Постановка на учет в росфинмониторинг агентства недвижимости

Постановка на учет в росфинмониторинг агентства недвижимости

Федеральная служба по финансовому мониторингу – Осуществляет контроль и надзор за выполнением организаций требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации доходов, которые получены преступным путем и финансированию терроризма.

Хорошая поговорка «Пока гром не грянет – мужик не перекрестится» иногда становится принципом деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, обязанных исполнять требования и нормы Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и по каким-либо причинам его не исполняющих или исполняющих с нарушениями. И дело здесь не только в каком-либо умысле или надежде на русский «авось», но и в элементарном  незнании норм закона. И да, это не освобождает от ответственности. Проверка уполномоченным органом вашей организации или конкретного индивидуального предпринимателя обязательно наступит. Рано или поздно «гром грянет».

Инструментарий для исполнения требований законодателем предоставлен, инструкции написаны, практика проверок сформирована. Теперь все зависит от самого субъекта правовых отношений: юриста, бухгалтера, риелтора. Жалобы проверяющим органам на «невозможность» исполнения в полном объеме норм закона из-за нехватки ресурсов (финансовых, материальных, трудовых, временных) не возымеет действия.

Выстраивать внутренний бизнес-процесс по организации работы в рамках исполнения 115-ФЗ все равно придется, привлекая соответствующие ресурсы: организовывать дополнительное рабочее место, обучать сотрудника на специализированных курсах, платить зарплату за исполнение обязанностей в рамках 115-ФЗ. В данной статье мы остановимся более подробно на обязанностях агентств недвижимости и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества. Но она будет касаться в общей части и юристов с бухгалтерами.

Почему выбирают нашу компанию

11 лет опыта работы по финансовому мониторингу

Гарантия качества установлена договором

Ни одного отказа Росфинмониторинга

Срок подготовки документов 1 час

Постановку на учет организаций и ИП проводят территориальные органы Росфинмониторинга (далее – МРУ Росфинмониторинга) в соответствии с местом государственной регистрации организации или местом жительства индивидуального предпринимателя.

Для постановки на учет требуется предоставить в Росфинмониторинг карту постановки на учет по форме, которая утверждена Приказом Росфинмониторинга от 11.02.2019 N 33.

Карта постановки на учет может направляться в соответствующий территориальный орган также в электронном виде с использованием Личного кабинета организации в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Для направления данного документа в электронном виде с помощью Личного кабинета, необходимо иметь усиленную квалифицированную подпись, выданную ФНС России.

Указом Президента от 01 ноября 2001 года № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» была создана Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).

Целями деятельности Росфинмониторинга являются

Постановка на учет в Росфинмониторинге предполагается для определенных категорий предпринимателей и юридических лиц, которые определены в Положении о постановке на учет в Росфинмониторинге организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы.

Сведения и документы, необходимые для передачи информации в Росфинмониторинг в целях постановки на учет

У агентств недвижимости есть сразу 3 причины встать на учет Росфинмониторинг, и в этой статье мы подробно расскажем о каждой из этих причин.

Первая причина – это требование законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ. Обязанность агентств недвижимости встать на учет в Росфинмониторинг закреплена в Постановлении Правительства №58 и в ст.5 Федерального закона №115-ФЗ.

Вторая причина – это возможная работа с клиентом или контрагентом клиента, включенным в Перечень экстремистов/террористов. В большинстве случаев лица, которые осуществляют легализацию денежных средств, используют сделки с недвижимостью для отмывания доходов, и делают это на всех трех этапах от размещения до интеграции. Учитывая тот факт, что в секторе агентств недвижимости и риелторов задействовано большое количество людей, вероятность того, что ваши услуги будут использованы для отмывания доходов мошенниками или экстремистами велико.

Конечно, вам не хочется даже думать о том, что вы можете работать с экстремистами и тем более с террористами, вы считаете, что ваши клиенты не имеют отношения к экстремистской или террористической деятельности, но, как мы писали в статьях ранее, сегодня в Перечень экстремистов может быть включено абсолютно любое лицо. На данный момент Перечень экстремистов/террористов пополняется гражданами Украины, известными актерами, политиками и ведущими, поэтому быть заранее уверенными, что ваши клиенты не окажутся лицами, включенными в Перечень экстремистов/террористов, вы, к сожалению, не можете.

