Вокруг подачи сведений по 3ФМ в последнее время было очень много споров. Одни утверждали, что нужно подавать сведения обо всех клиентах, которые были за отчетный период, другие же говорили о том, что необходимо отчитываться только за тех клиентов на которых у вас есть анкеты.
Для начала давайте разберемся откуда взялся вообще этот вопрос? К нескольким клиентам нашим (ФИНКОНСАЛТ – примеч. редакции) клиентам пришли с проверкой инспекторы из Пробирной палаты и попросили предоставить отчет 3-ФМ. И все бы ничего, если бы один из проверяющих не обратил внимание на то, что в отчете должны быть указаны не сведения всех клиентов за проверяемый период, а только анкеты клиентов.
В связи с этим замечанием от инспектора мы отправили запрос для разъяснения данной ситуации. Теперь у нас на руках есть официальная позиция Пробирной палаты по вопросу является ли нарушением и влечет ли за собой административную ответственность по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ указание в ФЭС 3-ФМ в полях о количестве клиентов всех клиентов, включая тех, в отношении, которых не проводилась идентификация.
Пробирная палата, сославшись на инструкцию Росфинмониторинга №110, ответила, что при формировании ФЭС 3-ФМ в показателе «Количество клиентов» должны учитываются все клиенты – организации и физические лица, находящиеся на обслуживании организации, с которыми заключались как разовые сделки, так и устанавливались деловые отношения, предполагающие осуществление более чем одной операции (сделки), в том числе те клиенты в отношение которых не проводилась идентификация.
Таким образом при проверке у инспектора Пробирной палаты не должно возникнуть вопросов в отношение сведений, указанных в отчете 3 ФМ, который заполнен по инструкции №110 от Росфинмониторинга.
15 ноября 2021 г. вступил в силу Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 7 октября 2021 г. N 219 “Об утверждении описания форматов формализованных электронных сообщений, направление которых предусмотрено Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г.
15 ноября 2021 г. вступил в силу Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 7 октября 2021 г. N 219 “Об утверждении описания форматов формализованных электронных сообщений, направление которых предусмотрено Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”, утвержденной приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. N 110, и рекомендаций по их заполнению”.
Соответственно Приказ Росфинмониторинга №261 утратил силу.
Новые форматы содержат существенные отличия от предыдущих в части заполнения ФЭС FM03 о результатах проверок клиентов, проводимых раз в три месяца.
Для сообщения о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в разделе «Сведения о результатах проверки» было добавлено новое поле со значением «Общее количество клиентов – организаций, физических лиц». В указанном поле теперь необходимо указывать общее количество клиентов – организаций, физических лиц, находившихся на обслуживании за период со дня, следующего за днем окончания предыдущей проверки, по дату окончания проведения текущей проверки (далее – проверяемый период).
Далее в других полях ФЭС указывается количество клиентов, в отношении которых проводилась проверка по перечням и решениям межведомственной комиссии.
С учетом вышеизложенного всем субъектам Федерального закона №115-ФЗ, за исключением НФО и лиц ст. 7.1, необходимо учесть изменения, и указывать в ФЭС 03 в том числе общее количество клиентов, независимо от того, проводилась ли идентификация в отношении клиента, а следовательно, и проверка по перечням.
Так, например, организациям и предпринимателям розничной торговли ювелирными изделиями, придется посчитать всех клиентов, которые совершали покупки независимо от суммы операции. То же самое касается и иных сфер деятельности, для которых есть исключения, когда идентификация не проводится, например для операторов по приему платежей.
Отдельно стоит обратить внимание на нумерацию ФЭС. Ранее рекомендовалось нумеровать ФЭС отдельно в рамках каждой разновидности ФЭС. Например, ФЭС по формам FM01 и FM03 должны иметь самостоятельную нумерацию в течение календарного года. Новые форматы ФЭС предусматривают, что порядковый номер информации, представляемой в Росфинмониторинг с начала календарного года (далее – порядковый номер информации указывается сквозной номер по порядку по всем видам ФЭС.
Автор статьи. Пинигина Елена – эксперт по ПОД/ФТ, генеральный директор МЭЦФМ «Национальное достояние», главный редактор СМИ «Вести 115-ФЗ»
24 августа 2022 г. Федеральная служба по финансовому мониторингу на своём сайте разместила письмо с разъяснениями о том, в каком случае риэлтор должен направить ФЭС в Росфинмониторинг об операции, подлежащей обязательному контролю на сумму 5 млн. руб. и выше.
