Рекомендации фатф на русском

Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 июня 2023 года; проверки требуют 4 правки.

Основным инструментом ФАТФ в реализации своего мандата являются 40 рекомендаций в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, которые подвергаются ревизии в среднем один раз в пять лет.

Президент ФАТФ с июля 2022 года — г-н Т. Раджа Кумар.

ФАТФ была создана в 1989 году по решению стран «Большой семерки» и является основным международным институтом, занимающимся разработкой и внедрением международных стандартов в сфере ПОД/ФТ. На 2023 год членами ФАТФ являются 37 стран (членство РФ в ФАТФ приостановлено с 24 февраля 2023 года) и две международные организации, наблюдателями — 25 организаций и одно государство (Индонезия).

Деятельность и структура

Основным инструментом принятия решений ФАТФ является Пленарное заседание, которое собирается три раза в год, а также рабочие группы ФАТФ:

ФАТФ уделяет значительное внимание сотрудничеству с такими международными организациями, как МВФ, Всемирный банк, Управление ООН по наркотикам и преступности. Данные структуры реализуют свои программы, нацеленные на противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма.
Одним из основных инструментов реализации рекомендаций ФАТФ на национальном уровне являются Подразделения финансовой разведки (ПФР), отвечающие за сбор и анализ финансовой информации в пределах каждой конкретной страны с целью выявления потоков финансовых средств, добытых незаконным путём.

40 Рекомендаций ФАТФ

Документы ФАТФ, в особенности 40 Рекомендаций, представляют собой всеобъемлющий свод организационно-правовых мер по созданию в каждой стране эффективного режима противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, комплексность и универсальность которых выражается в:

Рекомендации ФАТФ не дублируют и не подменяют соответствующие положения иных международных актов, а при необходимости, дополняя их, сводят в единую систему организационных принципов и правовых норм, играя при этом важную роль в процессе кодификации норм и правил в сфере ПОД/ФТ.
В соответствии с Резолюцией СБ ООН № 1617 (2005), 40 Рекомендаций ФАТФ являются обязательными международными стандартами для выполнения государствами — членами ООН.

Первые Сорок Рекомендаций ФАТФ были разработаны в 1990 г. как инициатива по защите финансовых систем от лиц, отмывающих денежные средства, вырученные от продажи наркотиков. В 1996 г. Рекомендации были пересмотрены в первый раз с учетом развивающихся тенденций и способов отмывания денег и расширения сферы их применения далеко за пределы отмывания выручки от продажи наркотиков. В октябре 2001 г. ФАТФ расширила свой мандат, включив в него проблемы финансирования террористических актов и террористических организаций, и приняла
Восемь (позднее расширены до девяти) Специальных Рекомендаций по борьбе с финансированием терроризма.

Рекомендации ФАТФ были пересмотрены во второй раз в 2003 г. и вместе со Специальными Рекомендациями были признаны более чем 180 странами и являются международным стандартом по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Вслед за завершением третьего раунда взаимных оценок своих членов
ФАТФ в 2012 г. в тесном сотрудничестве с Региональными группами по типу ФАТФ (РГТФ) и организациями-наблюдателями, включая Международный Валютный Фонд, Всемирный Банк и ООН, пересмотрела и обновила Рекомендации ФАТФ. Изменения учитывают новые и возникающие угрозы, проясняют и усиливают многие из существующих обязательств, сохраняя в то же время необходимую преемственность и строгость Рекомендаций.

Рекомендации ФАТФ подразделяются на основные группы

A. Политика ПОД/ФТ и координацияB. Отмывание денег и конфискацияC. Финансирование терроризма и распространения ОМУD. Превентивные мерыE. Прозрачность и бенефициарная собственность юридических лиц и образованийF. Полномочия и ответственность компетентных органов и иные институциональные мерыG. Международное сотрудничество

Региональные группы по типу ФАТФ (РГТФ)

Важную роль в глобальном распространении международных стандартов по борьбе с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма играют группы, создаваемые по типу ФАТФ в различных регионах мира.

Основной задачей таких структур является осуществление борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма в соответствующих регионах, в частности, путём проведения взаимных оценок национальных систем своих членов на соответствие международным стандартам борьбы с отмыванием денег (в частности, 40 Рекомендациям ФАТФ) и проведения исследований тенденций и методов (типологий) отмывания денег и финансирования терроризма, характерных для данного региона.

ФАТФ и региональные группы по типу ФАТФ совместно образуют единую международную систему (сеть) по распространению и внедрению международных стандартов борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма, а также по контролю над их выполнением на национальном уровне.

