Федеральная служба по финансовому мониторингу является федеральным органом исполнительной власти. Росфинмониторинг осуществляет функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности других федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер противодействия этим угрозам. Руководство деятельностью федерального органа осуществляет Президент РФ.
Федеральной палатой адвокатов РФ заключен договор о взаимодействии с Федеральной службой по финансовому мониторингу. Президент ФПА РФ является членом Консультативного совета при Межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Антенщик мачтовик(учебное пособие).doc
Устав с изменениями 2019.docx
Методическое пособие.docx
Тифлографика – пособиеwm.pdf
Титул УЧЕБНАЯ ПМ 1 ПСО 2019.docx
Учебно-методическое пособие по английскому языку длоя специалист
итоговый тест 2019.docx
Введение в системы радиосвязи и радиодоступа – пособие.pdf
Учебное пособие Teoriya_obucheniya__1_.pdf
Примерные вопросы ГИА Уголовное право 2019 (профиль УП).pdf
5. Организация работы координационного совещания руководителей
правоохранительных органов района (города)
не реже
одного раза в квартал
33 работников
27
Изменения в персональном составе руководителей правоохранительных органов также оформляются постановлением на ближайшем заседании.
Координационное совещание состоит из его членов – руководителей правоохранительных органов города (района) и возглавляется председателем– прокурором города (района). Членами координационного совещания могут быть лишь руководители правоохранительных органов и лица, исполняющие их обязанности.
В работе координационного совещания могут принимать участие и другие работники правоохранительных органов, например, начальники служб и подразделений. Они будут являться участниками координационного совещания, но не его членами. Ответственность за исполнение решений координационного совещания несут исключительно члены этого совещания – руководители правоохранительных органов, но никак не иные участники координационного совещания.
К работе координационных совещаний в ряде случаев привлекаются другие органы государственной власти, контролирующие органы, органы местного самоуправления и общественные организации. Привлечение по согласованию представителей этих органов к участию в работе координационных совещаний, в выработке и реализации мер но противодействию преступности является необходимым условием эф- фективности координационной деятельности. При этом важно отметить, что на таких участников координационных совещаний не может быть возложена ответственность за исполнение решений координационного совещания.
Координационное совещание им может только рекомендовать принять те или иные меры, способствующие борьбе с преступностью. Это имеет значение при
27
Указанная рекомендация дана авторами Настольной книги прокурора. В 2 ч. Ч. 2/ под общ. ред. С.Г.
Кехлерова, О.С. Капинус; научн. Ред. А.Ю. Винокуров. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт,
2016. С. 266.
34 формулировании содержания резолютивной части постановления координационного совещания. В информационном письме Генеральной прокуратуры Российской Федерации 11 апреля 2015 г. № 20-31-2015 указано, что в Калининградской области пунктом 2 плана работы координационного совещания на первое полугодие 2015 г. в качестве соисполнителя определено
Правительство
Калининградской области.
Возложение исполнения мероприятий, определенных планами координационной деятельности, на органы, не относящиеся к правоохранительным, противоречит требованиям
Положения.
Председатели судов, судьи могут принимать участие в заседаниях координационных совещаний руководителей правоохранительных органов в качестве приглашенных лиц. При этом взаимодействие с судами по вопросам борьбы с преступностью осуществляется на основе соблюдения принципов независимости органов судебной власти, судей и их подчинения только
Конституции РФ и федеральным законам.
Целесообразно привлекать к решению отдельных проблем, рассматриваемых на координационных совещаниях представителей средств массовой информации. Освещение в средствах массовой информации проблем преступности, принимаемых правоохранительными органами совместных мер по укреплению законности и правопорядка, создают общественный резонанс, воздействуют на тех, от кого зависит решение насущных вопросов, привлекают представителей общественности, население к участию в борьбе с преступностью.
В целях исключения формального подхода к проведению координационных совещаний в повестку дня следует вносить наиболее актуальные вопросы борьбы с преступностью. Эти вопросы должны определяться с учетом адекватной оценки реальной криминогенной обстановки, исходя из результатов информационно-аналитический деятельности правоохранительных органов при изучении состояния преступности. Необходимо учитывать распространенность тех или иных
35 видов преступлений, их латентность, наличие нерешенных проблем вза- имодействия правоохранительных органов между собой или с органами мест- ною самоуправления, контрольно-ревизионными, территориальными право- охранительными органами и т.п.
