные вопросы.
Хотя резолюции Генеральной Ассамблеи обычно необязательны по отношению к государствам-членам, внутренние резолюции могут иметь обязательную силу для работы самой Генеральной Ассамблеи, например, в отношении бюджетные и процедурные вопросы.
Правовой статус
Большинство экспертов считают большинство резолюций Генеральной Ассамблеи необязательными. В статьях 10 и 14 Устава ООН резолюции Генеральной Ассамблеи именуются «рекомендациями»; рекомендательный характер резолюций Генеральной Ассамблеи неоднократно подчеркивался Международным Судом. Однако некоторые резолюции Генеральной Ассамблеи, касающиеся внутренних вопросов Организации Объединенных Наций, таких как бюджетные решения или инструкции нижестоящим органам, явно являются обязательными для их адресатов.
Согласно статье 25 Устава, государства-члены ООН обязаны выполнять «решения Совета Безопасности в соответствии с настоящим Уставом». Решения, принятые в соответствии с главой VII, считаются обязательными, но резолюции в соответствии с главой VI не имеют механизмов обеспечения соблюдения и обычно считаются не имеющими обязательной силы в соответствии с международным правом. В 1971 году, однако, большинство тогдашних членов Международного Суда (МС) в необязательном консультативном заключении Намибии заявили, что все резолюции Совета Безопасности ООН имеют обязательную юридическую силу. Это утверждение Международного суда было опровергнуто Эрикой Де Вет и другими. Де Вет утверждает, что резолюции главы VI не могут быть обязательными. В ее рассуждениях частично говорится:
На практике Совет Безопасности не считает свои решения, выходящие за рамки главы VII, обязательными.
Было предложено, чтобы обязательная триада условий – подавляющее большинство голосов голосующих наций, население которых и взносы в взносы в бюджет ООН составляют большую часть от общей суммы – сделать резолюцию Генеральной Ассамблеи обязательной для всех стран; предложение никуда не делось.
Для получения дополнительной информации о конкретных резолюциях см.:
Конвенция устанавливает следующее разделение морского пространства:
Внутренними водами является часть моря, расположенная между побережьем и исходной линией.
Соответственно режим внутренних морских вод определяется государством. Вместе с тем сложились определённые стандарты этого режима, которых придерживаются государства. Режим внутренних морских вод России определён Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее — Закон о морских водах). В Законе подчёркивается, что устанавливаемый им правовой режим соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ. К внутренним морским водам относятся воды портов, бухт и заливов.
Территориальное море — это часть моря, шириной в 12 морских миль (22,2 километра), отсчитываемая от линии наибольшего отлива или от исходной линии.
Россия, как и большинство государств, установила ширину территориального моря в 12 миль. Территориальное море, его дно и недра, а также расположенное над ним воздушное пространство находятся под суверенитетом прибрежного государства. Вместе с тем признается право мирного прохода иностранных судов через территориальное море. Это является компромиссом между суверенитетом государства и интересами международного судоходства.
Проход считается мирным, если не нарушаются мир, добрый порядок и безопасность прибрежного государства. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Во время прохода судна соблюдают установленные в соответствии с международным правом правила прибрежного государства.
Особый режим предусмотрен для плавания по трассам Северного морского пути, который рассматривается как исторически сложившаяся единая национальная транспортная коммуникация РФ. Плавание осуществляется в соответствии со специальными правилами, устанавливаемыми Россией согласно статье 234 Конвенции.
Прилежащая зона — это часть моря, шириной в 12 морских миль (22,2 километра), отсчитываемая от границы территориальных вод (или 24 мили, если отсчитывать от исходных линий).
В этой зоне прибрежное государство обладает правом осуществлять контроль в целях предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных норм в пределах его территории или территориального моря или применять наказания за такие нарушения. Соответственно говорят о таможенной, фискальной, иммиграционной и санитарной зонах.
