Власти уточнили правила передачи в Росфинмониторинг обязательной информации, а также расширили перечень передаваемой организациями и ИП информации. Изменения касаются всех аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также лиц, оказывающих бухгалтерские услуги. Рассказываем, какую информацию должны теперь передавать бухгалтеры и аудиторы.
Почему к нам обращаются клиенты
ЭКСПЕРТНОСТЬ
Мы занимаемся ПОД/ФТ с 2011 г., наши сотрудники — приглашенные спикеры конференций национального и международного уровня. Елена Таран — генеральный директор центра, является спикером курсов повышения квалификации, соорганизатором и спикером конференций, а также автором статей.
ГАРАНТИИ
Мы работаем по договору и всегда соблюдаем установленные сроки.
Мы вернем вам деньги, если вас все-таки привлекут к ответственности (за историю центра таких случаев не было).
ПРОЗРАЧНОСТЬ
ООО «СКЦ по 115-ФЗ» — официальный партнер МУМЦФМ (Учебный центр Росфинмониторинга) по вопросам обучения сотрудников по ПОД/ФТ.
Этичность и экологичность — основа нашей работы. Мы предлагаем только необходимые вам услуги и НЕ запрашиваем вашу электронную подпись.
КОМФОРТ
Мы работаем дистанционно.
Вы можете получить все услуги отдельно или комплексно.
Мы на связи 7 дней в неделю с 09:00 до 21:00 по телефону, в мессенджерах, соц. сетях или почте.
На днях Росфинмониторинг опубликовал информационное письмо о том, как бухгалтерским и юридическим компаниям быстро и просто рассказать государству о подозрительных операциях своих клиентов. Бухгалтерское сообщество возмутилось, а в соцсетях стали появляться посты с обещаниями так не делать. Мол, ни за что и никогда не согласимся стучать на своих клиентов.
Вроде бы в законе нет ничего нового: это требование появилось много лет назад. Но напоминание Росфинмониторинга заставило предпринимателей волноваться. Получается, что бухгалтерская компания, нотариус или юридическая консультация, которые имеют доступ к документам и видят все движения по счетам, могут что-то заподозрить и рассказать об этом надзорному органу. Даже не могут, а обязаны.
Так называемые черные списки банков могут показаться пустяком. У банков хотя бы есть четкие инструкции и госконтроль, а вот у бухгалтеров и юристов — только личное впечатление.
Порядок представления новых сведений в Росфинмониторинг
Информацию о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих подозрительным клиентам, бухгалтеры и аудиторы обязаны представлять в Росфинмониторинг незамедлительно. Крайний срок – не позднее одного рабочего дня, следующего за днем применения мер по замораживанию и блокированию денежных средств или иного имущества.
Данную информацию необходимо представлять в форме электронного сообщения через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга. Сообщение подписывают усиленной квалифицированной электронной подписью. В электронное сообщение нужно обязательно включить:
При невозможности направления электронного сообщения через личный кабинет (например, по причине технического сбоя) сообщение о принятых мерах по замораживанию денег и имущества можно направить на оптическом или цифровом носителе. К такому носителю нужно приложить сопроводительное письмо на бумаге, которое подписывается собственноручной подписью бухгалтера или аудитора. Сопроводительное письмо вместе с цифровым носителем информации можно направить в Росфинмониторинг либо непосредственно, либо заказным письмом с уведомлением о вручении (п. 8 постановления Правительства РФ от 09.04.2021 № 569).
Поделиться с друзьями:
Отправить на почту
Постановка на учет в Росфинмониторинге “ПОД КЛЮЧ”
В услугу включено следующее:
Стоимость: 32 000 рублей (Без скрытых доплат и дополнительных платежей).
Ваше участие в подготовке документов минимально.
Внимание! Вы можете купить любой из этих документов отдельно.
Способы оплаты
Оплата с расчетного счета юридического лица или со счета индивидуального предпринимателя по реквизитам
Оплата от физического лица картой на сайте. Продолжая вы соглашаетесь с условиями следующего документа — Публичная оферта
Вы можете также связаться с нами в Whatsapp по номеру телефона: +7 (925) 942-18-31 (с 09:00 до 21:00 ежедневно).
Бухгалтерские компании должны сообщать о подозрительных клиентах
Организации и ИП, оказывающие бухгалтерские услуги, обязаны сообщить в Росфинмониторинг, если подозревают своего клиента в отмывании доходов, полученных преступным путем, либо в финансировании терроризма.
