Понятие государственной гражданской службы рф

Понятие
“служба” имеет несколько значений:
вид общественной деятельности людей;
работа, занятия служащего, место его
работы; специфическое отношение к делу
и т.д. В. Даль, рассматривая понятие
“служба” как вид работы или
деятельности, связывал службу с такими
понятиями и ценностями, как жизнь для
других, быть полезным обществу, готовность
к делу и др.

Как
правило, под службой понимаются отношения
долга, верности, преданности, готовности
защитить чей-то интерес. Предназначение
службы связано с созданием условий для
нормального функционирования общества,
обеспечением других видов социальной
деятельности.

Особым
видом службы является государственная
гражданская служба, которая может
касаться социально-культурного
обслуживания людей, осуществления
управленческой деятельности, обеспечения
деятельности органов государственной
власти и т.д.

Общепринятого
определения понятия “государственная
гражданская служба” в научной
литературе нет. Чаще всего встречаются
определения государственной гражданской
службы, представленные на рисунке 1.

Встречаются
и другие определения понятия
“государственная гражданская служба”,
но их определяют как синонимы:
“государственная организация”,
“работа в пользу государства” и
т.д.

В
Федеральном законе “О государственной
гражданской службе РФ” под государственной
службой понимается “профессиональная
служебная деятельность граждан Российской
Федерации по обеспечению исполнения
полномочий: Российской Федерации;
Федеральных органов государственной
власти, иных федеральных государственных
органов; Субъектов Российской Федерации;
органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, иных государственных
органов субъектов Российской Федерации;
лиц замещающих должности, устанавливаемые
Конституцией Российской Федерации,
Федеральными законами для непосредственного
исполнения полномочий федерального
государственного органа; лиц, замещающих
должности, устанавливаемые Уставами,
Законами субъектов Российской Федерации
для непосредственного исполнения
полномочий Государственных органов
Российской Федерации”.

Следует
заметить, что в определении понятия
“государственная гражданская служба”
в качестве ведущего признака выделяется
прилагательное “государственная”
– сущность и значение государственной
службы определяются сущностью государства.

Государственная
гражданская служба не только отражает
задачи, функции и основные черты
государства, но призвана обеспечивать
их практическое осуществление.

Понятие государственной гражданской службы рф

Рисунок 1 – Определения
понятия “государственная гражданская
служба”

Поэтому
государственный служащий в рамках
полномочий по замещаемой должности
всегда выступает от имени и по поручению
государства.

Следующий
существенный признак понятия
государственной гражданская службы –
профессиональная деятельность. Под
профессиональной деятельностью имеется
в виду деятельность, осуществляемая на
основе специальных теоретических знаний
и практических знаний и практических
навыков, приобретаемых в результате
подготовки. Сущность государственной
гражданской службы представлена на
рисунке 2.

Государственная
гражданская служба как вид профессиональной
деятельности означает непрерывное,
преемственное и компетентное обеспечение
исполнения полномочий государственных
органов лицами, находящимися на
государственных должностях.

Государственная
гражданская служба – это профессия для
государственных служащих, которая
требует специальной подготовки, получения
специального образования.

Понятие государственной гражданской службы рф

Рисунок 2 – Сущность
государственной гражданской службы

Государственная
гражданская служба – особый вид
профессиональной деятельности, и
заниматься этой деятельностью можно
лишь в государственных органах, только
государственные органы наделены правом
иметь государственных служащих.

Под
государственным органом понимается
составная часть государственного
аппарата, образуемая в установленном
законом порядке и наделенная
государственными полномочиями,
необходимыми для осуществления функций
государственной власти.

Возможность
создания таких органов предусмотрена
Конституцией РФ, где указано, что
федеральные органы исполнительной
власти для осуществления своих полномочий
могут создавать свои территориальные
органы. Поскольку эти органы создаются
для осуществления полномочий исполнительной
власти, их правомерно именовать
государственными органами, а
профессиональную деятельность по
реализации их задач и функций следует
считать государственной гражданской
службой.

