Письмо об отсутствии драгметаллов в оборудовании пример

Форма ИНВ-8. Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них

Любое предприятие, работающее с драгметаллами, должно не реже одного раза в год осуществлять их инвентаризацию. Ее проводят, чтобы оценить состояние материалов, выявить их фактическое наличие и совпадение с учетными сведениями. Результаты такой проверки вносятся в специальный бланк по форме ИНВ-8, утвержденной Пост. Госкомстата России №88 от 18 августа 1998 года. Рассмотрим тонкости формирования акта инвентаризации драгметаллов и изделий из них.

Законодательное регулирование процедуры

Все, что касается проведения инвентаризации драгметаллов на предприятиях, зафиксировано в таких нормативных актах, как:

Коротко об инвентаризации

Процедура инвентаризации проводится в несколько этапов. Первым делом издают приказ об инвентаризации по форме ИНВ-22. В нем указывают состав комиссии для осуществления процедуры, период ее проведения, объекты проверки. После издания приказа начинается подготовка к проверке, формируются все требуемые документы, в том числе акт инвентаризации по форме ИНВ-8. Если требуется, то проводится ознакомление сотрудников с тонкостями проверки.

Согласно Пост. Правительства №731 от 28.09.2000 г. инвентаризация драгметаллов проводится один раз в конце года.

Могут возникнуть и другие ситуации, требующие внепланового проведения проверки:

Внимание! Форма ИНВ-8 с января 2013 года не является обязательной к использованию. Предприятие может самостоятельно решить, использовать данный бланк или создать собственный. Но в обоих случаях документы надо обязательно утвердить в учетной политике специальным приказом руководства. Разработанные самостоятельно бланки должны включать все необходимые реквизиты.

Комиссия

Для проведения инвентаризации формируется специальная комиссия. В ее состав должны входить не менее трех человек. Обычно это бухгалтер, руководители отделов, старшие специалисты. Само МОЛ, на чьей ответственности находятся драгметаллы, в состав комиссии не входит. Однако оно тоже ставит свою подпись на документе.

Заполняем ИНВ-8

Бланк акта инвентаризации драгметаллов и изделий из них состоит из 4 страниц. Расскажем подробнее о каждой из них.

Первая страница

Здесь необходимо внести следующие данные:

Письмо об отсутствии драгметаллов в оборудовании пример

Вторая страница

В правом верхнем углу необходимо отметить, какие единицы измерения используются, если они не совпадают с указанным в ней — граммами.

Остальная часть страницы содержит таблицу, куда заносят сведения о драгметаллах, такие как:

Внизу таблицы подводят итог по странице. Указывают сведения о фактическом и учетном наличии драгметаллов и изделий из них.

Письмо об отсутствии драгметаллов в оборудовании пример

После таблицы указывают итоги прописью:

Третья страница

Она содержит продолжение таблицы. Если наименований мало, то эту страницу можно не использовать. Но если ее заполняют, то важно обратить внимание на тот момент, что в конце ее указывают данные по странице и по всему акту.

Прописью указывают лишь данные по странице.

Важно! Если наименований для проверки большое количество, то можно использовать необходимое количество листов с таблицей. И по каждому нужно подводить отдельный итог.

Четвертая страница

Здесь подводят итог по всему акту. Далее ставят свои подписи члены комиссии.

Затем идет указание на то, что ценности под обозначенными номерами проверены, внесены в акт и находятся на ответственном хранении МОЛ. Ставятся его подпись и дата проведения проверки.

Завершают акт подпись бухгалтера и дата проверки им содержания акта.

II. Учет драгоценных металлов и драгоценных камней

5. Учет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы и драгоценные камни, входящие в состав покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования, вооружения, военной техники, материалов, полуфабрикатов (в том числе закупаемых за границей) и содержащиеся в ломе и отходах драгоценных металлов и отходах драгоценных камней, а также в продукции из них, осуществляется организациями на всех стадиях и операциях технологических, производственных и других процессов, связанных с их использованием и обращением.

Учет драгоценных металлов и драгоценных камней должен обеспечивать:

— своевременность и точность сведений об их количестве и местонахождении;

— контроль за движением драгоценных металлов и драгоценных камней по материально ответственным лицам, структурным подразделениям и организации в целом;

— достоверность данных в составляемых формах отчетности.

