Руководитель Федеральной антимонопольной службы Максим Шаскольский представил правительству очередной доклад о состоянии конкуренции в России. В 2020 году в центре внимания было регулирование цифрового и фармацевтического рынков, передает пресс-служба ведомства.
- Рынок в цифре: как сохранить конкуренцию
20 мая, 13:54
- Пленум, прецеденты и безграничные картели: антимонопольные проблемы
18 июня, 13:45
Шаскольский отметил, что развитие информационных технологий ведет, в числе прочего, и к появлению новых типов антиконкурентного поведения. Чтоб предотвратить такие риски, ФАС разработала так называемый «пятый антимонопольный пакет».
В 2019 — 2020 годах прошла перерегистрация всех зарегистрированных цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты. Антимонопольное ведомство пересмотрело стоимость по более чем 14 000 наименований и половину из них снизило в среднем на 35%. Это приведет к экономии примерно 35 млрд руб. в год для потребителей и российского бюджета.
В минувшем году ФАС также продолжила контроль за ценообразованием естественных монополий, особенно в сфере обращения с твердыми отходами. В результате в Краснодарском крае соответствующие тарифы снизились на 28%, в Псковской области — на 16%, в Красноярском крае — на 14 %, в Нижегородской области — на 5 %.
Экономически обоснованные тарифы стимулируют конкуренцию и способствуют эффективности бизнеса, подчеркнул Максим Шаскольский.
Заметным достижением ФАС он назвал отмену национального и внутрисетевого роуминга.
Заложенные в новом Национальном плане развития конкуренции на период 2021—2025 годы мероприятия позволят решить еще сохраняющиеся системные проблемы по развитию конкуренции, подытожил глава ФАС.
1 Апреля 2021
В рамках заседания Комиссии по конкурентному праву и совершенствованию антимонопольного законодательства АЮР прошло обсуждение проекта Доклада о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2020 год.
«В январе на сайте Федеральной антимонопольной службы была размещена укрупненная структура Доклада о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2020 год. Сейчас мы уже подходим к завершающей стадии подготовки текста документа. Информацию по оценке состояния конкуренции в стране ФАС России собирает от всех заинтересованных общественных объединений. Услышать мнение профильных ассоциаций всегда полезно», – сообщил заместитель руководителя ФАС России и председатель Комиссии по конкурентному праву и совершенствованию антимонопольного законодательства Ассоциация юристов России Сергей Пузыревский.
Заместитель начальника Правового управления ФАС России Марьяна Матяшевская рассказала участникам заседания о ходе работы над 15-ым докладом.
«Подготовка доклада о состоянии конкуренции – это каждый год для нас большая и планомерная работа. Мы учитываем позиции всех заинтересованных лиц, включая регуляторов – федеральных органов исполнительной власти, а также общественных организаций, которые объединяют экспертное и деловое сообщество. В этом году мы впервые инициативно разработали методические рекомендации именно для институтов гражданского общества, чтобы их работа по представлению материалов была максимально комфортной. По итогам анализа представленной информации в докладе будет отражен аналитический обзор позиций таких институтов», – сообщила заместитель начальника Правового управления ФАС России и член Комиссии Марьяна Матяшевская.
Также предложено отразить в докладе за 2020 год вопросы состояния экономики и товарных рынков в России в период пандемии и постпандемийный период, состояния и перспектив развития малого и среднего бизнеса, а также сделать акцент на цифровизации.
Было отмечено, что 2020 год является финальным для реализации мероприятий Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы. В Докладе будет приведена оценка реализованных мероприятий и достигнутых за этот период результатов.
На сегодняшний день предложения уже поступили от Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опоры России» и Общероссийской общественной организации «Деловая Россия». Материалы для включения в доклад поступили также от большинства федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, в этом направлении задействованы и региональные органы власти.
Институты гражданского общества еще могут направить свои предложения по оценке состояния конкуренции (аналитическая оценка по итогам обобщения позиций общественных объединений) в адрес ФАС России до 10 апреля.
Методические рекомендации по подготовке Доклада для объединений и ассоциаций размещены на сайте ФАС России по ссылке https://fas.gov.ru/documents/687682.
Форма 1-ГОЗ — это обязательный отчетный документ, представляемый организациями оборонно-промышленного комплекса. Последний раз его сдавали в 2021 году.
Важные новости о предоставлении в 2023 году
30.01.2023 ФАС на официальном сайте разместила информацию о представлении отчетности по ГОЗ в 2023 году. В ней разъяснено, что представление формы 1-ГОЗ для организаций — головных исполнителей и исполнителей государственного оборонного заказа не требуется. Мотивировано это тем, что отчет представляется по требованию контролирующего органа. В 2023 году такого требования не выставлялось.
Кто обязан был предоставлять
Отчетность в ФАС представляется исполнителями и головными исполнителями гособоронзаказа в соответствии со статьей 15.3 Федерального закона №275-ФЗ от 29.12.2012. Обязанность возложена не на все организации, а только на внесенные в реестр оборонно-промышленного комплекса.
