Организацию и деятельность федеральных органов исполнительной власти

Структура
федеральных органов исполнительной
власти (термин конституционного права)
представляет собой перечень всех
федеральных органов исполнительной
власти. Утверждается Президентом
Российской Федерации по предложению
Председателя Правительства Российской
Федерации в соответствии с Конституцией
Российской Федерации 1993 г.

Утверждается
с 1994 г. при каждой смене Правительства
(в период работы Правительства одного
состава в нее вносятся изменения).

I.
Правительство Российской Федерации

II.
Федеральные министерства: Министерство
Российской Федерации по атомной энергии;Министерство
внутренних дел Российской Федерации*;Министерство
Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных
бедствий*;
Министерство Российской Федерации по
антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства; Министерство
Российской Федерации по делам печати,
телерадиовещания и средств массовых
коммуникаций; Министерство Российской
Федерации по налогам и сборам;Министерство
здравоохранения Российской Федерации;
Министерство имущественных отношений
Российской Федерации;Министерство
иностранных дел Российской Федерации*;Министерство
культуры Российской Федерации;Министерство
обороны Российской Федерации*;Министерство
образования Российской Федерации;
Министерство по делам федерации,
национальной и миграционной политики
Российской Федерации;Министерство
природных ресурсов Российской Федерации;
Министерство промышленности, науки и
технологий Российской Федерации;Министерство
путей сообщения Российской Федерации;
Министерство Российской Федерации по
связи и информатизации; Министерство
сельского хозяйства Российской Федерации;Министерство
транспорта Российской Федерации;Министерство
труда и социального развития Российской
Федерации;Министерство
финансов Российской Федерации;
Министерство экономического развития
и торговли Российской Федерации;
Министерство энергетики Российской
Федерации;Министерство
юстиции Российской Федерации*

III.
Государственные комитеты Российской
Федерации: Государственный комитет
Российской Федерации по физической
культуре, спорту и туризму; Государственный
комитет Российской Федерации по
рыболовству; Государственный комитет
Российской Федерации по стандартизации
и метрологии; Государственный комитет
Российской Федерации по статистике;
Государственный комитет Российской
Федерации по строительству и
жилищно-коммунальному комплексу;
Государственный
таможенный комитет Российской Федерации.

IV.
Федеральные комиссии России; Федеральная
комиссия по рынку ценных бумаг;Федеральная
энергетическая комиссия Российской
Федерации;

V.
Федеральные службы России: Государственная
фельдъегерская служба Российской
Федерации *;Служба внешней
разведки Российской Федерации*;Федеральная
архивная служба России; Федеральная
служба геодезии и картографии России;Федеральная
служба железнодорожных войск Российской
Федерации*; Федеральная служба земельного кадастра
России; Федеральная служба России по
гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды;Федеральная
служба безопасности Российской Федерации*;
Федеральная служба России по финансовому
оздоровлению и банкротству;Федеральная
служба налоговой полиции Российской
Федерации*;Федеральная
служба охраны Российской Федерации*;Федеральная
пограничная служба Российской Федерации*;
Федеральная служба специального
строительства Российской Федерации*.

VI.
Российские агентства: Российское
авиационно-космическое агентство;
Российское агентство по боеприпасам;
Российское агентство по обычным
вооружениям; Российское агентство по
системам управления; Российское
агентство по судостроению; Российское
агентство по патентам и товарным знакам;
Российское агентство по государственным
резервам; Российское дорожное агентство;
Федеральное
агентство правительственной связи и
информации при Президенте Российской
Федерации*.

VII.
Федеральные надзоры России: Федеральный
горный и промышленный надзор России;Федеральный
надзор России по ядерной и радиационной
безопасности.

VIII.
Иные федеральные органы исполнительной
власти: Главное управление специальных
программ Президента Российской Федерации
*;
Государственная техническая комиссия
при Президенте Российской Федерации*;Управление
делами Президента Российской Федерации*.

*
Федеральные органы исполнительной
власти, руководство деятельностью
которых осуществляет Президент
Российской Федерациив соответствии
сКонституцией
Российской Федерации, федеральными
конституционными законами, федеральными
законами.

СТРУКТУРА
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ВЛАСТИ —
создаваемая в порядке, определенном
Конституцией РФ, совокупность
государственных органов, осуществляющих
под руководством Правительства РФ
федеральную исполнительную власть.
Основываясь на предложениях Председателя
Правительства, Президент РФ своим указом
утверждает структуру федеральных
органов исполнительной власти.