На городском (районом) уровне не всегда практикуется, однако возможно создание рабочей группы из представителей правоохранительных органов для подготовки рассмотрения того, или иного вопроса на координационном совещании.
На стадии подготовки к координационному совещанию прокурор:
– определяет лиц, представителей различных органов и организаций, подлежащих приглашению на заседание;
– составляет план проведения и проекты повестки дня и регламента заседания;
– определяет степень готовности докладов лиц, выступающих в прениях;
– обеспечивает согласование с членами совещания содержания проекта постановления;
– выполняет другие подготовительные действия, в том числе готовит тезисы своего выступления
(приложение № 2).
Ход заседания координационного совещания фиксируется в протоколе, который ведется членом секретариата или ответственным секретарем.
Протокол содержит дату, время проведения совещания, список присутству- ющих членов координационного совещания, а также всех приглашенных, к числу которых относятся все остальные участники совещания. В описательной части указываются сведения о председательствующем на совещании, вопросы повестки дня, докладчик, другие выступающие, краткое содержание выступлений, вопросов к докладчику и ответов на них, существо выступлений и замечаний председательствующего. В заключительной части протокола ука- зывается принятое постановление, излагается проект постановления по каж- дому вопросу повестки дня, существо решения по данному проекту, возможные сроки окончательной подготовки постановления с учетом
36 высказанных замечаний и предложений. Протокол координационного совещания подписывается ответственным секретарем координационного совещания (приложение № 3).
Основным документом, который составляется по результатам работы координационного совещания является постановление координационного
совещания руководителей правоохранительных органов города (района). В нем обязательно отражаются результаты анализа состояния преступности и непреступных нарушений законов, деятельности правоохранительных органов, в том числе прокуратуры по рассматриваемому вопросу, обозначаются выявленные проблемы деятельности по борьбе с преступностью.
(приложение № 4).
В резолютивной части постановления указываются конкретные меры, которые необходимо принять правоохранительным органам для разрешения обсуждаемой проблемы.
Резолютивная часть постановления не должна содержать формулировок об оценке деятельности правоохранительных органов или их должностных лиц. Также не рекомендуется употреблять выражения типа «усилить»,
«повысить», «углубить», «добиться» и другие подобные декларативные формулировки. Кроме того, в постановлениях не воспроизводятся положения, прописанные в законах, ведомственных приказах и т.п.
Постановление и протокол не заменяют, а логически дополняют друг друга. Постановление координационного совещания руководителей правоохранительных органов города (района) подписывается председателем совещания по согласованию с членами координационного совещания. На практике, как правило к постановлению, подписанному председателем координационного совещания прилагается лист согласования с подписями всех членов координационного совещания (приложение № 5).
Следующим важным условием организации координационной деятельности является контроль исполнениямероприятий, выработанных на координационном совещании. В соответствии с Положением, исполнение
37 принятых координационных решений обеспечивают руководители правоохранительных органов в части, относящейся к сфере ведения и компетенции возглавляемых ими органов.
Руководители правоохранительных органов города (района) должны информировать прокурора-председателя о ходе выполнения разработанных мероприятий. Общий контроль исполнения постановления координационного совещания осуществляется также ответственным секретарем совещания.
Действенной формой контроля служит также заслушивание результатов выполнения отдельных координационных мероприятий. Также реализуется практика работы координационных совещаний, при которой отдельным вопросом на заседании рассматривается ход выполнения в полном объеме того или иного ранее принятого постановления и но нему принимается соответствующее постановление координационного совещания.
Такой подход применяется к осуществлению контроля выполнения в целом планов координационной деятельности, постановлений межведомственных совещаний.
В подтверждение выполнения плановых мероприятий должны представляться секретарю (или в секретариат) координационного совещания ответственными исполнителями соответствующие материалы, справки, копии организационно-распорядительных и иных документов, содержащие сведения об итогах исполнения мероприятия. При невыполнении хотя бы части мероприятий, указанных в решении координационного совещания, все постановление должно оставаться на контроле и по нему необходимо проводить дальнейшую работу
(приложение № 6).
В процессе координационной деятельности делопроизводствоведется ответственным секретарем координационного совещания в соответствии с Ин- струкцией по делопроизводству. Общее руководство этой работой осущест- вляется соответствующим прокурором — председателем координационного совещания.
