- Откуда взялось такое название
- Для чего нужны унитарные предприятия
- Какие бывают унитарные предприятия
- Достоинства и недостатки унитарных предприятий
- Что будет с ГУП и МУП в 2025 году

Государственные и муниципальные
унитарные предприятия (далее
предприятие) – коммерческие
организации, не наделенные правом
собственности на имущество, закрепленное
за ними собственником, этим они отличаются
от иных коммерческих организаций.
Уставный фонд предприятия – минимальный
размер имущества предприятия, гарантирующий
интересы его кредиторов, который может
формироваться за счет денег, а также
ценных бумаг, других вещей, имущественных
прав и иных прав, имеющих денежную
оценку.
Предприятия представляют собой
организационно-правовую форму, посредством
которой осуществляют деятельность
коммерческие организации – юридические
лица, являющиеся субъектами
предпринимательского права (ст. 113–115
ГК РФ).
Имущество предприятия является неделимым
и не может быть распределено по вкладам
(долям), в том числе между его работниками.
– унитарные предприятия, основанные
на праве хозяйственного ведения, –
федеральное государственное предприятие
и государственное предприятие субъекта
Российской Федерации, муниципальное
предприятие;
– унитарные предприятия, основанные
на праве оперативного управления, –
федеральное казенное предприятие,
казенное предприятие субъекта Российской
Федерации, муниципальное казенное
предприятие.
Правоспособность предприятий не общая,
а специальная, т. е. они могут
осуществлять только те виды деятельности,
которые закреплены в уставе предприятия.
Деятельность унитарных предприятий в
определенных сферах предпринимательской
деятельности ограничивается.
По согласованию с собственником его
имущества унитарное предприятие может
создавать филиалы и открывать
представительства.
Унитарное предприятие несет ответственность
по своим обязательствам всем принадлежащим
ему имуществом и не отвечает по
обязательствам собственника его
имущества.
Собственники имущества предприятия не
несут ответственность по его обязательствам,
за исключением случаев, когда банкротство
вызвано самим собственником, при этом
на него при недостаточности имущества
может быть возложена субсидиарная
ответственность по обязательствам
предприятия.
Устав унитарного предприятия–
его единственный учредительный документ.
Предприятие распоряжается движимым
имуществом самостоятельно, в пределах,
не лишающих его возможности осуществлять
деятельность, за исключением случаев,
установленных законом.
Предприятие не вправе продавать
принадлежащее ему недвижимое имущество,
сдавать его в аренду, отдавать в залог
или иным способом распоряжаться этим
имуществом без согласия собственника
имущества государственного или
муниципального предприятия.
Собственник имущества предприятия
имеет право на получение части прибыли
от использования имущества, находящегося
в ведении предприятия.
Предприятие ежегодно перечисляет в
соответствующий бюджет часть прибыли.
Деятельность унитарного предприятия
осуществляется в соответствии с планом
(программой) его финансово-хозяйственной
деятельности.
Руководитель унитарного предприятия
является его единоличным исполнительным
органом.
Особенности реорганизации и ликвидации
унитарных предприятий определены в
Законе о государственных и муниципальных
предприятиях.
Основные понятия и признаки унитарных предприятий
Унитарное предприятие
– это коммерческая организация, которая
не наделена правом собственности на
закреплённое за ней собственником
имущество. Имущество такого предприятия
не является делимым, и оно не может быть
распределено между работниками
предприятия по вкладам и долям.
Государственные
унитарные предприятия обеспечивают
потребности страны в наиболее значимой
продукции, имеющей национальный и
стратегический характер, и занимают
прочное место в экономической структуре
государства.
Унитарные предприятия
создаются для удовлетворения социальных
и государственных нужд. Государственными
нуждами являются потребности РФ или
субъектов РФ, определяемые в установленном
законом порядке, обеспечиваемые за счёт
средств бюджетов и внебюджетных
источников финансирования.
Эти предприятия
обслуживают социально значимые сферы
деятельности, такие как, например,
медицина, образование, сельское хозяйство.
