Основными задачами национального антитеррористического комитета нак являются

от 26 декабря 2015 г. N 664

Учебник для 11 класса

образован по Указу Президента России «О мерах по противодействию терроризму» от 15 февраля 2006 года. Председателем Национального антитеррористического комитета  по должности является директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

НАК обеспечивает координацию деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти по противодействию терроризму, а также готовит соответствующие предложения Президенту.Кроме того, НАК разрабатывает меры по противодействию терроризму, устранению способствующих ему причин и условий, участвует в международном сотрудничестве в этой сфере, а также решает иные задачи, предусмотренные законодательством РФ по противодействию терроризму.

В субъектах Российской Федерации образованы антитеррористические комиссии. Их возглавляют высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ.

Для организации планирования применения сил и средств по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями в составе НАК образован Федеральный оперативный штаб, а в субъектах РФ образованы оперативные штабы.

Основные задачи НАК

(в соответствии с Положением о НАК)

а) подготовка предложений Президенту Российской Федерации по формированию государственной политики в области противодействия терроризму, а также по совершенствованию законодательства Российской Федерации в этой области;

б) координация деятельности по противодействию терроризму федеральных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации, а также организация их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями;

в) разработка мер по противодействию терроризму, устранению способствующих ему причин и условий, в том числе мер по обеспечению защищенности потенциальных объектов террористических посягательств;

г) участие в международном сотрудничестве в области противодействия терроризму, в том числе в подготовке проектов международных договоров Российской Федерации в этой области;

д) подготовка предложений по обеспечению социальной защиты лиц, осуществляющих борьбу с терроризмом и (или) привлекаемых к этой деятельности, а также по социальной реабилитации лиц, пострадавших от террористических актов;

е) решение иных задач, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по противодействию терроризму.

Национальный антитеррористический комитет (НАК) — межведомственный координационный орган Российской Федерации, обеспечивающий координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму.

Основными задачами национального антитеррористического комитета нак являются

Заседание НАК в 2011 году.

Председателем НАК по должности является директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации, в настоящее время — генерал армии Александр Васильевич Бортников.

Одновременно с созданием НАК в субъектах Российской Федерации для координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений образованы антитеррористические комиссии, которые возглавляют руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Для организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями в составе НАК образованы Федеральный оперативный штаб, подчиненный Директору ФСБ России, а для управления контртеррористическими операциями в субъектах Российской Федерации — оперативные штабы, которые возглавляют руководители территориальных органов ФСБ в соответствующих субъектах России.

Для организационного и материально-технического обеспечения деятельности комитета, Федерального оперативного штаба и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации образованы: в составе ФСБ России — аппарат Национального антитеррористического комитета, в органах федеральной службы безопасности — аппараты соответствующих оперативных штабов.

Состав оперативного штаба в субъекте Российской Федерации по должностям

Состав оперативного штаба в субъекте Российской Федерации по должностям, утверждённый Указом Президента РФ от 15.02.2006 N 116 (ред. от 25.11.2019) «О мерах по противодействию терроризму» (вместе с «Положением о Национальном антитеррористическом комитете»)

Для осуществления своих задач Комитет имеет право:

а) принимать решения, касающиеся организации, координации, совершенствования и оценки эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти по противодействию терроризму, а также осуществлять контроль за их исполнением;

б) запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы и информацию от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций и должностных лиц;

в) создавать рабочие органы для изучения вопросов, касающихся противодействия терроризму, а также для подготовки проектов соответствующих решений Комитета;

г) привлекать для участия в работе Комитета должностных лиц и специалистов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также представителей общественных объединений и организаций (с их согласия);

д) вносить в установленном порядке предложения по вопросам, требующим решения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Состав НАК по должностям

Борьба с терроризмом представляет собой деятельность органов государственной власти, силовых ведомств и спецслужб по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта.

