Представление гражданином заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах при поступлении на

Глава 4. Последствия непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей

4.1. В случае невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, расходах своих супруги (супруга) и (или) несовершеннолетних детей лица, указанные в абзаце четвертом пункта 1.1 настоящего Положения, представляют в Департамент для рассмотрения данного вопроса на Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов центрального аппарата Банка России в порядке, предусмотренном Положением Банка России от 7 августа 2015 года N 484-П “О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению служащих Банка России и урегулированию конфликта интересов”, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 4 сентября 2015 года N 38795, 26 мая 2017 года N 46845, 6 августа 2018 года N 51792, заявление с объяснением причин непредставления сведений о доходах, расходах своих супруги (супруга) и (или) несовершеннолетних детей.

4.2. В случае непредставления (за исключением случая, указанного в пункте 4.1 настоящего Положения) или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей:

лицам, указанным в абзацах втором и третьем пункта 1.1 настоящего Положения, отказывается в назначении на должность;

в отношении лиц, указанных в абзаце четвертом пункта 1.1 настоящего Положения, рассматривается вопрос о наличии оснований для применения дисциплинарного взыскания, предусмотренного трудовым законодательством Российской Федерации.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Открыть документ

Получить бесплатный доступ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Ответственность за непредставление государственным гражданским служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих, а также членов их семей (супругов и несовершеннолетних детей)

Представление
сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
государственных гражданских служащих, а также членов их семей (супругов и
несовершеннолетних детей) регламентировано следующими документами:
Федеральный закон
от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе»;
Федеральный закон
от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
Указ Президента
Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты
сведений, представленных гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной
государственной службы, и соблюдения федеральными государственными служащими
требований к служебному поведению»;
Указ Президента
Российской Федерации от 01.07.20.10 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований
к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию
конфликта интересов».
В соответствии с п.
8 статьи 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии
коррупции» непредставление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах
имущественного характера государственных гражданских служащих, а также членов
их семей (супругов и несовершеннолетних детей) является правонарушением,
влекущим освобождение государственного служащего от замещаемой должности
государственной службы либо привлечение его к иным видам дисциплинарной
ответственности.
В случае
невозможности представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах
имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей
гражданский служащий направляет соответствующее заявление для рассмотрения на
заседании Комиссии.
По итогам
рассмотрения вопроса Комиссия принимает одно из следующих решений:
признать, что
причина непредставления государственным служащим сведений о доходах, об
имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и
несовершеннолетних детей является объективной и уважительной;
признать, что причина
непредставления государственным служащим сведений о доходах, об имуществе и
обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и
несовершеннолетних детей не является уважительной. В этом случае Комиссия
рекомендует государственному служащему принять меры по представлению указанных
сведений;
признать, что
причина непредставления государственным служащим сведений о доходах, об
имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и
несовершеннолетних детей необъективна и является способом уклонения от
представления указанных сведений. В этом случае Комиссия рекомендует
работодателю применить к государственному служащему конкретную меру
ответственности.

В соответствии с п. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В силу ст.8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Федеральный закон № 273-ФЗ), граждане, претендующие на замещение отдельных должностей, включённых в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, а также лица, замещающие указанные должности обязаны представлять сведения о полученных ими доходах, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, об их обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера супругов и несовершеннолетних детей.

Согласно ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее –Федеральный закон № 3-ФЗ) на сотрудника полиции распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и ст.ст. 17, 18 и 20 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ), за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником полиции оперативно-розыскной деятельности.

Часть 1 ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусматривает обязанность граждан, претендующих на замещение должностей муниципальной службы, включённых в соответствующий перечень, муниципальных служащих, замещающих указанные должности, представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 ст. 7 Федерального закона № 273-ФЗ одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 79-ФЗ гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, включённой в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включённую в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчётным, представляет представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи.

Законом предусмотрена ответственность за предоставление заведомо неполных и недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера независимо от причины.

Конкретная мера ответственности за предоставление заведомо недостоверных или неполных сведений установлена Федеральным законом «О государственной гражданской службе РФ и иными законами, регламентирующими порядок привлечения к ответственности отдельных категорий служащих, на которых в соответствии с законом возложена обязанность предоставления указанных сведений.

