Хорошая поговорка «Пока гром не грянет – мужик не перекрестится» иногда становится принципом деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, обязанных исполнять требования и нормы Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и по каким-либо причинам его не исполняющих или исполняющих с нарушениями. И дело здесь не только в каком-либо умысле или надежде на русский «авось», но и в элементарном незнании норм закона. И да, это не освобождает от ответственности. Проверка уполномоченным органом вашей организации или конкретного индивидуального предпринимателя обязательно наступит. Рано или поздно «гром грянет».
Инструментарий для исполнения требований законодателем предоставлен, инструкции написаны, практика проверок сформирована. Теперь все зависит от самого субъекта правовых отношений: юриста, бухгалтера, риелтора. Жалобы проверяющим органам на «невозможность» исполнения в полном объеме норм закона из-за нехватки ресурсов (финансовых, материальных, трудовых, временных) не возымеет действия.
Выстраивать внутренний бизнес-процесс по организации работы в рамках исполнения 115-ФЗ все равно придется, привлекая соответствующие ресурсы: организовывать дополнительное рабочее место, обучать сотрудника на специализированных курсах, платить зарплату за исполнение обязанностей в рамках 115-ФЗ. В данной статье мы остановимся более подробно на обязанностях агентств недвижимости и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества. Но она будет касаться в общей части и юристов с бухгалтерами.
Как риэлтору правильно отчитаться о расчётах клиента, если расчёты по договору купли-продажи проводятся несколькими платежами, в том числе, если каждый из них менее 5 млн руб.?
Экспертом по ПОД ФТ Еленой Пинигиной по этому вопросу был направлен запрос в Росфинмониторинг, который содержал в том числе вопрос о том, обязан ли риэлтор отслеживать достижение порогового значения по договорам купли-продажи с рассрочкой платежа.
Вопрос был задан и по поводу случаев, когда по договору купли-продажи проходит несколько платежей и каждый равен или более 5 млн. руб.
Исходя из ответа Федеральной службы, риэлтор должен направить отчёт, если оплата стоимости недвижимого имущества в рамках одного договора осуществляется частями, в том числе и когда сумма отдельного платежа по договору (сделке) меньше порогового значения в 5 млн. рублей.
При этом обязанность риэлтора по представлению сведений в случае, если каждая операция менее 5 млн. руб. возникает после достижения суммы платежей порогового значения.
Таким образом, риэлтор обязан «отслеживать» расчёты по договорам своих клиентов, в том числе по которым оплата предусмотрена в рассрочку.
При формировании сообщения о такой операции по форме ФЭС 1-ФМ в показателе «Дата совершения операции» следует указать дату операции, по которой общая сумма операции составила или превысила 5 млн. рублей либо была равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 5 млн. рублей, или превысила ее.
Следует учесть и то, что если в рамках одного договора проводится несколько платежей, каждый из которых равен или превышает 5 млн. руб. риэлтор должен направить отчёт о каждой такой операции, или в рамках одного ФЭС, если будут соблюдены сроки предоставления информации для обоих платежей, или разными ФЭС.
Так что «дробить» расчёты в целях уклонения от предоставления информации в Росфинмониторинг не получится.
Эксперт по ПОД/ФТ – Пинигина Елена.
Немногие знают, что, подписывая договор купли-продажи недвижимости, они могут стать объектами «обязательного контроля».
А причина в том, что недвижимость, как известно, всегда в цене: вокруг нее крутятся большие деньги — ну а это создает благодатную почву для различных «финансовых злоупотреблений».
Наверняка все наслышаны о борьбе с легализацией доходов, полученных незаконным путем.
Закон 115-ФЗ со дня своего принятия уже успел стать причиной многих блокировок банковских карт и отказов в выдаче вкладов. Не обошел он своим вниманием и рынок недвижимости:
сделки с объектами недвижимого имущества, в результате которых передается право собственности на них, подлежат обязательному контролю, если их цена составляет 3 млн рублей и более.
В связи с этим нотариусы, адвокаты и другие лица, которые оказывают услуги по сопровождению сделок с недвижимостью (риэлторы прежде всего), обязаны сообщать обо всех подозрительных сделках, заключенных с их помощью, в Росфинмониторинг.
