Подозрительная деятельность

If выявлено потенциальное отмывание денег или нарушения ЗБТ, нужен отчет. Взлом компьютеров и клиенты, занимающиеся нелицензированным бизнесом по оказанию денежных услуг, также вызывают действие. После обнаружения потенциальной преступной деятельности SAR должен быть подан в течение 30 дней.

Соответственно, сколько денег я могу внести, не будучи помеченным? Какую сумму я могу внести до того, как об этом будет сообщено в IRS? Владельцы бизнеса могут внести любую сумму меньше, чем $ 10,000 прежде чем сообщать о депозите в IRS. Как только вы превысите 10,000 XNUMX долларов, об этом необходимо сообщить.

Что считается подозрительной активностью? Подозрительная деятельность может относиться к любое происшествие, событие, лицо или деятельность, которые кажутся необычными или неуместными. Некоторые распространенные примеры подозрительных действий включают в себя: Незнакомец, слоняющийся по вашему району, или транспортное средство, неоднократно курсирующее по улицам. Кто-то заглядывает в машины или окна.

Кроме того, что банк считает подозрительной деятельностью?

Подозрительная деятельность может относиться к любое лицо, инцидент, событие или деятельность, которые кажутся необычными или неуместными. При обнаружении потенциальных нарушений BSA банк обязан заполнить отчет SAR.

Почему мой банковский счет расследуется?

Почему мой банк проверяет мой счет? Причины, по которым банк может исследовать ваш счет, могут быть разными. Для потребителей это может быть связано с тем, что они обнаружили подозрительную активность.. Для продавцов наиболее распространенной причиной является либо рассмотрение подозрений в отмывании денег, либо возвратные платежи.

Сколько наличных денег вы можете внести за один год? Закон о банковских депозитах За $ 10,000

Он называется Законом о банковской тайне (также известный как «Правило в размере 10,000 XNUMX долларов США»), и хотя сейчас это может показаться вам большим секретом, важно знать об этом законе, если вы хотите внести крупный банковский депозит, превышающий пятизначный. .

Сколько наличных я могу внести через год? Если вы вносите на свой банковский счет более 10,000 XNUMX долларов США наличными, ваш банк должен сообщить о депозите правительству.. Руководящие принципы для крупных операций с наличностью для банков и финансовых учреждений установлены Законом о банковской тайне, также известным как Закон об отчетности о валютных и иностранных операциях.

Депонирование 1000 наличными подозрительно? В зависимости от ситуации депозиты менее 10,000 1,000 долларов также могут привлечь внимание IRS. Например, если у вас обычно меньше 5,000 долларов на расчетном или сберегательном счете, и вдруг вы делаете банковские вклады на сумму XNUMX долларов, банк, скорее всего, подаст отчет о подозрительной деятельности по вашему депозиту.

Подозрительная деятельность

Одним из наиболее главных событий в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ весны 2023
года стало вступление в силу
21 марта 2023 года Указания Банка России от 07.11.2022 №6308-У
«О внесении изменений в нормативные акты Банка России в сфере
требований к правилам внутреннего контроля кредитных организаций и
некредитных финансовых организаций в целях противодействия
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и
финансированию терроризма».

Этим документом были изменены требования к
разработке НФО правил
внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ, установленные
Положением Банка России №445-П.

И
хотя в целом правки были нацелены на приведение существующего
Положения Банка России №445-П о требованиях к ПВК к актуальной
редакции 115-ФЗ (в 2022 году в 115-ФЗ было внесено большое
количество изменений, которые долгое время не отражались Банком
России в требованиях к правилам внутреннего контроля), ряд изменений
оказался очень важным и заслуживающим внимания со стороны НФО. О
некоторых из них мы сегодня и расскажем нашим читателям.

1.
Банк России впервые за почти девять лет существования Положения
№445-П дополнил установленные им основные принципы и цели
организации внутреннего контроля. Так, участие специального
должностного лица НФО в выявлении совокупности операций и (или)
действий клиента, связанных с проведением каких-либо операций, его
представителя в рамках обслуживания клиента, в отношении которых
возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации
(отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования
терроризма было определено одним из основных принципов и целей
организации внутреннего контроля в НФО.

2.
Банк России обязал микрокредитные компании, кредитные
потребительские кооперативы, сельскохозяйственные кредитные
потребительские кооперативы, страховые брокеры, общества взаимного
страхования направлять в Департамент допуска и прекращения
деятельности финансовых организаций Банка России новое уведомление:
обо всех случаях временного исполнения обязанностей ответственного
сотрудника другим сотрудником в течение квартала (с указанием даты
начала и даты окончания временного исполнения обязанностей) не
позднее 10 рабочих дней со дня окончания квартала, в котором
осуществлялось временное исполнение обязанностей ответственного
сотрудника, с указанием фамилии, имени, отчества (последнее – при
наличии), должности и контактных данных (адреса электронной почты
(при наличии) и рабочего телефона) такого сотрудника.