Экстремисты или террористы не сообщат вам о своем статусе, поэтому во избежание сложностей в своей работе и негативных ситуаций при работе со своими клиентами, которым вы можете оказывать услуги, рекомендуется проверять всех своих клиентов и их контрагентов на принадлежность к Перечням террористов, которые вы сможете получать только встав на учет в Росфинмониторинг.

Третья причина – это использование агентств недвижимости мошенниками в целях отмывания денежных средств. Помимо того, что ваши услуги могут быть использованы в качестве помощи для экстремистов/террористов, и помимо того, что в целом сделки с недвижимостью используются для легализации доходов, мошенники, лица, которые профессионально занимаются отмыванием доходов, могут использовать вашу организацию, физическое лицо или расчетный счет ИП для отмывания доходов, и вы, не будучи специальным образом обученным, не понимая как действуют мошенники и как осуществляется отмывание доходов, просто не сможете противостоять использованию ваших услуг юристами и экономистами, которые занимаются отмыванием доходов.

Например, вам предложат определенную сумму за проведение финансовой операции, вы на нее согласитесь, а это окажутся денежные средства, направленные на отмывание доходов. Это повлечет для вас проблемы и с банками (вы попадете в список негативных контрагентов, в черный список лиц, осуществляющих отмывание доходов), и с Банком России, и с Росфинмониторингом, и, возможно, с Прокуратурой и другими правоохранительными органами.

Во избежание этого мы рекомендуем вам пройти специальное обучение по ПОД/ФТ в аккредитованной организации, такой, как наша компания, чтобы узнать, как действуют мошенники и как они могут использовать ваши услуги в отмывании доходов, так как незнание не освобождает вас от ответственности. Прохождение обучения позволит вам распознавать намерения мошенников и предотвращать использование ваших услуг в преступных целях, а также обеспечит соблюдение требований законодательства о ПОД/ФТ. Таким образом, вы избежите любых негативных последствий в результате бездействия по Федеральному закону №115-ФЗ.

Что необходимо подготовить для постановки на учет

Без предварительной подготовки указанных документов и прохождения обучения, постановка на учёт в Росфинмониторинг невозможна, так как в карте постановки на учет, указываются сведения, подтверждающие наличие таких документов.

Ответственность за нарушение обязанности постановки на учет

Ч. 1 статьи 15.27 КоАП РФ «Неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля влечет предупреждение или наложение административного штрафа, идивидуальные предприниматели несут ответственность как юридические лица.

От 10 000 до 30 000 рублей
на должностных лиц

Исчерпывающий перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, обязанных принимать меры, направленные на ПОД/ФТ, определен статьями 5 и 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ. В данный перечень, кроме всех прочих, входят организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие юридические и бухгалтерские услуги или посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Рассмотрим несколько распространенных вопросов, возникающих у агентств недвижимости и риелторов.

Это ошибочное мнение. В посредническую деятельность на рынке недвижимого имущества Росфинмониторинг включает и деятельность по подбору вариантов объектов недвижимости для их последующей купли-продажи, помощь в заключении клиентами сделок по купле-продаже объектов недвижимости, организацию продажи объектов недвижимости по поручению данных лиц, проведение проверки объекта недвижимости, присутствие при заключении такой сделки.

И это ошибка. Требования законодательства о ПОД/ФТ распространяются на субъектах Федерального закона N 115-ФЗ независимо от того, является ли предоставление посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества их основным видом деятельности или дополнительным. И самое «неприятное»: принадлежность организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам Федерального закона N 115-ФЗ определяется исходя из условий заключенных договоров и характера деловых отношений, возникающих в рамках реализации данных договоров, в том числе и при отсутствии соответствующего кода ОКВЭД.

Например, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, бухгалтер, юрист, финансовый консультант изначально не является субъектом Федерального закона N 115-ФЗ и не имеет соответствующих кодов ОКВЭД, оказал разовую посредническую услугу при купле-продаже недвижимого имущества, то он становится субъектом Федерального закона N 115-ФЗ и на него распространяются требования законодательства о ПОД/ФТ.

