Тема 1. “Правовая экспертиза нормативных актов
1.
Понятие и предмет правовой экспертизы
правовых актов.
2.
Виды правовой экспертизы правовых
актов.
3.
Значение правовой экспертизы проектов
нормативных правовых актов в процессе
нормотворчества.
4.
Субъекты правовой экспертизы правовых
актов.
5.
Правовое регулирование экспертной
деятельности.
Законотворческий процесс начинается с разработки проекта федерального закона, который впоследствии будет представлен на рассмотрение и утверждение в высшие законодательные органы страны.
Когда назначается процедура экспертизы федерального законопроекта?
После разработки проекта федерального закона, он в обязательном порядке проходит процедуру правовой экспертизы, устанавливающей отсутствие противоречий требованиям конституции.
Кем осуществляется правовая экспертиза федеральных законопроектов?
Правовая экспертиза проекта федерального закона осуществляется:
Назначение повторной правовой экспертизы или согласительной комиссии
В случаях несогласия законодательных органов с выводами правовой экспертизы назначаются повторные правовые исследования или назначается согласительная комиссия в состоящая из пяти экспертов от различных экспертных образований.
Рекомендации экспертов по исправлению проектов закона
В процессе проведения правовой экспертизы экспертами выносятся заключения о соответствии законопроекта требованиям конституции и в случае выявления противоречий предлагаются рекомендации по устранению или исправлению ошибочных пунктов.
Утверждение и опубликование закона
После проведения правовой экспертизы проект федерального закона передается на рассмотрение и утверждение в Думу и после одобрения депутатами проект утверждается президентом. Федеральный закон, утверждённый президентом страны, вступает в силу после его опубликования.
Любые проекты правовых актов после разработки должны пройти правовую экспертизу на соответствие требованиям конституции правового государства. Правовую экспертизу осуществляют юристы из независимых экспертных организаций‚ имеющих аккредитацию в органах власти.
Что такое правовая экспертиза правовых актов?
Правовая экспертиза проектов правовых актов является обязательной процедурой в соответствии с требованиями Минюста страны. Для выполнения этих условий разработан порядок проведения правовой экспертизы проектов правовых актов, который является обязательным к исполнению во всех регионах Российской Федерации.
Когда назначается правовая экспертиза проектов правовых актов?
Учитывая то‚ что в каждом регионе имеются индивидуальные условия жизнеобеспечения‚ правовые акты также устанавливаются местными органами самоуправления и перед принятием акта к исполнению вся созданная документация проходит правовую экспертизу.
Свойства результатов правовой экспертизы
Результаты правовой экспертизы не имеют доказательности и носят чисто рекомендательный характер. Назначить проведение правовой экспертизы может любое лицо, считающее‚ что его конституционные права нарушены.
Цели проведения правовой экспертизы
Правовая экспертиза проектов правовых актов проводится при необходимости получения информации о соответствии правовых актов, принимаемых органами власти требованиям конституции на стадии разработки проекта.
В задачи правовой экспертизы входит определение соответствия проекта правового акта законодательству страны, в случае наличия противоречий такие акты с описанием причин и с соответствующими рекомендациями возвращаются разработчику или в прокуратуру для внесения соответствующих изменений, поправок или дополнений.
Правовая экспертиза призвана для того, чтобы устанавливать соответствие документов с правилами действующего законодательства. Независимо от области действий, принципы и методы остаются неизменными.
Цель правовой экспертизы
Экспертиза проектов правовых актов целесообразна в ситуациях, когда существуют некоторые сомнения в точности и действительности разнообразных документов. Цель правовой экспертизы – выявить возможные ошибки и правонарушения, и забраковать или исправить документ, если на то есть необходимость. Основные цели экспертизы правовых актов заключаются в следующих пунктах:
Критерии для оценки
Экспертиза правовых актов включает в себя соответствие ряду критериев, основными из которых считаются:
Виды экспертизы
Экспертиза нормативно-правовых актов может соответствовать таким видам, как:
Стоит отметить, что юрист организации, в которую вы обратились, самостоятельно готовит все необходимые материалы и документы, которые имеют отношение к любому из пяти видов проверок.
Экспертный
процесс –
совокупность последовательных, логически
взаимосвязанных действий уполномоченных
субъектов по проведению исследования
и правовой оценки правовых актов по
вопросам правовой экспертизы.
1.
Принятие решение о назначении экспертизы.
2.
Формулирование вопросов для экспертизы.
3.