К унитарным предприятиям относятся в
основном больницы, аптеки, поликлиники,
столовые общественного питания,
ритуальные услуги, ремонтно-строительные
предприятия, оздоровительные комплексы,
социальные службы, школы, детские сады.
Отрасли, в которых
также используются государственные
унитарные предприятия: промышленность;
общественный транспорт; связь;
жилищно-коммунальное хозяйство;
строительство (в том числе дорожное);
торговля; геология и разведка недр,
геодезическая и гидрометеорологическая
службы.
Также они
предоставляют следующие услуги:
утилизация отходов, производство
электроэнергии, водоотведение и
водоснабжение, аэропорты, военные
объекты и т.д.
Унитарные предприятия
являются единственным видом
коммерческих организаций, обладающих
не общей, а специальной правоспособностью.
Имущество унитарных
предприятий принадлежит на праве
собственности РФ, субъекту РФ или
муниципальному образованию.
Виды: прибыльные,
неприбыльные и абсолютно неприбыльные.
Состояние унитарных
предприятий является кризисным. В
федеральной собственности числится
45189 государственных унитарных предприятий,
но реально работают в13600. Остальные
предприятия были созданы в виде подсобных,
либо малых государственных предприятий
– это «предприятия-невидимки». Можно
добавить, что многим унитарным предприятиям
присуща низкая экономическая эффективность.
На деятельность унитарных предприятий
оказывает отрицательное влияние
отсутствие решения ряда теоретических
и практических проблем.
Гражданский Кодекс
РФ и ФЗ №161ф «О государственных и
муниципальных унитарных предприятиях»
определяют правовое положение
государственных и муниципальных
унитарных предприятий.
Унитарное предприятие
может осуществлять некоторые виды
деятельности, которые определяются ФЗ
“О лицензировании отдельных видов
деятельности”, только на основании
лицензии.
В
уставе унитарных предприятий должны
содержаться сведения об их наименовании,
месте нахождения (место нахождения
унитарного предприятия определяется
местом его государственной регистрации),
порядке управления их деятельностью;
о размере уставного фонда, порядке и
источниках его формирования; а также о
предмете и целях деятельности унитарного
предприятия. Также они должно иметь
почтовый адрес, по которому с ними
осуществляется связь.
Унитарные предприятия
могут иметь собственные эмблемы, бланки
и штампы с их фирменным наименованием,
также зарегистрированные в установленном
порядке товарные знаки и иные средства
индивидуализации.
Унитарные предприятия
могут иметь гражданские права (только
в рамках тех видов деятельности, для
которых они созданы), соответствующие
целям и предмету их деятельности, и
нести связанные с этой деятельностью
обязанности.
Устав утверждается
уполномоченным на то государственным
органом или органом МСУ.
Только государственные
и муниципальные предприятия могут быть
унитарными.
Имущество ГМУП
находится в государственной или
муниципальной собственности. Оно может
принадлежать такому предприятию на
праве хозяйственного ведения или
оперативного управления.
Унитарное предприятие
на оправе хозяйственного ведения (в
соответствии с пунктом 1 ст. 114 Гражданского
Кодекса РФ) «создаётся по решению
уполномоченного на то государственного
органа или органа местного самоуправления».
Право хозяйственного ведения — одно
из ограниченных вещных
прав,
субъектами которого могут быть только
юридические лица в форме государственных
или муниципальных предприятий.
Предприятие,
которому имущество принадлежит на
оправе хозяйственного введения, владеет,
распоряжается и пользуется этим
имуществом в пределах, установленных
Гражданским Кодексом РФ. В соответствии
с законом собственник имущества
определяет предмет и цели деятельности
предприятия, вопросы его создания,
реорганизации и ликвидации; назначает
руководителя, осуществляет контроль
за сохранностью и использованием по
назначению принадлежащего предприятию
имущества. Собственник имеет право на
получение доли прибыли от использования
имущества, находящегося в хозяйственном
ведении предприятия. Предприятие не
вправе распоряжаться недвижимым
имуществом, принадлежащим ему на праве
хозяйственного ведения, без согласия
собственника; вносить в качестве вклада
в уставный капитал хозяйственных
товариществ и обществ; продавать,
отдавать в залог,
сдавать его в аренду.
