Le Monde рассказал прекрасную историю из российского суда. Там посадили на 7 лет очередного случайного человека, опять по статье о «Публичном распространении заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации». Статья начинается саркастическим «не прекращает инноваций российское правосудие». В этот раз они творчески подошли к (необходимому для обвинения) определению слова «публичное». Обвинение строится на записи трёх частных телефонных разговоров, и чтобы квалифицировать их публичными, суд засчитал публикой подслушивавшего разговор офицера полиции. Приводится свидетельство несчастного об испытанном в момент прослушки «чувстве тревоги, страха и незащищенности со стороны государства» — жил бы я в России, не мог бы не разделить его чувств! Тревога и страх от действий России дотягиваются и до Франции. Но обвинили, почему-то, не вызывающих причину страха и тревоги, а говорящего о ней.
С практической точки зрения это, конечно, продолжение террора (в прямом смысле: «запугивания»). Формальная причина прослушивания — старый висяк, убийство 20-летней давности (обвиняемый работал в полиции, хоть и водителем). Но по сути это дело говорит о том, что любой «кухонный разговор» может попасть под определение «публичного заявления». Частное — это публичное, черное — это белое, война — это мир. Прекрасная инновация.
Медуза также более подробно описывает обвинение. Фейками признаны высказывания:* о вывозе из Украины трупов солдат в Беларусь для их сожжения в крематории с целью дальнейшего отказа в выплатах родственникам погибших солдат и сокрытия от россиян количества погибших — формально попадает под определение в статье УК, и (как мне кажется, но я не следил) формально не доказано, что это в действительности было.* об отсутствии в Украине «нацистов» и распространении Россией «фейковой информации» об их наличии — это вообще непонятно, каким образом относится к статье 207.3 УК РФ, это скорее фейк о соседней стране (ах, если бы в России реально наказывали за публичное распространение заведомо ложной информации о соседних странах!) По сути же Ведель сказал «никаких нациков там нет», по контексту очевидно подразумевая отсутствие существенного влияния нацистов на управление Украины (что лично мне кажется правдой), а не отсутствие нацистов вообще на территории Украины (что лично мне кажется неправдой).* о совершении взрывов солдатами РФ на территории Ростовской области с целью провокации и оправдания своего вторжения в Украину — это тоже формально попадает под определение статьи, и тоже вроде как не доказано.* о массовом убийстве солдатами России мирных жителей Украины — а вот это, пусть и попадает под определение статьи УК, вроде как никем не ставится под сомнение. Аж интересно, как именно сформулировало этот момент обвинение? Никаких трупов вообще нет? Они сами себя убили? Или как с определением «публичный», просто забили на логику?
Ещё пишут, что Веделя обвинили по статье 207.3, часть 2, пункты а, б и д. Часть 2 — это просто усугубляющие обстоятельства. Пункт а) лицом с использованием своего служебного положения; б) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; д) по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.И снова интересно, как они хотя бы пытались аргументировать эти пункты? Служебное положение — чин капитана полиции как-то помогает звонить другу по телефону? Предварительный сговор группы лиц — неужели нашли СМС-ку «я тебя наберу?», чем не предварительный сговор? Расплывчатость последнего пункта позволяет представить вообще огромное количество возможных сценариев. Судя по всему, первые два пункта в процессе рассмотрения дела отвалились, виновным признали только по последнему, расплывчатому пункту.
Обращения граждан могут быть в устной, письменной форме, а также в форме электронного документа. В последних двух формах различают такие виды обращений, как предложение, заявление и жалоба (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в ред. 27.11.2017).
Предложение — рекомендация по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.
Заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.
Жалоба — просьба о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод или законных интересов гражданина (или других лиц).
В письменном обращении или обращении в форме электронного документа гражданин указывает (ст. 7 Закона № 59-ФЗ):
1) наименование органа, в который направляется обращение, либо Ф. И. О. или должность лица, к которому он обращается;
2) свои фамилию, имя и отчество (последнее — при наличии);
3) почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ или уведомление о переадресации обращения (в обращении в форме электронного документа указывается адрес электронной почты);
4) суть предложения, заявления или жалобы.
