Рфм проверка по перечню

Перечень организаций и физических лиц, причастных к экстремистской деятельности или терроризму, был создан Росфинмониторингом в 2001 году. На 2022 год в нем числится около 12 000 человек. Попадание в этот список называют гражданской смертью человека. Разбираемся, с чем связано это наименование, а также зачем и кому в первую очередь нужна проверка террористов и экстремистов. 

проверить человека по базам Росфинмониторинга

Включение в перечень Росфинмониторинга

В список попадают осужденные по статьям Уголовного кодекса, связанным с призывами к экстремизму, возбуждением ненависти или вражды и другими социально опасными деяниями (ст. 205, 277, 280, 282, 360 и т. д.). Сегодня задача реестра — ограничить финансирование преступной деятельности. Основной механизм, который используется для этого — блокировка банковских счетов подозреваемых лиц.  

Ограничения для попавшего в перечень:

  • выезд за границу;
  • открытие счета в банке и оформление карт;
  • использование денег на банковских счетах и счетах электронных кошельков, кроме зарплат, пенсий и пособий на сумму не выше 10 000 рублей в месяц;
  • вступление в наследство;
  • получение алиментов, страховых выплат, выплат компенсаций по суду безналичным способом, через счета;
  • оформление документов с заверением нотариуса.  
проверить человека по базам росфинмониторинга

Человек может платить налоги и кредиты, взятые до включения в список, и получать зарплату на старую карту, но не получится воспользоваться деньгами в полной мере. Важно, что в реестр попадают еще на стадии рассмотрения дела, когда обвинение даже не доказано. 

Известны случаи, когда в списке числятся родственники подозреваемых в запрещенной деятельности.

блокировка счетов Росфинмониторингом

Кому и когда нужно проверять реестр Росфинмониторинга

Главным образом, проверка реестра Росфинмониторинга на терроризм требуется работодателю перед приемом на работу нового сотрудника.

  • Во-первых, для человека из списка Росфинмониторинга официальное трудоустройство будет проблематичным. Оно возможно только в случае выплат зарплаты наличными, что многие компании не используют.
  • Во-вторых, да, в последние годы ситуация с «арестами за репосты» усугубилась. Но не стоит забывать и об опасных преступниках, которые участвовали в террористических актах и представляют реальную угрозу обществу. Они тоже есть в этом реестре.  

Максимально внимательно подойдите к вопросу изучения репутации, тем более, что сейчас это очень просто сделать. Любой настораживающий вас момент нуждается в объяснении и анализе, на основе чего и принимается взвешенное решение о сотрудничестве.  

Работодателю рекомендуется провести комплексный анализ биографии кандидата. Это поможет сформировать уровень доверия к сотруднику и делать выводы не только на основе какого-то одного фактора.  

проверить кандидата при приеме на работу по базам росфинмониторинга

Как быстро проверить человека по перечню Росфинмониторинга и другим параметрам благонадежности?

CheckPerson: проверка человека по базам Росфинмониторинга, ФНС, МВД и другим официальным источникам за 5 минут

Онлайн-сервис CheckPerson помогает работодателям по всей России нанимать ответственных и надежных сотрудников.  

Как это работает:

  • Шаг 1. Заполняете форму с персональными данными проверяемого: ФИО, дата рождения, регион проживания, серия и номер паспорта и/или водительского удостоверения. Выбираете нужный тип отчета в зависимости от наличия перечисленной информации.
  • Шаг 2. Указываете ваш email для получения результата.
  • Шаг 3. Оплачиваете удобным для вас способом и все — отчет у вас на почте.

Так вы сформируете полную картину и не будете принимать решение на основе интуиции. Главное — получить письменное согласие на проверку, чтобы не нарушить закон «О персональных данных».

узнать есть ли запрет на выезд за границу пробить по базам росфинмониторинга

Вы получите актуальную информацию по таким параметрам

  • проверка на причастность к терроризму и экстремизму;
  • задолженности по штрафам ГИБДД, налогам, алиментам, судебным взысканиям, кредитам;
  • подлинность предъявленного паспорта и ВУ;
  • наличие проблем с госорганами: нахождение в розыске МВД и арест имущества приставами;
  • регистрация в качестве учредителя юридического лица, руководителя организации или ИП;

Сервис автоматически отправит запрос по реестрам всех официальных источников: Росфинмониторинг, МВД, ГИБДД, ФССП, ФНС, ЕГРИП и ЕГРЮЛ.