Так, ст. 59.2 названного Федерального закона устанавливает, что за предоставление заведомо недостоверных или неполных сведений гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия.

Кроме того, Федеральным законом от 3 ноября 2015 года № 303-ФЗ внесены поправки в Федеральный от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», направленные на дальнейшее совершенствование законодательства о противодействии коррупции.

В качестве дополнительного основания для досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации и полномочий депутатов всех уровней установлено непредставление или несвоевременное представление ими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (своих, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей).

Федеральным законодательством, в частности, установлено, что депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным «О противодействии коррупции», Федеральным от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным  от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
Соответствующие сведения должны представляться ежегодно, не позднее 1 апреля.
Указанные изменения вступили в силу с 4 ноября 2015 года.

Помощник прокурора района

юрист 3 класса А.С. Рахимов 

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СВЕДЕНИЙ О ДОХОДАХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ КАК АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ

С.Е. ЧАННОВ, кандидат юридических наук, заместитель заведующего кафедрой административного права и государственного строительства Поволжской академии государственной службы

В статье рассматриваются проблемы, которые могут возникнуть в связи с применением на практике норм ново­го Федерального закона «О противодействии коррупции», связанных с предоставлением информации о доходах госу­дарственных и муниципальных служащих и членов их семей. По мнению автора, в существующем виде указанное огра­ничение не способно ограничить коррупционные проявления. В связи с этим предлагается более дифференцированно подхо­дить к вопросу осуществления контроля за доходами и иму­ществом служащих. Также в статье отмечаются коллизии между различными актами служебного законодательства и предлагаются пути их устранения.

Одним из важных и наиболее обсуждаемых анти­коррупционных механизмов Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ «О противодействии кор­рупции» (далее — Закон о противодействии коррупции) стала установленная его ст. 8 обязанность государствен­ных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имуществен­ного характера. Указанная обязанность существовала для государственных гражданских и муниципальных служа­щих и ранее, однако касалась она только сведений об имуществе самих служащих. Новый Закон о противо­действии коррупции внес здесь следующие новеллы:

— установил обязанность предоставления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественно­го характера не только самого служащего, но и его суп­руги (супруга) и несовершеннолетних детей;

— распространил эту обязанность на все виды госу­дарственной службы;

— определил, что указанная обязанность возникает не у всех государственных и муниципальных служащих, а только у замещающих должности, входящие в специ­альный перечень.

Распространение обязанности предоставления све­дений о доходах на членов семьи государственного слу­жащего потребовало внесения соответствующих изме­нений в законодательство, в частности в Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государствен­ной гражданской службе Российской Федерации». Од­нако аналогичные изменения в Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» внесены не были. В результате параллельно с требованием, установленным Законом о противодействии коррупции, на муниципальной служ­бе действует старое требование о предоставлении сведе­ний о доходах, имуществе и обязательствах имуществен­ного характера всеми муниципальными служащими.

Введение рассматриваемой обязанности вызвало достаточно активную дискуссию, которая началась еще при рассмотрении проекта закона в Государственной Думе. Дело в том, что, по мнению многих депутатов, перечень лиц, связанных с государственным служащим отношениями близкого родства или свойства, сведения об имуществе которых становятся обязанными предо­ставлять государственные и муниципальные служащие, следовало бы расширить1.

В этой связи председатель Комитета по конститу­ционному законодательству и государственному строи­тельству В.Н. Плигин отметил, что «ставить неопределен­ное количество людей — а это много миллионов людей — в ситуацию, когда они должны будут постоянно обращаться к неопределенному кругу лиц — братья и сестры супругов, — это достаточно серьезное неоправданное ограничение для субъектов целиком»2. В то же время он подчеркнул, что, в отношении некоторых других субъектов антикор­рупционного законодательства, например судей, указан­ный перечень может быть расширен.