К числу основных документов относятся:
38
– протоколы заседания координационного совещания;
– постановления координационного совещания;
– планы основных мероприятий по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
– аналитические справки;
– доклады;
– информационные письма;
– письменные предложения руководителей соответствующих правоохранительных органов;
– обзоры и другие документы. В случае подготовки документов, со- держащих сведения, составляющие государственную тайну, делопроизводство осуществляется в соответствии с требованиями секретного делопроизводства.
Исполненные документы координационной деятельности группируются в нарядах в соответствии с номенклатурой дел. При этом все экземпляры, оста- ющиеся в прокуратуре, должны содержать подлинные подписи должностных лиц, подписавших и согласовавших документ.
Несколько слов о межведомственных совещаниях. Они проводятся как правило по итогам работы правоохранительных и других государственных органов по борьбе с преступностью и устранению обстоятельств, способствующих совершению преступлений за год, полугодие, по итогам проверок организации работы правоохранительных органов по широкому кругу вопросов правоохранительной деятельности.
Порядок проведения межведомственных совещаний, состав участников строго не регламентирован. Важно, что на межведомственных совещаниях могут обсуждаться не только вопросы борьбы с преступностью. На них могут быть рассмотрены, например, вопросы связаны с невыплатой заработной платы, защитой прав предпринимателей, воспитанием детей, борьбой с алкоголизмом, и т.п.
Результаты проведенных межведомственных совещаний оформляются в
39 виде решений, которые подписываются его участниками. Для подготовки решения межведомственного совещания рекомендуется использовать структуру постановления координационного совещания руководителей правоохранительных органов (описательная, резолютивная части, указание исполнителей и сроков исполнения решения).
В специальной литературе часто говорится о том, что одна из основных проблем, возникающих при координационной деятельности на районном уровне, является несовпадение границ юрисдикции прокуратур, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации и органов внутренних дел.
Как правило, прокуратуры районного звена, осуществляют надзор в пределах одного административно-территориального образования районного уровня. В то же время один орган внутренних дел может обслуживать территорию нескольких районов. Аналогичная ситуация и с межрайонными следственными отделами Следственного комитета России, т.е. складывается ситуация, когда не совпадают границы юрисдикции территориальных подразделений органов прокуратуры, внутренних дел и Следственного комитета России.
В таких случаях возникает вопрос определения круга участников координационной деятельности на территории района. В данной ситуации рекомендовано включать начальника межмуниципального подразделения
МВД России в состав координационного совещания в каждом районе, входящем в его компетенцию
28
. Необходимо обратить внимание на то, что в состав координационного совещания может включаться только начальник органа внутренних дел. Например, в городах с районным делением членом координационного совещания будет только начальник управления МВД
России по городу, но не начальники территориальных отделов, входящих в
28
Информационное письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 24.07.2012 № 20-06-2012 «О практике осуществления координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью при несовпадении их юрисдикции».
40 структуру управления, т.к. они не являются руководителями правоохранительного органа. Руководители структурных подразделений такого управления МВД России могут присутствовать на заседаниях этого координационного совещания в качестве приглашенных лиц.
В случае отсутствия в городе с районным делением городской прокуратуры руководитель управления МВД по городу привлекается прокурорами районов города в качестве полноправного члена координационного совещания. Кроме того, они также могут привлекаться к работе координационного совещания руководителей правоохранительных органов субъекта Российской Федерации в качестве приглашенных лиц.
При отсутствии в районе правомочных должностных лиц правоохранительных органов, прокуроры районов не созывают координационное совещание, а осуществляют координационную деятельность в форме межведомственных совещаний.
Представляет интерес практика осуществления прокуратурой координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступность в г. Курске
29
. В этом городе существует как прокуратура областного города, так и прокуратуры городских административных округов.
Прокурор города, исходя из своих полномочий и статуса расположенных в городе органов, может координировать лишь деятельность по борьбе с преступностью УМВД России по г. Курску. Прокуроры округов г. Курска, в свою очередь, могут координировать лишь такую деятельность окружных отделов полиции. Остальные органы подпадают под юрисдикцию прокуратуры субъекта Российской Федерации. В Курской области данная проблема решена следующим образом. На территории округов г. Курска не практикуется проведение координационных совещаний, а координационная деятельность реализуется в иных формах. Координационные совещания
29
Зуенко А.В. Организация координационной деятельности в органах прокуратуры Курской области//
Организация деятельности и управления в органах прокуратуры: сб. материалов семинаров по обмену опытом: вып. 8 / под общ. ред. Э.Б. Хатова; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2016. С. 27-31.