«О предоставлении организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, сведений об операции, подлежащей обязательному контролю в соответствие с пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона №115-ФЗ»
«В соответствии с подпунктом 11.1 пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 331-ФЗ) (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (далее – риэлторы), обязаны выявлять и представлять в Росфинмониторинг, в том числе сведения об операции с наличными и (или) безналичными денежными средствами, осуществляемой по сделке с недвижимым имуществом, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 5 млн руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 5 млн руб., или превышает ее, как об операции, подлежащей обязательному контролю (пункт 1.1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ).
Таким образом, исходя из разъяснений Росфинмониторинга, риэлтор в любом случае обязан отчитаться о наличных и безналичных операциях с денежными средствами, проводимыми клиентом риэлтора по сделке купли-продажи недвижимости. При расчетах по договору долевого участия в строительстве, риэлтор не отчитывается.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальные предприниматели (далее – организации (ИП)) обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (далее – проверка), и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Указанный порядок установлен Положением о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, утвержденным постановлением Правительством Российской Федерации от 19.03.2014 № 209.
Информация, указанная в пункте 3 Положения, представляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, в том числе через интернет-портал Службы, либо на машинном носителе.
В соответствии с главой VII Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”, утвержденной приказом Росфинмониторингом от 22.04.2015 г. № 110, сведения о результатах такой проверки представляются в уполномоченный орган в виде формализованного электронного сообщения ФЭС 3-ФМ.
1. В отношении кого должна проводиться проверка в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ?
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальные предприниматели обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон № 115-ФЗ определяет клиента как физическое или юридическое лицо, находящееся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом.
При этом проверке подлежат клиенты, с которыми заключались как разовые сделки, так и устанавливались деловые отношения, предполагающие осуществление более чем одной операции (сделки).
2. Необходимо ли направлять отчет по форме ФЭС 3-ФМ каждый раз, когда выходит новый перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму в том числе при наличии поступившего в уполномоченный орган от компетентного органа иностранного государства обращения о возможной причастности организации или физического лица к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма), межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, может быть принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества указанных организации или физического лица.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организация (ИП) не реже чем один раз в три месяца обязаны проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган.
При этом организация (ИП) устанавливает периодичность направления сведений о результатах проверки по форме ФЭС 3-ФМ в правилах внутреннего контроля (далее – ПВК) самостоятельно, но не реже, чем 1 раз в 3 месяца.
Вместе с тем, в целях оптимизации направления сведений о результатах проверки по форме ФЭС 3-ФМ рекомендуем выстроить направление отчета 1 раз в квартал.
Организация начала осуществлять деятельность с 01.05.2015. Первую проверку целесообразно провести за период с 01.05.2015 по 30.06.2015. Следующий проверочный период будет с 01.07.2015 по 30.09.2015 и т.д.
При этом, учитывая еженедельное обновление Перечня, у организаций (ИП) существует обязанность на постоянной основе осуществлять работу с указанным Перечнем в целях своевременного исполнения обязанностей, предусмотренных подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.
3. Необходимо ли представлять отчет по форме ФЭС 3-ФМ в Росфинмониторинг в случае невыявления клиентов, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества?
В соответствии с требованиями подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальные предприниматели обязаны информировать уполномоченный орган о результатах проверки.
При этом указанная информация представляется независимо от выявления или невыявления в результате проведенной проверки клиентов, организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, но не применялись.
4. Необходимо ли представлять отчет по форме ФЭС 3-ФМ в случае, если в проверяемом периоде организацией или индивидуальным предпринимателем деятельность не осуществлялась?
По нашему мнению, пока организация (ИП) является действующей(им) (не ликвидированы в установленном законодательством порядке), субъект обязан исполнять все требования Федерального закона № 115-ФЗ. При этом неосуществление деятельности не является основанием для неисполнения требований законодательства в сфере противодействия отмывания доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма (ПОД/ФТ), в том числе в части представления информации о результатах проверки.
В этой связи, в случае временного неосуществления деятельности, проверка проводится в порядке, определенном ПВК организации (ИП). При формировании ФЭС 3-ФМ показатели формы будут иметь значение “0”.
5. Каким образом следует проводить проверку среди своих клиентов физических лиц, в случае если в отношении них не проводилась идентификация в соответствии с пунктами 1.1. 1.2, 1.4 и 1.4-2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ?
