«Раскрытие скрытого

Расскажем немного о последних делах в работе РФН и о том, почему бдительность в работе может уберечь вас от подозрений со стороны этих контролеров.

«Раскрытие скрытого

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Какие полномочия у РФН

Узнать о них можно в Положении о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденным Указом Президента от 13.06.2012 № 808.

Если очень коротко, то основные полномочия Росфинмониторинга можно свести к таким:

Исходя из всего перечисленного, один из самых «лакомых» кусков для РФН – теневые финансовые площадки и незаконные сделки. Словом, все, что прямо нарушает 115-ФЗ.

Не работайте в теневых площадках

Буквально недавно СМИ переполошила новость об отчете главы РФН президенту: тот рассказал о шести больших теневых площадках, которые удалось ликвидировать. Как сообщил Юрий Чиханчин, 4,5 миллиарда рублей ущерба в результате удалось вернуть. Главных момента, на которых тут стоит обратить внимание, два.

Первый: РФН ведет такую работу постоянно, и речь идет, как правило, о так называемых «прачечных» – организациях, которые действуют категорически незаконно и помогают проводить деньги «мимо кассы» государства. О «прачечных» уже давно перестали говорить как о повальном тренде, но здесь все, на самом деле, не так уж сложно: вы и так отлично знаете, чем может быть чревато работать с однодневками, компаниями-пустышками и просто сомнительными организациями. Проверяйте контрагентов – и будет вам счастье, как говорится.

Второй момент (также не новость, но важно): РФН возбуждает уголовные дела. То есть, не он сам, конечно – с участием МВД, ФНС и многих других контролирующих структур. Но отмывание денег – это, в общем-то, уголовное преступление. Наказание за него прописано в УК РФ (это статья 174 и 174.1). Есть как миллионные штрафы, так и реальные сроки. Оно вам надо?

Одно из самых знаменитых дел последнего времени – история блогеров Чекалиных, которых будут судить за отмывание почти 130 млн рублей.

Аккуратнее со 115-ФЗ. Особенно самозанятые

Вообще-то, 115-фз – это больше «банковский» закон, то есть предназначен он прежде всего для финансовых организаций, чтобы они знали, как предупреждать разного рода сомнительные операции. Но соблюдать его должны все, кто к таким операциям имеет отношение. И порой РФН по этому поводу делает неожиданные выводы.

Не так давно РФН обязал соблюдать 115-ФЗ самозанятых бухгалтеров (письмо Росфинмониторинга от 26.10.2022 № 07-03-05/23303).

Суть там такая: если бухгалтер – это физлицо на НПД, он так же, как его коллеги-ИП, попадает под нормы закона № 115-ФЗ. Загвоздка в том, что самозанятые бухгалтеры проводили различия между предпринимательской и профессиональной деятельностью (именно последняя прописана в 422-ФЗ). А вот РФН эти два понятия отождествляет. Отсюда и вывод.

Некоторые коллеги считают, что исходя из письма и памяток РФН, попадают под 115-ФЗ все же не все бухгалтеры. А только такие, кто от имени или по поручению своего клиента проводит определенные операции с деньгами или иным имуществом.

В общем, на эту тему мы писали подробный разбор: он все еще не теряет своей актуальности.

Какие еще схемы раскрывает РФН

Из последних новостей – громкая история мошенничества с «Пушкинскими картами»: участники схемы составляли поддельные списки людей, которые якобы имеют право на льготное посещение театров, музеев и культурных мероприятий. На таких поддельных льготах они заработали 100 млн рублей.

Еще один скандал – отмыв денег через драгметаллы. Там пока затишье перед бурей: РФН нашел признаки сомнительных сделок с золотом и серебром, но банки просят предупреждать риски, более пристально за всем следить.

Схем разного рода – десятки и сотни, каждый день какая-то новая сомнительная сделка попадает в «коллекцию» РФН. Ваша главная задача – соблюдать 115-ФЗ и в эту коллекцию не попасть. Для этого попробуйте выстроить грамотную работу с банками.

