Как обеспечить безопасность граждан России с учётом террористических угроз глобального характера?
Министр довел до сведения представителей мирового сообщества, что Россия сделала для себя суровые выводы относительно подлинной природы международного терроризма и того вызова, который он бросил мировому сообществу своими действиями, окончательно противопоставив себя цивилизованному человечеству.
Российское руководство намерено решительно укреплять суверенитет своего государства, единство страны, ее народа для противостояния террору, для обеспечения безопасной и достойной жизни граждан в условиях свободы и демократии.
Объявленные Президентом России меры по достижению этих целей будут осуществляться на основе Конституции страны и не через конфронтацию, а посредством равноправного диалога, взаимодействия и партнерства. При этом одним из ключевых критериев российских отношений с любым государством является готовность к честному, без двойных стандартов сотрудничеству в борьбе с терроризмом. Российская Федерация на основе анализа имеющегося опыта выступает с рядом конкретных предложений и инициатив.
По инициативе России на 57-й и 58-й сессиях Генеральной Ассамблеи ООН были приняты резолюции о разработке под эгидой ООН глобальной политики противодействия современным вызовам и угрозам террористов. В них намечены конкретные ориентиры продвижения международного сообщества к новой модели безопасности, адекватной характеру глобальных вызовов XXI в.
Почему необходимо правовое регулирование противодействию терроризму?
Терроризм – идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
Террористическая деятельность – деятельность, включающая в себя: а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; б) подстрекательство к террористическому акту; в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре; г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов; д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта; е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.
Вопросы и задания к документу
1. Какие группы основных мер по предупреждению (профилактике) терроризма выделены в Концепции?
К основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся:
б) социально-экономические (оздоровление экономики регионов Российской Федерации и выравнивание уровня их развития, сокращение масштабов маргинализации общества, его социального и имущественного расслоения и дифференциации, обеспечение социальной защиты на-селения);
в) правовые (реализация принципа неотвратимости наказания за преступления террористического характера, а также регулирование миграционных процессов и порядка использования информационно-коммуникационных систем);
г) информационные (разъяснение сущности терроризма и его общественной опасности, формирование стойкого неприятия обществом идеологии насилия, а также привлечение граждан к участию в противодействии терроризму);
д) культурно-образовательные (пропаганда социально значимых ценностей и создание условий для мирного межнационального и межконфессионального диалога);
е) организационно-технические (разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты).
2. Чем вы можете объяснить их разнообразие?
Разнообразие связано с тем, что терроризм использует широкий круг возможностей по привлечению новых членов в свои отряды. Этот круг включает все сферы жизни общества.
4. Подумайте, какими методами можно формировать стойкое неприятие обществом идеологии насилия и привлечь граждан к участию в противодействии терроризму.
В основном, это делается путем социальной рекламы, где наглядно показывают последствия терроризма и предоставляют статистику жертв, а также предлагают способы защиты от террористических актов
5. Назовите и проиллюстрируйте примерами культурно-образовательные меры профилактики терроризма.
Профилактика терроризма осуществляется по трем основным направлениям: организация и осуществление на системной основе противодействия идеологии терроризма и экстремизма; совершенствование антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических устремлений; усиление контроля за соблюдением административных, правовых и иных режимов, способствующих противодействию терроризму.
Противодействие идеологии терроризма включает в себя комплекс организационных, социально-политических, информационно-пропагандистских мер по предупреждению распространения в обществе убеждений, идей, настроений, мотивов, установок, направленных на коренное изменение существующих социальных и политических институтов государства.
1. Какие нормативные правовые акты регулируют общественные отношения, связанные с противодействием терроризму?
Основополагающим документом в сфере противодействия терроризму является Конституция РФ. В ней говорится о том, что Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории (ст. 4). Конституция РФ провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью (ст. 2), запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, на подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ст. 13).
Российские законы, регулирующие общественные отношения в сфере противодействия терроризму. Базовым является Закон «О противодействии терроризму» (2006). Он устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооружённых сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
В 2009 г. была утверждена Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации. Она определяет основные принципы государственной политики, цель, задачи и направления развития системы противодействия терроризму, требования к нормативно-правовой базе противодействия терроризму.
Уголовно-правовое регулирование противодействия терроризму осуществляется в соответствии с Уголовным кодексом РФ.
Подзаконные акты. К этой группе источников можно отнести нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти. Они содержат отдельные нормы, направленные на противодействие терроризму. Ряд нормативных правовых актов связан с противодействием терроризму на Северном Кавказе. Отдельную группу правовых актов составляют ведомственные документы самого различного характера.
2. Что включает в себя террористическая деятельность?
К террористической деятельности в РФ закон относит следующие действия: организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; подстрекательство к террористическому акту; организацию незаконного вооружённого формирования, преступного со-общества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре; вербовку, вооружение, обучение и использование террористов; информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта; пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.
3. Какие преступления, связанные с терроризмом, предусмотрены Уголовным кодексом РФ?
Террористический акт, содействие террористической деятельности, публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, организация незаконного вооружённого формирования или участие в нём отнесены к группе преступлений против общественной безопасности. За каждое из них предусмотрены серьёзные наказания.
4. Почему ложные звонки об угрозе теракта помогают террористам?
Подобными действиями человек наносит реальный ущерб системе безопасности, призванной защищать каждого из нас: сотрудники правоохранительных органов, врачи, пожарные отвлекаются от других дел (в это время в другом месте совершено преступление, и присутствие там этих служб было бы просто необходимо); расходуются средства, останавливается работа учреждений. За всё это надо отвечать. С 14 лет за подобные действия предусматривается уголовная ответственность — крупный штраф или лишение свободы на срок до 3 лет. За подростка, которому не исполнилось 14 лет, ответственность несут его родители.
5. Каковы роль и функции Президента РФ, Правительства РФ в противодействии терроризму?
Основные направления государственной политики в области противодействия терроризму определяет Президент Российской Федерации. Он устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти по борьбе с терроризмом, принимает решение об использовании за пределами территории нашей страны формирований Вооружённых сил Российской Федерации и подразделений специального назначения для борьбы с террористической деятельностью.
Правительство Российской Федерации определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, в области противодействия терроризму. Оно организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявлений терроризма; организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму.
Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления осуществляет Национальный антитеррористический комитет во главе с директором Федеральной службы безопасности (ФСБ).
6. Каковы основные направления деятельности НАК?
Основные направления деятельности НАК:
— координация деятельности по профилактике терроризма (разработка общегосударственных мер; координация и контроль деятельности антитеррористических комиссий в субъектах РФ; международное сотрудничество в области противодействия терроризму);
— координация деятельности по борьбе с терроризмом (организация оперативного реагирования на террористические угрозы; планирование применения сил и средств оперативных штабов при проведении контртеррористических операций и др.);
— информационная деятельность (взаимодействие со СМИ в области информационно-пропагандистского сопровождения деятельности НАК; противодействие распространению среди населения искажённой или недостоверной информации о преступлениях террористов);
— аналитическая деятельность (разработка и сопровождение автоматизированных информационных систем в сфере противодействия терроризму и др.).
1. Аналитический центр «Левада-центр» провёл опрос 1600 совершеннолетних граждан России. Им задавали вопрос: «Что следовало бы сделать, чтобы покончить с терроризмом в России?» Отвечавшие могли выбрать несколько ответов. Результаты опроса приведены в таблице.
Какие ответы наиболее популярны? Предположите почему. Как бы вы ответили на поставленный вопрос? Своё мнение обоснуйте.
Наиболее популярные ответы: Ужесточить антитеррористическое законодательство, ввести смертную казнь для террористов; Не считаясь ни с какими жертвами, уничтожить все базы террористов.
Я бы ответил «Ужесточить антитеррористическое законодательство, ввести смертную казнь для террористов».
2. Познакомьтесь на портале НАК (http://nak.gov.ru/nac/ter) с Единым федеральным списком организаций, признанных террористическими Верховным Судом Российской Федерации. Предположите, по какому критерию можно их сгруппировать.
Критерии группировки: религиозные; военные.
Правовые основы антитеррористической политики Российского государства
Террористическая деятельность – деятельность, включающая в себя: а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; б) подстрекательство к террористическому акту; в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре; г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов; д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта; е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.
б) социально-экономические (оздоровление экономики регионов Российской Федерации и выравнивание уровня их развития, сокращение масштабов маргинализации общества, его социального и имущественного расслоения и дифференциации, обеспечение социальной защиты населения);
в) правовые (реализация принципа неотвратимости наказания за преступления террористического характера, а также регулирование миграционных процессов и порядка использования информационно-коммуникационных систем);
г) информационные (разъяснение сущности терроризма и его общественной опасности, формирование стойкого неприятия обществом идеологии насилия, а также привлечение граждан к участию в противодействии терроризму);
д) культурно-образовательные (пропаганда социально значимых ценностей и создание условий для мирного межнационального и межконфессионального диалога);
е) организационно-технические (разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты).
2. Познакомьтесь на портале НАК (http://nak.gov.ru/nac/ter) с Единым федеральным списком организаций, признанных террористическими Верховным Судом Российской Федерации. Предположите, по какому критерию можно их сгруппировать.
Суд, вынесший решение (приговор), дата вынесения решения (приговора) и номер дела (при наличии), дата вступления решения (приговора) в законную силу
«Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа»
Верховный Суд Российской Федерации,
от 14.02.2003 № ГКПИ 03-116,
вступило в силу 04.03.2003
«Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»
«Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»)
«Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»)
«Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»)
«Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»)
«Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»)
«Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»)
«Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»)
«Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»)
«Дом двух святых» («Аль-Харамейн»)
«Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии)
от 02.06.2006 № ГКПИ 06-531,
вступило в силу 16.06.2006
«Исламский джихад – Джамаат моджахедов»
«Аль-Каида в странах исламского Магриба»
от 13.11.2008 № ГКПИ 08-1956,
вступило в силу 27.11.2008
«Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»)
от 08.02.2010 № ГКПИ 09-1715,
вступило в силу 24.02.2010
«Синдикат «Автономная боевая террористическая организация (АБТО)»
Московский городской суд,
от 28.06.2013 № 3-67/2013,
вступило в силу 27.11.2013
Террористическое сообщество – структурное подразделение организации «Правый сектор»
на территории Республики Крым
от 17.12.2014 (б/н),
вступил в силу 30.12.2014
«Исламское государство» (другие названия: «Исламское Государство Ирака и Сирии», «Исламское Государство Ирака и Леванта», «Исламское Государство Ирака и Шама»)
от 29.12.2014 № АКПИ 14-1424С,
вступило в силу 13.02.2015
Джебхат ан-Нусра (Фронт победы) (другие названия: «Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам» (Фронт поддержки Великой Сирии)
Всероссийское общественное движение «Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского»
от 18.02.2015 № 3-15/2015,
вступило в силу 12.08.2015
«Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM» (Благословение от Аллаха милоственного
и милосердного СИРИЯ)
Московский окружной военный суд,
от 28.12.2015 № 2-69/2015,
вступил в силу 05.04.2016
Международное религиозное объединение «АУМ Синрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph)
от 20.09.2016 № АКПИ 16-915С,
вступило в силу 25.10.2016
«Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад»
Московский областной суд,
от 28.04.2017 № 3а-453/17,
вступило в силу 02.06.2017
Приволжский окружной военный суд,
от 23.03.2017 № 1-2/2017,
вступил в силу 31.08.2017
«Рохнамо ба суи давлати исломи» («Путеводитель в исламское государство»)
от 22.02.2018 № 2-1/2018,
вступил в силу 24.07.2018
Террористическое сообщество «Сеть»
от 17.01.2019 № 2-132/2018,
вступил в силу 14.03.2019
«Катиба Таухид валь-Джихад»
от 05.06.2019 № 2-63/2019,
вступил в силу 05.07.2019
«Хайят Тахрир аш-Шам» («Организация освобождения Леванта», «Хайят Тахрир аш-Шам», «Хейят Тахрир аш-Шам», «Хейят Тахрир
Аш-Шам», «Хайят Тахри аш-Шам», «Тахрир
аш-Шам»)
от 04.06.2020 № АКПИ20-275С,
вступило в силу 20.07.2020
«Ахлю Сунна Валь Джамаа» («Красноярский джамаат»)
Дальневосточный окружной военный суд
от 30.09.2019 № 1-21/2019,
вступил в силу 05.07.2020
«National Socialism/White Power» («NS/WP, NS/WP Crew, Sparrows Crew/White Power, Национал-социализм/Белая сила, власть»)
от 21.05.2021 № АКПИ21-343С,
вступил в силу 25.06.2021
Террористическое сообщество, созданное Мальцевым В.В. из числа участников Межрегионального общественного движения «Артподготовка»Религиозная группа “Джамаат “Красный пахарь”
Красноглинский районный суд
г. Самары от 16.07.2021
№ 2а-1667/2021, вступило в силу 31.08.2021
Международное молодежное движение «Колумбайн» (другое используемое наименование «Скулшутинг»)
Верховный Суд Российской Федерации,
от 02.02.2022 № АКПИ21-1059С,
вступило в силу 11.03.2022
2-й Западный окружной военный суд
от 03.11.2021 № 2-165/2021,
вступил в силу 24.01.2022
Мусульманская религиозная группа п. Кушкуль г. Оренбург
Оренбургский областной суд
от 04.03.2022 № 3а-206/2022 (3а-2113/2021),
вступило в силу 22.04.2022
«Крымско-татарский добровольческий батальон имени Номана Челебиджихана»
Верховный Суд Российской Федерации,
от 01.06.2022 № АКПИ22-303С,
вступило в силу 05.07.2022
Украинское военизированное националистическое объединение «Азов» (другие используемые наименования: батальон «Азов», полк «Азов»)
Верховный Суд Российской Федерации,
от 02.08.2022 № АКПИ22-411С,
вступило в силу 10.09.2022
Партия исламского возрождения Таджикистана (Республика Таджикистан)
Верховный Суд Российской Федерации,
от 14.09.2022 № АКПИ22-680С,
вступило в силу 18.10.2022
Межрегиональное леворадикальное анархистское движение «Народная самооборона»
Челябинский областной суд,
от 12.09.2022 № 3а-237/2022,
вступило в силу 18.10.2022
Террористическое сообщество «Дуббайский джамаат»
2-й Западный окружной военный суд,
от 12.07.2022 № 2-121/2022,
вступил в силу 26.09.2022
Террористическое сообщество – «московская ячейка» МТО «ИГ»
2-й Западный окружной военный суд,
от 17.05.2022 № 2-41/2022,
вступил в силу 21.12.2022
Боевое крыло группы (вирда) последователей (мюидов, мурдов) религиозного течения Батал-Хаджи Белхороева (Батал-Хаджи, баталхаджинцев, белхороевцев, тариката шейха овлия (устаза) Батал-Хаджи Белхороева)
Южный окружной военный суд,
от 28.11.2022 № 1-215/2022
вступил в силу 16.12.2022
Международное движение «Маньяки Культ Убийц» (другие используемые наименования «Маньяки Культ Убийств», «Молодёжь Которая Улыбается», М.К.У.)
Верховный Суд Российской Федерации,
от 16.01.2023 № АКПИ22-1227С,
вступило в силу 21.02.2023
Украинское военизированное объединение Легион «Свобода России» (другое используемое наименование «Легион Свобода России»)
Верховный Суд Российской Федерации,
от 16.03.2023 № АКПИ23-101С,
вступило в силу 25.04.2023
В Москве и Подмосковье сняли все ограничения, связанные с режимом контртеррористической операции (КТО). Об этом в понедельник, 26 июня, заявили в Национальном антитеррористическом комитете (НАК).
В ведомстве сообщили, что решение об отмене было принято из-за отсутствия угроз жизни, здоровью и имуществу граждан.
Мэр столицы Сергей Собянин подтвердил снятие режима КТО в городе. Он отметил, что выпускной для московских школьников проведут 1 июля. В Воронежской области 26 июня также официально отменили ограничения.
В Москве и Подмосковье, а также в Воронежской области 24 июня был введен режим контртеррористической операции после попытки военного мятежа, предпринятой руководством ЧВК «Вагнер».
На фоне этих событий мэр столицы объявил 26 июня нерабочим днем, были отменены массовые мероприятия. При этом передвижение граждан ограничено не было.
Утром 24 июня президент России Владимир Путин выступил с обращением, в котором пообещал сделать всё, чтобы отстоять страну.
Позднее стало известно, что белорусский лидер Александр Лукашенко по согласованию с российским коллегой провел переговоры с руководством ЧВК. Стороны пришли к договоренностям о недопустимости развязывания «кровавой бойни на территории России». Был принят приемлемый вариант развязки ситуации с гарантиями безопасности для сотрудников ЧВК.
Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений
Словарь
Террористический акт — совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Контртеррористическая операция — комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.
Практические выводы
1. Терроризм является одной из главных угроз человечеству. Преступления, связанные с организацией, планированием, финансированием террористических актов, вовлечением в эту деятельность граждан, сурово преследуются по закону. Помните, что закон не снимает ответственности и с самого вовлекаемого в совершение преступления лица, если он своевременно об этом не заявит властям или правоохранительным органам. Необходимо быть внимательным и бдительным, чтобы не оказаться пешкой в руках террористов.
2. Будьте наблюдательны. Обращайте внимание на забытые кем-то вещи, подозрительные предметы. При обнаружении их отойдите на безопасное расстояние, только после этого позвоните в полицию или сообщите о подозрительных предметах сотрудникам охраны.
3. Обращайте внимание на незнакомых людей, которые пытаются проникнуть в подвал или на чердак жилого дома, школы или какого-либо другого здания, пронести туда незаметно тяжёлые мешки или ящики. Не оставайтесь равнодушными, если видите, что кого-то против его воли сажают в автомобиль, — сообщайте в полицию.
4. Необходимо знать (или всегда иметь при себе) телефоны служб экстренной помощи, по которым вы могли бы своевременно сообщить о теракте или признаках его подготовки. Например, для абонентов МТС, Билайн, Мегафон существует Объединённая система безопасности информации сервиса (ОСБИС) с номером 112.
Документ
Фрагмент «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации». 2009 г.
К основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся:
1. Какие группы основных мер по предупреждению (профилактике) терроризма выделены в Концепции? 2. Чем вы можете объяснить их разнообразие? 3. Объясните значение каждой из названных мер социально-экономического характера в профилактике терроризма. 4. Подумайте, какими методами можно формировать стойкое неприятие обществом идеологии насилия и привлечь граждан к участию в противодействии терроризму. 5. Назовите и проиллюстрируйте примерами культурно-образовательные меры профилактики терроризма.
Вопросы для самопроверки
1. Какие нормативные правовые акты регулируют общественные отношения, связанные с противодействием терроризму? 2. Что включает в себя террористическая деятельность? 3. Какие преступления, связанные с терроризмом, предусмотрены Уголовным кодексом РФ? 4. Почему ложные звонки об угрозе теракта помогают террористам? 5. Каковы роль и функции Президента РФ, Правительства РФ в противодействии терроризму? 6. Каковы основные направления деятельности НАК?
Задания
3. Привлекая знания из курса ОБЖ с опорой на рекомендации гражданам по действиям при угрозе совершения террористического акта, размещённые на портале НАК (http://nak.gov.ru/ nac/recomendation.htm), подготовьте презентацию для учеников начальной школы, как правильно себя вести в любой из описанных ситуаций.
Мысли мудрых
«Террор представляет собой большей частью бесцельную жестокость людей, которые сами напуганы и стараются успокоить себя».
Ф. Энгельс (1820—1895), немецкий мыслитель
<<< К началу
ГДЗ по обществознанию 10 класс учебник Боголюбов параграф 30
1. Как обеспечить безопасность граждан России с учётом террористических угроз глобального характера?
Выступая на 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2004 г., министр иностранных дел Российской Федерации С.Лавров выразил глубокую благодарность государствам и международным организациям, проявившим солидарность с Россией, нашедшим слова участия пострадавшим от чудовищного акта террора в российском городе Беслане, протянувшим руку помощи семьям погибших в результате этого злодеяния.
Министр довел до сведения представителей мирового сообщества, что Россия сделала для себя суровые выводы относительно подлинной природы международного терроризма и того вызова, который он бросил мировому сообществу своими действиями, окончательно противопоставив себя цивилизованному человечеству.
Российское руководство намерено решительно укреплять суверенитет своего государства, единство страны, ее народа для противостояния террору, для обеспечения безопасной и достойной жизни граждан в условиях свободы и демократии.
Объявленные Президентом России меры по достижению этих целей будут осуществляться на основе Конституции страны и не через конфронтацию, а посредством равноправного диалога, взаимодействия и партнерства. При этом одним из ключевых критериев российских отношений с любым государством является готовность к честному, без двойных стандартов сотрудничеству в борьбе с терроризмом. Российская Федерация на основе анализа имеющегося опыта выступает с рядом конкретных предложений и инициатив .
2. Почему необходимо правовое регулирование противодействию терроризму?
Это политические (разрешение социальных конфликтов, снижение социальной напряженности), социально-экономические (оздоровление экономики, выравнивание развития регионов), правовые (неотвратимость наказания за террористическую деятельность), информационные (о сущности терроризма), культурно-образовательные, организационно-технические (разработка целевых программ).
Думаю, что эти группы мер имеют такое разнообразие, потому что террористическая деятельность также является разнообразной. Кроме того, это обеспечивает комплексный подход в решении проблемы во всех ее сегментах.
В этом поможет культурно-образовательная группа мер и информационная группа мер. Например, пропаганда социально значимых ценностей, которые не стоят рядом с террористической деятельностью. Кроме того, формирование неприятия терроризма, разъяснение сущности и опасности терроризма.
Я уже сказала про пропаганду – патриотические программы, программы и мероприятия, посвященные дружбе народов и разных конфессий и так далее.
Правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон по противодействию терроризму и другие федеральные законы, нормативные правовые акты.
Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму».
террористическая деятельность — деятельность, включающая в себя:
е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности;
Террористический акт, содействие террористической деятельности, публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности, организация террористического сообщества и участие в нем, Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации, захват заложника, Заведомо ложное сообщение об акте терроризма.
Потому что спецслужбы обязаны проверять любую поступившую информацию о теракте. Таким образом, ресурсы тратятся не на устранение реальных угроз, а на реагирование на ложные сообщения.
1. Президент Российской Федерации:
1) определяет основные направления государственной политики в области противодействия терроризму;
2) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, по борьбе с терроризмом;
3) принимает решение в установленном порядке об использовании за пределами территории Российской Федерации формирований Вооруженных Сил Российской Федерации и подразделений специального назначения для борьбы с террористической деятельностью, осуществляемой против Российской Федерации либо граждан Российской Федерации или лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации.
(часть первая в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 153-ФЗ)
2. Правительство Российской Федерации:
1) определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, в области противодействия терроризму;
2) организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявлений терроризма;
3) организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму необходимыми силами, средствами и ресурсами;
4) устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядокразработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса);
5) устанавливает порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, физических и юридических лиц при проверке информации об угрозе совершения террористического акта, а также информирования субъектов противодействия терроризму о выявленной угрозе совершения террористического акта.
1)защита личности, общества, государства от противоправных посягательств
2)предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
3)выявление и раскрытие преступлений
5)производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний
Вопросы для повторения к главе
1. Составьте таблицу, в одной колонке которой укажите черты, сближающие мораль и право, в другой — черты, разделяющие их.
Черты, сближающие мораль и право: 1)регулируют общественные отношения 2) за невыполнение тех и других предусмотрены санкции 3) в системе соц. норм являются самыми универсальными, так как распространяются на всё общество
Разделяющие черты: 1) выполнение норм права обеспечивается силой государства, а выполнение норм морали — общественным мнением и совестью
2) за невыполнение норм права — санкции, применяемые государством, юридическая ответственность, а за невыполнение норм морали — порицание общества.
3) право появляется только с возникновения государства, а мораль существует задолго до этого.
4) нормы морали дают большой простор для их толкования, а нормы права чётко сформулированны в законодательных актах
5) нормы права регулируют отношения с позиций законности и незаконности, а нормы морали — с позиций добра и зла
2. Составьте схему под условным названием «Иерархическая лестница нормативных актов Российской Федерации». Расположите на лестнице нормативные акты в порядке возрастания их юридической силы.
1. Конституция Рф — обладает высшей юридической силой;
2. Федеральные конституционные законы — помогают глубже, детальнее понять конституцию, например, «О чрезвычайном положении»;
3. Текущие федеральные законы — регулируют остальную массу важнейших вопросов жизни общества например, гражданский кодекс РФ;
4. Подзаконные акты (принимаются органами исполнительной власти);
— указы и распоряжения президента;
-инструкции, приказа и положения министерств, ведомств, комитетов, федеральных комиссий и служб;
— решения органов местного самоуправления.
3. Правоведы при характеристике правомерного поведения отмечают, что большинство людей добровольно исполняют нормы права. При этом подчёркивается особая социальная ценность правомерного поведения. Раскройте высказанную правоведами мысль. В чём вы видите социальную ценность правомерного поведения?
Вероятно, ценность правомерного поведения заключается в том, что правомерное поведение является залогом безопасности и спокойствия. Поэтому даже несмотря на то, что большинство людей ведут себя правомерно, такое поведение все еще ценно, поскольку является гарантом безопасности.
4. Подготовьтесь к проведению дискуссии в классе на тему «Существуют ли правонарушения, неопасные для общества?».
Полагаю, что неопасных для общества правонарушений не существует, поскольку правонарушение есть синоним преступления, а оно всегда носит негативный характер и направлено против безопасности в обществе.
Для подтверждения мы можем обратиться к определению «правонарушения».
Так, правонарушение представляет собой виновное противоправное опасное деяние, которое противоречит тем или иным правовым нормам.
5. Обсудите вопрос о том, какие из перечисленных критериев могут свидетельствовать о низком уровне правовой культуры граждан:
— незнание правовых норм;
— неуважение к закону.
Я считаю, что свидетельствовать о низком уровне правовой культуры граждан может:
1. Незнание правовых норм
2. Неуважение к закону
6. Один из видов правомерного поведения учёные-юристы называют ненадёжным. Как вы думаете, какой и почему? Свой ответ обоснуйте.
Правомерное поведение-это когда человек исполняет и соблюдает правовые требования.
(А вообще, видов правомерного поведения не существует. Либо ты осуществляешь свои права и выполняешь обязанности, чтишь действующее законодательство, либо поступаешь неправомерно. А это значит нарушаешь установленные правовые нормы)
Ненадежное(по-моему):Конформисткое. Так как мотивами конформистского поведения могут быть: подчинение лица установленным правилам поведения, основанное на пассивном его отношении к существующему порядку; желание избежать обсуждения в социальной группе; боязнь утратить доверие группы; желание заслужить их одобрение. Именно поэтому его можно считать ненадежным, потому что индивид лишь следует примеру других, не имея при этом собственной инициатива к правомерному поведению.
7. Представьте, что вам предложили подготовить сообщение на тему «Для чего мы изучаем основы правовых знаний?». Каковы были бы основные тезисы вашего выступления? Подумайте, какие аргументы вы могли бы назвать в качестве главных. Свой ответ обоснуйте.
В случае если бы мне было предложено написать эссе на тему «Для чего мы изучаем основы правовых знаний?», я бы использовала следующие основные тезисы:
— правовые знания необходимы не только для выражения уважения закона, но также для его соблюдения.
— правовые знания дают возможность судить о состоянии законодательства, о работе правоохранительных органов.
— правовые знания активно практикуются во «взрослой жизни» при гражданских отношениях, административных.
— правовые знания формируют правосознание у человека, который ими обладает.
Что касается аргументов, то основные правовые знания необходимы для того, чтобы жить спокойно и не нарушать закон, не иметь судебных встреч ни с другими гражданами, ни с государством.
Кроме того, мы должны понимать, что существуем в не очень справедливой системе, поэтому быть вооруженным основными правовыми знаниями очень важно для того, чтобы не попасться в ловушку.
В таком случае правовые знания дают человеку гарантию того, что все его действия правомерны.
И гражданин, обладая такими знаниями, может судить о деятельности правительства, законодательных органов, о том, насколько правомерны их действия и действия правоохранительных органов по какому-либо вопросу.
Правовые знания «строят» вокруг человека щит.
8. Сравните два высказывания Л. И. Толстого. Нет ли между ними противоречия? Объясните свою точку зрения.
На мой взгляд здесь нет никакого противоречия.
«Оставаясь личным, этот закон плодотворен и доступен каждому» — т.е. согласно этому закону, написанному «в душе каждого человека» мы живем для того что-бы прогрессировать как личности, расти духовно. И только достигнув успеха в этом развитии «мы не только можем, но и должны сделать прекраснее и радостнее для живущих с нами и для тех, кто после нас будет жить в нем».
Список вопросов теста
Российские законы под идеологией насилия и практикой воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанными с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий, понимают
Варианты ответов
Определяет основные направления государственной политики в области противодействия терроризму
Вопрос 3
Принимает решение в установленном порядке об использовании за пределами территории Российской Федерации формирований Вооруженных сил Российской Федерации и подразделений специального назначения для борьбы с террористической деятельностью, осуществляемой против Российской Федерации либо граждан Российской Федерации
Вопрос 4
Организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявлений терроризма
Вопрос 5
При необходимости на определенной территории объявляется уровень террористической опасности, который устанавливается решением председателя антитеррористической комиссии в лице
Правовые основы антитеррористической политики Российского государства
Террористическая деятельность — деятельность, включающая в себя: а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; б) подстрекательство к террористическому акту; в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре; г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов; д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта; е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.
б) социально-экономические (оздоровление экономики регионов Российской Федерации и выравнивание уровня их развития, сокращение масштабов маргинализации общества, его социального и имущественного расслоения и дифференциации, обеспечение социальной защиты на-селения);