Перечень сотрудников которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях под фт

При ознакомлении с информацией ниже, пожалуйста, учитывайте ОГОВОРКИ.

Дата актуализации статьи — 19.10.2020. Уточнить актуальность информации Вы можете, связавшись с нами.

В список документов по ПОД/ФТ в обязательном порядке входит Перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ (Перечень обучаемых).

Перечень обучаемых должен быть утвержден каждым субъектом ПОД/ФТ. Отсутствие этого документа является одним из наиболее распространенных нарушений в сфере ПОД/ФТ.

Перечень обучаемых целесообразно утверждать даже предпринимателю, не имеющему наемных сотрудников. Об этом свидетельствует отдельные примеры из практики надзорной деятельности.

Абсурдность ситуации чиновники оправдывают тем, что «исключений законодательство не предусматривает». Суды этот подход, как правило, поддерживают.

В Перечень обучаемых, как правило, включаются только наименования должностей в соответствии со штатным расписанием, без указания ФИО конкретных сотрудников. Иначе Перечень обучаемых пришлось бы утверждать заново при приеме на работу и увольнении каждого сотрудника.

Банк России, отвечая на соответствующий запрос, отметил:

Указание Банка России от 05.12.2014 № 3471-У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях» не содержит требование о включении в перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, фамилий, имен и отчеств сотрудников некредитной финансовой организации.Письмо ДФМиВК Банка России от 03.04.2018 № 12-3-5/2275

Соответствующая позиция Банка России позже нашла свое отражение в Обобщении практики применения НФО Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России. На этот раз регулятор высказался более прямолинейно:

В указанный перечень включаются соответствующие таких сотрудников НФО.Письмо Банка России от 29.12.2018 № 12-3-3/10687

Росфинмониторинг в своих разъяснениях разделяет позицию Банка России:

Указание в перечне фамилий, имен и отчеств таких сотрудников .Письмо Росфинмониторинга от 14.05.2019 № 01-04-05/10608

Однако, у отдельных сотрудников надзора может быть иное, субъективное видение данного вопроса. Такие прецеденты известны.

При разработке своим клиентам пакета документов по ПОД/ФТ мы включаем в Перечень обучаемых именно должности, а не ФИО сотрудников.

Перечень обучаемых для НФО

Указание Банка России от 05.12.2014 N 3471-У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях» предусматривает:

2.1. В некредитной финансовой организации должен быть определен перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ (далее — Перечень).
Перечень утверждается руководителем некредитной финансовой организации.
2.2. В Перечень включаются следующие сотрудники (при наличии соответствующих должностей в штате некредитной финансовой организации или индивидуального предпринимателя, являющегося страховым брокером) (далее при совместном упоминании — основной состав сотрудников):
а) руководитель некредитной финансовой организации;
б) руководитель филиала некредитной финансовой организации;
в) заместитель руководителя некредитной финансовой организации (филиала), курирующий в соответствии с письменно оформленным распределением обязанностей вопросы организации и осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ;
г) главный бухгалтер (бухгалтер) некредитной финансовой организации (филиала) либо сотрудник, осуществляющий функции по ведению бухгалтерского учета;
д) специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ в некредитной финансовой организации, либо работник страхового брокера, являющегося индивидуальным предпринимателем, осуществляющий функции ответственного сотрудника по ПОД/ФТ (далее — ответственный сотрудник);
е) сотрудники структурного подразделения по ПОД/ФТ, в случае формирования такого структурного подразделения под руководством ответственного сотрудника;
ж) контролер;
з) сотрудники службы внутреннего контроля некредитной финансовой организации (филиала);
и) руководитель юридического подразделения некредитной финансовой организации (филиала) либо юрист некредитной финансовой организации;
к) руководитель службы безопасности некредитной финансовой организации (филиала);
л) иные сотрудники некредитной финансовой организации (филиала) по усмотрению ее руководителя с учетом особенностей деятельности некредитной финансовой организации (филиала) и деятельности ее клиентов.

О рядовых сотрудниках НФО

Как видно, в Перечень обучаемых не требуется включать сотрудников НФО, которые непосредственно взаимодействуют с клиентами при оказании услуг (например, выдают займы). Поэтому можно существенно упростить проведение внутреннего обучения по ПОД/ФТ.

Безусловно, нелогично исключить из числа обучаемых по ПОД/ФТ сотрудников, непосредственно выполняющих обязанности и функции, связанные с ПОД/ФТ (например, проводящих идентификацию или выявляющих сделки, подлежащие контролю).