С CheckPerson вы сэкономите время и ресурсы на сбор информации и будете застрахованы от неожиданностей в работе с персоналом.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальные предприниматели (далее – организации (ИП)) обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (далее – проверка), и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Указанный порядок установлен Положением о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, утвержденным постановлением Правительством Российской Федерации от 19.03.2014 № 209.

Информация, указанная в пункте 3 Положения, представляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, в том числе через интернет-портал Службы, либо на машинном носителе.

В соответствии с главой VII Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”, утвержденной приказом Росфинмониторингом от 22.04.2015 г. № 110, сведения о результатах такой проверки представляются в уполномоченный орган в виде формализованного электронного сообщения ФЭС 3-ФМ.

1. В отношении кого должна проводиться проверка в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ?

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальные предприниматели обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон № 115-ФЗ определяет клиента как физическое или юридическое лицо, находящееся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом.

При этом проверке подлежат клиенты, с которыми заключались как разовые сделки, так и устанавливались деловые отношения, предполагающие осуществление более чем одной операции (сделки).

2. Необходимо ли направлять отчет по форме ФЭС 3-ФМ каждый раз, когда выходит новый перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму в том числе при наличии поступившего в уполномоченный орган от компетентного органа иностранного государства обращения о возможной причастности организации или физического лица к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма), межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, может быть принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества указанных организации или физического лица.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организация (ИП) не реже чем один раз в три месяца обязаны проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган.

При этом организация (ИП) устанавливает периодичность направления сведений о результатах проверки по форме ФЭС 3-ФМ в правилах внутреннего контроля (далее – ПВК) самостоятельно, но не реже, чем 1 раз в 3 месяца.

Вместе с тем, в целях оптимизации направления сведений о результатах проверки по форме ФЭС 3-ФМ рекомендуем выстроить направление отчета 1 раз в квартал.

Организация начала осуществлять деятельность с 01.05.2015. Первую проверку целесообразно провести за период с 01.05.2015 по 30.06.2015. Следующий проверочный период будет с 01.07.2015 по 30.09.2015 и т.д.

При этом, учитывая еженедельное обновление Перечня, у организаций (ИП) существует обязанность на постоянной основе осуществлять работу с указанным Перечнем в целях своевременного исполнения обязанностей, предусмотренных подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

3. Необходимо ли представлять отчет по форме ФЭС 3-ФМ в Росфинмониторинг в случае невыявления клиентов, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества?

В соответствии с требованиями подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальные предприниматели обязаны информировать уполномоченный орган о результатах проверки.

При этом указанная информация представляется независимо от выявления или невыявления в результате проведенной проверки клиентов, организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, но не применялись.

4. Необходимо ли представлять отчет по форме ФЭС 3-ФМ в случае, если в проверяемом периоде организацией или индивидуальным предпринимателем деятельность не осуществлялась?

По нашему мнению, пока организация (ИП) является действующей(им) (не ликвидированы в установленном законодательством порядке), субъект обязан исполнять все требования Федерального закона № 115-ФЗ. При этом неосуществление деятельности не является основанием для неисполнения требований законодательства в сфере противодействия отмывания доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма (ПОД/ФТ), в том числе в части представления информации о результатах проверки.

В этой связи, в случае временного неосуществления деятельности, проверка проводится в порядке, определенном ПВК организации (ИП). При формировании ФЭС 3-ФМ показатели формы будут иметь значение “0”.

5. Каким образом следует проводить проверку среди своих клиентов физических лиц, в случае если в отношении них не проводилась идентификация в соответствии с пунктами 1.1. 1.2, 1.4 и 1.4-2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ?

При формировании ФЭС 3-ФМ в показателе “Количество клиентов” учитываются все клиенты – организации и физические лица, находящиеся на обслуживании организации, с которыми заключались как разовые сделки, так и устанавливались деловые отношения, предполагающие осуществление более чем одной операции (сделки).

При этом обращаем внимание, что в соответствии с 1.1. 1.2, 1.4 и 1.4-2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ идентификация физических лиц проводится, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Согласно Закону о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организации (ИП), осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны не реже чем 1 раз в 3 месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физлиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества. О результатах такой проверки необходимо информировать уполномоченный орган (Росфинмониторинг).

Проверке подлежат клиенты, с которыми заключались как разовые сделки, так и устанавливались деловые отношения, предполагающие проведение более чем одной операции (сделки).

Сведения о результатах проверки представляются в уполномоченный орган в виде формализованного электронного сообщения ФЭС 3-ФМ. При этом организация (ИП) самостоятельно устанавливает периодичность направления таких сведений в правилах внутреннего контроля (ПВК), но не реже, чем 1 раз в 3 месяца.