6. Драгоценные металлы и драгоценные камни, используемые в процессе производства, расходуются в организациях в пределах утвержденных в организации норм расхода. Для государственных организаций нормы расхода утверждаются вышестоящей организацией.

7. Учет драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется на бумажных носителях или в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

8. Учет драгоценных металлов при их производстве, использовании и обращении осуществляется по наименованию, массе в граммах (в пересчете на химически чистый драгоценный металл), качеству (пробе, содержанию драгоценного металла), а также в стоимостном выражении.

Учет драгоценных металлов, входящих в состав продуктов переработки минерального и вторичного сырья, при передаче их на аффинаж осуществляется по наименованию, массе в граммах (в лигатуре и в пересчете на химически чистые драгоценные металлы). После проведения аффинажа учет указанных драгоценных металлов осуществляется по результатам аффинажа.

Учет драгоценных камней при их обработке, использовании и обращении осуществляется по наименованию, массе (в граммах, каратах), качеству (по цвету и чистоте), а также в стоимостном выражении.

Драгоценные металлы и драгоценные камни, входящие в состав комплектующих деталей, а также изделий, приборов, инструментов, оборудования, используемых в научной, производственной и других видах деятельности, учитываются по их наименованию и массе (для драгоценных металлов — в пересчете на химически чистые драгоценные металлы). Драгоценные металлы в виде полуфабрикатов учитываются по их наименованию, массе в граммах (в лигатуре и в пересчете на химически чистые драгоценные металлы) и качеству. Драгоценные камни в виде полуфабрикатов учитываются по их наименованию, массе (граммах, каратах) и качеству (по цвету и чистоте). Данные о наименовании, массе и количестве драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в покупных комплектующих деталях, приборах, инструментах, оборудовании, изделиях отражаются в первичной учетной документации на основании сведений о содержании драгоценных металлов и драгоценных камней, указанных в технической документации (паспортах, формулярах, этикетках, руководствах по эксплуатации, справочниках), либо при отсутствии этих сведений (в том числе устаревшее отечественное и импортное оборудование) — по данным организаций, разработчиков, изготовителей или комиссионно на основе аналогов, расчетов.

Детали, контакты, заготовки, полуфабрикаты из драгоценных металлов, их сплавов, химические соединения, содержащие драгоценные металлы, подлежащие взвешиванию, учитываются до их фактического израсходования в производстве по количеству и по массе; драгоценные металлы в растворах — по объему (массе) растворов и концентрации драгоценных металлов, по данным, определяемым химическими анализами.

9. Организации, приобретающие и использующие драгоценные камни, ведут раздельный учет драгоценных камней, пригодных для изготовления ювелирных изделий, а также драгоценных камней, отнесенных к непригодным для изготовления ювелирных изделий, в соответствии с правилами, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2016 г. N 437 «Об утверждении правил отнесения драгоценных камней к непригодным для изготовления ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 22, ст. 3216). Драгоценные камни, отнесенные к непригодным для изготовления ювелирных изделий, учитываются в соответствии с общими требованиями учета материальных ценностей.

10. Организациями также учитываются:

— изделия (продукция), содержащие драгоценные металлы, используемые для извлечения драгоценных металлов и утратившие свои потребительские и (или) функциональные свойства, а также брак, возникший в процессе производства изделий (продукции), содержащей драгоценные металлы (далее — лом драгоценных металлов), — по наименованию и качеству драгоценных металлов, качеству лома, общей массе лома и массе химически чистых драгоценных металлов, содержащихся в нем, а также в стоимостном выражении;

— остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, других изделий (продукции), используемые для извлечения драгоценных металлов и образовавшиеся в процессе производства (далее — отходы драгоценных металлов) — по наименованию и качеству драгоценных металлов, качеству отходов, общей массе отходов и массе химически чистых драгоценных металлов, содержащихся в них, а также в стоимостном выражении;

— отходы драгоценных камней, образовавшиеся при их обработке, изготовлении и использовании алмазного инструмента и других изделий из драгоценных камней, драгоценные камни, не прошедшие полный цикл обработки, которые по своим размерно-весовым и качественным и цветовым характеристикам не соответствуют требованиям технической документации на данный вид продукции и не могут использоваться для ее изготовления, а также природные алмазы в сыром (естественном) и обработанном виде от отработавшей продукции производственно-технического назначения (далее — отходы драгоценных камней) — по наименованию, качеству, массе и в стоимостном выражении.