41 проводятся прокурором города и в состав совещания входят прокуроры округов города, начальник УМВД города. В качестве приглашенных лиц в работе совещания также участвуют руководители иных правоохранительных органов областного уровня.
42
Заключение
Российская прокуратура относится к прокуратурам многофункционального типа в связи с чем, наряду с функциями надзора, участия в рассмотрении судами дел, она наделена и другими функциями.
Особенно актуально для прокуратуры выполнение функции координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Она является одной из самых важных функций прокуратуры, значение которой ни раз подчеркивалось руководством Генеральной прокуратуры Российской
Федерации и страны.
Материалы настоящего учебного пособия позволяют сформулировать ряд выводов.
От правильного разрешения прокурорами вопросов, возникающих в практике реализации указанной функции, зависит эффективность борьбы с преступностью, осуществляемая правоохранительными органами, а также авторитет органов прокуратуры в обществе.
Предметом координационной деятельности прокуратуры по борьбе с преступностью является деятельность правоохранительных органов по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, а также коррупционных правонарушений.
Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью – самостоятельная функция прокуратуры Российской
Федерации, выражающаяся в совокупности осуществляемых правоохранительными органами под руководством органов прокуратуры совместных мероприятий, направленных на стабилизацию и снижение уровня преступности в целом и конкретных ее видов, предупреждение преступных проявлений.
Целью реализации функции прокуратуры по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью является повышение эффективности борьбы с преступностью.
43
Участники координационной деятельности – это правоохранительные органы, осуществляющие деятельность по борьбе с преступностью.
В законодательстве должен быть определен вид и мера ответственности участников координационной деятельности за неисполнение или ненадлежащее исполнение согласованных мероприятий. Это повысит требовательность к осуществлению координации прокурором деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, исключит формальный подход некоторых руководителей правоохранительных органов к участию в координационных мероприятиях, а следовательно, улучшит эффективность работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Антенщик мачтовик(учебное пособие).doc
Устав с изменениями 2019.docx
Методическое пособие.docx
Тифлографика – пособиеwm.pdf
Титул УЧЕБНАЯ ПМ 1 ПСО 2019.docx
Учебно-методическое пособие по английскому языку длоя специалист
итоговый тест 2019.docx
Введение в системы радиосвязи и радиодоступа – пособие.pdf
Учебное пособие Teoriya_obucheniya__1_.pdf
Примерные вопросы ГИА Уголовное право 2019 (профиль УП).pdf
принципов
соблюдение законности
14 и законных интересов каждого гражданина.
Равенство всех участников координационной деятельности предполагает наделение их одинаковым объемом полномочий при постановке вопросов, подлежащих разрешению в процессе координационных мероприятий. Это означает, что любой из участников координационной деятельности вправе поставить на разрешение такой вопрос, решение которого требует межведомственного взаимодействия нескольких правоохранительных органов. Реализация этого принципа ярко выражена при внесении участниками координационной деятельности предложений при формировании плана координационной деятельности прокуратуры.
Необходимо помнить, что прокурор, хотя и является председателем координационного совещания правоохранительных органов, равен в правах с иными его членами, он является лишь организатором координационной деятельности.
Тесно связан с этим принципом и другой – самостоятельность каждого правоохранительного органа при реализации согласованных действий.
Несмотря на общие цель и задачи координационной деятельности, каждый правоохранительный орган может реализовать согласованные мероприятия только исходя из того объема полномочий, которыми он наделен.
Несмотря на провозглашение принципа ответственности участников координационной деятельности за исполнение совместно выработанных мероприятий необходимо отметить недостаточность, а точнее отсутствие предусмотренных законом санкций за неисполнение обязанностей участниками координационной деятельности. Об этой проблеме, влияющей на эффективность координационной деятельности, высказываются и некоторые практические работники органов прокуратуры
13 13
Например: Колдаев Р.В. Проблемы координации и пути повышения эффективности координационной деятельности прокуратуры по борьбе с преступностью// Сборник материалов круглого стола «Проблемы координации прокурором деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» (29 апреля
2015 г. г. Москва)/под. общ. ред. Ф.М. Кобзарева. М. Академия Генеральной прокуратуры Российской
Федерации. М. 2015. С. 56.
15
Реализация принципа гласности координационной деятельности предполагает информированность органов государственной власти и населения о деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Однако такая информированность не должна противоречить требованиям законодательства о государственной и иной охраняемой законом тайне, а также не нарушать права граждан.
