Правоприменительная деятельность федеральных органов исполнительной власти

Правоприменительная деятельность федеральных органов исполнительной власти

Библиографическое описание

Южиков, А. А. Правоприменительная деятельность правоохранительных органов Российской Федерации / А. А. Южиков, В. А. Фролов, К. И. Ибляминова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 18 (413). — С. 398-400. — URL: https://moluch.ru/archive/413/91098/ (дата обращения: 29.06.2023).

В статье авторы раскрывают, что есть основа и смысл правопорядка, а также, что собой представляет правоприменительная деятельность. На основании Конституции и иных Федеральных законов раскрывается авторами смысл и направления деятельности Прокуратуры и Федеральной службы исполнения наказания.

Ключевые слова:

реализация права, правоприменительная деятельность, правоохранительные органы, Прокуратура, ФСИН, правоприменение, правопорядок.

Смысл и главное назначение права для личности и общества в целом имеет значение только в том случае, когда право непосредственно реализуется. Если же нет возможности претворить право в современную жизнь, тогда оно не несет в себе благоприятного исхода. Нормы права в свою очередь позволяют определить права участника отношений и тем самым определить его осуществлению.

В правовом обществе, где с одной стороны народ, а с другой стороны государство берут собой обязанность полагаться праву.

Правоприменение — считается всесторонняя деятельность государства, которая представляет собой сочетания соблюдение, использование и исполнение правовых норм в процессуальном порядке с участием специальных субъектов, наделенных полномочиями.

Рассмотрим несколько правоохранительных органов таких, как прокуратура и федеральная служба исполнения наказания и их правоприменительную деятельность.

Прокуратура представляет собой единую централизованную систему органов, которая в свою очередь осуществляет надзор за исполнением конституции, других законов, а также осуществляет надзор за соблюдением прав и законных интересов человека.

В целях обеспечения законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, интересов государства прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, представителями субъектов Российской Федерации и органами управления, региональными органами исполнительной власти, органами военного управления.

Далее рассмотрим федеральную службу исполнения наказания. Он же представляет собой федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет как правоприменительные функции, так и функции по контролю и надзору за исполнением уголовного наказания и др.

Данная служба представляет собой юридическое лицо, которое в свою очередь имеет печать с изображением герба Российской Федерации и свои наименования. Кроме того геральдический знак: эмблему, флаг, учреждаемый президентов.

Федеральная служба исполняет приговоры и содержит под стражей лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении определенных преступлений. Она также следит за содержанием под стражей лиц, подозреваемых в совершении преступлений. Также данная служба осуществляет контроль за действиями лиц, по какой-либо причине освободившихся условно-досрочно, условно осуждённых и осужденных, которым суд назначил отсрочку отбывания наказания. ФСИН осуществляет также охрану прав свобод и законных интересов осужденных. Это важно, поскольку постоянно права и свободы осужденных нарушаются, а это недопустимо.

ФСИН в своей деятельности действует согласно Конституции Российской Федерации, Федеральным конституционным законам, актам президента и правительства, федеральным законам и др.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что прокуратура Российской Федерации способствует разделению властей и в то же время выступает в качестве сдержки и противовеса, обеспечивающего их согласованное функционирование как единой государственной власти. Прокуратура была создана для укрепления и защиты верховенства закона.

Федеральная служба исполнения наказаний и подчиненные ей органы входят в правоохранительную систему Российской Федерации и представляют собой совокупность учреждений и организаций, осуществляющих исполнение назначенных судом уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера, а также судебных решений о применении мер пресечения в виде заключения под стражу.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, исполнительная власть, правоприменительная деятельность, прокуратура, федеральная служба исполнения наказания, исполнение, надзор, свобода человека, смысл правопорядка, страж лиц.

Результатом
управленческой нормотворческой
деятельнос­ти являются нормы права
подзаконного характера, регулирую­щие
отношения в сфере управления.

Правоприменительная
деятельность органов
и должност­ных лиц, осуществляющих
исполнительную власть, заключает­ся
в действиях субъектов управления по
подведению конкретно­го, имеющего
юридическое значение факта под
соответствующую норму права с целью
принятия индивидуального акта, т.е.
раз­решение на основе норм права
конкретных управленческих дел (вопросов).