Остальным имуществом, принадлежащим
предприятию, оно распоряжается
самостоятельно, за исключением случаев,
установленных законом.
Существуют проблемы
государственных унитарных предприятий
на праве хозяйственного ведения,
связанные с их низкой бюджетной
эффективностью и инвестиционной
привлекательностью.
Закон «О
государственных и муниципальных
унитарных предприятиях» определяет
минимальный размер и порядок формирования
уставного фонда предприятия, основанного
на праве хозяйственного ведения.
Орган, уполномоченный
к созданию таких предприятий, обязан в
установленном порядке
произвести уменьшение уставного фонда,
если по окончании финансового года
стоимость чистых активов предприятия
окажется менее размера уставного фонда.
По решению суда предприятие могут
ликвидировать, если стоимость чистых
активов становится меньше размера,
определённого законом.
В случае принятия
решения об уменьшении уставного фонда
предприятие обязано письменно уведомить
своих кредиторов. Они в свою очередь
вправе потребовать возмещения убытков;
досрочного исполнения или прекращения
обязательства, должником по которому
является это предприятие.
Собственник
имущества предприятия, основанного на
праве хозяйственного ведения, не отвечает
по обязательствам предприятия.
Программой
социально-экономического развития РФ
на среднесрочную перспективу предусмотрено
то, что необходимо поэтапно отказываться
от использования права хозяйственного
ведения и оптимизировать количество
унитарных предприятий.
Оперативное
управление —
ограниченное вещное
право.
Унитарные предприятия, основанные на
таком праве, называются казёнными.
Казённые предприятия создаются по
решению Правительства РФ (п. 1 ст. 115 ГК).
Гражданские объекты
и предприятия, которые должны находиться
в ведении государства в целях безопасности,
могут быть казёнными. К ним относятся
атомные и крупные гидроэлектростанции,
метрополитены, морские и речные порты,
аэропорты и др. Казёнными также должны
быть предприятия, составляющие единую
национальную систему жизнеобеспечения,
безопасность и надёжно функционирование
которой гарантирует государство. Имеются
в виду почтовая связь, железные дороги,
гидрометеорологические и
санитарно-эпидемиологические службы,
водохозяйственные и мелиоративные
системы и т. д. Государственный контроль
для них объективно необходим, т.к. они
решают задачи особой общественной
важности.
Принципиальное
отличие казённых предприятий от унитарных
предприятий, основанных на праве
хозяйственного введения, заключается
в том, что государство обязано нести
субсидиарную ответственность по их
обязательствам, и соответственно
казённые предприятия не могут быть
признаны несостоятельными.
Такое предприятие
овладеет, распоряжается и пользуется
этим имуществом в пределах, установленных
законом; в соответствии с целями своей
деятельности, заданиями собственника
имущества и назначением этого имущества.
Основным условием
создания и функционирования казённых
предприятий являются необходимость
поставки товаров, оказание услуг или
выполнение работ для государственных
нужд.
Как коммерческая
организация казённое предприятие должно
быть самофинансируемым. Порядок
финансирования деятельности коммерческих
структур, в том числе связанной с
выполнением плана развития и плана-заказа,
за счёт собственных доходов, определён
Правительством. Это должно быть нормой
в рыночной экономике.
Собственник
имущества вправе: изъять лишнее,
используемое не по назначению или
неиспользуемое имущество, закреплённое
им за казённым предприятием, либо
приобретённое этим предприятием за
счёт средств, выделенных ему собственником
на приобретение этого имущества.
Имуществом, изъятым у казённого
предприятия, собственник вправе
распорядиться по своему усмотрению.
