Прозрачность и бенефициарная собственность юридических лиц

(введена Федеральным законом от 23.06.2016 N 215-ФЗ)

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 6.1

1. Юридическое лицо обязано располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона.

2. Предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи обязанность не распространяется на лиц, указанных в абзацах втором – шестом подпункта 2 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 28.04.2023 N 165-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Юридическое лицо обязано:

1) регулярно, но не реже одного раза в год либо в случае изменения сведений обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах и документально фиксировать полученную информацию;

(в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 233-ФЗ)

2) хранить информацию о своих бенефициарных владельцах и о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, не менее пяти лет со дня получения такой информации.

4. Юридическое лицо вправе запрашивать у физических и юридических лиц, являющихся учредителями или участниками данного юридического лица или иным образом контролирующих его, информацию, необходимую для установления своих бенефициарных владельцев и обновления полученных сведений.

5. Физические и юридические лица, являющиеся учредителями или участниками юридического лица или иным образом контролирующие его, обязаны представлять данному юридическому лицу имеющуюся у них информацию, необходимую для установления его бенефициарных владельцев, а также сведения об изменении такой информации. Передача такой информации (сведений) в соответствии с положениями настоящей статьи не является нарушением законодательства Российской Федерации о персональных данных.

6. Юридическое лицо обязано представлять имеющуюся документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, по запросу уполномоченного органа, налоговых органов или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере регистрации некоммерческих организаций. Порядок и сроки представления информации о бенефициарных владельцах юридического лица и о принятых мерах по установлению в отношении таких бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, определяются Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2016 N 471-ФЗ, от 05.12.2022 N 498-ФЗ)

7. Информация о бенефициарных владельцах юридического лица раскрывается в его отчетности в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

7.1. Положения пунктов 1 – 7 настоящей статьи распространяются на иностранные юридические лица и иностранные структуры без образования юридического лица, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации.

(п. 7.1 введен Федеральным законом от 28.06.2021 N 233-ФЗ)

8. Для целей настоящей статьи под бенефициарным владельцем понимается физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия.

Бенефициарный владелец – это физическое лицо, которое может контролировать деятельность компании. Контроль осуществляется как де-юре, так и де-факто.

Вопрос: Какие документы нужно получить для установления бенефициарного владельца от иностранной организации? Когда запрашивать подтверждение иностранного резидентства для применения положений соглашения об избежании двойного налогообложения?
Посмотреть ответ

Кто такой бенефициарный владелец

Бенефициар – это физическое лицо, принимающее участие в юридическом лице. Размер этого преобладающего участия составляет более 25%. Это же лицо имеет полномочия по контролю над действиями ЮЛ. Значение рассматриваемого понятия зависит от конкретной сферы.

Бенефициарным владельцем могут являться эти лица:

Часто сведения о бенефициарном владельце скрываются. Делается это для обеспечения безопасности деятельности компании, а также для предупреждения претензий со стороны государственных структур.

Как общества осуществляют учет и раскрытие информации о бенефициарах?

Законодательная база

Термин «бенефициар» дан в ФЗ №115 (абзац 13 статья 3). Закон этот регулирует область противодействия отмыванию средств. ФЗ №115 обязывает финансовые учреждения устанавливать бенефициарных владельцев. Там же даны критерии для их выявления. Поправка к ФЗ дана в законе №215. В положении содержатся нюансы обнародования соответствующих сведений ЮЛ. ФЗ обязывает юридических лиц заносить в базы данных информацию о бенефициарах. Сведения должны обновляться раз в год.

Есть ли у некоммерческой организации бенефициарный владелец?

Определение бенефициаров позволяет увеличить «прозрачность» работы фирм, предотвратить легализацию доходов, добытых преступным путем. Отношения с этими лицами регулируются Положением ЦБ №499. Это Положение содержит следующую информацию:

Дополнительная информация раскрывается в письмах Центробанка. Эти письма содержат различные пояснения, разбор исключительных случаев.