Таким образом, теперь указанным НФО придется уведомлять указанный
Департамент Банка России не только о назначении на должность (об
освобождении от должности) ответственного сотрудника, но и обо всех
случаях временного исполнения обязанностей ответственного сотрудника
другим сотрудником в течение квартала.

А
вот все прочие организации избавлены от обязанности уведомлять
указанный Департамент Банка России о назначении на должность (об
освобождении от должности) ответственного сотрудника в порядке,
установленном Положением 445-П, т.к. такие организации уведомляют
Банк России или согласовывают кандидатуру ответственного сотрудника
в порядке, установленном иными документами Банка России (т.е. речь
идет о том, что порядок уведомления Банка России регулируется
другими нормативными документами, а не 445-П).

3.
В новой редакции Положения Банка России №445-П установлено, что
программа идентификации должна включать порядок организации работы
по отказу клиенту в приеме на обслуживание в случаях, установленных
пунктом 2.2 статьи 7 Федерального закона №115. Напомним, что в
указанной норме закона установлено, что НФО в случае непроведения
идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и
бенефициарного владельца, неустановления информации о них обязан
отказать клиенту в приеме на обслуживание. Порядок работы по отказу
клиенту в приеме на обслуживание по вышеуказанному основанию должен
найти свое отражение в правилах внутреннего контроля НФО.

4.
Существенным образом была изменена процедура оценка уровня риска
легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и
финансирования терроризма.

Теперь НФО обязаны относить клиентов к группам риска совершения
подозрительных операций в зависимости от степени (уровня) риска
совершения клиентом подозрительных операций. Было установлено, что
по результатам оценки риска совершения клиентом подозрительных
операций и присвоения степени (уровня) риска совершения
подозрительных операций НФО относят каждого клиента к одной из групп
риска совершения подозрительных операций, количество которых не
может быть менее двух: группа низкого риска или группа повышенного
риска.

При анализе рисков на совершение подозрительных операций НФО должны
теперь четко разграничивать два понятия: «степень (уровень) риска
совершения клиентом подозрительных операций» и «группа риска
совершения подозрительных операций».

Степень (уровень) риска совершения клиентом подозрительных операций
– это оценка НФО вероятности совершения клиентом операций, которые
могут быть связаны с отмыванием преступных доходов, финансированием
терроризма и другими подозрительными операциями. Для оценки степени
риска НФО используют установленные ими методики анализа и
мониторинга операций клиента, которые позволяют выявить необычные
или подозрительные операции.

Группа риска совершения подозрительных операций – это категория, в
которую НФО относит клиента в зависимости от степени (уровня) риска
его участия в подозрительных операциях. Такие группы риска позволяют
определить, какова вероятность того, что клиент может быть вовлечен
в незаконные финансовые операции, такие как отмывание денег,
финансирование терроризма и другие. Банк России установил, что
количество таких групп не может быть менее двух (группа низкого
риска или группа повышенного риска).

Поэтому теперь НФО должны вначале сделать оценку риска совершения
клиентом подозрительных операций и присвоить степень (уровень) риску
совершения подозрительных операций, а затем на основании этого
отнести каждого клиента к одной из групп риска совершения
подозрительных операций. Итоги проделанной работы нужно
зафиксировать способом, определенным НФО в своих правилах
внутреннего контроля (например, в анкете клиента).

Приведем в пример один из вариантов самой простой методики
присвоения степени (уровня) риска совершения клиентом подозрительных
операций и отнесения клиента к группе риска совершения
подозрительных операций. НФО, например, определяет своими ПВК по
ПОД/ФТ/ФРОМУ, что все виды рисков, оцениваются им по единой
двухуровневой шкале риска, включающей в себя низкий и высокий
степени (уровни) риска, по итогам этой работы НФО относит каждого
клиента к группам низкого или повышенного риска совершения
подозрительных операций.

При указанных исходных данных, в том случае, если риск совершения
клиентом подозрительных операций идентифицируется как «высокий»,
клиент относится к группе повышенного риска совершения
подозрительных операций. А если риск совершения клиентом
подозрительных операций идентифицируется как «низкий», то в этом
случае клиент относится к группе низкого риска совершения
подозрительных операций.

Банк России установил, что теперь оценка риска клиента
осуществляется по совокупности следующих категорий рисков (ранее
было установлено, что такая оценка проводилась по одной или по
совокупности категорий рисков):


риск по типу клиента и (или) бенефициарного владельца;


страновой риск;


риск, связанный с совершением (осуществлением) клиентом
определенного вида операций и (или) деятельности (ранее именовался
как риск, связанный с проведением клиентом определенного вида
операций).

Факторы, влияющие на оценку степени (уровня) риска совершения
клиентом подозрительных операций были как изменены, так и дополнены
Банком России новыми критериями.

