Решение комиссии по урегулированию конфликта интересов оформляется в форме

Бывает, что у человека в противоречие вступают два интереса.

Например, преподаватель дополнительно занимается со школьником как репетитор. Тогда на школьных уроках учителю может быть тяжело объективно оценивать ученика, от которого он получает деньги. Это и есть конфликт интересов.

Иногда с конфликтом интересов сталкиваются компании или органы власти. Например, юридическая фирма одновременно оказывает консультацию по судебному спору и истцу, и ответчику. Или другой пример: до мая 2020 года Банк России был одновременно и акционером, и контролирующим органом Сбербанка.

Конфликт интересов может возникнуть и у рядового сотрудника компании. Например, если он от лица фирмы, в которой работает, заказывает сайт у  своей жены. В некоторых компаниях для таких случаев даже существует политика урегулирования конфликтов интересов, чтобы избежать убытков.

Я юрист в области корпоративного права и с 2017 года работаю с конфликтами интересов. Расскажу, что это такое с точки зрения закона, когда может возникнуть конфликт интересов и как его урегулировать.

Конфликт интересов с точки зрения закона

Юридически конфликт интересов — это возможное противоречие между личными интересами представителя органа власти или сотрудника компании и интересами этого органа или компании.

За редким исключением, речь идет о конфликте интересов, который возникает у граждан. Для юрлиц — например, как в примере с юридической фирмой — этот вопрос на законодательном уровне не регулируется, но может решаться внутренним положением компании. Поэтому в статье я буду говорить о конфликте интересов граждан.

Конфликт интересов сотрудника компании или служащего органа власти — это два отдельных случая. Для каждого предусмотрен свой порядок урегулирования — подробнее о них расскажу ниже.

Не всегда конфликт интересов приводит к негативным последствиям. И главное — это не преступление, хотя конфликт интересов и создает риски противоправных действий.

Например, если сын губернатора подает заявку на субсидию от региона, это не нарушение. Но есть риск, что у него будет преимущество перед другими кандидатами родства с чиновником. Урегулирование конфликта интересов позволяет минимизировать или исключить такой риск.

Причины конфликта интересов у служащих

В случае с государственными и муниципальными служащими конфликт интересов — ситуация, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение должностных обязанностей.

Личная заинтересованность — это возможность получить финансовую выгоду. Причем получить ее может как само должностное лицо, так и его родственники. А также люди и организации, с которыми он связан имущественными, корпоративными или другими близкими отношениями.

Вот представитель трудовой инспекции проверяет предприятие, в котором директором работает его близкий родственник. Это пример личной заинтересованности: если выявят нарушения, на директора должны наложить штраф. Но представитель трудинспекции может закрыть глаза на нарушение — и штрафа не будет.

При этом конфликт интересов у служащего возникает, если соблюдается несколько условий одновременно:

  1. Служащий занимает определенную должность.
  2. Он или его близкий родственник может получить выгоду.
  3. Служащий может нарушить интересы общества и государства.

Определенная должность. Конфликт интересов может возникнуть не у всех должностных лиц, а только у некоторых, среди которых:

  • государственные и муниципальные служащие;
  • служащие Центрального банка;
  • работники, которые замещают должности в госкорпорациях, компаниях, СФР, фонде обязательного медицинского страхования и других госорганизациях;
  • другие работники в случаях, которые предусмотрены законодательством РФ. Например, педагоги или медицинские работники.

Выгода. Чтобы возник конфликт интересов, помимо определенной должности служащего, у него самого, его родственников или близких лиц должна быть возможность получить выгоду. Она может выражаться в получении денег, имущества и бесплатных услуг, продвижении по службе и т. д.

Риск нарушить интересы общества и государства. Конфликт интересов возникает, если есть именно риск, а не нарушение интересов, при котором наступает уголовная или иная ответственность.

Например, когда учитель дает школьнику частные уроки, то может относиться к ученику с пристрастием: ставить высокие оценки, выдвигать на конкурсы и олимпиады и т. д. Это может нарушать интересы других учеников. Именно поэтому педагогам запрещено оказывать платные услуги своим ученикам, если это приводит к конфликту интересов.

Конфликт интересов у должностных лиц компаний

В компаниях конфликт интересов имеет значение прежде всего при заключении сделок. Сделка, в которой есть конфликт интересов, называется сделкой с заинтересованностью.

Например, директор компании «А» заключает договор поставки товара по сниженной цене с компанией «Б», которой он владеет сам — это сделка с заинтересованностью. Такой договор может нарушить интересы миноритарных акционеров компании «А».

Заинтересованность при заключении сделок может возникнуть не у всех должностных лиц компании. Это касается тех, кто входит в органы управления юрлица или может контролировать деятельность фирмы, например:

  • члена совета директоров;
  • единоличного исполнительного органа — генерального директора, президента и т. д.;
  • члена коллегиального исполнительного органа общества, например члена правления;
  • контролирующего лица, например акционера, которому принадлежит больше 50% компании;
  • лица, который вправе давать компании обязательные указания.