Как определить бенефициара

Бенефициарами могут быть как один, так и несколько фактических владельцев фирмы. Отличительный признак таких собственников – наличие возможности различной степени влияния на деятельность компании. Установить бенефициаров, как правило, сложно. Дело в том, что информация о таких владельцах может вовсе не фигурировать в документах фирмы. Также сведения о собственниках могут содержаться в официальных бумагах, но степень их участия может быть занижена. Отсутствие информации о бенефициарах может быть связано с этими причинами:

Для сокрытия бенефициаров используются различные схемы. Для установления скрытых владельцев нужно знать все эти схемы. Как правило, для сокрытия сведений используется особый метод оформления имущества и правоустанавливающих документов. К примеру, лицо получает доступ к счетам фирмы по доверенности. Доверенность предоставляется «подставным» руководителем. В итоге бенефициар фактически наделяется правом собственности на акции на предъявителя. Вместо «подставного» директора могут фигурировать номинальные владельцы ценных бумаг.

ВАЖНО! Существует также термин «конечный бенефициар». Что он обозначает? В процессе установления фактических владельцев выявляется цепочка выгодоприобретателей. Данная цепочка завершается основным получателем выгоды – конечным бенефициаром. Это лицо, получающее доход от работы фирмы.

Чем отличается бенефициар от выгодоприобретателя

В законодательстве других стран бенефициар и выгодоприобретатель – это тождественные понятия. Однако в законах РФ различают эти термины. Бенефициарный владелец – понятие более узкое. Бенефициар, в отличие выгодоприобретателя, владеет большее 25% долей в капитале фирм. У этого лица есть доступ к управлению. То есть бенефициарный владелец – это более значимый участник. По этой причине именно бенефициаров пытаются выявить официальные структуры.

Кому нужны данные о бенефициарных владельцах

Информация запрашивается для противодействия следующим правонарушениям:

Информация может запрашиваться также частными ЮЛ. К примеру, это могут быть финансовые учреждения, предоставляющие кредиты. Для выдачи займа учреждение запрашивает информацию о бенефициарах. Эти сведения позволяют оценить репутацию фирмы, а также проанализировать риски кредитования. Финансовые компании, в свою очередь, предоставляют соответствующую информацию Росфинмониторингу. Под финансовыми компаниями понимаются следующие субъекты:

Информация о бенефициарах должна передаваться следующим структурам:

Если фирмы отказываются предоставить нужные сведения, на них накладывается штраф. Данные о бенефициарном владельце запрашиваются при заключении контрактов, касающихся государственных закупок. Фирма в ответ на запрос должна отправить документ, включающий в себя информацию о собственниках, в том числе физических лицах, которые считаются учредителями.

Права бенефициаров

Бенефициарный владелец получает права только в том случае, если отношения с ними оформлены официально. Рассмотрим права бенефициаров:

Точный перечень прав зависит от того, в какой именно области работает бенефициарный владелец.

Защита прав бенефициара

Права бенефициарного владельца часто нарушаются. Рассмотрим самые распространенные правонарушения:

ВАЖНО! Для предупреждения нарушения прав рекомендуется оформлять соглашения в письменном виде. В договоре нужно прописать положения, устанавливающие контроль над организацией. В них можно вписать пункты о необходимости неразглашения информации, возмещения ущерба от неправомерных или непрофессиональных действий.

Может ли компания существовать без бенефициаров?

Компании, в состав которых не входят бенефициарные владельцы, – это, как правило, некоммерческие субъекты. То есть целью их деятельности не является извлечение прибыли. Если это коммерческий субъект, всегда будут лица, которые являются конечными получателями дохода. Однако часто определить конечного бенефициара почти невозможно.

К СВЕДЕНИЮ! Несмотря на то что государственные структуры пытаются установить бенефициарного владельца, в результате редко возможно получить всю нужную информацию. Связано это с тем, что существует неограниченное число схем, служащих для сокрытия личности бенефициара.

С декабря 2016 года юридические лица обязаны устанавливать, хранить и раскрывать при определенных условиях информацию о своих бенефициарных владельцах.

Несмотря на то что положения об этом действуют более трех лет, практика привлечения к ответственности за их нарушение все еще развивается. Например, форма запроса соответствующей информации ФНС России вступила в силу только в 2019 году. Кроме того, споры о привлечении компаний к административной ответственности набирают обороты.

Ниже мы подготовили краткий разбор указанных обязанностей, чтобы компании понимали, что от них требуется, и не опасались привлечения к ответственности из-за отсутствия сведений о бенефициарных владельцах.

О чем идет речь?

23 декабря 2016 года вступили в силу поправки к федеральному закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В соответствии с нововведениями (ст. 6.1. упомянутого закона) юридическое лицо обязано обладать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению сведений о них.

Помимо прочего, юридическое лицо обязано:

Кто понимается под бенефициарным владельцем?

Под бенефициарным владельцем понимается физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25% в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия.

