Правовая экспертиза административно правовых актов органов исполнительной власти

Правовая экспертиза административно правовых актов органов исполнительной власти

Правовая экспертиза нормативных правовых актов призвана установить соответствие документов определенным требованиям – соответствие конституционным нормам; соответствие законам и актам высшей юридической силы, которые действуют в конкретной отрасли; соответствие международным нормам; отсутствие факторов, способствующих коррупционным явлениям; обоснованность выбора формы документа; правильность применения основных терминов.

Как правило, правовая экспертиза проводится на стадии законопроекта. Однако, бывает, что недостатки и противоречия обнаруживаются в действующем нормативно-правовом акте и его приходится обжаловать в суде.

Юридическая экспертиза заключается в правовой оценке формы акта, его содержания, порядка принятия, обнародования (опубликования), а также соответствия акта требованиям юридической техники.

Оценка соответствия содержания акта федеральному законодательству включает в себя рассмотрение:

Экспертиза законопроектов

Экспертиза проводится на различных этапах законотворческого процесса, в том числе в случае, когда принятый закон был отклонен и затем доработан в рамках согласительных процедур в целях:

Антикоррупционная экспертиза правовых актов

Независимая антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов является одной из самых действенных профилактических мер по предотвращению и искоренению коррупции.

Экспертиза нормативно-правовых актов РФ проводится на основании Федерального закона “Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов” от 17.07.2009 N 172-ФЗ. Правила и Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96.

Коррупциогенными факторами являются положения нормативно-правовых актов, устанавливающие для правоприменителя немотивированно широкие пределы усмотрения или возможность нелигитимного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые требования к гражданам и юридическим лицам, что является благоприятным условием для проявления коррупции, в том числе:

Категория: Экспертиза

Создано: 03 февраля 2018

Особенностью российского антикоррупцинного законодательства является введение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Данная мера является одним из основных мероприятий по профилактике коррупции в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов установлены Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Данный Федеральный закон определяет порядок проведения антикоррупционной экспертизы. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» утверждены Правила и Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

Согласно данным Правилам экспертизе подлежат как действующие нормативные правовые акты, так и проекты нормативных правовых актов. К субъектам антикоррупционной экспертизы относятся: Министерство юстиции Российской Федерации, органы прокуратуры, федеральные органы исполнительной власти, организации и их должностные лица, а также аккредитованные независимые эксперты, институты гражданского общества и граждане, которые тоже могут проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов.

Следует отметить, что в настоящее время имеется достаточная правовая база для проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. Антикоррупционная экспертиза проводится с задачей выявить коррупциогенные факторы, а также дать рекомендации по устранению действия таких факторов.

Как показывают исследования и практика, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов имеет важное значение для развития правотворчества. Данная мера выступает в качестве средства совершенствования законодательства, способствует выявлению пробелов и коллизий в законодательстве.

Ценностью антикоррупционной экспертизы является то, что она  носит предупредительный характер в работе по профилактике и предупреждению коррупции. Она, являясь обязательным инструментом для органов государственной и муниципальной власти, способствует повышению качества подготавливаемых нормативных правовых актов на этапе их проектирования.

Одним из элементов работы данной системы является институт независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Целью его создания является усиление общественного контроля за органами власти, реализация принципа публичности и открытости их деятельности.

Под независимой антикоррупционной экспертизой нормативных правовых актов (проектов) понимается исследовательская деятельность аккредитованных независимых экспертов, а также неаккредитованных институтов гражданского общества и граждан по выявлению положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и выработке предложений для их устранения.

В соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Минюста России от 27.07.2012 № 146, заявителями на получение государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов могут быть: гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет; юридическое лицо, имеющее в своем штате не менее 3 работников, удовлетворяющих требованиям, установленным названным Административным регламентом.

Также информация об аккредитованных юридических и физических лицах размещена на официальном сайте Минюста России в сети Интернет www.minjust.ru.

Основанием для проведения независимой антикоррупционной экспертизы является опубликование принятого нормативного правового акта или размещение на официальном сайте разрабатываемого проекта такого акта. Таким образом, для проведения экспертизы достаточно собственного решения независимого эксперта.