Нет, ничего не делать не получится. Если индивидуальный предприниматель прекращает осуществлять посредническую деятельность при купле-продаже недвижимого имущества, то единственное правильное решение в данной ситуации – это исключить соответствующий код ОКВЭД группы 68.31 из ЕГРИП и представить в территориальный орган Росфинмониторинга заявление о снятии с учета. И в дальнейшем фактически не оказывать такие услуги. Иначе – смотрите ответ на предыдущий вопрос.

Нет, это не так. Обязанность по соблюдению требований субъектами Федерального закона N 115-ФЗ – это целый комплекс действий. И отмененное требование в предоставлении сведений по сделке равной или свыше 3 000 000 рублей – это лишь одно из целого перечня. Остался целый ряд обязанностей, например:  проводить идентификацию и изучать своих клиентов (их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев), оценивать их риски, проводить проверки наличия среди своих клиентов лиц из Перечней и представлять сведения о таких проверках в Росфинмониторинг, выявлять сомнительные операции (сделки) и информировать о них Росфинмониторинг.

Кроме того, риелторы, юристы, бухгалтеры обязаны:

Подготовка документов в целях исполнения Федерального закона №115-ФЗ

Мы описали поэтапно всю подготовку документов, которую необходимо провести до заключения первого договора с клиентом на оказание услуг агентства недвижимости, чтобы не нарушить законодательство о финансовом мониторинге сразу при начале осуществления деятельности.

Стоимость

Постановка на учет в Федеральную службу по финансовому мониторингу в ваше межрегиональное управление

Территориальный орган принимает решение о постановке организации или ИП на учет и присвоении соответствующего учетного номера в срок, не превышающий 15 календарных дней со дня получения карты.

Срок изготовления карты 1-2 рабочих дня
Стоимость 5 000 рублей

Внимание! До подготовки карты постановки на учет на данном этапе необходимо подготовить документы в целях исполнения требований федерального закона №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» для внесения сведений в карту постановки на учет:

Работа с личным кабинетом на официальном портале Росфинмониторинга после постановки на учет, получение и настройка электронной подписи для агентства недвижимости, настройка компьютера для работы с личным кабинетом

Заключение договора на абонентское обслуживание с нашей компанией для надлежащего исполнения требований Росфинмониторинга

Разработка и введение в действие иных документов, в исполнение требований законодательства РФ

Внимание! Вы можете воспользоваться любой услугой в отдельности.
При заказе нескольких услуг, представляются существенные скидки.

В какой срок необходимо встать на учет в Росфинмониторинг

Постановке на учет в территориальном органе Росфинмониторинга подлежат следующие организации и индивидуальные предприниматели:

Ответственность за несоблюдение требований 115-ФЗ

Несоблюдение требований законодательства о ПОД/ФТ, возложенных на организации и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, а также юристов и бухгалтеров может повлечь за собой административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 15.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Ответственность может наступить в форме предупреждения, административного штрафа на должностное лицо (до 50 тыс. рублей) и юридическое лицо (до 1 млн. рублей) или приостановления деятельности на срок до 90 дней. Если деятельность субъекта Федерального закона N 115-ФЗ будет содержать уголовно наказуемой деяние, то наступит уголовная ответственность.

Исходя из вышеперечисленного становится понятно, что соблюдение требований 115-ФЗ предполагает тщательный анализ каждой сделки, каждой оказанной услуги. И даже при отсутствии фактической деятельности – работа по 115-ФЗ не должна прекращаться. Для правильной работы важно оперативно знакомиться с изменениями в Федеральный закон №115-ФЗ, с новыми подзаконными актами, инструкциями, письмами уполномоченных органов. В этом вам поможет правовая система «КонсультантПлюс».

115-ФЗ: все ответы на вопросы юристов и бухгалтеров

Не тратьте время на поиски решений в разных источниках, обезопасьте себя от ошибок и штрафов. Активируйте КонсультантПлюс на 3 дня бесплатно, чтобы получить доступ к актуальным инструкциям.