Такие требования установлены нормами Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ.
Как поясняют в Росфинмониторинге, соответствующие сведения компания или ИП может представить через личный кабинет на сайте ведомства.
К заявке на бумаге прикладывают скан-копию документа, подтверждающего статус лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг.
БУХ.1С попросил прокомментировать данную инициативу генерального директора консалтингового центра «Профдело» Татьяну Никанорову.
«Росфинмониторинг ставит бухгалтеров в очень плохую ситуацию: это все равно, что потребовать от адвокатов нарушать адвокатскую тайну и “сдавать” своих клиентов, – пояснила Татьяна. – Бухгалтер во многое посвящен, и если обо всем сообщать, придется докладывать обо всех клиентах – у каждого найдется хоть одна подозрительная операция. Как я понимаю, никакой ответственности за недонесение пока не предусмотрено, и это большой плюс. Нормальные бухкомпании доносить не станут. А вот при увольнении особо скандального бухгалтера-фрилансера проще получить подобный негатив».
Бухгалтер и 115-ФЗ
Что должен делать бухгалтер по 115-ФЗ?
Вопрос: Нужно ли бухгалтерской компании регистрироваться в Росфинмониторинге?
Ответ: Да, конечно. Бухгалтерские компании являются субъектами статьи 7.1 Федерального закона от 07 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ), и должны выполнять его требования в полном объеме.
Вопрос: Должен ли самозанятый регистрироваться и сдавать отчетность в Росфинмониторинг?
Ответ: Да. Регистрироваться в Росфинмониторинге должны бухгалтерские компании, бухгалтеры, зарегистрированные в качестве Индивидуальных предпринимателей (ИП) и самозанятые бухгалтеры.
Вопрос: Что должен делать бухгалтер по 115-ФЗ?
Ответ: Прав и обязанностей у бухгалтеров по 115-ФЗ несколько меньше, чем у всех остальных субъектов Федерального закона № 115-ФЗ, но их также достаточно.
Ниже мы приведем список прав и обязанностей бухгалтера по 115-ФЗ.
Организация системы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ:
Дальнейшие действия и необходимый список документов (осуществление внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ):
Хотите знать, как отмываются денежные средства, как выполнять требования законодательства о ПОД/ФТ/ФРОМУ, как выявлять подозрительные операции и как взаимодействовать с Росфинмониторингом через Личный кабинет?
Тогда ждем вас на нашем обучении. Подробности ЗДЕСЬ.
Новая информация для Росфинмониторинга
Постановление Правительства РФ от 06.10.2022 № 1773 расширило для аудиторов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, перечень передаваемых в Росфинмониторинг сведений. С 1 декабря 2022 года в Росфинмониторинг необходимо представлять еще и сведения о принятых бухгалтерами и аудиторами мерах по замораживанию и блокированию денежных средств и иного имущества, принадлежащих организациям или физлицам.
Напомним, аудиторы и бухгалтеры в рамках своих договорных полномочий обязаны предпринимать меры по блокированию денег и иного имущества компаний и физлиц при наличии любых оснований полагать, что ими совершаются подозрительные операции (ст. 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»). Меры по блокированию денег и иного имущества подозрительных клиентов включают, в том числе, полный отказ от совершения каких-либо сделок и операций (переводов) с принадлежащими таким клиентам деньгами и имуществом.
Ранее аудиторы и бухгалтеры были обязаны уведомлять Росфинмониторинг только о совершении (намерении совершения) их клиентами подозрительных операций и сделок, которые потенциально могут быть направлены на отмывание преступных доходов и финансирование терроризма.
По новым правилам с 1 декабря 2022 года (новая редакция пп. «в» п. 3 постановления Правительства РФ от 19.03.2014 № 209) бухгалтеры и аудиторы обязаны представлять в Росфинмониторинг сведения о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих их клиентам, – организациям и физлицам. При этом незамедлительно информировать Росфинмониторинг нужно не обо всех случаях блокировки денег и имущества подозрительных клиентов, а только в тех ситуациях, когда:
Для передачи в Росфинмониторинг сведений о принятых мерах по блокировке денег и имущества достаточно, чтобы подозрительный клиент соответствовал хотя бы одному из вышеперечисленных условий.
Я ничего не нарушаю, но боюсь оговора и ненужного внимания. Что мне делать?