11. Организация должна обеспечить контроль за движением драгоценных металлов и драгоценных камней в процессе производственно-хозяйственной деятельности посредством организации их учета. Все операции по движению драгоценных металлов и драгоценных камней должны оформляться первичными учетными документами, применяемыми в организации (на бумажном или электронном носителе), содержащими собственноручную или усиленную квалифицированную электронную подпись уполномоченных лиц.

12. Учет драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции, их содержащей, в местах хранения (склады, хранилища, цеховые кладовые, и другие места, установленные локальными актами организации) ведется в карточках складского учета материальных ценностей, книгах, журналах и иных документах, установленных локальными актами организации.

13. На каждую номенклатурную позицию, для каждого наименования и вида драгоценных металлов и драгоценных камней, а также их размера и назначения оформляется отдельная карточка складского учета, отдельная строка или отдельная страница в книгах, журналах и иных документах, используемых для ведения учета драгоценных металлов и драгоценных камней, которая содержит реквизиты, характеризующие учитываемые ценности, а именно:

а) по драгоценным металлам — наименование (золото, серебро, платина, родий, палладий, иридий, рутений, осмий), вид, размер (длина, ширина, толщина, диаметр), проба или процентное содержание в растворе, сплаве, масса химически чистых металлов и/или общая масса сплава, соли, кислоты или других химических соединений, содержащих драгоценные металлы, номер партии;

б) по драгоценным камням — наименование, качественные (цвет и чистота) и размерно-весовые характеристики, форма огранки и количество в штуках (для обработанных драгоценных камней), масса в каратах, а для сырья драгоценных камней (кроме алмазов) — масса в граммах;

в) для ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, а также изделий их содержащих — наименование изделия, количество, артикул, в том числе:

для драгоценных металлов — дополнительно указывается наименование драгоценного металла, его масса и проба;

для драгоценных камней — дополнительно указывается наименование, количество, масса, характеристики драгоценных камней на основании данных из технической документации изготовителя, а также способ обработки, изменивший качественные, цветовые и стоимостные характеристики драгоценного камня, кроме огранки.

14. Записи в карточках, книгах учета и других документах строгой отчетности по драгоценным металлам, драгоценным камням и содержащим их изделиям производятся на основе оформленных в установленном порядке актов (накладных) приемки-передачи основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов; актов о приемке материалов; инвентарных карточек учета основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов; карточек учета материалов; лимитно-заборных карт; требований; накладных; актов выбытия; товарных накладных и других форм первичной документации, при этом записи операций по приходу и расходу драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий (без снятия фактического наличия драгоценных металлов и драгоценных камней) производятся после осуществления каждой операции с выведением остатка на конец рабочего дня (смены).

Организации, изготавливающие алмазный инструмент, указывают в паспортах тип инструмента, порядковый номер, характеристику и массу алмазов. На волоки и на все типы резцов в паспортах указывается фактическая перед закреплением масса алмаза.

Весовой учет алмазов в инструменте (волоки, резцы, наконечники, алмазы в оправах и других видах инструмента) в организациях, использующих алмазный инструмент, ведется по массе закрепленных алмазов, указанной в паспортах на данный вид инструмента.

15. Поступающие в организации посылки с ценностями регистрируются в день их поступления. Вскрытие посылок и прием ценностей производится материально ответственным лицом в присутствии комиссии, состав которой определен приказом руководителя организации, в установленные организацией сроки.

Результаты приемки оформляются приемным актом (приходным ордером), в котором указываются название организации-поставщика, номер и дата сопроводительного документа, а также все реквизиты учитываемых ценностей.

В приемном акте (приходном ордере) указываются фактическое количество и масса поступивших драгоценных металлов (общая масса и масса химически чистого драгоценного металла) и драгоценных камней, а также наличие расхождений с данными сопроводительных документов.

В тех случаях, когда определение фактической массы поступивших драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в продукции, приборах, инструменте, оборудовании, не представляется возможным, их масса отражается в приемном акте на основании технической документации (паспорта, формуляры, этикетки, руководства по эксплуатации), документов качества (пробирные листы), протоколов проведения испытаний и других сопроводительных документов, содержащих данные сведения.