Такая позиция, на наш взгляд, не может не вызы­вать удивления. Еще раз отметим, что в настоящее вре­мя применительно к государственным служащим речь идет об установлении указанной обязанности в отноше­нии не всех из них, а только ограниченного круга лиц. Поэтому по меньшей мере достаточно странным выгля­дит указание на «миллионы людей». Сложно спорить с тем, что расширение круга лиц, в отношении которых государственный или муниципальный служащий обя­зан предоставлять сведения о доходах, способно создать трудности как ему и его родственникам (свойственни­кам), так и соответствующим службам, которые будут по­лучать и обрабатывать эту информацию. Однако в сущес­твующей редакции рассматриваемая обязанность вообще мало способна выполнять задачи, на решение которых она направлена, так как в большинстве случаев имущест­во можно передать детям (совершеннолетним), братьям, сестрам, родителям и так далее. Так зачем вводить норму, которая не способна ограничить коррупционные прояв­ления, но при этом требует для своей реализации опреде­ленных финансовых и организационных усилий?

Представляется, что законодательство о государ­ственной и муниципальной службе должно более диф­ференцирование подходить к вопросу осуществления контроля за доходами и имуществом служащих. Так, в отношении всех лиц, состоящих на государственной и муниципальной службе, должна быть установлена обя­занность предоставления сведения о собственных до­ходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (как уже отмечалось, по непонятным причи­нам сейчас в отношении государственных служащих, не входящих в предполагаемый перечень, эта обязанность отменена). В то же время в отношении достаточно уз­кого круга служащих, занимающих руководящие посты и принимающих ответственные решения, следовало бы закрепить обязанность предоставления сведений о до­ходах, имуществе и обязательствах имущественного ха­рактера не только своих супругов и детей, но и всех лиц, связанных с ними отношениями близкого родства или свойства. В качестве образца в этом плане может быть использован перечень, содержащийся в п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О го­сударственной гражданской службе Российской Феде­рации» (родители, супруги, дети, братья, сестры, а так­же братья, сестры, родители и дети супругов).

Закон о противодействии коррупции предусматри­вает, что непредставление гражданином при поступле­нии на государственную или муниципальную службу представителю нанимателя (работодателю) сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имуще­ственного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи либо представление заведомо недостоверных све­дений является основанием для отказа в приеме на госу­дарственную или муниципальную службу. В отношении же лиц, уже состоящих на государственной или муниципальной службе, в случае нарушения ими обязанности по предоставлению указанных сведений предусмотрено ос­вобождение государственного или муниципального слу­жащего от замещаемой должности либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации.

На наш взгляд, здесь имеет место смешение двух раз­личных правовых институтов: ограничений, связанных с государственной или муниципальной службой, и дисцип­линарного проступка. Меры дисциплинарного взыскания применяются за совершение дисциплинарного проступка, под которым понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложен­ных на него должностных обязанностей (ст. 57 Федераль­ного закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Таким образом, обязательным элементом состава дисциплинарного проступка является вина нарушителя. Однако в рассматриваемом случае непредставление ука­занных сведений может быть и невиновным. Например, супруга государственного или муниципального служа­щего может отказаться предоставить такие сведения или предоставить недостоверные сведения. Представляется, что в таком случае привлекать данного служащего к от­ветственности нельзя.

Следует также отметить, что Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной граждан­ской службе Российской Федерации» предусматрива­ет, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае непредставления уста­новленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характе­ра. В таком случае он подлежит увольнению по п. 13ч. 1 ст. 33 Закона. Положения же Закона о противодействии коррупции предусматривают за совершение указанных действий санкции в виде увольнения с государственной службы либо применения иных мер юридической ответ­ственности. Таким образом, по ее смыслу, служащий, за­мещающий должность, включенную в указанный пере­чень, может быть в случае непредоставления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного ха­рактера не уволен с государственной службы, а привле­чен к другому виду ответственности. Возникает опреде­ленная коллизия, так как представитель нанимателя при привлечении гражданского служащего, не исполнившего рассматриваемую обязанность должным образом, оказы­вается в сложной ситуации: обязан ли он уволить послед­него или имеет право ограничиться применением иных мер ответственности (например, объявить выговор)?

Представляется, что для ее преодоления следует вне­сти изменения в Закон о противодействии коррупции и указать, что неисполнение обязанности предоставле­ния сведений о доходах, имуществе или обязательствах имущественного характера является несоблюдением ограничений, связанных с государственной или муни­ципальной службой, и влечет увольнение с государ­ственной и муниципальной службы.

«Российская юстиция», №4 2009 г.

Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. N 559
“О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера”

С изменениями и дополнениями от:

12 января 2010 г., 13 марта 2012 г., 2 апреля, 30 сентября, 3 декабря 2013 г., 23 июня 2014 г., 8 марта, 15 июля 2015 г., 19 сентября 2017 г., 15 января 2020 г.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ “О противодействии коррупции” постановляю:

1. Утвердить прилагаемые:

а) Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

б) утратил силу с 1 января 2015 г.;

в) утратил силу с 1 января 2015 г.;

г) утратил силу с 1 января 2015 г.;

д) утратил силу с 1 января 2015 г..

2. Установить, что федеральные государственные служащие, замещающие должности федеральной государственной службы в федеральных государственных органах, сведения о сотрудниках которых относятся к государственной тайне, представляют сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с утвержденным настоящим Указом Положением и по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки, а также с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться настоящим Указом при разработке и утверждении положений о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

4. Признать утратившими силу:

Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 1997 г. N 484 “О представлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 20, ст. 2239);

Указ Президента Российской Федерации от 4 марта 1998 г. N 227 “О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 1997 г. N 484 “О представлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 10, ст. 1160);

подпункт “а” пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 31 мая 1999 г. N 680 “Об утверждении Положения об Управлении кадров Президента Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 23, ст. 2818);

пункт 21 приложения к Указу Президента Российской Федерации от 25 июля 2000 г. N 1358 “О внесении изменений в акты Президента Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3252).

18 мая 2009 г.

Положение
о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
(утв. Указом Президента РФ от 18 мая 2009 г. N 559)

С изменениями и дополнениями от:

12 января 2010 г., 13 марта 2012 г., 2 апреля, 3 декабря 2013 г., 23 июня 2014 г., 8 марта, 15 июля 2015 г., 19 сентября 2017 г., 15 января 2020 г.

1. Настоящим Положением определяется порядок представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы (далее – должности государственной службы), и федеральными государственными служащими сведений о полученных ими доходах, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера (далее – сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера).

2. Обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с федеральными законами возлагается:

а) на гражданина, претендующего на замещение должности государственной службы (далее – гражданин);

б) на федерального государственного служащего, замещавшего по состоянию на 31 декабря отчетного года должность государственной службы, предусмотренную перечнем должностей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557 (далее – государственный служащий);

в) на федерального государственного служащего, замещающего должность государственной службы, не предусмотренную перечнем должностей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557, и претендующего на замещение должности государственной службы, предусмотренной этим перечнем (далее – кандидат на должность, предусмотренную перечнем).

3. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки:

а) гражданами – при поступлении на федеральную государственную службу;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 15 июля 2015 г. N 364 пункт 3 дополнен подпунктом “а.1”

а.1) кандидатами на должности, предусмотренные перечнем, – при назначении на должности государственной службы, предусмотренные перечнем должностей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557;

б) государственными служащими, замещающими должности государственной службы (за исключением должностей государственной службы в Администрации Президента Российской Федерации), предусмотренные перечнем должностей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557, – ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным;

в) государственными служащими, замещающими должности государственной службы в Администрации Президента Российской Федерации, предусмотренные перечнем должностей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557, – ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

4. Гражданин при назначении на должность государственной службы представляет:

а) сведения о своих доходах, полученных от всех источников (включая доходы по прежнему месту работы или месту замещения выборной должности, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи документов для замещения должности государственной службы, а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи документов для замещения должности государственной службы (на отчетную дату);

б) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи гражданином документов для замещения должности государственной службы, а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи гражданином документов для замещения должности государственной службы (на отчетную дату).

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 15 июля 2015 г. N 364 Положение дополнено пунктом 4.1

4.1. Кандидат на должность, предусмотренную перечнем, представляет сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения.

5. Государственный служащий представляет ежегодно:

а) сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;

б) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.

Информация об изменениях:

Пункт 7 изменен с 19 сентября 2017 г. – Указ Президента РФ от 19 сентября 2017 г. N 431

См. предыдущую редакцию

7. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются в кадровую службу федерального государственного органа в порядке, устанавливаемом руководителем федерального государственного органа.

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые гражданами, претендующими на замещение должностей государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или по представлению Президента Российской Федерации, гражданами, претендующими на замещение должностей первого заместителя и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей и заместителей руководителей Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и аппарата Счетной палаты Российской Федерации, а также представляемые государственными служащими, замещающими указанные должности государственной службы, направляются кадровой службой федерального государственного органа в Управление Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции.