Еще в 2019 году Банк России определил, что программа управления
риском должна содержать в себе порядок оценки риска легализации
(отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования
терроризма, связанного с используемыми и планируемыми к
использованию НФО технологиями предоставления услуг. На протяжении
долгого времени НФО пытались понять, что такое технологии
предоставления услуг и как в своих ПВК раскрыть порядок оценки их
риска. В новой редакции Положения Банка России №445-П на смену
указанному порядку оценки риска технологий предоставления услуг
пришел новый порядок: порядок оценки и минимизации риска легализации
(отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования
терроризма, связанного с используемыми и планируемыми к
использованию некредитной финансовой организацией услугами и (или)
программно-техническими средствами. В этом разделе правил
внутреннего контроля НФО должны будут раскрыть порядок оценки и
минимизации риска услуг и программно-технических средств в контексте
ПОД/ФТ, т.е. описать последовательность мер, направленных на
выявление, оценку и минимизацию рисков, связанных с услугами и
программно-техническими средствами, которые могут использоваться для
совершения подозрительных операций.

5.
Банк России установил, что программа выявления операций должна
содержать положения, устанавливающие порядок организации и
осуществления работы по выявлению совокупности подозрительных
операций и (или) действий. С целью реализации этого требования НФО
должны будут разработать указанный выше порядок и изложить его на
страницах своих правил внутреннего контроля.

В
целом работа по выявлению совокупности подозрительных операций и
(или) действий может быть организована и осуществляться в НФО в
порядке аналогичном уже хорошо известному НФО порядку работы по
выявлению необычных операций клиента. В целях организации и
осуществления работы по выявлению совокупности подозрительных
операций и (или) действий НФО могут быть использованы установленные
Банком России перечни признаков, указывающих на необычный характер
сделки, и видов подозрительной деятельности.

6.
В новой редакции Положения Банка России №445-П установлено, что
программа организации в НФО работы по «реабилитации» клиентов,
которым ранее было отказано в совершении операции, должна содержать
в себе положения об исполнении решения суда об отмене ранее
принятого НФО решения об отказе в совершении операции клиента, о
порядке доведения такого решения суда для сведения сотрудников НФО,
о порядке его учета и хранения, о порядке информирования
Росфинмониторинга об отмене судом ранее принятого НФО решения об
отказе в совершении операции и т. д.

Банк России внес и иные изменения в Положение №445-П, направленные
на его приведение к актуальным нормам 115-ФЗ.

Не
успели НФО зимой 2022-2023 года
обновить свои правила
внутреннего контроля по изменениям, касающимся работы с
новыми перечнями Росфинмониторинга (перечнями лиц, связанных с
терроризмом или с распространением оружия массового уничтожения,
составляемых в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН) как
теперь им предстоит новая, обстоятельная и серьезная работа над
корректировками правил внутреннего контроля по вышеизложенным нами
изменениям. Причем сделать ее нужно будет не позднее трехмесячного
срока с 21 марта 2023 года.

Нам представляется, что уже летом 2023 года многие НФО получат
запросы из надзорного органа о предоставлении правил внутреннего
контроля на проверку, в ходе которой проверяющие будут оценивать их
на соответствие актуальной редакции Положения Банка России №445-П.

Ознакомьтесь нашими
многочисленными статьями
по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:

Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам
финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному»
законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам

Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:

любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по
ПОД/ФТ);

обучение и инструктаж по финмониторингу;

аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;

электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;

помощь на проверках;

и многое другое.
Мы в социальных сетях:

В новых условиях развития банковского сектора экономики и осуществления банками идентификации своих клиентов определение подозрительности и необычности исходит из понимания необходимости присутствия в работе банковского персонала профессиональной внимательности и бдительности к осуществляемым операциям, природа которых и конечные результаты должны быть также понимаемы с позиции безопасности банковской деятельности.

В связи с этим выявление подозрительной или необычной деятельности банковских клиентов констатирует неприемлемость их действий в режиме сложившейся практической деятельности, которая определяется в отношении клиентов банком по результатам проведенной идентификации, а также в ходе осуществления банком мониторинга текущей ситуации обслуживания клиентов в банке.

Проведение банком политики «знай своего клиента» в контексте принципов Базельских соглашений подчеркивает инициативу банка в части установления собственных правил с учетом индивидуальности каждого клиента. Чем более сложными и разнообразными услугами пользуется клиент в банке, тем более углубленной должна быть проверка его деятельности.

Подозрительными клиенты считаются, если они используют различ – ных посредников при открытии счета в банке и выбирают банковские операции с высокой степенью конфиденциальности. Если они занимаются политической и общественной деятельностью и если их стиль и образ жизни (у юридических лиц прежде всего — менеджмента) не соответствуют корпоративным стандартам деловой этики и действующему законодательству. Если проверка информации о деятельности таких клиентов по различным причинам затруднена или ограничена, если они осуществляют операции по корреспондентским счетам тех банков, которые находятся в странах, не соблюдающих решения FATF и принципы политики «знай своего клиента».