Быстроходность современных судов не дает возможности обеспечить за ними контроль в пределах территориальных вод. Поэтому прибрежному государству предоставлено право осуществлять специализированный контроль в определённом пространстве за пределами территориального моря. Это один из случаев, когда международное право расширяет юрисдикцию государства за пределы его территории во имя обеспечения его законных интересов.
Исключительная экономическая зона
Исключительная экономическая зона — часть моря, шириной в 200 морских миль (370,4 километра), отсчитываемая от линии наибольшего отлива или от исходной линии.
Исключительная экономическая зона включает воды, морское дно и его недра. Ширина зоны не может превышать 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Более 100 государств определили свои зоны шириной в 200 миль.
Исключительная экономическая зона является частью моря, в которой прибрежное государство осуществляет определённые международным правом суверенные права. Они включают права на:
а) разведку, разработку и сохранение природных ресурсов, как живых, так и неживых;
б) управление этими ресурсами;
в) другие виды деятельности по использованию зоны в экономических целях, например производство энергии путём использования воды, течений, ветра.
Прибрежное государство осуществляет в зоне юрисдикцию в отношении:
а) создания и использования искусственных островов, установок и сооружений;
б) морских научных исследований;
в) защиты и сохранения морской среды.
Такой договор имеется, например, у России с Японией. Российская сторона в случае задержания японского судна, занимающегося незаконным ловом рыбы, передает его японским властям, которые обязаны провести судебное и административное разбирательство.
В случае ареста или задержания иностранного судна прибрежное государство немедленно уведомляет государство судна о принятых мерах.
Прибрежное государство обладает исключительной юрисдикцией в отношении искусственных островов, установок и сооружений, включая таможенную, фискальную, санитарную, иммиграционную сферы, а также вопросы безопасности.
Статус исключительной экономической зоны России определён Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (далее — Закон об исключительной экономической зоне) в соответствии с международным правом. Но в ст. 1 юридически оправданный порядок нарушен: на первое место поставлен сам Закон, за ним следуют договоры и на последнем месте международное право. Между тем общепризнанным нормам международного права принадлежит главная роль в императивном определении основ режима исключительной экономической зоны. От этих основ не должны отступать ни законы, ни договоры.
В целом Закон об исключительной экономической зоне воспроизводит положения Конвенции по морскому праву 1982 г. За иностранными государствами признаются все права, предусмотренные международным правом. Осуществляться они должны при соблюдении этого Закона и договоров России. Закон об исключительной экономической зоне определил компетенцию федеральных органов власти в зоне. Специальные главы посвящены рациональному использованию и сохранению живых ресурсов, разведке и разработке неживых ресурсов, научным исследованиям, защите морской среды, экономическим отношениям при пользовании живыми и неживыми ресурсами.
Закон об исключительной экономической зоне определил порядок обеспечения выполнения его положений (гл. VII). Органами охраны зоны являются пограничная служба, федеральные органы исполнительной власти по охране окружающей среды, таможенные власти. Должностные лица этих органов вправе останавливать и осматривать российские и иностранные суда, осматривать искусственные острова, установки и сооружения, связанные с экономической деятельностью в зоне.
Уголовная юрисдикция в общем определена в рамках Конвенции по морскому праву 1982 г. Заметим, что ограниченность уголовной юрисдикции в экономической зоне не учтена Уголовным кодексом РФ, который предусматривает полное распространение своего действия на исключительную экономическую зону (ч. 2 ст. 11). Соответствующее положение УК РФ должно толковаться ограничительно в соответствии с Конвенцией о морском праве и Законом об исключительной экономической зоне.
Применять оружие против нарушителей этого Закона и международных договоров РФ можно только в целях отражения нападения и прекращения сопротивления в случае, если жизнь должностных лиц органов охраны подвергается непосредственной опасности. Применению оружия должно предшествовать ясно выраженное предупреждение о намерении его применить и предупредительный выстрел вверх.