Приемный акт (приходный ордер) подписывается материально-ответственным лицом и заверяется подписями членов комиссии.

Первый экземпляр приемного акта (приходного ордера) передается в бухгалтерию, копия приемного акта (приходного ордера) остается у материально ответственного лица.

16. Отпуск драгоценных металлов и драгоценных камней из центральных мест хранения в места хранения отдельных подразделений организации (цехов, лабораторий, участков) осуществляется по применяемым в организации первичным учетным документам с указанием в них количества и массы ценностей.

17. Передача драгоценных металлов и драгоценных камней в любом виде и состоянии, в том числе в ломе и отходах, между подразделениями организации и/или подотчетными лицами осуществляется по применяемым в организации первичным учетным документам с указанием в них количества и массы ценностей.

18. Оперативный учет драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них в производстве организуется и ведется по стадиям переделов, видам работ с учетом особенностей технологического процесса и характера возникающих отходов и потерь.

В организациях, осуществляющих обработку драгоценных камней, учет должен обеспечить возможность получения сведений о результатах обработки каждого кристалла на каждой операции технологического процесса с привязкой его к конкретному договору (контракту), по которому драгоценные камни поступили в организацию, включая изготовителей однокристального алмазного инструмента.

19. Учет ценностей, находящихся в подотчете у исполнителей работ (подотчетных лиц), ведется на основании первичных учетных документов, в которых отражаются все необходимые реквизиты учитываемых ценностей, даты выдачи и сдачи их в места хранения.

20. Отпуск ценностей из всех мест хранения в работу производится под отчет исполнителям работ.

Списание с исполнителей работ (подотчетных лиц) отпущенных (выданных) им ценностей осуществляется после сдачи ими в места хранения деталей, изделий и остатков драгоценных металлов, драгоценных камней в виде сырья, полуфабрикатов и отходов, отработанного, поломанного инструмента.

Фактические потери драгоценных металлов и драгоценных камней определяются как разница между массой драгоценных металлов и драгоценных камней, выданных исполнителю работ, и суммарной массой их в изготовленных деталях, изделиях и остатках в сырье и отходах.

Организации, осуществляющие аффинаж драгоценных металлов ведут учет фактических потерь драгоценных металлов по учитываемым ими каналам. Фактические потери определяются путем прямых измерений (в том числе замеры объемов, массы сливаемых растворов, газовых выбросов и определение содержания драгоценных металлов в указанных материалах).

21. Списание драгоценных металлов и драгоценных камней, используемых в производстве, осуществляется только при документальном подтверждении их фактического расходования.

Списание драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в производстве, осуществляется при их фактическом израсходовании на отдельных операциях технологического процесса, если в результате этой операции они становятся составной частью детали, узла, инструмента, изделия и масса их не может быть определена непосредственно взвешиванием.

Масса драгоценных металлов, изменяющих на стадиях технологической обработки лишь свою форму, которая может быть определена взвешиванием, учитываются по реквизитам, указанным в пункте 13 Инструкции.

Списание драгоценных металлов и драгоценных камней на ремонтные нужды, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и лабораторные работы оформляется актами списания, которые составляются комиссией в составе не менее трех человек, определенной приказом руководителя организации.

Списание драгоценных металлов и драгоценных камней по нормам без определения фактического расхода, который подтверждается документами (актами взвешивания, результатами анализов, замерами объемов, измерениями толщины покрытий и других физических параметров), не допускается.

Драгоценные металлы, находящиеся на рабочих местах в составе инструментов, оборудования, лабораторной посуды, приборов, независимо от степени их износа учитываются по массе, указанной в технической документации. Инструменты, оборудование, лабораторная посуда, приборы масса драгоценных металлов в которых может быть определена взвешиванием в период проведения инвентаризации, а также при смене материально ответственных лиц подвергаются обязательному взвешиванию с составлением актов на изменение массы и отражением результатов в первичных учетных документах.

Алмазы в инструментах и других изделиях, находящихся на рабочих местах, независимо от степени их износа, учитываются по массе, указанной в паспортах, технических условиях или в первичных учетных документах на эти изделия.

Списание ценностей осуществляется актом ликвидации. В актах указывается масса драгоценных металлов и драгоценных камней, подлежащих оприходованию в виде лома и отходов. В случаях преждевременного списания ценностей в актах ликвидации указываются его причины и виновные лица.