Выявление подозрительной или необычной деятельности клиентов осуществляется за счет проведения:

? мониторинга операций, что предполагает не только регулярное отслеживание движения денежных средств на счетах клиента банка, но и своевременный запрос у него информации по основополагающим изменениям, происходящим в организации;

? анализа контактов клиента, что предполагает повышенное внимание банка к оценке нефинансовой информации о деловых встречах, участиях в переговорах, деловых поездках и аналогичных мероприятиях;

? анализа информации, что предполагает использование в качестве источников средств массовой информации, Интернета и др., а также собственной внутрибанковской информации об окружении клиента.

Вместе с тем подозрительная или необычная деятельность клиентов банка характеризуется отклонением от тех корпоративных норм, правил и процедур, которые устанавливаются банком и подлежат обязательному исполнению. Именно отклонения от установленного порядка являются тем индикатором, который позволяет говорить, что здесь что-то не в порядке. Помимо этого подозрительная или необычная деятельность клиента также характеризуется изменением традиционного поведения, присущего данному клиенту.

Так, например, серьезным аргументом, что клиент прово- дит подозрительную и необычную деятельность, являются методы контроля его операций. Банк устанавливает контроль: лимитов по определенной категории счетов,

анализируя причины их превышения, где важным является соответствие ожидаемого результата обычному результату для данной деятельности клиента; периодичности операций, повторение которых может иметь целью не превышать установленные лимиты; целевого характера операций клиента, соответствующих его деятельности; последовательности платежей в целях обнаружения одинаково зачисленных и списанных денежных сумм по счету клиента, как транзитного; остатков денежных сумм на счете, как их минимума при значительном обороте денежных средств по счету клиента, так и максимума при незначительном или отсутствии оборота денежных средств по счету клиента.

Тем самым подозрительная или необычная деятельность клиентов банка успешно фиксируется с помощью приема сравнения, то есть наличия каких-либо расхождений, чему способствуют внимательность и понимание происходящих событий.

Каждый банк должен располагать наставлением (документом), где излагаются порядок выявления подозрительной или необычной деятельности клиента, и пояснения, что считать такой деятельностью, на конкретных примерах. Поэтому, располагая таким наставлением, любой куратор клиента в банке знает, какие конкретные действия надлежит осуществить при наступлении тех или иных обстоятельств. В нем в обязательном порядке указываются временные рамки, степень и вопросы, требующие контроля, распределение обязанностей, порядок анализа и аналогичные стандартные меры, которые предпринимаются соответствующими подразделениями банка.

Так, например, к признакам подозрительной и необычной деятельности прежде всего относятся те, которые свидетельствуют об использовании доходов, полученных преступным путем.

В части организационных взаимоотношений между банком и клиентом:

? немотивированный отказ клиента в предоставлении запрашиваемых банком сведений по причине конфиденциальности осуществляемых операций;

? наличие у клиента нестандартных или усложненных правил и процедур порядка проведения расчетов и платежей, отличающихся от сложившейся практики;

? передача клиентом поручения об осуществлении операции в банк через неуполномоченного на это представителя;

? отсутствие какой-либо информации о клиенте в официальных справочных изданиях (реестры, базы данных министерств и ведомств) и связи с ним по указанным ранее координатам (почтовый адрес, телефон, e-mail);

? неоправданные задержки в предоставлении клиентом в банк документов и информации, которую невозможно проверить или проверка которой является слишком дорогостоящей.

В части осуществления безналичных операций:

? пренебрежение клиента большей выгодой или предложение для себя необычно высокой выгоды;

? осуществление клиентом операций, не имеющих явного экономического смысла и не соответствующих характеру его деятельности;

? чрезмерная и неоправданная поспешность в проведении операции, инициатором которой является клиент, включая значительные изменения перед началом реализации ранее согласованной сделки, особенно направлений движения денежных средств;

? невозможность установления деловых партнеров клиента;

? отсутствие связи между родом деятельности клиента и услугами, за которыми он обращается в банк.

В части осуществления операций с наличными денежными средствами:

? открытие на непродолжительный период времени на имя клиента нескольких срочных депозитных счетов в пределах лимитированной банком суммы, с последующим ее зачислением по истечении срока на один счет или переводом в другой банк;

? зачисление денежных средств на счет клиента — юридического лица, операции по которому не производились или были незначительны, с последующим их снятием в наличной форме;

? неожиданное увеличение сальдо на счете клиента, прямо не связанное с его деятельностью, которое переводится в другой банк либо используется для покупки иностранной валюты или ценных бумаг на предъявителя;

? существенное увеличение доли наличных денежных средств, поступающих на счет клиента — юридического лица, если обычными для основной деятельности клиента являются расчеты в безналичной форме;

? нерегулярное или однократное использование клиентом счета для получения денежных средств с последующим их снятием в наличной форме, с последующим закрытием счета или прекращением по нему операций;

? перевод денежных средств со счета клиента — юридического лица в другой банк без видимых оснований, с назначением платежа «перевод собственных средств»;

? перевод денежных средств на номерной (анонимный) счет (вклад) за границу и поступление денежных средств с аналогичного счета (вклада) из-за границы.