Каждый
государственный орган уполномочен
российским государством осуществлять
строго определенные задачи и функции.
В этих целях государство наделяет свои
органы властными полномочиями. Сущность
этих полномочий состоит в том, что
государственные органы имеют право
принимать общеобязательные решения.
Властные полномочия государственных
органов находят свое воплощение в
компетенции, закрепленной в соответствующем
нормативно-правовом акте и производной
непосредственно от государства.

Государственная
гражданская служба осуществляется в
аппаратах органов представительной и
судебной властей, в органах исполнительной
власти, а также в иных государственных
органах, реализующих от имени государства
его цели и функции, и отнесенных актами
законодательства РФ и ее субъектов к
государственной службе.

Таким
образом, согласно действующему
законодательству государственная
гражданская служба осуществляется в
государственных органах, правовой
статус которых определяется Конституцией
РФ и законом, государственными служащими,
правовой статус и властная деятельность
которых также детально регламентируется
законом и иными нормативными актами.
Все это придает государственной
гражданской службе параметры
публично-правового института, имеющего
решающее значение для формирования
государственности, осуществления
государственной власти и воплощения
социальной роли государства в обществе.

Понятие
«служба» В. Даль, рассматривал как вид
работы или деятельности, связывая службу
с такими понятиями и ценностями, как
жизнь для других, быть полезным обществу,
готовность к делу и др. Особым видом
службы является государственная
гражданская служба, которая может
касаться социально-культурного
обслуживания людей, осуществления
управленческой деятельности, обеспечения
деятельности органов государственной
власти и т.д.

Федеральный
закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе
государственной службы Российской
Федерации» дает более развернутое
определение. Согласно этому определению
государственная служба Российской
Федерации – профессиональная служебная
деятельность граждан Российской
Федерации по обеспечению исполнения
полномочий:

2)
федеральных органов государственной
власти, иных федеральных государственных
органов;

3)
субъектов Российской Федерации;

4)
органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, иных государственных
органов субъектов Российской Федерации;

5)
лиц, замещающих должности, устанавливаемые
Конституцией Российской Федерации,
федеральными законами для непосредственного
исполнения полномочий федеральных
государственных органов;

Таким
образом, государственная гражданская
служба Российской Федерации − вид
государственной службы, представляющей
собой профессиональную служебную
деятельность граждан РФ на должностях
государственной гражданской службы РФ
по обеспечению исполнения полномочий
федеральных государственных органов,
государственных органов субъектов РФ,
лиц, замещающих государственные должности
РФ, и лиц, замещающих государственные
должности субъектов РФ (включая нахождение
в кадровом резерве и другие случаи).

Необходимо
отметить, что в самом значении
«государственная гражданская служба»
в качестве ведущего признака выделяется
именно слово «государственная», т.е.
сама суть государственной гражданской
службы является сущностью государства.

Государственная
гражданская служба не только отражает
задачи, функции и основные черты
государства, но призвана обеспечивать
их практическое осуществление. Поэтому
государственный служащий в рамках
полномочий по замещаемой должности
всегда выступает от имени и по поручению
государства.

Цели
государственной гражданской службы
следует рассматривать как форму осознания
и закрепления государственными органами
в соответствующих нормативных правовых
актах социально значимых актуальных
проблем. Так, по мнению Ю. Н. Старилова
к целям относятся: практическое
осуществление функций государства,
решение его задач, обеспечение
благосостояния общества, удовлетворение
публичных интересов на основе принципов
и положений, установленных в Конституции
РФ, федеральных законов и законов
субъектов Федерации. Однако, по мнению
А. Ф. Ноздрачева целями государственной
гражданской службы являются:

− упорядочение
работы государственного аппарата;

− установление
требований к функциям и правомочиям по
должностям;

− определение
компетентности и профессиональной
подготовленности государственных
гражданских служащих;

− регламентация
способов и процедур анализа и оценки
эффективности функционирования
государственного аппарата;

Для
того чтобы определить задачи государственной
гражданской службы, необходимо учитывать,
что данные служащие активно участвуют
в разработке проектов законов, программ,
выражающих внутреннюю и внешнюю политику
страны, предложений об изменениях в
структуре государственных органов,
текущих решений органов государственной
власти. На основе этих условий выделяются
следующие задачи:

− обеспечение
конституционного строя;

− выработка
стратегии экономического, социального,
политического развития страны;

− подбор
кадров способных реализовать стратегию
развития страны;

− создание
организационных структур государственной
власти;

− принятие
решений по важным оперативным вопросам
жизни страны;

− защита
прав, свобод и законных интересов
граждан, создание условий для развития
человеческой личности.