Наименование у
унитарного предприятия на праве
оперативного должно содержать указание
на то, что такое предприятие является
казённым.
Статьи
п.296 и 297
Гражданского Кодекса и ФЗ
«О государственных и муниципальных
унитарных предприятиях» содержат права
казённого предприятия на закреплённое
за ним имущество.
Основанием для
решения о ликвидации госпредприятия и
создании казённого являются: отсутствие
прибыли по итогам последних 2 лет;
нецелевое израсходование федеральных
средств; использование недвижимого
имущества, закреплённого на праве
хозяйственного ведения, с нарушением
действующих правил. Таким образом, любое
предприятие может быть ликвидировано
в порядке наказания при наличии хотя
бы одного из 3 перечисленных условий.
Только на базе наказанных федеральных
предприятий предполагается создание
казённых заводов.
На основе объединения
имущества, находящегося в собственности
РФ, субъектов РФ или муниципальных
образований создание унитарных
предприятий запрещено.
Создавать филиалы
и открывать представительствах унитарное
предприятие может при согласовании с
собственником его имущества.
Одной из неразрешённых
проблем, которая замедляет процесс
развития российского общества, является
научная юридическая оценка роли
государственного участия унитарных
предприятий в российской экономике.
Можно добавить,
что личная выгода предпринимателей
унитарных предприятий легко
отождествляется с личной
выгодой
чиновника, возглавляющего это предприятие.
Однако их
деятельность может рассматриваться
ещё и как
деятельность производственная, которая
даёт полезный продукт для общества.
Унитарное
предприятие производит
не только
товары и услуги,
а главное, условия для обеспечения
благополучия граждан и развития общества.
Кстати, своё
определение государственные унитарные
предприятия получили со вступлением в
силу первой части Гражданского Кодекса
РФ в 1994 г.
Примерный перечень
случаев создания ГУПов и МУПов
Государственные
и муниципальные унитарные предприятия
создаются при необходимости:
– осуществления
деятельности в целях решения социальных
задач (в том числе реализации определенных
товаров и услуг по минимальным ценам);
– осуществления
научной и научно-технической деятельности
в отраслях, связанных с обеспечением
безопасности РФ;
– использования
имущества, приватизация которого
запрещена, в том числе имущества, которое
необходимо для обеспечения безопасности
РФ;
– производства
отдельных видов продукции, изъятой из
оборота или ограниченно оборотоспособной.
– осуществления
деятельности, предусмотренной федеральными
законами исключительно для государственных
унитарных предприятий;
– разработки и
изготовления отдельных видов продукции,
находящейся в сфере интересов РФ и
обеспечивающей ее безопасность;
Казённые предприятия
создаются при необходимости:
– предназначения
оказываемых услуг для федеральных
государственных нужд, нужд субъекта РФ
или муниципального образования;
– разработки и
производства отдельных видов продукции,
обеспечивающей безопасность Российской
Федерации;
– использования
имущества, приватизация которого
запрещена, в том числе имущества,
необходимого для обеспечения безопасности
РФ, функционирования воздушного,
железнодорожного и водного транспорта,
реализации иных стратегических интересов
РФ;
– осуществления
деятельности, предусмотренной федеральными
законами исключительно для казённых
предприятий; также по производству
товаров, выполнению работ, оказанию
услуг, реализуемых по установленным
государством ценам в целях решения
социальных задач;
– производства
отдельных видов продукции, изъятой из
оборота или ограниченно оборотоспособной;
– осуществления
отдельных дотируемых видов деятельности
и ведения убыточных производств.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О государственных и муниципальных унитарных предприятиях
Принят Государственной Думой 11 октября 2002 года
Одобрен Советом Федерации 30 октября 2002 года