В части осуществления кредитных операций:

? предоставление кредита под обеспечение по его возврату в виде размещения на счете, открытом в этом или другом банке, денежных средств в валюте кредита, иной валюте или ценных бумаг на предъявителя;

? погашение просроченной задолженности по кредитному договору, если информация о деятельности клиента, которой располагает банк, не позволяет определить источник кредиторской задолженности;

? кредитование под залог драгоценных камней, ввезенных на территорию Российской Федерации, с размещением в хранилище кредитора;

? предоставление кредита под обеспечение в виде гарантии банка- нерезидента при отсутствии очевидной связи между местом деятельности клиента и его деловых партнеров c местом нахождения гаранта, особенно если такая гарантия выдается филиалом банка-нерезидента;

? информация, изложенная в заявлении клиента о предоставлении кредита, не соответствует информации и содержанию документов, полученных в ходе переговоров от представителей клиента;

? в погашение кредита клиента поступают денежные средства из неизвестных источников погашения;

? в кредитном договоре предусмотренная уплата процентов и других платежей заемщиком-резидентом в пользу банка-нерезидента составляет более одной трети от основной суммы кредита в год;

? предоставление кредита по ставке процента выше средней на рынке.

В части использования клиентом схем с участием страховщиков:

? возврат страховой премии при досрочном расторжении клиентом договора добровольного страхования, если перевод денежных средств осуществляется из другого банка, в том числе банка- нерезидента.

В части осуществления международных расчетов:

? уплата резидентом нерезиденту неустойки (пени, штрафа) по договору на выполнение работ или оказание услуг, если ее размер превышает десять процентов от суммы неисполнения договора;

? использование клиентом международных форм расчетов, не соответствующих характеру известной банку деятельности о нем.

В части осуществления операций с ценными бумагами:

? разовая продажа (покупка) клиентом пакета не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг по ценам, отличающимся от рыночных, если клиент не является участником этого рынка и если бумаги не передаются ему в погашение просроченной задолженности на условиях договора на выполнение работ или услуг;

? регулярные операции по покупке с последующей продажей ценных бумаг, не имеющих котировок и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, если доход от их реализации

направляется на приобретение высоколиквидных обращающихся на организованном рынке ценных бумаг;

? одновременное выставление клиентом поручений на покупку и продажу ценных бумаг по ценам, имеющим заметное отклонение от текущих, по аналогичным сделкам;

? многократное осуществление операций по покупке и продаже ценных бумаг в сделках с одной и той же стороной;

? проведение операций с ценными бумагами на предъявителя, не размещенными в депозитариях.

В части осуществления операций электронного банкинга и расчетов по пластиковым картам:

? регулярное перечисление клиентом денежных средств одному или нескольким деловым партнерам при покупке (продаже) товаров в сети Интернет с использованием любой пластиковой карты с предоставлением права на списание средств со счета клиента;

? регулярное зачисление клиентом, предоставляющим услуги в сфере торговли в сети Интернет, денежных средств, поступающих со счетов для расчетов с использованием любых пластиковых карт клиентов других банков.

Подозрительная и необычная деятельность клиента предполагает определенные манипуляции с платежными и расчетными документами, что является следствием изменения его философии бизнеса и политики в отношении банка, а также своих партнеров и клиентов по бизнесу. Этим фактически демонстрируется не спонтанное проявление, а вполне осознанные действия по нарушению действующего законодательства, требований национального банковского надзора и международных стандартов безопасности банковской деятельности. При этом подозрительная деятельность у клиентов банка может отсутствовать вообще, носить регулярный характер или проявляться неожиданно, но в определенных ситуациях. На практике подобная деятельность клиентов не всегда видна персоналу банка по причине неумения, нежелания, отсутствия должностной ответственности и профессионального реагирования. Однако несмотря на это, важным для банка остается тот факт, что подозрительная и необычная деятельность таких клиентов несет массу всевозможных угроз, как правило, переходящих в опасность, с различными негативными последствиями.

1. Чем характеризуется необычная и подозрительная деятельность клиентов банка?

2. Какие действия банка способствуют выявлению подозрительной и необычной деятельности клиента?

3. Какие признаки указывают на осуществление подозрительной и необычной деятельности при проведении безналичных операций клиентами банка?

4. Какие признаки указывают на осуществление подозрительной и необычной деятельности при проведении международных расчетов?

5. Какие признаки указывают на осуществление подозрительной и необычной деятельности при проведении операций с денежными средствами?

Внимание! Аналогичный обзор новых ФЭС 2.0 для поднадзорных Банку
России организаций был ранее опубликован нами здесь.