О том, как сейчас лучше это делать, мы писали в этой статье.

«Раскрытие скрытого

В последнее время участились ситуации, когда банк внезапно для клиента блокирует его банковские счета. В каких случаях это может произойти по инициативе Росфинмониторинга РФ?

Сначала несколько слов о функциях Росфинмониторинга. Это надзорный орган, который защищает государственные интересы по противодействию экстремистской деятельности или терроризму.

Руководит деятельностью Росфинмониторинга президент России (п.2 Указа Президента РФ от 13.06.2012 г. № 808 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу»).

Росфинмониторинг формирует специальный реестр (далее по тексту — Перечень) компаний и физлиц, которые подозреваются в причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

Такие функции установлены п.2 ст.6 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Как доводится до банков указанный Перечень?

Доступ к такой информации можно получить только через личные кабинеты на официальном сайте Росфинмониторинга, пройдя предварительную регистрацию.

Кроме того, на официальном сайте надзорного органа организован поиск по Перечню компаний и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

Сразу отметим, что технически Росфинмониторинг не блокирует счета, операции по блокировке и приостановлению операций по банковским счетам клиента проводят банки.

Банки имеют право блокировать счета клиентов в случае выявления признаков, установленных как законом № 115-ФЗ, так и по рекомендациям Росфинмониторинга и Центробанка.

Приостановление операций на основании причастности клиента к экстремизму или терроризму

Полностью приостановить все операции по счету банк может в случае, если компания или физлицо попали в Перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремизму или терроризму, либо сведения о причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо в отношении которых принято решение о замораживании денежных средств или иного имущества.

В этом случае банк самостоятельно приостанавливает операции клиента в течение одного рабочего дня и уведомляет об этом Росфинмониторинг. Сам порядок представления уведомления установлен Приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 г. № 110.

Кроме того, банк также может приостановить операции по счетам клиента по инициативе самого Росфинмониторинга.

Росфинмониторинг вправе издать постановление о приостановлении операций клиента с денежными средствами, а также с иным имуществом на срок до 30 суток в случае, если полученная информация по результатам предварительной проверки клиента признана им обоснованной.

В том случае, если в 30-дневный срок информация о причастности клиента к экстремистской деятельности или терроризму не подтвердится, банки возобновляют операции по счету клиента.

Еще одним основанием для приостановления операций по банковским счетам является решение суда по заявлению Росфинмониторинга. В этом случае операции приостанавливаются до отмены такого судебного решения (абз.4 ст.8 Закона № 115-ФЗ).

В условиях пандемии коронавируса (во исполнение постановления Правительства РФ от 03.04.2020 г. № 438) до конца 2020 года Росфинмониторингом отменено проведение проверок соблюдения законодательства об отмывании доходов и противодействии финансированию терроризма. Но такая отмена не означает прекращение обязанности банков соблюдать все требования соответствующего законодательства.

Как формируется Перечень Росфинмониторингом?

Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму постоянно обновляется на официальном сайте Росфинмониторинга.

Перечень террористов и экстремистов публикуется в отношении следующих категорий:

Основания для включения компаний или физических лиц в Перечень прописаны в п.2.1 ст.6 Закона № 115-ФЗ.

Так, в Перечень могут попасть компании или физические лица на основании:

Попадание в такой Перечень оборачивается для клиента невозможностью проведения операций по банковскому счету, открытия другого банковского счета (п.5.2 ст.7 Закона № 115-ФЗ).

Что делать, если компания ошибочно включена в Перечень?

На практике может случиться ситуация, когда компания узнала о своем ошибочном включении в Перечень. Для того чтобы компанию исключили из Перечня, нужно обратиться в Росфинмониторинг (в соответствующее территориальное подразделение) с письменным мотивированным заявлением об их исключении из указанного перечня.

Росфинмониторинг в течение 10 рабочих дней, следующих за днем получения заявления, должен принять решение об исключении компании из указанного перечня либо об отказе в удовлетворении заявления.

