Перечень подозрительных операций согласно 115 фз

С 1 июля 2022 года в силу вступила новая версия закона 115-ФЗ, по которому банковских клиентов, компании и ИП, будут делить на три группы по степени риска совершённых подозрительных операций — обналичиванию и отмыву денег.

Так, в красной группе будут находиться предприниматели и фирмы, которые участвуют в сложных схемах и через которые проходят сомнительные денежные операции. Центробанк считает, что численность таких клиентов составляет 0,7 % от всего бизнеса. Их счета будут замораживать, а компанию или ИП даже смогут принудительно ликвидировать.

К жёлтой группе будут относиться организации и бизнесмены, которые проводят как реальные, так и сомнительные операции. Последние банки будут блокировать. По подсчётам Центробанка, таких банковских клиентов — около 0,3 %.

В зелёную группу войдут организации и ИП, ведущие реальную хоздеятельность и не участвующие в сомнительных схемах и операциях. Их платежи ограничиваться не будут. Центробанк оценивает число таких клиентов в 99 %.

В какую группу должны попасть клиенты, Центробанк будет определять по данным хозопераций, налоговой нагрузке, историческому поведению предпринимателя. Всю эту информацию ЦБ получает из банков, ФНС, Росфинмониторинга и информирует банки о том, к какой категории отнёс фирму или бизнесмена. Окончательно решение, доверять ли оценке ЦБ, лежит на банках: они могут как просто согласиться с ней, так и принять к сведению (см. п. 2 ст. 7.6 № 115-ФЗ). Специалисты при этом уверены, что разногласия между оценкой ЦБ и кредитных организаций почти исключены.

Что ЦБ подразумевает под подозрительными операциями

В законодательстве нет чёткого определения, что является подозрительной операцией. Кроме того, ЦБ не раскрывает свои алгоритмы оценки, поэтому нельзя доподлинно узнать, что, по его мнению, будет считаться таковой операцией, однако некоторые её признаки перечислены в уже упомянутом 115-ФЗ (см. ст. 6), положении Банка России от 02.03.2012 № 375-П и приказе Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103.

К подозрительным финансовым операциям могут отнести случаи, например, когда клиент без указания причин отказался предоставить по операции пояснительные документы. Или, например, когда через счёт фирмы или предпринимателя проводятся только транзитные финансовые операции. Если клиент не оплачивает налоги с данного счёта, не начисляет зарплату или получает деньги на счёт и сразу же их снимает, это также может вызвать у банка вопросы. Если подобные ситуации повторяются из раза в раз или, хуже всего, комбинируются друг с другом, это даст банку основание отнести клиента к красной группе риска и установить за ним контроль.

Как узнать, какой риск присвоили юрлицу

По закону (см. п. 8 ст. 7.7 115-ФЗ), узнать о том, что юрлицо находится в группе риска, клиент сможет только в том случае, если банк отнесёт его к красной группе. Так, его уведомят об этом в течение пяти рабочих дней. В целом же банки не обязаны предоставлять клиентам информацию о том, в какую группу их определили. Но если клиент всё же хочет уточнить свой статус, он может направить запрос в обслуживающий банк. Не ответить на запрос предпринимателя банк не может — по закону, информация о рисках совершения подозрительных операций юрлицом является открытой (см. ст. 9.1 ФЗ от 10.07.2002 № 86-ФЗ). При этом число запросов от клиента не ограничено.

Что будет, если юрлицо оказалось в одной из трёх групп

Если клиент попадает в красную группу, банк, согласно ст. 7.7 № 115-ФЗ, приостанавливает все денежные и имущественные операции по счёту, не позволяет выдать остаток денег или перевести его на другой счёт, а также отказывает в переводе средств через систему быстрых платежей (СБП) и в других электронных операциях. При этом закон позволяет, например, осуществлять бюджетные платежи, перечислять зарплату тем работникам, которые были в штате до блокировки счёта, и только в тех суммах, которые были ранее, и т. д.

Если клиент оказывается в жёлтой группе, банк будет запрашивать дополнительные документы и пояснения по тем операциям, которые провёл предприниматель. Решение о блокировке или допустимости операции будет приниматься по двум условиям — предоставил клиент пояснения или нет, и какой характер носила финансовая операция.

С зелёной группой всё просто — фирмы, которые отнесли в эту категорию, не заметят для себя каких-либо изменений. Банк не сможет отказывать в операциях ни по внутренним, ни по внешним счетам, однако стоит юрлицу провести хоть одну подозрительную операцию, и из этой зоны его могут убрать.