06 июня
2022 г. на официальном сайте Росфинмониторинга было опубликовано
описание структур наименования,
служебной и информационной частей ФЭС, описание кодов признаков,
указывающих на необычный характер операций (сделок), и требования к
технологическим электронным документам, направление которых
регламентировано Особенностями представления в Федеральную службу по
финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным
законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию
терроризма», утвержденными приказом Федеральной службы по
финансовому мониторингу от 8 февраля 2022 г. № 18.

Соответствующее сообщение об этом было также опубликовано в личных кабинетах
пользователей на сайте Росфинмониторинга.

(сообщение из личного кабинета, нажмите на картинку, чтобы увеличить
ее)

Указанный документ устанавливает новые формы отчетности ФЭС версии
2.0, которые будут применяться с 07 июля 2022 года и фактически
заменяет положения сразу двух приказов Росфинмониторинга, которые,
как мы ожидаем, будут отменены в ближайшее время:


Приказ Росфинмониторинга от 07.10.2021 №219 «Об утверждении
описания форматов формализованных электронных сообщений, направление
которых предусмотрено Инструкцией о представлении в Федеральную
службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной
Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ “О противодействии
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и
финансированию терроризма”, утвержденной приказом Федеральной службы
по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. N 110, и
рекомендаций по их заполнению»;


Приказ Росфинмониторинга от 08.05.2009 №103 «Об утверждении
Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению
признаков необычных сделок».

Разберем
самые главные изменения.

(описание ФЭС и признаков необычных операций на сайте
Росфинмониторинга, нажмите на картинку, чтобы увеличить
ее)

На кого распространяются новые описания ФЭС и признаков необычных
сделок?

Положения новых особенностей отправки сообщений в Росфинмониторинг
распространяются на:

– 
лизинговые компании, организации федеральной почтовой связи,
организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных
металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких
изделий, организаторов азартных игр, организации, оказывающие
посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи
недвижимого имущества, операторов по приему платежей, коммерческие
организации, заключающие договоры финансирования под уступку
денежного требования в качестве финансовых агентов, операторов
связи, имеющих право самостоятельно оказывать услуги подвижной
радиотелефонной связи, операторов связи, занимающих существенное
положение в сети связи общего пользования, которые имеют право
самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных, и
операторов лотерей;


индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку,
куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных
изделий из них и лома таких изделий, и индивидуальных
предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при
осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;


адвокатов, нотариусов, доверительных собственников (управляющих)
иностранной структуры без образования юридического лица и лиц,
осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания
юридических или бухгалтерских услуг;


аудиторские организации и индивидуальных аудиторов.

С какой даты будут применять новые ФЭС 2.0?

Пунктом
25 Приказа Росфинмониторинга №18 от 8 февраля 2022 г. № 18
установлено, что размещенные на официальном сайте Росфинмониторинга
описание структур наименования, служебной и информационной частей
ФЭС, описание кодов признаков, указывающих на необычный характер
операций (сделок), и требования к технологическим электронным
документам применяются организациями, индивидуальными
предпринимателями, адвокатами, нотариусами, доверительными
собственниками, лицами, оказывающими юридические или бухгалтерские
услуги, и аудиторами по истечении 30 календарных дней со дня их
размещения на официальном сайте Росфинмониторинга. Исходя из
этого и, учитывая, что описание структур ФЭС и кодов необычных
сделок было опубликовано Росфинмониторингом на своем сайте 06 июня
2022 года, новые ФЭС версии 2.0 будут применяться с 07 июля 2022
года.

Что поменялось в описании новых ФЭС?

Принципиальных изменений в описании ФЭС в Росфинмониторинг не
произошло. Пользователи при переходе с ФЭС 1.2 на ФЭС 2.0
дискомфорта испытать не должны.

Из
заметных изменений отметим следующие.

Из
состава ФЭС был полностью исключен Тип данных и показатель «Место
рождения».

Введен
новый тип данных Тип данных «Сведения о бенефициарном владельце» –
таблица 2.9.1. В нем указываются:


результат принятия организацией (филиалом организации),
индивидуальным предпринимателем, лицом установленной категории мер
по идентификации бенефициарного владельца;


признак резидента (нерезидента) бенефициарного владельца;


сведения о бенефициарном владельце.

В состав
ФЭС также включаются такие показатели как
признак идентификации бенефициарного владельца, сведения о
бенефициарном владельце.

Для Типа
данных «Сведения о драгоценных металлах, драгоценных камнях,
ювелирных изделиях)» был установлен новый показатель «Наименование
драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и
лома таких изделий». В нем указывается наименование драгоценных
металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких
изделий, в случае если показатель «Код драгоценных металлов и
драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий» (КодДрагМеталл)
принимает значение «C99» (при этом регистр значения не имеет).