Доступ на 3 дня бесплатно

Что входит в стоимость услуги «ПОД КЛЮЧ»

Вы можете выбрать каждую услугу отдельно

FAQ

Мы собрали для вас самые часто задаваемые вопросы. Рекомендуем ознакомиться с ними для восполнения пробелов, связанных с законодательством и для получения дополнительной информации о ходе нашей работы.

Для агентств недвижимости/риэлторов

Да, должен. Статьей 5 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ) определен перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, обязанных принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, к которым, в том числе относятся организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.К организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажинедвижимого имущества, следует относить как риэлторов, так и агентов по операциям с недвижимостью, осуществляющих деятельность по подбору вариантов объектов недвижимости для их последующей купли-продажи, помощь в заключении клиентами сделок по купле-продаже объектов недвижимости, организации продажи объектов недвижимости по поручению данных лиц и т.д. Поскольку код ОКВЭД 68.31 «Деятельность агентств недвижимости за вознаграждение или на договорной основе» включает в себя ряд подгрупп, по мнению Росфинмониторинга, к субъектам Федерального закона № 115-ФЗ относятся организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, предусмотренную подгруппой 68.31.1 (68.31.11 68.31.122).

Принадлежность организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам Федерального закона № 115-ФЗ также определяется исходя из условий заключенных (заключаемых) договоров и характера деловых отношений, возникающих в рамках заключенных договоров и (или) вытекающих из таковых, в том числе и при отсутствии соответствующего кода ОКВЭД. Учитывая изложенное, в случае, если организация или индивидуальный предприниматель планируют осуществлять вышеуказанную деятельность, то, по мнению Росфинмониторинга, на них будут распространяться все требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — ПОД/ФТ), в том числе в части постановки на учет в Росфинмониторинге, использования Личного кабинета, предоставления сведений об операциях, подлежащих контролю, и др.

В случае, если индивидуальный предприниматель в рамках агентского договора фактически оказывает застройщику посредническую услугу при купле-продаже недвижимого имущества, т.е. осуществляет деятельность, подробно описанную выше по тексту, то, по нашему мнению, он является субъектом Федерального закона № 115-ФЗ и на него распространяются требования законодательства о ПОД/ФТ.В случае, если индивидуальный предприниматель оказывает посреднические услуги при купле-продаже недвижимого имущества, но несостоит на учете в Росфинмониторинге, проводится комплексный анализ его деятельности, по результатам которого принимаются соответствующие меры реагирования, в том числе проведение профилактических мероприятий, включающих взаимодействие по вопросу постановки на учет в Росфинмониторинге.

Нет. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие только предоставление консультационных услуг при купле-продаже недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе, не относятся к субъектам статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ. Организация, имеющая код ОКВЭД 68.31.3 «Предоставление консультационных услуг при купле-продаже недвижимогоимущества за вознаграждение или на договорной основе» и осуществляющая только консультационную деятельность, не является субъектом статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ и не должна вставать на учет в Росфинмониторинге.

Да, должен. Федеральный закон № 115-ФЗ не содержит каких-либо изъятий в части количества клиентов и (или) операций (сделок) с недвижимостью, влияющих на исполнение требований законодательства о ПОД/ФТ. В случае, если к финансовому консультанту обращаются клиенты за оказанием разовой, но посреднической услугой при купле-продаже недвижимого имущества, то такая организация или индивидуальный предприниматель будут являться субъектами Федерального закона № 115-ФЗ и на них будут распространяться все его требования, в том числе в части представления в Росфинмониторинг сведений по операциям (сделкам) с недвижимым имуществом.Не соблюдение требований законодательства о ПОД/ФТ влечет за собой административную ответственность, предусмотренную частями 1, 2статьи 15.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — Ко АП РФ).

Федеральный закон № 115-ФЗ не содержит каких-либо изъятий в части суммы операции (сделки) с недвижимостью, дающих право не исполнять субъектом требования законодательства о ПОД/ФТ. Отсутствие сделок купли-продажи недвижимости стоимостью свыше 3 млн руб. влияет только на исполнение требования Федерального закона № 115-ФЗ в части представления сведений, подлежащих обязательному контролю, согласно пункту 1.1 статьи 6 данного закона.