«Споры между гражданами, юридическими лицами, гражданами и юридическими лицами» разрешаются в судебном порядке судами РФ (п. 1 ст. 41). Формулировка не отличается четкостью. Мы имеем дело с характерным для наших юристов юридически некорректным употреблением термина «граждане» вместо термина «физические лица». Сразу же возникают вопросы. О гражданах какого государства идет речь? Относится ли это и к лицам без гражданства? Понимать приведённое положение следует так: «споры, все стороны в которых являются физическими и юридическими лицами, российскими и иностранными», разрешаются судами РФ.
Споры между Россией и иностранными государствами разрешаются в соответствии с международным правом (п. 2 ст. 41). Закон об исключительной экономической зоне не содержит положения о решении споров между физическими или юридическими лицами, с одной стороны, и Российской Федерацией, её органами — с другой. Думается, что следует руководствоваться ст. 124 ГК РФ, согласно которой Федерация, её субъекты, муниципальные образования «выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами». Следовательно, к спорам с их участием применяется п. 1 ст. 41 Закона об исключительной экономической зоне.
Исключительная экономическая зона является новым институтом, отражающим особенности современного морского права. Инициатива в её установлении была проявлена развивающимися странами, опасавшимися расхищения прилегающих к их берегам ресурсов морскими державами. Теперь эти ресурсы могут эксплуатироваться только по соглашению с прибрежным государством, предусматривающему выплату соответствующей компенсации прибрежному государству.
Континентальным шельфом является естественное продолжение сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или до 200 миль, если границы подводной окраины материка не достигают этого предела. Показательным здесь является прецедент с Хребтом Ломоносова.
Последнее положение служит компенсацией тем странам, у которых подводная окраина материка находится недостаточно далеко от берега. При всех условиях границы континентального шельфа не должны находиться далее 350 морских миль от берега. Шельф включает дно и недра.
Согласно Конвенции по морскому праву прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в отношении разведки и разработки природных ресурсов. Последние включают минеральные ресурсы дна и его недр, а также живые организмы, относящиеся к «сидячим видам». Думается, что формула «суверенные права», как и в случае с исключительной экономической зоной, является данью странам, претендовавшим на полный суверенитет в отношении этих пространств. На самом деле речь идет о специализированной юрисдикции, ограниченной международным правом.
В частности, права прибрежного государства не затрагивают правового статуса покрывающих его вод и воздушного пространства над ними. Осуществление этих прав не должно чинить препятствий судоходству. Все государства могут прокладывать трубопроводы и кабели на шельфе.
Разграничение шельфа между смежными государствами производится на основе международного права. Начиная с решения 1969 г. по делам о континентальном шельфе Северного моря «ФРГ — Дания», «ФРГ — Нидерланды», Международный Суд ООН рассмотрел ряд дел такого рода. В основу решений было положено правило равного отстояния, так как шельф делился посредине. Вместе с тем Международный суд отметил, что в силу географических особенностей применение этого правила может вести к несправедливым результатам. «Справедливость не всегда означает равенство». Указанное правило должно применяться с учетом принципов справедливости .
Конституция РФ отнесла к ведению Федерации определение статуса территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа (п. «н» ст. 71). В 1995 г. был принят Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации». Закон определил статус континентального шельфа в соответствии с «общепризнанными принципами и нормами международного права». Установлены правила разведки и разработки минеральных ресурсов, а также изучения и использования живых ресурсов. Особые права в отношении живых ресурсов предоставлены коренным малочисленным народам Севера и Дальнего Востока РФ, а также всему населению этих регионов, проживающему на территориях, прилегающих к морскому побережью. Также были введены поправки, которые дают право лидерам гуманитарных организаций, лидерам религиозных организаций свободно и без всяких задержек преодолевать границы всех государств.
Отдельные главы посвящены порядку создания искусственных сооружений, прокладке подводных кабелей и трубопроводов; научным исследованиям; защите минеральных и живых ресурсов; захоронению отходов и других материалов. Установлена система платежей за пользование шельфом, а также порядок охраны. Координация всех сил органов охраны возложена на пограничную службу. Споры между физическими и юридическими лицами относительно реализации их прав и обязанностей на континентальном шельфе решаются в административном порядке или в судах РФ.