Код вида
ФЭС 05 (применяется для сообщения о случаях отказа от проведения
операций по основанию, указанному в пункте 11 статьи 7 Федерального
закона № 115-ФЗ, и (или) об устранении указанного в пункте 11 статьи
7 Федерального закона № 115-ФЗ основания, в соответствии с которым
ранее организацией (филиалом организации, индивидуальным
предпринимателем) были приняты решения об отказе от проведения
операций, сведения о которых были представлены в Росфинмониторинг)
распространили также и на сообщения об отмене судом ранее принятого
решения об отказе от проведения операции.

Были
определены правила определения статуса (ранее именовался ролью)
участника операции (Плательщик / Получатель) при совершении
отдельных операций, подлежащих обязательному контролю:

– в
рамках договора купли- продажи (комиссии, агентском договоре)
драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них
и лома таких изделий;

– в
рамках договора скупки драгоценных металлов и драгоценных камней,
ювелирных изделий из них и лома таких изделий;

– в
рамках договора финансовой аренды (лизинга);

– для
ряда других случаев.

Для
показателя «Номер счета в банке» установлено, что он является
обязательным к заполнению при наличии в распоряжении у организации
(филиала организации), индивидуального предпринимателя, лица
установленной категории информации о номере банковского счета
клиента.

Уточнены
случаи заполнения показателя «Дополнительные сведения».

Конец всем спорам: индивидуальные предприниматели – это физлица.
Изменения в отчете о проверке клиентов.

На
проводимых нами семинарах
по финмониторингу, в наших
каналах мы постоянно высказывали очевидную позицию о
том, что ИП – это не юрлица, а физлица и их количество надо
указывать в отчете о проверке клиентов в составе именно физлиц. Наше
убеждение полностью совпало с позиций Росфинмониторинга, которая
отныне закреплена в описании ФЭС.

Так, в
ФЭС 2.0 были скорректированы отдельные наименования показателей в
составе отчета о результатах проверки наличия среди своих клиентов
организаций и (или) физических лиц, в отношении которых применены
либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию)
денежных средств или иного имущества. В составе показателей этого
отчета теперь упоминаются индивидуальные предприниматели, при чем
они указываются в сведениях совместно с количеством клиентов –
физических лиц. Например, в показателе «количество клиентов –
индивидуальных предпринимателей и физических лиц, в отношении
которых проведена проверка» указывается общее количество клиентов -–
индивидуальных предпринимателей и физических лиц, в отношении
которых проведена идентификация и проверка в проверяемом периоде.

Квитанции о приемке разместят позже, а журнала обработки ФЭС больше
нет.

Был
упразднен журнал обработки ФЭС, который ранее Росфинмониторинг по
результатам обработки полученного ФЭС формировал и размещал в Личном
кабинете.

Установлено, что квитанция, содержащая подтверждение
Росфинмониторинга о принятии или непринятии ФЭС (далее – квитанция о
принятии (непринятии) ФЭС), формируется в виде файла формата XML в
кодировке UTF-8 и размещается в Личном кабинете не позднее 3 рабочих
дней, следующих за днем получения ФЭС (ранее устанавливалось, что
квитанция о принятии (непринятии) ФЭС, формируется в виде файла
формата XML в кодировке UTF-8 и включается в журнал обработки ФЭС не
позднее рабочего дня, следующего за днем получения ФЭС).

Новые сообщения о подозрительной деятельности.

В связи
с уточнением в законодательстве по ПОД/ФТ/ФРОМУ обязанности о
направлении в Росфинмониторинг сообщений о совокупности операций и
(или) действий клиента, связанных с проведением каких-либо операций,
его представителя в рамках обслуживания клиента, в отношении которых
на основании реализации правил внутреннего контроля в целях
противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, финансированию терроризма и финансированию
распространения оружия массового уничтожения возникают подозрения,
что данные операции и (или) действия осуществляются в целях
легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или
финансирования терроризма, включая имеющуюся информацию о
бенефициарном владельце, появился отдельный код вида ФЭС «09». Эти
сообщения Росфинмониторинг назвал сообщениями о подозрительной
деятельности.

В связи
с этим был установлен и новый показатель «Идентификатор
подозрительной деятельности» в котором указывается уникальный
идентификатор подозрительной деятельности клиента.

Состав и
формат информационной части ФЭС о подозрительной деятельности указан
в таблице 3.2.1 описания ФЭС.

Какие приложения вошли в новое описание ФЭС?

В состав
приложений вошли следующие:


Справочник кодов видов документов, удостоверяющих личность или
подтверждающих право иностранного гражданина или лица без
гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации;


Справочник кодов видов организаций, индивидуальных предпринимателей,
лиц, являющихся субъектами Федерального закона № 115-ФЗ;


Справочник кодов видов документов, являющихся
основанием/подтверждением совершения операции (сделки);


Справочник кодов видов операций, информация о которых представляется
в Росфинмониторинг;


Справочник кодов видов признаков необычных операций (сделок),
информация о которых представляется в Росфинмониторинг;


Справочник кодов драгоценных металлов и драгоценных камней,
ювелирных изделий из них и лома таких изделий;


Справочник кодов видов участников операций (сделок);


Перечень видов подозрительной деятельности;


Перечень зон риска, определенных по результатам Национальной оценки
рисков.