Правоприменительная
деятельность включает в себя: уста­новление
фактических обстоятельств дела, выбор,
отыскание со­ответствующей нормы
права, которую надлежит применить к
данной ситуации (проверка подлинности
юридической силы нормы, выявление
пределов ее действия во времени и
простран­стве), уяснение смысла и
содержания нормы, т.е. ее толкование,
принятие по делу решения (индивидуального
акта), исполнение акта.

По
содержанию
и свойствам правовых норм правоприме­нительная
деятельность делится на две формы:
регулятивную и правоохранительную.

Регулятивная
форма правоприменения используется
для раз­решения индивидуальных
конкретных управленческих дел и воп­росов
организационного, хозяйственного,
социально-культурно­го, оборонного,
внутреннего и внешнеполитического
характера, для реализации прав и законных
интересов граждан,

государственных
органов, предприятий, учреждений и
организаций в сфере исполнительной
власти.

Правоохранительная
форма правоприменения направлена
на охрану урегулированных юридическими
нормами управлен­ческих отношений,
призвана обеспечить их неприкосновенность.
Посредством этой формы деятельности
разрешаются юридичес­кие споры,
возникающие в сфере управления;
осуществляется защита субъективных
прав граждан, государственных органов,
других субъектов в сфере управления,
применяются меры госу­дарственного
принуждения к лицам, не выполняющим
админи­стративно-правовые и иные
юридические обязанности.

По
целенаправленности
(целям
использования) правовые формы
управленческой деятельности делятся
на внутренние и внешние. Правовые формы
внутриуправленческой деятельнос­ти
используются для решения организационно-штатных
вопро­сов, ведения делопроизводства,
руководства сотрудниками и струк­турными
подразделениями внутри самого органа,
а также управ­ления нижестоящими по
подчиненности органами. Правовые формы
внешней деятельности используются в
целях обеспече­ния выполнения
возложенных на орган задач и функций,
со­ставляющих содержание управленческой
деятельности.

Внутренние
и внешние правовые формы управления
могут быть как правотворческими, так и
правоприменительными.

По
способу
выражения правовые
формы государственного управления
делятся на словесные (письменные и
устные) и конклюдентные. Выбор и
использование того или иного способа
выражения правовых форм управленческой
деятельности пре­допределяется ее
юридическими свойствами.

Единственный
приемлемый способ выражения правотвор­ческой
деятельности – словесный. Результат
правотворчества субъектов исполнительной
власти – нормативный юридичес­кий
акт, который представляет собой
официальный акт-доку­мент. Только в
своем документально-содержательном
ракурсе нормативный акт может
рассматриваться в виде формы права,
носителя юридических норм. Правоприменительная
деятельность выражается письменным,
устным и конклюдентным способами.

Наиболее
распространенный способ выражения
результата управленческой правоприменительной
деятельности – индиви­дуальный
письменный акт-документ.

Широко
используется и устный способ (устные
приказы, распоряжения, команды). Этот
способ часто применяется при решении
вопросов оперативного характера.

Правоприменение
может выражаться и при помощи опреде­ленных
жестов, сигналов, движений, знаков и
других конклюдентных действий, явно
выражающих решение субъекта приме­нения
права. Воля субъекта управления может
выражаться в жестах сотрудника ГАИ,
регулирующего движение транспорта и
пешеходов.

К
неправовым формам управленческой
деятельности отно­сятся формы выражения
организационных и материально-тех­нических
действий. Неправовые формы, как и
правовые, связаны с компетенцией
субъектов управления, они также должны
соот­ветствовать целям и задачам
управления.

Организационные
управленческие действия могут выражаться
в изучении, обобщении и распространении
положительного опы­та, в обучении
исполнителей, в их инструктировании,
оказании практической помощи исполнителям
на местах, разработке на­учно
обоснованных рекомендаций и мероприятий
по внедрению достижений науки и техники
и др.

Организационные
мероприятия осуществляются в процессе
текущей управленческой деятельности.

Материально-технические
действия имеют вспомогательное значение,
однако с их помощью обеспечивается
осуществление всех форм государственного
управления.

К
материально-техническим действиям
относят, например, составление справок,
отчетов, ведение делопроизводства,
оформ­ление документов и др.
Материально-технические действия
при­званы обеспечить четкую и
эффективную работу субъектов уп­равления.
Они облегчают процесс управления,
повышают произ­водительность и
культуру управленческого труда. По мере
ус­ложнения процессов управления
значение и объем материаль­но-технических
действий увеличиваются.