При этом такие должностные лица или их родственники должны быть стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, которую совершает компания. Или входить в органы управления или контролировать деятельность контрагента.

Чтобы проверить основания заинтересованности, нужно установить круг лиц, которые могут создать конфликт интересов. Например, проверить, у директора родственники, свои компании, работает ли он в другой фирме на  должности, у родственников директора свои компании т. д. Если, например, из них является стороной по сделке, то это сигнал о конфликте интересов.

Есть и исключения, когда сделка вроде с заинтересованностью, но законом такой не признается. Например:

  • 100% акций принадлежит одному лицу, и  является директором компании;
  • идет процесс реорганизации, в рамках которого передаются права. Например, одно АО присоединяется к своей материнской компании;
  • компания выкупает собственные акции;
  • компания размещает облигации по открытой подписке, то есть среди неограниченного круга лиц.
  • в сделке заинтересованы все акционеры;
  • сумма сделки или балансовая стоимость имущества, которое участвует в сделке имущества, не более 0,1% от балансовой стоимости всех активов компании.
Пример основания конфликта интересов у Николая и Анастасии. В такой ситуации потенциально могут нарушаться интересы акционеров Евгения и Натальи
Пример основания конфликта интересов у Николая и Анастасии. В такой ситуации потенциально могут нарушаться интересы акционеров Евгения и Натальи

Примеры конфликта интересов

Основная задача моей работы — урегулирование конфликта интересов, прежде всего в компаниях. Поэтому в своей практике я встречался с десятком примеров конфликтов интересов — вот некоторые из них.

На государственной службе. Сотрудник полиции проверяет информацию о преступлении в компании, которая принадлежит его брату.

Прокурор проверяет предприятие по производству сахара на предмет нарушения законодательства, а собственник предприятия до этого сделал сыну прокурора дорогой подарок.

На гражданской службе. Судья районного суда рассматривает дело о привлечении к административной ответственности компании, которая принадлежит его зятю.

Руководитель регионального отделения контролирующего органа руководит проверкой регионального банка. А банк недавно купил акции у отца руководителя.

На муниципальной службе. Сестру главы сельского поселения назначают генеральным директором компании — основного поставщика поселения.

Депутат Совета депутатов муниципального района вносит предложение изменить категорию землепользования участка, который ему принадлежит.

В ООО и АО. Президент заключил договор поставки авто по себестоимости с дилером — . Члены совета директоров сделку одобрили. Но  принадлежит президенту и членам совета директоров

Генеральный директор ООО заключает договор займа с подконтрольным ему АО, по которому последнее получает 10 млн рублей на 10 лет под 2% годовых.

Председатель правления банка заключает договор уступки права требования с компанией, подконтрольной его дочери.

Как уведомить о конфликте интересов

Порядок для служащих. Как только служащему стало известно о конфликте интересов или о том, что он может возникнуть, служащий обязан письменно уведомить об этом. Порядок устанавливается соответствующим органом.

Например, в Минфине есть специальная форма уведомления. Порядок его подачи установлен приказом от 8 апреля 2020 года Госслужащие Минфина составляют уведомление на имя заместителя министра , который отвечает за урегулирование конфликта интересов внутри министерства. На последнее также возложены функции по профилактике правонарушений.

Минфин разработал форму уведомления о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов

Порядок в ООО. Не все сотрудники должны уведомлять о конфликте интересов, а только директор, член совета директоров, член правления, контролирующее лицо и тот, кто вправе давать указания компании.

Уведомление направляется компании, а та направляет его незаинтересованным участникам. Если в обществе есть совет директоров и правление, уведомление также направляется им.

В документе должна быть информация о:

  1. Подконтрольных заинтересованному лицу компаниях.
  2. Юрлицах, в которых заинтересованное лицо занимает должность директора, члена совета директоров или правления.
  3. Родственниках, которых возникает конфликт интересов, и о подконтрольных им компаниях.
  4. Известных или предполагаемых сделках, в которых есть заинтересованность.
  5. Сторонах, выгодоприобретателях, цене, предмете и других существенных условиях сделки.

Уведомление нужно направить не позднее чем за 15 дней до даты сделки. Но в уставе ООО можно установить другой срок.

Также при подготовке к ежегодному собранию готовится отчет о заключенных в отчетном году сделках с заинтересованностью. Отчет должен предварительно утвердить директор, а также совет директоров и ревизионная комиссия, если они есть по уставу.

Порядок в АО. лица, что и в ООО, в течение двух месяцев со дня, когда они узнали или должны были узнать о конфликте интересов, обязаны уведомить общество. Детальный порядок уведомления установлен указанием Банка России.

Как происходит урегулирование конфликта интересов служащих

Уведомление служащих о конфликте интересов, как правило, рассматривает подразделение кадровой службы государственного или муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Срок проверки — семь рабочих дней. По результатам подразделение готовит мотивированное заключение.

Заключение направляется председателю комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов. Такая комиссия есть как для государственных, так и для муниципальных служащих.

Комиссия по урегулированию конфликта интересов. В состав комиссии обычно входят председатель, его заместитель, секретарь и члены. У всех них равные права при принятии решений.