Архипелажными водами называются воды, ограниченные архипелажными исходными линиями, проведенными через наиболее выступающие в море точки наиболее отдаленных островов, составляющих единое географическое и политическое целое и подпадающие под суверенитет какого-либо одного островного государства (государства-архипелага).
Конвенция предусматривает, что длина архипелажных прямых исходных линий не должна превышать 100 морских миль (до 3 % их общего числа — 125 морских миль) и в пределы таких исходных линий должны включаться главные острова архипелага, причем соотношение площадей водной поверхности и суши должно составлять от 1:1 до 9:1 (ст.47 Конвенции). Территориальные воды, прилежащая зона и исключительная экономическая зона островного (архипелажного) государства отсчитываются от вышеупомянутых архипелажных исходных линий.
Суда всех государств пользуются правом мирного прохода через архипелажные воды, аналогичным праву мирного прохода через территориальное море, и, кроме того, правом архипелажного прохода через устанавливаемые для этой цели государством-архипелагом в архипелажных водах морские коридоры. Летательные аппараты всех государств пользуются правом пролёта по воздушным коридорам, устанавливаемым над такими морскими коридорами. Если государство-архипелаг не устанавливает архипелажных коридоров, право архипелажного прохода осуществляется по путям, обычно используемым для международного судоходства (ст.53 Конвенции).
Проливы, используемые для международного судоходства
Открытым морем называется морское пространство, расположенное за пределами территориальных, архипелажных и внутренних вод и исключительных экономических зон какого-либо государства и находящееся в свободном и равноправном пользовании всех государств в соответствии с принципами и нормами международного права.
Международный район морского дна
Правовой статус международного района морского дна (далее — «Район») и режим использования его ресурсов закреплен в Части XI Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.
Согласно статье 136 Район и его ресурсы являются общим наследием человечества. Государства не вправе претендовать на суверенитет и суверенные права и осуществлять их в отношении какой-либо части Района или его ресурсов.
Конвенция предусматривает создание Международного органа по морскому дну (МОМД), который действует от имени всего человечества. Согласно Конвенции деятельность в Районе осуществляется на благо всего человечества, а МОМД обеспечивает справедливое распределение финансовых и иных экономических выгод с помощью соответствующих механизмов (ст. 140).
Конвенция предусматривает, что разведка и разработка ресурсов Района возможна как отдельными государствами, так и Предприятием, осуществляющим эту деятельность по поручению Международного органа по морскому дну. Кроме отдельных государств, действующих в ассоциации с МОМД, право осуществлять разведку и разработку предоставляется и государственным предприятиям участников Конвенции, а также физическим и юридическим лицам под их юрисдикцией и контролем, за которых поручились участники Конвенции. Согласно предусмотренному Конвенцией механизму, разведка и разработка ресурсов Района осуществляется на основании утверждённого МОМД плана работ (контракта).
В 1994 году резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН было утверждено Соглашение об осуществлении Части XI Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву, составляющее единое целое с Конвенцией и изменяющее положения некоторых статей Части XI в отношениях между его участниками. Не отступая от принципа, согласно которому ресурсы Района являются общим наследием человечества, Соглашение предусматривало при этом, что освоение ресурсов Района осуществляется в соответствии с разумными коммерческими принципами (Раздел 6 Приложения к Соглашению).
Конвенция ООН против коррупции
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 июля 2022 года; проверки требуют 2 правки.
В настоящий момент к конвенции присоединились 172 государства. Государства-участники приняли на себя обязательства по внедрению антикоррупционных мер в области законодательства, государственных институтов и правоприменения. Каждое из государств-участников Конвенции призвано в соответствии с принципами честности, ответственности и прозрачности разрабатывать и проводить политику по противодействию и предупреждению коррупции, повышать эффективность работы существующих институтов, антикоррупционных мер, а также развивать сотрудничество по борьбе с коррупцией на международном и региональном уровне.
Конференция государств-участников Конвенции
Памятная монета Банка России