Тем не менее, нам неизвестны случаи, когда проверяющие требовали бы включения рядовых сотрудников НФО в Перечень обучаемых. Возможно, этому вопросу просто не уделяется должного внимания.

Банк России, отвечая на вопрос о том, будет ли являться нарушением требований законодательства невключение должности товароведов ломбардов в Перечень обучаемых, указал следующее:

При этом НФО следует принять во внимание неисполнения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ, связанные с отсутствием у сотрудника ломбарда обязательной подготовки и пройденного обучения в целях ПОД/ФТ в случае проведения им идентификации клиента.Письмо ДФМиВК Банка России от 07.05.2018 № 12-3-5/3288

С полным текстом Письма ДФМиВК Банка России от 07.05.2018 № 12-3-5/3288 можно ознакомиться в Кодексе финансового мониторинга.

Таким образом, Банк России считает целесообразным обучение по ПОД/ФТ рядовых сотрудников НФО. Тем не менее, из положений действующего антиотмывочного законодательства такая обязанность НФО прямо не усматривается, поэтому регулятор и добавил оговорку о рисках несоблюдения данных рекомендаций. О рисках! Не о нарушении!

О должностях одинаковой профессиональной направленности

Поскольку в штате НФО может быть несколько должностей по соответствующей профессии, возникает вопрос: «При наличии в штате НФО должностей «главный бухгалтер», «старший бухгалтер» и «бухгалтер» (и аналогично «начальник юридического отдела», «юрист» и «помощник юриста») будет ли достаточным включить в Перечень лишь одну любую из перечисленных должностей? Или обязательно следует включить в Перечень все перечисленные должности? Или следует обязательно включить в Перечень «старшую» должность – «главный бухгалтер» или «начальник юридического отдела»?»

Банк России указал следующее:

В соответствии с подпунктом «г» пункта 2.2 Указания № 3471-У в перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, НФО включает главного бухгалтера, а при отсутствии соответствующей должности в штате – бухгалтера либо сотрудника, осуществляющего функции по ведению бухгалтерского учета.

При наличии в штате главного бухгалтера иные сотрудники бухгалтерии могут быть включены в указанный перечень по решению руководителя НФО в соответствии с подпунктом «л» пункта 2.2 Указания № 3471-У.Письмо ДФМиВК Банка России от 17.07.2019 № 12-4-5/4677

Об особенностях для отдельных НФО

Банк России установил дополнительные требования к Перечню обучаемых для следующих НФО:

Перечень обучаемых для неНФО

Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» предусмотрено, что:

2. Руководитель организации утверждает перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — обучение).

3. В перечень, предусмотренный пунктом 2 настоящего Положения, организацией (за исключением организации, осуществляющей профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами (далее — деятельность на финансовом рынке)) включаются следующие сотрудники:

а) руководитель организации;

б) руководитель филиала организации;

в) заместитель руководителя организации (филиала), в соответствии с должностными обязанностями курирующий вопросы организации и осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

г) специальное должностное лицо организации (филиала), ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления (далее — специальное должностное лицо);

д) главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала), при наличии должности в штате организации или филиала, либо сотрудник, осуществляющий функции по ведению бухгалтерского учета;

е) руководитель юридического подразделения организации (филиала) либо юрист организации (при наличии);

ж) сотрудники службы внутреннего контроля организации (филиала), при наличии;

з) иные сотрудники организации (филиала) по усмотрению руководителя организации и с учетом особенностей деятельности организации (филиала) и ее клиентов.Приказ Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203

Таким образом, Росфинмониторинг также не требует включать в Перечень обучаемых тех сотрудников, которые непосредственно взаимодействуют с клиентами при оказании услуг (например, продавцов в ювелирной рознице).

Рекомендуем при составлении Перечня обучаемых учитывать не столько наименования должностей, сколько функционал и должностные обязанности конкретных сотрудников, а также степень их вовлеченности в исполнение антиотмывочного законодательства.

Обобщение практики применения некредитными финансовыми организациями Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России

1. Следует ли некредитным финансовым организациям (далее – НФО) рассматривать в качестве клиентов лиц, являющихся поручителями по договорам займа, и проводить идентификацию этих лиц?

В соответствии с абзацем 11 статьи 3 Федерального закона № 115-ФЗ под клиентом НФО понимается физическое или юридическое лицо, иностранная структура без образования юридического лица, находящиеся на обслуживании НФО.

Согласно пункту 1.1 Положения Банка России № 444-П клиентом является физическое или юридическое лицо, иностранная структура без образования юридического лица, индивидуальный предприниматель, физическое лицо, занимающееся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, которым НФО оказывает услугу на разовой основе либо которых принимает на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений, при осуществлении операций с денежными средствами или иным имуществом в рамках своей профессиональной деятельности в качестве НФО.