В настоящее время в мире существует 9 региональных групп по типу ФАТФ:

Главная Открытые знания Международные стандарты по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма

Рекомендации ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) для национальных законодательств – 40 основных рекомендаций, направленных на противодействие финансовым преступлениям.

Впервые рекомендации были разработаны в 1990 году. В дальнейшем они неоднократно пересматривались и дополнялись, например в 1996 и 2003 годах. На сегодняшний день эти рекомендации являются международным стандартом по противодействию отмыванию денежных средств. На их основе строятся национальные законодательства.

1. Закон должен рассматривать отмывание денег как уголовное преступление.

2. Анализа объективных фактических обстоятельств должно быть достаточно для доказательства вины в этом преступлении.

3. Законом должна предусматриваться возможность конфискации легализованного имущества и средств по отмыванию денег. Доказательства легальности происхождения средств возлагаются на обвиняемого.

4. Банковская тайна не должна препятствовать выполнению рекомендаций ФАТФ,

5. На финансовые организации возлагаются функции сбора, проверки и хранения информации о клиентах и бенефициариях по операциям.

6. Финансовые организации обязаны выявлять клиентов, имеющих отношение к госслужбе, и членов их семей, проявлять в работе с ними особую осторожность.

7. Банки должны предъявлять требования к своим контрагентам, при этом вводится запрет на коротношения с кредитными организациями, которые не проводят мероприятия по контролю за клиентами.

8. Особое внимание должно быть уделено анонимным технологиям при общении клиентов с банками.

9. В случае если клиента привлекает посредник, ответственность возлагается на саму финансовую организацию.

10. Архивы с информацией должны храниться не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом.

11. Необходимо требовать письменное объяснение во всех случаях, когда операция вызывает подозрение или не имеет явной экономической цели.

12. Сбором информации о клиентах должны заниматься, помимо банков, также казино, агенты по недвижимости, торговцы ювелирными изделиями, юристы, нотариусы, другие независимые юридические консультанты и бухгалтеры.

13. Финансовые организации должны сообщать о подозрительных операциях.

14. Финансовые организации при сообщении о подозрительных сделках освобождаются от ответственности перед клиентами за раскрытие его тайны.

15. Финучреждения обязаны разработать программы – алгоритмы действия по борьбе с отмыванием денег.

16. При создании юрлиц и других действиях юристы, бухгалтеры, аудиторы обязаны докладывать о подозрительных операциях.

17. В законодательстве должны быть предусмотрены эффективные и соразмерные санкции за нарушение рекомендаций ФАТФ.

18. Вводится запрет на создание фиктивных банков и установление отношений с ними.

19. Контролю подлежит физическое перемещение ценностей через границу. Банки обязаны сообщать о валютных операциях сверх устанавливаемого предела.

20. Рекомендации ФАТФ должны распространяться на все виды бизнеса, а не только финансовую сферу.

21. Финучреждения должны уделять повышенное внимание операциям со странами, которые не выполняют рекомендации ФАТФ.

22. Рекомендации ФАТФ должны распространяться на все филиалы и дочерние структуры за рубежом.

23. Законодательно необходимо предусмотреть меры противодействия тому, чтобы финансовые организации могли оказаться под контролем преступников.

24. В нефинансовой сфере контроль за выполнением рекомендаций должен быть возложен на государство или саморегулируемые организации.

25. На уполномоченные органы возлагается разработка инструкций для каждого вида бизнеса по противодействию отмыванию денежных средств.

26. Предполагается создание национальной организации по борьбе с отмыванием денег.

27. Для расследования дел об отмывании средств правоохранительные органы наделяются специальными правами.

28. Специальные компетентные органы должны получить право истребования документов в ходе расследования.

29. Надзорный орган должен получить право проведения проверок организаций.

30. Государство обязано обеспечить соответствующие органы адекватными финансовыми, человеческими и техническими ресурсами.

31. Необходимо установить сотрудничество между органом, противодействующим отмыванию денег, и другими силовыми структурами.

32. Соответствующие организации должны вести статистику эффективности применяемых мер.

33. Специализированный орган должен получить доступ к информации о бенефициариях юридических лиц.

34. Необходимо обеспечить прозрачность законодательства о доверительном управлении.

35. Государства должны ратифицировать Венскую, Палермскую конвенции ООН, Конвенцию 1999 года по подавлению финансирования терроризма.

36. Требуется не отказывать иностранным государствам в предоставлении информации по отмыванию денег на основании внутреннего законодательства о банковской тайне.

37. Необходимо оказывать помощь другим государствам в расследовании даже в том случае, если в одной из стран действие, в результате которого были получены деньги, не является преступлением.