На этапе становления правовых основ противодействия терроризму управление контртеррористическими операциями на Северном Кавказе, планирование применения сил и средств по обнаружению террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении терактов на территории Северного Кавказа, а также по пресечению их деятельности осуществляли Оперативный штаб по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона России и Региональный оперативный штаб, деятельность которых регулировалась президентскими указами от 22 января 2001 г. N 61 и от 30 июня 2003 г. N 715.

Комиссия по вопросам координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в Южном федеральном округе, созданная после бесланских событий в сентябре 2004, была преобразована в Комиссию по вопросам улучшения социально-экономического положения в ЮФО. Этой комиссией в тот период времени руководил полномочный представитель Президента в ЮФО Дмитрий Козак.

В августе 2006 г. руководитель НАК Николай Патрушев на совещании глав субъектов ЮФО, которые одновременно являются руководителями антитеррористических комиссий в своих регионах, заявил, что, хотя террористическое подполье в Чечне удалось разгромить, оперативная обстановка в ЮФО сохраняется напряжённой. По его словам, «успешные контртеррористические операции послужили толчком для переноса террористической деятельности в сопредельные с Чечнёй регионы». Участились теракты в Ингушетии и Северной Осетии, население которых усиленно вооружается. Возросло количество преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия. Вновь обострились отношения между Ингушетией и Северной Осетией. Летом 2006 в населённых пунктах на административной границе между республиками была совершена целая серия убийств и взрывов.

За прошедшее время органами государственной власти были предприняты значительные усилия по нормализации обстановки в Северо-Кавказском федеральном округе, реализованы меры, направленные на совершенствование общегосударственной системы противодействия терроризму.

Указанную деятельность органы безопасности осуществляют в непосредственном взаимодействии с правоохранительными органами. В соответствии с федеральным законодательством перед подразделениями полиции и внутренних войск стоят задачи по участию в мероприятиях по противодействию терроризму, пресечению актов терроризма, в обеспечении правового режима КТО, а также в обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан, в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов. Так, в 2014 году в результате осуществления вышеназванной деятельности правоохранительным органам и спецслужбам удалось предотвратить 59 преступлений террористической направленности, в том числе 8 готовившихся терактов. К отказу от террористической деятельности удалось склонить 30 лиц, ранее связанных с бандподпольем.

Вместе с тем, борьба с терроризмом включает комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта. Пресечение террористического акта осуществляется силами и средствами органов федеральной службы безопасности, а также создаваемой группировки сил и средств. В состав такой группировки могут включаться подразделения Вооруженных Сил России, подразделения федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами безопасности, обороны, внутренних дел, юстиции, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, и других федеральных органов исполнительной власти, а также подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В результате контртеррористических операций и оперативно-боевых мероприятий на Северном Кавказе в 2014 году нейтрализованы 233 бандита, в том числе 38 главарей. Задержаны 637 членов бандподполья и их пособников. Из незаконного оборота изъято 272 самодельных взрывных устройства, значительное количество огнестрельного оружия и иных средств поражения.

Особая роль в деятельности правоохранительных органов отводится расследованию террористических актов и иных преступлений террористической направленности. В 2014 году уголовное наказание понесли 219 преступников, в их числе 4 фигуранта уголовного дела по террористическим актам в г. Волгограде.

Помимо изложенного, согласно Федеральному закону «О противодействии терроризму» организационные основы противодействия терроризму включают вопросы информирования населения в данной сфере. В целях своевременного информирования населения о возникновении угрозы террористического акта и организации деятельности по противодействию его совершению, законодательством предусмотрен ряд организационно-правовых мер. Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. № 851 утвержден Порядок установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства. При определённых условиях и соответствующих основаниях может быть установлен повышенный («синий»); высокий («желтый»); критический («красный») уровень.

Для качественного выполнения боевых задач в рассматриваемой сфере пристальное внимание уделяется мерам профилактики терроризма, которые включают различные мероприятия, например, так называемые антитеррористические учения (командно-штабные тренировки и тактико-специальные учения, в том числе международные.

Состав антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации по должностям

В конце ХХ — начале XXI века значительно возросла степень опасности террористических вызовов. Терроризм превратился в фактор, представляющий серьёзную угрозу как национальной безопасности отдельных государств, так и международной безопасности в целом.