Разумеется, контролировать все сделки с недвижимостью стоимостью от 3 млн нет ни возможности, ни необходимости. Речь идет лишь о т.н. «подозрительных сделках», где есть веские основания полагать, что сторонам нужно не столько купить-продать недвижимость, сколько «обелить» теневые доходы.
Тогда возникает резонный вопрос: как из всего массива сделок нотариус, адвокат или риэлтор должны распознать ту самую подозрительную?
Долгое время этот вопрос оставался открытым. Но в текущем году наметилась заметная подвижка: Федеральная нотариальная палата совместно с Росфинмониторингом издали письмо, где подробно перечисляются признаки подозрительных сделок с недвижимостью (от 4 марта 2019 г. № 2192 / 01-01-40/4546).
Рассмотрим, какие сделки с недвижимостью теперь грозят их участникам проверкой от Росфинмониторинга:
24 августа 2022 г. Федеральная служба по финансовому мониторингу на своём сайте разместила письмо с разъяснениями о том, в каком случае риэлтор должен направить ФЭС в Росфинмониторинг об операции, подлежащей обязательному контролю на сумму 5 млн. руб. и выше.
«О предоставлении организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, сведений об операции, подлежащей обязательному контролю в соответствие с пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона №115-ФЗ»
«В соответствии с подпунктом 11.1 пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 331-ФЗ) (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (далее – риэлторы), обязаны выявлять и представлять в Росфинмониторинг, в том числе сведения об операции с наличными и (или) безналичными денежными средствами, осуществляемой по сделке с недвижимым имуществом, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 5 млн руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 5 млн руб., или превышает ее, как об операции, подлежащей обязательному контролю (пункт 1.1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ).
Таким образом, исходя из разъяснений Росфинмониторинга, риэлтор в любом случае обязан отчитаться о наличных и безналичных операциях с денежными средствами, проводимыми клиентом риэлтора по сделке купли-продажи недвижимости. При расчетах по договору долевого участия в строительстве, риэлтор не отчитывается.
Разъяснения Росфинмониторинга об операциях риэлторов, самозанятых риэлторах и о том, кто должен встать на учет в РФМ
Управление организации надзорной деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу рассмотрело Ваше обращение от 07.11.2022 б/н и сообщает следующее.
По вопросу 1.
Порядок заполнения показателей формализованного электронного сообщения (далее – ФЭС) содержится в Описании структур наименования, служебной и информационной частей ФЭС, описании кодов признаков, указывающих на необычный характер операций (сделок), и требованиях к технологическим электронным документам, направление которых регламентировано Особенностями представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ), утвержденными приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 8 февраля 2022 г. № 18 (далее – Форматы).
Форматы размещены на официальном сайте Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу www.fedsfm.ru (далее – официальный сайт) в разделе «Документы Росфинмониторинга».
Информационная часть ФЭС об операциях, подлежащих обязательному контролю в соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ, формируется из показателей, приведенных в таблице 3.2 «Состав и формат информационной части ФЭС об операциях, подлежащих обязательному контролю, о подозрительных операциях, а также об операциях, приостановленных в соответствии с пунктом 10 статьи 7, пунктом 8 статьи 7.5, частью 4 статьи 8 Федерального закона № 115-ФЗ» (далее – таблица 3.2) Форматов.
В соответствии со строкой 20 данной таблицы указываются сведения о лицах, непосредственно участвующих в проведении операции (сделки), а также выступающих выгодоприобретателями по операции (сделке), а именно:
По вопросам 2, 3, 4.
В целях соблюдения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее – ПОД/ФТ/ФРОМУ) предлагаем придерживаться позиции, изложенной в указанном Информационном письме.
Структура показателей ФЭС и дополнительная информация по их заполнению содержится в таблице 3.2 Форматов.
Таким образом, при направлении организацией в Росфинмониторинг сведений об операции, подлежащей обязательному контролю, описанной во втором вопросе Вашего обращения, при формировании ФЭС 1-ФМ необходимо указать следующие сведения:
По вопросу 5.