Что делать с новыми критериями подозрительных операций?

Наибольший интерес представляет Справочник кодов видов признаков
необычных операций (сделок), информация о которых представляется в
Росфинмониторинг, который приведен в приложениях к Описанию структур
наименования, служебной и информационной частей ФЭС, описанию кодов
признаков, указывающих на необычный характер операций (сделок).
Теперь организации и предприниматели должны будут на страницах своих
правил внутреннего контроля воспроизвести описания критериев или
признаков необычных операций (сделок) и их коды в соответствии с
указанным справочником (ранее применялся Приказ Росфинмониторинга
№103).

Это
потребует от субъектов 115-ФЗ переработки правил внутреннего
контроля, которую следует сделать до 7 августа 2022 года.

Мы
готовы помочь в разработке
новых правил внутреннего контроля.

В ФЭС
2.0 содержатся и иные, не описанные нами изменения, которые
читателям только предстоит еще освоить на практике. Мы настоятельно
рекомендуем организациям и предпринимателям при заполнении
отчетности пользоваться обновленным описанием структур наименования,
служебной и информационной частей ФЭС, описанием кодов признаков,
указывающих на необычный характер операций (сделок), ну или как
минимум не забывать нажимать на подсказку при заполнении отчета в
Личном кабинете на сайте Росфинмониторинга (знак вопроса в круге
справа от поля для ввода информации).

Как узнать, заблокирован ли ваш банковский счет?

Банки должны отслеживать переводы и сообщать о конкретных суммах в долларах, например, 5,000 10,000, 25,000 50,000, XNUMX XNUMX или XNUMX XNUMX долларов. Если вы совершаете подобные переводы или совершаете серию транзакций, которые в сумме составляют одну из этих сумм, это красный флаг..

Какая сумма денег вызывает отчет о подозрительной активности?

Согласно федеральным правилам, банки и финансовые учреждения обязаны подавать SAR каждый раз, когда они отмечают транзакцию на сумму не менее $ 5,000 как подозрительно.

С какой суммой денег вы можете летать? В Соединенных Штатах есть нет ограничений на количество наличных денег, которые вы можете взять с собой на внутренних рейсах. При международных поездках в США (и большинство других стран) 10,000 XNUMX долларов США (или эквивалент) – это лимит наличных без декларирования денежных средств, которые вы ввозите для ограничения усилий по отмыванию денег.

Сколько можно положить в банк за один день? Однако депозит наличными до 25,000 XNUMX рупий в день можно внести в не домашнем отделении, но сверх этого лимита взимается 5 рупий за тысячу, но не менее 150 рупий. Если вы являетесь третьим лицом, то допускается депозит наличными в размере до 25,000 150 рупий в день. В случае исчерпания лимита взимается штраф в размере XNUMX руб.

Как я могу легально скрыть деньги от IRS?

Могу ли я внести 9000 наличными? Согласно Закону о банковской тайне, банки и другие финансовые учреждения должны сообщать о депозитах наличными на сумму более 10,000 XNUMX долларов США.. Но поскольку многие преступники знают об этом требовании, банки также должны сообщать о любых подозрительных транзакциях, в том числе о депозитах на сумму менее 10,000 XNUMX долларов.

Какой самый крупный чек обналичит банк?

Проверки стоимости более $ 5,000 считаются «крупными чеками», и процесс их обналичивания немного отличается. Если вы хотите обналичить чек на сумму более 5,000 долларов, вам обычно нужно посетить банк, и вам, возможно, придется подождать некоторое время, чтобы получить деньги.

Что произойдет, если вы внесете слишком много наличных? Если вы вносите на свой банковский счет более 10,000 XNUMX долларов США наличными, ваш банк должен сообщить о депозите правительству. Руководящие принципы для крупных операций с наличностью для банков и финансовых учреждений установлены Законом о банковской тайне, также известным как Закон об отчетности о валютных и иностранных операциях.

Крупные денежные вклады вызывают подозрение?

Что такое подозрительная сумма денег? Вы когда-нибудь задумывались, насколько подозрительным является депозит наличными? Правило, созданное Законом о банковской тайне, гласит, что любое физическое или юридическое лицо, получающее более 10 000 долл. США в рамках одной или нескольких операций с наличными по закону обязан сообщать об этом в Налоговую службу (IRS).

Как обосновать денежные вклады?

Как доказать денежные депозиты для вашей ипотеки

Каковы красные флажки подозрительной активности? В руководстве перечислены потенциальные красные флажки в ряде категорий, в том числе (i) надлежащая проверка клиентов и взаимодействие с клиентами; (ii) депозиты ценных бумаг; (iii) торговля ценными бумагами; (iv) движение денег; и (v) страховые продукты.