Что сделать, чтобы оставаться в зелёной зоне

Первое и самое очевидное — не проводить подозрительные операции, однако, как уже говорилось ранее, алгоритмы оценки деятельности компании или предпринимателя Центробанк не раскрывает, поэтому единого свода правил, которые помогут оставаться в зелёной зоне, нет.

Чтобы снизить риски «вылета» из зелёной зоны, можно придерживаться нескольких принципов:

  • Работать только по своим ОКВЭД и обо всех изменениях сообщать в банк;
  • Указывать полное назначение платежа в платёжных документах;
  • Указывать достоверные сведения в ЕГРЮЛ (ЕГРИП);
  • Вовремя платить налоги и взносы, в том числе зарплатные, и перечислять их с того же счёта, что и зарплату;
  • Не игнорировать запросы банка;
  • Не работать с сомнительными контрагентами.

Как быть, если юрлицо оказалось в красной группе?

Специалисты уверены, что несколько месяцев после вступления поправок в 115-ФЗ в силу в красную группу будут попадать и добросовестные предприниматели. В любом случае это решение можно оспорить, обратившись в межведомственную комиссию при Центробанке и затем — в суд. По ст. 7.7 115-ФЗ, это можно сделать в течение шести месяцев с даты, когда вынесли решение. Клиент должен представить документы и пояснения, которые опровергают действия банка.

Если межведомственная комиссия соглашается с доводами клиента, она либо снижает уровень риска (это происходит не позже одного рабочего дня за днём, когда вынесли решение), либо оставляет клиента в красной зоне. В последнем случае, как уже говорилось ранее, это может привести к ликвидации фирмы, при этом денежные средства на счёте вернут её собственнику.

Как быстро оценить надёжность контрагентов и риски собственной компании

В этих задачах поможет сервис автоматической проверки контрагентов «Такском-Досье».

В справках от сервиса собраны все данные о компаниях: арбитраж, аффилированность, связи между компаниями и владельцами, информация о хоздеятельности и финансовой активности.

Информация агрегируется из официальных источников: ЕГРЮЛ/ЕГРИП, ФНС, Росстата и других и это помогает проявлять должную осмотрительность.

С помощью сервиса «Такском-Досье» можно:

✔ Оценивать риски и слабые стороны своей компании по официальным данным
✔ Проверять организации, участвующие в тендерах, что поможет снизить риск сотрудничества с мошенниками
✔ Выявлять слабые места конкурентов по их открытым данным

Что такое сомнительные операции?

Сомнительные операции — действия с банковским счетом, которые вызывают подозрение на отмывание доходов или финансирование терроризма. Их признаки перечислены в перечне ЦБ.

Признаков почти 100, мы перечислим только самые важные:

  • Отсутствие экономического смысла. Например, коммерческая компания регулярно переводит деньги другой компании и ничего не получает взамен. Почему? Может, это дробление бизнеса? 
  • Несоответствие рыночной практике. Например, предприниматель получает за услугу в три раза больше рыночной суммы. Похоже на обналичку.
  • Покупка криптовалюты. Где криптовалюта — там и чёрный рынок, неподконтрольный государству. 
  • Отказ предоставлять подтверждающие документы. Если банк просит, а предприниматель не предоставляет — значит, что-то скрывает.
  • Управление счетами независимых компаний с одного устройства. Значит, на самом деле они зависимые. 
  • У контрагента проблемы с законом. Если он участвует в преступных схемах, возможно, и ваша компания участвует. 

Дополнительные признаки из методичек ЦБ

Банк России регулярно издаёт  «методички», которые помогают выявлять потенциальных преступников. Они раскрывают старые признаки и добавляют новые:

  • Нерегулярный характер. Например, владелец счета ни разу не был в отделении банка, а тут пришёл снять несколько миллионов. 
  • Низкая доля налогов от оборота. Она может означать, что предприниматель занижает официальную зарплату, уходит от НДС и налога с доходов.
  • Недостоверные сведения о юрадресе. В ЕГРЮЛ указан адрес, по которому фактически компания не работает.
  • Маленький уставный капитал. Например, на уровне минимального порога 10 000 ₽ или чуть выше.

    Новым ИП — год Эльбы в подарок

    Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Особое внимание — к крупным суммам

Об операциях на сумму свыше 600 000 ₽ банк обязан уведомлять Рофинмониторинг. Это правило прописано в ст. 6 115-ФЗ.

Для предпринимателя это означает, что при крупных сделках надо предоставлять в банк комплект документов. Банку тоже приходится заниматься бюрократией, поэтому он берёт за подобные платежи дополнительную комиссию.