(В редакции федеральных законов от 08.12.2003 № 169-ФЗ, от 18.12.2006 № 231-ФЗ, от 24.07.2007 № 212-ФЗ, от 01.12.2007 № 318-ФЗ, от 02.07.2010 № 152-ФЗ, от 18.07.2011 № 220-ФЗ, от 19.07.2011 № 246-ФЗ, от 06.11.2011 № 291-ФЗ, от 30.11.2011 № 362-ФЗ, от 03.12.2012 № 240-ФЗ, от 02.07.2013 № 188-ФЗ, от 28.12.2013 № 396-ФЗ, от 05.05.2014 № 99-ФЗ, от 04.11.2014 № 337-ФЗ, от 13.07.2015 № 216-ФЗ, от 23.11.2015 № 312-ФЗ, от 23.05.2016 № 149-ФЗ, от 18.07.2017 № 177-ФЗ, от 29.07.2017 № 267-ФЗ, от 29.12.2017 № 470-ФЗ, от 03.08.2018 № 322-ФЗ, от 28.11.2018 № 452-ФЗ, от 02.12.2019 № 394-ФЗ, от 27.12.2019 № 469-ФЗ, от 27.12.2019 № 485-ФЗ, от 31.07.2020 № 294-ФЗ, от 23.11.2020 № 378-ФЗ, от 02.07.2021 № 351-ФЗ, от 02.07.2021 № 352-ФЗ, от 30.12.2021 № 436-ФЗ)
(С учетом федеральных конституционных законов от 04.10.2022 № 5-ФКЗ, от 04.10.2022 № 6-ФКЗ, от 04.10.2022 № 7-ФКЗ, от 04.10.2022 № 8-ФКЗ)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Настоящий Федеральный закон определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия (далее также – унитарное предприятие), права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.
Статья 2. Унитарное предприятие
1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального государственного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом” в порядке, установленном Федеральным законом “О Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом”. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение “Национальный исследовательский центр “Институт имени Н.Е.Жуковского” в соответствии с Федеральным законом “О Национальном исследовательском центре “Институт имени Н.Е.Жуковского”. От имени Российской Федерации права собственника имущества государственного унитарного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос” в порядке, установленном Федеральным законом “О Государственной корпорации по космической деятельности “Роскосмос”. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение “Национальный исследовательский центр “Курчатовский институт” в соответствии с Федеральным законом “О национальном исследовательском центре “Курчатовский институт”. (В редакции федеральных законов от 01.12.2007 № 318-ФЗ; от 06.11.2011 № 291-ФЗ; от 04.11.2014 № 337-ФЗ; от 13.07.2015 № 216-ФЗ; от 23.11.2015 № 312-ФЗ; от 23.05.2016 № 149-ФЗ)
От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.
Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).
Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.
2. В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:
унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, – федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также – государственное предприятие), муниципальное предприятие;
унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, – федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также – казенное предприятие).
3. Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.
4. Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не допускается.
5. Под федеральным унитарным предприятием, имеющим стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, в целях настоящего Федерального закона понимается:
1) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, включенные в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Президентом Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества”;
2) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, включенные в перечень стратегических предприятий и организаций, утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”;
3) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, определенные отдельным решением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
(Дополнение пунктом – Федеральный закон от 29.07.2017 № 267-ФЗ)
Статья 3. Правоспособность унитарного предприятия
1. Унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
2. Унитарное предприятие считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц с особенностями, установленными статьей 10 настоящего Федерального закона.
Унитарное предприятие создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом.
Унитарное предприятие вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами с учетом требований, установленных статьей 241 настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 267-ФЗ)
Государственное или муниципальное предприятие до момента завершения формирования собственником его имущества уставного фонда не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением государственного или муниципального предприятия.
3. Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, унитарное предприятие может осуществлять только на основании лицензии.
Статья 4. Фирменное наименование унитарного предприятия и его место нахождения
1. Унитарное предприятие должно иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Унитарное предприятие вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
Полное фирменное наименование государственного или муниципального предприятия на русском языке должно содержать слова “федеральное государственное предприятие”, “государственное предприятие” или “муниципальное предприятие” и указание на собственника его имущества – Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
Полное фирменное наименование казенного предприятия на русском языке должно содержать слова “федеральное казенное предприятие”, “казенное предприятие” или “муниципальное казенное предприятие” и указание на собственника его имущества – Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
Фирменное наименование унитарного предприятия на русском языке и на языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму унитарного предприятия. (В редакции Федерального закона от 18.12.2006 № 231-ФЗ)
Иные требования к фирменному наименованию унитарного предприятия устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации. (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 18.12.2006 № 231-ФЗ)
2. Место нахождения унитарного предприятия определяется местом его государственной регистрации.
3. Унитарное предприятие должно иметь почтовый адрес, по которому с ним осуществляется связь, и обязано уведомлять об изменении своего почтового адреса орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
Статья 5. Филиалы и представительства унитарного предприятия
1. Унитарное предприятие по согласованию с собственником его имущества может создавать филиалы и открывать представительства.
Создание унитарным предприятием филиалов и открытие представительств на территории Российской Федерации осуществляются с соблюдением требований настоящего Федерального закона и иных федеральных законов, а за пределами территории Российской Федерации также в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого создаются филиалы или открываются представительства унитарного предприятия, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
2. Филиалом унитарного предприятия является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения унитарного предприятия и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
3. Представительством унитарного предприятия является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения унитарного предприятия, представляющее интересы унитарного предприятия и осуществляющее их защиту.
4. Филиал и представительство унитарного предприятия не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденных унитарным предприятием положений. Филиал и представительство наделяются имуществом создавшим их унитарным предприятием.
Руководитель филиала или представительства унитарного предприятия назначается унитарным предприятием и действует на основании его доверенности. При прекращении трудового договора с руководителем филиала или представительства доверенность должна быть отменена унитарным предприятием, выдавшим ее.
Филиал и представительство унитарного предприятия осуществляют свою деятельность от имени создавшего их унитарного предприятия. Ответственность за деятельность филиала и представительства унитарного предприятия несет создавшее их унитарное предприятие.
5. Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его филиалах и представительствах. Сообщения об изменениях в уставе унитарного предприятия сведений о его филиалах и представительствах представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Указанные изменения в уставе унитарного предприятия вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.
Статья 6. Участие унитарных предприятий в коммерческих и некоммерческих организациях
1. Унитарные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с федеральным законом допускается участие юридических лиц.
Унитарные предприятия не вправе выступать учредителями (участниками) кредитных организаций.
2. Решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия.
Распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию акциями осуществляется унитарным предприятием только с согласия собственника его имущества.
Статья 7. Ответственность унитарного предприятия
1. Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования).
2. Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
3. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.
Глава II. УЧРЕЖДЕНИЕ УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Статья 8. Учреждение унитарного предприятия
1. Учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
11. Органы публичной власти федеральной территории осуществляют функции и полномочия учредителя государственных, муниципальных унитарных предприятий от имени Российской Федерации или от имени федеральной территории с учетом положений федерального закона о федеральной территории. (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 02.07.2021 № 351-ФЗ)
2. Решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти или органами публичной власти федеральной территории в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов. (В редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 351-ФЗ)
(Абзац утратил силу – Федеральный закон от 23.05.2016 № 149-ФЗ)
Решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия создаются в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, с соблюдением требований, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации. (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 27.12.2019 № 485-ФЗ)
(Пункт в редакции Федерального закона от 03.12.2012 № 240-ФЗ)
3. Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства Российской Федерации.
Казенное предприятие субъекта Российской Федерации учреждается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.
Муниципальное казенное предприятие учреждается решением органа местного самоуправления, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.
4. Унитарное предприятие может быть создано в случаях:
1) предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
2) обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в области разведывательной деятельности, в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, в области транспортной безопасности, в сфере международных отношений Российской Федерации, в сфере государственной охраны, в сфере внутренних дел, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности высших органов государственной власти Российской Федерации;
3) осуществления деятельности в сферах естественных монополий;
4) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
5) осуществления деятельности в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;
6) осуществления деятельности за пределами территории Российской Федерации;
7) осуществления деятельности в области обращения с радиоактивными отходами, включая захоронение радиоактивных отходов, деятельности по использованию объектов инфраструктуры морского порта, находящихся исключительно в федеральной собственности, присвоения унитарным предприятиям статуса федеральной ядерной организации.
(Пункт в редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 485-ФЗ)
41. При необходимости устранения последствий чрезвычайной ситуации, недопущения угрозы нормальной жизнедеятельности населения по мотивированному представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) Правительство Российской Федерации вправе принять решение о возможности создания унитарного предприятия или сохранения унитарного предприятия для осуществления деятельности, не предусмотренной пунктом 4 настоящей статьи. Правительство Российской Федерации рассматривает мотивированное представление высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и принимает по нему реше
Для чего нужны унитарные предприятия
Хотя такие предприятия и называются коммерческими, но далеко не всегда они приносят прибыль. Тогда почему они так важны государству? УП создают в нескольких случаях.
- Убыточные организации действительно никому не интересны, а решать социальные задачи необходимо. Например, предоставлять населению жилищно-коммунальные услуги по доступным ценам или содержать муниципальные поликлиники и школы. Поэтому государство и берет унитарные предприятия «под крыло».
- Имущество, которое передают унитарным организациям, по закону нельзя приватизировать. Поэтому и создают УП, чтобы оно не лежало мертвым грузом, а приносило доход при производстве товаров и услуг.
- Возмещение расходов, которые несет собственник имущества на его содержание.
- Есть виды деятельности, которые находятся под контролем государства, их не передают в частные руки: например, потребности государства, безопасность страны, научная деятельность. Сюда можно отнести работу Монетного двора, оборонных предприятий, корпораций, связанных с атомной энергией и космической деятельностью, национальных исследовательских центров и пр.
Достоинства и недостатки унитарных предприятий
К плюсам можно отнести следующее:
- решают важные социально значимые вопросы;
- ведут деятельность под защитой государственных или муниципальных органов;
- могут рассчитывать на финансовую поддержку от государства – дотации, субсидии и т. д.;
- имеют минимальный риск банкротства, т. к. собственник приложит все усилия, чтобы этого не случилось;
- вправе получать прибыль за счет имущества, переданного в управление;
- находятся в более выгодном положении при проведении закупочных процедур, так как контракты для обеспечения нужд государства или муниципалитета имеют жесткие рамки и отсекают неподходящих кандидатов;
- довольно часто выступают единственным игроком при предоставлении услуг населению – поставка электроэнергии, организация перевозки населения и т. д.

Из недостатков можно выделить:
- строгий надзор за деятельностью от вышестоящих инстанций;
- многоэтапный и затяжной процесс согласования при заключении крупных договоров;
- необходимость согласовывать любые реорганизационные вопросы с собственником имущества;
- необходимость направлять весомую часть прибыли в счет государственного бюджета;
- неповоротливость и бюрократизм в решении управленческих вопросов.
Задумали открыть собственный бизнес? Одобряем ваше стремление! И поможем финансово – кредит для бизнеса под отличный процент от Совкомбанка.
Если вы горите идеей об открытии своего бизнеса, мы можем помочь вам! В Совкомбанке доступны кредиты для предпринимателей до 30 млн рублей. Вы составили бизнес-план и знаете, сколько средств вам понадобится для открытия собственного бизнеса? Смело рассчитывайте кредит и ежемесячный платеж по нему на нашем специальном калькуляторе!
Откуда взялось такое название
Унитарное предприятие (УП) является коммерческой организацией. У него есть имущество, но УП не может им владеть. Собственником и учредителем выступают государство, субъект России или муниципалитет. Унитарному предприятию его передают на правах оперативного управления или ведения хозяйственной деятельности.
Слово «унитарное» заимствовано из латинского ūnitās, что значит «единый, неделимый» – имущество запрещено разделять по долям, паям или вкладам, им владеет один собственник. Деятельность унитарных предприятий регулирует ФЗ №161 от 14.11.2002 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Чтобы быть спокойным за бизнес, создайте подушку безопасности. Открывайте срочный депозит в Совкомбанке на срок до 365 дней. И выбирайте, как вы хотите получать проценты: ежемесячно или по истечении всего срока. Подключить депозит можно онлайн.
Любой бизнес нуждается в подушке безопасности. Срочный депозит от Совкомбанка поможет защитить накопления от инфляции. Закажите обратный звонок на сайте банка и подключите депозит онлайн.
Что будет с ГУП и МУП в 2025 году
Согласно статье № 485-ФЗ от 27 декабря 2019 г., в скором времени должно будет сильно сократиться число ГУП и МУП. Унитарные предприятия должны будут вести деятельность в конкретных сферах:
- культура, искусство, кинематограф, сохранение культурного наследия;
- естественные монополии;
- деятельность вне территории РФ;
- обращение с радиоактивными отходами;
- обустройство быта населения Крайнего Севера и приравненной к нему местности;
- иные случаи, прописанные в федеральных законах, актах президента и правительства РФ.
Унитарные предприятия, которые не соответствуют этим условиям, необходимо реорганизовать (например, в акционерное общество) или ликвидировать – до 1 января 2025 года. Иначе их будут ликвидировать по решению суда. Иск будет исходить от антимонопольной службы. В отдельных случаях унитарные предприятия могут продолжить работу – если существует риск ухудшения условий жизнедеятельности населения.
Таким образом власти планируют сократить расходы на поддержку убыточных предприятий. Также должны покинуть рынок организации, чья работа не соответствовала первоначальным целям. Это поможет развить здоровую конкурентную среду и улучшить качество предоставляемых населению услуг.
Какие бывают унитарные предприятия
Их разделяют на три группы.
- ФГУП – федеральное государственное унитарное предприятие. Собственник имущества – государство. Имущество также может складываться из заемных средств банков, собственной прибыли, гос. дотаций. У таких организаций чаще всего две цели: решение государственных задач на федеральном уровне и получение прибыли. Часть прибыли они должны перечислять в федеральный бюджет.
- ГУП – учредителями, как и собственниками имущества, выступают региональные власти.
- МУП – муниципальное унитарное предприятие. Решение о его создании чаще всего исходит от органов местного самоуправления. Они же и являются собственниками переданного имущества. Действуют в рамках нормативных актов органов местного самоуправления (администрации района, города). Чаще МУПы ведут деятельность на государственные дотации.

Отличаются они также и величиной уставного фонда. Самый большой предусмотрен для ФГУП – не менее 500 тысяч рублей, а для МУП он не должен быть менее 100 тысяч рублей.
Примеры ФГУП: «Охрана» Росгвардии, «Российская телевизионная и радиовещательная сеть», «Специальное конструкторское бюро Института радиотехники и электроники Российской академии наук».
Примеры ГУП: «Мосгортранс», ГУП Волгоградской области «Волгоградавтотранс», ГУП Саратовской области «Облводстрой».
Примеры МУП: «Расчетный центр», «Горэлектротеплосеть», «Ленинская центральная районная больница».
Полный список российских унитарных предприятий можно посмотреть на сайте РОСЕГРЮЛ. Там собраны действующие и ликвидированные организации.
Чем МУП отличается от МБУ?
Их довольно часто путают между собой. МБУ расшифровывается как муниципальное бюджетное учреждение. Оно, в отличие от МУП, не преследует коммерческую цель, а направлено на благо населения. Сферы деятельности, где встречаются МБУ, – спорт, образование, культура, социальная защита и занятость населения. Это могут быть дошкольные и образовательные учреждения, дома офицеров, реабилитационные центры и т. д.
Такие учреждения находятся под контролем и защитой государства, которое выделяет из бюджета средства для их существования.
Что такое национализация простыми словами
Право распоряжаться имуществом
Унитарному предприятию передают имущество для хозяйственного ведения или оперативного управления.