Как показал анализ, проведенный Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области, в 2015 году в Ульяновской области ни один нормативный правовой акт и проект нормативного правового акта не прошёл независимую антикоррупционную экспертизу. В связи с этим сотрудникам,  ответственным за организацию антикоррупционной работы в органах государственной и муниципальной власти Ульяновской области, рекомендовано принять меры по обеспечению проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

В связи со сложившейся ситуацией 21 апреля 2016 года Губернатор Ульяновской области С.И.Морозов утвердил перечень поручений (№ 216-ПЧ) по итогам заседания Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Ульяновской области, которое состоялось  09 апреля 2016 года.

Данными поручениями исполнительным органам государственной и муниципальной власти Ульяновской области поручено принять меры по обеспечению проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, а именно активизировать сотрудничество с независимыми экспертами, имеющими право на проведение независимой антикоррупционной экспертизы, и информационную политику о возможности ознакомления с проектами нормативных правовых актов, размещаемых на официальных сайтах органов власти, для последующего проведения в отношении них независимой антикоррупционной экспертизы.

В ноябре 2016 года Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области при участии Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области разработаны Рекомендации к размещению и наполнению подраздела, посвящённого антикоррупционной экспертизе НПА и проектов НПА, официальных сайтов исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Данные Рекомендации направлены для использования в работе в органы государственной и муниципальной власти Ульяновской области.

В соответствии с данными Рекомендациями, а также в целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекты нормативных правовых актов, разработанные органами законодательной и исполнительной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, размещаются в подразделе «Независимая антикоррупционная экспертиза» на официальных сайтах данных  органов в течение рабочего дня, с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

Здесь же следует отметить, что заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.

Таким образом, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов, проводимая,  в том числе и независимыми экспертами,  является важнейшим инструментом в реализации на территории Ульяновской области единой государственной антикоррупционной политики, а институт антикоррупционной экспертизы утвердившись за годы работы в практике российского нормотворчества, приобрел важное значение.

На основании всего вышеизложенного приглашаю жителей Ульяновской области к работе по противодействию коррупции и более того аккредитоваться в Министерстве юстиции Российской Федерации в качестве независимого эксперта, имеющего право на проведение независимой антикоррупционной экспертизы.

Независимых экспертов, аккредитованных Министерством юстиции Российской Федерации, призываю принимать активное участие в проведении независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов органов государственной и муниципальной власти Ульяновской области, на сегодняшний день оно в дефиците.

Со своей стороны, как Уполномоченный по противодействию коррупции в Ульяновской области выражаю готовность оказывать содействие в Вашей важной работе на благо Ульяновской области.

Дополнительную информацию по вопросам проведения независимой антикоррупционной экспертизы и участию в данной работе можно (в течение рабочей недели) получить по телефонам:

8 (8422) 58-52-74 отдел обеспечения деятельности Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области

8 (8422) 37-07-41 Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области.

Порядок подготовки, издания, государственной
регистра­ции, вступления в юридическую
силу и опубликования норма­тивных
правовых актов федеральных органов
исполнительной власти устанавливается
Конституцией РФ; Федеральным
кон­ституционным законом «О
Правительстве Российской Федера­ции»;
Регламентом Правительства Российской
Федерации; Правилами подготовки
нормативных правовых актов федераль­ных
органов исполнительной власти и их
государственной ре­гистрации;
Разъяснениями о применении Правил
подготовки нормативных правовых актов
федеральных органов исполни­тельной
власти и их государственной регистрации.

Как уже отмечалось выше, нормативные
правовые акты из­даются федеральными
органами исполнительной власти в виде:

Важным процессуальным
документом в системе публичного
управления является протокол.

Структурные подразделения
и территориальные органы фе­деральных
органов исполнительной власти не вправе
издавать нормативные правовые акты.
Нормативный
правовой акт —
это письменный официальный документ,
принятый (изданный) в определенной
форме правотворческим органом в пределах
его компетенции и направленный на
установление, изменение или отмену
правовых норм. Под правовой нормой
понимается об­щеобязательное
государственное предписание постоянного
или временного характера, рассчитанное
на многократное примене­ние.