Главными задачами террористов стало осуществление масштабных разрушений, сопровождающихся как можно большим количеством человеческих жертв, создание атмосферы напряженности и страха в обществе и оказание, тем самым, давления на органы государственной власти и местного самоуправления с целью принятия нужных террористам решений.

В Российской Федерации терроризм стал также инструментом негативного воздействия на основы конституционного строя страны и нарушения её территориальной целостности. Это со всей очевидностью показали события в Северо-Кавказском регионе, инспирированные международными террористическими организациями и политическими кругами ряда зарубежных стран.

Эскалация террористической угрозы обусловила необходимость принятия в 2006 году комплекса адекватных контрмер и создания принципиально новой общегосударственной системы противодействия терроризму.

В целях совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму 15 февраля 2006 года Президентом России Владимиром Путиным был издан Указ «О мерах по противодействию терроризму» № 116, а 6 марта 2006 года Государственной Думой России был принят Федеральный закон «О противодействии терроризму» № 35-ФЗ. Данные правовые акты составили правовую основу противодействия терроризму.

В Федеральном законе в частности были установлены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом. Закреплены вопросы международного сотрудничества России в области борьбы с терроризмом.

В законе впервые сформулированы и легально закреплены определения таких ключевых понятий как «терроризм», «террористическая деятельность», «антитеррористическая защищенность объекта (территории)», «контртеррористическая операция» «противодействие терроризму», «террористический акт», «террористическая деятельность»:

1) терроризм — идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий;

2) террористическая деятельность — деятельность, включающая в себя:

а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;

б) подстрекательство к террористическому акту;

в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;

г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности;

3) террористический акт — совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях;

4) противодействие терроризму — деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по:

а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;

5) контртеррористическая операция — комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта;

6) антитеррористическая защищенность объекта (территории) — состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определённых условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

ОБЖ

Национальный антитеррористический комитет является органом, обеспечивающим координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму, а также осуществляющим подготовку соответствующих предложений Президенту Российской Федерации.

В Российской Федерации террористическая угроза пока ещё остаётся чрезвычайно опасной. Главари террористических формирований не оставляют попыток проведения резонансных террористических актов в различных регионах страны, прежде всего на стратегически важных объектах промышленности, жизнеобеспечения, транспорта и связи, а также в местах массового скопления людей. Остаётся значительным масштаб незаконного оборота оружия, боеприпасов и других видов вооружения. В частности, сохраняется достаточно высокий уровень террористических проявлений в Северо-Кавказском федеральном округе, где продолжают действовать бандформирования и законспирированные экстремистские структуры. К этому региону не ослабевают также устремления международных террористических организаций.

В целях совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 11 б «О мерах по противодействию терроризму» образован Национальный антитеррористической комитет. В «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации» (утверждена Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г.) сказано, что Национальный антитеррористический комитет обеспечивает координацию деятельности органов власти всех уровней по противодействию терроризму, а Федеральный оперативный штаб организует планирование применения сил и средств по борьбе с терроризмом, а также управление контртеррористическими операциями.

Образование данного Комитета положило начало формированию новой структуры противодействия терроризму в Российской Федерации, направленной на решение триединой задачи: предупреждения, пресечения и ликвидации последствий террористических актов.

Этим же указом в составе Комитета для организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом был образован Федеральный оперативный штаб.

Для управления контртеррористическими операциями в субъектах Российской Федерации были образованы оперативные штабы. Кроме того, в составе Комитета для координации деятельности территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма были созданы антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации.

Указом определено, что председателем Национального антитеррористического комитета по должности является директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации, а руководителями антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации по должности являются высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации(*1).

Комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами, распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также Положением, утверждённым Указом Президента Российской Федерации.

Комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, антитеррористическими комиссиями в субъектах Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также с общественными объединениями и организациями.

Основными задачами Комитета являются

Руководство деятельностью Комитета осуществляет председатель Национального антитеррористического комитета.