В
целом эффективность управленческой
деятельности за­висит от умелого
сочетания правовых и неправовых форм
этой деятельности. Что же касается
реализации исполнительной вла­сти,
то она возможна лишь в административно-правовой
форме

(за
исключением внутриорганизационной
деятельности, кото­рая может быть
выражена в обеих формах), ибо исполнительная
власть не может быть выражена в
инструктажах, совещаниях, семинарах и
т.д.

Перфилова, А. А. Особенности нормотворчества исполнительных органов государственной власти / А. А. Перфилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 275-277. — URL: https://moluch.ru/archive/286/64496/ (дата обращения: 29.06.2023).

В данной статье исследуются особенности нормотворчества исполнительных органов государственной власти, рассматриваются виды актов федеральных органов исполнительной власти.

Ключевые слова: органы исполнительной власти, нормотворчество, нормативно-правовые акты.

В системе правового регулирования современной России большую роль играют правовые акты федеральных органов исполнительной власти, в первую очередь, выносимые на министерском уровне. Указанные акты представляют собой основную форму регулирования общественных отношений, принимаемые в целях разрешения насущных государственных управленческих задач. Поэтому издание правового акта должно соответствовать задачам и функциям органов исполнительной власти на современном этапе политических и социально-экономических преобразований.

Нормативные акты федеральных министерств непосредственно не устанавливают, не изменяют и не прекращают какие-либо конкретные правоотношения. Они устанавливают определенный правовой порядок поведения органов исполнительной власти, их должностных лиц, граждан и организаций и т. п. в сфере государственного управления. Вместе с тем в них могут содержаться и нормы, которые определяют задачи, формы и методы деятельности соответствующих должностных лиц, служащих и работников государственного аппарата.

Типичным нормативным актом федерального органа исполнительной власти является акт, который содержит норму права. Однако в практике органов исполнительной власти, равно как и других государственных органов, издается немало актов, которые правовые нормы не содержат, но имеют существенное значение для их установления, изменения их содержания или области действия, а также для отмены действия правовых норм, содержащихся виных нормативных актах.

Вместе с тем, и в правилах, и в индивидуальных положения об органах исполнительной власти отсутствуют обозначение целей установления разнообразных форм актов, а также признаков отличия от друг от друга.

Неурегулированность этих вопросов в нормативном порядке повлекла за собой различное их решение и в научной литературе. Единообразия в критериях разграничения юридических актов федеральных министерств нет и в практической деятельности.

Стоит уточнить, что множественные акты органов исполнительной власти других наименований, чем это установлено законодательством, по сути регулируемых вопросов, характеру регулирования выступают только как разновидности актов, издание которых предусмотрено индивидуальными положениями и упомянутыми Правилами. На основании изложенного все виды актов федеральных министерств можно разделить на следующие группы:

Акты под названием «приказ», определяют базовую группу юридических актов, которые издаются органами исполнительной власти, под которыми в современном мире понимается распорядительный документ федерального органа исполнительной власти.

В свое время в юридической литературе было бытует мнение, что приказ в отличие от других актов органов исполнительной власти имеет либо исполнительный, либо распорядительный характер. Данные признаки не являются характерными лишь для приказа. Они в равной мере относятся ко всем актам министерств как правовому средству осуществления ими исполнительной власти. Кроме того, практически нельзя установить, что данный приказ является только исполнительным или только распорядительным актом. Если приказ и содержит распоряжение о проведении соответствующих мероприятий, то он издается во исполнение, прежде всего, полномочий органа, предписания Правительства Российской Федерации и т. д. На практике фактически невозможно встретить приказы исполнительного характера без указания на осуществление определенных мер.

На основании изложенного, можно сделать вывод о том, что в содержании многочисленных актов федеральных органов исполнительной власти, имеющих различное наименование, но входящих в одну группу, нет существенных различий. Огромное количество видов юридических актов приводит к тому, что федеральные органы исполнительной власти буквально затопляют государственные учреждения, организации своими актами, которые нередко входят в противоречие с актами иных ведомств, а иногда и расходятся с законодательством.

Форма акта призвана служить организации и быть упорядочивающим элементом правотворческой деятельности федерального органа исполнительной власти. Различия видов актов органов не закреплены в нормативном порядке. Выработанные практикой, во-первых, не базируются на принципиальных основаниях а, во-вторых, по большому счету не соблюдаются практикой. На данный момент имеются все основания для выводов о том, что наименования актов органов исполнительной власти избираются произвольно.