22. При списании покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования и при невозможности отбора для проведения анализа представительной пробы от образовавшихся лома и отходов организации ведут учет драгоценных металлов, входящих в их состав, в пересчете на массу химически чистых драгоценных металлов на основании сведений о содержании драгоценных металлов, имеющихся в технической документации (паспортах, формулярах, руководствах по эксплуатации).

При передаче во временное владение или реализации изделий (оборудования, приборов, инструментов, вооружения, военной техники), в том числе при передаче на переработку или реализации лома и отходов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, организация-отправитель в сопроводительных документах указывает наименование и массу находящихся в указанных выше материальных ценностях драгоценных металлов и драгоценных камней, а также метод определения содержания в них драгоценных металлов.

23. При списании оборудования организации изымают из них детали, содержащие драгоценные металлы и их сплавы, самостоятельно или с привлечением организаций, осуществляющих деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов, классифицируют вторичное сырье по видам и определяют нормативы извлечения драгоценных металлов при обработке (переработке) по этим видам. Порядок обработки (переработки) лома и отходов драгоценных металлов и оплаты за произведенные работы и услуги устанавливается на договорной основе с переработчиком.

При этом составляется акт ликвидации, в котором указывается отдельно общая масса изъятых деталей, а также масса драгоценных металлов в пересчете на массу химически чистых драгоценных металлов согласно сведениям первичных учетных документов и/или технической документации на данное оборудование. На основании этих актов соответствующее оборудование списывается с карточек складского учета и одновременно изъятые детали приходуются на карточки учета отходов по общей массе отходов и массе содержащихся в них драгоценных металлов в химически чистом виде согласно технической документации.

Организации, осуществляющие деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов, классифицируют вторичное сырье по видам и определяют нормативы извлечения драгоценных металлов при переработке по этим видам.

24. При технологической зачистке или ремонте производственных помещений и оборудования в организации комиссия, состав которой определен приказом руководителя организации, осуществляет сбор отходов драгоценных металлов и драгоценных камней. На основании результатов лабораторных анализов комиссия учитывает по отдельному акту содержание драгоценных металлов и по результатам взвешивания массу драгоценных камней в указанных отходах.

Серебросодержащие отходы от использованных кинофоторентгеноматериалов приходуются в карточках складского учета или книгах учета по общему объему, массе отходов и массе химически чистого серебра в них на основании лабораторных анализов или расчетных данных.

Отходы драгоценных металлов в гальванических цехах в виде забракованных деталей, проволоки и другой продукции с покрытиями из драгоценных металлов приходуются по общей массе отходов и массе драгоценных металлов в пересчете на массу химически чистых драгоценных металлов согласно данным о фактическом расходе их на покрытие этих деталей и продукции или по данным химического анализа. При этом отходы драгоценных металлов в сборочных цехах в виде забракованных деталей и другой продукции собственного производства с покрытиями из драгоценных металлов приходуются по среднему фактическому содержанию драгоценных металлов в этой продукции, определенному по данным о фактическом расходе их в гальванических цехах.

Отходы драгоценных металлов в сборочных цехах в виде продукции, приобретенной у сторонних организаций и забракованной в процессе производства, приходуются на основании сведений о содержании драгоценных металлов в первичных учетных документах и/или технической документации.

Отходы драгоценных камней (за исключением алмазов), непригодные к дальнейшему использованию (не соответствующие техническим условиям по размерно-весовым, качественным и цветовым характеристикам, непригодные в соответствии с установленными критериями для изготовления ювелирных и других изделий из драгоценных металлов), могут быть реализованы, а при невозможности их реализации — списаны по акту. Списание осуществляется комиссией, состав которой определен приказом руководителя организации.

25. Бухгалтерия организации-сдатчика лома и отходов драгоценных металлов сопоставляет данные о количестве драгоценных металлов в этом сырье с паспортными данными аффинажных организаций и при наличии расхождений выясняет их причины. По результатам сопоставления в соответствующие документы вносятся необходимые коррективы. Новые записи о поставленных на учет и отправленных драгоценных металлах производятся на основании паспортных данных аффинажных организаций.

26. Организации-изготовители продукции, оборудования, приборов, инструментов, содержащих в своем составе драгоценные металлы и драгоценные камни, отражают в документации, сопровождающей готовую продукцию, сведения о массе драгоценных металлов и драгоценных камней.