Подготовка проекта нормативного
правового акта возлагает­ся на одно
или несколько структурных подразделений
феде­рального органа исполнительной
власти с учетом их функций и компетенции.
При этом определяются круг должностных
лиц, ответственных за подготовку
указанного проекта, срок его под­готовки,
а при необходимости — организации,
привлекаемые к этой работе. В подготовке
проекта нормативного правового ак­та
участвует юридическая служба федерального
органа испол­нительной власти. Срок
подготовки проекта и издания норма­тивного
правового акта во исполнение федеральных
законов, указов и распоряжений Президента
РФ, постановлений и рас­поряжений
Правительства РФ, как правило, не должен
превы­шать одного месяца, если не
установлен другой срок. Для под­готовки
проектов наиболее важных и сложных
нормативных правовых актов, а также
актов, издаваемых совместно несколь­кими
федеральными органами исполнительной
власти, могут создаваться рабочие
группы.

Структура нормативного правового акта
должна обеспечи­вать логическое
развитие темы правового регулирования.
Если требуется разъяснение целей и
мотивов принятия нормативно­го
правового акта, то в проекте дается
вступительная часть — преамбула.
Положения нормативного характера в
преамбулу не включаются. Нормативные
предписания оформляются в виде пунктов,
которые нумеруются арабскими цифрами
с точкой и заголовков не имеют. Пункты
могут подразделяться на под­пункты,
которые могут иметь буквенную или
цифровую нуме­рацию. Значительные
по объему нормативные правовые акты
могут делиться на главы, которые
нумеруются римскими циф­рами и имеют
заголовки. В случае воспроизведения в
норма­тивном правовом акте отдельных
положений иных норматив­ных правовых
актов федеральных органов исполнительной
вла­сти, подлежащих государственной
регистрации, либо ссылки на них необходимо
указывать их наименование, полное
наимено­вание федерального органа
исполнительной власти, издавшего
(принявшего) акт, дату издания (принятия),
номер, а также ре­гистрационный номер,
присвоенный им Министерством юсти­ции
РФ при государственной регистрации, и
дату государствен­ной регистрации.

Подготовленный проект нормативного
правового акта до его подписания
(утверждения) должен быть проверен на
соот­ветствие законодательству РФ,
а также правилам русского язы­ка и
завизирован руководителем юридической
службы фе­дерального органа
исполнительной власти. В подписанном
(утвержденном) нормативном правовом
акте должны быть ука­заны:

Нормативный правовой акт, изданный
совместно с другими федеральными
органами исполнительной власти, должен
иметь соответствующие номера и единую
дату.

В настоящее время государственная
регистрация ведомст­венных нормативных
правовых актов проводится в соответст­вии
с Правилами подготовки нормативных
правовых актов фе­деральных органов
исполнительной власти и их государствен­ной
регистрации (далее — Правила). В
дополнение к этим Правилам были изданы
Разъяснения о применении Правил
подготовки нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной
власти и их государственной регистрации.
Имеется также отдельная процедура
государственной регистра­ции
нормативных правовых актов, которые
содержат условия эмиссии ценных бумаг
субъектов РФ или муниципальных цен­ных
бумаг. Государственная регистрация
указанных актов осу­ществляется
Министерством финансов РФ.

Государственная регистрация ведомственных
нормативных актов играет важную роль
в обеспечении как законности
адми­нистративных актов, так и единства
правового пространства России. Тем
самым ограничивается ведомственный
произвол, пресекается бесконтрольность
в осуществлении органами ис­полнительной
власти своих нормотворческих функций.

На государственную регистрацию
нормативные правовые акты направляют:

а) федеральные органы исполнительной
власти (министер­ства РФ, государственные
комитеты РФ, федеральные службы,
федеральные комиссии, российские
агентства, органы феде­рального
надзора);

б) иные органы и организации, нормативные
правовые акты которых в соответствии
с законодательством РФ подлежат
госу­дарственной регистрации в
Министерстве юстиции РФ (напри­мер,
Центральный банк РФ).

Министерство юстиции РФ
обладает полномочиями по осу­ществлению
нормоконтроля
в связи с государственной регист­рацией
нормативных правовых актов органов
федеральной ис­полнительной власти.
Однако оно не имеет права признавать
противоречащие нормам Конституции РФ
и иным федераль­ным законам нормативные
акты управления недействующими (или
незаконными).