Столь существенное количество разного рода юридических актов создает серьезные проблемы в работе федеральных министерств, зачастую становясь причиной нарушения законности. Выходом из сложившегося положения может быть: сведение числа видов актов к четкому единообразию, закрепление их на законодательном уровне и повышение их стабильности. Добиться этого возможно путем разработки и принятия Административного кодекса Российской Федерации.

В Кодексе следует законодательным путем оформить перечень нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, при этом предусмотреть все их виды (указ, постановление, приказ, инструкция, положение, правило, распоряжение, устав, регламент, порядок, наставление, директива, норматив и другие), указать признаки для каждого вида актов, закрепить их четкую иерархию, регламентировать процедурные моменты их издания (принятия). Как представляется, необходимо отойти от практики двойной формы акта. С целью взаимного соответствия содержания и наименования актов в данном Кодексе должна найти свое отражение единая модель системы правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Основные термины (генерируются автоматически): исполнительная власть, акт, орган, Российская Федерация, федеральный орган, вид актов, министерство, приказ, нормативный порядок, правило подготовки.

В статье автор рассматривает систему и правовую основу формирования федеральных органов исполнительной власти в России, фиксирует проблемные вопросы состояния системы федеральных органов исполнительной власти.

Ключевые слова:

исполнительная власть в Российской Федерации, федеральные органы, полномочия.

Рассматривая вопрос о системе федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации, автор, в первую очередь, считает целесообразным остановиться на самом понятии исполнительной власти.

Исполнительную власть в Российской Федерации часто называют в различных публикациях административной властью. И это, по мнению автора, не случайно, так как исполнительная власть в России представляет собой исполнительно-распорядительную, организационную деятельность государства. Она обладает наиболее разветвленной системой соподчиненных друг другу государственных органов.

Основные начала функциональной компетенции системы органов исполнительной власти отражены в Конституции Российской Федерации, в федеральных законах, а также дополнительно раскрываются в различных подзаконных нормативных актах.

1) федеральное министерство осуществляет выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности, что предполагает издание обязательных для исполнения всеми категориями субъектов права правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц;

2) федеральная служба осуществляет контроль и надзор в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в сфере обороны, безопасности государства и общества. Содержание вышесказанного раскрывается в действиях по контролю и надзору за исполнением общеобязательных правил поведения; выдача органами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности или конкретных действий юридическим лицам и гражданам; регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов;

3) федеральное агентство занимается осуществлением в установленной сфере деятельности правоприменительных функций, действий по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом. Это включает в себя осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, а также управление акциями, которые находятся в федеральной собственности, в качестве акционера; предоставление услуг гражданам и организациям в социальной сфере.

Указ выделяет эти три элемента системы органов с целью выполнения ими наиболее продуктивной и деятельной работы, а также, чтобы не допустить риск дублирования функций и смешения компетенций.

Автор предлагает раскрыть содержание конкретной группы на примере одного из ключевых органов исполнительной власти — Правительства Российской Федерации. Статус Правительства РФ регламентирован Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» (далее ФКЗ).

Согласно ст. 1 ФКЗ Правительство РФ — коллегиальный государственный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Он, реализуя задачи высшего исполнительного органа, обеспечивает единство исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов. Одна из его основных задач — руководство работой системы федеральных органов исполнительной власти и координация их деятельности. Нельзя оставить без упоминания и Президента РФ, осуществляющего общее руководство Правительством Российской Федерации. Президента нельзя считать частью исполнительной власти, но это не исключает оказания им огромного воздействия на нее. Воздействие это определяется полномочиями самого Президента в сфере исполнительной власти, что позволяет называть его «негласным» исполнительным органом. Убедиться в этом можно, рассмотрев подробно структуру системы федеральных исполнительных органов власти, которая дается в Указе:

1) Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, находящиеся под руководством Президента РФ, которые можно коротко охарактеризовать как силовой блок: Министерство обороны, юстиции, ФСБ, Служба внешней разведки, и т. д. Руководство данными силовыми структурами обусловлено таким положением Президента, как Верховный Главнокомандующий РФ.

2) Федеральные министерства, подчиняющиеся Правительству Российской Федерации: Министерство финансов, экономического развития, спорта, труда и соц. защиты, науки и Высшего образования и т. д. — данные структуры имеют социально — экономическую направленность.