Лица, заключившие с НФО договоры поручительства в качестве обеспечения исполнения обязательств по договорам займа и не имеющие иных гражданско-правовых отношений с НФО, не находятся на обслуживании в НФО и не являются ее клиентами, соответственно, на них не распространяются требования подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

2. Обязана ли НФО, находящаяся в стадии ликвидации, исполнять требования «противолегализационного» законодательства?

В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) правоспособность юридического лица прекращается в момент внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его прекращении (подпункт «и» пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ), в том числе путем ликвидации.

Таким образом, требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — ПОД/ФТ) должны исполняться НФО до завершения процедуры ликвидации.

3. Возникает ли у ломбарда обязанность представлять в уполномоченный орган сведения по операции, подлежащей обязательному контролю в соответствии с абзацем 2 подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ, в случае оформления в один день заемщику нескольких залоговых билетов на общую сумму, равную или превышающую 600 000 рублей, либо равную сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышающей ее (далее – пороговое значение) при условии, что сумма каждого из оформленных залоговых билетов не превышала установленное Федеральным законом № 115-ФЗ пороговое значение?

Согласно абзацу 2 подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ к операциям, подлежащим обязательному контролю, относится сделка по помещению драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает пороговое значение.

В соответствии с абзацем 5 статьи 3 Федерального закона № 115-ФЗ под операциями с денежными средствами или иным имуществом понимаются действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.

Согласно пунктам 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» при заключении договора займа ломбард (заимодавец) передает на возвратной и возмездной основе на срок не более одного года заем гражданину (физическому лицу) — заемщику, а заемщик, одновременно являющийся залогодателем, передает ломбарду имущество, являющееся предметом залога. Указанный договор оформляется выдачей заемщику залогового билета.

Учитывая изложенное, к операции, подлежащей обязательному контролю в соответствии с абзацем 2 подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ, относится помещение физическим лицом предмета залога в ломбард, сумма оценки которого равна или превышает пороговое значение, оформленного одним залоговым билетом.

Таким образом, в случае оформления в один день заемщику нескольких залоговых билетов, сумма оценки каждого из которых не превышает порогового значения, на общую сумму равную или превышающую пороговое значение, у ломбарда не возникает обязанности представлять сведения в уполномоченный орган в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

Вместе с тем, если в отношении вышеуказанных операций у ломбарда на основании реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения, что такие операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, то в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ ломбард обязан направить в уполномоченный орган сведения о таких операциях.

4. Что следует понимать под понятием «личное дело» в контексте установленных Банком России требований к подготовке и обучению кадров по ПОД/ФТ в НФО?

Как следует из пункта 4.6 Указания Банка России № 3471-У документы (либо их копии), свидетельствующие о прохождении сотрудником организации обучения по ПОД/ФТ, хранятся в личном деле сотрудника в течение всего времени его работы в организации.

Для целей Указания Банка России № 3471-У понятие «личное дело» используется как обобщенное наименование способа хранения организацией документов сотрудника, которые должны быть в ее распоряжении. Законодательство Российской Федерации не содержит требований относительно формы и способов хранения данных и документов в личном деле сотрудника.

5. Должен ли перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ, включать фамилии, имена и отчества сотрудников НФО?

Согласно пунктам 2.1 и 2.2 Указания Банка России № 3471-У в НФО должен быть определен перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ. В указанный перечень включаются соответствующие таких сотрудников НФО.

При этом отмечаем, что Указание Банка России № 3471-У не содержит требования о включении в перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ, фамилий, имен и отчеств таких сотрудников НФО.

6. Вправе ли НФО при проведении идентификации клиента физического лица использовать информацию, включенную в государственный адресный реестр либо Классификатор адресов России (далее — КЛАДР)?

В соответствии с абзацем 14 статьи 3 Федерального закона № 115-ФЗ идентификация — совокупность мероприятий по установлению определенных Федеральным законом № 115-ФЗ сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий и (или) государственных и иных информационных систем.

Таким образом, Федеральный закон № 115-ФЗ не содержит норм, запрещающих при проведении идентификации физического лица использовать информацию, включенную в КЛАДР.

7. Какой порядок направления страховыми организациями в уполномоченный орган сведений о получении от физического лица страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения в соответствии с абзацем 3 подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ в случае если договором страхования предусмотрено внесение физическим лицом страховой премии в рассрочку в виде страховых взносов (платежей), каждый из которых менее порогового значения, а общая сумма премии по договору равна или превышает данное пороговое значение?