В случае, если индивидуальный предприниматель прекращает осуществлять посредническую деятельность при купле-продаже недвижимогоимущества, ему следует исключить ОКВЭД 68.31 из ЕГРИП и представить в территориальный орган Росфинмониторинга заявление о снятии с учета в порядке, предусмотренном Административным регламентом от 11.02.2019 № ЗЗ

Одновременно обращаем внимание, что Федеральным законом от 13.07.2020 № 208-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в целяхсовершенствования обязательного контроля», вступающим в законную силу с 10.01.2021, скорректирован перечень операций (сделок) с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю, и обязанность по их представлению.Подробная информация по данному вопросу размещена на официальном сайте Росфинмониторинга по адресу www.fedsfm.ru в подразделе «Прессслужба», подраздел «Новости», раздел «Информационные сообщения» — Информационное письмо от 04.08.2020 «Вниманию организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества».

У агентств недвижимости и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих посреднические услуги в сделках в недвижимостью имеется обязанность представлять в Росфинмониторинг следующую информацию:

— об операциях, вызывающих подозрение на ОД/ФТ;

— о результатах ежеквартальной (не реже 1 раза в 3 месяца) проверки по Перечням;

— о замораживании (блокирования) денежных средств и иного имущества;

— о приостановлении операций;

— об отказах в исполнении распоряжений клиентов;

— об устранении оснований для отказа в исполнении распоряжений клиентов;

— о результатах проверки системы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ;

— о рисках, выявляемых в деятельности организации.

Кроме того, у агентств недвижимости и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих посреднические услуги в сделках в недвижимостью сохранилась обязанность:

— по постановке на учёт в Росфинмониторинге до начала осуществления указанной детальности, — разработке правил внутреннего контроля, — назначению специального должностного лица, — проведению идентификации и изучения клиента, — проведению оценки риска клиентов и совершаемых ими операций, — выявлению операций, вызывающих подозрение на ОД/ФТ и представление сведений о них в Росфинмониторинг и т.д.

К подозрительным операциям могут быть отнесены следующие:

Индивидуальный предприниматель, оказывающий посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества,самостоятельно оценивает свою деятельность с учетом заявленных кодов ОКВЭД, исходя из требований законодательства, характера и условий заключенных (заключаемых) договоров.При этом постановка на учет в Росфинмониторинге носит заявительный характер.В соответствии с пунктами 2 и 3 Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу от 27.01.2014 № 584постановке на учет в Росфинмониторинге подлежат в том числе индивидуальные предприниматели, имеющие в ЕГРИП запись о  соответствующем коде ОКВЭД и осуществляющие посредническую деятельность при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого

Положение о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 № 58.

В рамках установленных полномочий Росфинмониторинг осуществляет контроль за выполнением юридическими и физическими лицамизаконодательства о ПОД/ФТ посредством проведения проверок и принятия необходимых мер по устранению последствий выявленных нарушений, а также привлечение к ответственности юридических и физических лиц, допустивших нарушение законодательства в этой сфере.Проверки осуществляются в соответствии с Административным регламентом от 29.07.2014 № 1915, только в отношении поднадзорныхРосфинмониторингу субъектов, не соблюдающих требования законодательства в сфере ПОД/ФТ. В частности, решение о проведении мероприятий в рамках осуществления государственного контроля принимается Росфинмониторингом по результатам комплексного анализа деятельности субъекта и при наличии к тому оснований в части неисполнения им требований законодательства о ПОД/ФТ.Указанные проверки проводятся Росфинмониторингом строго по перечню вопросов, определенных пунктом 28 Административного регламента от 29.07.2014 № 191.Выявленные по результатам проверок нарушения требований законодательства о ПОД/ФТ влекут за собой административную ответственность, предусмотренную частями 1, 2 статьи 15.27 КоАП РФ.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» (пункт 11) рассматривался перечень посреднических (риэлторских) услуг на рынке сделок с недвижимостью, а именно:— подбор вариантов объектов недвижимости для их последующей купли-продажи;— помощь в заключении указанными гражданами сделок по купле-продаже;— организация продажи объектов недвижимости по поручению данных граждан.