38. Страны обязаны оказывать содействие иностранным государствам в поиске, конфискации и замораживании  активов,  имеющих отношение к отмыванию денег.

39. Законодательство должно предусматривать возможность экстрадиции обвиняемых в отмывании денежных средств.

40. Последняя рекомендация призвана способствовать обмену информации между специализированными государственными органами, ответственными за противодействие отмыванию денежных средств и финансированию терроризма.

Рекомендации ФАТФ не дублируют и не подменяют соответствующие положения других принятых международных актов и соглашений, а служат их дополнением. На основании резолюции № 1617 от 2005 года Совета безопасности ООН они обязательны для всех государств, являющихся членами Организации объединенных наций.

В 2001 году после террористической атаки на США 40 основных рекомендаций были дополнены девятью специальными, направленными на противодействие терроризму.

Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) (англ. Financial Action Task Force on Money Laundering — FATF)— межправительственная организация, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, а также осуществляет оценки соответствия национальных систем ПОД/ФТ государств этим стандартам. Основным инструментом ФАТФ в реализации своего мандата являются 40 рекомендаций в сфере ПОД/ФТ, которые подвергаются ревизии в среднем один раз в пять лет, а также 9 специальных рекомендаций в сфере противодействия финансированию терроризма, которые были разработаны после событий 11 сентября 2001 года в связи с нарастающей угрозой международного терроризма.

ИсторияФАТФ была создана в 1989 году по решению стран «Большой семерки» и является основным международным институтом, занимающимся разработкой и имплементацией международных стандартов в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Членами ФАТФ являются 34 страны и две организации, наблюдателями — 20 организаций и две страны.

Деятельность и структураОсновным инструментом принятия решений ФАТФ является Пленарное заседание, которое собирается три раза в год, а также рабочие группы ФАТФ:

ФАТФ уделяет значительное внимание сотрудничеству с такими международными организациями, как МВФ, Всемирный банк, Управление ООН по наркотикам и преступности. Данные структуры реализуют свои программы, нацеленные на противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма. Одним из основных инструментов реализации рекомендаций ФАТФ на национальном уровне являются Подразделения финансовой разведки (ПФР), отвечающие за сбор и анализ финансовой информации в пределах каждой конкретной страны с целью выявления потоков финансовых средств, добытых незаконным путем.

Государства члены

C 2004 года в деятельности ФАТФ от имени Российской Федерации участвует Федеральная служба по финансовому мониторингу.

40+9 Рекомендаций ФАТФ

Основной задачей таких структур является осуществление борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма в соответствующих регионах, в частности, путем проведения взаимных оценок национальных систем своих членов на соответствие международным стандартам борьбы с отмыванием денег (в частности, 40+9 Рекомендациям ФАТФ) и проведения исследований тенденций и методов (типологий) отмывания денег и финансирования терроризма, характерных для данного региона.ФАТФ и региональные группы по типу ФАТФ совместно образуют единую международную систему (сеть) по распространению и внедрению международных стандартов борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма, а также по контролю за их выполнением на национальном уровне.

Еще одна региональная группа — Группа Центральной Африки по борьбе с отмыванием денег (ГАБАК), которая имеет аналогичные с РГТФ цели и задачи, — пока не получила признания ФАТФ в качестве региональной группы по типу ФАТФ.

Подразделения финансовой разведки. Группа “Эгмонт”

Специализированные государственные структуры («подразделения финансовой разведки» – ПФР), основной целью которых является борьба с отмыванием денег, созданы во многих странах мира.

Институализацию ПФР, рассматривавшуюся на начальном этапе как изолированное явление, уже к 1995 году можно охарактеризовать как активное взаимодействие в рамках международного профессионального объединения – Группы «Эгмонт», получившей свое название по месту проведения первой встречи во дворце Эгмонт-Аренберг в г. Брюсселье (Бельгия).

Основной целью организации стало создание форума ПФР, оказывающего поддержку национальным программам по борьбе с отмыванием денег, в том числе по расширению обмена информацией, повышению квалификации персонала, содействию развитию каналов связи с использованием новейших технологий.

На учредительной конференции в г. Брюсселе в июне 1995 года были созданы рабочие группы для изучения вопросов развития практического сотрудничества между ПФР Группы «Эгмонт», особенно в области обмена информацией и опытом.