3) Федеральные службы и федеральные агентства, находящиеся под контролем Правительства Российской Федерации: Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по делам молодежи, Федеральное агентство по делам национальностей и т. д.

Автор констатирует, что такую структуру нельзя считать совершенной, есть недочеты, к примеру, наличие органов, выполняющих функции в одной и той же сфере, но никак не связанных между собой — Федеральная служба охраны и Фельдъегерская служба — которые следят за безопасностью отправлений, разница лишь в видах: электронных и почтовых.

Далее — Федеральная Антимонопольная служба и Министерство экономического развития — реализуют свои полномочия в экономической сфере, но нет взаимодействия между ними и согласования.

Далее хочется отметь, что подведомственность — это правовое закрепление круга объектов, предметов, дел, на которые распространяются властные полномочия. Что же касается властных полномочий государственного органа, то они выражаются, например, в праве издавать правовые акты — нормативные и индивидуальные, подписывать гражданско-правовые договоры, в возможности обеспечить соблюдение в целом и соблюдение правовых актов принудительными средствами.

Относительно института ответственности можно считать ее сопутствующим элементом компетенции, как юридической гарантии надлежащего исполнения органом государственной власти своих задач и функций, стимулятор полной реализации его властных полномочий.

Еще необходимо добавить, что систему и структуру федеральных исполнительных органов России нельзя назвать распространенной среди других государств, но непопулярность не означает наличие лишь минусов в такой организации. Усовершенствование возможно путем переопределения функций и сферы деятельности органов или слияния их самих, с целью исключения одинаковых полномочий и схожести компетенций.

Чтобы сделать вывод о том, действует орган или должностное лицо в рамках своей компетенции, необходим анализ совокупности предметов ведения и полномочий. В случае, когда полномочия органов исполнительной власти имеют конкурирующий характер, нужно:

– во-первых, учитывать требования иерархии;

– во-вторых — подведомственность, которая закрепляется юридическими нормами, в различных нормативно-правовых актах, начиная с Конституции и заканчивая должностными инструкциями.

Итак, подводя итог, автор может сделать следующие выводы. Компетенция органа исполнительной власти как организационно-правовая категория является совокупностью его предметов ведения и властных полномочий, предусмотренных законодательством или иными нормативными правовыми актами, путем реализации которых орган исполнительной власти осуществляет свою деятельность.

Основными элементами компетенции является «предмет подведомственности» и властные полномочия (права и обязанности).

Что касается ответственности, то автор соглашается с ранее предложенным другим исследователем мнением, что ответственность является сопутствующим элементом компетенции. Четкое закрепление на законодательном уровне всех составляющих элементов компетенции, включая ответственность, позволит устранить дублирование полномочий органов исполнительной власти.

Таким образом, федеральные органы исполнительной власти являются неким базисом, можно сказать каркасом, который осуществляет поддержку абсолютно всей системы исполнительной власти.

Однако учитывая всё выше сказанное, автор статьи резюмирует, что сегодняшнее состояние системы федеральных органов исполнительной власти не избавлено от всевозможных проблемных вопросов. А точнее, необходимо, чтобы любой структурный субъект обладал определенным правовым статусом, в зависимости от регламентации функциональной деятельности и полномочий. На сегодняшнем этапе в Российской Федерации продолжается процесс изменения органов исполнительной власти, что естественным образом воздействует на производительность конфигураций и технологий государственного управления.

  • Гусев В. П., Безуглов С. В. Проблемы эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти // Научное обеспечение агропромышленного комплекса. — 2020.
  • Омарова Ш. Ш. Особенности системы и структуры федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации // Научное обозрение. — 2021.

Основные термины (генерируются автоматически): исполнительная власть, Российская Федерация, орган, автор, полномочие, установленная сфера деятельности, Федеральная служба, Федеральное агентство, высшее образование, Федеральная Антимонопольная служба.

В соответствии с
конституционным принципом разделения
властей, исполнительная власть является
самостоятельной и независимой ветвью
государственной власти. Ее основное
назначение – организация практического
исполнения Конституции и законов
Российской Федерации в процессе
управленческой деятельности, направленной
на удовлетворение публичных (общественных)
интересов, запросов и нужд населения.
Она осуществляется путем реализации
государственно-властных полномочий
методами и средствами публичного,
преимущественно административного
права.