В федеральных органах власти состав комиссии немного отличается — в нее входят:

  1. Заместитель руководителя госоргана — председатель комиссии.
  2. Руководитель подразделения кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо ответственный за эту работу — секретарь комиссии.
  3. Служащие из разных подразделений госоргана. Их определяет руководитель: например, служащие из юрподразделения или из подразделения кадров.
  4. Представитель Управления Президента РФ по вопросам противодействия коррупции или соответствующего подразделения Аппарата Правительства РФ.
  5. Представители научных организаций и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, чья деятельность связана с госслужбой.

Число членов комиссии, которые не работают в госоргане, должно составлять не менее ​¼ от общего числа членов. Также руководитель госоргана может включить в состав комиссии представителя общественного совета организации ветеранов или профсоюза.

Комиссия рассматривает уведомление, материалы проверки и заключение в течение 20 дней со дня поступления документов. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее ⅔ от общего числа членов комиссии.

В итоге комиссия принимает решение, которое отражается в протоколе и носит рекомендательный характер. Например, признать, что конфликт интересов отсутствует. Или что личная заинтересованность приводит или может привести к конфликту интересов.

Протокол направляется руководителю служащего. В течение 30 дней с даты поступления руководитель принимает решение и уведомляет о нем комиссию — оно оглашается на ближайшем заседании и принимается к сведению без обсуждения.

Меры по предотвращению конфликта интересов, а также по его урегулированию может принимать сам служащий. Перечень мер открытый. Например, если речь идет о проверке компании родственника, можно взять самоотвод и возложить эту обязанность на своего заместителя. А если конфликт интересов связан с владением ценными бумагами, можно передать их в доверительное управление.

Порядок урегулирования конфликта интересов в АО и ООО

Конфликт интересов — не препятствие для заключения сделки.

Сделка с заинтересованностью по общему правилу не требует предварительного согласия на совершение, но некоторые лица могут его потребовать. Например, директор или член совета директоров, участник с долей не менее 1% от уставного капитала общества или акционер с 1% от количества голосующих акций.

Согласие, в зависимости от сделки, дает совет директоров или общее собрание участников (акционеров) большинством незаинтересованных лиц. Например, если продается имущество акционерного общества, которое составляет более 10% от балансовой стоимости активов, то сделку одобряет общее собрание акционеров.

Не во всех обществах действуют такие правила — в уставе может не быть положений о сделках с заинтересованностью или быть прописан другой порядок.

Зачем вообще нужно урегулировать конфликт интересов

Урегулирование конфликтов интересов — превентивная мера. Государству и компаниям необходимо понимать, что существует риск неправомерных действий.

Уведомление о конфликте интересов позволяет государству и компаниям понять:

  1. место коррупция.
  2. К чьей выгоде действует лицо — своей или государства и компании.
  3. Риски действий при конфликте интересов. Например, действие к необоснованной выгоде, снижению конкуренции, нарушению принципа равенства и т. п.
  4. служащий или сотрудник компании выполняет свои обязанности.

Для лица с конфликтом интересов уведомление позволяет снять риск, что его действия признают недобросовестными и привлекут к ответственности. Например, если директор совершает сделку при конфликте интересов и не уведомил об этом, то может ответить за ущерб компании от сделки. А служащего могут уволить со службы.

Урегулировать конфликт интересов в компаниях малого и среднего бизнеса

Урегулирование конфликта интересов в небольших фирмах полезно как минимум потому, что собственник может понять, где его бизнес работает неэффективно.

Урегулирование конфликта интересов можно распространить не только на директоров, но и на рядовых сотрудников компании. Например, есть чувствительные к потере прибыли должности вроде менеджера по закупкам. Менеджер может договориться с поставщиком о более высокой цене для компании и разницу забирать себе в карман.

Чтобы избежать конфликта интересов у сотрудников, можно принять внутреннее положение об этом. В нем следует определить:

  1. Понятие конфликта интересов.
  2. Обязанности работника, в том числе по уведомлению.
  3. Порядок уведомления.
  4. Способы урегулирования конфликта интересов: например, самоотвод, ограничение доступа к информации, одобрение действий при конфликте.
  5. Ответственного, кто будет получать и рассматривать уведомление о конфликте интересов.
  6. Порядок принятия решений после рассмотрения уведомлений.
  7. Ответственность за нарушение положения о конфликте интересов.

Запомнить

  1. Конфликт интересов — это не преступление и не препятствие для заключения сделки.
  2. Урегулирование конфликтов интересов — превентивная мера. Государству и компаниям необходимо понимать, что существует риск неправомерных действий.
  3. Порядок уведомления о конфликте интересов устанавливается внутренними положениями компании, приказами соответствующего органа власти, а также законами об ООО и АО.