Абзац 3 подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ в качестве операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, выделяет страховые выплаты и премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения.

Буквальное прочтение абзаца 3 подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ позволяет сделать вывод, что обязательному контролю подлежат страховые выплаты и премии в рамках определенных видов договоров страхования.

Исходя из этого, если договором страхования предусмотрено внесение физическим лицом страховой премии в рассрочку в виде страховых взносов (платежей), каждый из которых менее порогового значения, а общая сумма премии по договору равна или превышает пороговое значение, то для соблюдения соответствующих норм Федерального закона № 115-ФЗ страховой организации достаточно контролировать страховые взносы нарастающим итогом и однократно представить сведения в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем, когда общая сумма нескольких платежей достигнет или превысит пороговое значение.

В таком случае при направлении сообщения об операции в порядке, установленном Указанием Банка России № 3484-У, в показателе «Сумма операции» отражается общая сумма полученных страховых взносов, а в показателе «Дополнительные сведения» – общая сумма страховой премии, указанная в договоре страхования.

В случае если договором страхования предусмотрено внесение страховой премии в рассрочку в виде страховых взносов (платежей), каждый из которых равен или превышает пороговое значение, то обязательному контролю будет подлежать первый из взносов, при этом в показателе «Дополнительные сведения» сообщения об операции так же отражается информация об общей сумме страховой премии, указанной в договоре страхования.

8. Что является основанием для направления ломбардами в уполномоченный орган сведений о сделке скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий в соответствии с абзацем 6 подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ?

В соответствии с абзацем 6 подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ обязательному контролю подлежит сделка скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает пороговое значение.

Таким образом, ломбард обязан контролировать сделки купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий на вышеуказанную сумму и направлять в уполномоченный орган сведения о таких сделках.

В соответствии с положениями главы 30 ГК РФ по договору купли-продажи продавец обязуется передать вещь (товар) покупателю в собственность за определенную денежную сумму. При этом договор купли-продажи является консенсуальным, то есть права и обязанности сторон по нему возникают в момент его заключения.

При этом положения абзаца 6 подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ не содержат требования информировать уполномоченный орган о расчетах за поставленные драгоценные металлы и драгоценные камни, ювелирные изделия из них и лом таких изделий, произведенных в рамках соответствующего договора купли-продажи.

Таким образом, если в договоре купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий определена общая сумма договора, то, исходя из положений подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, обязанность информировать уполномоченный орган о такой сделке возникает у ломбарда в течение трех рабочих дней с даты заключения такого договора либо даты вступления в силу договора (если она отличается от даты его заключения).

В случае если в договоре купли-продажи не установлена конкретная цена сделки, а согласованы лишь способ ее определения, сроки и порядок передачи товара, то обязанность по направлению соответствующих сведений в уполномоченный орган в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ, возникает у ломбарда, когда стоимость партии поставленного товара будет равна или превысит пороговое значение.

УЧАСТНИКОВ РЫНКА МИКРОФИНАНСИРОВАНИЯ

ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ПОД/ФТ/ФРОМУ

1. Согласно пункту 3.2 Указания Банка России от 05.12.2014 № 3471-У «О требованиях к  подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях» (далее — Указание № 3471-У), вводный (первичный) инструктаж «проводится однократно ответственным сотрудником в течение одного месяца со дня приема сотрудника на работу на должности, указанные в подпунктах «а» — «г» и «е» — «и» пункта 2.2 и пунктах 2.3 — 2.6 настоящего Указания, либо для выполнения функций, указанных в пунктах 2.3 — 2.6 настоящего Указания, а также со дня перевода на такие должности либо для выполнения таких функций».

Пункты 2.3 — 2.6 к кредитным потребительским кооперативам (КПК), микрофинансовым организациям (МФО) и ломбардам не относятся, в то же время в Указании № 3471-У есть пункт 2.7, обязывающий КПК, в том числе сельскохозяйственные, а также МФО, дополнить список упомянутых в пункте 2.2 сотрудников теми работниками, которые выполняют функции по привлечению денежных средств от физических и юридических лиц.

Правильно ли мы понимаем, что указанные в пункте 2.7 сотрудники также обязаны проходить вводный (первичный) инструктаж по ПОД/ФТ?

В соответствии с пунктом 1.2 Указания № 3471-У целью обучения сотрудников НФО по ПОД/ФТ является получение знаний по ПОД/ФТ, необходимых для исполнения ими законодательных актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России и нормативных правовых актов Российской Федерации в области ПОД/ФТ, а также внутренних документов НФО по ПОД/ФТ.