Статьей 5 Федерального закона № 115-ФЗ определен перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, обязанных принимать меры, направленные на ПОД/ФТ/ФРОМУ, к которым, в том числе, относятся риелторы.
Кроме того, принадлежность организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам Федерального закона № 115-ФЗ определяется исходя из условий заключенных договоров и характера деловых отношений, возникающих в рамках реализации данных договоров и (или) вытекающих из таковых, в том числе и при отсутствии соответствующего кода ОКВЭД.
По нашему мнению, к субъектам Федерального закона № 115-ФЗ относятся организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие вид деятельности, предусмотренный непосредственно кодом ОКВЭД 68.31.1 «Предоставление посреднических услуг при купле-продаже недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе» (68.31.11, 68.31.12).
Исходя из содержания Вашего обращения, осуществляемая организацией (индивидуальным предпринимателем) посредническая деятельность в сделках с недвижимостью между застройщиком и физическими лицами, по нашему мнению, относится к риелторской деятельности. В данном случае такие лица являются субъектами Федерального закона № 115-ФЗ, и на них распространяются все требования законодательства о ПОД/ФТ/ФРОМУ, исполнение которых предполагает, в том числе постановку на учет в Росфинмониторинге.
По вопросу 6.
В соответствии с абзацем 11 статьи 3 Федерального закона № 115-ФЗ клиент – физическое или юридическое лицо, иностранная структура без образования юридического лица, находящиеся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом.
В целях Федерального закона № 115-ФЗ, по нашему мнению, под «обслуживанием» необходимо понимать наличие гражданско-правовых отношений между лицом и организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, в которых последняя обязана совершить в пользу другого лица определенное действие в соответствии с заключенным между сторонами договором, а именно, передать имущество, выполнить работу и другое.
Учитывая изложенное, а также информацию, приведенную в обращении, при наличии гражданско-правовых отношения между застройщиком и организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, клиентами риелтора будут являться застройщики, с которыми заключены договоры по оказанию услуг, в том числе, по поиску участников долевого строительства и др.
По вопросам 7, 8, 9.
В статьях 5 и 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ поименован перечень лиц, на которых возлагаются обязанности по применению мер, направленных на ПОД/ФТ/ФРОМУ.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее – Федеральный закон № 422-ФЗ) лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров не вправе применять специальный налоговый режим.
Изложенные в обращении услуги содержат условия по осуществлению юридически-значимых действий в отношении имущества клиента «самозанятого» в целях совершения сделок с недвижимостью.
Таким образом, независимо от наименования договора, заключаемого «самозанятым», возникшие гражданско-правовые обязательства могут порождать правоотношения, предусмотренные договором поручения, агентирования или комиссии.
В рамках компетенции Росфинмониторинга сообщаем, что согласно положениям Федерального закона № 422-ФЗ применять специальный налоговый режим вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент. «Самозанятые» вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности.
Под профессиональным доходом, в рамках Федерального закона № 422-ФЗ, понимается доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доходов от использования имущества.
Статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Таким образом, деятельность, в результате которой образуется профессиональный доход, входит в понятие предпринимательской деятельности, так как она направлена на систематическое получение прибыли.
В то же время в статье 5 Федерального закона № 115-ФЗ поименованы только юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Таким образом, «самозанятые» не являются субъектами вышеуказанной статьи.
Одновременно лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг при подготовке или осуществлении от имени или по поручению своего клиента сделок и операций, поименованных в статье 7.1 Федерального закона № 115- ФЗ, обязаны выполнять требования указанного закона независимо от того, являются ли они зарегистрированными индивидуальными предпринимателями или «самозанятыми». Обозначенная обязанность возникает на основании направления деятельности, осуществляемой физическим лицом, и не связана с применяемым им режимом налогообложения.
Следовательно, в случае осуществления деятельности в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг при подготовке или осуществлении от имени или по поручению своего клиента сделок, в том числе с недвижимым имуществом и операций, поименованных в статье 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ, на «самозанятых» граждан будут распространятся требования Федерального закона № 115-ФЗ.