                                                                          Приложение №  2

 к приказу от 18.01.2022г. № 3/6

о комиссии по урегулированию конфликта интересов в муниципальном автономном учреждении «Районный Дворец культуры» муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан

  1. I. Основные понятия

1.1.  Конфликт интересов – ситуация, при которой у работника при осуществлении
им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении
материальной выгоды или иного преимущества, и, которая влияет или может повлиять на
надлежащее исполнение работником профессиональных обязанностей вследствие
противоречия между его личной заинтересованностью и интересами лиц, обращающих в
организацию по каким-либо вопросам.

1.2.    Личная заинтересованность – возможность получения работником при
исполнении должностных обязанностей доходов в денежной либо натуральной форме,
доходов в виде материальной выгоды непосредственно для себя или лиц близкого
родства, или свойства, а также для граждан или организаций, с которыми сотрудник
связан финансовыми или иными обязательствами.

Примеры ситуаций конфликта интересов для всех категорий работников учреждения:

  • работник учреждения за оказание услуги берет деньги у посетителя, минуя установленный порядок в учреждении приема денежных средств;
  • работник учреждения, оказывая услуги посетителям в рабочее время, оказывает этим же посетителям платные услуги после работы;

– работник учреждения небескорыстно использует возможности посетителей учреждения;

– работник учреждения получает небезвыгодные предложения от посетителей, которым он оказывает услуги;

–  работник учреждения рекламирует посетителям учреждения иные организации,
оказывающие любые платные услуги;

– работник учреждения рекомендует посетителям учреждения иных физических лиц, оказывающих любые платные услуги;

–  работник учреждения в ходе выполнения своих трудовых обязанностей
участвует в принятии решений, которые могут принести материальную или
нематериальную выгоду лицам, являющимся его родственниками, друзьями или иным
лицам, с которыми связана его личная заинтересованность;

-работник учреждения участвует в принятии кадровых решений в отношении лиц, являющихся его родственниками, друзьями или иными лицами, с которым связана его личная заинтересованность;

  • работник учреждения принимает решение об установлении (сохранении) деловых отношений учреждения с организацией, которая имеет перед работником или иным лицом, с которым связана личная заинтересованность работника, финансовые или имущественные обязательства;
  • работник учреждения использует информацию, ставшую ему известной в ходе выполнения трудовых обязанностей, для получения выгоды или конкурентных преимуществ, при совершении коммерческих сделок для себя или иного лица, с которым связана личная заинтересованность работника.

1.3. Урегулирование конфликта интересов осуществляется следующим образом:

– ограничение доступа работника учреждения к конкретной информации, которая

может затрагивать его личные интересы;

  • добровольный отказ работника учреждения или его отстранение (постоянное или временное) от участия в обсуждении и процессе принятия решений по вопросам, которые находятся или могут оказаться под влиянием конфликта интересов;
  • пересмотр и изменение функциональных обязанностей работника организации;
  • перевод работника организации на должность, предусматривающую выполнение функциональных обязанностей, не связанных с конфликтом интересов, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации;
  • отказ работника учреждения от своего личного интереса, порождающего конфликт с интересами организации;
  • увольнение работника учреждения в соответствии со статьей 80 Трудового кодекса Российской Федерации;

–  увольнение работника учреждения в соответствии с пунктом 7.1 части первой
статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации;

иные формы разрешения конфликта интересов.

  • При принятии решения о выборе конкретного метода разрешения конфликта интересов учитывается степень личного интереса работника учреждения, вероятность того, что его личный интерес будет реализован в ущерб интересам учреждения.
  • Предотвращение конфликта интересов – меры, направленные на обеспечение добросовестной работы учреждения.
  1. II. Общие положения

2.1.   Комиссия по урегулированию конфликта интересов (далее – Комиссия) в
муниципальном автономном учреждении «Районный Дворец культуры» муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан (далее – учреждение) создается с целью рассмотрения вопросов, связанных с урегулированием ситуаций, когда личная заинтересованность работника влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

  • Основной задачей Комиссии является предотвращение или урегулирование конфликта интересов, способного привести к причинению вреда законным интересам учреждения, граждан, организаций.
  • В основу работы по управлению конфликтом интересов в учреждении положены следующие принципы:
  • обязательность раскрытия сведений о реальном или потенциальном конфликте интересов;
  • индивидуальное рассмотрение и оценка репутационных рисков для организации при выявлении каждого конфликта интересов и его урегулирование;
  • конфиденциальность процесса раскрытия сведений о конфликте интересов и процесса его урегулирования;

-соблюдение баланса интересов организации и работника при урегулировании конфликта интересов;

–  защита работника от преследования в связи с сообщением о конфликте интересов, который был своевременно раскрыт работником, и урегулирован (предотвращен) учреждением.

2.4.  Процедура раскрытия конфликта интересов доводится до сведения всех работников учреждения. В учреждении установлены следующие способы раскрытия конфликта интересов:

–  раскрытие сведений о конфликте интересов при приеме на работу;

– раскрытие сведений о конфликте интересов при назначении на новую должность;

-разовое раскрытие сведений по мере возникновения ситуаций конфликта интересов.

2.5. Должностными лицами, ответственными за прием сведений о возникающих
(имеющихся) конфликтах интересов, являются:

  • директор учреждения;
  • лицо, ответственное за противодействие коррупции.