Таким образом, решение о проведении вводного (первичного) инструктажа с сотрудниками, выполняющими функции по привлечению денежных средств от физических и юридических лиц, должно приниматься НФО исходя из должностных обязанностей таких сотрудников.

При этом НФО следует принимать во внимание риски неисполнения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ, связанные с отсутствием у сотрудников НФО обязательной подготовки и пройденного обучения в целях ПОД/ФТ (например, в случае проведения рассматриваемыми сотрудниками идентификации клиентов).

2. Руководитель службы безопасности включен в пункте 2.2 в Перечень обучаемых сотрудников, однако не включен в число лиц, которые должны проходить вводный (первичный) инструктаж, и в отношении него нет требования об обязательном прохождении целевого инструктажа до назначения на должность. Правильно ли мы понимаем, что в этом случае непроведение вводного инструктажа для руководителя службы безопасности и непроведение целевого инструктажа до назначения на должность нарушениями не являются?

Информация о формах и сроках обучения руководителя службы безопасности НФО (филиала) содержится в пунктах 3.4 и 3.5 Указания № 3471-У.

3. В организации два юриста в равной служебной подчиненности. Вводный инструктаж проведен для одного из них, так как Указание 3471-У не содержит требования обучать всех юристов организации. Однако обученный сотрудник уволился. Правильно ли в этом случае провести вводный инструктаж для второго (оставшегося в штате) юриста, если его трудовые функции не меняются и срок с момента его назначения на должность юриста, поэтому при его назначении на должность он не обязан был проходить и не проходил вводный инструктаж. Также не проходил и обучение в иных формах (целевой внеплановый и плановый инструктажи).

С учетом содержания пункта 3.2 Указания № 3471-У, полагаем, что в случае, указанном в обращении, НФО следует провести вводный (первичный) инструктаж юриста (оставшегося в штате НФО) в предусмотренный указанным пунктом срок, исчисляя его со дня начала выполнения им функций в качестве единственного юриста НФО.

4. В связи с пересмотром политики рисков организация расширила Перечень, включив в него ряд дополнительных должностей, в том числе и ту, которую занимал (еще задолго до пересмотра Перечня) сотрудник N. Должна ли организация провести с ним вводный инструктаж? Или этой обязанности нет, учитывая, что он работает на этой должности в течение долгого времени, перевода, перемещения, изменения трудовой функции не было и период, указанный для проведения вводного инструктажа в Указании № 3471-У, в этом случае давно прошел не по вине сотрудника или организации?

Принимая во внимание, что по усмотрению руководителя НФО (с учетом особенностей деятельности НФО (филиала) и деятельности ее клиентов) должность сотрудника была включена в перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ, полагаем, что сотрудник, занимающий такую должность, должен пройти обучение в соответствии с требованиями, установленными Указанием № 3471-У. По мнению Департамента, данная обязанность возникает у НФО со дня включения в указанный перечень соответствующей должности.

5. Ответственный сотрудник уходит в декретный отпуск. На время декретного отпуска его обязанности будет исполнять другой сотрудник организации. Новый сотрудник принят на работу 25.06.2018, с ним Ответственный сотрудник провел вводный инструктаж и целевой (перед началом исполнения функций СДЛ), а с 09.07.2018 Ответственный сотрудник уходит на больничный по беременности и родам. Кто в данном случае должен провести с замещающим сотрудником первичную проверку знаний, если срок проверки приходится на 26.07.2018, когда сам замещающий сотрудник и является ответственным сотрудником?

Согласно пункту 4.4 Указания № 3471-У порядок проведения проверки знаний сотрудников НФО по ПОД/ФТ определяется НФО самостоятельно.

6. Должен ли и может ли ответственный сотрудник (специальное должностное лицо) проводить целевые инструктажи (при изменении нормативно-правового регулирования или правил внутреннего контроля) самому себе?

На практике сложились три модели ответа на этот вопрос:

Просим Вас дать оценку этим вариантам ответа на вопрос и объяснить, как поступать правильно.

Учитывая, что Указание № 3471-У не содержит запрет на самообучение, по мнению Департамента, проведение — целевого (внепланового) инструктажа в случаях, предусмотренных абзацами 2 и 3 пункта 3.4 Указания № 3471-У, в форме самообучения не будет являться нарушением.

7. Проводя внутренние инструктажи, организация фиксирует это в листе прохождения инструктажа и в журнале, куда заносятся общие сведения по организации об обучении сотрудников. В Указании № 3471-У сказано, что возможно хранение документов по обучению в электронном виде, в то же время требуется, чтобы они хранились в личном деле каждого из обученных сотрудников. С учетом того, что законодательство меняется часто и количество сотрудников в организации большое, как соблюсти эти требования с наименьшими затратами времени сотрудников кадровой службы или времени специального должностного лица? Можно ли, например, составить общий список обученных в тот или иной день, сделать копии по числу обученных и это разложить в их личные дела? Можно ли и как хранить эти документы в электронном формате?