Также необходимо в письменном обращении проставить личную подпись и дату.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов к письменному обращению прикладываются документы и материалы либо их копии. К обращению в форме электронного документа необходимые документы и материалы прилагаются в электронной форме.
На официальных сайтах государственных органов и органов местного самоуправления содержится информация в отношении организации работы с обращениями граждан. В частности, указывается порядок направления гражданами обращений, получения информации по вопросам их рассмотрения, а также порядок организации и проведения личного приема граждан. Кроме того, обращение возможно направить путем заполнения специальной формы на официальном сайте указанных органов.
Ст. помощник прокурора района
В обществе бытует ошибочное мнение, в соответствии с которым авторы (правообладатели) могут разрешать другим лицам использовать свои произведения только на основании заключённых договоров.
Согласно п. 1 ст. 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), исключительное право формируется из следующих правомочий:
Некоторые юристы склонны охватывать вторым правомочием «распоряжение» третье правомочие, но мы считаем, что их нужно разграничивать хотя бы потому, что в упомянутой норме законодатель разместил их в разных абзацах, чем, вероятно, хотел подчеркнуть идентичность последнего.
На наш взгляд, одним из аспектов третьего правомочия правообладателя выступает право на публичное заявление (п. 5 ст. 1233 ГК РФ). Данный институт был введен в действие Федеральным законом от 12 марта 2014 года № 35-ФЗ и стал наряду с нормами об открытых лицензиях (ст. 1286.1 ГК РФ) частью эпопеи, связанной с адаптацией в российской правовой системе механизма Свободных Лицензий (Creative Commons), активно применяемого в большинстве европейских государств. Право на публичное заявление, о котором пойдет речь в настоящей статье, не тождественно третьему правомочию правообладателя и является более узким по смыслу, так как не включает в себя возможность запрета использования объектов авторских (смежных) прав и осуществляется в специально предусмотренном порядке (тогда как вышеобозначенная ст. 1229 ГК РФ не предписывает, что разрешить использование охраняемых объектов другим лицам правообладатель может исключительно через процедуру публичного заявления).
Итак, какова же суть института публичного заявления? В соответствии с п. 5 ст. 1233 ГК РФ правообладатель может в установленном порядке публично заявить о том, что разрешает любым лицам безвозмездно использовать принадлежащие ему произведение либо объект смежных прав на определенных условиях и в течение определенного срока. Сама процедура публичного заявления характеризуется следующими общими признаками:
Теперь более подробно поговорим о форме и содержании публичного заявления. Несмотря на то что общие нормы, касающиеся публичного заявления, как отмечалось выше, были введены в действие еще в 2014 году, подзаконное регулирование порядка и условий размещения публичного заявления существенно запоздало и утвердилось совсем недавно — 8 июня 2019 года, когда было издано Постановление Правительства Российской Федерации № 745 (далее — Постановление Правительства РФ от 8 июня 2019 года № 745). Сделаем краткий обзор названного подзаконного акта.
Постановление Правительство РФ от 8 июня 2019 года № 745 содержит в себе типовые положения: утверждает Правила размещения публичных заявлений правообладателей, назначает в качестве органа исполнительной власти, ответственного за размещение публичных заявлений правообладателей, Министерство культуры Российской Федерации, уточняет, что реализация возложенных Правительством РФ полномочий осуществляется Министерством в пределах установленной численности его работников, а также в пределах предусмотренных для Министерства бюджетных ассигнований.