Рассмотрение полученной информации проводится коллегиально, с участием в обсуждении лица, которым принято сведение о возникшем конфликте интересов.

  • Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральными и окружными законами, Кодексом этики и служебного поведения и настоящим Положением.
  • Действие настоящего Положения распространяется непосредственно на членов Комиссии, в том числе на лиц, вводимых в состав Комиссии в качестве независимых экспертов, а также на всех работников учреждения вне зависимости от уровня занимаемой должности в части соблюдения требований антикоррупционного законодательства.

III.  Задачи и полномочия Комиссии

3.1. Основными задачами Комиссии являются:

–   содействие в урегулировании конфликта интересов, способного привести к причинению вреда законным интересам граждан, организаций.

  • обеспечение условий для добросовестного и эффективного исполнения обязанностей работника;
  • исключение злоупотреблений со стороны работников при выполнении их должностных обязанностей.

– противодействие коррупции.

3.2. Комиссия имеет право:

–   запрашивать необходимые документы и информацию от сторон возникшего конфликта;

– приглашать на свои заседания должностных лиц органов государственной власти
и органов местного самоуправления, а также представителей подведомственных учреждений и иных лиц.

  1. IV. Порядок образования Комиссии

4.1.   Состав Комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые Комиссией решения.

  • Численность и персональный состав Комиссии утверждается и изменяется приказом директора учреждения.
  • Все члены Комиссии при принятии решения обладают равными правами.
  • В случае необходимости в состав Комиссии может быть введен независимый эксперт.
  • Комиссия по урегулированию конфликта интересов действует на постоянной основе.
  1. Порядок работы Комиссии
  • Основанием для проведения заседания Комиссии является, полученная от организаций, должностных лиц, граждан или сотрудников учреждения информация о наличии у работника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
  • Информация должна быть представлена Комиссии в письменном виде и содержать следующие сведения (приложение 1):
  • ФИО и должность подавшего информацию;
  • информация о факте конфликта интересов:

–    фамилию, имя, отчество работника и занимаемая им должность;

– описание признаков личной заинтересованности или нарушения служебного поведения, которая приводит или может привести к конфликту интересов;

– информация о сущности предполагаемого конфликта интересов (действие (бездействие), к которому склоняется сотрудник учреждения;

–    данные об источнике информации.

  • Регистрация информации осуществляется секретарем Комиссии в день ее поступления в журнале регистрации информации о фактах конфликта интересов (далее – журнал), составленном по форме, согласно приложению 2 к настоящему Положению.
  • Журнал хранится в течение 5 (пяти) лет с момента регистрации в нем последней информации, после чего передается в архив.
  • Информация о заявителе является конфиденциальной информацией и устанавливается ограниченный режим доступа к журналу регистрации информации, содержащему данные позволяющие идентифицировать личность заявителя.
  • В Комиссию могут быть представлены материалы, подтверждающие нарушение работником требований к служебному поведению или наличие у него личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

5.7.  Комиссия не рассматривает сообщения о преступлениях и административных
правонарушениях, а также анонимные обращения.

  • После поступления в Комиссию информации, указанной в пункте 5.2 Положения о Комиссии, секретарь Комиссии немедленно информирует об этом председателя Комиссии, в целях принятия им мер по предотвращению конфликта интересов.
  • Председатель выносит решение о проведении проверки информации, материалов, указанных в пункте 5.2 Положения о Комиссии.
  • Дата, время и место заседания Комиссии устанавливаются ее председателем после сбора материалов, подтверждающих либо опровергающих информацию, указанную в пункте 20 Положения о Комиссии. Секретарь Комиссии обеспечивает решение организационных вопросов, связанных с подготовкой заседания Комиссии, а также извещает ее членов о дате, времени и месте заседания, о вопросах, включенных в повестку дня.
  • Проверка информации и материалов осуществляется в 3-х дневный срок со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до 10 дней по решению председателя Комиссии. Секретарь Комиссии решает организационные вопросы, связанные с подготовкой заседания Комиссии, а также извещает членов Комиссии о дате, времени и месте заседания, о вопросах, включенных в повестку дня, не позднее, чем за 3 рабочих дня до дня заседания.
  • Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины от общего числа членов Комиссии.
  • При возможном возникновении конфликта интересов у членов Комиссии в связи с рассмотрением вопросов, включенных в повестку дня заседания Комиссии, они обязаны до начала заседания заявить об этом. В подобном случае соответствующий член Комиссии не принимает участия в рассмотрении указанных вопросов.

5.14.   Заседание Комиссии проводится в присутствии виновного работника. Заседание Комиссии переносится, если работник не может участвовать в заседании по
уважительной причине.

5.15.      На заседании Комиссии заслушиваются пояснения работника, рассматриваются материалы, относящиеся к вопросам, включенным в повестку дня заседания. Комиссия вправе пригласить на свое заседание иных лиц и заслушать их пояснения.

5.16. Члены Комиссии и лица, участвовавшие в ее заседании, не вправе разглашать
сведения, ставшие им известными в ходе работы Комиссии.