Подробное описание обязанностей по исполнению требований Федерального закона № 115-ФЗ изложено в Информационном сообщении Росфинмониторинга «Памятка для субъектов статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ», размещенном на официальном сайте в разделе «Меню» — «Деятельность» — «Надзорная деятельность» — «Информационные сообщения», а также в информационно-правовых системах «КонсультантПлюс» и «Гарант».
Поведение клиента вызывает подозрение
Несоблюдение требований законодательства о ПОД/ФТ, возложенных на организации и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, а также юристов и бухгалтеров может повлечь за собой административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 15.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Ответственность может наступить в форме предупреждения, административного штрафа на должностное лицо (до 50 тыс. рублей) и юридическое лицо (до 1 млн. рублей) или приостановления деятельности на срок до 90 дней. Если деятельность субъекта Федерального закона N 115-ФЗ будет содержать уголовно наказуемой деяние, то наступит уголовная ответственность.
Исходя из вышеперечисленного становится понятно, что соблюдение требований 115-ФЗ предполагает тщательный анализ каждой сделки, каждой оказанной услуги. И даже при отсутствии фактической деятельности – работа по 115-ФЗ не должна прекращаться. Для правильной работы важно оперативно знакомиться с изменениями в Федеральный закон №115-ФЗ, с новыми подзаконными актами, инструкциями, письмами уполномоченных органов. В этом вам поможет правовая система «КонсультантПлюс».
115-ФЗ: все ответы на вопросы юристов и бухгалтеров
Не тратьте время на поиски решений в разных источниках, обезопасьте себя от ошибок и штрафов. Активируйте КонсультантПлюс на 3 дня бесплатно, чтобы получить доступ к актуальным инструкциям.
Доступ на 3 дня бесплатно
Особые условия сделки
Разумеется, закон не возлагает обязанности на нотариусов или риэлторов задавать подобные вопросы, а их клиентов — отвечать на них. Да и сложно, честно говоря, представить профессионала, который позволит себе спрашивать о таких вещах своих клиентов.
Но сообщать обо всех подозрительных сделках, тем не менее, они обязаны под угрозой ответственности. Так что не давайте лишнего повода нотариусу или риэлтору заподозрить вас в отмывании денег!
FAQ
Мы собрали для вас самые часто задаваемые вопросы. Рекомендуем ознакомиться с ними для восполнения пробелов, связанных с законодательством и для получения дополнительной информации о ходе нашей работы.
Для агентств недвижимости/риэлторов
Да, должен. Статьей 5 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ) определен перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, обязанных принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, к которым, в том числе относятся организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.К организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажинедвижимого имущества, следует относить как риэлторов, так и агентов по операциям с недвижимостью, осуществляющих деятельность по подбору вариантов объектов недвижимости для их последующей купли-продажи, помощь в заключении клиентами сделок по купле-продаже объектов недвижимости, организации продажи объектов недвижимости по поручению данных лиц и т.д. Поскольку код ОКВЭД 68.31 «Деятельность агентств недвижимости за вознаграждение или на договорной основе» включает в себя ряд подгрупп, по мнению Росфинмониторинга, к субъектам Федерального закона № 115-ФЗ относятся организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, предусмотренную подгруппой 68.31.1 (68.31.11 68.31.122).
Принадлежность организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам Федерального закона № 115-ФЗ также определяется исходя из условий заключенных (заключаемых) договоров и характера деловых отношений, возникающих в рамках заключенных договоров и (или) вытекающих из таковых, в том числе и при отсутствии соответствующего кода ОКВЭД. Учитывая изложенное, в случае, если организация или индивидуальный предприниматель планируют осуществлять вышеуказанную деятельность, то, по мнению Росфинмониторинга, на них будут распространяться все требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — ПОД/ФТ), в том числе в части постановки на учет в Росфинмониторинге, использования Личного кабинета, предоставления сведений об операциях, подлежащих контролю, и др.