Созданная в Российской Федерации система противодействия терроризму показала свою эффективность.

Благодаря скоординированным действиям федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации удалось усилить противодействие терроризму на территории Российской Федерации.

В августе 2010 г. в результате совместной спецоперации МВД и ФСБ был ликвидирован организатор взрывов в Московском метрополитене на станциях «Лубянка» и «Парк культуры», в результате которых погиб 41 человек.

Основными задачами национального антитеррористического комитета нак являются

Рис. Работа оперативного штаба по проведению контртеррористической операции в полевых условиях

Национальный антитеррористический комитет координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, руководители которых входят в его состав, в области информационно-аналитической работы по проблемам противодействия терроризму и организует подготовку информационно-аналитических материалов по проблемам, требующим межведомственной экспертной оценки и обсуждения на заседаниях Комитета. Комитет обобщает справочную и отчётную информацию субъектов противодействия терроризму для подготовки ежегодного итогового доклада Президенту Российской Федерации.

Скоординированность действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации позволила сохранить в 2012-2013 гг. позитивные тенденции по противодействию терроризму на территории Российской Федерации. Снижение количества терактов и террористических проявлений в стране было достигнуто благодаря системному наращиванию усилий в области профилактики терроризма и повышению эффективности реагирования на террористические угрозы.

Одной из приоритетных для Национального антитеррористического комитета (НАК) является задача по снижению террористической угрозы в стране и предотвращению преступлений террористической направленности. Для решения этой задачи принимаются следующие меры:

Особое внимание уделялось выработке мер по обеспечению антитеррористической безопасности в г. Сочи и г. Казани в связи с подготовкой к проведению зимних Олимпийских игр 2014 г. и Всемирной летней Универсиады в 2013 г., а также по защите от террористических угроз на транспорте и в других местах массового пребывания людей.

Оценку современного состояния системы противодействия терроризму, дальнейшее регулирование и совершенствование её ведомственных и межведомственных механизмов предполагается осуществлять на основе «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации».

Дополнительный материал к § 5

При освобождении заложников представители государственных спецслужб нередко рискуют своей жизнью ради спасения других людей. Во время операции по освобождению заложников в школе № 1 г. Беслана (Северная Осетия) в сентябре 2004 г. погибли 10 спецназовцев. Ценой их жизни были спасены сотни детей.

Представитель ФСБ подполковник Дмитрий Разумовский командовал тогда штурмовой группой. При штурме он уничтожил двух террористов на подступах к зданию школы. Затем Дмитрий выявил новую огневую точку и, отвлекая внимание на себя, первым ворвался в помещение, из которого террористы вели огонь по убегающим детям. Получив смертельное ранение, спасая заложников, он продолжал руководить действиями группы.

Указом Президента Российской Федерации за мужество и отвагу, проявленные при выполнении специального задания, подполковник Разумовский удостоен звания «Герой Российской Федерации» (посмертно).

1 сентября 2007 г. состоялось открытие памятника в исторической зоне Ульяновска – родного города героя – и проведён торжественный митинг, посвященный памяти Д. Разумовского. Митинг прошёл с участием губернатора Ульяновской области, мэра города, представителей ФСБ России, членов семьи Дмитрия, учащихся ульяновских школ. Почтить память героя приехали из Беслана матери тех детей, которых спасли спецназовцы ФСБ, а также учительница школы № 1, пережившая вместе со своими учениками страшные дни плена.

Основными задачами национального антитеррористического комитета нак являются

Рис. Памятник герою-спецназовцу в г. Ульяновске

В ежегодном конкурсе на лучшие произведения литературы и искусства о деятельности органов ФСБ в номинации «Изобразительное искусство» скульпторы Вадим и Станислав Кирилловы, авторы памятника Д. Разумовскому, получили первую премию.

(*1) Полностью состав HAK можно прочитать на сайте www.nak.fsb.ru.