С учетом указанной выше по тексту информации в части отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам Федерального закона № 115-ФЗ, а также изложенного в обращении вопроса о сопровождении сделки с недвижимостью, в частности, проведение проверки объекта и присутствии при заключении сделок с недвижимостью, по нашему мнению, указывает на оказание лицом посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, что является основанием для неукоснительного соблюдения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ, следовательно, не усматривается целесообразности снятия с учета в Росфинмониторинге.

По нашему мнению, посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества — это оказываемые клиентам услуги по подбору вариантов объектов недвижимости для их последующей купли-продажи, помощь в заключении клиентами сделок по купле-продаже объектов недвижимости, организации продажи объектов недвижимости по поручению данных лиц и т.д.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 07.08.2001 No 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон No 115-ФЗ) клиент – физическое или юридическое лицо, находящееся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом.

В целях Федерального закона No 115-ФЗ, по нашему мнению, под «обслуживанием» необходимо понимать наличие гражданско-правовых отношений между лицом и организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, в которых последняя обязана совершить в пользу другого лица определенное действие в соответствии с заключенным между сторонами договором, а именно передать имущество, выполнить работу и т.д.

Таким образом, организация обязана применять меры, предусмотренные российским законодательством в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ), только в отношении лиц, подпадающих под определение клиента, и, следовательно, обязанность по идентификации клиентов застройщика, а также по направлению сведений об операциях между застройщиком и его клиентами у организации, оказывающей посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, отсутствует.

Дополнительно сообщаем, что основные критерии выявления и признаки

необычных операций (сделок), осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или на финансирование терроризма установлены приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 No 103 «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок». Данным нормативным документом, в том числе определены критерии и признаки необычных сделок, выявляемые при осуществлении сделок с недвижимым имуществом (группа 35).

С юридической точки зрения нет, именно, на учет в Росфинмониторинг вставать не должен.

Но у организаций, оказывающих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий есть обязанность:

Приходите к нам на обучение и мы все подробно расскажем о том, что нужно делать каждый день, чтобы соблюдать требования законодательства о ПОД/ФТ.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона No 115-ФЗ, индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий (далее – индивидуальные предприниматели ювелирного сектора), обязаны до приема на обслуживание (понятие дано в ответе на первый вопрос обращения) идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктом 1.4-2 указанной статьи.

Согласно пункту 1.4-2 статьи 7 Федерального закона No 115-ФЗ идентификация клиента – физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводится при покупке физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней на сумму, не превышающую 40 000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 40 000 рублей, а также при использовании персонифицированного электронного средства платежа (ЭСП) для совершения покупки физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в розницу на сумму, не превышающую 200000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 200 000 рублей, (за исключением случая, если у индивидуального предпринимателя ювелирного сектора (его работников) возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).

Учитывая изложенное, в случае, если стоимость изготавливаемого ювелирного изделия превышает 40 000 рублей, идентификация клиента должна проводиться до заключения договора на изготовление такого изделия.

2. При представлении в Росфинмониторинг сведений о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества индивидуальным предпринимателям ювелирного сектора необходимо руководствоваться информационным письмом Росфинмониторинга от 13.05.2016 No 52 «О порядке представления сведений о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (за исключением кредитных организаций)».

При формировании ФЭС 3-ФМ в показателе «Количество клиентов» учитываются все клиенты – организации и физические лица, находящиеся на обслуживании организации, с которыми заключались как разовые сделки, так и устанавливались деловые отношения, предполагающие осуществление более чем одной операции (сделки).

Обращаем внимание, что клиентом лицо признается при принятии на обслуживание независимо от проведения его идентификации в соответствии с требованиями Федерального закона No 115-ФЗ.

Дополнительно отмечаем, что законодательство о ПОД/ФТ не содержит требований по хранению документов и/или информации для учета клиентов, в отношении которых не проводилась идентификация. Субъекты первичного финансового мониторинга, в том числе индивидуальные предприниматели ювелирного сектора, определяют порядок учета таких клиентов самостоятельно (например, хранение кассовых чеков или данные фискального накопителя).

Вопрос о постановке на учет в Росфинмониторинг

1.Сменить пароль от Личного кабинета.