Определение (выбор) эксперта (экспертного
учреждения).
4.
Оформление запроса и направление его
эксперту (оформление отношений с
экспертом).
Этапы
проведения правовой экспертизы НПА:
– а.
основанием производства экспертизы,
– б.
представленными на экспертизу объектами
(актами),
– в.
поставленными вопросами.
2.
Определение методов проведения
исследования (экспертизы).
4.
Составление плана исследования.
2.
Стадия раздельного исследования объектов
экспертизы (акта, части акта).
Раздельный
анализ характеристик объекта экспертизы
(акта, юридической конструкции, отдельного
элемента):
–
определение родового элемента,
–
выявление общих и частных характеристик.
3.
Стадия сравнительного исследования
объекта экспертизы (акта).
1.
Установление совпадений или различий
в признаках сравниваемых объектов.
2.
Анализ совпадений или различий.
3.
Выявление отклонений от общих
характеристик.
4.
Стадия обобщения, оценки результатов
и формулирование выводов.
1.
Определяется значимость выявленных
признаков и характеристик.
2.
Квалификация исследованной информации
с учетом выявленных признаков и
характеристик.
3.
Формулирование итоговых выводов и
ответов на вопросы экспертизы.
Практическая
схема поэтапных действия при проведении
правовой экспертизы НПА:
1.
Установление нормативности правового
акта.
2.
Установление компетенции субъекта на
издание правового акта.
3.
Установление правомерности формы
правового акта.
4.
Установление соблюдения процедуры
издания правового акта.
5.
Определение достаточности правового
регулирования и наличие пробелов.
6.
Определение необходимости, рациональности,
эффективности и правовой целесообразности
правового регулирования.
7.
Установление соответствия акта
Конституции и нормам международного
права.
8.
Определение предмета ведения, в рамках
которого принят акт.
9.
Установление соответствия акта иным
актам большей юридической силы.
10.
Определение внутренних противоречий
в акте, а также технико-юридических
ошибок.
11.
Формулирование итоговых выводов по
исследованию.
1. Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются:
1) в требовании прокурора об изменении нормативного правового акта или в обращении прокурора в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации;
2) в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 настоящего Федерального закона (далее – заключение).
2. В требовании прокурора об изменении нормативного правового акта и в заключении должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.
3. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования и учитывается в установленном порядке органом, организацией или должностным лицом, которые издали этот акт, в соответствии с их компетенцией. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа и учитывается в установленном порядке органом, который издал этот акт, в соответствии с его компетенцией.
4. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта может быть обжаловано в установленном порядке.
4.1. Заключения, составляемые при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных пунктом 3 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, носят обязательный характер. При выявлении коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также в уставах муниципальных образований и муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований указанные акты не подлежат государственной регистрации.
(часть 4.1 введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
5. Заключения, составляемые при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2 и 4 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, носят рекомендательный характер и подлежат обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом.
(часть 5 в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Разногласия, возникающие при оценке указанных в заключении коррупциогенных факторов, разрешаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
Модуль 1. Правовая
экспертиза нормативных актов и их
проектов: понятие, предмет, виды, субъекты,
правовое регулирование.
Правовая
(юридическая) экспертиза нормативных
правовых актов и проектов нормативных
правовых актов — это исследование
законов и подзаконных актов, а также
проектов законов и подзаконных актов,
проводимое на основании нормативного
предписания компетентным в сфере
юриспруденции субъектом, с целью
определения его соответствия системе
законодательства и требованиям
юридической техники, в результате
которого выносится мотивированное
заключение.
Предметом
правовой экспертизы является
установление соответствия нормативного
правового акта, его целей и задач,
предмета правового регулирования,
компетенции органа, принявшего правовой
акт, содержащихся в нем норм, требованиям
Конституции Российской Федерации и
федеральных законов, а также оценка
нормативного правового акта требованиям
юридической техники (в том числе проверка
наличия необходимых реквизитов,
соблюдения порядка принятия и обнародования
(публикации) нормативного правового
акта).
Методы
правовой экспертизы правовых актов
– это приемы и способы исследования
(познания) соответствующих элементов,
входящих в предмет правовой экспертизы.
1)
Формально-юридический метод – базовый
метод, позволяющий провести анализ
правовых норм с точки зрения правовых
закономерностей, принципов права, метода
правового регулирования, иерархии
правовых норм, юридической техники и
т.д.
2) Системный
метод – метод, позволяющий провести
анализ правовых норм с точки зрения их
места в системе правового регулирования,
взаимосвязи с другими нормами права.