Основными задачами национального антитеррористического комитета нак являются

Урок 5§ 5. Национальный антитеррористический комитет (НАК), его предназначение, структура и задачи

Основные задачи НАК

Выводы. Вопросы. Задания

Презентации к уроку

Основные задачи Национального антитеррористического комитета (НАК)

Основными задачами национального антитеррористического комитета нак являются

Основными задачами Комитета являются:

• подготовка предложений Президенту Российской Федерации по формированию государственной политики в области противодействия терроризму, а также по совершенствованию законодательства Российской Федерации в этой области;
• координация деятельности по противодействию терроризму федеральных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации, а также организация их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями;
• разработка мер по противодействию терроризму, устранению способствующих ему причин и условий, в том числе мер по обеспечению защищённости потенциальных объектов террористических посягательств;
• участие в международном сотрудничестве в области противодействия терроризму, в том числе в подготовке проектов международных договоров Российской Федерации в этой области;
• подготовка предложений по обеспечению социальной защиты лиц, осуществляющих борьбу с терроризмом и (или) привлекаемых к этой деятельности, а также по социальной реабилитации лиц, поодадавших от террористических актов;
• решение иных задач, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по противодействию терроризму.

1. Совершенствуется нормативное регулирование деятельности органов исполнительной власти при организации и проведении мероприятий по профилактике терроризма.

2. Осуществляется комплекс долгосрочных мероприятий по противодействию идеологии терроризма.

3. Последовательно реализовываются меры по силовому подавлению действующих террористов. Основное внимание при этом уделяется Северо-Кавказскому и Южному федеральным округам.

4. Проведение по расширенному спектру сценариев антитеррористических учений на территории всех субъектов Российской Федерации.

Основными задачами национального антитеррористического комитета нак являются

Работа оперативного штаба по проведению контртеррористической операции в полевых условиях

Основными задачами национального антитеррористического комитета нак являются

Основными задачами национального антитеррористического комитета нак являются

ПОЛОЖЕНИЕ О НАЦИОНАЛЬНОМ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОМ КОМИТЕТЕ

1. Национальный антитеррористический комитет (далее – Комитет) является коллегиальным органом, образованным в целях организации и координации деятельности по противодействию терроризму, осуществляемой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также антитеррористическими комиссиями и оперативными штабами в субъектах Российской Федерации, оперативными штабами в морских районах (бассейнах).

2. Комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3. В составе Комитета функционирует Федеральный оперативный штаб.

4. Основными задачами Комитета являются:

а) мониторинг состояния общегосударственной системы противодействия терроризму, подготовка предложений Президенту Российской Федерации по формированию государственной политики и совершенствованию нормативно-правового регулирования в области противодействия терроризму;

б) организация и координация деятельности по противодействию терроризму, осуществляемой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также антитеррористическими комиссиями и оперативными штабами в субъектах Российской Федерации, оперативными штабами в морских районах (бассейнах);

в) информационное сопровождение деятельности по противодействию терроризму.

5. Комитет осуществляет следующие основные функции:

а) в целях мониторинга состояния общегосударственной системы противодействия терроризму, подготовки предложений Президенту Российской Федерации по формированию государственной политики и совершенствованию нормативно-правового регулирования в области противодействия терроризму:

анализ причин и условий возникновения и распространения терроризма, разработка мер по их устранению;

мониторинг террористических угроз и террористической активности в Российской Федерации, разработка мер по противодействию этим угрозам;

анализ и оценка эффективности мер, принимаемых в области противодействия терроризму федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, антитеррористическими комиссиями и оперативными штабами в субъектах Российской Федерации, оперативными штабами в морских районах (бассейнах), разработка предложений по их совершенствованию;

подготовка проектов концепций, планов и иных документов в области противодействия терроризму;

анализ правоприменительной практики, изучение зарубежного опыта в области противодействия терроризму и подготовка на этой основе предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и его гармонизации с нормами международного права;

подготовка докладов о результатах деятельности Комитета и Федерального оперативного штаба, а также предложений по формированию государственной политики в области противодействия терроризму;