Будьте параноиком при выборе бухгалтерской компании. Если бухгалтеры на аутсорсе убеждают вас, что точно ничего никому не передадут, это не значит, что так и будет. В соцсетях пишут, что никто сообщать не собирается, потому что за это нет штрафов. Но штрафы есть, и платить их никто не захочет.
Отдайте бухучет своему банку. Многие банки сейчас сами начисляют налоги и даже сдают за клиентов отчетность. Ваш банк и так все про вас знает: он тоже соблюдает 115-ФЗ и наблюдает за вашими операциями. Но банк работает под контролем государства, и ему невыгодно без повода жаловаться в Росфинмониторинг. У банка как минимум есть специальные люди, которые хорошо знают этот закон и признаки подозрительных операций. Так будет хотя бы меньше людей, которые в курсе ваших сделок и коммерческих тайн.
Открыть фирму тоже можно через банк, даже если у вас нет там счета. Тогда посторонние юристы не понадобятся. А еще банк проверяет ваших контрагентов и сообщает, если что-то не так.
Наймите бухгалтера в штат. Он не обязан регистрировать личный кабинет и сообщать в Росфинмониторинг о ваших сделках. И он поможет вам правильно все оформить, чтобы не попасть под подозрения банка, посторонних юристов и налоговой. Но не забывайте, что по умолчанию бухгалтер в штате не несет полную материальную ответственность, если причинит вам вред. Сами решайте, что надежнее.
Как Росфинмониторинг узнает о подозрениях бухгалтера?
Проверить подозрения бухгалтера нельзя. Признаков у незаконных операций много, и не всегда сделка с такими признаками и правда подозрительная. Если бухгалтерской компании ничего странным не кажется, она и не обязана никуда сообщать. Даже в случае претензий Росфинмониторинга всегда можно сказать, что достаточных оснований полагать, что операция подозрительная, не было.
Грамотный бухгалтер, наоборот, подскажет, что сделку стоит оформить по-другому, в платежках писать конкретнее, а деньги со счета не снимать сразу. Сколько надо платить налогов, что писать в договоре и какой ОКВЭД выбрать — вот это все вам и должны объяснить в бухгалтерской компании. При условии, что бухгалтер во всем этом разбирается и знает закон. Но судя по тому, что напоминание Росфинмониторинга о документах и требованиях многолетней давности удивило бухгалтеров, так бывает не всегда. А о штрафах многие из них не знают до сих пор.
За это еще и штрафы есть?
Да, для бухгалтерских и юридических компаний, которые обязаны сообщить о подозрительных операциях, но почему-то этого не сделали, есть статья в административном кодексе. Их могут оштрафовать на 100 тысяч рублей, а директору выписать еще как минимум 10 тысяч.
При определенных условиях штраф может быть в разы больше, а компанию вообще закроют на два месяца.
И здесь есть вот какой нюанс. Бухгалтерам и юристам, которые оформлены как ИП, штраф по этой статье не грозит: она касается только организаций и их сотрудников. То есть сообщать о подозрениях обязаны все, а оштрафовать могут только фирму.
FAQ
Мы собрали для вас самые часто задаваемые вопросы. Рекомендуем ознакомиться с ними для восполнения пробелов, связанных с законодательством и для получения дополнительной информации о ходе нашей работы.
Для агентств недвижимости/риэлторов
Да, должен. Статьей 5 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ) определен перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, обязанных принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, к которым, в том числе относятся организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.К организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажинедвижимого имущества, следует относить как риэлторов, так и агентов по операциям с недвижимостью, осуществляющих деятельность по подбору вариантов объектов недвижимости для их последующей купли-продажи, помощь в заключении клиентами сделок по купле-продаже объектов недвижимости, организации продажи объектов недвижимости по поручению данных лиц и т.д. Поскольку код ОКВЭД 68.31 «Деятельность агентств недвижимости за вознаграждение или на договорной основе» включает в себя ряд подгрупп, по мнению Росфинмониторинга, к субъектам Федерального закона № 115-ФЗ относятся организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, предусмотренную подгруппой 68.31.1 (68.31.11 68.31.122).
Принадлежность организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам Федерального закона № 115-ФЗ также определяется исходя из условий заключенных (заключаемых) договоров и характера деловых отношений, возникающих в рамках заключенных договоров и (или) вытекающих из таковых, в том числе и при отсутствии соответствующего кода ОКВЭД. Учитывая изложенное, в случае, если организация или индивидуальный предприниматель планируют осуществлять вышеуказанную деятельность, то, по мнению Росфинмониторинга, на них будут распространяться все требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — ПОД/ФТ), в том числе в части постановки на учет в Росфинмониторинге, использования Личного кабинета, предоставления сведений об операциях, подлежащих контролю, и др.