В случае, если индивидуальный предприниматель в рамках агентского договора фактически оказывает застройщику посредническую услугу при купле-продаже недвижимого имущества, т.е. осуществляет деятельность, подробно описанную выше по тексту, то, по нашему мнению, он является субъектом Федерального закона № 115-ФЗ и на него распространяются требования законодательства о ПОД/ФТ.В случае, если индивидуальный предприниматель оказывает посреднические услуги при купле-продаже недвижимого имущества, но несостоит на учете в Росфинмониторинге, проводится комплексный анализ его деятельности, по результатам которого принимаются соответствующие меры реагирования, в том числе проведение профилактических мероприятий, включающих взаимодействие по вопросу постановки на учет в Росфинмониторинге.
Нет. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие только предоставление консультационных услуг при купле-продаже недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе, не относятся к субъектам статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ. Организация, имеющая код ОКВЭД 68.31.3 «Предоставление консультационных услуг при купле-продаже недвижимогоимущества за вознаграждение или на договорной основе» и осуществляющая только консультационную деятельность, не является субъектом статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ и не должна вставать на учет в Росфинмониторинге.
Да, должен. Федеральный закон № 115-ФЗ не содержит каких-либо изъятий в части количества клиентов и (или) операций (сделок) с недвижимостью, влияющих на исполнение требований законодательства о ПОД/ФТ. В случае, если к финансовому консультанту обращаются клиенты за оказанием разовой, но посреднической услугой при купле-продаже недвижимого имущества, то такая организация или индивидуальный предприниматель будут являться субъектами Федерального закона № 115-ФЗ и на них будут распространяться все его требования, в том числе в части представления в Росфинмониторинг сведений по операциям (сделкам) с недвижимым имуществом.Не соблюдение требований законодательства о ПОД/ФТ влечет за собой административную ответственность, предусмотренную частями 1, 2статьи 15.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — Ко АП РФ).
Федеральный закон № 115-ФЗ не содержит каких-либо изъятий в части суммы операции (сделки) с недвижимостью, дающих право не исполнять субъектом требования законодательства о ПОД/ФТ. Отсутствие сделок купли-продажи недвижимости стоимостью свыше 3 млн руб. влияет только на исполнение требования Федерального закона № 115-ФЗ в части представления сведений, подлежащих обязательному контролю, согласно пункту 1.1 статьи 6 данного закона.
В случае, если индивидуальный предприниматель прекращает осуществлять посредническую деятельность при купле-продаже недвижимогоимущества, ему следует исключить ОКВЭД 68.31 из ЕГРИП и представить в территориальный орган Росфинмониторинга заявление о снятии с учета в порядке, предусмотренном Административным регламентом от 11.02.2019 № ЗЗ
Одновременно обращаем внимание, что Федеральным законом от 13.07.2020 № 208-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в целяхсовершенствования обязательного контроля», вступающим в законную силу с 10.01.2021, скорректирован перечень операций (сделок) с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю, и обязанность по их представлению.Подробная информация по данному вопросу размещена на официальном сайте Росфинмониторинга по адресу www.fedsfm.ru в подразделе «Прессслужба», подраздел «Новости», раздел «Информационные сообщения» — Информационное письмо от 04.08.2020 «Вниманию организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества».
У агентств недвижимости и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих посреднические услуги в сделках в недвижимостью имеется обязанность представлять в Росфинмониторинг следующую информацию:
— об операциях, вызывающих подозрение на ОД/ФТ;
— о результатах ежеквартальной (не реже 1 раза в 3 месяца) проверки по Перечням;
— о замораживании (блокирования) денежных средств и иного имущества;
— о приостановлении операций;
— об отказах в исполнении распоряжений клиентов;
— об устранении оснований для отказа в исполнении распоряжений клиентов;
— о результатах проверки системы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ;
— о рисках, выявляемых в деятельности организации.
Кроме того, у агентств недвижимости и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих посреднические услуги в сделках в недвижимостью сохранилась обязанность:
— по постановке на учёт в Росфинмониторинге до начала осуществления указанной детальности, — разработке правил внутреннего контроля, — назначению специального должностного лица, — проведению идентификации и изучения клиента, — проведению оценки риска клиентов и совершаемых ими операций, — выявлению операций, вызывающих подозрение на ОД/ФТ и представление сведений о них в Росфинмониторинг и т.д.