Государственной регистрации подлежат
нормативные право­вые акты:

При этом на государственную регистрацию
направляются нормативные правовые
акты, обладающие как одним из выше­указанных
признаков, так и несколькими.

Не подлежат представлению на
государственную регистра­цию:

Государственная регистрация нормативных
правовых актов осуществляется
Министерством юстиции РФ, которое ведет
Государственный реестр нормативных
правовых актов феде­ральных органов
исполнительной власти.

Государственная регистрация нормативного
правового акта включает:

Государственная регистрация нормативных
правовых актов производится Министерством
юстиции РФ в срок до 15 дней с даты
получения акта. В случае необходимости
срок регистра­ции может быть продлен
Министерством юстиции РФ, но не более
чем на 10 дней, а в исключительных случаях
— до одного месяца.

В регистрации нормативного правового
акта может быть от­казано, если при
проведении юридической экспертизы
будет установлено несоответствие этого
акта законодательству РФ.

Нормативный правовой акт может быть
возвращен Мини­стерством юстиции РФ
федеральному органу исполнительной
власти без регистрации по просьбе
федерального органа испол­нительной
власти, представившего этот акт на
государственную регистрацию. В этом
случае федеральный орган исполнитель­ной
власти направляет в Министерство
юстиции РФ соответст­вующее письмо,
подписанное руководителем или
заместителем руководителя федерального
органа исполнительной власти.

При принятии решения о государственной
регистрации нормативный правовой акт
заносится в Государственный ре­естр
нормативных правовых актов федеральных
органов испол­нительной власти с
присвоением ему регистрационного
но­мера.

В течение суток после государственной
регистрации под­линник нормативного
правового акта с присвоенным ему
реги­страционным номером направляется
Министерством юсти­ции РФ в федеральный
орган исполнительной власти, предста­вивший
акт на государственную регистрацию.

При опубликовании и рассылке нормативного
правового ак­та указание на номер и
дату государственной регистрации
явля­ется обязательным.

Акт, признанный Министерством юстиции
РФ не нуждаю­щимся в государственной
регистрации, подлежит опубликова­нию
в порядке, установленном федеральным
органом исполни­тельной власти,
утвердившим акт, в определенном
соответст­вующими органами
исполнительной власти источнике. При
этом порядок вступления данного акта
в силу также определя­ется федеральным
органом исполнительной власти, издавшим
акт.

В случае обнаружения несоответствия
действующего норма­тивного правового
акта, а также акта, содержащего правовые
нормы и не прошедшего государственную
регистрацию, Кон­ституции РФ,
федеральным конституционным законам,
феде­ральным законам, указам и
распоряжениям Президента РФ, постановлениям
и распоряжениям Правительства РФ
Мини­стерство юстиции РФ представляет
в Правительство РФ пред­ложение об
отмене или приостановлении действия
такого акта с обоснованием и проектом
соответствующего распоряжения.

Нормативные правовые акты федеральных
органов испол­нительной власти
подлежат официальному опубликованию
в «Российской газете» в течение 10 дней
после дня их регистра­ции, а также в
«Бюллетене нормативных актов федеральных
ор­ганов исполнительной власти»
издательства «Юридическая ли­тература»
Администрации Президента РФ, который
издается не реже двух раз в месяц.
Официальным также считается указан­ный
Бюллетень, распространяемый в
машиночитаемом виде научно-техническим
центром правовой информации «Сис­тема».

Контроль за правильностью и своевременностью
опубли­кования нормативных правовых
актов федеральных органов исполнительной
власти осуществляет Министерство
юсти­ции РФ.

Нормативные правовые акты федеральных
органов испол­нительной власти
вступают в силу одновременно на всей
тер­ритории РФ по истечении 10 дней
после их официального опубликования,
если самими актами не установлен другой
по­рядок вступления в силу.

Независимая антикоррупционная экспертиза

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 января 2018 года; проверки требуют 4 правки.

Организация и проведение экспертизы

Экспертиза проводится аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации независимыми экспертами — физическими и юридическими лицами, за счёт их собственных средств. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения эксперту, проводившему независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.