16
3. Субъекты (участники) координационной деятельности. Уровни и
формы реализации прокуратурой координационной деятельности
Исходя из содержания Федерального закона «О прокуратуре Российской
Федерации» и Положения, прокуратура осуществляет координацию деятельности по борьбе с преступностью, которую осуществляют правоохранительные органы. Именно правоохранительные органы, а не любые государственные органы являются участниками координационной деятельности. По смыслу закона прокуратура координирует деятельность
по борьбе с преступностью лишь правоохранительных органов.
Однако указанные нормативно-правовые акты не содержат точного перечня правоохранительных органов, чья деятельность координируется прокуратурой. В действующем российском законодательстве отсутствует определение понятия «правоохранительный орган». По сложившемуся мнению, правоохранительными органами принято считать государственный орган, который обладает хотя бы одной из правоохранительных функций:
– оперативно-розыскная деятельность;
– дознание по уголовным делам;
– предварительное следствие по уголовным делам;
– охрана общественного порядка;
– исполнение уголовных наказаний;
– прокурорский надзор.
Анализ функций государственных органов Российской Федерации позволяет определить следующий перечень правоохранительных органов:
1) прокуратура РФ;
2) органы внутренних дел РФ;
3) органы федеральной службы безопасности РФ, в том числе пограничной службы;
4) органы уголовно-исполнительной системы РФ;
5) таможенные органы РФ;
17 6) следственные органы Следственного Комитета РФ;
7) органы федеральной службы судебных приставов РФ;
8) органы пожарного надзора МЧС РФ;
9) федеральная служба государственной охраны РФ;
10) служба внешней разведки МО РФ;
11) Росгвардия;
12) командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, где предусмотрена военная служба;
13) органы военной полиции.
В настоящее время указанные органы – участники координационной деятельности, а руководители их структурных подразделений входят в состав координационных совещаний под председательством прокуроров различных уровней.
Вместе с тем необходимо четко разграничивать три следующих понятия, используемых в Положении:
члены
координационного
совещания
руководителей
правоохранительных органов;
участники координационной деятельности правоохранительных
органов;
участники координационных совещаний;
Членами координационного совещания могут быть только прокурор
(председатель совещания) и руководители правоохранительных органов или исполняющие их обязанности. Здесь важно заметить, что члены координационного совещания
– это именно руководители правоохранительных органов. К примеру, не может являться членом координационного совещания начальник оперативной службы территориального отдела МВД РФ. Он может являться участником координационного совещания.
18
координационного
совещания могут быть руководители иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их подразделений, органов местного самоуправления, органов военного управления, председатели судов, руководители органов юстиции, органов контроля и других государственных органов, общественных объединений, научные и педагогические работники.
координационной
деятельности
– это правоохранительные органы, осуществляющие деятельность по борьбе с преступностью.
Говоря о пределах координационной деятельности, следует иметь в виду, что прокурор не является организатором борьбы с преступностью в целом. В масштабах страны задачи по организации борьбы с преступностью реализуют органы исполнительной власти с использованием социальных, эко- номических, организационных, воспитательных и иных мер. Соответственно, на органы исполнительной власти ложится обязанность обшей организации борьбы с преступностью, выработки ее идеологии и стратегии основ государ- ственной политики, определения механизма взаимодействия всех государ- ственных органов, привлечения к ее выполнению негосударственных структур, объединения усилий государства институтов гражданского общества
14
Принято считать, что прокуратура осуществляет координационную деятельность на пяти уровнях, каждый из которых имеет свои особенности.
Так, Генеральный прокурор РФ осуществляет взаимодействие на
международном уровне с правоохранительными органами стран Европы и всего мира, в том числе в области международного сотрудничества по борьбе с преступностью. Также Генеральный прокурор РФ возглавляет
14
Настольная книга прокурора. В 2 ч. Ч. 2/ под общ. ред. С.Г. Кехлерова, О.С. Капинус; научн. Ред. А.Ю.
Винокуров. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. С. 268.
19
Координационный совет генеральных прокуроров государств – участников
СНГ.
На федеральном уровне Генеральным прокурором РФ координируется деятельность правоохранительных органов
Российской
Федерации.
Непосредственно под руководством Генерального прокурора РФ на этом уровне функционирует Координационное совещание руководителей правоохранительных органов РФ в составе Министра внутренних дел РФ, руководителя федеральной таможенной службы РФ, директоров ФСБ, ФСИН и ФССП России, председателя СК России, которые принимают различные совместные решения по вопросам борьбы с преступностью, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками этих органов.