б) в целях организации и координации деятельности по противодействию терроризму, осуществляемой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также антитеррористическими комиссиями и оперативными штабами в субъектах Российской Федерации, оперативными штабами в морских районах (бассейнах):

организационное руководство, методическое обеспечение и контроль деятельности антитеррористических комиссий и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации, оперативных штабов в морских районах (бассейнах);

осуществление контроля за исполнением решений Комитета и Федерального оперативного штаба;

подготовка предложений по обеспечению антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания людей;

разработка мер по противодействию ресурсному обеспечению террористической деятельности;

формирование по согласованию с федеральными органами исполнительной власти расчета сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, привлекаемых к участию в проведении контртеррористической операции и в мероприятиях по минимизации и (или) ликвидации последствий террористического акта;

выработка решений по организации подготовки и применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, привлекаемых к участию в проведении контртеррористической операции и в мероприятиях по минимизации и (или) ликвидации последствий террористического акта, а также по совершенствованию взаимодействия этих сил и средств;

осуществление по согласованию с федеральными органами исполнительной власти контроля за состоянием готовности сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов к выполнению задач по борьбе с терроризмом;

разработка мер по противодействию распространению идеологии терроризма, а также по обеспечению защиты единого информационного пространства Российской Федерации;

определение порядка применения дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства при возникновении террористических угроз;

организация взаимодействия общественных объединений и религиозных организаций, других институтов гражданского общества и граждан с органами государственной власти, а также привлечение их к участию в противодействии терроризму;

подготовка предложений по обеспечению социальной защиты лиц, осуществляющих деятельность по борьбе с терроризмом и (или) привлекаемых к этой деятельности, а также лиц, пострадавших от террористических актов;

выработка рекомендаций по обеспечению защиты граждан Российской Федерации от террористических посягательств за пределами Российской Федерации;

в) в целях информационного сопровождения деятельности по противодействию терроризму:

своевременное информирование населения через средства массовой информации о преступлениях террористической направленности или об угрозах их совершения, а также о мерах по минимизации и (или) ликвидации последствий таких преступлений;

обеспечение согласованности позиций федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органов при взаимодействии со средствами массовой информации по вопросам, касающимся освещения преступлений террористической направленности, информирования об угрозах их совершения и о мерах, принимаемых в целях предупреждения, пресечения таких преступлений, минимизации и (или) ликвидации их последствий;

размещение в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” материалов о деятельности Комитета и Федерального оперативного штаба;

распространение ориентированной на зарубежную аудиторию информации об основных принципах и практике противодействия терроризму в Российской Федерации.

6. Комитет для решения возложенных на него задач имеет право:

а) принимать решения по вопросам, отнесенным к его компетенции;

б) запрашивать и получать в установленном порядке от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций и должностных лиц необходимые материалы и информацию по вопросам, отнесенным к его компетенции;

в) создавать рабочие органы для изучения вопросов, касающихся противодействия терроризму;

г) привлекать для участия в работе Комитета должностных лиц и специалистов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, а также представителей общественных объединений и организаций (с их согласия);

д) организовывать проверку исполнения принятых Комитетом и Федеральным оперативным штабом решений федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, антитеррористическими комиссиями и оперативными штабами в субъектах Российской Федерации, оперативными штабами в морских районах (бассейнах), общественными объединениями, организациями и должностными лицами;

е) вносить в установленном порядке предложения по вопросам, требующим решения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

ж) осуществлять взаимодействие с компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия терроризму, участвовать в пределах своей компетенции в подготовке проектов международных договоров Российской Федерации;

з) утверждать положение о наградах Комитета и их описание.

7. Комитет осуществляет свою деятельность на плановой основе в соответствии с регламентом, утверждаемым председателем Комитета.

План работы Комитета рассматривается на заседании Комитета и утверждается председателем Комитета.

8. Заседания Комитета проводятся не реже одного раза в два месяца. В случае необходимости по решению председателя Комитета могут проводиться внеочередные заседания.

9. Присутствие на заседании Комитета его членов обязательно.