В случае, если индивидуальный предприниматель в рамках агентского договора фактически оказывает застройщику посредническую услугу при купле-продаже недвижимого имущества, т.е. осуществляет деятельность, подробно описанную выше по тексту, то, по нашему мнению, он является субъектом Федерального закона № 115-ФЗ и на него распространяются требования законодательства о ПОД/ФТ.В случае, если индивидуальный предприниматель оказывает посреднические услуги при купле-продаже недвижимого имущества, но несостоит на учете в Росфинмониторинге, проводится комплексный анализ его деятельности, по результатам которого принимаются соответствующие меры реагирования, в том числе проведение профилактических мероприятий, включающих взаимодействие по вопросу постановки на учет в Росфинмониторинге.
Нет. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие только предоставление консультационных услуг при купле-продаже недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе, не относятся к субъектам статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ. Организация, имеющая код ОКВЭД 68.31.3 «Предоставление консультационных услуг при купле-продаже недвижимогоимущества за вознаграждение или на договорной основе» и осуществляющая только консультационную деятельность, не является субъектом статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ и не должна вставать на учет в Росфинмониторинге.
Да, должен. Федеральный закон № 115-ФЗ не содержит каких-либо изъятий в части количества клиентов и (или) операций (сделок) с недвижимостью, влияющих на исполнение требований законодательства о ПОД/ФТ. В случае, если к финансовому консультанту обращаются клиенты за оказанием разовой, но посреднической услугой при купле-продаже недвижимого имущества, то такая организация или индивидуальный предприниматель будут являться субъектами Федерального закона № 115-ФЗ и на них будут распространяться все его требования, в том числе в части представления в Росфинмониторинг сведений по операциям (сделкам) с недвижимым имуществом.Не соблюдение требований законодательства о ПОД/ФТ влечет за собой административную ответственность, предусмотренную частями 1, 2статьи 15.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — Ко АП РФ).
Федеральный закон № 115-ФЗ не содержит каких-либо изъятий в части суммы операции (сделки) с недвижимостью, дающих право не исполнять субъектом требования законодательства о ПОД/ФТ. Отсутствие сделок купли-продажи недвижимости стоимостью свыше 3 млн руб. влияет только на исполнение требования Федерального закона № 115-ФЗ в части представления сведений, подлежащих обязательному контролю, согласно пункту 1.1 статьи 6 данного закона.
В случае, если индивидуальный предприниматель прекращает осуществлять посредническую деятельность при купле-продаже недвижимогоимущества, ему следует исключить ОКВЭД 68.31 из ЕГРИП и представить в территориальный орган Росфинмониторинга заявление о снятии с учета в порядке, предусмотренном Административным регламентом от 11.02.2019 № ЗЗ
Одновременно обращаем внимание, что Федеральным законом от 13.07.2020 № 208-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в целяхсовершенствования обязательного контроля», вступающим в законную силу с 10.01.2021, скорректирован перечень операций (сделок) с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю, и обязанность по их представлению.Подробная информация по данному вопросу размещена на официальном сайте Росфинмониторинга по адресу www.fedsfm.ru в подразделе «Прессслужба», подраздел «Новости», раздел «Информационные сообщения» — Информационное письмо от 04.08.2020 «Вниманию организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества».
У агентств недвижимости и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих посреднические услуги в сделках в недвижимостью имеется обязанность представлять в Росфинмониторинг следующую информацию:
— об операциях, вызывающих подозрение на ОД/ФТ;
— о результатах ежеквартальной (не реже 1 раза в 3 месяца) проверки по Перечням;
— о замораживании (блокирования) денежных средств и иного имущества;
— о приостановлении операций;
— об отказах в исполнении распоряжений клиентов;
— об устранении оснований для отказа в исполнении распоряжений клиентов;
— о результатах проверки системы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ;
— о рисках, выявляемых в деятельности организации.
Кроме того, у агентств недвижимости и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих посреднические услуги в сделках в недвижимостью сохранилась обязанность:
— по постановке на учёт в Росфинмониторинге до начала осуществления указанной детальности, — разработке правил внутреннего контроля, — назначению специального должностного лица, — проведению идентификации и изучения клиента, — проведению оценки риска клиентов и совершаемых ими операций, — выявлению операций, вызывающих подозрение на ОД/ФТ и представление сведений о них в Росфинмониторинг и т.д.