2.Получить справку об отсутствии судимости специального должностного лица ПОД/ФТ/ФРОМУ (далее — СДЛ).

3.Заполнить все вкладки в Личном кабинете:

Напоминаем, что через личный кабинет субъектов Росфинмониторинг частично контролирует порядок соблюдения законодательства о ПОД/ФТ в части организации и осуществления внутреннего контроля. Отсутствие активности в личном кабинете, как правило провоцирует проверку субъекта, особое внимание и требование о представлении пояснений.

2.Осуществить проверку всех своих действующих клиентов, их официальных представителей на предмет принадлежности к Перечням.

3.Составить акт о сверке своих клиентов с лицами из Перечней.

4.Сформировать формализованное электронное сообщение (ФЭС) о результатах проверки и направить его в Росфинмониторинг.

5.Сформировать и направить ФЭС об операциях, подлежащих обязательному контролю задним числом, за период с даты начала осуществления субъектной деятельности.

6.Далее, ежедневно заходить в Личный кабинет, поддерживать риск-ромашку в зеленом цвете, направлять ФЭС об операциях, проводить идентификацию клиентов.

Напоминаем, что направить отчет об операции, подлежащей обязательному контролю необходимо в трехдневный срок с даты совершения операции (сделки).

Вопросы об обучении по ПОД/ФТ

Обучение проходит онлайн, в форме вебинара и длится 8 академических часов, с 3 перерывами.

Вам будет доступна запись вебинара не меньше двух недель. Сможете в любое удобное для себя время прослушать информацию.

Мы выдаем свидетельства о прохождении обучения надлежащего образца, которые являются бланками строгой отчетности и защищенной типографской продукцией. Вы получаете сканированный образ свидетельства об обучении в день обучения, и в тот же день можете загрузить его в личный кабинет на сайте Росфинмониторинга или использовать для заполнения карты постановки на учет в Росфинмониторинге. Мы направляем оригинал свидетельства почтой России или с курьером.

Обучение в форме целевого инструктажа обязаны пройти:

Да, до начала осуществления деятельности и до постановки на учет в Росфинмониторинг.

В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В абзаце 2 пункта 13.1-1 статьи 7 Закона No 115-ФЗ закреплено, что в случае принятия организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, решения об отказе от проведения операции, такая организация обязана представить клиенту, которому отказано в проведении операции, информацию о дате и причинах принятия соответствующего решения в порядке, установленном договором с клиентом или действующими в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, публичными правилами.

Из этого следует, что в договоре необходимо предусматривать порядок обмена юридически значимой информацией с клиентом, в том числе информацией, предусмотренной пунктом 13.1-1 статьи 7 Закона No 115-ФЗ, в том случае, если в организации по какой-либо причине не разработаны публичные правила предоставления информации или у клиента может возникнуть затруднение при ознакомлении с указанными правилами.

Считаем, что публичность правил, упомянутая в пункте 13.1-1 статьи 7 Закона No 115-ФЗ, заключается в их открытости и общедоступности.

При этом в целях соблюдения требований пункта 13.1-1 статьи 7 Закона No 115-ФЗ информируем, что помимо размещения публичных правил в свободном доступе на интернет-ресурсе организации, по нашему мнению, следует дополнительно включать в договор условие, касательно способа ознакомления клиентов с ними.

«Росфинмониторинг в агентстве недвижимости «под ключ»

Если Ваш бизнес связан с оказанием посреднических и консультационных услуг в сфере осуществления сделок с недвижимостью, важно знать, какие обязанности необходимо выполнить владельцу бизнеса, чтобы не нарушить законодательство РФ.

Организации и индивидуальные предприниматели, работающие на рынке недвижимости, обязаны вставать на учет в Федеральную службу по финансовому мониторингу, представлять отчетность в Росфинмониторинг о сделках своих клиентов, разрабатывать документы в целях исполнения требований «антиотмывочного» законодательства.

Деятельность, связанная с работой на рынке недвижимости, регулируется множеством нормативных актов, например, такими как

Внимание! Без постановки на учет в Росфинмониторинг агентство недвижимости не может начать заключать договоры с клиентами так как это будет нарушением.