Ведение реестра предприятий ОПК возложено на Министерство промышленности и торговли (Постановление Правительства №96 от 20.02.2004). В настоящий момент перечень организаций ОПК утвержден приказом Минпромторга России №1828 от 03.07.2015. Форму отчета по госконтракту в ФАС 1-ГОЗ представляют все указанные в нем организации, являющиеся головными исполнителями, исполнителями ГОЗ. Если у предприятия нет на исполнении контрактов, заключенных в рамках исполнения гособоронзаказа, оно представляет информационное письмо об отсутствии обязательств и заполняет только страницу 3 отчета.
Форма и сроки представления
Ежегодно форму отчета и сроки ее представления размещает ФАС на официальном сайте. Отчетность по форме 1-ГОЗ в ФАС в 1С не реализована, поэтому заполнение производится с использованием размещенной на сайте ФАС формы в Excel.
Отчет состоит из трех страниц, обязательными для заполнения являются все, но сроки представления их различны. Отчетность сдается ежеквартально и заполняется нарастающим итогом с начала года. Сроки предоставления 1-ГОЗ в ФАС в 2020 году установлены следующие:
Порядок представления
Федеральная антимонопольная служба в информационном письме об отчетности размещает пояснения, как заполнить формы 1-ГОЗ, и разъясняет порядок ее представления. Отчет сдается в бумажном и в электронном виде в формате Excel. Не допускается представлять отчет в электронном виде с формированием данных в таблице Excel с использованием формул. Порядок сдачи и получатели зависят от того, является ли секретным отчет 1-ГОЗ в ФАС (это не всегда так).
Если ограничений на распространение информации нет:
- В электронном виде в формате Excel отчетность направляется на электронный адрес 1goz@fas.gov.ru. Одновременно направляется сопроводительное письмо в формате *.pdf. Без него датой сдачи отчетности признают дату получения бумажного отчета. Обязательным требованием является указание наименования отчитывающейся организации в теме сообщения.
- Оригинал формы 1-ГОЗ и сопроводительного письма, подписанные уполномоченными лицами, направляются по адресу: ул. Садовая-Кудринская, д. 11, г. Москва, 125993 на имя заместителя руководителя ФАС Фесюка Даниила Валерьевича.
Если отчет 1-ГОЗ содержит информацию с грифом «конфиденциально», «для служебного пользования», оригинал отчета, подписанного уполномоченными лицами организации, направляется в бумажном виде по адресу:
Уланский пер., д. 16, к. 1, г. Москва, 101990 на имя заместителя руководителя ФАС Фесюка Даниила Валерьевича.
Обязательным приложением к направляемой отчетности является компакт-диск или USB-накопитель с заполненным отчетом в формате Excel.
Инструкция по заполнению
Обязательными для заполнения при наличии ГОЗ-контрактов являются все страницы отчетности. Инструкция по заполнению формы 1-ГОЗ выделяет обязательную информацию, отсутствие которой приведет к тому, что отчетность не примут.
Установленный порядок заполнения приложения 1 формы представления антимонопольному органу определяет обязательной к заполнению следующую информацию:
- Данные обо всех контрактах, выполняемых предприятием в 2020 году.
- Данные обо всех контрактах, заключенных в предыдущие периоды, обязательства по которым не выполнены исполнителем или заказчиком.
- По каждому контракту идентификатор госконтракта, сведения о заказчике с указанием ИНН, данные о предмете госконтракта (наименование, шифр продукции, работ, услуг).
При заполнении страницы 2 формы 1-ГОЗ обязательно указываются:
- Сведения о контрактах, при подписании которых между сторонами возникли разногласия, или которые были расторгнуты, признаны недействительными или имел место отказ от заключения. Для каждого такого контракта указываются причины возникновения проблем.
- По исполняемым контрактам приводится информация о:
- ходе исполнения;
- плановом и фактическом сроке исполнения;
- причинах неисполнения, ненадлежащего исполнения;
- при получении кредита на выполнение работ — о доле кредитных средств, ставке, наименовании банка;
- непоставленных образцах военной и спецтехники — наименование и количество;
- сумме погашенной и непогашенной кредиторской задолженности, возникшей в рамках исполнения госконтракта.
Страница 3 заполняется всеми предприятиями ОПК, даже если они не являются исполнителями по контрактам ГОЗ. В ней отражаются:
- Данные бухучета на отчетную дату.
- Объем всей выпускаемой продукции и объем выпускаемой продукции по гособоронзаказу.
- Отдельно объем выпускаемой военной продукции — всего и в рамках исполнения гособоронзаказа.
Подписывает отчет по форме 1-ГОЗ руководитель организации.
Ответственность за непредставление
Для организаций, которые несвоевременно представляют отчетность, установлена административная ответственность. Она применяется к нарушителям в соответствии с частью 2 статьи 19.7.2 КоАП РФ, штраф составляет:
- для юридических лиц — от 100 000 до 500 000 рублей;
- для должностных лиц — 15 000 рублей.
Об авторе этой статьи
- В 2003 году закончила ВЗФЭИ по специальности Финансовый менеджмент факультета Финансы и кредит. С 2008 года работаю в должности главного бухгалтера. Являюсь обладателем сертификата ДипИФР-Рус.