Под
функциями государственной гражданской
службы понимаются самостоятельные и
относительно обособленные основные
виды государственно-служебных действий.
Исследователями выделяются следующие
функции государственной гражданской
службы:

  1. правоприменительная
    − реальное претворение в жизнь
    Конституции РФ, законов и иных нормативных
    правовых актов государства;

  2. правотворческая
    − разработка и принятие нормативных
    актов. Государственная гражданская
    служба проявляет себя также в процессе
    подготовки законов в Федеральном
    Собрании и парламентах субъектов РФ;

  3. правозащитная
    − обеспечение прав и свобод граждан;

  4. регулирующая
    − разработка и реализация государственной
    политики во всех областях жизни общества.
    Государственная гражданская служба
    проявляет себя при подготовке
    разнообразных конкретных программ
    государственной деятельности, принятии
    всех основополагающих политических
    решений и при их реальном осуществлении;

  5. организационная
    − обеспечение практической реализации
    компетенции государственных органов,
    внутренней согласованности, их
    стабильного функционирования и
    эффективного влияния на процессы в
    обществе.

Важен
принцип верховенства Конституции РФ и
федеральных законов. Лишь опираясь на
федеральное законодательство субъекты
Федерации, могут и должны иметь свое
законодательство о государственной
службе.

Принцип
федерализма обеспечивает единство
системы государственной гражданской
службы и соблюдения конституционного
разграничения предметов ведения и
полномочий между федеральными органами
государственной власти и органами
государственной власти субъектов РФ.

Понятие государственной гражданской службы рф

Рисунок
1 – Принципы государственной гражданской
службы.

Принцип
приоритета прав человека и гражданина:
признание, соблюдение и защита прав и
свобод человека и гражданина − обязанность
государства. В конечном счете, этот
принцип определяет социальный смысл и
содержание служебной деятельности
государственных гражданских служащих.
С учетом этого при отборе кандидатов
на государственные гражданские должности
особое внимание должно уделяться их
способности и готовности учитывать в
своей работе интересы граждан.

Принцип
равного доступа к государственной
гражданской службе тоже является
конституционным и означает равный
доступ граждан к государственной
гражданской службе независимо от пола,
расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения,
места жительства, отношения к религии,
убеждений, и т.п.

Принцип
профессионализма и компетентности
обязывает государственных гражданских
служащих быть постоянно готовыми к
осуществлению должностных правомочий,
хорошо знать предмет собственной
государственно-служебной деятельности,
знать свои права и обязанности, качественно
осуществлять функции и полномочия,
владеть правилами и процедурами
деятельности в органах государственной
власти, атак же иметь общую и
профессиональную подготовку.

Таким
образом, согласно действующему
законодательству государственная
гражданская служба осуществляется в
государственных органах, правовой
статус которых определяется Конституцией
РФ и законом, государственными служащими,
правовой статус и властная деятельность
которых также детально регламентируется
законом и иными нормативными актами.
Все это придает государственной
гражданской службе параметры
публично-правового института, имеющего
решающее значение для формирования
государственности, осуществления
государственной власти и воплощения
социальной роли государства в обществе.

Понятие
государственной гражданской службы.
Исторические начала «Табель о рангах
Петра
I»
. Государственная гражданская служба
в РФ и ее правовые основы. (Закон РФ
«О государственной гражданской службе
в РФ» 2005г.) Принципы Государственной
гражданской службы. Субъекты
государственной гражданской службы.
Права, обязанности и ответственность
государственного гражданского служащего.