На IV Пленарном заседании организации в ноябре 1996 года в г. Риме сформулировано определение «подразделения финансовой разведки», которое в 2004 году дополнено функцией противодействия финансированию терроризма.Согласно определению подразделение финансовой разведки – центральный национальный орган, ответственный за получение (и, если разрешено, затребование), анализ и передачу компетентным органам сообщений с финансовой информацией:

В июне 1997 года в г. Мадриде Группой было принято Заявление о целях, определившее текущие задачи в рамках национальных и международных усилий по борьбе с отмыванием денег. В 2004 году была одобрена новая редакция Заявления, определившая в числе приоритетных задач также противодействие финансированию терроризма.

В 2007 году принят учредительный документ (Устав) Группы «Эгмонт», в соответствии с которым был образован Секретариат Группы, расположенный в г. Торонто (Канада).

Подразделение финансовой разведки России (Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), в то время Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу – КФМ России), подтвердив свое соответствие требованиям, предъявляемым к ПФР, было принято в Группу «Эгмонт» в июне 2002 года на IX Пленарном заседании.

В настоящее время Росфинмониторинг как подразделение финансовой разведки России (ПФР России) активно участвует в мероприятиях Группы «Эгмонт», в том числе в ее рабочих группах:

По рекомендации и при активном содействии ПФР России членами Группы «Эгмонт» стали подразделения финансовой разведки Армении, Беларуси, Грузии, Киргизии, Молдовы, Сербии и Украины.

В настоящее время Группа объединяет ПФР 120 государств, осуществляя свою деятельность на всех континентах. Недавно в организацию приняты Афганистан, Берег Слоновой Кости, Камерун и Уругвай.

Международное взаимодействие в сфере ПОД/ФТ

Основы деятельности Росфинмониторинга в сфере международного сотрудничества установлены Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, а также Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2004 г. № 307.

В рамках многостороннего сотрудничества Федеральная служба по финансовому мониторингу участвует в работе Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия легализации преступных доходов (МАНИВЭЛ), Евразийской группе по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), Азиатско-Тихоокеанской группе по типу ФАТФ (АТГ), ряда иных международных структур, а также в мероприятиях, проводимых под эгидой Римской группы против терроризма и Лионской группы против транснациональной организованной преступности “восьмерки”, Группы контртеррористических действий Совета Безопасности ООН.

Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет сотрудничество с подразделениями финансовых разведок иностранных государств, в первую очередь в рамках международного профессионального объединения ПФР – Группы «Эгмонт».

Росфинмониторингомведется плодотворный двусторонний диалог с государствами всех регионов Мира, результатом которого является разработка и подписание соответствующих международных соглашений о взаимодействии в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Движение денег между банковскими счетами, компаниями и по иным доступным каналам имеет глобальный охват. Но за счет такого масштаба возможностей и одновременного введения налоговых обязательств возникли проблемы, связанные с финансовыми преступлениями, отмыванием денег, финансированием терроризма и уклонением от уплаты налогов.

Рекомендации фатф на русском

Если с налоговыми проблемами в большей мере борется ОЭСР, то финансовыми махинациями занимается группа разработки финансовых мер борьбы FATF. И в первой, и во второй организации есть свои черные списки не сотрудничающих и не выполняющих условия стран, что влияет на их статус на мировом рынке и уровень доверия.

Одна из основных структур, задействованных во всей цепочке проверок группы FATF, – банки и финансовые учреждения. Именно они являются главными ключевыми звеньями, которые отвечают за отправку, принятие и хранение денег. Так как основная тема всех рекомендаций группы ФАТФ связана именно с финансами, то банки в первую очередь мониторят последние изменения международной организации и стремятся соответствовать всем рекомендациям для сохранения своего статуса безопасных и надежных.

Рекомендации фатф на русском

Где сегодня можно открыть счет для защиты своих активов? Получите консультационную и фактическую помощь экспертов международного портала!

Рекомендации фатф на русском

Подбор счетов
Бесплатная консультация

по подбору зарубежных счетов для предпринимате-
лей от экспертов по работе с международными
банками и счетами для нерезидентовс опытом 20+ лет.

по подбору зарубежных счетов для предпринимателей от экспертов по работе с международными
банками и счетами для нерезидентов
с опытом 20+ лет.

ФАТФ – что это такое простыми словами

Financial Action Task Force on Money Laundering (FATF) — межправительственная организация, созданная в 1989 году по решению стран «Большой семерки» во Франции. Вся политика FATF заложена в представленных 40 Рекомендациях, которые каждые пять лет редактируются членами ФАТФ в соответствии с текущей ситуацией в мире.

Расшифровка аббревиатуры FATF объясняет основную цель и задачи данной организации – «Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег», что также включает формирование мировых стандартов в сфере финансирования терроризма и отмывания финансов, полученных преступным путем (ПОД/ФТ). На русском языке перевод и разъяснение названия организации представлены в ст. 12 ФЗ «О валютном контроле».