При формировании ФЭС 3-ФМ в показателе “Количество клиентов” учитываются все клиенты – организации и физические лица, находящиеся на обслуживании организации, с которыми заключались как разовые сделки, так и устанавливались деловые отношения, предполагающие осуществление более чем одной операции (сделки).
При этом обращаем внимание, что в соответствии с 1.1. 1.2, 1.4 и 1.4-2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ идентификация физических лиц проводится, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Согласно Закону о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организации (ИП), осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны не реже чем 1 раз в 3 месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физлиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества. О результатах такой проверки необходимо информировать уполномоченный орган (Росфинмониторинг).
Проверке подлежат клиенты, с которыми заключались как разовые сделки, так и устанавливались деловые отношения, предполагающие проведение более чем одной операции (сделки).
Сведения о результатах проверки представляются в уполномоченный орган в виде формализованного электронного сообщения ФЭС 3-ФМ. При этом организация (ИП) самостоятельно устанавливает периодичность направления таких сведений в правилах внутреннего контроля (ПВК), но не реже, чем 1 раз в 3 месяца.
Информация представляется независимо от выявления или невыявления в результате проведенной проверки клиентов лиц, в отношении которых применены либо должны применяться вышеуказанные меры, но они не применялись.
Неосуществление деятельности не является основанием для непредставления информации о результатах проверки. В таком случае проверка проводится в порядке, определенном ПВК организации (ИП). При формировании ФЭС 3-ФМ показатели формы будут иметь значение “0”.
Идентификация физлиц проводится, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
25 марта 2021
Изменения, внесенные в Порядок составления некредитными финансовыми организациями в электронной форме информации, предусмотренной статьями 7, 7.5 Федерального закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”, (версия 1.5 формата ФЭС) применяются с 1 июля 2021 года.
Принятые обозначения
К некредитным финансовым организациям в целях настоящего документа относятся организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, указанные в статье 5 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) (за исключением кредитных организаций), регулирование, контроль и надзор за которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет Банк России (далее – НФО).
При описании форматов представления НФО в уполномоченный орган в электронной форме сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ используются обозначения, приведенные в таблице 1.1.
В наименованиях электронных документов, предусмотренных настоящим документом, допускается использование как строчных, так и прописных букв.
Типы данных
Рекомендуемый объем файла, формируемого НФО (филиалом НФО), – не более 5 Мбайт, при существенном превышении указанного объема НФО (филиалом НФО) формируется следующий файл.
ФЭС, направляемые НФО (филиалом НФО), подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью (далее – УКЭП) руководителя НФО (руководителя филиала НФО) или сотрудника НФО (сотрудника филиала НФО), уполномоченного направлять сведения в уполномоченный орган.
УКЭП для каждого ФЭС формируется в виде отдельного файла, наименование которого соответствует наименованию ФЭС и имеет расширение “sign” (далее – файл УКЭП).
ФЭС передаются в уполномоченный орган с использованием личного кабинета НФО (филиала НФО) на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.
В случае если сведения об операции, подлежащей обязательному контролю, совершенной клиентом непосредственно в НФО (филиале НФО), не представлены НФО (филиалом НФО) в уполномоченный орган в срок, установленный Федеральным законом № 115-ФЗ, то сведения о такой операции представляются НФО (филиалом НФО) в уполномоченный орган, не позднее рабочего дня, следующего за днем ее выявления.
3.1. Структура наименования ФЭС и файла УКЭП.
3.1.1. Наименование ФЭС имеет следующую структуру:
SNFO3484 – идентификатор ФЭС;
TI – код вида ФЭС принимает одно из следующих значений:
01 – для сообщения об операциях с денежными средствами или иным имуществом (далее – операция), подлежащих обязательному контролю в соответствии со статьей 6 и (или) в соответствии со статьей 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ (далее – сообщение об операциях, подлежащих обязательному контролю);
02 – для сообщения об операциях, в отношении которых у работников НФО на основании реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения возникают подозрения, что такие операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (далее – сообщение о подозрительных операциях);
03 – для сообщения о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организации и (или) физического лица в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ и (или) в соответствии с пунктом 5 статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ (далее – сообщение о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества);
04 – для сообщения о результатах проверки:
– наличия среди своих клиентов организаций и (или) физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ;
– наличия среди своих клиентов организаций и (или) физических лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения в соответствии с пунктом 6 статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ;
06 – для сообщения об операциях, приостановленных в соответствии с пунктом 10 статьи 7 и (или) пунктом 8 статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ.