Информация представляется независимо от выявления или невыявления в результате проведенной проверки клиентов лиц, в отношении которых применены либо должны применяться вышеуказанные меры, но они не применялись.

Неосуществление деятельности не является основанием для непредставления информации о результатах проверки. В таком случае проверка проводится в порядке, определенном ПВК организации (ИП). При формировании ФЭС 3-ФМ показатели формы будут иметь значение “0”.

Идентификация физлиц проводится, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Методические рекомендации по выявлению иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также национальных публичных должностных лиц при идентификации клиентов, принятию их на обслуживание и управлению рисками при работе с указанными лицами (далее – Методические рекомендации) подготовлены Росфинмониторингом в целях оказания методической помощи субъектам первичного финансового мониторинга(1) по организации надлежащей системы внутреннего контроля субъекта.

Задача Методических рекомендаций – повышение эффективности процедур, проводимых субъектом первичного финансового мониторинга в рамках реализации программ идентификации клиентов (представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев), а также оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, по выявлению среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, национальных публичных должностных лиц, а также лиц, близких к таким публичным должностным лицам.

Методические рекомендации основаны на законодательстве в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, действующем на момент их опубликования.

В случае изменении требований указанного законодательства Методические рекомендации применяются в части, не противоречащей вновь принятым нормативным правовым актам.

Справка (1). Субъекты первичного финансового мониторинга – организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальные предприниматели, перечисленные в статье 5 Федерального закона № 115-ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, надзор за которыми в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, осуществляет Банк России). Данные Методические рекомендации также могут использоваться адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, перечисленными в статье 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ.

Методические рекомендации
по выявлению иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также российских публичных должностных лиц при идентификации клиентов, принятию их на обслуживание и управлению рисками при работе с указанными лицами

Настоящие Методические рекомендации предназначены для применения организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями*(1), перечисленными в статье 5 Федерального закона № 115-ФЗ*(2) (за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, надзор за которыми в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, осуществляет Центральный банк Российской Федерации) в целях эффективного выявления среди своих клиентов – физических лиц, находящихся на обслуживании, иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также российских публичных должностных лиц.

Данные Методические рекомендации также могут использоваться адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, перечисленными в статье 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ.

I. Вводные положения

В соответствии с требованиями статьи 7.3 Федерального закона № 115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом и индивидуальные предприниматели*(3), в дополнение к применяемым мерам по идентификации клиентов обязаны, в том числе:

1) принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации;

2) принимать на обслуживание иностранных публичных должностных лиц только на основании письменного решения руководителя организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, либо его заместителя, а также руководителя обособленного подразделения организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, которому руководителем указанной организации либо его заместителем делегированы соответствующие полномочия;

3) принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества иностранных публичных должностных лиц;

4) на регулярной основе обновлять имеющуюся в распоряжении организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию о находящихся у них на обслуживании иностранных публичных должностных лицах;

5) уделять повышенное внимание операциям с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемым находящимися на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранными публичными должностными лицами, их супругами, близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными) или от имени указанных лиц в случае, если они находятся на обслуживании в кредитной организации.

II. Категории публичных должностных лиц (ПДЛ), подлежащие выявлению

1. Иностранное публичное должностное лицо (ИПДЛ) – это любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия, а именно:

– Главы государств (в том числе правящие королевские династии) или правительств;

– Министры, их заместители и помощники;

– Высшие правительственные чиновники;

– Руководители и заместители руководителей судебных органов власти «последней инстанции» (Верховный, Конституционный суд), на решение которых не подается апелляция;

– Государственный прокурор и его заместители;

– Высшие военные чиновники (начальники генеральных штабов, верховные главнокомандующие и т.д.);

– Руководители и члены Советов директоров Национальных Банков;

– Руководители государственных корпораций;

– Члены Парламента или иного законодательного органа и т.д.*(4)

Необходимо учитывать, что вышеприведенный перечень должностей, по которым определяется принадлежность к ИПДЛ, не является исчерпывающим и может варьироваться в зависимости от государственного устройства той или иной страны.

Принадлежность лица к категории ИПДЛ определяется в соответствии с рекомендациями ФАТФ.