В случае если член Комитета не может присутствовать на заседании, он обязан заблаговременно известить об этом председателя Комитета, а также согласовать с ним возможность присутствия на заседании (с правом совещательного голоса) лица, исполняющего его обязанности.

По решению председателя Комитета на заседание Комитета могут приглашаться иные лица.

10. Члены Комитета обладают равными правами при обсуждении рассматриваемых на заседании вопросов.

11. Заседание Комитета считается правомочным, если на нем присутствует более половины его членов.

Члены Комитета не вправе делегировать свои полномочия иным лицам.

12. Решения Комитета принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов Комитета. При равенстве голосов решающим является голос председателя Комитета.

13. В случае несогласия с принятым решением член Комитета вправе потребовать занесения его мнения в протокол заседания либо изложить в письменном виде свое мнение, которое подлежит обязательному приобщению к протоколу.

14. Решения Комитета оформляются протоколом, который подписывается председателем Комитета.

15. Решения Комитета, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами.

16. Для реализации решений Комитета могут подготавливаться проекты указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, а также проекты постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, которые представляются на рассмотрение в установленном порядке.

В случае если указанные проекты были одобрены на заседании Комитета, их согласование с органами государственной власти, представители которых присутствовали на этом заседании, не требуется.

Федеральные органы исполнительной власти, представители которых входят в состав Комитета, могут принимать акты (совместные акты) для реализации решений Комитета.

17. Информационно-аналитическое, организационное и материально-техническое обеспечение деятельности Комитета и Федерального оперативного штаба осуществляется аппаратом Комитета.

Положение об аппарате Комитета утверждается председателем Комитета.

18. Председатель Комитета:

а) организует деятельность Комитета;

б) осуществляет от имени Комитета взаимодействие с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями;

в) утверждает регламент, планы работы и отчеты Комитета;

г) определяет дату, время, место проведения и повестку дня заседания Комитета;

д) ведет заседания Комитета;

е) проводит заочное голосование (путем опроса членов Комитета) по вопросам, требующим оперативного решения;

ж) утверждает положения о рабочих органах Комитета, Федерального оперативного штаба, типовые положения о рабочих органах антитеррористических комиссий и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации, оперативных штабов в морских районах (бассейнах);

з) создает временные рабочие группы для подготовки материалов к заседаниям Комитета и Федерального оперативного штаба;

и) организует контроль за исполнением решений Комитета;

к) издает распоряжения в пределах своих полномочий;

л) формирует наградной и подарочный фонды Комитета, поощряет от имени Комитета физических и юридических лиц, отличившихся в области противодействия терроризму;

м) реализует иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации в области противодействия терроризму.

19. Председатель Комитета имеет двух заместителей, в том числе одного заместителя – руководителя аппарата Комитета.

20. По поручению председателя Комитета руководитель аппарата Комитета реализует его полномочия, перечисленные в подпунктах “б”, “з”, “и” пункта 18 настоящего Положения.

21. Члены Комитета:

а) осуществляют по поручению председателя Комитета подготовку материалов для рассмотрения на заседании Комитета;

б) организуют в пределах своей компетенции исполнение решений Комитета, в том числе путем издания ведомственных нормативных актов и соответствующих планов;

в) организуют реализацию мер по противодействию терроризму в соответствии с компетенцией государственных органов, представителями которых в Комитете они являются;

г) предлагают вопросы для рассмотрения на заседании Комитета;

д) вносят поправки в повестку дня заседаний Комитета и в проекты решений Комитета;

е) знакомятся с протоколами заседаний Комитета и отчетами об исполнении принятых решений, а также с документами, имеющими отношение к рассматриваемым на заседании Комитета вопросам, и другими материалами.

22. Решения Комитета направляются в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, в органы местного самоуправления в части, их касающейся, а также доводятся до сведения общественных объединений, организаций и граждан путем опубликования на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

23. Обеспечение реализации принятых Комитетом и Федеральным оперативным штабом решений возлагается на аппарат Комитета.

24. Комитет имеет бланк со своим наименованием и эмблему.