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые гражданами, претендующими на замещение должностей государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации, а также представляемые государственными служащими, замещающими указанные должности государственной службы, направляются кадровой службой федерального государственного органа в подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации, определяемое Правительством Российской Федерации.

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые государственными служащими, указанными в абзацах втором и третьем настоящего пункта, направляются кадровой службой федерального государственного органа в Управление Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции или в подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации, определяемое Правительством Российской Федерации, в течение 10 дней после окончания срока, предусмотренного для их представления в кадровую службу федерального государственного органа.

8. В случае если гражданин или государственный служащий обнаружили, что в представленных ими в кадровую службу федерального государственного органа сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, они вправе представить уточненные сведения в порядке, установленном настоящим Положением.

Гражданин может представить уточненные сведения в течение одного месяца со дня представления сведений в соответствии с подпунктом “а” пункта 3 настоящего Положения. Кандидат на должность, предусмотренную перечнем, может представить уточненные сведения в течение одного месяца со дня представления сведений в соответствии с подпунктом “a.1” пункта 3 настоящего Положения. Государственный служащий может представить уточненные сведения в течение одного месяца после окончания срока, указанного в подпункте “б” или “в” пункта 3 настоящего Положения.

Уточненные сведения, представленные гражданами и государственными служащими, указанными в абзацах втором и третьем пункта 7 настоящего Положения, направляются кадровой службой федерального государственного органа в Управление Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции или в подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации, определяемое Правительством Российской Федерации, в течение пяти дней после их представления в соответствующую кадровую службу.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 8.1 с 1 июля 2020 г. – Указ Президента России от 15 января 2020 г. N 13

8.1 Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки, заполненной с использованием специального программного обеспечения “Справки БК”, размещенного на официальном сайте Президента Российской Федерации, ссылка на который также размещается на официальном сайте федеральной государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

9. В случае непредставления по объективным причинам государственным служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей данный факт подлежит рассмотрению на соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

10. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных в соответствии с настоящим Положением гражданином и государственным служащим, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые в соответствии с настоящим Положением гражданином и государственным служащим, являются сведениями конфиденциального характера, если федеральным законом они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.

Эти сведения предоставляются руководителю федерального государственного органа и другим должностным лицам федерального государственного органа, наделенным полномочиями назначать на должность и освобождать от должности государственных служащих, а также иным должностным лицам в случаях, предусмотренных федеральными законами.

12. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в соответствии с порядком, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 2013 г. N 613, размещаются на официальном сайте соответствующего федерального государственного органа, а в случае отсутствия этих сведений на официальном сайте соответствующего федерального государственного органа – предоставляются общероссийским средствам массовой информации для опубликования по их запросам.

13. Федеральные государственные служащие, в должностные обязанности которых входит работа со сведениями о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, виновные в их разглашении или использовании в целях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

14. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные в соответствии с настоящим Положением гражданином или кандидатом на должность, предусмотренную перечнем, а также представляемые государственным служащим ежегодно, и информация о результатах проверки достоверности и полноты этих сведений приобщаются к личному делу государственного служащего. Указанные сведения также могут храниться в электронном виде.

В случае если гражданин или кандидат на должность, предусмотренную перечнем, представившие в кадровую службу федерального государственного органа справки о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, не были назначены на должность государственной службы, такие справки возвращаются указанным лицам по их письменному заявлению вместе с другими документами.

15. В случае непредставления или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданин не может быть назначен на должность государственной службы, а государственный служащий освобождается от должности государственной службы или подвергается иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

                                            УТВЕРЖДЕНА
                                              Указом Президента
                                             Российской Федерации
                                           от 18 мая 2009 г. N 559
                               
         о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного
        характера гражданина, претендующего на замещение должности
                    федеральной государственной службы

Подпункт “б” пункта 1 Указа, утвердивший настоящую справку, признан утратившим силу с 1 января 2015 г.

Информация об изменениях:

См. текст справки

                                                  УТВЕРЖДЕНА
                                               Указом Президента
                                             Российской Федерации
                                            от 18 мая 2009 г. N 559
                                 
          о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного
          характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей
             гражданина, претендующего на замещение должности
                    федеральной государственной службы

Подпункт “в” пункта 1 Указа, утвердивший настоящую справку, признан утратившим силу с 1 января 2015 г.