  1. VI. Решение Комиссии

6.1.  По итогам рассмотрения информации, указанной в пункте 5.2 Положения о
Комиссии, Комиссия может принять одно из следующих решений:

  • установить, что в рассматриваемом случае не содержится признаков личной заинтересованности работника, которая приводит или может привести к конфликту интересов;
  • установить факт наличия личной заинтересованности работника, которая приводит или может привести к конфликту интересов. В этом случае работодателю предлагаются рекомендации, направленные на предотвращение или урегулирование этого конфликта интересов.

6.2.     Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии. При равенстве числа голосов голос председатель Комиссии является решающим.

  • Решения Комиссии оформляются протоколами, которые подписывают члены Комиссии, принявшие участие в ее заседании. Решения Комиссии носят рекомендательный характер.
  • В решении Комиссии указываются:

–    фамилия, имя, отчество, должность работника, в отношении которого рассматривался вопрос о нарушении требований к служебному поведению или о наличии
личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов;

  • источник информации, ставший основанием для проведения заседания Комиссии;
  • дата поступления информации в Комиссию и дата ее рассмотрения на заседании Комиссии, существо информации;
  • фамилии, имена, отчества членов Комиссии и других лиц, присутствующих на заседании;
  • существо решения и его обоснование;
  • результаты голосования.
  • Член Комиссии, не согласный с ее решением, вправе в письменном виде изложить свое мнение, которое подлежит обязательному приобщению к протоколу заседания Комиссии.
  • Копии решения Комиссии в течение трех дней со дня их принятия направляются работнику и другим заинтересованным лицам.
  • По результатам рассмотрения предложений, указанных в решении Комиссии, руководитель структурного подразделения учреждения, в котором работает работник, в отношении которого принято решение, принимает меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
  • Решение Комиссии может быть обжаловано работником в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
  • В случае установления Комиссией обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков дисциплинарного проступка в действиях (бездействии) работника, в

том числе в случае не использования им обязанности сообщить руководителю о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, а также в случае непринятия работником мер по предотвращению такого конфликта директор учреждения может привлечь работника к дисциплинарной ответственности, при наличии оснований, предусмотренных ТК РФ, за совершения неправомерных действий, повлекших неисполнение возложенных на него трудовых обязанностей.

  • В случае установления Комиссией факта совершения работником действия (бездействия), содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, председатель Комиссии обязан передать информацию о совершении указанного действия (бездействии) и подтверждающие такой факт документы в правоохранительные органы.
  • Организационно-техническое и документальное обеспечение деятельности Комиссии возлагается на секретаря Комиссии.
  • Решение Комиссии, принятое в отношении работника учреждения, хранится в его личном деле.

к Положению о Комиссии

по урегулированию конфликта интересов

СВЕДЕНИЙ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В ИНФОРМАЦИИ

О ФАКТАХ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ

  1. ФИО и должность, подавшего информацию.
  2. Информация о факте конфликта интересов:

– фамилию, имя, отчество работника и занимаемая им должность;

– описание  признаков  личной  заинтересованности  или  нарушения  служебного поведения, которая приводит или может привести к конфликту интересов;

– информация   о   сущности   предполагаемого   конфликта   интересов   (действие (бездействие), к которому склоняется сотрудник учреждения;

 – данные об источнике информации.

к Положению о Комиссии

по урегулированию конфликта интересов

О ФАКТАХ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ

Начат   «__»__________ 20__г.

Окончен «__»__________ 20__ г.

на”    ” листах

                                                            к приказу № 33/1 от «8»
февраля 2021г.

                                                                   Директором по производству

П о л о
ж е н и е

о Комиссии по урегулированию конфликта интересов
в акционерном обществе “Научно-исследовательский и
проектно-технологический институт электроугольных изделий»

  1. 1.     Общие положения

1.1.                          
Настоящее Положение в
соответствии с действующим антикоррупционным законодательством Российской
Федерации, Кодексом корпоративной этики и служебного поведения работ­ников АО
“НИИЭИ” определяет статус, основные задачи, порядок Формирования и
полномочия Комиссии акционерного общества “Научно-исследовательс­кий и
проектно-технологический институт электроугольных изделий” (далее – АО
“НИИЭИ”) по урегу­лированию конфликта интересов (далее – Комиссия по
урегулированию конфликта интересов).

1.2.                      
Для предотвращения
конфликта интересов работникам АО “НИИЭИ” необ­ходимо следовать
Кодексу корпоративной этики и служебного поведения работников АО “НИИЭИ”.

1.3.                      
Работник АО “НИИЭИ”,
в отношении которого возник спор о конфликте интересов, вправе обратиться в
Комиссию по урегулированию конфликта интере­сов, в функциональные обязанности
которой входит прием письменных заявлений об определении наличия или отсутствия
данного конфликта.

  1. 2.     Термины и определения

1.1.     
В настоящем Положении
применяются следующее термины с соответствующи­ми определениями.