На межрегиональном уровне основной формой координации деятельности окружных подразделений правоохранительных структур является проведение межведомственных совещаний, организуемых управлениями Генпрокуратуры РФ в федеральных округах под руководством заместителей Генерального прокурора РФ, курирующих соответствующие округа.
На
уровне
регионов роль координатора деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью выполняют прокуроры субъектов РФ, а в состав участников координации входят военные и иные специализированные прокуроры, руководители следственных органов
СК РФ по субъектам РФ и руководители других правоохранительных органов, дислоцирующиеся на территории субъекта РФ.
Основную работу по координированию на местном (муниципальном)
уровневыполняют прокуроры районного звена, а другими участниками являются руководители соответствующих правоохранительных органов, равные по статусу таким прокурорам и осуществляющие деятельность по борьбе с преступностью на соответствующей территории.
Основными формами координации в соответствии с Положением являются:
20 а) проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов; б) обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью: в) совместные выезды в регионы для проведения согласованных действий, проверок и оказания помощи местным правоохранительным органам в борьбе с преступностью, изучения и распространения положитель- ного опыта; г) создание следственно-оперативных групп для расследования конкретных преступлений; д) проведение совместных целевых мероприятий для выявления и пресечения преступлений, а также устранения причин и условий. способствующих их совершению; е) взаимное использование возможностей правоохранительных органов для повышения квалификации работников, проведение совместных семинаров, конференций; ж) оказание взаимной помощи в обеспечении собственной безопасности в процессе деятельности по борьбе с преступностью; з) издание совместных приказов, указаний, подготовка информационных писем и иных организационно-распорядительных документов; и) выпуск совместных бюллетеней
(сборников) и других информационных изданий; к) разработка и утверждение согласованных планов координационной деятельности.
Как видно из приведенного перечня, к числу форм координационной деятельности отнесено создание следственно-оперативных групп. Однако в связи с изменениями уголовно-процессуального законодательства и существенного сокращения полномочий прокурора в этой сфере прокурор оказался фактически отстраненным от участия в формирования таких групп.
Кроме того, и действующий Уголовно-процессуальный кодекс Российской
21
Федерации предусматривает возможность создания только следственных групп. Этим обусловлено и исключение данной формы из отчетных показа- телей координационной деятельности прокуратуры
15
Кроме перечисленных форм координации в практической деятельности применяются и иные формы. К их числу можно отнести:
– проведение прокурорами межведомственных совещаний;
– создание межведомственных рабочих групп по различным направлениям борьбы с преступностью;
– практику совместной разработки правоохранительными органами предложений для включения их в местные программы борьбы с преступностью, проведение совместных семинаров.
Из указанных форм координации к наиболее значимым и распространенным относится проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов. На этом вопросе более подробно остановимся чуть ниже.
15
См.: «Сведения о работе прокурора по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» (Приказ Генерального прокурора РФ от 1 июня 2011 г. № 156), а также в отчете по форме
№21-УРП «Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» Временной инструкции по учету работы прокуроров в органах прокуратуры РФ, утвержденной Приказом Генерального прокурора РФ от 18 июля 2013 г. № 295.
22
4. Планирование, контроль исполнения и учет координационной
деятельности
Планирование координационной деятельности основывается на резуль- татах анализа состояния и динамики преступности и правоприменительной практики. Оно представляет собой определение целей согласованных действий правоохранительных органов, конкретных мероприятий для достижения этих целей, сроков их исполнения и исполнителей.
Говоря о существующих проблемах координационной деятельности прокуратуры на городском (районном) уровне, необходимо затронуть вопросы ее планирования и контроля исполнения согласованных мероприятий.
Прокуроры городов, районов, межрайонные прокуроры координируют деятельность межрайонных следственных отделов, следственных отделов
Следственного комитета Российской Федерации по районам, городам, межрайонных отделов ФСБ России, соответствующих управлений (отделов) территориальных органов МВД России, ФССП России, подразделений ФСИН
России, отделов надзорной деятельности и профилактической работы МЧС
России.
Планирование координации деятельности правоохранительных органов преследует цель выработки совместных мероприятий правоохранительных органов, направленных на повышение эффективности борьбы с преступностью, определение ответственных исполнителей и сроков исполнения согласованных мероприятий. Анализ информационных писем
Генеральной прокуратуры Российской Федерации показывает, что в ряде случаев при планировании координационной деятельности возникают проблемы.