Ныне
действующая в РФ С.ф.о.и.в. утверждена
Указом Президента РФ от 22 сентября 1998
г. “О структуре федеральных органов
исполнительной власти” с изм. и доп.
и от 16 октября 2001 г. В нее входят: 1)
Правительство; 2) федеральные министерства
(всего 24); 3) государственные комитеты
(10); 4) федеральные комиссии (3); 5) федеральные
службы (15); 6) российские агентства (9); 7)
иные федеральные органы исполнительной
власти (3). Все федеральные органы
исполнительной власти находятся в
ведении Правительства. Исключение
составляют ряд федеральных структур,
непосредственное руководство деятельностью
которых осуществляет Президент РФ. Это
те федеральные органы, которые находятся
в юрисдикции Президента (министерства
обороны, внутренних дел, иностранных
дел, Федеральная служба безопасности,
Федеральное агентство правительственной
связи и др.). Из общего числа федеральных
органов исполнительной власти к ведению
Президента отнесено 16: пять федеральных
министерств; семь федеральных служб;
одно российское агентство, а также
федеральные ведомства, отнесенные к
иным федеральным органам исполнительной
власти: Главное управление специальных
программ Президента РФ, Государственная
техническая комиссия при Президенте
РФ и Управление делами Президента РФ.

Принципы,
на базе которых строится и функционирует
система органов исполнительной власти,
предопределяются современными
особенностями организации государственной
власти Российской Федерации, закрепленными
в Конституции РФ. Тем не менее, используя
конституционную базу в качестве исходной,
можно рассмотреть проблему основных
принципов организации и деятельности
исполнительных органов государственной
власти с позиций их соотношения с
субъектами иных ветвей единой
государственной власти, федерализма,
законности, ответственности.

1.
Самостоятельность органов исполнительной
власти. Основополагающее значение для
исполнительной власти в ее современном
виде имеет то, что в соответствии со ст.
10 Конституции РФ она представляет собой
оснащенную необходимыми атрибутами
ветвь единой по своей государственно-правовой
сути государственной власти. При этом
главное, принципиальное состоит в том,
что в рамках разделения властей органы
исполнительной власти (равно как
законодательные и судебные) самостоятельны.

2.
Единство системы органов исполнительной
власти. Одним из принципов современной
организации и деятельности органов
исполнительной власти является то, что
в пределах ведения и полномочий Российской
Федерации по предметам совместного
ведения Российской Федерации и ее
субъектов они образуют единую систему
исполнительной власти в Российской
Федерации (ст. 77 Конституции РФ). Из
этого вытекает, что система органов
исполнительной власти субъектов
Федерации устанавливается ими
самостоятельно в соответствии с основами
конституционного строя Российской
Федерации и общими принципами организации
исполнительных органов государственной
власти, установленными федеральным
законом. На подобной же основе формируется
и аппарат федеральной исполнительной
власти.

3.
Федерализм в его новом качестве –
несомненный принцип организации и
деятельности органов исполнительной
власти. Его исходная база была закрепление
в Конституции РФ, конституциях и уставах
субъектов Федерации. Как известно,
федеративное устройство России основано
на ее государственной целостности,
единстве системы государственной
власти, разграничении предметов ведения
и полномочий между органами государственной
власти Российской Федерации и органами
государственной власти ее субъектов,
равноправии и самоопределении народов.
Соответственно конституционно определен
круг вопросов, отнесенных к ведению
Российской Федерации (ст. 71 Конституции
РФ), включающий в себя установление
системы федеральных органов исполнительной
власти, порядка их организации и
деятельности, формирование федеральных
органов исполнительной власти.
Одновременно были определены предметы
ведения, отнесенные к совместному
ведению Российской Федерации и ее
субъектов (ст. 72), включающие, в
частности, установление общих принципов
организации системы органов исполнительной
власти. Вне названных пределов субъекты
Федерации обладают всей полнотой
государственной власти (ст. 73).

Принцип
федерализма выражается также в том, что
вне пределов ведения Российской
Федерации, совместного ведения Российской
Федерации и ее субъектов последние
осуществляют собственное правовое
регулирование, включая принятие законов
и иных нормативных правовых актов.
Федеральные органы исполнительной
власти по соглашению с органами
исполнительной власти субъектов
Федерации могут передавать им осуществление
части своих полномочий, если это не
противоречит Конституции РФ и федеральным
законам.