2. Должностное лицо публичной международной организации (ПДЛМО) – лицо, которому доверены или были доверены важные функции международной организацией (за исключением руководителей среднего звена или лиц, занимающих более низкие позиции в указанной категории)*(5), в частности:

1. Руководители, заместители руководителей международных и наднациональных организаций:

– Организация Объединенных Наций (ООН),

– Организация экономического развития и сотрудничества (ОЭСР)

– Экономический и Социальный Совет ООН

– Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК)

– Международный олимпийский комитет (МОК)

– Всемирный банк (ВБ)

– Международный валютный фонд (МВФ)

– Европейская комиссия

– Европейский центральный банк (ЕЦБ)

– и др.

2. Руководители и члены международных и наднациональных судебных организаций:

– Международный суд ООН

– Европейский суд по правам человека

– Суд Европейского союза

– и др.

Принадлежность лица к категории ПДЛМО определяется в соответствии с рекомендациями ФАТФ.

3. Российские публичные должностные лица (РПДЛ)

Лица, замещающие (занимающие) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации.

В качестве источника информации в отношении государственных должностей Российской Федерации необходимо использовать Указ Президента Российской Федерации от 11.01.1995 № 32 «О государственных должностях Российской Федерации».

Информация о должностях членов Совета директоров Банка России размещена на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.cbr.ru).

Субъекты первичного финансового мониторинга самостоятельно осуществляют мониторинг действующего законодательства Российской Федерации для определения должностей, относящихся к РПДЛ.

4. Лицо, связанное с ПДЛ – супруг или супруга ПДЛ, его близкий родственник (родственник по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушки, бабушки и внуки), полнородный и неполнородный (имеющий общего отца или мать) брат и сестра, усыновитель и усыновленный).

III. Отдельные процедуры, используемые для выявления ПДЛ

Выявлению подлежат ПДЛ из числа клиентов, как принимаемых на обслуживание, так и ранее принятых на обслуживание, в независимости от формы обслуживания*(6).

Следует учитывать, что выявление ПДЛ осуществляется как при совершении разовых операций (сделок), так и при установлении деловых отношений, предполагающих осуществление более чем одной операции (сделки).

Для выявления ПДЛ рекомендуется следующее:

1. Анкетирование и устный опрос

При проведении идентификации клиента до приема на обслуживание либо при обновлении сведений о лице уже находящемся на обслуживании, клиенту (представителю клиента) предоставляется анкета для самостоятельного заполнения*(7).

В составе анкеты предусматриваются специальные поля, в которых клиент (представитель клиента) самостоятельно проставляет отметку о его принадлежности к ПДЛ (лицам, связанным с ПДЛ), либо об отсутствии таковой.

После заполнения анкеты, клиенту в рамках устного опроса задаются уточняющие вопросы относительно его возможной принадлежности к категории ПДЛ или лицам, связанным с ПДЛ. При этом разъясняется порядок отнесения лица к ПДЛ, например, посредством предоставления справочных материалов относительно содержания понятий ИПДЛ, ПДЛМО и РПДЛ, а также лиц, связанных с ПДЛ.

2. Проверка по общедоступным информационным ресурсам и коммерческим базам данных

В целях верификации данных, сформированных по результатам анкетирования и устного опроса, субъект первичного финансового мониторинга обращается к общедоступной информации, размещаемой органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти иностранных государств на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», анализирует информацию российских и иностранных компаний, предлагающих информационные продукты, таких, как, например, Dow Jones Risk and Compliance (Factiva), информационное агентство ЗАО «Интерфакс» (система СПАРК, «Центр раскрытия корпоративной информации»), ООО «Интерфакс – Ди энд Би» (система DBAI, GRS, отчеты «Знай своего клиента»), ЗАО «СКРИН», а также иные источники информации, доступные организациям на законных основаниях.

Меры по выявлению непосредственно ПДЛ аналогичным образом применяются в целях выявления лиц, связанных с ПДЛ.

IV. Особенности принятия ПДЛ на обслуживание

В настоящее время пп. 2 п. 1 ст. 7.3 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрена обязанность принимать на обслуживание иностранных публичных должностных лиц только на основании письменного решения руководителя организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, либо его заместителя, а также руководителя обособленного подразделения организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, которому руководителем указанной организации либо его заместителем делегированы соответствующие полномочия (далее – уполномоченное должностное лицо).

При этом аналогичное требование распространяется также на ПДЛМО и РПДЛ в случае, если финансовым операциям таких клиентов присвоена высокая степень (уровень) риска совершения таких операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Указанный порядок разрабатывается субъектом первичного финансового мониторинга самостоятельно и закрепляется в программе идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев, предусмотренной в правилах внутреннего контроля*(8).