Содержание
исполнительной власти составляет
исполнительно-распорядительная
деятельность по непосредственному
управлению всеми общественно значимыми
сторонами жизни государства. Эта
деятельность является подзаконной: она
должна осуществляться только на основе
и во исполнение законов. Реализуя веления
законов, исполнительная власть имеет
возможность осуществлять определенные
действия по собственной инициативе,
т.е. распоряжаться. Исходя из конкретных
ситуаций и требований законов, она может
обязывать путем одностороннего властного
волеизъявления к совершению определенных
действий и применять административное
принуждение. Отсюда исполнительная
власть – это
власть, которая не только исполняет
законы, но и распоряжается в пределах
предоставленных ей законом полномочий.

Исполнительная
власть ( в узком смысле) – это деятельность
по управлению государством и обществом,
подчиненная контролю со стороны других
ветвей власти и состоящая в осуществлении
специально созданными органами
государственной власти особых функций
и установленной законом компетенции.

С учетом федеративного
устройства России выделяются следующие
субъекты исполнительной власти в
Российской Федерации: 1)
Российская Федерация
как демократическое федеративное
государство, суверенитет которого
распространяется на всю территорию РФ;
2) равноправные
субъекты РФ:
республики, края, области, города
федерального значения, автономная
область, автономные округа. Во
взаимоотношениях с федеральными органами
государственной власти все субъекты
РФ между собой равноправны.

С точки зрения
осуществления государственного
управления субъектами исполнительной
власти в Российской Федерации являются:
1) Президент
РФ; 2) Правительство РФ; 3) федеральные
органы исполнительной власти (федеральные
министерства, федеральные службы и
федеральные агентства); 4)
территориальные органы федеральных
органов исполнительной власти; 5) главы
исполнительной власти субъектов РФ
(президенты,
главы администраций); 6)
правительства субъектов РФ; 7) иные
органы исполнительной власти субъектов
РФ.

Принципы организации
и функционирования исполнительной
власти:

Принципы
исполнительной власти
– это общие положения, идеи, требования,
которые характеризуют сущность
управленческой деятельности.

Принцип народовластия,
закрепленный
в ст. 3 Конституции РФ, означает, что
народ является носителем суверенитета
и единственным источником власти, он
реализует свою власть непосредственно
и через органы государственной власти,
в том числе органы исполнительной власти
и органы местного самоуправления.

Принцип социальной
справедливости (ст.
2, 7 Конституции РФ) закреплен в социальной
политике государства, которая направлена
на создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное развитие
человека.

Принцип демократизма
отражен в ст.
1, 3, 12, 31, 32 и др. Конституции РФ. Реализация
этого принципа демократизма осуществляется
в двух основных формах: непосредственная
— в референдумах, свободных выборах,
собраниях, конференциях, сходах граждан,
подачах петиций (коллективные обращения
граждан по совершенствованию
законодательства) и др.; представительная
— через выборные органы государственной
власти и органы местного самоуправления.

Принцип верховенства
закона (ст. 4,
15 Конституции РФ) означает иерархическую
правовую систему в соответствии с
юридической значимостью нормативных
правовых актов. Высшей юридической
силой обладает основной закон государства
— Конституция РФ. Все нормативно-правовые
акты должны приниматься на основании
и во исполнение основного закона.

Принцип разграничения
предметов ведения, функциональной
самостоятельности ветвей государственной
власти, ее баланса закреплен в ст. 10 и
11 Конституции РФ.

Принцип разграничения
предметов ведения и полномочий (ст.
71, 72, 73 Конституции РФ) проявляется также
и в том, что акты федеральных органов
исполнительной власти и органов
исполнительной власти субъектов РФ не
должны быть противоречивы.

Принцип законности
(ст. 15 Конституции
РФ), в отличие от верховенства закона
означает, что органы государственной
власти, в том числе исполнительной,
органы местного самоуправления,
должностные лица, граждане и их объединения
равны перед законом и обязаны его
соблюдать.

Принцип приоритета
прав человека и гражданина (ст.
2,18 Конституции РФ) в законодательстве
и, особенно, в административной практике
наиболее актуален. Для правового
государства должно быть характерно то,
что права личности являются высшей
ценностью, а все государственные органы
и, в первую очередь, органы исполнительной
власти, несут ответственность за
несоблюдение этих прав. Права человека
и гражданина должны быть реально и
надежно защищены от любого злоупотребления
органов государства и должностных лиц.