3)
Сравнительно-правовой метод – метод,
позволяющий провести сравнительный
анализ правовых норм с аналогичными
или имеющими общие характеристики
правовыми институтами и нормами в данном
или иных правовых комплексах (институтах,
подотраслях, отраслях, правовых системах),
4) Логический
метод – метод, позволяющий провести
анализ правовых норм с точки зрения
логики.
–
логико-семантический метод анализа
(интерпретационный)
–
логико-структурный метод анализа
– метод
экспертного прогнозирования
– метод
экспертных оценок
1. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится:
1) прокуратурой Российской Федерации – в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом “О прокуратуре Российской Федерации”, в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации;
2) федеральным органом исполнительной власти в области юстиции – в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке и согласно методике, определенным Правительством Российской Федерации;
3) органами, организациями, их должностными лицами – в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
2. Прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся:
1) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;
2) государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона;
3) социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.
3. Федеральный орган исполнительной власти в области юстиции проводит антикоррупционную экспертизу:
1) проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, – при проведении их правовой экспертизы;
2) проектов поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов, подготовленным федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, – при проведении их правовой экспертизы;
(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 329-ФЗ, от 21.10.2013 N 279-ФЗ)
3) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований – при их государственной регистрации;
4) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации – при мониторинге их применения и при внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
4. Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.
5. Органы, организации, их должностные лица в случае обнаружения в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры.
6. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, принятых реорганизованными и (или) упраздненными органами, организациями, проводится органами, организациями, которым переданы полномочия реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций, при мониторинге применения данных нормативных правовых актов.
(часть 6 введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
7. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, принятых реорганизованными и (или) упраздненными органами, организациями, полномочия которых при реорганизации и (или) упразднении не переданы, проводится органом, к компетенции которого относится осуществление функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, при мониторинге применения данных нормативных правовых актов.
(часть 7 введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
8. При выявлении в нормативных правовых актах реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций коррупциогенных факторов органы, организации, которым переданы полномочия реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций, либо орган, к компетенции которого относится осуществление функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, принимают решение о разработке проекта нормативного правового акта, направленного на исключение из нормативного правового акта реорганизованных и (или) упраздненных органа, организации коррупциогенных факторов.
(часть 8 введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
Коррупциогенными факторами при экспертизе нормативных правовых актов являются
Подборка наиболее важных документов по запросу Коррупциогенными факторами при экспертизе нормативных правовых актов являются (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Нормативные акты
Принципы
проведения экспертизы –
исходные регулирующие начала, определяющие
фундаментальные основы экспертизы.
4.
Ясности и чёткости изложения текста
заключения.
7.
Научности методов исследования.
3 Вопрос. Методика проведения специально-юридической правовой экспертизы нормативных правовых актов.
Методика
экспертизы – совокупность
способов (методов) исследования, правила
и порядок исследования правового акта
по вопросам, входящим в предмет правовой
экспертизы.
Таким
образом, методика охватывает:
Вопрос 1. Понятие и предмет правовой экспертизы правовых актов.
Экспертиза
(франц.
expertise, от лат. expertus — опытный)
— исследование специалистом (экспертом)
каких-либо вопросов, решение которых
требует специальных познаний в области
науки, техники, искусства и т. д. (из
лекции)
Из
словарей определения экспертизы:
–
анализ, исследование, проводимые
привлеченными специалистами (экспертами),
экспертной комиссией, завершаемые
выпуском акта, заключения, в отдельных
случаях — сертификата качества,
соответствия;
–
проверка подлинности денежных знаков,
ценных бумаг, документов, проверка
качества товаров, работ, услуг;
–
углубленный анализ определенного
объекта (в том числе информационного),
который основан на использовании
накопленных профессиональных знаний
и собственного опыта эксперта и итогом
которого является заключение, оформленное
в соответствующем процедурном порядке
в виде официального документа установленной
формы в целях обеспечения принятия
ответственного решения по исследуемому
вопросу.
–
это комплексный правовой институт,
который базируется на нормах различной
отраслевой п р и н а д леж н о с т и ( к о
н с т и т у ц и о н н о г о, муниципального,
административного права и др.).
–
совокупность норм права, регламентирующих
о б щ е с т в е н н ы е о т н о ш е н и я в с
ф е р е организации, назначения, проведения
правовых экспертиз, а также использования
их результатов в юридической практике.
(Е-Д.С.