В
Федеральном законе “О государственной
гражданской службе РФ” под
государственной службой понимается
“профессиональная служебная
деятельность граждан РФ по обеспечению
исполнения полномочий: РФ; Федеральных
органов государственной власти, иных
федеральных государственных органов;
Субъектов РФ; органов государственной
власти субъектов РФ, иных государственных
органов субъектов РФ; лиц замещающих
должности, устанавливаемые Конституцией
РФ, Федеральными законами для
непосредственного исполнения полномочий
федерального государственного органа;
лиц, замещающих должности, устанавливаемые
Уставами, Законами субъектов РФ для
непосредственного исполнения полномочий
Государственных органов РФ”.

Государственная
служба РФ делится на следующие виды:
государственная гражданская служба;
военная служба; правоохранительная
служба; федеральная государственная
служба. В свою очередь государственная
гражданская служба подразделяется на:
федеральную государственную гражданскую
службу; государственную гражданскую
службу субъекта Российской Федерации.

Государственная
гражданская служба

РФ – вид государственной службы,
представляющий собой профессиональную
служебную деятельность граждан РФ на
должностях государственной гражданской
службы РФ по обеспечению исполнения
полномочий федеральных государственных
органов, государственных органов
субъектов РФ, лиц, замещающих
государственные должности РФ, и лиц,
замещающих государственные должности
субъектов РФ.

В
свою очередь, федеральная
государственная гражданская служба

– профессиональная служебная деятельность
граждан на должностях федеральной
государственной гражданской службы
по обеспечению исполнения полномочий
федеральных государственных органов
и лиц, замещающих государственные
должности РФ. В настоящую категорию
госслужащих попадает значительное
число российского чиновничества – от
работников Аппарата Правительства РФ,
федеральных министерств, агентств и
служб до работников территориальных
органов федеральных органов исполнительной
власти.

Государственная
гражданская служба субъекта РФ

– профессиональная служебная деятельность
граждан на должностях государственной
гражданской службы субъекта РФ по
обеспечению исполнения полномочий
субъекта РФ, а также полномочий
государственных органов субъекта РФ
и лиц, замещающих государственные
должности субъекта РФ. К таковым
относятся практически все чиновники
субъектов федерации. Например, в Москве
– это сотрудники департаментов, их
территориальных управлений, префектур,
управ и др.

Следующим
видом госслужбы РФ является военная
служба
.
Это профессиональная служебная
деятельность граждан на воинских
должностях или не на воинских должностях
в случаях и на условиях, предусмотренных
федеральными законами и (или) нормативными
правовыми актами Президента РФ, в
Вооруженных Силах РФ, других войсках,
воинских (специальных) формированиях
и органах, осуществляющих функции по
обеспечению обороны и безопасности
государства.

Третьим
видом российской государственной
службы выступает правоохранительная
служба
,
представляющая собой профессиональную
служебную деятельность граждан на
должностях правоохранительной службы
в государственных органах, службах и
учреждениях, осуществляющих функции
по обеспечению безопасности, законности
и правопорядка, по борьбе с преступностью,
по защите прав и свобод человека и
гражданина. Гражданам, находящимся на
правоохранительной службе присваиваются
специальные звания и классные чины
(например, лейтенант полиции, капитан
внутренней службы, майор юстиции).

Особняком
стоит федеральная
государственная служба
,
представляющая собой профессиональную
служебную деятельность граждан по
обеспечению исполнения полномочий РФ,
а также полномочий федеральных
государственных органов и лиц, замещающих
государственные должности РФ. Сюда
подпадает основная часть сотрудников
прокуратуры (прокуроры, заместители и
помощники прокуроров), Следственного
комитета Российской Федерации
(руководители следственных органов,
заместители и следователи) и др.

Законодательно
государственная гражданская служба в
России регулируется Конституцией РФ
и федеральными законами:

«О
системе государственной службы» (от
27.05.2003 № 58-ФЗ) — определяет основные
понятия и принципы госслужбы и вводит
её разделение на три вида: государственная
гражданская служба, правоохранительная
служба, военная служба;

«О
государственной гражданской службе
РФ» (от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ) — детально
регулирует вопросы государственной
гражданской службы, включая запреты и
ограничения, а также порядок
трудоустройства. Вопросы, связанные с
осуществлением деятельности госслужащими,
не охваченные этим законом, регулируются
общероссийским трудовым законодательством.