К подозрительным операциям могут быть отнесены следующие:
Индивидуальный предприниматель, оказывающий посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества,самостоятельно оценивает свою деятельность с учетом заявленных кодов ОКВЭД, исходя из требований законодательства, характера и условий заключенных (заключаемых) договоров.При этом постановка на учет в Росфинмониторинге носит заявительный характер.В соответствии с пунктами 2 и 3 Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу от 27.01.2014 № 584постановке на учет в Росфинмониторинге подлежат в том числе индивидуальные предприниматели, имеющие в ЕГРИП запись о соответствующем коде ОКВЭД и осуществляющие посредническую деятельность при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого
Положение о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 № 58.
В рамках установленных полномочий Росфинмониторинг осуществляет контроль за выполнением юридическими и физическими лицамизаконодательства о ПОД/ФТ посредством проведения проверок и принятия необходимых мер по устранению последствий выявленных нарушений, а также привлечение к ответственности юридических и физических лиц, допустивших нарушение законодательства в этой сфере.Проверки осуществляются в соответствии с Административным регламентом от 29.07.2014 № 1915, только в отношении поднадзорныхРосфинмониторингу субъектов, не соблюдающих требования законодательства в сфере ПОД/ФТ. В частности, решение о проведении мероприятий в рамках осуществления государственного контроля принимается Росфинмониторингом по результатам комплексного анализа деятельности субъекта и при наличии к тому оснований в части неисполнения им требований законодательства о ПОД/ФТ.Указанные проверки проводятся Росфинмониторингом строго по перечню вопросов, определенных пунктом 28 Административного регламента от 29.07.2014 № 191.Выявленные по результатам проверок нарушения требований законодательства о ПОД/ФТ влекут за собой административную ответственность, предусмотренную частями 1, 2 статьи 15.27 КоАП РФ.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» (пункт 11) рассматривался перечень посреднических (риэлторских) услуг на рынке сделок с недвижимостью, а именно:— подбор вариантов объектов недвижимости для их последующей купли-продажи;— помощь в заключении указанными гражданами сделок по купле-продаже;— организация продажи объектов недвижимости по поручению данных граждан.
С учетом указанной выше по тексту информации в части отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам Федерального закона № 115-ФЗ, а также изложенного в обращении вопроса о сопровождении сделки с недвижимостью, в частности, проведение проверки объекта и присутствии при заключении сделок с недвижимостью, по нашему мнению, указывает на оказание лицом посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, что является основанием для неукоснительного соблюдения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ, следовательно, не усматривается целесообразности снятия с учета в Росфинмониторинге.
По нашему мнению, посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества — это оказываемые клиентам услуги по подбору вариантов объектов недвижимости для их последующей купли-продажи, помощь в заключении клиентами сделок по купле-продаже объектов недвижимости, организации продажи объектов недвижимости по поручению данных лиц и т.д.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 07.08.2001 No 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон No 115-ФЗ) клиент – физическое или юридическое лицо, находящееся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом.
В целях Федерального закона No 115-ФЗ, по нашему мнению, под «обслуживанием» необходимо понимать наличие гражданско-правовых отношений между лицом и организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, в которых последняя обязана совершить в пользу другого лица определенное действие в соответствии с заключенным между сторонами договором, а именно передать имущество, выполнить работу и т.д.
Таким образом, организация обязана применять меры, предусмотренные российским законодательством в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ), только в отношении лиц, подпадающих под определение клиента, и, следовательно, обязанность по идентификации клиентов застройщика, а также по направлению сведений об операциях между застройщиком и его клиентами у организации, оказывающей посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, отсутствует.
Дополнительно сообщаем, что основные критерии выявления и признаки
необычных операций (сделок), осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или на финансирование терроризма установлены приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 No 103 «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок». Данным нормативным документом, в том числе определены критерии и признаки необычных сделок, выявляемые при осуществлении сделок с недвижимым имуществом (группа 35).
С юридической точки зрения нет, именно, на учет в Росфинмониторинг вставать не должен.
Но у организаций, оказывающих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий есть обязанность:
Приходите к нам на обучение и мы все подробно расскажем о том, что нужно делать каждый день, чтобы соблюдать требования законодательства о ПОД/ФТ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона No 115-ФЗ, индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий (далее – индивидуальные предприниматели ювелирного сектора), обязаны до приема на обслуживание (понятие дано в ответе на первый вопрос обращения) идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктом 1.4-2 указанной статьи.