Информация об изменениях:

См. текст справки

                                                  УТВЕРЖДЕНА
                                              Указом Президента
                                             Российской Федерации
                                           от 18 мая 2009 г. N 559
                                 
         о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного
            характера федерального государственного служащего

Подпункт “г” пункта 1 Указа, утвердивший настоящую справку, признан утратившим силу с 1 января 2015 г.

Информация об изменениях:

См. текст справки

                                                  УТВЕРЖДЕНА
                                              Указом Президента
                                             Российской Федерации
                                           от 18 мая 2009 г. N 559
                                 
         о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного
          характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей
                 федерального государственного служащего

Подпункт “д” пункта 1 Указа, утвердивший настоящую справку, признан утратившим силу с 1 января 2015 г.

Информация об изменениях:

См. текст справки

Недавно принятый закон о противодействии коррупции обязал госслужащих и лиц, претендующих на должность госслужбы, декларировать не только свои доходы, имущество и имущественные обязательства, но и доходы, имущество и имущественные обязательства своих супругов и несовершеннолетних детей. При этом сам перечень декларируемых доходов, имущества и имущественных обязательств был расширен.

Декларированию, в частности, подлежат все виды доходов, недвижимость (земельные участки, дома, квартиры, гаражи и др.), транспортные средства, денежные средства, находящиеся на счетах в банках и иных кредитных организациях, ценные бумаги.

Указанные сведения представляются в кадровое подразделение соответствующего госоргана в форме справки установленной формы (она приведена в приложении).

Справка подается при назначении на должность, а также не позднее 1 или 30 апреля года, следующего за отчетным, в зависимости от занимаемой должности.

Госслужащий вправе представить уточненные сведения.

В случае непредставления или представления заведомо ложных сведений гражданин не может быть назначен на должность госслужбы, а госслужащий освобождается от должности или подвергается иным видам дисциплинарной ответственности.

Перечень должностей госслужбы, при замещении которых необходимо декларировать доходы и имущество, устанавливается Указом Президента РФ.

Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. N 559 “О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера”

Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Указа опубликован в “Российской газете” от 20 мая 2009 г. N 89, в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 мая 2009 г. N 21 ст. 2544

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Указ Президента РФ от 15 января 2020 г. N 13

Изменения вступают в силу с 1 июля 2020 г.

Указ Президента РФ от 19 сентября 2017 г. N 431

Изменения вступают в силу с 19 сентября 2017 г.

Указ Президента РФ от 15 июля 2015 г. N 364

Указ Президента РФ от 8 марта 2015 г. N 120

Указ Президента РФ от 23 июня 2014 г. N 460

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Указ Президента РФ от 23 июня 2014 г. N 453

Изменения вступают в силу с 1 августа 2014 г.

Указ Президента РФ от 3 декабря 2013 г. N 878

Указ Президента РФ от 30 сентября 2013 г. N 743

Указ Президента РФ от 2 апреля 2013 г. N 309

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Указа

Указ Президента РФ от 13 марта 2012 г. N 297

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного Указа

Указ Президента РФ от 12 января 2010 г. N 59

Какая ответственность предусмотрена для государственного служащего в случае непредставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя и членов своей семьи?

Представление гражданином заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах при поступлении на

22 ноября 2017

Государственный гражданский служащий в силу статьи 20 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» обязан представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя и членов своей семьи.

Согласно части 6.1 статьи 20 Федерального закона № 79-ФЗ непредставление гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в случае, если представление таких сведений обязательно, является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.

На основании пункта 2 части 1 статьи 59.2 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Таким образом, непредставление гражданским служащим указанных выше сведений является безусловным основанием для его увольнения с государственной гражданской службы в связи с утратой доверия.

В то же время, если государственный служащий по объективным причинам не смог в установленный срок представить указанные выше сведения, то ему необходимо заблаговременно обратиться с письменным заявлением в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Если по результатам рассмотрения заявления комиссия признает причину непредставления сведений уважительной, то государственный служащий может избежать привлечения к дисциплинарной ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия.


Подготовлено отделом по надзору за исполнением


законодательства о противодействии коррупции

Вернуться к списку