8. Нужно ли при каждом тестировании раскладывать документы (ответы на тесты) в личные дела сотрудников? Должны ли это быть обязательно бумажные версии ответов, даже в том случае, если тестирование проводилось в электронном формате? В целом, какие документы по обучению сотрудников должны храниться в их личных делах в бумажном и какие могут храниться в электронном виде? Как при электронном варианте хранения должны подписываться документы об обучении?

По вопросам 7 и 8.

При ответе на указанные вопросы следует руководствоваться позицией Департамента, изложенной в вопросах 4 и 5 письма от 17.06.2015 № 12-1-10/1383 «Обобщение практики применения Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России», которое находится в открытом доступе (размещено в правовых системах «Консультант плюс» и «Гарант»).

Также отмечаем, что, принимая во внимание норму пункта 4.6 Указания № 3471-У, полагаем возможным хранение документов (либо их копий), свидетельствующих о прохождении сотрудником НФО обучения по ПОД/ФТ, в электронном виде, например, в случае формирования личного дела сотрудника в электронном виде.

Одновременно обращаем внимание на то, что Указание № 3471-У не содержит требования о хранении в личных делах сотрудников ответов на тестирование.

9. Изменения в Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон № 115-ФЗ), внесенные Федеральным законом от 23.04.2018 № 90-ФЗ, вступившие в силу 23.07.2018, касаются в том числе вопросов противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения. Однако в целом ряде статей Закона № 115-ФЗ после слов «финансирование терроризма» (в соответствующих падежах) нет слов «финансирование распространения оружия массового уничтожения» (ФРОМУ). В частности, абзацы 9-10 пункта 2 статьи 7, пункт 3 статьи 7 упоминаний о ФРОМУ не содержат. Означает ли это, что указанные нормы в отношении ФРОМУ не применяются?

Ответ на вопрос следует из буквального прочтения норм Федерального закона № 115-ФЗ, приведенных в формулировке вопроса, соответственно применяемых при возникновении подозрений / иных обстоятельств, что операция / сделка осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (далее — ОД/ФТ).

10. Как документально фиксировать результаты принимаемых мер по определению риска использования услуг финансовой организации в целях ОД/ФТ?

В информационном письме № ИН-014-12/48 Банком России было рекомендовано НФО документально фиксировать результаты принимаемых ими мер по определению риска использования их услуг в целях ОД/ФТ, исходя из видов предоставляемых клиентам продуктов (услуг) и иных самостоятельно определяемых факторов, до начала и в ходе предоставления клиентам соответствующих продуктов (услуг).

Порядок документального фиксирования вышеуказанных мер определяется НФО самостоятельно.

11. На практике весьма распространены случаи, когда банк, решая вопрос об открытии счета кредитному кооперативу, ломбарду или микрофинансовой организации, требует представить ему правила внутреннего контроля для проверки. Обязана ли организация это делать? Вправе ли она это делать, учитывая, что ПВК — это документ не для публичного доступа и организация не должна, согласно абзацу 4 статьи 4 Закона № 115-ФЗ разглашать меры по ПОД/ФТ? Однако если организация отказывает в этом банку, она рискует получить отказ в открытии банковского счета или отказ в проведении операции.

Как должна организация отвечать на такие запросы банков?

Кредитные организации вправе реализовывать мероприятия, направленные на оценку степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях ОД/ФТ. В соответствии с письмом Банка России № 238-Т кредитным организациям рекомендуется проверять исполнение законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ у клиента в части наличия у него утвержденных правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ (далее — ПВК). Вместе с тем следует принимать во внимание запрет на информирование иных лиц о принимаемых мерах ПОД/ФТ, установленный статьей 4 Федерального закона № 115-ФЗ.

Полагаем, что в описанной ситуации подтверждением для кредитной организации, обслуживающей НФО, исполнения НФО требований по ПОД/ФТ, может являться копия титульного листа ПВК, содержащего информацию об их утверждении руководителем НФО.

12. Заем предоставляется физическому лицу для его личных потребительских нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, при этом гражданин имеет статус индивидуального предпринимателя, и организация, решая вопрос о целесообразности выдачи ему займа при оценке его финансового положения анализирует и его бизнес, соответствующие документы собирает в его досье как заемщика. Какую анкету для идентификации клиента правильно использовать в данной ситуации: анкету физического лица, учитывая потребительский характер займа, или анкету индивидуального предпринимателя, учитывая, что такой статус у гражданина есть?

