Законодательство по финансовому
мониторингу.
Кодекс финансового мониторинга и ПОД/ФТ: основные нормативные
акты и документы по ПОД/ФТ
Утратившие силу приказы Росфинмониторинга
Информируем, что 5 июля 2022 года вступают в силу Описание структур наименования, служебной и информационной частей ФЭС, описание кодов признаков, указывающих на необычный характер операций (сделок), и требования к технологическим электронным документам, направление которых предусмотрено Особенностями представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Форматы).
В целях приведения актов Федеральной службы по финансовому мониторингу в соответствие с законодательством Российской Федерации с 5 июля 2022 года утрачивают силу:
Таким образом, в целях применения кодов видов признаков необычных операций (сделок), информация о которых представляется в Росфинмониторинг, с 5 июля 2022 года необходимо руководствоваться Форматами.
ССЫЛКА на официальный источник
Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России (далее – Департамент) рассмотрел обращение Ассоциации банков России (Ассоциация “Россия”) от 03.12.2019 № 02-05/1034, содержащее предложение об установлении Банком России в Правилах трехдневного срока для направления кредитными организациями в уполномоченный орган (Росфинмониторинг) сообщений в случае, если сведения, подтверждающие факт совершения операции, подлежащей обязательному контролю, получены кредитной организацией позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения данной операции, и сообщает следующее.
Срок представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений о подлежащих обязательному контролю операциях установлен непосредственно Федеральным законом N 115-ФЗ (подпункт 4 пункта 1 статьи 7) и составляет три рабочих дня с даты совершения операции независимо от того, в какой день в рамках данного срока выявлена такая операция; несоблюдение данного срока квалифицируется как нарушение Федерального закона N 115-ФЗ. Отмечаем, что в контексте данной нормы понятие “рабочий день” применяется в значении, используемом в законодательстве Российской Федерации.
Федеральный закон N 115-ФЗ не содержит каких-либо изъятий в отношении срока представления сообщений в уполномоченный орган по операциям, подлежащим обязательному контролю, выявленным позднее трех рабочих дней, следующих за днем их совершения.
Также отмечаем, что Федеральный закон N 115-ФЗ не ставит в зависимость установленные в нем сроки направления сведений в уполномоченный орган от режима рабочего времени организации (ее сотрудников), а Указание N 4936-У и Правила составления ФЭС не содержат ограничения времени для направления ФЭС в уполномоченный орган. Кредитные организации вправе направлять ФЭС в уполномоченный орган в круглосуточном режиме.
При этом в отношении операций, подлежащих обязательному контролю, информация по которым направляется в уполномоченный орган с кодами 5003, 5007, 8001, отмечаем, что по аналогии с ранее действовавшим в рамках Положения N 321-П порядком для указанных операций предусмотрено отражение даты получения кредитной организацией сведений и документов, подтверждающих факт их совершения, в показателе 9 “Дата выявления операции” таблицы 3.2 Правил составления ФЭС.
Учитывая изложенное, предложение Ассоциации “Россия” в части корректировки срока, предусмотренного пунктом 3 Правил, содержащееся в рассматриваемом обращении, не может быть принято Департаментом.
Правила составления кредитными организациями в электронной форме сведений и информации, предусмотренных статьями 7, 7.5 Федерального закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”, установленные Указанием N 4936-У.
Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”.
Обращаем внимание на наличие судебной практики по рассматриваемому вопросу, в частности Постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2014 N 17АП-5457/14 и Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2014 N 08АП-1944/14, Шестого арбитражного суда от 13.06.2013 № 06АП-2421/13.
Указание Банка России от 17.10.2018 N 4936-У “О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”.
Правила составления в электронной форме сведений и информации, предусмотренных статьями 7, 7,5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”.
Положение Банка России от 29.08.2008 N 321-П “О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”.
Банк России не планирует менять срок направления в Росфинмониторинг сообщений об операциях, подлежащих обязательному контролю. Такой срок составляет 3 рабочих дня дня с даты совершения операции независимо от того, в какой день в рамках данного срока она выявлена.
Закон не содержит каких-либо изъятий в отношении срока направления сообщений по операциям, выявленным позднее 3 рабочих дней, следующих за днем их совершения.
ЦБ РФ отметил, что кредитные организации вправе направлять сообщения в уполномоченный орган в круглосуточном режиме.
В отношении операций, информация по которым направляется с кодами 5003, 5007, 8001, предусмотрено отражение даты получения кредитной организацией сведений и документов, подтверждающих факт их совершения, в показателе 9 “Дата выявления операции” таблицы 3.2 правил составления сообщений.
Подготовка отчетности (формализованных электронных сообщений) некредитных финансовых организаций в Росфинмониторинг
Виды формализованных электронных сообщений некредитных финансовых организаций
В соответствии с Указанием Банка России от 17.10.2018 №4937-У О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма некредитные финансовые организации обязаны представлять в Федеральную службу по финансовому мониторингу следующие виды отчетов:
Отчет результатах проверки наличия среди клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (ФЭС 4937-у 04)
В отличие от бухгалтерских и налоговых отчетов, срок представления отчетности в Росфинмониторинг привязан к определенному событию или действию. Например, это выявление необычной сделки, приостановление операции клиента, применение мер по замораживанию и т.д. Вместе с тем, среди всех отчетов в Росфинмониторинг необходимо выделить, так называемую “квартальную” отчетность о результатах проверки клиентов по Перечню. Впервые обязанность по представлению квартальных отчетов была установлена в 2013 году, при этом направлять эти отчеты в Росфинмониторинг необходимо независимо от результатов проверки, то есть и нулевые отчеты.
Среди некредитных финансовых организаций (далее – НФО) распространено заблуждение о том, что они не обязаны представлять в Федеральную службу по финансовому мониторингу «нулевые» отчеты о результатах проверки клиентов по Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Однако, нормативные акты Банка России прямо указывают на данную обязанность.
Напомним, что с 30 июня 2013 года Федеральным законом от 07.08.2001 №115 фз “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (далее – Федеральный закон №115-ФЗ) была установлена обязанность не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган (пп. 7 п. 1 ст. 7 Федерального закона №115 фз).
1 марта 2015 года вступило в силу Указание Банка России от 15.12.2014 №3484-У “О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (далее – Указание №3484-У). Согласно пункту 5 Указания №3484-У информация о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (проверка), направляется финансовыми организациями (далее – НФО) в Федеральную службу по финансовому мониторингу (далее – Росфинмониторинг) не позднее трех рабочих дней после дня окончания проведения такой проверки. В соответствии с п. 8 Указания №3484-У указанная отчетность представляются в уполномоченный орган в виде формализованных электронных сообщений (ФЭС) через Личный кабинет на портале Росфинмониторинга. Так, после 1 марта 2015 года в Личном кабинете на портале Росфинмониторинга для НФО был введен специальный раздел 3484-У 04 для представления рассматриваемой отчетности.
Таким образом, с 1 марта 2015 года Банк России сократил срок представления указанной отчетности в Росфинмониторинг с пяти до трех рабочих дней. Напомним, что до 1 марта 2015 года НФО руководствовались Положением о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, утв. постановлением Правительства РФ от 19.03.2014 №209.
Кроме этого Банк России установил обязанность представления «нулевых» «квартальных» отчетов в Росфинмониторинг, что следует из формулировки пункта 5 Указания 3484-У – «о результатах проверки». Кстати, аналогичного мнения придерживается Росфинмониторинг в информационном письме от 13 мая 2016 года №52 “О порядке предоставления сведений о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества”. В данном письме Росфинмониторинг отвечает на вопросы, связанные с проверкой наличия среди клиентов, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, а также о порядке представления информации в Росфинмониторинг о результатах такой проверки.
Несмотря на то, что в указанном письме Росфинмониторинг отвечает на вопросы субъектов Федерального закона №115-ФЗ ссылаясь на форму 110 3-ФМ 04, которой пользуются иные субъекты для формирования квартальной отчетности, не поднадзорные Центральному Банку России (лизинговые компании, субъекты ювелирной отрасли, агентства недвижимости и другие), для кредитных потребительских кооперативов данное письмо также необходимо принять к сведению.
Итак, на вопрос “Необходимо ли представлять отчет в Росфинмониторинг в случае невыявления клиентов, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества?”, Росфинмониторинг ответил следующим образом. В соответствии с требованиями подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ субъекты Федерального закона №115-ФЗ обязаны информировать уполномоченный орган о результатах проверки. При этом указанная информация представляется независимо от выявления или невыявления в результате проведенной проверки клиентов, организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, но не применялись.
И, похожий вопрос был следующий “Необходимо ли представлять отчет в случае, если в проверяемом периоде деятельность субъектом Федерального закона №115-ФЗ не осуществлялась?” По мнению Росфинмониторинга, пока субъект Федерального закона №115-ФЗ является действующей(им) (не ликвидирована в установленном законодательством порядке), он обязан исполнять все требования Федерального закона №115-ФЗ. При этом неосуществление деятельности не является основанием для неисполнения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ, в том числе в части представления информации о результатах проверки. В этой связи, в случае временного неосуществления деятельности, проверка проводится в порядке, определенном Правила внутреннего контроля. При формировании отчета в личном кабинете показатели формы будут иметь значение «0».
Кроме ответа на два указанных вопроса в информационном письме Росфинмониторинг впервые четко отвечает на вопрос о том, в отношении кого должна проводиться проверка. В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ НФО обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган. Федеральный закон №115-ФЗ определяет клиента как физическое или юридическое лицо, находящееся на обслуживании субъекта Федерального закона №115-ФЗ.
Следующий вопрос, на который ответил Росфинмониторинг: “Необходимо ли направлять отчет каждый раз, когда выходит новый перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму в том числе при наличии поступившего в уполномоченный орган от компетентного органа иностранного государства обращения о возможной причастности организации или физического лица к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма), межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, может быть принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества указанных организации или физического лица”.
Росфинмониторинг ответил на данный вопрос следующее. В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ субъекты Федерального закона №115-ФЗ не реже чем один раз в три месяца обязаны проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки Росфинмониторинг.
При этом субъекты Федерального закона №115-ФЗ должны установить периодичность направления сведений о результатах проверки в правилах внутреннего контроля (далее – ПВК) самостоятельно, но не реже, чем 1 раз в 3 месяца. Кроме этого, в целях оптимизации направления сведений о результатах проверки Росфинмониторинг рекомендовал выстроить направление отчета 1 раз в квартал.
Приведем конкретный пример для НФО. НФО начал осуществлять деятельность с с 01.01.2023 года. Первую проверку следует провести за период с 01.01.2023 по 31.03.2023. Следующий проверочный период будет с 01.04.2023 по 30.06.2023и т.д.
Также нужно отметить, что при формировании отчета по форме 3484-У 04 нужно вручную устанавливать нумерацию сообщения. Поэтому чтобы ответственный сотрудник не запутался в нумерации ему необходимо вести журнал учета исходящей информации в Росфинмониторинг.
23 марта 2019 года вступило в силу Указание Банка России от 17 октября 2018 г. №4937-У “О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”.
Резюмируя вышесказанное, сформулируем следующие выводы. Некредитные финансовые организации обязаны представлять «нулевую» отчетность в Росфинмониторинг независимо от того вели они деятельности в отчетном периоде или нет, а также в случае невыявления клиентов, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества. Ответственный сотрудник обязан составить график проведения проверок пайщиков и разработать журнал учета исходящей информации в Росфинмониторинг
Отчет об операциях подлежащих обязательному контролю и о необычных операциях (ФЭС 4937-у 01 и 02)
Одна из основных обязанностей, предусмотренных Федеральным законом 115 ФЗ, это обязанность направлять в Росфинмониторинг информацию об операциях, подлежащих обязательному контролю.
Обязательный контроль заключается в документальном фиксировании и представлении в Росфинмониторинг не позднее третьего рабочего дня, следующего за днем совершения операции, ряда сведений, а именно:
Кроме направления в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, организации обязаны документально фиксировать и направлять ему сведения об операциях, формально не относимых к операциям, подлежащим обязательному контролю, однако в силу разных причин дающим основание полагать, что они связаны с отмыванием преступных доходов или финансированием терроризма.
Консультация по подготовке и направлению формализованных электронных сообщений в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг):
Виды отчетности в Росфинмониторинг
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, перечисленные в статьях 5 и 7.1 Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» обязаны представлять в Росфинмониторинг формализованные электронные сообщения:
ФЭС 1 ФМ об операциях подлежащих обязательному контролю
Интерактивная форма 1-ФМ размещена в разделе “Отправка сообщений” – “Подготовить сообщение” – “ФЭС 110 3-ФМ 04” Личного кабинета на портале Росфинмониторинга. Для первичной отправки указанной отчетности по структуре ФЭС 1-ФМ ответственному сотруднику необходимо провести настройку рабочего места в Личном кабинете. К операциям подлежащим обязательному контролю, в соответствии со статьей 6 Федерального закона №115-ФЗ, относятся следующие виды операций:
1. Операция с денежными средствами или иным имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций:
2. Сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее.
3. Операция по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а равно по расходованию денежных средств и (или) иного имущества указанной организацией подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее.
4. Операция по зачислению денежных средств на счет (вклад), покрытый (депонированный) аккредитив или списанию денежных средств со счета (вклада), покрытого (депонированного) аккредитива хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, а также обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем, указанных в статье 1 Федерального закона “Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается такая операция, равна или превышает 50 миллионов рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 50 миллионам рублей, или превышает ее.
5. Операции по зачислению денежных средств на отдельные счета, открытые в уполномоченном банке головному исполнителю поставок продукции по государственному оборонному заказу, исполнителю, участвующему в поставках продукции по государственному оборонному заказу, для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №275-ФЗ “О государственном оборонном заказе”, с любых иных счетов, операции по списанию денежных средств с указанных отдельных счетов на любые иные счета, операции по первому зачислению денежных средств на указанные отдельные счета с иных отдельных счетов подлежат обязательному контролю, если сумма, на которую совершается соответствующая операция, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее.
6. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом №155-ФЗ порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
Перечень перечисленных операции подлежащих обязательному контролю является закрытым. Следует обратить внимание, что по общему правилу операции подлежат обязательному контролю на сумму свыше 600 000 рублей, свыше 3 000 000 рублей, свыше 100 000 рублей, свыше 50 000 000 рублей при соблюдении вышеописанных условий. Таким образом, при квалификации каждой операции клиента, подлежащей обязательному контролю следует учитывать количественные и качественные признаки, перечисленные в статье Федерального закона №115-ФЗ. Коды операций подлежащих обязательному контролю утверждены Федеральной службой по финансовому мониторингу.
ФЭС 2 ФМ о принятых мерах по замораживанию (блокированию)
Отчет о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента, включенного в Перечень либо клиента, в отношении которого имеются достаточные основания подозревать его причастность к террористической деятельности, в том числе к финансированию терроризма, при отсутствии оснований для включения в указанный перечень и в отношении которого межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) принадлежащих такой организации или физическому лицу денежных средств или иного имущества, субъектом Федерального закона №115-ФЗ направляется в Росфинмониторинг незамедлительно в день применения мер по замораживанию (блокированию)денежных средств или иного имущества организации и (или) физического лица.
Указанное сообщение заполняется по форме ФЭС 2-ФМ в Личном кабинете в разделе “Отправка сообщений” – “Подготовить сообщение” – “ФЭС 110 2-ФМ 03” .
Если в течение дня применяются меры по замораживанию (блокированию) в отношении нескольких лиц, то в этом случае необходимо сформировать отдельное ФЭС 2-ФМ на каждую такую организацию или физическое лицо (п. 6.2 Инструкции №110).
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 2.1 статьи 15.27 Кодекса об административных правонарушениях неисполнение законодательства в части блокирования (замораживания) денежных средств или иного имущества влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
ФЭС 3 ФМ о результатах проверки клиентов по Перечню
Указанная отчетность представляется в Росфинмониторинг в соответствии со структурой ФЭС 3-ФМ. Субъекты обязаны сообщать в Росфинмониторинг информацию о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
Проверка осуществляется на основании Перечня, а также решения межведомственного координационного органа о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в Перечень.
Указанное сообщение заполняется по форме ФЭС 3-ФМ в Личном кабинете в разделе “Отправка сообщений” – “Подготовить сообщение” – “ФЭС 110 2-ФМ 04”.
ФЭС 4 ФМ – О фактах препятствия со стороны государства (территории), в котором (на которой) расположены филиалы и представительства, а также дочерние организации организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, реализации такими филиалами, представительствами и дочерними организациями положений Федерального закона №115-ФЗ
В соответствии с п. 5.3 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в случае, если государство (территория), в котором (на которой) расположены филиалы и представительства, а также дочерние организации организаций, перечисленных в ст. 5 Федерального закона №115-ФЗ, препятствует реализации указанными филиалами, представительствами и дочерними организациями данного закона либо его отдельных положений, указанные лица, обязаны направить в уполномоченный орган, а также в надзорный орган в соответствующей сфере деятельности сведения об указанных фактах. Эта обязанность была установлено на основании Федерального закона от 23.07.2010 №176-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который внес изменения и дополнения в Федеральный закон №115-ФЗ и вступил в силу 24 января 2011 года. В этот же день, вступили в силу и другие дополнения в ст. 2 Федерального закона №115-ФЗ, которая была дополнена частью второй, согласно которой «действие настоящего Федерального закона распространяется на филиалы и представительства, а также на дочерние организации организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, расположенные за пределами Российской Федерации, если это не противоречит законодательству государства их места нахождения». Вместе с тем, форма сообщения об указанных фактах не была утверждена ни одним нормативным актом. Поэтому в информационном письме от 26.01.2011 №9 «О применении пункта 5.3 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» Росфинмониторинг разъяснил порядок представления сведения, предусмотренных п. 5.3 ст. 7 Закона №115-ФЗ. Рассмотрим эти разъяснения. Субъекты Федерального закона №115-ФЗ обязаны были представлять данные сведения в произвольной форме и на официальном бланке организации. При этом сообщение должно было быть подписано руководителем (уполномоченным им должностным лицом) и заверено печатью организации. В состав сведений, включаемых в сообщение, входила следующая информация:
Рассмотренный порядок действовал до 29 марта 2014 года. В этот день вступило в силу постановление Правительства РФ от 19.03.2014 №209 «Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям» (далее – Положение №209). Согласно пп. «д» п. 3, пп. «д» п. 4, п. 7 Положения №209 рассматриваемые сообщения представляются в Росфинмониторинг в течение 5 рабочих дней, следующих за днем выявления соответствующих фактов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, в том числе через интернет-портал, либо на машинном носителе и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью. Позднее 10 июня 2015 года вступил в силу приказ Росфинмониторинга от 22.04.2015 №110 «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Инструкция 110). Согласно данной Инструкции №110 сообщения о фактах препятствия со стороны государства (территории), в котором(на которой) расположены филиалы и представительства,а также дочерние организации организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, реализации такими филиалами, представительствами и дочерними организациями положений Федерального закона №115-ФЗ должна представляться в Росфинмониторинг по форме ФЭС 4-ФМ. Указанное сообщение заполняется по форме ФЭС 3-ФМ в Личном кабинете в разделе “Отправка сообщений” – “Подготовить сообщение” – “ФЭС 110 2-ФМ 05”.