1)    
 Конфликт интересов – ситуация, при которой
личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника (представителя АО
“НИИЭИ”) влияет или мо­жет повлиять на надлежащее исполнение им
должностных (трудовых) обязанностей и при которой возникает или может
возникнуть противоречие между личной заин­тересованностью работника
(представителя АО “НИИЭИ”) и правами и законными интересами АО “НИИЭИ”,
способное привести к причинению вреда правам и за­конным интересам, имуществу и
(или) деловой репутации АО “НИИЭИ”, работни­ком (представителем)
которого он является.

2)    
Личная
заинтересованность работника (представителя АО “НИИЭИ”)- за­интересованность
работника (представителя АО “НИИЭИ”), связанная с возмож­ностью
получения работником (представителем АО “НИИЭИ”) при исполнении дол­жностных
обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг
имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

  1. 3.     Статус комиссии по
    урегулированию конфликта интересов

    действующим специализированным органом АО “НИИЭИ”.

3.1.         
Комиссия по
урегулированию конфликта интересов является постоянно действующим
специализированным органом

3.2.         
Комиссия по
урегулированию конфликта интересов осуществляет свою деятельность обособленно
от иных органов и работников

  1. 4.     Состав комиссии по урегулированию
    конфликта интересов
     

4.1.         
Комиссия по
урегулированию конфликта интересов состоит из пяти чело­век:

– председателя Комиссии;

– заместителя председателя Комиссии;

– двух членов Комиссии;

– секретаря Комиссии,

обладающих при принятии решений равными правами.

4.2.         
Руководство
деятельностью Комиссии по урегулированию конфликта инте­ресов осуществляет ее
председатель, которым по должности является лицо, от­ветственное за
противодействие коррупции в АО “НИИЭИ”.

4.3.         
Заместителем
председателя Комиссии по урегулированию конфликта инте­ресов по должности
является начальник корпоративно-правового отдела.

4.4.         
На период временного
отсутствия председателя Комиссии по урегулиро­ванию конфликта интересов его
обязанности выполняет заместитель председателя Комиссии.

4.5.         
Членом Комиссии по
урегулированию конфликта интересов по должности является:

– начальник отдела по работе с
персоналом;

– главный бухгалтер;

4.6.         
Секретарем Комиссии
по урегулированию конфликта интересов по должно­сти является работник отдела
комплексной безопасности (ОКБ), структурного подразделения, ответственного в АО
“НИИЭИ” за противодействие коррупции.

4.7.         
Организационное и
документационное обеспечение деятельности Комиссии по урегулированию конфликта
интересов, а также информирование ее членов о вопросах, включенных в повестку
дня, о дате, времени и месте проведения за­седания, ознакомление членов
Комиссии по урегулированию конфликта интересов с материалами, представляемыми
для обсуждения на заседании Комиссии по урегулированию конфликта интересов,
возлагаются на секретаря Комиссии по урегу­лированию конфликта интересов.

  1. 5.       
          Председатель
    Комиссии по урегулированию конфликта интересов

5.1.         
Председатель Комиссии
по урегулированию конфликта интересов осущест­вляет следующие функции:

1)          
организует работу Комиссии
по урегулированию конфликта интересов;

2)          
обеспечивает ведение
документации Комиссии по урегулированию конфлик­та интересов;

3)          
обеспечивает
информирование работников АО “НИИЭИ” о деятельности Ко­миссии по
урегулированию конфликта интересов;

4)          
подписывает
заключения, рекомендации, а также иные документы Комиссии по урегулированию
конфликта интересов.

  1. 6.       
    Полномочия Комиссии по урегулированию конфликта интересов

6.1.         
Основной задачей
Комиссии по урегулированию конфликта интересов яв­ляется предотвращение или
урегулирование конфликта интересов.

6.2.         
Для выполнения
задачи, указанной в пункте 6.1. настоящего Положения, Комиссия по
урегулированию конфликта интересов выполняет следующие функции:

1)          
принимает заявления,
сообщения о наличии или возможности конфликта интересов;

2)          
осуществляет проверку
информации о наличии или возможности конфликта интересов в срок не более 30
дней со дня, когда комиссии по урегулированию конфликта интересов стала
известна такая информации;

3)          
незамедлительно
принимает предусмотренные настоящим Положением меры по предотвращению или
урегулированию конфликта интересов, наличие или возмо­жность которого
подтвердилось в результате проверки;

4)          
незамедлительно
информирует руководство АО “НИИЭИ” о конфликте инте­ресов, наличие
или возможность которого подтвердилась в результате проверки, а также о
принятых мерах по предотвращению или урегулированию указанного конфликта
интересов и их результатах.