Что банк может сделать по закону в случае обнаружения сомнительных операций

При первом же тревожном звонке ЦБ советует банкам запрещать платежи через интернет. Также банк может заморозить деньги на счету, заблокировать его или даже расторгнуть договор с клиентом.

Конечно, у банка нет цели избавиться от клиента. В первую очередь предпринимателя будут уведомлять о подозрительных операциях всеми возможными способами и просить подтверждающие документы. Полная блокировка — это крайняя мера. 

Советуем не игнорировать сообщения от банка и не дожидаться, пока банк заблокирует счёт и добавит компанию в «чёрный список» ЦБ. Хотя даже в этом случае есть возможность решить проблему при помощи обращения в Центробанк или через суд.

Статья актуальна на 

19.05.2022

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 153-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

доходы, полученные преступным путем, – денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления;

легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, – придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления;

(в ред. Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

финансирование терроризма – предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из указанных преступлений, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений;

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 197-ФЗ, от 02.11.2013 N 302-ФЗ, от 06.07.2016 N 374-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

операции с денежными средствами или иным имуществом – действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей;

уполномоченный орган – федеральный орган исполнительной власти, принимающий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в соответствии с настоящим Федеральным законом;

(в ред. Федерального закона от 23.04.2018 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

обязательный контроль – совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

внутренний контроль – деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;

организация внутреннего контроля – совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих в себя разработку правил внутреннего контроля и в установленных настоящим Федеральным законом случаях целевых правил внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее – целевые правила внутреннего контроля), а также назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля;

(в ред. Федерального закона от 18.03.2019 N 32-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

осуществление внутреннего контроля – реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, включающая в себя в том числе выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, по проведению в установленных настоящим Федеральным законом случаях упрощенной идентификации клиентов – физических лиц, установлению информации, указанной в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, по оценке степени (уровня) риска совершения клиентами подозрительных операций и отнесению клиентов к группам риска совершения подозрительных операций, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях целевых правил внутреннего контроля;

(в ред. Федеральных законов от 18.03.2019 N 32-ФЗ, от 30.12.2020 N 536-ФЗ, от 21.12.2021 N 423-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

клиент – физическое или юридическое лицо, иностранная структура без образования юридического лица, находящиеся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 424-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

выгодоприобретатель – лицо, к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом;

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2010 N 176-ФЗ)

бенефициарный владелец – в целях настоящего Федерального закона физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом – юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента. Бенефициарным владельцем клиента – физического лица считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем является иное физическое лицо;

(абзац введен Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

идентификация – совокупность мероприятий по установлению определенных настоящим Федеральным законом сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий и (или) государственных и иных информационных систем;

(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 482-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

фиксирование сведений (информации) – получение и закрепление сведений (информации) на бумажных и (или) иных носителях информации в целях реализации настоящего Федерального закона;

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2010 N 176-ФЗ)

замораживание (блокирование) безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг – адресованный владельцу, организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, другим физическим и юридическим лицам запрет осуществлять операции с денежными средствами или ценными бумагами, принадлежащими организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организации или физическому лицу, в отношении которых в соответствии с пунктом 1 статьи 7.4 настоящего Федерального закона межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества, либо организации или физическому лицу, включенным в составляемые в рамках реализации полномочий, предусмотренных главой VII Устава ООН, Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН, перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями и террористами или с распространением оружия массового уничтожения (далее – перечни организаций и физических лиц, связанных с терроризмом или с распространением оружия массового уничтожения, составляемые в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН);

(абзац введен Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 23.04.2018 N 90-ФЗ, от 28.06.2022 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

замораживание (блокирование) имущества – адресованный собственнику или владельцу имущества, организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, другим физическим и юридическим лицам запрет осуществлять операции с имуществом, принадлежащим организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организации или физическому лицу, в отношении которых в соответствии с пунктом 1 статьи 7.4 настоящего Федерального закона межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества, либо организации или физическому лицу, включенным в перечни организаций и физических лиц, связанных с терроризмом или с распространением оружия массового уничтожения, составляемые в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН;

(абзац введен Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 23.04.2018 N 90-ФЗ, от 28.06.2022 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

упрощенная идентификация клиента – физического лица (далее также – упрощенная идентификация) – осуществляемая в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, совокупность мероприятий по установлению в отношении клиента – физического лица фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серии и номера документа, удостоверяющего личность, и подтверждению достоверности этих сведений одним из следующих способов:

(абзац введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 110-ФЗ)

с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий документов;

(абзац введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 110-ФЗ)

с использованием информации из информационных систем органов государственной власти, Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и (или) государственной информационной системы, определенной Правительством Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 110-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.12.2022 N 569-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

с использованием единой системы идентификации и аутентификации при использовании усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица установлена при личном приеме;

(абзац введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 110-ФЗ)

иностранная структура без образования юридического лица – организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных выгодоприобретателей;

(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2015 N 424-ФЗ)

доверительный собственник (управляющий) иностранной структуры без образования юридического лица – физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с законодательством иностранного государства (территории), на основании договора или личного закона иностранной структуры без образования юридического лица вправе осуществлять деятельность по управлению денежными средствами или иным имуществом, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных выгодоприобретателей такой иностранной структуры без образования юридического лица;

(абзац введен Федеральным законом от 28.06.2021 N 233-ФЗ)

протектор – физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с законодательством иностранного государства (территории), на основании договора или личного закона иностранной структуры без образования юридического лица наделено полномочиями осуществлять контроль за действиями доверительного собственника (управляющего) иностранной структуры без образования юридического лица или участвует в ее деятельности;

(абзац введен Федеральным законом от 28.06.2021 N 233-ФЗ)

личный кабинет – информационный ресурс, который размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – сеть Интернет), обеспечивает электронное взаимодействие его пользователей с уполномоченным органом и ведение которого осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом. Уполномоченным органом также устанавливается порядок доступа к личному кабинету и его использования. Личный кабинет используется:

(абзац введен Федеральным законом от 23.04.2018 N 112-ФЗ)

организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальными предпринимателями, указанными в части второй статьи 5 настоящего Федерального закона, для получения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, решений межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, уведомлений уполномоченного органа о включении организаций или физических лиц в перечни организаций и физических лиц, связанных с терроризмом или с распространением оружия массового уничтожения, составляемые в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН, или об исключении организаций или физических лиц из перечней организаций и физических лиц, связанных с терроризмом или с распространением оружия массового уничтожения, составляемых в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН, а также в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами уполномоченного органа, для реализации иных прав и обязанностей;

(абзац введен Федеральным законом от 23.04.2018 N 112-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 27.12.2018 N 565-ФЗ, от 28.06.2022 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в случаях, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами уполномоченного органа, лицами, указанными в статьях 7.1 и 7.1-1 настоящего Федерального закона, хозяйственными обществами и федеральными унитарными предприятиями, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, хозяйственными обществами, находящимися под их прямым или косвенным контролем, государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями для реализации своих прав и обязанностей, уполномоченным органом, правоохранительными и контрольными (надзорными) органами, адвокатскими и нотариальными палатами субъектов Российской Федерации, саморегулируемыми организациями аудиторов для реализации своих функций;

(абзац введен Федеральным законом от 23.04.2018 N 112-ФЗ; в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 165-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

национальная оценка рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (национальная оценка рисков) – деятельность, организуемая уполномоченным органом во взаимодействии с государственными органами, Центральным банком Российской Федерации, Федеральной нотариальной палатой, Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации, саморегулируемыми организациями аудиторов при участии организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению и (или) предотвращению рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, выработке мер по минимизации указанных рисков. Национальная оценка рисков проводится в соответствии с рекомендациями, утвержденными уполномоченным органом;

(абзац введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 165-ФЗ)

подозрительные операции – операции с денежными средствами или иным имуществом, предположительно совершаемые в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

(абзац введен Федеральным законом от 21.12.2021 N 423-ФЗ)

Используемые в настоящем Федеральном законе понятия “банковская группа”, “участник банковской группы”, “головная кредитная организация банковской группы”, “банковский холдинг”, “участник банковского холдинга”, “головная организация банковского холдинга” применяются в том значении, в каком они используются в Федеральном законе “О банках и банковской деятельности”, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

(часть вторая введена Федеральным законом от 18.03.2019 N 32-ФЗ)

Для целей настоящего Федерального закона цифровая валюта признается имуществом.

(часть третья введена Федеральным законом от 31.07.2020 N 259-ФЗ)

С 01.03.2024 ст. 3 дополняется ч. 4 (ФЗ от 29.12.2022 N 607-ФЗ).

Под предметами религиозного назначения и религиозной литературой для целей настоящего Федерального закона понимаются предметы религиозного назначения и религиозная литература, включенные в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.

(часть пятая введена Федеральным законом от 28.04.2023 N 165-ФЗ)