Согласно пункту 1.4-2 статьи 7 Федерального закона No 115-ФЗ идентификация клиента – физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводится при покупке физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней на сумму, не превышающую 40 000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 40 000 рублей, а также при использовании персонифицированного электронного средства платежа (ЭСП) для совершения покупки физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в розницу на сумму, не превышающую 200000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 200 000 рублей, (за исключением случая, если у индивидуального предпринимателя ювелирного сектора (его работников) возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).
Учитывая изложенное, в случае, если стоимость изготавливаемого ювелирного изделия превышает 40 000 рублей, идентификация клиента должна проводиться до заключения договора на изготовление такого изделия.
2. При представлении в Росфинмониторинг сведений о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества индивидуальным предпринимателям ювелирного сектора необходимо руководствоваться информационным письмом Росфинмониторинга от 13.05.2016 No 52 «О порядке представления сведений о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (за исключением кредитных организаций)».
При формировании ФЭС 3-ФМ в показателе «Количество клиентов» учитываются все клиенты – организации и физические лица, находящиеся на обслуживании организации, с которыми заключались как разовые сделки, так и устанавливались деловые отношения, предполагающие осуществление более чем одной операции (сделки).
Обращаем внимание, что клиентом лицо признается при принятии на обслуживание независимо от проведения его идентификации в соответствии с требованиями Федерального закона No 115-ФЗ.
Дополнительно отмечаем, что законодательство о ПОД/ФТ не содержит требований по хранению документов и/или информации для учета клиентов, в отношении которых не проводилась идентификация. Субъекты первичного финансового мониторинга, в том числе индивидуальные предприниматели ювелирного сектора, определяют порядок учета таких клиентов самостоятельно (например, хранение кассовых чеков или данные фискального накопителя).
Вопрос о постановке на учет в Росфинмониторинг
1.Сменить пароль от Личного кабинета.
2.Получить справку об отсутствии судимости специального должностного лица ПОД/ФТ/ФРОМУ (далее — СДЛ).
3.Заполнить все вкладки в Личном кабинете:
Напоминаем, что через личный кабинет субъектов Росфинмониторинг частично контролирует порядок соблюдения законодательства о ПОД/ФТ в части организации и осуществления внутреннего контроля. Отсутствие активности в личном кабинете, как правило провоцирует проверку субъекта, особое внимание и требование о представлении пояснений.
2.Осуществить проверку всех своих действующих клиентов, их официальных представителей на предмет принадлежности к Перечням.
3.Составить акт о сверке своих клиентов с лицами из Перечней.
4.Сформировать формализованное электронное сообщение (ФЭС) о результатах проверки и направить его в Росфинмониторинг.
5.Сформировать и направить ФЭС об операциях, подлежащих обязательному контролю задним числом, за период с даты начала осуществления субъектной деятельности.
6.Далее, ежедневно заходить в Личный кабинет, поддерживать риск-ромашку в зеленом цвете, направлять ФЭС об операциях, проводить идентификацию клиентов.
Напоминаем, что направить отчет об операции, подлежащей обязательному контролю необходимо в трехдневный срок с даты совершения операции (сделки).
Вопросы об обучении по ПОД/ФТ
Обучение проходит онлайн, в форме вебинара и длится 8 академических часов, с 3 перерывами.
Вам будет доступна запись вебинара не меньше двух недель. Сможете в любое удобное для себя время прослушать информацию.
Мы выдаем свидетельства о прохождении обучения надлежащего образца, которые являются бланками строгой отчетности и защищенной типографской продукцией. Вы получаете сканированный образ свидетельства об обучении в день обучения, и в тот же день можете загрузить его в личный кабинет на сайте Росфинмониторинга или использовать для заполнения карты постановки на учет в Росфинмониторинге. Мы направляем оригинал свидетельства почтой России или с курьером.
Обучение в форме целевого инструктажа обязаны пройти:
Да, до начала осуществления деятельности и до постановки на учет в Росфинмониторинг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В абзаце 2 пункта 13.1-1 статьи 7 Закона No 115-ФЗ закреплено, что в случае принятия организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, решения об отказе от проведения операции, такая организация обязана представить клиенту, которому отказано в проведении операции, информацию о дате и причинах принятия соответствующего решения в порядке, установленном договором с клиентом или действующими в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, публичными правилами.