К подозрительным операциям могут быть отнесены следующие:
Индивидуальный предприниматель, оказывающий посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества,самостоятельно оценивает свою деятельность с учетом заявленных кодов ОКВЭД, исходя из требований законодательства, характера и условий заключенных (заключаемых) договоров.При этом постановка на учет в Росфинмониторинге носит заявительный характер.В соответствии с пунктами 2 и 3 Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу от 27.01.2014 № 584постановке на учет в Росфинмониторинге подлежат в том числе индивидуальные предприниматели, имеющие в ЕГРИП запись о соответствующем коде ОКВЭД и осуществляющие посредническую деятельность при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого
Положение о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 № 58.
В рамках установленных полномочий Росфинмониторинг осуществляет контроль за выполнением юридическими и физическими лицамизаконодательства о ПОД/ФТ посредством проведения проверок и принятия необходимых мер по устранению последствий выявленных нарушений, а также привлечение к ответственности юридических и физических лиц, допустивших нарушение законодательства в этой сфере.Проверки осуществляются в соответствии с Административным регламентом от 29.07.2014 № 1915, только в отношении поднадзорныхРосфинмониторингу субъектов, не соблюдающих требования законодательства в сфере ПОД/ФТ. В частности, решение о проведении мероприятий в рамках осуществления государственного контроля принимается Росфинмониторингом по результатам комплексного анализа деятельности субъекта и при наличии к тому оснований в части неисполнения им требований законодательства о ПОД/ФТ.Указанные проверки проводятся Росфинмониторингом строго по перечню вопросов, определенных пунктом 28 Административного регламента от 29.07.2014 № 191.Выявленные по результатам проверок нарушения требований законодательства о ПОД/ФТ влекут за собой административную ответственность, предусмотренную частями 1, 2 статьи 15.27 КоАП РФ.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» (пункт 11) рассматривался перечень посреднических (риэлторских) услуг на рынке сделок с недвижимостью, а именно:— подбор вариантов объектов недвижимости для их последующей купли-продажи;— помощь в заключении указанными гражданами сделок по купле-продаже;— организация продажи объектов недвижимости по поручению данных граждан.
С учетом указанной выше по тексту информации в части отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам Федерального закона № 115-ФЗ, а также изложенного в обращении вопроса о сопровождении сделки с недвижимостью, в частности, проведение проверки объекта и присутствии при заключении сделок с недвижимостью, по нашему мнению, указывает на оказание лицом посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, что является основанием для неукоснительного соблюдения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ, следовательно, не усматривается целесообразности снятия с учета в Росфинмониторинге.
По нашему мнению, посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества — это оказываемые клиентам услуги по подбору вариантов объектов недвижимости для их последующей купли-продажи, помощь в заключении клиентами сделок по купле-продаже объектов недвижимости, организации продажи объектов недвижимости по поручению данных лиц и т.д.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 07.08.2001 No 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон No 115-ФЗ) клиент – физическое или юридическое лицо, находящееся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом.
В целях Федерального закона No 115-ФЗ, по нашему мнению, под «обслуживанием» необходимо понимать наличие гражданско-правовых отношений между лицом и организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, в которых последняя обязана совершить в пользу другого лица определенное действие в соответствии с заключенным между сторонами договором, а именно передать имущество, выполнить работу и т.д.
Таким образом, организация обязана применять меры, предусмотренные российским законодательством в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ), только в отношении лиц, подпадающих под определение клиента, и, следовательно, обязанность по идентификации клиентов застройщика, а также по направлению сведений об операциях между застройщиком и его клиентами у организации, оказывающей посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, отсутствует.
Дополнительно сообщаем, что основные критерии выявления и признаки
необычных операций (сделок), осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или на финансирование терроризма установлены приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 No 103 «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок». Данным нормативным документом, в том числе определены критерии и признаки необычных сделок, выявляемые при осуществлении сделок с недвижимым имуществом (группа 35).
С юридической точки зрения нет, именно, на учет в Росфинмониторинг вставать не должен.