Говоря простым языком, к бенефициарным владельцам можно отнести физических лиц — участников/акционеров общества, которые владеют более 25% акций/долей юридического лица.

К ним также относятся физические лица – участники/акционеры компании, владеющей акциями/долями юридического лица, у которого запрашивается информация.

Тем не менее определение бенефициарного владельца является открытым, и к нему могут быть отнесены иные физические лица, которые имеют возможность контролировать действия компании.

Какую информацию необходимо устанавливать и представлять о бенефициарных владельцах?

Закон прямо предписывает устанавливать следующие сведения о бенефициарных владельцах:

1) фамилию, имя, отчество;

3) дату рождения;

4) реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации;

5) адрес места жительства (регистрации) или места пребывания;

6) идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Кроме того, мы не исключаем, что уполномоченные органы будут наставить на представлении и иной информации, например:

Что понимается под обоснованными и доступными в сложившихся обстоятельствах мерами по установлению юридическим лицом информации о бенефициарных владельцев?

Закон не раскрывает данные меры. Росфинмониторинг понимает под ними запросы учредителям, участникам и иным контролирующим лицам и ответы на них (Письмо Росфинмониторинга от 29 июля 2019 года № 01-04-05/17015, Информационное сообщение Росфинмониторинга «О порядке раскрытия юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах в соответствии со статьей 6.1 федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»). Необходимо отметить, что право юридического лица запрашивать у физических и юридических лиц, являющихся учредителями или участниками данного юридического лица или иным образом контролирующих его, информацию, необходимую для установления своих бенефициарных владельцев, прямо предусмотрено законом.

Тем не менее в одном из дел юридическое лицо было освобождено от административной ответственности, поскольку обоснованными и доступными в сложившихся обстоятельствах мерами были признаны направленные в адрес компаний-участников юридического лица письма с просьбой представить информацию об учредителях/участниках/бенефициарных владельцах-физических лицах таких компаний (Постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 13 декабря 2019 года по делу № 16-90/2019).

Распространяются ли данные обязанности только на российские компании?

Закон не содержит уточнений о том, что обязанности распространяются только на российские юридические лица. Мы не выявили разъяснений государственных органов или примеры из судебной практики, касающиеся этого вопроса.

Тем не менее мы не исключаем, что требования о раскрытии информации о бенефициарных владельцах могут быть предъявлены и иностранным компаниям, которые осуществляют деятельность и/или имеют представительства/филиалы на территории РФ.

Каков порядок направления запроса налоговыми органами или Росфинмониторингом?

Общие вопросы, связанные с направлением запросов (например, способы направления), регламентированы в Правительства РФ от 31 июля 2017 года № 913.

Какие могут быть основания для направления запроса?

Запрос информации не должен быть обусловлен какими-либо причинами — закон не содержит соответствующих ограничений.

Каков порядок направления ответа на соответствующий запрос?

Вопросы, связанные с порядком представления запроса, также установлены в Правительства РФ от 31 июля 2017 года № 913.

При получении запроса юридическое лицо должно представить сведения о бенефициарных владельцах в течение пяти рабочих дней. Сведения о бенефициарных владельцах представляются по состоянию на дату, указанную в запросе.

Можно ли представить сведения после истечения срока для получения ответа на запрос? Будет ли это являться основанием для освобождения от ответственности?

Формально представление сведений по истечении пяти рабочих дней со дня получения запроса может рассматриваться как основание для привлечения к ответственности даже в том случае, если указанные сведения были представлены до составления протокола об административном правонарушении ( Московского городского суда от 15 ноября 2019 года по делу № 4а-6053/19).

Можно ли не представлять сведения по запросу?

В некоторых случаях устанавливать, хранить и представлять информацию о своих бенефициарных владельцах не требуется.

Данная обязанность не распространяется на:

Как государственные органы могут использовать полученные сведения?

В соответствии с информацией на сайте ФНС России представленная информация может использоваться при проведении предпроверочного анализа, налоговой проверки, а также в ходе процедуры банкротства.

Мы не исключаем, что данная информация может использоваться и для других целей.

Нами не была выявлена позиция Росфинмониторинга по вопросу использования соответствующей информации.

Какие последствия могут ожидать компанию в случае непредставления сведений о бенефициарных владельцах?

При непредставлении информации возможно наложение административного штрафа (ст.14.25.1.