Если объяснять простыми словами, то FATF занимается борьбой с оффшорами и нелегальными схемами, за счет которых международные компании и состоятельные граждане могут скрывать свои активы. Однако основная цель ФАТФ – не выявление таких преступлений, а создание идеальных условий, при которых отмывание денег станет невозможным, а информация о бенефициарах будет доступной.

Естественно, не все страны согласны с рекомендациями ФАТФ, что и стало причиной создания черного и серого списков стран, политика которых не соответствует нормам группы финансовой разведки или имеет недоработки по отдельным пунктам. Перечень стран, вошедших в черный список в 2023 году, представлен на официальном портале ФАТФ – http://www.fatf-gafi.org.

Деятельность и структура ФАТФ

Президентом группы ФАТФ является Т. Раджа Кумар из Сингапура, назначенный на должность на срок с 1 июля 2022 года по 30 июня 2024 года. Секретариат группы расположен в штаб-квартире Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в г. Париже. Сама организация ФАТФ является независимой и не входит в структуру ОЭСР или какой-либо другой международной организации.

Основная деятельность группы направлена на разработку стратегий, действенных для борьбы с терроризмом, финансовыми махинациями и отмыванием денег. Принятие решений группы ФАТФ происходит на пленарных заседаниях, которые проводятся не менее трех раз в год.

Инструменты деятельности FATF – рабочие группы по следующим направлениям:

Каждая из стран-членов ФАТФ имеет внутренние подразделения группы финансовой разведки (ПФР) и Региональные группы (РГТФ), которые собирают информацию в своем государстве для дальнейшего выявления нелегальных схем по выводу денег в оффшоры или использования других каналов для отмывания финансов и обеспечения терроризма.

Справка: резолюции Совета Безопасности ООН 1617 (2005) и 2462 (2019) призывают страны ООН имплементировать Рекомендации ФАТФ.

Члены FATF, список стран

В 2023 году в число стран-членов группы ФАТФ входят следующие государства:

Индонезия является страной-наблюдателем.

Членство Российской Федерации приостановлено 24 февраля 2023 года.

Ассоциированные члены ФАТФ и наблюдатели

Также ФАТФ сотрудничает со многими международными организациями, которые реализуют региональные программы борьбы с финансовыми преступлениями в соответствии с рекомендациями группы и проводят оценку национальных систем на соответствие международным стандартам борьбы с отмыванием денег.

Ассоциированные члены ФАТФ (региональные группы РГТФ) в 2023 году:

В число международных наблюдателей ФАТФ вошли многие мировые организации, в том числе:

Все эти структуры разрабатывают и реализуют программы по борьбе с отмыванием незаконных средств и финансированием преступной деятельности, а также тесно сотрудничают с ФАТФ, придерживаясь рекомендаций организации при разработке своих нормативных правил.

Стандарты группы ФАТФ по противодействию легализации отмыванию доходов тесно связаны с банковской системой всех стран, что отразилось на новых правилах по раскрытию информации о бенефициарах и проверке клиентов, желающих открыть счета за рубежом.

Рекомендации FATF

Представленные 40 Рекомендаций группы FATF – это свод международных мер для создания в каждом государстве эффективного режима, направленного на борьбу с финансовыми преступлениями и финансированием терроризма. Всё это выражается в таких темах, затронутых в документах:

Представленные рекомендации от группы по борьбе с финансовыми преступлениями не повторяются и не конфликтуют с иными положениями мировых актов и в ряде случаев дополняют их, создавая тем самым единую систему правовых норм.

Первые рекомендации ФАТФ были выпущены в 1990 году, когда возникла необходимость разработать правила защиты финансовой системы от отмывания денег через продажу наркотиков. В 1996 году стандарты ФАТФ были пересмотрены, так как появились новые проблемы, связанные с финансовыми махинациями по другим технологиям.

В октябре 2001 года группа FATF включила в свой мандат восемь, а затем ещё девять специальных рекомендаций по борьбе с финансированием терроризма. Через два года (в 2003) поставленные стандарты были вновь пересмотрены и признаны 180 государствами.

В 2012 году при сотрудничестве с Региональными группами по типу ФАТФ (РГТФ) и организациями-наблюдателями, в том числе Международного валютного фонда, Всемирного банка, ООН, рекомендации ФАТФ были доработаны в соответствии с текущей ситуацией в мире. Сегодня эти каноны являются международным стандартом борьбы с отмыванием денег и снабжением финансами террористических группировок.

Больше информации о мировых структурах, регуляторах и последних изменениях в налоговой политике или иммиграционных программах читайте на страницах портала International Wealth.