Компания, не согласная с решением Росфинмониторинга, вправе его обжаловать в судебном порядке (п.2.3 ст.6 Закона № 115-ФЗ).

Юристы компании «РосКо» смогут грамотно и профессионально оказать помощь в случае блокировки вашего банковского счета. Заполните форму, и мы оперативно проконсультируем вас по данному вопросу:

Прошел практически год,  как Росфинмониторинг получил право запрашивать любую информацию о движении средств по счетам организаций, предпринамателей и даже блокировать счета. В связи с данным расширением полномочий Росфинмониторинга, все чаще приходится слышать о проверках, проводимых данной службой.  В данном материале выясним: кто подпадает под проверку, по каким сделкам необходимо представить информацию в Росфинмониторинг? Какая ответственность предусмотрена за нарушение законодательства в области легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем?

Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 08 мая 2009г.№103 утверждены рекомендации по разработке критериев выявления и определения признаков необычных сделок.

Критерии разработаны с целью создания единого эффективного механизма, который позволит определенным лицам противодействовать легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.

Все про налоговые проверки в экспертном курсе «Клерка»

Обучение проводит адвокат по вопросам налоговой и корпоративной безопасности бизнеса, бывший сотрудник ОБЭП Иван Кузнецов. За месяц вы научитесь выстраивать защиту при угрозе уголовного дела, как вести себя при допросе, инвентаризации, осмотре, выемке и определять законность действий налоговиков и полиции при проверках. Посмотрите бесплатный урок из курса

К определенным лицам, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом,  согласно ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” относятся:

К числу индивидуальных предпринимателей, на которых также распространяются права и обязанности Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ относятся индивидуальные предприниматели:

Также распространяются права и обязанности Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ на адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

Вышеперечисленные  лица, кроме кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций, страховых брокеров, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, в т.ч. сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, негосударственных пенсионных фондов и ломбардов  обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов полученных преступным путем и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля. Также обязаны назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.

Росфинмониторинг рекомендует критерии и признаки необычных сделок включать в программу выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма. Эта программа разрабатывается в составе правил внутреннего контроля. Требования к правилам внутреннего контроля утверждены Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2012г. №667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Критерии и признаки необычных сделок разделены на группы с 11 по 46. Критерии и признаки, входящие с 11 по 22 группу, носят общий характер и применяются в полном объеме. А критерии и признаки, входящие с 31 по 46 группу, связаны с определенной  спецификой деятельности.

Код группы включает в себя код критерия/признака, который в дальнейшем используется для представления информации в Росфинмониторинг.

Среди общих критериев необычных сделок значатся:

Статьей 15.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение требовании законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Так непредставление в Росфинмониторинг информации о сомнительных операциях влечет наложение административного штрафа:

Обратим внимание, что за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, предусмотрена уголовная ответственность. Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными ценностями наказывается штрафом в размере до 120 000 рублей. Штраф может составлять и сумму заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года (ч.1 ст.174 УК РФ).

При крупном размере того же деяния применяется один из следующих видов наказания:

На 2017г. приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу приказом от 28.02.2017г. №66 утверждена «Программа проведения Федеральной службой по финансовому мониторингу профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Приказом Росфинмониторинга от 10.04.2018 года утверждено Положение о кадровом резерве Федеральной службы по финансовому мониторингу, которым определяется порядок формирования кадрового резерва Федеральной службы по финансовому мониторингу и работы с ним.

Кадровый резерв Росфинмониторинга

Кадровый резерв формируется в целях:

а) обеспечения равного доступа граждан Российской Федерации к федеральной государственной гражданской службе в Росфинмониторинге:

Информация о формировании кадрового резерва и работе с ним размещается на официальных сайтах Росфинмониторинга (www.fedsfm.ru) и государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Кадровая работа, связанная с формированием кадрового резерва, а также с организацией и обеспечением проведения конкурса на включение в кадровый резерв, организацией работы с ним и его эффективным использованием, осуществляется:

в центральном аппарате Росфинмониторинга — структурным подразделением, осуществляющим кадровое обеспечение деятельности Росфинмониторинга;

в территориальном органе Росфинмониторинга — работником, ответственным за кадровое обеспечение деятельности территориального органа Росфинмониторинга.