Кроме
того, существует подзаконная нормативная
правовая база, регулирующая отдельные
стороны государственной службы: указы
Президента России, постановления
Правительства России и нормативные
правовые акты регионов.

Исторические
начала «Табель о рангах Петра
I»

Еще
при Петре I
закладывались основы государственной
службы.

Табель
о рангах являлась законодательным
актом, утверждённым 24.01(4.02).1722 г. Петром
I,
и устанавливала систему воинских,
гражданских и придворных чинов, их
соотношение, порядок прохождения
государственной службы, а также
последовательность чинопроизводства
в Российской империи.

Необходимость
в строгом регламентировании системы
чинов возникла в результате преобразований
Петра I,
которые повлекли за собой значительное
увеличение их количества в армии и
государственном аппарате. Таким образом,
Табель явилась своеобразным итогом
административных преобразований Петра
I,
регламентирующим порядок прохождения
государственной службы. Табель обязывала
всех дворян служить и объявляла службу
единственным способом получения любого
государственного чина. В указе Петр I
отмечал: «Мы для того никому никакого
ранга не позволяем, пока они нам и
отечеству никаких услуг не покажут и
за оные характера не получат».

Первоначально
закон состоял из собственно Табели
(таблицы) чинов и 18 «Пунктов», пояснявших
Табель. Все чины делились на 4 класса.
Старшим был 1-й. Чины подразделялись на
3 типа: военные, гражданские и придворные.
Устанавливалось старшинство военной
службы над гражданской и придворной.

Преимущественное
право на государственную службу
предоставлялось дворянам. Это право
проявлялось, во-первых, в льготных
условиях самого поступления на службу
и, во-вторых, в более быстром продвижении
по ее рангам. Ставка на дворян учитывала
не только значение дворянства как
социальной опоры самодержавия, но также
его более высокий в целом образовательный
уровень и имущественную обеспеченность.
Последнее было важно ввиду сравнительно
низкого материального вознаграждения
за государственную службу, которая
считалась сословной обязанностью
дворянства. Существовало убеждение,
что зависимость государственного
служащего от получаемого им жалованья
лишает его необходимой свободы суждений
и поведения.

Один
из главных организационных принципов
государственной службы заключался в
том, что государственный служащий
должен был пройти ее снизу вверх целиком,
начиная с выслуги низшего классного
чина. Это диктовалось как необходимостью
замещения всех должностей, так и
получения требуемой опытности.

Принципы
Государственной гражданской службы

1)
приоритет прав и свобод человека и
гражданина;

2)
единство правовых и организационных
основ федеральной гражданской службы
и гражданской службы субъектов Российской
Федерации;

3)
равный доступ граждан, владеющих
государственным языком Российской
Федерации, к гражданской службе и равные
условия ее прохождения независимо от
пола, расы, национальности, происхождения,
имущественного и должностного положения,
места жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным
объединениям, а также от других
обстоятельств, не связанных с
профессиональными и деловыми качествами
гражданского служащего;

4)
профессионализм и компетентность
гражданских служащих;

5)
стабильность гражданской службы;

6)
доступность информации о гражданской
службе;

7)
взаимодействие с общественными
объединениями и гражданами;

8)
защищенность гражданских служащих от
неправомерного вмешательства в их
профессиональную служебную деятельность.

Права,
обязанности и ответственность
государственного гражданского служащего

Гражданский
служащий – гражданин Российской
Федерации, взявший на себя обязательства
по прохождению гражданской службы.
Гражданский служащий осуществляет
профессиональную служебную деятельность
на должности гражданской службы в
соответствии с актом о назначении на
должность и со служебным контрактом и
получает денежное содержание за счет
средств федерального бюджета или
бюджета субъекта Российской Федерации.