Одним из недостатков является делегирование полномочий по выработке и принятию совместных решений от участников координационной деятельности исключительно прокурору. Это выражается в формировании планов координационной деятельности без учета мнений всех участников
23 координационной деятельности, т.е. иначе говоря, лишь самим прокурором.
Между тем прокурор при осуществлении координационных полномочий не имеет преимущества перед другими участниками и обладает одинаковыми с ними правами при выработке и принятии совместных решений, а также несет равную ответственность за результаты согласованной деятельности по борьбе с преступностью в части, касающейся органов прокуратуры. В соответствии с
Регламентом координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации, предложения о включении в план мероприятий вносятся всеми членами координационного совещания. Конечно, организующая роль в составлении плана принадлежит прокуратуре, но это не означает, что он формируется исключительно прокуратурой без учета предложений участников координационной деятельности.
Также необходимо обратить внимание на оформление плана основных мероприятий по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Дело в том, что некоторые прокуроры план подписывают единолично. Генеральной прокуратурой Российской Федерации такая практика расценивается как недостаток в осуществлении координации, т.к. самостоятельное планирование прокурорами мероприятий по координационной деятельности правоохранительных органов нарушает принцип равенства ее участников при постановке вопросов, внесении предложений, разработке мероприятий по борьбе с преступностью
16
. Таким образом, исходя из соблюдения принципа равенства всех участников координационной деятельности план должен подписываться всеми руководителями правоохранительных органов – участников координационной деятельности.
16
Поздняков В.Ю. О состоянии и недостатках организации координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью//Проблемы координации прокурором деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью: сб. материалов круглого стола (29 апреля 2015 г., г. Москва)/под общ. ред. Ф.М. Кобзарева. – М.: Акад. Ген. Прокуратуры Рос. Федерации, 2015. С. 14-18.
25 правоохранительных органов по борьбе с преступностью не требуется.
Аналогичная позиция отражена в письме Генеральной прокуратуры
Российской Федерации «О практике планирования координационной деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» от 25 марта 2008 г. №20-6-2008.
Третьим вопросом, вызывающим сложность, является определение приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, требующих координации. Как известно, особое значение в координационной деятельности занимает ее информационно- аналитическое обеспечение. Информационно-аналитическая работа всех участников координационной деятельности служит основой для прогнозирования и планирования. Между тем в отдельных случаях к этому этапу организации координационной деятельности проявляется формальный подход, мероприятия планируются без тщательного изучения оперативной обстановки, анализа статистических данных и материалов о нарушениях законов на поднадзорной территории.
Так, например, правоохранительными органами одного из районов было запланировано проведение совещаний по вопросам выявления правонарушений и преступлений в период нереста. В то же время, согласно статистическим данным в указанном районе преступления, предусмотренные статьей 256 УК РФ (незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов), не регистрировались последние два года. Подобный подход свидетельствует об отсутствии предшествовавшего планированию глубокого анализа оперативной обстановки и незнании проблем, требующих скоординированных действий правоохранительных органов. Примеры неудачного планирования координационной деятельности встречаются нередко. Допускаются случаи, когда тема координационного совещания не указывается в плане, а в него включается формулировка: «вопросы повестки будут определены дополнительно с учетом оперативной обстановки».
Генеральной прокуратурой Российской Федерации обращается внимание на
26 недопустимость такого подхода к планированию координационной деятельности
19
. Таким образом, координационная деятельность должна осуществляться на основе тщательного анализа состояния законности и правопорядка, что позволит исключить формализм в осуществлении этой деятельности и как следствие повысить ее эффективность.
Организующая роль в составлении плана принадлежит органам прокуратуры. Непосредственно подготовка проекта плана координационных мероприятий возлагается на секретариаты координационных совещаний, которые контролируют поступление предложений из правоохранительных органов.
После поступления в секретариат от руководителей правоохранительных органов предложений о включении определенных мероприятий в план, они обобщаются секретариатом координационного совещания и формируется проект плана. Проект плана направляется для рассмотрения и согласования членам координационного совещания. По результатам его рассмотрения члены совещания в установленный регламентом срок направляют председателю координационного совещания имеющиеся замечания и предложения. Секретариат координационного совещания прорабатывает поступившие от руководителей правоохранительных органов замечания и принимает меры к снятию разногласий между заинтересованными ведомствами. Доработанный проект плана повторно направляется на согласование членам координационного совещания или, если нет необходимости, только руководителю правоохранительного органа, внесшему замечания.