08 – для сообщения о случаях отказа от проведения операций по основаниям, указанным в пункте 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, и (или) об устранении указанных в пункте 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ оснований, в соответствии с которыми ранее НФО были приняты решения об отказе от проведения операций, сведения о которых были представлены в уполномоченный орган;
NNNNNNNNNN(NN) – ИНН НФО (филиала НФО), передающей (передающего) ФЭС:
– для юридического лица (филиала юридического лица) – 10 символов;
– для индивидуального предпринимателя – 12 символов;
KKKKKKKKK – КПП НФО (филиала НФО), передающей (передающего) ФЭС (9 символов, для индивидуального предпринимателя – “000000000”);
GGGGMMDD – дата формирования ФЭС (год (4 символа), месяц, день) (совпадает со значением показателя “Дата ФЭС” (ДатаСообщения) из таблицы 3.1 настоящего пункта);
3.1.2. Наименование файла УКЭП имеет следующую структуру:
SNFO3484_TI_NNNNNNNNNN(NN)_KKKKKKKKK_GGGGMMDD_Xnn.xml – наименование ФЭС, которое подписывается УКЭП.
3.2 Структура ФЭС.
Каждое ФЭС состоит из служебной и информационной частей.
Служебная часть ФЭС формируется из показателей, приведенных в таблице 3.1 настоящего документа.
Информационная часть ФЭС формируется:
– для сообщения об операциях, подлежащих обязательному контролю, из показателей, приведенных в таблице 3.2 настоящего документа;
– для сообщения о подозрительных операциях из показателей, приведенных в таблице 3.2 настоящего документа;
– для сообщения о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества из показателей, приведенных в таблице 3.3 настоящего документа;
– для сообщения о результатах проверки в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 и (или) пунктом 6 статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ из показателей, приведенных в таблице 3.4 настоящего документа;
– для сообщения об операциях, приостановленных в соответствии с пунктом 10 статьи 7 и (или) пунктом 8 статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ, из показателей, приведенных в таблице 3.2 настоящего документа;
– для сообщения о случаях отказа от проведения операций по основаниям, указанным в пункте 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, и (или) об устранении указанных в пункте 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ оснований, в соответствии с которыми ранее НФО были приняты решения об отказе от проведения операций, сведения о которых были представлены в уполномоченный орган, из показателей, приведенных в таблице 3.5 настоящего документа.
Состав и формат служебной части ФЭС
Квитанция, содержащая подтверждение уполномоченного органа о принятии или непринятии ФЭС (далее – квитанция о принятии (непринятии) ФЭС), формируется в виде файла формата XML в кодировке UTF-8 и направляется уполномоченным органом не позднее рабочего дня, следующего за днем получения ФЭС.
Информация о непринятии ФЭС с указанием причины непринятия формируется в случае:
– неподтверждения подлинности и (или) нарушения целостности ФЭС;
– несоответствия структуры наименования ФЭС структуре, приведенной в подпункте 3.1.1 пункта 3.1 настоящего документа;
– несоответствия форматов и структуры ФЭС требованиям, установленным в пункте 3 настоящего документа;
– полного или частичного отсутствия в ФЭС сведений, наличие которых предусмотрено форматами, приведенными в пункте 3 настоящего документа.
Квитанция о принятии (непринятии) ФЭС подписывается УКЭП уполномоченного органа. УКЭП для каждой квитанции о принятии (непринятии) ФЭС формируется в виде отдельного файла, наименование которого соответствует наименованию квитанции о принятии (непринятии) ФЭС и имеет расширение “sign” (файл УКЭП).
Квитанция о принятии (непринятии) ФЭС передается уполномоченным органом через личный кабинет НФО на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.
4.1. Структура наименования квитанции о принятии (непринятии) ФЭС и файла УКЭП.
4.1.1. Наименование квитанции о принятии (непринятии) ФЭС формируется из наименования ФЭС (без расширения) путем добавления символов “UV” в начало наименования файла:
UV – идентификатор квитанции о принятии (непринятии) ФЭС;
SNFO3484_TI_NNNNNNNNNN(NN)_KKKKKKKKK_GGGGMMDD_Xnn – наименование ФЭС (без расширения).
4.1.2. Наименование файла УКЭП имеет следующую структуру:
UVSNFO3484_TI_NNNNNNNNNN(NN)_KKKKKKKKK_GGGGMMDD_Xnn.xml – наименование квитанции о принятии (непринятии) ФЭС, которая подписывается УКЭП.
4.2. Структура и состав квитанции о принятии (непринятии) ФЭС.