Нами не выявлена практика, в соответствии с которой налоговые органы или Росфинмониторинг пытались привлечь к ответственности за непредставление сведений по повторному запросу после того, как лицо уже было признано виновным в совершении административного правонарушения.

Тем не менее, суды при рассмотрении споров отказывали в привлечении к ответственности по сходным составам правонарушений (например, ст. 19.7.3. КоАП РФ «Непредставление информации в Банк России») за непредставление информации на основании повторного запроса с тем же содержанием ( Арбитражного суда Уральского округа от 30 августа 2017 года № Ф09-4474/17 по делу № А07-16995/2016).

Важно отметить, что повторный запрос направлялся в течение нескольких месяцев с момента отправки первоначального. Согласно закону лицо, которому назначено наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (

Следовательно, в любом случае к ответственности за непредставление информации в ответ на повторный запрос лицо может быть привлечено по истечении соответствующего срока в один год.

Алексей Зайцев, юрист Deloitte Legal, Ляйсан Мингазова, младший юрист Deloitte Legal.

Обращаем внимание, что настоящая публикация содержит исключительно информацию общего характера. Ни компания «Делойт Туш Томацу Лимитед», ни входящие в нее юридические лица, ни их аффилированные лица не предоставляют посредством данного сообщения каких-либо консультаций или услуг профессионального характера. Прежде чем принять какое-либо решение или предпринять какие-либо действия, которые могут отразиться на вашем финансовом положении или состоянии дел, проконсультируйтесь с квалифицированным специалистом. Ни одно из юридических лиц, входящих в международную сеть «Делойт», не несет ответственности за какие-либо убытки, понесенные любым лицом, использующим настоящую публикацию.

При открытии расчётного счёта банк требует у Образовательного фонда предоставить сведения о бенефициарных владельцах.

Письмо об отсутствии бенефициарных владельцев у фонда, как у некоммерческой организации, банк не устроило со следующей мотивацией:

На основании п. 1.2 ст.7 Федерального закона 115-ФЗ, идентификация бенефициарных владельцев не проводится только в случае принятия на обслуживание клиентов, являющихся:

У всех остальных, даже у некоммерческих организаций, если они (или их участники, более 50% доли которых принадлежит государству) не относятся к выше перечисленным, должны выявлять бенефициара. В случае невозможности выявления необходимо признать таковым руководителя компании (ЕИО).

С проблемой идентификации бенефициарных владельцев сталкиваются многие некоммерческие организации, в том числе благотворительные фонды, образовательные организации в форме автономных некоммерческих организаций, товарищества собственников недвижимости, потребительские кооперативы.

На мой взгляд, проблема является надуманной, т.к. вполне очевидно, что у некоммерческой организации не может быть бенефициарного владельца.

Однако при принятии клиентов на обслуживание банки безапелляционно требуют предоставить информацию о бенефициарном владельце организации. Так называемые «комфортные письма» организаций об отсутствии бенефициарных владельцев у некоммерческой организации не вписываются в мироощущение представителей банков: как мантра повторяется п. 1 ст. 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём и финансированию терроризма» (далее – ФЗ о противодействии легализации), в соответствии с которым юридическое лицо обязано располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 ФЗ о противодействии легализации (ФИО, гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность и пр.).

Если организация не располагает сведениями о бенефициарном владельце (бенефициарный владелец не выявлен), банк буквально требует указать таковым единоличный исполнительный орган, ссылаясь на абз. 7 пп. 2 п. 1 ст. 7 ФЗ о противодействии легализации.

Аналогичная позиция ранее находила своё отражение в письме Банка России от 28.01.2014 № 14-Т «Об Информационном письме по вопросам идентификации организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, бенефициарных владельцев».

Однако, как позднее указал Банк России в Методических рекомендациях по идентификации кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями бенефициарных владельцев клиентов – юридических лиц (утверждены 27.06.2017 № 12-МР), в случае непредставления клиентом – юридическим лицом сведений о своём бенефициарном владельце не допускать признания бенефициарным владельцем клиента его единоличного исполнительного органа в «автоматическом» порядке, то есть без проведения соответствующих мероприятий и анализа полученных от клиента документов и сведений. На практике не исключены случаи, когда ЕИО может быть обоснованно признан бенефициарным владельцем юридического лица, если будет установлено, что ЕИО соответствует критериям, определённым ст. 3 ФЗ о противодействии легализации.