Письмо об отсутствии драгметаллов в оборудовании пример

Письмо об отсутствии драгметаллов в оборудовании пример

Письмо об отсутствии драгметаллов в оборудовании пример

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Письмо об отсутствии драгметаллов в оборудовании пример

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В организации имеются приборы, оборудование и изделия контрольно-измерительных приборов (КИП), содержащие драгоценные металлы. Каков порядок отражения в бухгалтерском учете организации драгоценных металлов, находящихся в приборах, оборудовании и изделиях КИП при их принятии к учету? Каков порядок бухгалтерского учета драгоценных металлов, находящихся в импортных приборах, оборудовании и изделиях КИП, в ситуациях, когда поставщик (производитель) отказывается предоставить информацию о содержании драгоценных металлов в них?

Письмо об отсутствии драгметаллов в оборудовании пример

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: В рассматриваемой ситуации отражение в бухгалтерском учете организации драгоценных металлов, находящихся в приборах, оборудовании и изделиях КИП (в том числе и импортных), при их принятии к учету осуществляется в порядке, рассмотренном нами ниже.

Обоснование вывода: В соответствии с нормами Федерального закона РФ от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее — Закон N 41-ФЗ) установлен порядок учета, хранения драгоценных металлов (далее — драгметаллов) и продукции из них, а также порядок отчетности о них. Постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 N 731 утверждены «Правила учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, а также ведения соответствующей отчетности» (далее — Правила N 731). Согласно п. 2 Правил N 731 они действуют в отношении всех юридических лиц, как осуществляющих деятельность в области добычи и производства драгметаллов, так и использующих изделия, содержащие драгметаллы. Под драгметаллами в соответствии со ст. 1 Закона N 41-ФЗ понимается золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). На основании п. 6 Правил N 731 организации обязаны вести учет драгметаллов во всех видах и состояниях, включая драгметаллы, входящие в состав покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования, материалов и содержащиеся в ломе (отходах) драгоценных металлов. Применительно к рассматриваемой ситуации полагаем, что к такого рода изделиям могут относиться и датчики газоанализаторов термохимического принципа и термосопротивления, если в их комплектующих содержатся драгоценные металлы. При этом п. 9 Правил N 731 установлен порядок учета драгметаллов, количество которого в изделии определяется по массе. Аналогичное требование содержится в приказе Минфина России от 09.12.2016 N 231н «Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении» (далее — Инструкция N 231н). В соответствии с п. 26 Инструкции N 231н организации-изготовители продукции, оборудования, приборов, инструментов, содержащих в своем составе драгметаллы и драгкамни, отражают в документации, сопровождающей готовую продукцию, сведения о массе драгметаллов и драгкамней. Из п.п. 3, 5 Инструкции N 231н следует, что организации обязаны вести учет драгметаллов и драгкамней во всех видах и состояниях, включая драгметаллы и драгкамни, входящие в состав покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования, вооружения, военной техники, материалов, полуфабрикатов (в том числе закупаемых за границей) и содержащиеся в ломе и отходах драгоценных металлов и отходах драгоценных камней. Таким образом, любая организация, которая использует оборудование, содержащее драгметаллы, должна вести учет драгметаллов в порядке, установленном Правилами N 731 и Инструкцией N 231н. Согласно п. 8 Инструкции N 231н драгметаллы и драгкамни, входящие в состав комплектующих деталей, а также изделий, приборов, инструментов, оборудования, используемых в научной, производственной и других видах деятельности, учитываются по их наименованию и массе (для драгметаллов — в пересчете на химически чистые драгоценные металлы). Данные о наименовании, массе и количестве драгметаллов и драгкамней, содержащихся в покупных комплектующих деталях, приборах, инструментах, оборудовании, изделиях, отражаются в первичной учетной документации на основании: — сведений о содержании драгметаллов и драгкамней, указанных в технической документации (паспортах, формулярах, этикетках, руководствах по эксплуатации, справочниках); — по данным организаций, разработчиков, изготовителей при отсутствии вышеуказанных сведений в технической документации (в том числе по устаревшему отечественному и импортному оборудованию); — комиссионно на основе аналогов, расчетов. Аналогичные положения определены в п.п. 9, 9.1 Правил N 731. Таким образом, полагаем, что если, например, в отношении импортного оборудования: — техническая документация к принимаемому к учету активу (например, объекту основных средств) не содержит какой-либо информации о том, что в нем присутствуют в определенном количестве драгметаллы и камни; — организация — изготовитель объекта соответствующую информацию не предоставляет; — наличие драгметаллов в аналогичных по типу, характеристикам, свойствам и т.д. объектах комиссионно не установлено; — профессиональные навыки членов комиссии не позволяют сделать им вывод о наличии драгметаллов и камней в объекте (а следовательно, и об их количестве), то формально у организации отсутствует обязанность вести упоминаемый в вопросе учет ввиду отсутствия фактической возможности для этого. Отметим, что в п. 6.3 Инструкции о порядке учета и хранения драгметаллов, драгкамней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина России от 29.08.2001 N 68н (прекратила свое действие после вступления в силу Инструкции N 231н) содержалось примечание, согласно которому в отдельных случаях, когда комиссионно определить содержание драгметаллов в импортном оборудовании невозможно из-за отсутствия данных о наличии драгметаллов или аналогов, в учетных документах делается запись, что в данном оборудовании могут находиться драгметаллы, содержание которых будет определено после списания и утилизации. В Инструкции N 231н соответствующие положения отсутствуют. Из фразы п. 8 Инструкции N 231н о том, что «. данные о наименовании, массе и количестве драгметаллов. содержащихся в соответствующих объектах учета, отражаются в первичной учетной документации на основании сведений о содержании. «, следует, что учет может быть реализован на практике хозяйствующим субъектом исключительно при условии, что он располагает знанием о том, что в конкретном принадлежащем ему имуществе эти металлы и камни содержатся. Полагаем, что в отсутствие такого понимания данный учет не может быть физически осуществлен ввиду отсутствия у организации соответствующего инструментария, посредством использования которого представляется возможным определить, есть ли в объекте драгметаллы и камни или нет. Соответственно, по нашему мнению, несмотря на законодательно установленную обязанность ведения учета драгметаллов и камней, содержащихся в принадлежащих организации объектах имущества, фактическая возможность его ведения вследствие перечисленных выше обстоятельств имеется не всегда. Таким образом, полагаем, что в отношении импортного оборудования в случае отсутствия в технической документации информации о содержании драгметаллов и камней, отказе в предоставлении соответствующей информации организацией-изготовителем, отсутствии возможности комиссионно установить наличие драгметаллов в аналогичных по типу, характеристикам, свойствам и т.д. объектах организация может в учетных документах сделать запись, что в данном оборудовании могут находиться драгметаллы, содержание которых будет определено после списания и утилизации.