Но у организаций, оказывающих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий есть обязанность:
Приходите к нам на обучение и мы все подробно расскажем о том, что нужно делать каждый день, чтобы соблюдать требования законодательства о ПОД/ФТ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона No 115-ФЗ, индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий (далее – индивидуальные предприниматели ювелирного сектора), обязаны до приема на обслуживание (понятие дано в ответе на первый вопрос обращения) идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктом 1.4-2 указанной статьи.
Согласно пункту 1.4-2 статьи 7 Федерального закона No 115-ФЗ идентификация клиента – физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводится при покупке физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней на сумму, не превышающую 40 000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 40 000 рублей, а также при использовании персонифицированного электронного средства платежа (ЭСП) для совершения покупки физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в розницу на сумму, не превышающую 200000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 200 000 рублей, (за исключением случая, если у индивидуального предпринимателя ювелирного сектора (его работников) возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).
Учитывая изложенное, в случае, если стоимость изготавливаемого ювелирного изделия превышает 40 000 рублей, идентификация клиента должна проводиться до заключения договора на изготовление такого изделия.
2. При представлении в Росфинмониторинг сведений о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества индивидуальным предпринимателям ювелирного сектора необходимо руководствоваться информационным письмом Росфинмониторинга от 13.05.2016 No 52 «О порядке представления сведений о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (за исключением кредитных организаций)».
При формировании ФЭС 3-ФМ в показателе «Количество клиентов» учитываются все клиенты – организации и физические лица, находящиеся на обслуживании организации, с которыми заключались как разовые сделки, так и устанавливались деловые отношения, предполагающие осуществление более чем одной операции (сделки).
Обращаем внимание, что клиентом лицо признается при принятии на обслуживание независимо от проведения его идентификации в соответствии с требованиями Федерального закона No 115-ФЗ.
Дополнительно отмечаем, что законодательство о ПОД/ФТ не содержит требований по хранению документов и/или информации для учета клиентов, в отношении которых не проводилась идентификация. Субъекты первичного финансового мониторинга, в том числе индивидуальные предприниматели ювелирного сектора, определяют порядок учета таких клиентов самостоятельно (например, хранение кассовых чеков или данные фискального накопителя).
Вопрос о постановке на учет в Росфинмониторинг
1.Сменить пароль от Личного кабинета.
2.Получить справку об отсутствии судимости специального должностного лица ПОД/ФТ/ФРОМУ (далее — СДЛ).
3.Заполнить все вкладки в Личном кабинете:
Напоминаем, что через личный кабинет субъектов Росфинмониторинг частично контролирует порядок соблюдения законодательства о ПОД/ФТ в части организации и осуществления внутреннего контроля. Отсутствие активности в личном кабинете, как правило провоцирует проверку субъекта, особое внимание и требование о представлении пояснений.
2.Осуществить проверку всех своих действующих клиентов, их официальных представителей на предмет принадлежности к Перечням.
3.Составить акт о сверке своих клиентов с лицами из Перечней.
4.Сформировать формализованное электронное сообщение (ФЭС) о результатах проверки и направить его в Росфинмониторинг.
5.Сформировать и направить ФЭС об операциях, подлежащих обязательному контролю задним числом, за период с даты начала осуществления субъектной деятельности.
6.Далее, ежедневно заходить в Личный кабинет, поддерживать риск-ромашку в зеленом цвете, направлять ФЭС об операциях, проводить идентификацию клиентов.
Напоминаем, что направить отчет об операции, подлежащей обязательному контролю необходимо в трехдневный срок с даты совершения операции (сделки).
Вопросы об обучении по ПОД/ФТ
Обучение проходит онлайн, в форме вебинара и длится 8 академических часов, с 3 перерывами.
Вам будет доступна запись вебинара не меньше двух недель. Сможете в любое удобное для себя время прослушать информацию.
Мы выдаем свидетельства о прохождении обучения надлежащего образца, которые являются бланками строгой отчетности и защищенной типографской продукцией. Вы получаете сканированный образ свидетельства об обучении в день обучения, и в тот же день можете загрузить его в личный кабинет на сайте Росфинмониторинга или использовать для заполнения карты постановки на учет в Росфинмониторинге. Мы направляем оригинал свидетельства почтой России или с курьером.