В кадровый резерв включаются:

а) граждане, претендующие на замещение вакантной должности гражданской службы в Росфинмониторинге:

б) гражданские служащие, претендующие на замещение вакантной должности гражданской службы в Росфинмониторинге в порядке должностного роста:

в) гражданские служащие, увольняемые с гражданской службы в Росфинмониторинге:

Все, что нужно знать о хранении ФЭС и УКЭП в Росфинмонторинг 27. 2020 22

«Раскрытие скрытого

Банк России может запрашивать у поднадзорных некредитных финансовых организаций (НФО) файлы с отправленными ФЭС в формате xml. Например, проверяя, отправила ли организация в Росфинмониторинг отчетность о результатах проверки клиентов. В 2019 году редкий НФО не сталкивался с таким запросом.

Штраф за несохраненный файл с сообщением может достигать 50 000 – 100 000 рублей. В таких случаях регулятор имеет претензии не к тому, что отчет не был отправлен в Росфинмониторинг, а к тому, что отправленное сообщение не было сохранено.

Хранить ФЭС необходимо не менее пяти лет со дня получения квитанции Росфинмониторинга о его принятии или непринятии. Указанный срок установлен п. 5 Порядка составления некредитными финансовыми организациями в электронной форме информации, предусмотренной статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденным Банком России и размещенным на его официальном сайте.

К сожалению, ФЭС, в отличие от квитанций об их приемке, не хранятся в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга и не доступны для скачивания после их отправки. Задача по обеспечению их сохранности лежит полностью на НФО.

Нам знакома типовая ситуация: из организации увольняется ответственный сотрудник, а на его место приходит новый. Если старый сотрудник не систематизировал отправленные ФЭС, хранил их в компьютере в разных папках («Загрузки», «Рабочий стол», «Мои документы» и т.п.), то новому сотруднику будет тяжело. Практически невозможно найти, что было отправлено в Росфинмониторинг, а что нет, понять, что является черновиком, а что окончательным файлом. Поэтому в такой ситуации, если Банк России запросит файлы с ФЭС, есть риск сдать на проверку недостоверные сведения и нарваться на неприятности.

Чтобы обеспечить сохранность и систематизацию файлов с ФЭС, рекомендуем читателям завести на компьютере отдельную папку, в которую необходимо помещать все отправленные сообщения. Также рекомендуем предусмотреть периодическое резервное копирование такой папки на внешний носитель, например, на подключаемый внешний жесткий диск или на простую флешку.

Теперь помимо отправленных в Росфинмониторинг файлов с ФЭС также необходимо хранить файлы усиленной квалифицированной электронной подписи (сокращенно – УКЭП), которыми подписываются ФЭС.

Банк России, проверяя НФО и иные поднадзорные ему некредитные финансовые организации, все чаще просит сдать на проверку помимо самих ФЭС и квитанций об их приемке, также еще и файл УКЭП, сопровождающий отправленное ФЭС в Росфинмониторинг.

Многие НФО озадачиваются вопросом оформления УКЭП, только получив запросы регулятора с требованием о сдаче его на проверку.

Напомним, ФЭС, направляемые НФО (филиалом НФО), подписываются УКЭП руководителя НФО (руководителя филиала НФО) или сотрудника НФО (сотрудника филиала НФО), уполномоченного направлять сведения в Росфинмониторинг. УКЭП для каждого ФЭС формируется в виде отдельного файла, наименование которого соответствует наименованию ФЭС и имеет расширение “sign”.

Наименование файла УКЭП имеет следующую структуру:
SNFO3484_TI_NNNNNNNNNN(NN)_KKKKKKKKK_GGGGMMDD_nnn.xml.sign

где: SNFO3484_TI_NNNNNNNNNN(NN)_KKKKKKKKK_GGGGMMDD_nnn.xml – наименование ФЭС, которое подписывается УКЭП.