К сведению: В целях формирования единого подхода к отражению в учете сведений о драгметаллах целесообразно использовать межгосударственный стандарт ГОСТ 2.608-78 «Единая система конструкторской документации. Порядок записи сведений о драгоценных материалах в эксплуатационных документах», утвержденный постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 31.07.1978 N 2056. В преамбуле данного документа указано, что настоящий стандарт устанавливает порядок записи в эксплуатационных документах сведений о содержании драгоценных материалов в изделиях всех отраслей промышленности. В соответствии с п. 1.1 ГОСТа 2.608-78 в эксплуатационных документах каждого изделия, содержащего драгоценные материалы (формуляре (ФО), паспорте (ПС), руководстве по эксплуатации (РЭ) или этикетке (ЭТ)), разрабатываемых в соответствии с ГОСТ 2.601-2006, должно быть указано расчетное количество (масса) этих материалов. Отметим, что приказом Росстандарта от 22.11.2013 N 1628-ст взамен ГОСТ 2.601-2006 с 01.06.2014 введен в действие ГОСТ 2.601-2013. Как следует из п. 1.2 ГОСТа 2.608-78, массу драгоценных материалов в изделии указывают с учетом количества драгоценных материалов, примененных в его составных частях, в том числе и покупных. Массу не указывают, если она не превышает: — 0,001 г — для золота, платины и металлов платиновой группы; — 0,01 г — для серебра; — 0,01 карата — для драгоценных камней. Согласно п. 2.1. ГОСТ 2.608-78 сведения о суммарной массе каждого материала в изделии помещают в ФО, ПС и РЭ в конце раздела «Основные технические данные и характеристики», а в ЭТ — о технических данных. При этом делают запись в следующей последовательности: золото; серебро; платина; иридий; родий; палладий; рутений; осмий; алмаз. Как следует из п. 2.2. ГОСТ 2.608-78, при необходимости в приложении к ФО, ПС и РЭ могут быть даны чертежи, рисунки и другие сведения о местах расположения в изделии составных частей, содержащих драгоценные материалы. Из вышеуказанных положений ГОСТ 2.608-78 следует, что информация о массе драгметаллов в изделии может быть не отражена в ФО, ПС, РЭ и ЭТ, если она не превышает установленные ограничения. Полагаем, что информация о массе драгметаллов в изделии, если она не превышает установленные ограничения, может быть отражена в эксплуатационных документах. Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации если в технической документации (данных организаций-изготовителей) содержится информация о содержании драгметаллов и камней в количественном выражении, то независимо от величины таких показателей организации следует отразить данную информацию у себя в учете. В случае если количественное содержание драгметаллов и камней определяется организацией комиссионно, то полагаем, что соответствующие показатели также должны быть отражены в учете организации, независимо от их величины.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами: — Учет драгоценных металлов, входящих в состав объектов нефинансовых активов (О. Лунина, журнал «Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение», N 7, июль 2017 г.); — Вопрос: Организация (юридическое лицо) имеет на балансе устаревшую оргтехнику (компьютеры, мониторы, системные блоки, принтеры), по некоторым объектам срок амортизации истек, по некоторым еще не истек (гарантийный срок истек). Каков порядок документального оформления списания оргтехники, в частности в связи с наличием драгоценных металлов? Требуется ли обязательная специальная утилизация и переработка компьютерной техники (оргтехники)? Если да, то какая ответственность предусмотрена за невыполнение и кто из государственных органов это будет проверять? Каким образом утилизировать эту компьютерную технику? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2017 г.) — Вопрос: Организация заключила со специализированной (не аффинажной) организацией, имеющей лицензию, договор на утилизацию компьютеров и другой оргтехники. Оргтехника передается безвозмездно, в неразобранном виде. На данную оргтехнику организация не имеет документов, содержащих сведения о содержании (отсутствии) драгоценных металлов в ней. Каков порядок учета драгоценных и цветных металлов в списываемой компьютерной технике и оргтехнике, стоимость которой не превышает 40 тыс. руб.? Каков порядок утилизации компьютеров и оргтехники, если в их составе имеются драгоценные и цветные металлы? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2018 г.)