Из этого следует, что в договоре необходимо предусматривать порядок обмена юридически значимой информацией с клиентом, в том числе информацией, предусмотренной пунктом 13.1-1 статьи 7 Закона No 115-ФЗ, в том случае, если в организации по какой-либо причине не разработаны публичные правила предоставления информации или у клиента может возникнуть затруднение при ознакомлении с указанными правилами.
Считаем, что публичность правил, упомянутая в пункте 13.1-1 статьи 7 Закона No 115-ФЗ, заключается в их открытости и общедоступности.
При этом в целях соблюдения требований пункта 13.1-1 статьи 7 Закона No 115-ФЗ информируем, что помимо размещения публичных правил в свободном доступе на интернет-ресурсе организации, по нашему мнению, следует дополнительно включать в договор условие, касательно способа ознакомления клиентов с ними.
Меня хотя бы предупредят о подозрениях?
Тут такое дело. Бухгалтерские и юридические компании не имеют права рассказывать вам о том, что они сообщили о своих подозрениях в Росфинмониторинг.
Но никто не запрещает им рассказать о подозрениях или задавать вопросы до того, как что-то куда-то сообщить. Если компания дорожит своими клиентами и конкретно вами, она так и сделает. Другое дело — сможете ли вы развеять эти подозрения и где грань между пояснениями и погружением в кухню бизнеса. Скорее всего, все решит профессионализм бухгалтера и уровень ваших с ним партнерских отношений.
Но обиженному или недовольному оплатой руководителю аутсорсинговой компании ничего не помешает сообщить о вашем якобы подозрительном бизнесе куда нужно.
Порядок оказания услуги
Мы получаем вашу заявку на оказание услуги — Постановка на учет в Росфинмониторинг «ПОД КЛЮЧ», формируем счет на оплату или вы оплачиваете услугу картой на сайте.
Вы оплачиваете счет на услугу Постановка на учет в Росфинмониторинг «ПОД КЛЮЧ» (акцептуете оферту).
Мы консультируем вас о процессе постановки на учет в Росфинмониторинг, направляем вам ссылку на вебинар в форме целевой инструктаж по ПОД/ФТ, обучающие (раздаточные) материалы по ПОД/ФТ/ФРОМУ (инструкции, памятки, чек-листы), свидетельство об обучении, Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и иную информацию и документы на электронный адрес.
Когда все документы готовы, в назначенную дату мы подключаемся к вам для формирования карты постановки на учет в Росфинмониторинг через госуслуги (по желанию) или присылаем для вас заполненную карту постановки на учет в Росфинмониторинг для подачи на бумажном носителе и консультируем о порядке предоставления карты постановки на учет в Росфинмониторинг.
Ждем когда вас поставят на учет в Росфинмониторинг и пришлют учетный номер. Учим вас заходить в Личный кабинет на сайте Росфинмониторинга, и присылаем информационные материалы о том, что нужно дальше делать в Личном кабинете на сайте Росфинмониторинга.
Мы передаем информацию о прохождении Вами обучения по ПОД/ФТ в МУМЦФМ — Учебный центр Росфинмониторинга, а Вы имеете закрытый доступ к записи вебинара. ПОСЛЕ ТОГО, КАК ВАС ПОСТАВЯТ НА УЧЕТ В РОСФИНМОНИТОРИНГ, мы формируем для вас акт выполненных работ.
Что говорит закон
Обязанность сообщать о подозрительных операциях своих клиентов установлена статьей 7.1 закона 115-ФЗ. Сама статья не новая, закон тоже. Новое только напоминание Росфинмониторинга о том, какие конкретно технические средства есть у бухгалтерских компаний для этих сообщений. Государство обо всем позаботилось: вот личный кабинет, и пожалуйста — сообщайте не выходя из офиса.
Это требование касается не только бухгалтеров, но и юристов, нотариусов и даже адвокатов. Основное условие — они должны совершать от имени и в интересах клиента операции с деньгами и имуществом. Например, регистрировать фирмы или сделки с недвижимостью, оформлять договоры, делать платежки для банка. Почти все, что делают юристы и бухгалтерские фирмы на аутсорсинге, попадает под эту статью.
Это значит, что частная фирма или даже ИП, который ведет ваш бухучет на аутсорсе или составляет для вас договоры, обязаны рассказывать Росфинмониторингу о своих подозрениях. Не о доказанных фактах, а именно о подозрениях.