Исходя из содержания пункта 3.2 Положения № 445-П, способы и формы фиксирования сведений (информации), получаемых НФО в результате идентификации клиента, представителя — клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца, определяются НФО самостоятельно в ПВК.

При этом считаем возможным отметить, что, по мнению Департамента, в рассматриваемом случае следует исходить из существа правоотношения и, учитывая, что физическое лицо, являющееся индивидуальным предпринимателем, обращается в НФО в целях получения услуг, не связанных с его предпринимательской деятельностью (для получения потребительского займа), полагаем возможным оформление анкеты (досье), разработанной НФО для физических лиц.

Одновременно обращаем внимание, что согласно пункту 2.5 Положения № 444-П по усмотрению НФО в анкету (досье) клиента также могут быть включены иные сведения.

13. Должны ли быть изменены форматы и структуры электронных документов в связи с утратой силы Положения Банка России от 20 июля 2016 года № 550-П «О порядке доведения до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций информации о случаях отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, отказа от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) расторжения  договора банковского счета (вклада) с клиентом» и вступлением в силу Положения Банка России от 30.03.2018 № 639-П «О порядке, сроках и объеме доведения до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций информации о случаях отказа от проведения операции, отказа от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом, об устранении оснований принятия решения об отказе от проведения операции, об устранении оснований принятия решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), об отсутствии оснований для расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом»?

Ответ на данный вопрос вытекает непосредственно из содержания пункта 3.3 Положения № 639-П, в соответствии с которым Банк России должен разместить на официальном сайте Банка России в информационно — телекоммуникационной сети «Интернет» согласованные с уполномоченным органом перечень сведений, подлежащих включению в электронное сообщение в соответствии с абзацами третьим и четвертым пункта 1.2 Положения № 639-П, а также структуру предусмотренного данным Положением уведомления Банка России.

14. Следует ли относить Главу Администрации сельского поселения к российским публичным должностным лицам? (Формально эта должность не относится к государственным должностям, должностям федеральной государственной службы, и Администрация не относится к федеральным или региональным органам власти, однако эта работа связана с исполнением определенных публичных (в рамках муниципального образования) обязанностей и правомочий.)

При ответе на данный вопрос следует руководствоваться методическими рекомендациями Банка России № 13-МР, а также письмом Департамента от 21.02.2013 № 12-1-5/234 «Ответы на вопросы банков — членов ассоциации региональных банков России», находящимися в открытом доступе (размещены в правовых системах «Консультант плюс» и «Гарант»).

15. Должна ли организация, являющаяся по своему статусу (виду деятельности) субъектом Закона № 115-ФЗ, исполнять требования Закона № 115-ФЗ, если фактически она не ведет той деятельности, которая и стала основанием для получения ею соответствующего статуса (вида) организации (например, организация включена в реестр МФО, но не выдает микрозаймы; организация называется ломбардом, но не ведет ломбардной деятельности)?

Исходя из норм Федерального закона № 115-ФЗ обязанность по исполнению указанного Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России лежит на НФО независимо от фактического осуществления деятельности, предусмотренной профильным законодательством.

16. Являются ли клиентами в значении Закона № 115-ФЗ (необходима ли их идентификация, фиксирование производимых с их участием операций, сообщение об этих операциях в порядке обязательного контроля и т.п.) лица, не получающие займа или каких-либо услуг в организации, но заключившие с ней договоры об обеспечении обязательств заемщика (залогодатели, поручители и т.п)? В том числе, те из них, к которым при невозврате займа основным должником обращается с соответствующими требованиями кредитор?

17. Являются ли клиентами в значении Закона № 115-ФЗ:

18. При досрочном погашении займа третьим лицом кого и как указывать в ФЭС, если зачисление средств безналичное и организация-кредитор ничего, кроме фамилии, имени и отчества этого плательщика не знает?

По вопросам 16 — 18.

При ответе на поставленные вопросы предлагаем руководствоваться подходами, изложенными в вопросе информационного письма Департамента от 29.12.2018 № 12-3-3/10687 «Обобщение практики применения некредитными финансовыми организациями Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России», размещенного на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в рубрике «Банк России сегодня», раздел «Методологическая поддержка участников финансового рынка по вопросам применения законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и валютного контроля», закладка «По вопросам ПОД/ФТ».

19. Нужно ли выявлять публичных должностных лиц среди выгодоприобретателей, представителей и бенефициарных владельцев клиента?

Исходя из буквального прочтения статьи 7.3 Федерального закона № 115-ФЗ, установленные данной нормой обязанности относятся к клиентам НФО.