Обучение в форме целевого инструктажа обязаны пройти:
Да, до начала осуществления деятельности и до постановки на учет в Росфинмониторинг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В абзаце 2 пункта 13.1-1 статьи 7 Закона No 115-ФЗ закреплено, что в случае принятия организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, решения об отказе от проведения операции, такая организация обязана представить клиенту, которому отказано в проведении операции, информацию о дате и причинах принятия соответствующего решения в порядке, установленном договором с клиентом или действующими в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, публичными правилами.
Из этого следует, что в договоре необходимо предусматривать порядок обмена юридически значимой информацией с клиентом, в том числе информацией, предусмотренной пунктом 13.1-1 статьи 7 Закона No 115-ФЗ, в том случае, если в организации по какой-либо причине не разработаны публичные правила предоставления информации или у клиента может возникнуть затруднение при ознакомлении с указанными правилами.
Считаем, что публичность правил, упомянутая в пункте 13.1-1 статьи 7 Закона No 115-ФЗ, заключается в их открытости и общедоступности.
При этом в целях соблюдения требований пункта 13.1-1 статьи 7 Закона No 115-ФЗ информируем, что помимо размещения публичных правил в свободном доступе на интернет-ресурсе организации, по нашему мнению, следует дополнительно включать в договор условие, касательно способа ознакомления клиентов с ними.
Подозрительная организация расчетов по сделке
Исчерпывающий перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, обязанных принимать меры, направленные на ПОД/ФТ, определен статьями 5 и 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ. В данный перечень, кроме всех прочих, входят организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие юридические и бухгалтерские услуги или посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Рассмотрим несколько распространенных вопросов, возникающих у агентств недвижимости и риелторов.
Это ошибочное мнение. В посредническую деятельность на рынке недвижимого имущества Росфинмониторинг включает и деятельность по подбору вариантов объектов недвижимости для их последующей купли-продажи, помощь в заключении клиентами сделок по купле-продаже объектов недвижимости, организацию продажи объектов недвижимости по поручению данных лиц, проведение проверки объекта недвижимости, присутствие при заключении такой сделки.
И это ошибка. Требования законодательства о ПОД/ФТ распространяются на субъектах Федерального закона N 115-ФЗ независимо от того, является ли предоставление посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества их основным видом деятельности или дополнительным. И самое «неприятное»: принадлежность организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам Федерального закона N 115-ФЗ определяется исходя из условий заключенных договоров и характера деловых отношений, возникающих в рамках реализации данных договоров, в том числе и при отсутствии соответствующего кода ОКВЭД.
Например, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, бухгалтер, юрист, финансовый консультант изначально не является субъектом Федерального закона N 115-ФЗ и не имеет соответствующих кодов ОКВЭД, оказал разовую посредническую услугу при купле-продаже недвижимого имущества, то он становится субъектом Федерального закона N 115-ФЗ и на него распространяются требования законодательства о ПОД/ФТ.
Нет, ничего не делать не получится. Если индивидуальный предприниматель прекращает осуществлять посредническую деятельность при купле-продаже недвижимого имущества, то единственное правильное решение в данной ситуации – это исключить соответствующий код ОКВЭД группы 68.31 из ЕГРИП и представить в территориальный орган Росфинмониторинга заявление о снятии с учета. И в дальнейшем фактически не оказывать такие услуги. Иначе – смотрите ответ на предыдущий вопрос.
Нет, это не так. Обязанность по соблюдению требований субъектами Федерального закона N 115-ФЗ – это целый комплекс действий. И отмененное требование в предоставлении сведений по сделке равной или свыше 3 000 000 рублей – это лишь одно из целого перечня. Остался целый ряд обязанностей, например: проводить идентификацию и изучать своих клиентов (их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев), оценивать их риски, проводить проверки наличия среди своих клиентов лиц из Перечней и представлять сведения о таких проверках в Росфинмониторинг, выявлять сомнительные операции (сделки) и информировать о них Росфинмониторинг.