Органы
исполнительной власти субъектов
Федерации по соглашению с федеральными
органами исполнительной власти могут
передавать им осуществление части своих
полномочий. На территории субъектов
могут создаваться территориальные
органы федеральных органов исполнительной
власти. Взаимоотношения с ними
осуществляются на основе сотрудничества
и координации действий.

4. Законность –
один из ведущих принципов организации
и деятельности органов исполнительной
власти. Он исходит из Конституции РФ,
федеральных законов, конституций и
уставов субъектов Федерации и их
законодательства (см., например, ст. 15,
76 Конституции РФ).

5.
Для организации и деятельности органов
исполнительной власти существенное
значение имеет также принцип экономичности.
Его значимость определяется тем, что
механизм реализации исполнительной
власти крайне многоструктурен и оснащен
значительным количеством служащих,
выполняющих повседневно его функции.
При этом необходимо учитывать, что
расходы на содержание такого механизма,
будучи по своей природе непроизводительными,
отягощают федеральный и региональные
бюджеты, в силу чего постоянно
осуществляются организационно-правовые
меры по обеспечению экономии в расходовании
государственных средств в сфере
управления.

6.
Необходимость учета особенностей
управляемых объектов – принцип
управления, учитывающий современные
особенности сферы государственного
управления, в которой наряду с
государственными объектами функционирует
множество негосударственных, в основном
коммерческих, структур, включая частные.
На этой основе в механизме реализации
исполнительной власти происходит отбор
различных методов управляющего
воздействия (ограничение средств прямого
управления, развитие начал государственного
регулирования и т.п.).

7.
Гласность предполагает широкое
обнародование через средства массовой
информации характере процесса и
результатов работы органов исполнительной
власти.

8.
В числе действующих принципов называются
также народовластие, обеспечение прав
и свобод человека и гражданина,
ответственность. Сущность этих принципов,
равно как и социально-юридическая
значимость, очевидны.

в том числе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы.

Прекращение деятельности действующего состава Правительства РФ возможно по нескольким основаниям:

перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия;

Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ;

кроме того, Президент РФ может принять решение об отставке Правительства РФ по собственной инициативе;

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ. Постановление о недоверии Правительству РФ принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу;

Председатель Правительства РФ может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства РФ или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

В случае отставки или сложения полномочий Правительство РФ по поручению Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

Федеральная исполнительная власть имеет двухступенчатую структуру: Правительство России с его аппаратом и федеральные органы — министерства, государственные комитеты, федеральные службы и иные органы.

Основным критерием систематизации органов исполнительной власти в Российской Федерации является разграничение в Конституции РФ полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. К ведению Российской Федерации относятся установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов исполнительной власти. В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти.

Правовую основу актов, регламентирующих правовое положение федеральных органов исполнительной власти, составляют:

1) Указы Президента от 14 августа 1996 г. «О системе федеральных органов исполнительной власти», от 6 сентября 1996 г. «Вопросы федеральных органов исполнительной власти» от 25 мая 1999 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 17 августа 1999 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти»; 2)Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утв. постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30); 3) Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утв. постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452; 4) регламенты федерального органа исполнительной власти, например Регламент Федеральной службы по финансовым рынкам; 5) административные регламенты исполнения государственных функций; 6) административные регламенты предоставления государственных услуг; 7) должностные регламенты гражданских государственных служащих федерального органа исполнительной власти.

Административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг утверждаются федеральными службами и федеральными агентствами, находящимися в ведении федерального министерства, государственными внебюджетными фондами по согласованию с федеральными министерствами, координирующими их деятельность.

Эти регламенты определяют сроки и последовательность действий (административные процедуры) федерального органа исполнительной власти, порядок взаимодействия между его структурными подразделениями, а также с другими федеральными органами исполнительной власти и организациями при исполнении государственных функций или предоставлении государственных услуг федеральными органами исполнительной власти.

В административный регламент исполнения государственных функций включаются разделы «Общие положения» и «Административные процедуры». В административный регламент предоставления государственной услуги включаются разделы «Общие положения», «Требования к порядку предоставления государственной услуги» и «Административные процедуры». Регламенты разрабатываются федеральными органами исполнительной власти с учетом методических рекомендаций по разработке административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг, одобренных Правительственной комиссией по проведению административной реформы.