Третьякова, И.А. Закиров)
Характеристика
института правовой экспертизы (А.А.
Разуваев и др.):
Функция
органов публичной власти:
– о
с у щ е с т в л я е т с я в ц е л я х в ы р а
б о т к и федеральными органами
государственной в л а с т и в п р е де л
а х и х п о л н ом о ч и й , вытекающих из
пункта «а» части 1 статьи 72 Конституции
РФ, совместно с органами государственной
власти субъектов РФ мер по обеспечению
соответствия конституций, уставов,
законов и иных правовых актов Конституции
РФ и федеральным законам.
–
это действия специально уполномоченного
государством органа или лица по оценке
НПА либо его проекта (его формы, целей
и задач, предмета правового регулирования,
компетенции органа, принявшего акт,
содержащихся в нем норм, порядка принятия
и опубликования) на п редме т с о о тве
тс твия требованиям конституции и
законодательству, а также на предмет
наличия либо отсутствия у с л ов и й д
ля п р ояв ле н ия ко р ру п ц и и –
коррупциогенных факторов. (А.Ю.
Гулягин)
–
это исследование, проводящееся экспертом
по решению или поручению уполномоченных
на то лиц или без такого, но в силу прямого
указания нормативных правовых актов,
основанное на применении специальных
знаний с целью использования его
результатов в юридической деятельности.
(И.А.
Закиров)
Характеристика
правовой экспертизы, как исследования:
1.
Разновидность интеллектуальной
познавательной деятельности.
2.
Цель и результат – новое знание.
3.
Имеет системный характер и стратегическую
последовательность.
4.
Применяются научные методы, научный
язык, научный аппарат (объект, предмет,
критерии оценки, гипотезы, задачи).
5.
Доказательный характер и обоснованность
всех выводов.
–
это правовая оценка формы правового
акта, его целей и задач, предмета правового
регулирования, компетенции органа,
принявшего правовой акт, содержащихся
в нем н о р м , п о р я д к а п р и н я т и я
, о б н а р о д о в а н и я (опубликования)
на предмет соответствия требованиям
актам большей юридической силы, оценка
соответствия правового акта требованиям
юридической техники (в том числе проверка
наличия необходимых реквизитов), а также
изучение сос тояние правово го ре
гулирования в соответствующей сфере
правоотношений (пункт
11 Приказ Минюста РФ от 31 мая 2012 г. № 87
“Об утверждении Методических рекомендаций
по проведению правовой экспертизы
нормативных правовых актов субъектов
Российской Федерации”)
Признаки
правовой экспертизы (И.А. Закиров и др.):
1.
Это специальное исследование.
2.
Имеет определенную цель.
3.
Основана на использовании правовых
познаний.
4.
Осуществляется специальными субъектами
– экспертами.
5.
Формальность – завершается предоставлением
заключения.
6.
Выполняется по поручению или на основании
правового предписания.
7.
Содержит ответы на поставленные вопросы.
8.
Осуществляется в качестве стадии
определенного процесса.
9.
Направлена на выявление недостатков
(несоответствий).
10.
Имеет оценочный характер.
Состав
правовой экспертизы правовых актов
(И.А. Закиров, И.С. Андреев) –
совокупность всех элементов правовой
экспертизы.
Объект
–
м а т е р и а л ь н ы й н о с и т е л ь и н ф
о р м а ц и и , подвергаемый исследованию.
Предмет
–
информация о различных сторонах,
свойствах и признаках объекта, на
получение которой направлено экспертное
познание (как правило – соответствие
нормы права).
Субъект
–
лицо осуществляющее исследование
(эксперт).
Содержание
–
действия и операции, осуществляемые
экспертом.
Результат
–
итоговые выводы, полученные при проведении
экспертизы.
Предмет
правовой экспертизы правовых актов
Лектор:
Гончаров Максим Владимирович
–
Учебное пособие. Правовая экспертиза
нормативных актов (Е.В. Раздъяконова,
Е.-Д.С. Третьякова)
–
Учебное пособие для Вузов. Правовая
экспертиза нормативных актов (А.В.
Нечкин)
–
Антикоррупционная экспертиза нормативных
правовых актов и проектов нормативных
правовых актов: памятка – М.: Генеральная
прокуратура Российской Федерации, 2019
г
–
Учебное пособие. Антикоррупционная
экспертиза нормативных правовых актов
и проектов нормативных правовых актов.
Организация и вопросы документирования
(С.Ю. Кабашов, Ю.С. Кабашова)