Больший интерес представляют упомянутые Правила размещения публичных заявлений (далее — Правила). В пункте 1 Правил сообщается о том, что публичные заявления будут размещаться на официальном сайте Министерства культуры Российской Федерации, а в каком именно разделе данного сайта — не поясняется. Пункт 2 Правил сообщает о том, что заявление и прилагаемые к нему документы должны оформляться в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 июля 2011 года № 553:
Согласно пункту 3 Правил в публичном заявлении должны содержаться следующие сведения:
— фамилия, имя, отчество, псевдоним (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета и (или) ИНН (для физических лиц — заявителей);
— полное наименование, ИНН, ОГРН, адрес государственной регистрации (для юридических лиц — заявителей);
— название произведения или объекта смежных прав и его вид (литературное, музыкальное, аудиовизуальное произведение, произведение изобразительного искусства, исполнение, фонограмма, и так далее);
— факультативно: сведения об авторе, исполнителе, изготовителе, издателе, дате создания, дате и способе обнародования;
— указание на наличие и основание возникновения у заявителя исключительных прав на объект авторских или смежных прав;
— способы использования произведения или объекта смежных прав по публичному заявлению;
— вероятно, факультативно: территория, срок и иные значимые условия;
— указание на отсутствие действующего лицензионного договора (исключительной лицензии);
— сведения о том, что заявителю известно о правовых последствиях размещения публичного заявления.
Физическим лицам в соответствии с п. 4 Правил к публичному заявлению необходимо прилагать копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, контактные данные правообладателя — номер телефона, адрес электронной почты, согласие на обработку персональных данных; физическим и юридическим лицам — экземпляр произведения или объекта смежных прав в электронной форме либо URL-адрес, по которому обеспечивается беспрепятственный ежедневный и круглосуточный доступ к такому экземпляру.
Далее в Правилах сообщается о том, что ответственность за достоверность предоставленных сведений несет заявитель, а представление неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в размещении публичного заявления.
Вводится механизм извещения: Министерство культуры Российской Федерации в течение 7 рабочих дней после поступления публичного заявления обнародует информацию о его принятии к рассмотрению; правообладатели, считающие, что размещение публичного заявления будет посягать на их интересы или создаст угрозу нарушения их прав, могут обратиться в Министерство с запросом о предоставлении информации, необходимой для предъявления требований в суде или совершения иных действий, необходимых для защиты своих прав, приложив все требуемые подтверждающие документы; если в течение 60 календарных дней в адрес Министерства не поступает судебный акт, свидетельствующий о наличии спора об объектах авторских (смежных) прав, в отношении которых было сделано публичное заявление, извещение удаляется, а экземпляр произведения (объекта смежных прав) в электронной форме с информацией об авторских (смежных) правах размещается на официальном сайте Министерства; если в адрес Министерства поступает судебных акт, подтверждающий наличие спора об объектах авторских (смежных) прав, в отношении которых было сделано публичное заявление, извещение удаляется, а размещение публичного заявления приостанавливается до окончания судебного разбирательства; после приостановления размещения заявления в случае принятия судебного решения в пользу заявителя публичное заявление должно быть размещено на сайте Министерства культуры Российской Федерации в течение 5 рабочих дней.
Таким образом, по общему правилу размещения публичного заявления правообладателю придется ждать в течение 2 месяцев.
В заключительном пункте 8 Правил сообщается о том, что доступ к сведениям о размещенных публичных заявлениях осуществляется на безвозмездной основе как с помощью поисковой системы сайта Министерства, так и в форме открытых данных.
Значение введения института публичного заявления. Главное положительное следствие введения института публичного заявления правообладетеля — создание так называемого реестра свободных произведений (объектов смежных прав), доступ к которому будет иметь любой желающий. Это означает, что появится, наконец, хранилище с произведениями и объектами смежных прав, которые можно будет свободно использовать в своих интересах и за использование которых никто не сможет привлечь пользователей к гражданско-правовой ответственности. Кроме того, стоит отметить, что сведения из данного реестра, вероятнее всего, станут служить ещё одним средством доказывания, подтверждающим авторство и принадлежность исключительных прав. Безусловно, неоспоримым плюсом публичного заявления является его совершение в электронной форме — без необходимости нарочной подачи документов в бумажном виде и без нотариального удостоверения.