При этом, неисполнение юридическим лицом обязанностей по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, определённых законодательством РФ, по запросу уполномоченного органа (Росфинмониторинга) или налоговых органов влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 40 000 рублей; на юридических лиц – от 100 000 до 500 000 рублей (ст. 14.25.1 КоАП РФ).

Вышеперечисленные обязанности распространяются на всех юридических лиц, за исключением списка, приведённого в абз. 2 – 5 пп. 2) п. 1 ст. 7 ФЗ о противодействии легализации. В него включены, например, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, государственные внебюджетные фонды, государственные корпорации или организации, в которых Российская Федерация, субъекты РФ либо муниципальные образования имеют более 50% акций (долей) в капитале. Что вполне очевидно точно так же, как и тот факт, что Российская Федерация как публичное образование не может быть отнесена к аффилированным лицам.

В соответствии с п. 8 ст. 6.1 ФЗ о противодействии легализации под бенефициарным владельцем понимается физическое лицо, которое в конечном счёте прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 % в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия.

Кроме того, в соответствии с п. 3.3 Положения Банка России от 02.03.2012 года № 375-П кредитная организация принимает решение о признании физического лица бенефициарным владельцем при наличии у такого лица возможности контролировать действия клиента с учётом следующих факторов:

– физическое лицо прямо или косвенно (через третьих лиц, в том числе через юридическое лицо, нескольких юридических лиц либо группу связанных юридических лиц) имеет преобладающее участие (более 25%) в капитале клиента или владеет более 25% от общего числа акций клиента с правом голоса;

– физическое лицо имеет право (возможность), в том числе на основании договора с клиентом, оказывать прямое или косвенное (через третьих лиц, в том числе через юридическое лицо, нескольких юридических лиц либо группу связанных юридических лиц) существенное влияние на решения, принимаемые клиентом, использовать свои полномочия с целью оказания влияния на величину дохода клиента, физическое лицо имеет возможность воздействовать на принимаемые клиентом решения об осуществлении сделок (в том числе, несущих кредитный риск (о выдаче кредитов, гарантий и т.д.), а также финансовых операций.

Согласно пункту 3.4 Положения Банка России от 02.03.2012 № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» и пункту 3.4 Положения Банка России от 15.12.2014 № 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» признание физического лица бенефициарным владельцем должно являться результатом анализа совокупности имеющихся у организации документов и (или) информации о клиенте и о таком физическом лице.

Юридическое лицо может не располагать сведениями о бенефициарном владельце или не выявить его в том случае, когда такой владелец существует, но найти его затруднительно.

К некоммерческим организаций положения ФЗ о противодействии легализации в этой части не могут быть применимы.

Исторический экскурс: в ФЗ о противодействии легализации норма о бенефициарных владельцах и обязанности их идентификации была закреплена Федеральным законом от 30.12.2015 № 424-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма».

Авторы законопроекта в пояснительной записке указали, что обязанность по выявлению бенефициаров предусмотрена, в том числе положениями рекомендации 24 ФАТФ, в соответствии с которой государства должны обеспечить наличие достаточной, точной и своевременной информации о бенефициарной собственности и контроле юридических лиц, которую или доступ к которой могут оперативно получить компетентные органы.

Кроме того, в соответствии с пунктом 31 Коммюнике лидеров Группы 8, принятом в июне 2013 г. в г. Лох-Эри, каждая из стран участников обязалась предпринять усилия по установлению требований к компаниям о получении и хранении ими информации о своих бенефициарных владельцах, а также представлении данной информации сотрудникам компетентных органов.

Также это подтверждается пунктом 77 декларации Группы 20, принятой в сентябре 2013 г. в Санкт-Петербурге, в котором отмечается, что применение мер по обеспечению выполнения рекомендаций Международных стандартов по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (ФАТФ) в отношении выявления бенефициарных владельцев юридических лиц позволит снизить риски использования юридических лиц в противоправных целях.

Вместе с тем, в рекомендации ФАТФ 24 отмечено следующее:

«24. Прозрачность и бенефициарные владельцы юридических лиц

Страны должны принять меры для предотвращения использования юридических лиц для отмывания денег или финансирования терроризма. Страны должны обеспечить наличие достаточной, точной и своевременной информации о бенефициарной собственности и контроле юридических лиц, которую или доступ к которой могут оперативно получить компетентные органы. В частности, страны, в которых юридические лица могут выпускать акции на предъявителя или варранты на предъявителя, либо в которых могут существовать номинальные акционеры или номинальные директора, должны принимать эффективные меры для обеспечения того, чтобы они не использовались для отмывания денег или финансирования терроризма. Странам следует рассмотреть вопрос о принятии мер по облегчению доступа к информации о бенефициарной собственности и контроле для финансовых учреждений и УНФПП, на которых распространяются требования, установленные в Рекомендациях 10 и 22».

Казалось бы, вот он ответ – бенефициарных владельцев можно выявить у «юридических лиц, которые могут выпускать акции на предъявителя или варранты на предъявителя, либо в которых могут существовать номинальные акционеры или номинальные директора», а также у иных коммерческих организаций, уставный капитал которых поделён на доли или права на управление предоставлены акциями.

Дополнительно в терминах и определениях ФАТФ указывают, что значение термина «бенефициар» в Рекомендациях ФАТФ зависит от контекста:

– в трастовом законодательстве бенефициар — это лицо или лица, которые обладают правом на выгоду от любой трастовой договорённости. Бенефициар может быть физическим или юридическим лицом или образованием. Все трасты (кроме благотворительных или предусмотренных законодательством неблаготворительных трастов) обязаны иметь установленных бенефициаров. Хотя трасты обязаны всегда иметь некоего конечного установленного бенефициара, трасты могут не иметь определённых существующих бенефициаров, а только объекты полномочий, до тех пор пока некоторое лицо не получает право бенефицара на доход или капитал по истечении определённого периода, известного как аккумуляционный период. Этот период обычно соразмерен со статусным периодом траста, который обычно называется в трастовом документе как трастовый период.

– в контексте страхования жизни или другого страхового полиса, связанного с инвестированием, бенефициаром является физическое или юридическое лицо, или юридическое образование, или категория лиц, которым будет выплачен доход от полиса, когда наступает страховой случай, который охвачен полисом.

Таким образом, ФАТФ определяет прямо, что у благотворительных организаций не может быть бенефициарного владельца, что логично. О каком участии в капитале некоммерческой организации может идти речь, если имущество, переданное некоммерческой организации для осуществления ею уставной деятельности, не образует уставного (акционерного) капитала и направлено на достижение такой организацией общественно-полезных целей.

Такой же логике следовал законодатель.

В соответствии с гражданским законодательством некоммерческая организация – это юридическое лицо, которое создано не для предпринимательской деятельности: не имеющее извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющее полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 50 ГК РФ; п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – ФЗ об НКО)). Организация вправе совершать действия, которые приносят доход, но только для поддержания работоспособности и достижения своей цели.

В соответствии со ст. 7 ФЗ об НКО фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учреждённая гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Полученная некоммерческой организацией прибыль не подлежит распределению между участниками (членами) некоммерческой организации (п. 3 ст. 26 ФЗ об НКО).

Таким образом, фонд создан без взносов в уставный капитал, соответственно без долей в деятельности организации, где вся полученная прибыль от сделок, если такие есть, не перераспределяется, а тратится на нужды фонда и его уставную деятельность.

На мой взгляд, самым простым выходом было бы внесение в ФЗ о противодействии легализации в подпункт 2) пункта 1 статьи 7 дополнительного абзаца:

«Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев клиентов, в том числе по установлению в отношении их сведений, предусмотренных подпунктом 1 настоящего пункта. Идентификация бенефициарных владельцев клиентов не проводится (за исключением случаев направления уполномоченным органом запроса в соответствии с подпунктом 5 настоящего пункта) в случае принятия на обслуживание клиентов, являющихся:

некоммерческими организациями, преследующими социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели».

С другой стороны, действующую норму нужно толковать таким образом, что банки должны проводить идентификацию бенефициарных владельцев только в тех случаях, когда наличие такого владельца презюмируется. В случае с некоммерческими организациями, в частности с фондами, автономными некоммерческими организациями и прочими НКО, бенефициарный владелец отсутствует как таковой.

Для правильного правоприменения выяснена воля законодателя, благодаря чему можно избежать создание новых ненужных норм.

Но по опыту общения с банками можно с уверенностью утверждать, что пока не будет чёткой нормы в законе или ещё лучше в инструкции Банка России, толковать норму об идентификации бенефициарных владельцев будут не в пользу клиентов.

Может быть есть коллеги, которые сталкивались с ситуацией, когда у НКО выявляли бенефициаров? Интересно узнать о таких случаях.

Концепция бенефициарной собственности

Подборка наиболее важных документов по запросу Концепция бенефициарной собственности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).