Принцип легитимности
тесно связан
с принципом демократизма, то есть
оказания доверия и поддержки народом
органов государственной власти и органов
местного самоуправления в соответствии
со ст. 32, 33, 130, 131 Конституции РФ. Без
осуществления этого принципа любые
органы государственной власти и органы
местного самоуправления будут
функционировать неэффективно, решая
преимущественно задачи узкого круга
лиц.

Принцип гласности
(ст. 24 Конституции
РФ) предполагает не только открытость
информации и, прежде всего, законодательства,
но и доступность, и подотчетность
государственных учреждений и должностных
лиц по вопросам, затрагивающим интересы
граждан. Любые нормативные правовые
акты, затрагивающие права, свободы и
обязанности человека и гражданина, не
могут применяться, если они не опубликованы
официально для всеобщего обозрения.

Принцип федеративного
устройства Российской
Федерации (ст. 1, 5 Конституции РФ)
предполагает государственную целостность,
единство государственной власти,
разграничение предметов ведения и
полномочий между органами государственной
власти РФ и органами государственной
власти субъектов РФ, равноправие и
самоопределение народов в РФ.

Принцип централизации
в настоящее
время имеет большое созидательное
значение, ибо в нашем многонациональном
государстве система органов исполнительной
власти, закрепленная Конституцией РФ,
законами и указами Президента РФ,
является важнейшей гарантией против
участившихся явлений сепаратизма.

Принцип децентрализации
касается
предметов ведения и полномочий субъектов
Федерации (ст. 73 Конституции РФ), а также
комплекса вопросов местного самоуправления
в решении своих задач экономического
и социально-культурного характера.

Принцип объективного
учета национальных особенностей (ст.
17,19 Конституции) в деятельности органов
исполнительной власти и государственного
управлении в России в настоящее время
является одним из наиболее актуальных.
Многочисленные межнациональные конфликты
требуют внимательного изучения этого
принципа и учета при организации
деятельности органов исполнительной
власти.

Исполнительная
власть и государственное управление.

Исполнительная
власть — абстрактная политико-правовая
категория, указывающая на существование
государственной власти, которая призвана
исполнять законы, претворять в жизнь
их правовые нормы, обеспечивать
бесперебойное функционирование
государственных органов, защищать права
и свободы человека, поддерживать
общественный порядок и безопасность.
Осуществление указанных функций
исполнительной власти есть результат
совершения управленческих действий и
принятия управленческих решений. Термин
≪государственное
управление≫
имеет практический организационно-юридический
смысл. Государственное управление —
это форма осуществления исполнительной
власти, т. е. деятельность по осуществлению
исполнительной власти (ее можно также
назвать исполнительно-распорядительной
деятельностью). Государственное
управление — это государственная
деятельность, обеспечивающая надежную
и слаженную работу государственного
механизма. Необходимыми атрибутами
государственного управления являются
нормотворчество, реализация властных
полномочий и мер государственного
принуждение, регулирование и т. д.

Понятие ≪исполнительная
власть≫
является более узким по отношению к
понятию ≪государственное
управление≫,
так как исполнительная власть производна
от государственного управления;
эффективность ее функционирования
находится в прямой зависимости от уровня
организации системы государственного
управления. Вместе с тем исполнительная
власть определяет объем и характер
властных полномочий, реализуемых в
процессе государственно-управленческой
деятельности и местного самоуправления.
Органы исполнительной власти составляют
базу организационной структуры
государственного управления и оказывают
непосредственное управляющее воздействие
на различные общественные процессы,
поведение и деятельность людей.
Исполнительная власть осуществляется
в форме управления и посредством
управленческих процедур.

Исполнительная
власть — это система отношений, одним
из важнейших элементов которой является
управление. Она реально воздействует
на общественные отношения посредством
деятельности особых звеньев государственного
аппарата, которые являются органами
исполнительной власти, т. е., по существу,
органами государственного управления
и муниципального самоуправления.
Государственное управление есть вид
государственной деятельности, в рамках
которого реализуется исполнительная
власть как одна из частей единой
государственной власти.

Государственное
управление осуществляется в определенных
пределах и органами других ветвей
власти. Законодательная и судебная
власть, выполняя присущие только им
функции и полномочия, также используют
в своей деятельности и государственное
управление. Оно является более широким
понятием по отношению к исполнительной
власти, обусловливает качественные
характеристики последней и наблюдается
в деятельности всех ветвей государственной
власти.