Между тем, мы можем также выделить недостатки института публичного заявления:
Когда фактически заработает реестр свободных произведений (объектов смежных прав) и институт публичного заявления? На данный момент на официальном сайте Министерства культуры Российской Федерации никаких сведений относительно публичного заявления обнаружено не было, поэтому продемонстрировать возможности реестра свободных произведений (объектов смежных прав) пока не представляется возможным. Для получения актуальной информации по поводу функционирования реестра свободных произведений/объектов смежных прав Сообщество IP view предприняло попытку связаться с представителями Министерства культуры Российской Федерации по контактным данным, указанным на официальном сайте данного органа исполнительной власти. После недолгих переключений телефонной линии с одного отдела на другой ответственный сотрудник пояснил, что Министерство не готово в онлайн-режиме ответить на подобные вопросы, относящиеся к его компетенции (что, конечно же, вызывает некоторое недоумение), поэтому нам было рекомендовано направить в установленном порядке электронное обращение.
1) Когда Министерство культуры Российской Федерации начнет реализацию возложенных на него Правительством Российской Федерации полномочий в сфере размещения публичных заявлений правообладателей?
2) В каком разделе официального сайта Министерства культуры Российской Федерации будут размещаться такие публичные заявления?
Полагаем, что в августе новых сведений по данной проблеме не появятся, равно как не заработает сам реестр свободных произведений (объектов смежных прав), но как только федеральный орган исполнительной власти ответит на наше обращение — мы обязательно осветим это в нашей публикации. Следите за новостями.
Какие могут быть обращения граждан?
Обращение может быть: письменное, в электронной форме, устное (личный прием).
Какие виды обращений граждан предусмотрены законом?
Под обращениями граждан следует понимать изложенные в письменной или устной форме предложения (замечания), заявления (ходатайство) и жалобы.
Что должно содержать письменное обращение?
Письменное обращение должно содержать фамилию, имя, отчество, адрес, наименование органа или должностного лица, которым оно направлено, изложение существа вопроса, указание на нарушения, по мнению заявителя, закон, дату и личную подпись.
Чем заявление отличается от обращения?
Ответ: – Согласно Закону «Об обращениях граждан и юридических лиц» обращение – это индивидуальные или коллективные заявление, предложение, жалоба, изложенные в письменной, электронной или устной форме, – в интервью «АиФ» рассказала Елена КОРНУШЕНКО, адвокат адвокатского бюро «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий СБХ».
Какие бывают формы обращения?
Обращения могут быть индивидуальными и коллективными, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц. Представляться в письменной форме или в форме электронного документа, а также в устной форме. Обращение содержит предложения, заявления, жалобы.
Как называется письменное обращение граждан в государственные органы?
Обращение гражданина – направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Какие из перечисленных форм обращений граждан предусмотрены действующим законодательством?
Обращения граждан могут быть в устной, письменной форме, а также в форме электронного документа. В последних двух формах различают такие виды обращений, как предложение, заявление и жалоба (п. 1 ст. 4 Закона № 59-ФЗ).
Что представляет собой такой вид обращения граждан как жалоба?
Что не является обращением граждан?
В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.
Что значит письменное заявление?
Переписка с гражданином может быть прекращена в случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства.
Что такое процессуальное обращение?
Процессуальное обращение – это обращение, порядок рассмотрения которого регламентирован локальными нормативными актами (например, осуществление возврата денежных средств, вопросы, касающиеся обработки персональных данных и т. д.). Процессуальное обращение направляется в виде заявления или ходатайства.
Чем отличается заявление в суд от искового заявления в суд?
Иск – это спор о праве, который обладает целым рядом обязательных атрибутов (начиная от информации об истце и ответчике и заканчивая сведениями о нарушенном праве). Заявление – обычное обращение гражданина или юридического лица, где в обязательном порядке должна быть только дата, подпись, анкетные данные заявителя.
Как получить справку об отсутствии задолженности за квартиру?
Как получить справку об уплате налогов?
Как получить справку об утилизации автомобилей?
Как получить справку об утрате гражданства РК?
Как получить справку ОК 7 через Интернет?
Как получить справку ОК 7 в электронном виде?
Как получить справку от нарколога и психиатра через госуслуги?
Как получить справку от приставов об алиментах?
Как получить справку от судебных приставов?
Как получить справку пенсионера через госуслуги?