Вместе с тем отмечаем, что исходя из пункта 1 приложения 2 к Положению № 445-П наличие у бенефициарного владельца статуса лица, указанного в статье 7.3 Федерального закона № 115-ФЗ, относится к факторам, влияющим на оценку риска клиента.

20. Организация получает беспроцентные займы от своего учредителя (участника) и от иных лиц (например, микрофинансовая компания вправе привлекать средства инвесторов — физических лиц, не являющихся ее учредителями или участниками на сумму от полутора миллиона рублей и выше). Кроме того, организация предусмотрела в своих внутренних нормативных документах, что она вправе выдавать беспроцентные займы физическим лицам, попавшим в чрезвычайную или жизненно трудную ситуацию (стихийные бедствия, смерть членов семьи, пожар и т.п.).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 6, обязательному контролю подлежат операции на сумму от 600 тысяч рублей по «предоставлению юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа».

В настоящее время, опираясь на опыт проверок деятельности организаций, являющихся субъектами Закона № 115-ФЗ, существует две точки зрения на вопрос о применимости данной нормы к привлекаемым и выдаваемым беспроцентным займам: одни полагают, что все беспроцентные займы, которые организация (субъект Закона № 115-ФЗ) привлекает или выдает на сумму от 600 тысяч рублей и выше, являются операциями, подлежащими обязательному контролю.

Другие утверждают, что под словами «получение такого займа» имеется в виду получение беспроцентного займа от юридического лица, при этом получение беспроцентного займа от физического лица обязательному контролю не подлежит, и ссылаются на Письмо Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России от 11.04.2007 № 12-1-3/804 «О применении Федерального закона № 115 ФЗ» (за подписью Заместителя Директора Департамента А.В.Одинцова).

Есть также точка зрения, что собственные сделки (операции) организации, являющейся субъектом Закона № 115-ФЗ, контролю не подлежат, так как в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ организация обязана сообщать только об операциях клиентов, поэтому если сама организация получает или предоставляет беспроцентный заем неважно какому субъекту, эта операция обязательному контролю не подлежит.

В связи с вышеизложенным, просим Вас уточнить, подлежат ли обязательному контролю следующие операции:

В случае, если все или какие-либо из перечисленных операций не должны квалифицироваться как операции, подлежащие обязательному контролю, должна ли организация квалифицировать их как необычные и составлять соответствующие внутренние сообщения, проводить изучение таких операций и выявлять те из них, которые могут быть квалифицированы как подозрительные?

Установленная пунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, распространяется только на операции, совершаемые клиентами таких организаций.

Из буквального прочтения абзаца восьмого подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ следует, что обязательному контролю подлежит операция по предоставлению/получению беспроцентного займа, в которой в качестве займодавца выступает юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией.

Так как в первой операции, приведенной в рассматриваемом вопросе, займодавцем выступает физическое лицо, такая операция не будет подлежать обязательному контролю. Вместе с тем НФО может принять решение о квалификации такой операции в качестве подозрительной и на основании пункта 3 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ направить сведения о ней в уполномоченный орган.

Относительно необходимости выявления и признания отмеченных в обращении операций в качестве подозрительных отмечаем, что законодательство Российской Федерации не ограничивает круг операций (сделок) клиента, которые могут быть признаны подозрительными.

При этом решение о квалификации (неквалификации) операции клиента в качестве подозрительной НФО принимает самостоятельно в каждом конкретном случае на основании собственных ПВК, разрабатываемых в соответствии с требованиями Положения № 445-П, исходя из всей имеющейся в ее распоряжении информации и документов, анализа специфики деятельности клиента, уровня риска, связанного с клиентом и его операциями.

21. Организация кредитует начинающий бизнес (стартап). Для нее это обычный уставной вид деятельности. При этом она перечисляет на банковский счет юридического лица, зарегистрированного менее трех месяцев назад, средства займа на сумму от 600 тысяч рублей или выше. Согласно пункту 1 статьи 6 Закона № 115-ФЗ, обязательному контролю подлежат операции по «зачислению денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев». Кредитные кооперативы, ломбарды, МФО не зачисляют деньги на счет (вклад), а перечисляют средства банку получателя в соответствии с договором. Правильно ли мы понимаем, что этот пункт касается только банков и других кредитных организаций, но не некредитных финансовых организаций?

Позиция Департамента в отношении поставленного вопроса изложена в вопросе 1 информационного письма от 29.12.2014 № 25 «Обобщение практики применения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», которое находится в открытом доступе (размещено в правовых системах «Консультант плюс» и «Гарант»).