«Раскрытие скрытого

Архивная папка с файлами ФЭС и УКЭП

Таким образом, файл с УКЭП по своему названию тождественен отправленному в Росфинмониторинг ФЭС, но имеет расширение «.sign».

«Раскрытие скрытого

Однократное предложение о скачивании архива с ФЭС и УКЭП в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга

Отдельные НФО отмечали сбои в работе личного кабинета, в результате которых архив с ФЭС и УКЭП не был автоматически сформирован, в результате чего он не был скачан и сохранен. В таких случаях, чтобы избежать возможных последующих претензий Банка России, рекомендуем НФО незамедлительно делать скриншоты ошибок и писать запрос в службу технической поддержки Росфинмониторинга, фиксируя в тексте обращения проблемы со скачиванием файла УКЭП.

Файлы с УКЭП также как и ФЭС хранятся в электронном виде не менее пяти лет со дня получения квитанции Росфинмониторинга о принятии (непринятии) соответствующего ФЭС. Эти сроки, так же как и в случае с ФЭС, установлены п. 5 Порядка составления некредитными финансовыми организациями в электронной форме информации, предусмотренной статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденным Банком России и который был размещен на его официальном сайте.

Штраф за несохраненный файл с УКЭП может достигать 50 000 – 100 000 рублей, поэтому НФО крайне важно обеспечить соблюдения сроков и порядка их сохранности.

Также, буквально на момент написания настоящей статьи мы столкнулись с вопросами отдельных проверяющих Банка России на предмет наличия в составе ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ положений, описывающих порядок и сроки хранения ФЭС, УКЭП и квитанций Росфинмониторинга. Поэтому дадим нашим читателям описать в ПВК и такой порядок.

Надеемся, НФО будут более ответственно подходить к обеспечению хранения ФЭС и УКЭП в Росфинмониторинг. Это станет залогом отсутствия претензий Банка России к этой части организации внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ в НФО и минимизирует риски привлечения к административной ответственности.

распечатать Изменения для бухгалтера с 2023 года

В июле 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 14.07.2022 № 331-ФЗ, который повысил сумму сделок, подлежащих обязательному контролю с 600 000  до 1 000 000 рублей. Для сделок с недвижимостью сумма, при которой сделка подпадает под контроль, увеличена до 5 000 000 рублей (ранее 3 млн. руб).

По закону №115-ФЗ о противодействие коррупции банки обязаны проверять подозрительные операции клиентов, блокировать счета, с которых оплачиваются сомнительные сделки и передавать данные в Росфинмониторинг.

Новые пороговые значения по сделкам, которые контролирует Росфинмониторинг

С 14 июля 2022 года на основании Федерального закон от 14.07.2022 № 331-ФЗ, который внес изменения в Закон №115-ФЗ, под контроль Росфинмониторинга подпадают:

Какие сделки контролирует Росфинмониторинг

Под контроль Росфинмониторинга попадают только крупные и нестандартные сделки. Крупная сделка – это сделка, сумма которой более 1 000 000 рублей.

Операции с наличными деньгами

Операции с наличностью Росфинмониторинг будет проверять, если они не соответствуют типу хозяйственной деятельности компании, проводятся слишком часто и в больших суммах, например:

Операции по банковским счетам

Расчетный счет компании контролируется банком. В Росфинмониторинг для проверки банк должен сообщить, если:

Сделки с имуществом

Росфинмониторинг проверят только сделки на крупные суммы. Среди них такие:

Подозрительные, сомнительные и транзитные операции

Операция считается подозрительной или сомнительной, если она носит необычный характер, не соответствующий типу хозяйственной деятельности компании и не имеет экономического смысла.

Самые проверяемые сделки

Перечень самых проверяемых сделок сформировался еще в 2021 году. Это такие:

«Раскрытие скрытого