4.2.1. Структура и формат квитанции о принятии (непринятии) ФЭС.
4.2.2. Состав квитанции о принятии (непринятии) ФЭС (справочник элементов данных).
0 – принято;
1 – не принято;
Символом-разделителем целой и дробной части чисел является десятичная точка “.”. Формат даты – ДД/ММ/ГГГГ. Формат времени – ЧЧ:ММ:СС.
Хранение НФО (филиалом НФО) электронных документов
НФО (филиалом НФО) обеспечивается хранение в электронном виде:
– ФЭС и УКЭП для каждого ФЭС (файлы УКЭП), сформированные в форматах и структуре, предусмотренных пунктом 3 настоящего документа, и направленные НФО (филиалом НФО) в уполномоченный орган в соответствии с требованиями Федерального закона № 115-ФЗ;
– квитанции о принятии (непринятии) ФЭС и УКЭП для каждой такой квитанции, сформированные в форматах и структуре, предусмотренных пунктом 4 настоящего документа, и направленные уполномоченным органом в НФО (филиал НФО).
Указанные документы хранятся НФО (филиалом НФО) в электронном виде не менее пяти лет со дня получения квитанции уполномоченного органа о принятии (непринятии) соответствующего ФЭС.
Справочник кодов видов документов, удостоверяющих личность, подтверждающих право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, используемых для представления информации в уполномоченный орган
1. При указании кода драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий применяются прописные буквы латинского алфавита.
2. В случае если невозможно установить, к какому коду отнести драгоценные металлы и драгоценные камни, ювелирные изделия из них и лом таких изделий, то указывается код С99 “Иное”.
Справочник кодов видов участников операций с денежными средствами или иным имуществом, используемых для представления информации в уполномоченный орган
Формализованное электронное сообщение
Здесь и далее по тексту понятие “нерезидент ” в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле”.
Скорректированная информация, а также информация об удалении ранее направленной в уполномоченный орган информации, формируется и направляется НФО (филиалом НФО) в уполномоченный орган в той версии форматов, в которой была сформирована и направлена НФО (филиалом НФО) в уполномоченный орган первичная информация, подлежащая корректировке или удалению.
Сведения содержатся в Перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо в Решении межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе финансированию терроризма).
При информировании уполномоченного органа в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ информация формируется и направляется НФО (филиалом НФО) в уполномоченный орган в той версии форматов, в которой была сформирована и направлена НФО (филиалом НФО) в уполномоченный орган первичная информация.
Межведомственная комиссия, созданная при Центральном банке Российской Федерации, в соответствии с пунктом 13.5 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.
Коды вида документа 54-60 и 70-82 введены, начиная с версии 1.5 формата ФЭС.
Федеральный закон от 13.07.2020 № 208-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” в целях совершенствования обязательного контроля”.
Обзор документа
Некредитные финансовые организации передают в Росфинмониторинг электронные сообщения в “антиотмывочных” целях. В частности, они уведомляют о подозрительных операциях, а также о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств.
Банк России обновил порядок составления таких сообщений – версия 1.5 формата ФЭС. Изменения применяются с 1 июля 2021 г.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Новые формы отчетности представления ФЭС
В Личном кабинете на официальном сайте Росфинмониторинга были опубликованы новые формы отчетности представления ФЭС (версии 1.2) в соответствии с Приказом Росфинмониторинга от 07.10.2021 года № 219 (его используют организации и предприниматели ювелирного сектора и сектора ДМ и ДК).
Росфинмониторинг уведомил пользователей о необходимости подготовки и направления ФЭС с 01.12.2021 года с помощью новых форм. В случае возникновения затруднений ведомство порекомендовало обращаться через электронную форму заявки в Техническую поддержку Росфинмониторинга.
Таким образом, новые формы появились спустя две недели с даты вступления в силу Приказа Росфинмониторинга от 07.10.2021 года № 219.
В целом, несмотря на появление в ФЭС новых полей для ввода информации, общий принцип заполнения форм остался без изменений и пользователи, ранее заполнявшие сообщения, смогут без труда перейти на ФЭС 1.2, – прокомментировал ведущий независимый эксперт по финансовому мониторингу Павел Смыслов.
При заполнении новых ФЭС эксперт настоятельно рекомендовал руководствоваться Приказом Росфинмониторинга от 07.10.2021 года № 219, а также сделанной на его основе системой подсказок по заполнению сообщений (знак вопроса в круге справа от полей для ввода информации).