О каких операциях нужно сообщать
В законе на этот счет интересная формулировка: сообщать о своих подозрениях бухгалтер должен по любым основаниям. Если ему кажется, что хотя бы одна ваша операция или сделка совершена для отмывания преступных или нелегальных доходов, надо рассказать об этом Росфинмониторингу.
Например, вы оказываете рекламные услуги, консультируете клиентов или
разрабатываете ПО. Бывает, что такие формулировки используют фирмы-однодневки, чтобы обналичивать деньги. А вы так не делаете и честно работаете, но тоже получаете деньги за услуги: ничего не покупаете, аренду не платите, официальных сотрудников у вас нет. Вдруг бухгалтеру покажется, что вы тоже занимаетесь обналом, — он возьмет и пожалуется.
Или вы обратились к юристу, чтобы он составил договор. И просите сделать такой, чтобы ни актов, ни счетов не выставлять и не подписывать — законный способ облегчить жизнь себе и клиентам. А еще директор в своей фирме не вы, а другой человек, который оформил на вас доверенность. Это тоже законно. Но юристу это может показаться странным, он решит выполнить требование закона и расскажет о подозрениях Росфинмониторингу.
Комплект документов для постановки на учет в Росфинмониторинг
Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее — ПВК по ПОД/ФТ) разрабатываются в соответствии с требованиями законодательных, нормативных правовых и иных актов Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ, действующих по состоянию на дату предоставления.
При разработке ПВК по ПОД/ФТ учитываются особенности и масштабы деятельности Организации/ИП, численность сотрудников, степень (уровень) риска Организации/ИП, порядок и характер предоставляемых услуг. В итоге, Вы получаете абсолютно рабочий документ, содержащий все необходимые программы, положения и порядки взаимодействия.
Кроме того, наши ПВК по ПОД/ФТ содержат все необходимые формы документов для исполнения требований законодательства РФ.
Список документов, которые мы предоставляем вместе с ПВК по ПОД/ФТ:
Карта постановки на учет в федеральной службе по финансовому мониторингу
Карта постановки на учет заполняется в строгом соответствии с требованиями к порядку заполнения и представления сведений в Росфинмониторинг.
В карту постановки на учет включаются сведения:
Приказ/Решение о назначении специального должностного лица
В каждой Организации/ИП должно быть назначено специальное должностное лицо, ответственное за реализацию ПВК по ПОД/ФТ (далее — СДЛ).
К таким лицам предъявляются квалификационные требования.
! Мы в AMLclub.ru знаем все назначении специальных должностных лиц и проконсультируем вас о том:
Свидетельство о прохождении Целевого инструктажа
До назначения на должность, специальное должностное лицо должно пройти обучение в форме целевого инструктажа. Обучение вы можете пройти в нашей организации онлайн (в сети «Интернет»), а свидетельство получить по почте или доставкой курьером.
Стоимость Целевого инструктажа включена в цену услуги.
! Обучение в форме целевого инструктажа необходимо пройти 1 раз в жизни. Если у сотрудника имеется надлежащим образом оформленное свидетельство о прохождении обучения в форме целевого инструктажа, повторное прохождение обучения не требуется.
Приказ/Решение об утверждении правил
Для того, чтобы облегчить процесс постановки на учет в Росфинмониторинг нашим клиентам, мы также предоставляем приказ/решение об утверждении Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Вам остается только распечатать все документы и подписать.
Кто должен встать на учет в Росфинмониторинге?
Процесс постановки на учет можно разделить на два этапа:
1 — Подготовка документов,
2 — Представление документов.
Для того, чтобы встать на учет в Росфинмониторинг необходимо подготовить следующие документы:
СДЛ предварительно должен пройти целевой инструктаж и получить свидетельство о прохождении целевого инструктажа.
КАК ПОДАТЬ ДОКУМЕНТЫ В РОСФИНМОНИТОРИНГ?
Для того, чтобы подать документы в Росфинмониторинг необходимо:
Если планируете подавать документы в электронном виде, то придется получить ЭЦП до подачи заявки.
ЭЦП придется получить в любом случае для работы с Личным кабинетом Организации/ИП в Росфинмониторинге.
Мы поможем Вам получить ЭЦП.
Если планируете подавать документы на бумаге, тогда все подготовленные документы необходимо распечатать, прошить, подписать и принести в территориальное МРУ Росфинмониторинга.