Согласованный проект плана представляется на подпись членам коорди- национного совещания. Чтобы не допускать волокиты, срок рассмотрения и
19
Информационное письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 26 января 2018 г. № Исуб-
20-501-18.
27 подписания руководителем каждого правоохранительного органа уже согла- сованного документа должен быть четко определен (по Регламенту Координа- ционного совещание руководителей правоохранительных органов Российской
Федерации — не более трех рабочих дней).
После подписания председателем координационного совещания план направляется для исполнения членам координационного совещания, а также иным государственным органам, участвующим в реализации предусмотренных мероприятий. Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что план координационной деятельности подписывается председателем координационного совещания – прокурором города (района) и всеми членами координационного совещания
– руководителями правоохранительных органов города (района) (приложение № 1).
Планы мероприятий доводятся до сведения всех подчиненных работников, которые будут участвовать в их выполнении. Руководители правоохранительных органов определяют исполнителей и дают им указания по выполнению соответствующих мероприятий. Реализацию намеченного мероприятия обеспечивают руководители правоохранительных органов.
Важное значение имеет контроль за исполнением запланированных координационных мероприятий и решений координационного совещания.
Учитывая, что участники координационной деятельности являются ответственными за исполнение мероприятий, направленных на борьбу с преступностью, контроль именно с их стороны позволяет избежать волокиты и срывов сроков проведения таких мероприятий. Но именно отсутствие в некоторых случаях контроля со стороны руководителей правоохранительных органов за исполнением согласованных решений влечет их несвоевременное исполнение или некачественное исполнение, и как следствие, снижает эффективность деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Конечно, необходимо учитывать действие принципа самостоятельности каждого правоохранительного органа в пределах предоставленных ему законодательством Российской Федерации полномочий
30
Изучение мнений прокуроров городов и районов Приволжского и
Уральского федеральных округов, проходящих повышение квалификации в
Казанском юридическом институте (филиале) Университета прокуратуры
Российской Федерации, свидетельствуют об актуальности вопроса ответственности руководителей правоохранительных органов за неисполнение или ненадлежащее исполнение согласованных решений, принятых в рамках координационной деятельности. Так, на вопрос о виде юридической ответственности, которую следует установить за невыполнение согласованных мероприятий правоохранительных органов по борьбе с преступностью, 35% респондентов ответили, что это должна быть дисциплинарная ответственность, 59% считают необходимым предусмотреть административную ответственность. В качестве аргумента введения административной ответственности для руководителей правоохранительных органов за невыполнение согласованных мероприятий по борьбе с преступностью прокуроры называют высокую степень ее профилактического эффекта. Действительно, согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Кроме того, необходимо учитывать, что в случае введения в законодательство состава административного правонарушения, объективная сторона которого выражена в неисполнении руководителем правоохранительного органа согласованных мероприятий по борьбе с преступностью, возможна кумуляция административной и дисциплинарной ответственности
26 26
Институт кумуляции в теории права рассматривается как взаимосвязь между нормами, при которой действие одной нормы (группы норм) побуждает к действию другую норму (группу норм) либо, напротив, возникает в зависимости от действия другой нормы (группы норм): Кирин В.А. Функциональные связи правовых норм // Советское государство и право. 1972. № 5. С. 35.
31
Подводя итог этих рассуждений, мы приходим к выводу, что в законодательстве должен быть определен вид и мера ответственности участников координационной деятельности за неисполнение или ненадлежащее исполнение согласованных мероприятий. Это повысит требовательность к осуществлению координации прокурором деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, исключит формальный подход некоторых руководителей правоохранительных органов к участию в координационных мероприятиях, а следовательно, улучшит эффективность работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
В настоящее время учет координационной работы прокуроров осуществляется в соответствии с приказом Генерального прокурора РФ «Об утверждении и введении в действие статистического отчета «Сведения о ра- боте прокурора по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью по форме КДПО и Инструкции по его составле- нию» от 1 июня 2011 г. №156, а также отдельным приказом Генерального прокурора РФ от 18 июля 2013 г. №295 утверждена временная форма учета работы прокурора
№21-УРП
«Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью», которая фиксирует не только дату, но и тип проведения мероприятия, его участников, тематику обсуждаемых вопросов и другие конкретные показатели.