При разработке административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг федеральный орган исполнительной власти обеспечивает:

устранение избыточных административных процедур, если это не противоречит федеральным законам, актам Президента РФ и Правительства РФ;

упрощение действий и административных процедур, включая уменьшение сроков исполнения действий и административных процедур;

предоставление информации о действиях и об административных процедурах гражданам и организациям;

возможность установления персональной ответственности должностных лиц за соблюдение требований административных регламентов по каждому действию или административной процедуре при исполнении государственной функции и предоставлении государственной услуги.

Административные регламенты подлежат опубликованию, а также размещаются в Интернете на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, участвующих соответственно в исполнении государственной функции или предоставлении государственной услуги. Административные регламенты предоставления государственных услуг размещаются также в местах предоставления государственных услуг.

Система федеральных органов исполнительной власти представляет собой совокупность органов государственного управления, установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными федеральными нормативными правовыми актами

имеющих свое специальное назначение, организационную структуру

нормативно определенную компетенцию для решения задач и осуществления функций управления.

Современная система федеральных органов исполнительной власти состоит из следующих органов:

представляет собой федеральный орган исполнительной власти, который вправе осуществлять функцию нормативного правового регулирования в установленной актами Президента РФ и Прав ительства РФ сфере деятельности, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства министр (федеральный министр).

Из определения министерства следует, что современное министерство действует в качестве не только отраслевого, но и координирующего органа. Министерство осуществляет весь комплекс управленческих функций в пределах своей сферы деятельности, то есть подведомственной ему отрасли государственного управления. В отношении же неподведомственных ему структур и соответствующих объектов, министерство осуществ-

ляет только координацию (согласование) их деятельности по вопросам, относящимся к сфере его деятельности.

Федеральное министерство на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, оно не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

Федеральный министр, возглавляя соответствующее министерство,

пределах своих полномочий осуществляет следующие функции:

во исполнение поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ дает поручения федеральным службам и федеральным агентствам и контролирует их исполнение;

утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и федеральных агентств, а также отчет об их исполнении;

вносит в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов, относящихся к определенной ему сфере деятельности и к сферам деятельности федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в его ведении, если принятие таких актов относится в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами к компетенции Правительства РФ, а также проекты положений

федеральной службе, федеральном агентстве, предложения об их предельной штатной численности и фонде оплаты труда работников;

вносит предложения по формированию федерального бюджета

финансированию федеральных служб и федеральных агентств;

назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств, заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств.

Федеральная комиссия – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности.

Федеральные комиссии отличаются от министерств тем, что их компетенция имеет межотраслевую направленность. В то же время они осуществляют функциональное регулирование в определенной сфере. Сфера их деятельности отражается в наименовании этих органов. Федеральную комиссию возглавляет соответственно его (ее) председатель.

Федеральная служба России и федеральное агентство –

ные органы исполнительной власти, которые уполномочены осуществлять специальные исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции в установленных сферах. Они осуществляют функции как отраслевого, так и межотраслевого характера. Федеральную

службу России возглавляет руководитель, а российское агентство – генеральный директор.

Федеральные агентства, осуществляя функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций надзора, могут быть коллегиальными.

В отличие от федеральных агентств, федеральные службы наделены функциями по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальными функциями в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, проведения борьбы с преступностью и обеспечения общественной безопасности.

Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом по предложению Председателя Правительства. Положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных Президенту по вопросам, закрепленным за ним Конституцией, федеральными конституционными законами и федеральными законами, утверждаются Президентом.

Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы (управления, комитеты, представительства, инспекции) – структурные подразделения ряда федеральных органов исполнительной власти, которые вертикально подчинены им, находятся в субъектах и отдельных регионах Российской Федерации, но не входят в систему органов исполнительной власти субъектов Федерации, на территории которых они действуют.

Все территориальные органы входят в систему органов исполнительной власти Российской Федерации и действуют под руководством соответствующих органов исполнительной власти, а по вопросам, относящимся к компетенции краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, – во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Создание, реорганизация и ликвидация территориальных органов производится соответствующим федеральным органом исполнительной власти по согласованию с администрациями субъектов Федерации.

Территориальные органы в соответствии с профилем своей деятельности участвуют в совместной работе с органами исполнительной власти субъектов Федерации по разработке и реализации программ углубления экономических реформ; информируют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации о своей работе.

Основными направлениями деятельности федеральных органов власти выступают функции по принятию различных нормативных правовых актов, по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ,