Почему вашей организации/ИП нужны ПВК?
Вы всегда будете готовы к проверкам со стороны Росфинмониторинга и Прокуратуры РФ
Правила необходимы для постановки на учет в МРУ Росфинмониторинга
Разработка правил обязательная процедура в соответствии с требованиями Федерального закона № 115-ФЗ
Наличие актуальных Правил поможет избежать административной ответственности по статье 15.27 КоАП РФ
Правила необходимо загрузить в личный кабинет организации на сайте Росфинмониторинга в целях получения оценки уровня риска и минимизации риска проведения проверки со стороны Росфинмониторинга
Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ (далее ПВК в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ) – это документ,
обязательный к разработке и применению в организациях и у индивидуальных предпринимателей – субъектов Федерального закона №115-ФЗ, которые имеют виды экономической деятельности, связанные с оказанием бухгалтерских услуг при осуществлении операций (сделок), перечисленных в ст. 7.1 Федерального закона №115-ФЗ.
Работа по стандартам ПВК в целях ПОД/ФТ ведется в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Статья 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» устанавливает обязанности для лиц, оказывающих бухгалтерские услуги разрабатывать правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Росфинмониторинг рекомендует лицам, оказывающим бухгалтерские услуги, при разработке правил внутреннего контроля руководствоваться требованиями к правилам, установленным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 N 667 “Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным
имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации”.
Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ (далее ПВК в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ) – это документ,
обязательный к разработке и применению в организациях и у индивидуальных предпринимателей – субъектов
Федерального закона №115-ФЗ, которые являются операторами по приему платежей.
Работа по стандартам ПВК в целях ПОД/ФТ ведется в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового
уничтожения.
Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом нормативных актов сферы ПОД/ФТ/ФРОМУ и должны строго
соответствовать требованиям, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 N 667 «Об утверждении
требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными
средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых
актов Правительства Российской Федерации».
МЭЦФМ «Национальное достояние» входит в тройку лучших организаций,
проводящих
целевой инструктаж и повышение уровня знаний в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ по
результатам
исследований, проводимых ассоциацией специалистов по финансовому мониторингу
2020 года.
С 24 августа 2021 г. действует новая редакция Приказа Росфинмониторинга №366 (изменены требования к идентификации).
24 августа 2021 г. вступают в силу отдельные положения Приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу от 15 июня 2021 г. N 134 «О внесении изменений в требования к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденные приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 ноября 2018 г. N 366»
Иные положения Приказа Росфинмониторинга №366 в новой редакции начинают действовать с 1 сентября 2021.
С 24 августа 2021 г. Приказ вносит изменения в Приложение 1 к требованиям к идентификации, утвержденным Приказом Росфинмониторинга №366 «Сведения, подлежащие установлению при идентификации клиентов – физических лиц, представителей клиента, выгодоприобретателей – физических лиц и бенефициарных владельцев»:
– из перечня сведений, которые должны быть установлены в отношении физического лица, исключены сведения о данных миграционной карты: номер карты, дата начала срока пребывания и дата окончания срока пребывания в Российской Федерации.
Ранее указанные сведения, устанавливались в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, в случае если необходимость наличия у них миграционной карты предусмотрена законодательством Российской Федерации. С 24 августа указанные сведения субъектами Федерального закона №115-ФЗ больше не устанавливаются.
Кроме того, изменено содержание пункта 6 Приложения 1 к требованиям, утвержденным Приказом Росфинмониторинга №366.
«Данные документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации: серия (если имеется) и номер документа, дата начала срока действия права пребывания (проживания), дата окончания срока действия права пребывания (проживания).
Сведения, указанные в настоящем пункте, устанавливаются в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, в случае если наличие таких документов обязательно в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.»
Всем организациям и предпринимателям – субъектам Федерального закона №115-ФЗ (кроме НФО) необходимо провести обучение в форме дополнительного инструктажа в сроки, установленные правилами внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ и внести соответствующие изменения в формы анкет физических лиц – клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев.
Напоминаем, что в связи с многочисленными изменениями необходимо в срок до 24 сентября 2021 г. утвердить правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ в новой редакции и загрузить их в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга.
Дата публикации: 13.12.2019 23:38
В статью внесены изменения и дополнения с учетом положений законодательства Российской Федерации по состоянию на февраль 2021 года.
В 2021 году Федеральный закон от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” выделяет четыре группы лиц, которые должны разработать и утвердить правила внутреннего контроля:
Образец структуры правил внутреннего контроля
Группа (юристы, бухгалтеры, адвокаты, нотариусы и аудиторы):
Группа (иные лица, поднадзорные Федеральной пробирной палате, Росфинмониторингу, ФНС и Роскомнадзору):
Первые две группы обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля в соответствии с требованиями утвержденными постановлением Правительства РФ от 30 июня 2012 г. №667.
Группа (некредитные финансовые организации):
Некредитные финансовые организации обязаны составлять свои правила внутреннего контроля ПОД/ФТ и ФРОМУ на основании следующих двух нормативных актов: Положение Банка России от 15 декабря 2014 г. №445-П “О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” и Указание Банка России от 22 февраля 2019 г. №5075-У “О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитных организаций и некредитных финансовых организаций в целях противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения”.
Группа (кредитные организации):
Правила внутреннего контроля кредитных организаций должны разрабатываться на основании следующих двух нормативных актов Банка России: Положение Банка России от 2 марта 2012 г. №375-П “О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” и Указание Банка России от 22 февраля 2019 г. №5075-У “О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитных организаций и некредитных финансовых организаций в целях противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения”.
Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ
и Межрегиональный
учебный и консультационно-правовой центр финансового мониторинга (МУКПЦФМ):
юридические
услуги в области корпоративного права, организации внутреннего
контроля по финансовому мониторингу, правила внутреннего контроля,
целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России
тел.:
+7 (964) 768 9380
+7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10
Добавить сайт корпоративного права
и финансового мониторинга в Избранное
мпания
основана в 1996 году
НОВОСТИ
финансового мониторинга, ПОД/ФТ/ФРОМУ и корпоративного права
Апрель 27, 2021
Рекомендации Росфинмониторинга для риелторов по отправке отчетов.
27.04.2021 года в личных кабинетах риелторов на сайте
Росфинмониторинга было размещено
Информационное письмо от 26.04.2021 «О повышении внимания
индивидуальных предпринимателей и организаций, оказывающих
посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи
недвижимого имущества, к выявлению сделок с высоким уровнем риска».
В этом
письме Росфинмониторинг в целях повышения эффективности принимаемых
мер по снижению рисков порекомендовал риелторам информировать
Росфинмониторинг о подозрительных сделках (операциях) в следующих
ситуациях:
1.
Расчеты по сделке предусматривают оплату наличными денежными
средствами (в полном объеме или частично).
2.
Осуществление сделки с недвижимым имуществом, стоимостные
характеристики которого явно не соответствуют предполагаемому уровню
благосостояния клиента.
3.
Осуществление оплаты приобретаемого объекта недвижимого имущества
третьим лицом, не являющимся стороной по сделке, за исключением
ситуации, когда плательщиком является близкий родственник.
4.
Приобретение недвижимости лицом (лицом из его окружения),
направление (сфера) деятельности которого характеризуется повышенным
уровнем коррупциогенности.
5.
Заключение сделки о приобретении зарубежной недвижимости (включая
объекты жилой и коммерческой недвижимости, имущественные комплексы,
земельные участки и т.д.) без последующей регистрации перехода права
собственности на соответствующий объект.
При
выявлении соответствующих сделок предлагается направлять сведения о
них по дополнительному коду «3599», предназначенному для
информирования о необычных операциях (сделках) с недвижимым
имуществом с критериями, неописанными действующей номенклатурой
признаков подозрительности.
Качество
работы индивидуальных предпринимателей и организаций, оказывающих
посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи
недвижимого имущества, в части организации и осуществления
внутреннего контроля, в том числе по практике применения настоящих
рекомендаций, будут оценены Росфинмониторингом в ходе
контрольно-надзорных мероприятий, как выездных, так и дистанционных
с использованием возможностей личного кабинета субъекта на
официальном сайте Росфинмониторинга.
Обращаем
внимание наших читателей на то, что эти рекомендации – не
безусловное основание для отправки сведений в Росфинмониторинг.
При
выявлении соответствия операции одному или нескольким критериям
необычной операции организация или предприниматель должны
незамедлительно составить внутреннее сообщение, провести проверку
клиента и его операции и принять мотивированное решение в отношении
операции, включая решение о направлении или ненаправлении информации
в Росфинмониторинг.
Так,
например, осуществляя проверку операции клиента, субъекты 115-ФЗ
могут запросить у клиента пояснения в отношении операции,
организовать с ним встречу, запросить документы для проверки,
изучить источники происхождения средств или имущества клиента,
провести комплексные углубленные проверки и иные мероприятия,
закрепленные в ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ. Если клиент шел на контакт,
предоставил все необходимые сведения, документы и пояснения, в
результате чего у организации или предпринимателя не осталось
сомнений в законности операции клиента, ими может быть принято
решение о признании операции обоснованной и не вызывающей
подозрения.
И
наоборот, если клиент не предоставил внятных объяснений по операции,
уклонился от контактов и пояснений, субъектом 115-ФЗ может быть
принято решение о признании выявленной необычной операции
подозрительной операцией, осуществление которой может быть
направлено на легализацию преступных доходов или финансирование
терроризма, и о представлении информации о такой подозрительной
операции в Росфинмониторинг. Мотивируя свое решение во внутреннем
сообщении организации и предприниматели должны перечислить
мероприятия, проведенные в рамках изучения операции, перечислить
полученные документы и информацию, привести свои доводы в отношении
операции и т.п.
По
письму Росфинмониторинга мы рекомендуем провести дополнительный
инструктаж с сотрудниками.
Агентства недвижимости могут также доработать свои
Правила внутреннего контроля
по ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Перейти в раздел Новости
Межрегиональный учебный центр финансового мониторинга “СМЫСЛОВЫ” и Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ:
юридические услуги в области финансового мониторинга, организации внутреннего контроля по 115-ФЗ, правила внутреннего контроля по финмониторингу, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России
тел.:
+7 (964) 768 9380
+7 (903) 686 3187;
+7 (964) 705-83-10
Добавить сайт финансового мониторинга в Избранное
Новые правила
внутреннего контроля с 1 сентября 2021 года
Как изменить ПВК по
ПОД/ФТ/ФРОМУ по новым требованиям от 1 сентября 2021 в сфере ПОД/ФТ
и финансового мониторинга
(автор – юрист,
эксперт по ПОД/ФТ, специалист по образовательной деятельности в
сфере ПОД/ФТ, главный редактор СМИ “Вестник финансового
мониторинга”, канд. наук Смыслов П.А., при использовании и
цитировании ссылка на сайт обязательна)
(опубликовано
на 26.08.2021 г.)
2 мая 2021
года на сайте Росфинмониторинга было опубликовано Информационное
письмо №62 “О разъяснении отдельных вопросов применения норм
законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и финансированию терроризма,
организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими
посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи
недвижимого имущества”.
В этом
письме Росфинмониторинг ответил на наиболее часто задаваемые вопросы
агентствами недвижимости о применении отдельных положений
законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), в
т.ч. такие как:
– какие
предъявляются требования к деятельности агентств недвижимости и
риелторов;
–
требуется ли агентам между застройщиком и его клиентом вставать на
учет в Росфинмониторинг;
–
являются ли финансовые консультанты, сопровождающие сделки с
недвижимостью, субъектами закона №115;
– что
включает в себя понятие «посреднические услуги при осуществлении
сделок с недвижимостью»;
– что
является основанием для снятия агентства недвижимости с учета в
Росфинмониторинг;
– многие
другие.
Ниже
воспроизведен полный текст информационного письма Росфинмониторинга.
Ссылки из текста письма даны на некоторые разделы нашего сайта,
раскрывающие дополнительные пояснения.
Информационное письмо
Росфинмониторинга от 12 мая 2021 года №62 “О разъяснении отдельных
вопросов применения норм законодательства о противодействии
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и
финансированию терроризма, организациями и индивидуальными
предпринимателями, оказывающими посреднические услуги при
осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества”
Настоящие разъяснения подготовлены по результатам анализа наиболее
часто задаваемых вопросов организациями и индивидуальными
предпринимателями, оказывающими посреднические услуги при
осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, о
применении отдельных положений законодательства о противодействии
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и
финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ).
1. В связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон № 115-ФЗ и
касающимися агентств недвижимости и риелторов, разъясните какие
требования необходимо выполнять с 10 января 2021 года? Какие
требования к деятельности агентств недвижимости и риелторов утратили
силу, остались без изменения?
Принятые
поправки в Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный
закон № 115-ФЗ) направлены, прежде всего, на выявление организациями
и индивидуальными предпринимателями, оказывающими посреднические
услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества
(далее – риелторы), сомнительных операций (сделок) и информирование
о них Росфинмониторинга.
В этой
связи при оценке рисков нарушения поднадзорными субъектами
требований законодательства о ПОД/ФТ, Росфинмониторинг учитывает
исполнение ими обязанностей по информированию о подозрительных
операциях (сделках), а также количество, качество и оперативность
представления соответствующих сведений.
Для
сведения субъектов Федерального закона № 115-ФЗ на сайте
Росфинмониторинга и в Личном кабинете размещены информационные
письма о рисках и признаках подозрительных операций в сделках с
недвижимым имуществом:
–
совместное сообщение Росфинмониторинга и Федеральной нотариальной
палаты от 04.03.2019 № 2192/01-01-40/4546 «О признаках возможного
использования недвижимого имущества в схемах легализации преступных
доходов»;
– письмо
Росфинмониторинга от 26.04.2021 «О повышении внимания индивидуальных
предпринимателей и организаций, оказывающих посреднические услуги
при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, к
выявлению сделок с высоким уровнем риска».
Обращаем
внимание, что все обязанности по исполнению требований
законодательства о ПОД/ФТ (кроме предоставления сведений об
операциях (сделках), подлежащих обязательному контролю) для
риелторов сохранены в полном объеме.
В
частности, риелторы должны:
– до
начала предоставления посреднических услуг при осуществлении сделок
купли-продажи недвижимого имущества
встать
на учет в Росфинмониторинг;
–
осуществлять внутренний контроль согласно
разработанным и актуальным
правилам внутреннего контроля;
–
назначить специальное должностное лицо, ответственное за реализацию
правил внутреннего контроля;
–
проводить обучение сотрудников в целях ПОД/ФТ (вводный и
дополнительный инструктаж),
проходить целевой инструктаж
и повышать уровень знаний в сфере ПОД/ФТ;
–
использовать функционал Личного
кабинета, в том числе для просмотра/скачивания актуального
Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются
сведения об их причастности к экстремистской деятельности или
терроризму, решения межведомственного координационного органа,
осуществляющего функции по противодействию финансированию
терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или
иного имущества, Перечня организаций и физических лиц, в отношении
которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия
массового уничтожения (далее – Перечни);
– с
учетом просмотра/скачивания Перечней проводить идентификацию и
изучение клиентов (их представителей, выгодоприобретателей,
бенефициарных владельцев);
– с
учетом просмотра/скачивания Перечней проводить не реже чем один раз
в три месяца проверки наличия среди своих клиентов организаций и
физических лиц, в отношении которых применены либо должны
применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств
или иного имущества, и
представлять сведения о таких проверках в Росфинмониторинг (ФЭС
3-ФМ);
–
выявлять операции, вызывающие подозрение на ОД/ФТ, и в установленном
порядке представлять сведения о них в Росфинмониторинг (код 6001);
–
проводить не реже одного раза в полугодие внутренние проверки
выполнения правил внутреннего контроля и иных требований
законодательства о ПОД/ФТ.
Напоминаем, что Правила внутреннего контроля должны быть приведены
организацией и индивидуальным предпринимателем в соответствие с
требованиями нормативных правовых актов о ПОД/ФТ не позднее месяца
после даты их вступления в силу, если иное не установлено данными
документами (пункт 1(1) Требований к правилам внутреннего контроля,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от
30.06.2012 № 667).
Следовательно, риелторы самостоятельно в установленный срок вносят
изменения в правила внутреннего контроля в связи со вступившими в
силу изменениями Федерального закона № 115-ФЗ.
В связи
со вступлением в силу изменений, внесенных в Федеральный закон от
07.08.2001 № 115-ФЗ, для риелторов с 10.01.2021 исключены
обязательные требования по предоставлению в Росфинмониторинг
сведений об операциях (сделках), подлежащих обязательному контролю,
в частности, о сделках с недвижимым имуществом стоимостью равной или
превышающей 3 млн руб. Как следствие, требование о документальном
фиксировании информации об операциях, подлежащих обязательному
контролю, также не распространяется на риелторов с 10.01.2021.
2. Индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность (код
ОКВЭД – 68.31) в качестве агента между застройщиком и потенциальными
покупателями недвижимости – физическими лицами. С застройщиком
заключен агентский договор, предусматривающий оплату услуг за
привлечение клиентов. Будет ли такой индивидуальный предприниматель
являться субъектом Федерального закона № 115-ФЗ? Требуется ли ему
вставать на учет в Росфинмониторинге?
Статьями
5 и 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ определен перечень организаций
и индивидуальных предпринимателей, обязанных принимать меры,
направленные на ПОД/ФТ.
В данный
перечень, в частности, входят организации и индивидуальные
предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении
сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Росфинмониторинг относит к ним юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, зарегистрированных в качестве субъектов
предпринимательской деятельности, осуществляющих посредническую
деятельность на рынке недвижимого имущества, включая деятельность по
подбору вариантов объектов недвижимости для их последующей
купли-продажи, помощь в заключении клиентами сделок по купле-продаже
объектов недвижимости, организации продажи объектов недвижимости по
поручению данных лиц.
Кроме
того, принадлежность организаций и индивидуальных предпринимателей к
субъектам Федерального закона № 115-ФЗ определяется исходя из
условий заключенных договоров и характера деловых отношений,
возникающих в рамках реализации данных договоров и (или) вытекающих
из таковых, в том числе и при отсутствии соответствующего кода ОКВЭД.
В
рассматриваемом случае индивидуальный предприниматель указал группу
ОКВЭД 68.31 «Деятельность агентств недвижимости за вознаграждение
или на договорной основе», содержащую ряд уточняющих подгрупп.
По
нашему мнению, к субъектам Федерального закона № 115-ФЗ относятся
организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие вид
деятельности, предусмотренный непосредственно кодом ОКВЭД 68.31.1
«Предоставление посреднических услуг при купле-продаже недвижимого
имущества за вознаграждение или на договорной основе».
В
случае, если организации и индивидуальные предприниматели оказывают
посреднические услуги на рынке недвижимости, а также консультируют
население, например, по стоимости объектов недвижимости, спросе и
предложениях на вторичном рынке недвижимости в конкретных
микрорайонах, инфраструктуре районов-новостроек и т.д., но указали
при регистрации только код ОКВЭД 68.31.3 «Предоставление
консультационных услуг при купле-продаже недвижимого имущества за
вознаграждение или на договорной основе», то, по нашему мнению,
оказываемые ими консультационные услуги являются составной частью их
риелторской деятельности. В данном случае такие лица являются
субъектами Федерального закона № 115-ФЗ, при этом им следует внести
изменения в части кодов ОКВЭД в ЕГРЮЛ/ЕГРИП.
Применительно к рассматриваемой ситуации для отнесения
индивидуального предпринимателя к субъектам Федерального закона №
115-ФЗ, а именно, к риелторам, необходимо рассматривать совокупность
аспектов – наличие соответствующего кода ОКВЭД, характер и условия
агентского договора, фактически оказываемые услуги как застройщику,
так и привлекаемым клиентам.
Учитывая
изложенное, в случае, если под привлечением клиентов по условиям
агентского договора понимается и фактически оказывается застройщику
посредническая услуга при купле-продаже недвижимого имущества, по
нашему мнению, индивидуальный предприниматель является субъектом
Федерального закона № 115-ФЗ (даже при отсутствии кода ОКВЭД 68.31.1
в ЕГРИП) и на него распространяются требования законодательства о
ПОД/ФТ, в том числе в части постановки на учет в Росфинмониторинге,
работе с Перечнями, проведения идентификации и изучения своих
клиентов (их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных
владельцев), оценки их рисков, проведения проверки наличия среди
своих клиентов лиц из Перечней и представления сведения о таких
проверках в Росфинмониторинг (ФЭС 3-ФМ), выявления сомнительных
операций (сделок) и информирования о них Росфинмониторинга (код
6001).
3. Организация является финансовым консультантом, иногда (1-2 раза в
год) к ней обращаются клиенты за услугой по сопровождению сделки с
недвижимостью. Является ли такая организация субъектом Федерального
закона № 115-ФЗ? Должна ли организация направлять сведения в
Росфинмониторинг о такой сделке? Каковы последствия непредставления
таких сведений?
Наряду с
основным видом деятельности (консультации) финансовый консультант
может вести (как на постоянной основе, так и разово) иные
разрешенные законодательством Российской Федерации виды
хозяйственной деятельности.
Федеральный закон № 115-ФЗ не содержит каких-либо изъятий, влияющих
на обязанность исполнения требований законодательства о ПОД/ФТ.
Пороговые значения по минимальному количеству клиентов, операций и
их сумм отсутствуют.
Требования законодательства о ПОД/ФТ распространяются на субъектов
Федерального закона № 115-ФЗ независимо от того, является ли
предоставление посреднических услуг при осуществлении сделок
купли-продажи недвижимого имущества их основным видом деятельности
или дополнительным.
В
рассматриваемом случае, если к финансовому консультанту обращаются
клиенты за оказанием разовой, но посреднической услуги при
купле-продаже недвижимого имущества, то он является субъектом
Федерального закона № 115-ФЗ и на него распространяются требования
законодательства о ПОД/ФТ.
При этом
указанная ситуация может возникнуть у любой организации или
индивидуального предпринимателя, занятых в иных сферах деятельности,
но дополнительно осуществляющих виды деятельности, указанные в
статьях 5 и 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ.
Сделка с
недвижимым имуществом может вызвать подозрение на ОД/ФТ (в
результате анализа характера сделки и расчетов по ней, оценке рисков
клиента и т.д.). В этом случае организации и индивидуальные
предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении
сделок купли-продажи недвижимого имущества, документально фиксируют
информацию о такой операции для последующего принятия решения о
признании сделки подозрительной и представления сведений о ней в
Росфинмониторинг.
Информирование о подозрительных сделках (операциях) осуществляется в
соответствии с Инструкцией о представлении в Росфинмониторинг
информации, утвержденной приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 №
110.
С учетом
изложенного, финансовый консультант, оказывающий также услуги по
сопровождению сделок с недвижимостью, обязан оценивать их на предмет
ОД/ФТ и при принятии соответствующих решений направлять сведения о
них в Росфинмониторинг (код 6001).
Несоблюдение требований законодательства о ПОД/ФТ, возложенных на
организации и индивидуальных предпринимателей, оказывающих
посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи
недвижимого имущества, может повлечь за собой административную
ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 15.27 Кодекса об
административных правонарушениях Российской Федерации.
4. Индивидуальный предприниматель (основной код ОКВЭД 68.31) состоит
на учете в Росфинмониторинге, но фактически не оказывает
посреднические услуги при купле-продаже недвижимого имущества. Как
выйти из-под «субъектности» Федерального закона № 115-ФЗ? Что
включает в себя понятие «посреднические услуги при осуществлении
сделок с недвижимостью»? Можно ли считать проведение проверки
объекта недвижимости и присутствие при заключении сделки с
недвижимостью посреднической услугой?
Перечень
организаций и индивидуальных предпринимателей, подлежащих постановке
на учет в Росфинмониторинге, определен пунктом 2 Положения о
постановке на учет в Росфинмониторинге, утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 № 58.
В
частности, индивидуальные предприниматели, имеющие в ЕГРИП запись о
соответствующем коде ОКВЭД и осуществляющие посредническую
деятельность при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого
имущества, подлежат постановке на учет в Росфинмониторинге.
В
случае, если индивидуальный предприниматель прекращает осуществлять
посредническую деятельность при купле-продаже недвижимого имущества,
ему следует исключить соответствующий код ОКВЭД группы 68.31 из
ЕГРИП и представить в территориальный орган Росфинмониторинга
заявление о снятии с учета.
Порядок
представления заявления о снятии с учета в Росфинмониторинге изложен
в Административном регламенте, утвержденном приказом
Росфинмониторинга от 11.02.2019 № 33.
Обращаем
внимание, что индивидуальный предприниматель, оказывающий
посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи
недвижимого имущества, самостоятельно оценивает свою принадлежность
к риелторской деятельности, исходя из требований законодательства,
характера и условий заключаемых договоров, и несет ответственность в
случае несоблюдения требований Федерального закона № 115-ФЗ.
По
нашему мнению, посреднические услуги при осуществлении сделок
купли-продажи недвижимого имущества – это оказываемые клиентам
услуги по подбору вариантов объектов недвижимости для их последующей
купли-продажи, помощь в заключении клиентами сделок по купле-продаже
объектов недвижимости, организация продажи объектов недвижимости по
поручению данных лиц, а также другая деятельность, связанная с
оказанием содействия в купле-продаже недвижимого имущества.
С учетом
указанной в ответе на вопрос 2 информации в части отнесения
организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам
Федерального закона № 115-ФЗ, проведение индивидуальным
предпринимателем проверки объекта недвижимости и присутствие при
заключении такой сделки, по нашему мнению, относится к
посредническим услугам при осуществлении сделок купли-продажи
недвижимого имущества.
Следовательно, оказание такого рода услуг является основанием для
соблюдения индивидуальным предпринимателем требований
законодательства в сфере ПОД/ФТ, в частности, необходимо проводить
идентификацию своих клиентов (их представителей,
выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев) с учетом
просмотренных/скаченных Перечней, не реже одного раза в три месяца
проводить проверки наличия среди своих клиентов лиц из Перечней и
представлять сведения о таких проверках в Росфинмониторинг (ФЭС
3-ФМ), выявлять сомнительные операции (сделки) и информировать о них
Росфинмониторинг (код 6001).
В этой
связи не усматривается оснований для снятия индивидуального
предпринимателя с учета в Росфинмониторинге.
5. Агентство недвижимости состоит на учете в Росфинмониторинге и
исполняет требования Федерального закона № 115-ФЗ. С учетом
внесенных с 10.01.2021 изменений в данный закон, касающихся отмены
обязанности для таких организаций представлять сведения по коду
8001, можно ли сняться с учета в Росфинмониторинге?
С учетом
указанной в ответе на вопрос 1 информации дополнительно обращаем
внимание, что внесенные с 10.01.2021 изменения в Федеральный закон №
115-ФЗ в части отмены обязанности по предоставлению сведений об
операциях, подлежащих обязательному контролю, риелторами сократили
состав обязательных требований, но не повлекли изменение
осуществляемого ими вида деятельности и необходимости исключения из
числа субъектов статей 5 и 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ.
Внесенные изменения в Федеральный закон № 115-ФЗ направлены, прежде
всего, на обеспечение риелтором главной обязанности – выявление
рисков ОД/ФТ и направление информации о них в Росфинмониторинг, а
именно, с учетом просмотренных/скаченных Перечней проводить
идентификацию и изучать своих клиентов (их представителей,
выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев), оценивать их риски,
проводить проверки наличия среди своих клиентов лиц из Перечней и
представлять сведения о таких проверках в Росфинмониторинг (ФЭС
3-ФМ), выявлять сомнительные операции (сделки) и информировать о них
Росфинмониторинг (код 6001).
Следовательно, внесенные изменения в Федеральный закон № 115-ФЗ не
могут являться основанием для снятия агентства недвижимости с учета
в Росфинмониторинге.
Дополнительно обращаем внимание, что основания для снятия с учета в
Росфинмониторинге организаций и индивидуальных предпринимателей, в
сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, определены
Положением о постановке на учет в Росфинмониторинге, утвержденным
постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 №
58, а также указаны в Административном регламенте, утвержденном
приказом Росфинмониторинга от 11.02.2019 № 33.
В
частности, основанием для снятия с учета в Росфинмониторинге будет
смена вида деятельности или прекращение деятельности организации,
индивидуального предпринимателя, оказывающих посреднические услуги
при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (при
наличии внесенных изменений в ЕГРЮЛ/ЕГРИП).
эксперт по финансовому мониторингу, главный редактор СМИ
“Вестник финансового мониторинга”, канд. истор. наук, юрист
Павел Смыслов
При использовании и цитировании материала ссылка на сайт
обязательна!
Ознакомьтесь нашими
многочисленными статьями
по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:
Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам
финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному»
законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам
Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:
–
любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по
ПОД/ФТ);
–
обучение и инструктаж по финмониторингу;
–
аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;
–
электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;
–
помощь на проверках;
–
и многое другое.
Мы в социальных сетях:
Образец правил внутреннего контроля для операторов по приему платежей в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ
Мы разработали для вас образец Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ в соответствии с требованиями законодательства, который вы можете использовать для самостоятельной разработки ПВК в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Внимание! Образец не является готовым документом, а содержит структуру Правил и требования к их содержанию.
ПВК для организаций
ПВК для ИП
Вопрос – Ответ
Остались вопросы?
Посмотрите в перечне наиболее часто задаваемых вопросов, возможно ответ уже есть.
Если не нашли ответ, задайте вопрос нашим специалистам с помощью формы.
Задать
вопрос
Да, правила отличаются, потому что это совершенно две разные формы организации
предпринимательской деятельности. Кроме того, для организаций и ИП установлены разные
квалификационные требования к специальным должностным лицам. Чаще всего функции
специального должностного лица осуществляет сам индивидуальный предприниматель, что
необходимо учитывать при разработке правил.
Согласно требованиям к ПВК, они являются документом, оформленным на бумажном носителе.
Правила необходимо распечатать, прошить, утвердить подписью руководителя организации или
индивидуального предпринимателя, при наличии печати, поставить печать на грифе
утверждения.
Наличие правил внутреннего контроля в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга в
разделе «Организация внутреннего контроля» положительно влияет на риск-оценку, которая
устанавливается Росфинмониторингом в целях оценки риска возможного нарушения субъектом
законодательства в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ. Отсутствие правил может спровоцировать проверку
со стороны Росфинмониторинга. Подробнее о риск оценке можно прочитать
в
нашей статье
Правила внутреннего контроля утверждаются руководителем организации или индивидуальным предпринимателем.
Периодичность обновления правил внутреннего контроля законом не установлена. Вы обязаны
самостоятельно отслеживать изменения в законодательство сферы ПОД/ФТ/ФРОМУ и в случаях,
когда изменения затрагивают текст правил внутреннего контроля или изменяются требования
к ним, Правила необходимо привести в соответствие с изменениями в срок не позднее месяца
после даты вступления в силу нормативных правовых актов, если иное не установлено такими
нормативными правовыми актами.
Наши принципы разработки ПВК и Ваши преимущества работы с нами
При заказе ПВК или полного пакета документов вы получите на выбор:
ПВК + Полный пакет документов для ИП
Хотите заказать отдельные документы в целях
ПОД/ФТ/ФРОМУ
Свяжитесь с нашим специалистом и сформируйте заказ под ваши потребности
Или закажите обратный звонок
Заполните заявку на обратный звонок
Мы свяжемся с вами в ближайшее время
ПВК в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ должны быть актуальными и соответствовать действующему законодательству РФ, в связи с этим,
согласно требованиям к ПВК, они должны быть приведены в соответствие с изменениями законодательства не позднее
месяца после даты вступления в силу нормативных правовых актов, если иное не установлено такими нормативными
правовыми актами.
Мы постоянно поддерживаем редакции ПВК в актуальном состоянии, вносим в них изменения при изменении
законодательства и при получении рекомендаций надзорных органов.
С датами ПВК вы можете ознакомиться в разделах:
Хотите поддерживать ПВК всегда в актуальной редакции?
Вам подойдет услуга «Абонентское обслуживание»
Заказать
абонентское обслуживание