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Галимарданова Юлия

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 27 марта 2017 г. N 03-07-05/17462 О применении освобождения от налогообложения НДС при реализации аффинированных драгоценных металлов (золота и серебра) покупателям, не являющимся аффинажными организациями или банками

В связи с письмом по вопросу применения подпункта 9 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при реализации аффинированных драгоценных металлов (золота и серебра) покупателям, не являющимся аффинажными организациями или банками, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.

Согласно подпункту 9 пункта 3 статьи 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются операции по реализации руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов для производства драгоценных металлов и аффинажа.

Кроме того, на основании указанного подпункта 9 пункта 3 статьи 149 Кодекса освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость операции по реализации драгоценных металлов налогоплательщиками (за исключением указанных в подпункте 6 пункта 1 статьи 164 Кодекса) банкам.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»:

производство драгоценных металлов — это извлечение драгоценных металлов из добытых комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, а также из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы; аффинаж драгоценных металлов;

аффинаж драгоценных металлов — деятельность, осуществляемая специализированными организациями, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень, по очистке извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих химических элементов с доведением содержания драгоценного металла:

в аффинированном золоте на 1 тысячу массовых долей сплава драгоценного металла не менее 995 массовых долей химически чистого драгоценного металла;

в аффинированном серебре на 1 тысячу массовых долей сплава драгоценного металла не менее 999 массовых долей химически чистого драгоценного металла.

Учитывая изложенное, в случае если налогоплательщик осуществляет приобретение лома, содержащего драгоценные металлы, его первичную обработку и передачу на аффинаж на аффинажные заводы на давальческой основе и последующую реализацию аффинированных драгоценных металлов покупателям, не являющимся аффинажными организациями или банками, то в отношении данных операций по реализации аффинированных драгоценных металлов, освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, установленное вышеуказанным подпунктом 9 пункта 3 статьи 149 Кодекса, не применяется.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.