6.3.         
Комиссия по
урегулированию конфликта интересов имеет право:

1)          
пользоваться базами
данных АО “НИИЭИ”;

2)          
запрашивать и получать
у заинтересованных лиц информацию, документы и материалы, необходимые для
работы комиссии по урегулированию конфликта инте­ресов, а также получать доступ
к ним, за исключением информации, документов и материалов, составляющих
коммерческую и иную охраняемую законом тайну, ес­ли иное не предусмотрено
законодательством Российской Федерации и документа­ми АО “НИИЭИ”;

3)          
запрашивать и
получать от третьих лиц информацию, документы и матери­алы, необходимые для
работы комиссии по урегулированию конфликта интересов, а также получать доступ
к ним, за исключением информации, документов и мате­риалов, составляющих
коммерческую и иную охраняемую законом тайну, если иное не предусмотрено
законодательством Российской Федерации и документами АО “НИИЭИ”;

4)          
обращаться к
руководству АО “НИИЭИ” для оказания содействия в орга­низации работы
Комиссии по урегулированию конфликта интересов;

5)          
привлекать в процессе
осуществления своей деятельности специалистов и экспертов в различных областях
знаний.

6.4.         
Комиссия по
урегулированию конфликта интересов обязана:

1)          
соблюдать
законодательство Российской Федерации, Устав АО “НИИЭИ” и иные
документы АО “НИИЭИ”, в том числе настоящее Положение;

2)          
осуществлять функции,
предусмотренные пунктом 6.2. настоящего Положе­ния.

6.5.         
Члены Комиссии по урегулированию
конфликта интересов, участвовавшие в ее заседании, не вправе разглашать
сведения, ставшие им известными в ходе работы Комиссии.

  1. 7.       
    Основные принципы управления конфликтом интересов

7.1.         
В основу работы по
управлению конфликтом интересов положены следую­щие принципы:

1)          
обязательность
раскрытия сведений о реальном или потенциальном конф­ликте интересов;

2)          
индивидуальное
рассмотрение и оценка репутационных рисков для АО “НИИЭИ” при
выявлении каждого конфликта интересов и его урегулирование;

3)          
конфиденциальность
процесса раскрытия сведений о конфликте интересов и процесса его
урегулирования;

4)          
соблюдение баланса
интересов АО “НИИЭИ” и работника при урегулирова­нии конфликта
интересов;

5)          
защита работника от
преследования в связи с сообщением о конфликте интересов, который был
своевременно раскрыт работником и урегулирован (пре­дотвращен) АО “НИИЭИ”.

  1. 8.       
    Способы урегулирования конфликта интересов

8.1.         
Поступившие заявления
об определении наличия или отсутствия конфлик­та интересов тщательно
проверяются с целью оценки серьезности возникающих для АО “НИИЭИ”
рисков и выбора наиболее подходящей формы урегулирования конфликта интересов.

8.2.         
АО “НИИЭИ”
может прийти к выводу, что ситуация, сведения о которой были представлены
работником, не является конфликтом интересов и, как след­ствие, не нуждается в
специальных способах урегулирования.

8.3.         
АО “НИИЭИ”
также может прийти к выводу, что конфликт интересов име­ет место, и
использовать различные способы его разрешения, в том числе:

1)          
ограничение доступа
работника к конкретной информации, которая может затрагивать личные интересы
работника;

2)          
добровольный отказ
работника или его отстранение (постоянное или вре­менное) от участия в
обсуждении и процессе принятия решений по вопросам, ко­торые находятся или
могут оказаться под влиянием конфликта интересов;

3)          
пересмотр и изменение
функциональных обязанностей работника;

4)          
временное отстранение
работника от         должности, если  его личные       интере­сы
входят в противоречие с функциональными обязанностями;

5)          
перевод работника на должность,
предусматривающую выполнение функцио­нальных обязанностей, не связанных с
конфликтом интересов;

6)          
передача работником
принадлежащего ему имущества, являющегося основой возникновения конфликта
интересов, в доверительное управление;

7)          
отказ работника от
своего личного интереса, порождающего конфликт с интересами АО “НИИЭИ”;

8)          
увольнение работника
по инициативе работника;

9)          
увольнение работника
по инициативе работодателя за совершение дисцип­линарного проступка, то есть за
неисполнение или ненадлежащее исполнение ра­ботником по его вине возложенных на
него трудовых обязанностей.

8.4.         
Приведенный перечень
способов разрешения конфликта интересов не яв­ляется исчерпывающим. В каждом конкретном
случае по договоренности АО “НИИЭИ” и работника, раскрывшего сведения
о конфликте интересов, могут быть най­дены иные формы его урегулирования.

  1. 9.       
         Заключительные
    положения

9.1.         
Решения Комиссии по
урегулированию конфликта интересов оформляются протоколами, которые подписывают
члены Комиссии, принимавшие участие в ее заседании.

9.2.         
Решения Комиссии по
урегулированию конфликта интересов носят реко­мендательный характер.

9.3.         
Копия протокола
заседания Комиссии по урегулированию конфликта интересов в трёхдневный срок со
дня заседания направляются Временному генеральному директору; полностью или в
виде выписок из протокола – работнику, а также по ре­шению Комиссии по
урегулированию конфликта интересов – иным заинтересованным лицам.

9.4.         
Копия протокола
заседания Комиссии по урегулированию конфликта инте­ресов или выписка из него
приобщается к личному делу работника, в отношении которого рассмотрен вопрос об
урегулировании конфликта интересов.