Основные
права гражданского служащего

1)
обеспечение надлежащих
организационно-технических условий,
необходимых для исполнения должностных
обязанностей;

2)
ознакомление с должностным регламентом
и иными документами, определяющими его
права и обязанности по замещаемой
должности гражданской службы, критериями
оценки эффективности исполнения
должностных обязанностей, показателями
результативности профессиональной
служебной деятельности и условиями
должностного роста;

3)
отдых, обеспечиваемый установлением
нормальной продолжительности служебного
времени, предоставлением выходных дней
и нерабочих праздничных дней, а также
ежегодных оплачиваемых основного и
дополнительных отпусков;

4)
оплату труда и другие выплаты в
соответствии с настоящим Федеральным
законом, иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации и со
служебным контрактом;

5)
получение в установленном порядке
информации и материалов, необходимых
для исполнения должностных обязанностей,
а также на внесение предложений о
совершенствовании деятельности
государственного органа;

6)
доступ в установленном порядке к
сведениям, составляющим государственную
тайну, если исполнение должностных
обязанностей связано с использованием
таких сведений;

7)
доступ в установленном порядке в связи
с исполнением должностных обязанностей
в государственные органы, органы
местного самоуправления, общественные
объединения и иные организации;

8)
ознакомление с отзывами о его
профессиональной служебной деятельности
и другими документами до внесения их
в его личное дело, материалами личного
дела, а также на приобщение к личному
делу его письменных объяснений и других
документов и материалов;

9)
защиту сведений о гражданском служащем;

10)
должностной рост на конкурсной основе;

11)
дополнительное профессиональное
образование в порядке, установленном
настоящим Федеральным законом и другими
федеральными законами;

12)
членство в профессиональном союзе;

13)
рассмотрение индивидуальных служебных
споров в соответствии с настоящим
Федеральным законом и другими федеральными
законами;

14)
проведение по его заявлению служебной
проверки;

15)
защиту своих прав и законных интересов
на гражданской службе, включая обжалование
в суд их нарушения;

16)
медицинское страхование в соответствии
с настоящим Федеральным законом и
федеральным законом о медицинском
страховании государственных служащих
Российской Федерации;

17)
государственную защиту своих жизни и
здоровья, жизни и здоровья членов своей
семьи, а также принадлежащего ему
имущества;

18)
государственное пенсионное обеспечение
в соответствии с федеральным законом.

19)
Гражданский служащий вправе с
предварительным уведомлением
представителя нанимателя выполнять
иную оплачиваемую работу, если это не
повлечет за собой конфликт интересов.

Основные
обязанности гражданского служащего:

1)
соблюдать Конституцию Российской
Федерации, федеральные конституционные
законы, федеральные законы, иные
нормативные правовые акты Российской
Федерации, конституции (уставы), законы
и иные нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации и
обеспечивать их исполнение;

2)
исполнять должностные обязанности в
соответствии с должностным регламентом;

3)
исполнять поручения соответствующих
руководителей, данные в пределах их
полномочий, установленных законодательством
Российской Федерации;

4)
соблюдать при исполнении должностных
обязанностей права и законные интересы
граждан и организаций;

5)
соблюдать служебный распорядок
государственного органа;

6)
поддерживать уровень квалификации,
необходимый для надлежащего исполнения
должностных обязанностей;

7)
не разглашать сведения, составляющие
государственную и иную охраняемую
федеральным законом тайну, а также
сведения, ставшие ему известными в
связи с исполнением должностных
обязанностей, в том числе сведения,
касающиеся частной жизни и здоровья
граждан или затрагивающие их честь и
достоинство;

8)
беречь государственное имущество, в
том числе предоставленное ему для
исполнения должностных обязанностей;

9)
представлять в установленном порядке
предусмотренные федеральным законом
сведения о себе и членах своей семьи;

10)
сообщать о выходе из гражданства
Российской Федерации или о приобретении
гражданства другого государства в день
выхода из гражданства Российской
Федерации или в день приобретения
гражданства другого государства;

11)
соблюдать ограничения, выполнять
обязательства и требования к служебному
поведению, не нарушать запреты, которые
установлены настоящим Федеральным
законом и другими федеральными законами;

12)
сообщать представителю нанимателя о
личной заинтересованности при исполнении
должностных обязанностей, которая
может привести к конфликту интересов,
принимать меры по предотвращению такого
конфликта.