В рамках указанной программы должна быть разработана форма письменного документа, в которой будет фиксироваться решение уполномоченного должностного лица о принятии/непринятии ПДЛ на обслуживание. При этом следует отметить, что отказ клиенту в принятии на обслуживание только по причине его отнесения к категории ПДЛ не допускается.

Меры по принятию на обслуживание непосредственно ПДЛ аналогичным образом применяются в целях принятия на обслуживание лиц, связанных с ПДЛ.

V. Представление сведениях об операциях ПДЛ

В случае выявления операций с участием ПДЛ и связанных с ними лицами, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма субъект первичного финансового мониторинга не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций, обязан направить в Росфинмониторинг сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 Федерального закона № 115-ФЗ.

Указанные сведения подлежат представлению в порядке, установленном Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденной приказом Росфинмониторинга от 22.04.2016 № 110, в формате сообщения ФЭС 1-ФМ с основным кодом вида операции 6001 и указанием кода признака необычной операции (сделки), соответствующим критерию или признаку необычной сделки в соответствии с приказом Росфинмониторинга от 8 мая 2009 г. № 103 «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок».

*(1) Лизинговые компании; организации федеральной почтовой связи; организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения; организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске играх, в том числе в электронной форме; организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; операторы по приему платежей; коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов; операторы связи, имеющих право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных; индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (субъекты первичного финансового мониторинга).

*(2) Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

*(3) Субъекты, перечисленные в статье 5 Федерального закона № 115-ФЗ.

*(4) Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003) Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН).

*(5) Общий словарь к Рекомендациям Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ).

*(6) Под «обслуживанием» необходимо понимать наличие гражданско-правовых отношений между лицом и субъектом первичного финансового мониторинга, в которых последний обязан совершить в пользу другого лица определенное действие в соответствии с заключенным между сторонами договором, а именно передать имущество, выполнить работу, оказать услугу и т.д.

*(7) Анкета, а также способы ее формирования разрабатываются субъектом первичного финансового мониторинга самостоятельно в зависимости от характера осуществляемой деятельности, интенсивности работы с клиентами, в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ, а также Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма*(7), и утверждаются Правилами внутреннего контроля субъекта первичного финансового мониторинга.

*(8) Правила внутреннего контроля субъекта первичного финансового мониторинга разрабатываются в соответствии с Требованиями к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 № 667.

Росфинмониторингом даны рекомендации по выявлению среди клиентов иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также национальных публичных должностных лиц. Рекомендации предназначены для организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и ИП (кроме поднадзорных ЦБ РФ), а также для адвокатов, нотариусов и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг.

Определены категории публичных должностных лиц, подлежащих выявлению. Для их выявления рекомендуется проводить анкетирование, устный опрос, проверку по общедоступным информационным ресурсам и коммерческим базам данных.

Приводятся особенности принятия публичных должностных лиц на обслуживание и предоставления сведений об их операциях в Росфинмониторинг.


В начале года в СМИ пестрила информация о контроле росфинмониторинга с 2021 года за всеми сделками граждан с недвижимостью свыше 3 млн. руб. и вкладами в банках более 600 000 руб. Теперь физические и юридические лица обязаны будут доказать, что их средства добыты законным путем. Иначе могут наступить неприятные последствия в виде конфискации и арестов имущества и денег.

Какая же ситуация на самом деле? Есть ли риски потерять деньги или квартиру (дачу) при её продаже-покупке? Возможно ли лишиться крупного вклада в банке? В этих и других актуальных вопросах давайте разберемся в этой статье.

Слухи или правда?

Контроль Росфинмониторинга за сделками юридических и физических лиц.Для начала скажем, что тот пресловутый закон, о котором пишут в Интернете и вещают в теленовостях существует с 2001 года. Осуществление контроля на рынке недвижимости и в банковском секторе под эгидой борьбы с нетрудовыми доходами и финансированием терроризма/экстремизма производится с начала 2000-х.

Ничего сверхнового в 2021 году не появилось, никаких сенсационных норм и статей законодателем не принято. Об этом в своих новостных рассылках пишет и сам Росфинмониторинг, которого «обвиняют» в беспардонном вмешательстве в частные дела граждан и коммерческих организаций.

Поэтому развеем слухи: поголовно не будут изымать квартиры, блокировать деньги на счетах и конфисковывать прочее имущество.

Однако это не означает, что не будут проводить антиотмывочных проверок и не применять санкции к нарушителям. Такую деятельность ведет Росфинмониторинг и поднадзорные ему субъекты.

В настоящее время под проверки попадают обычные граждане, ИП и компании. Хотя ранее «под прицел» в основном попадали чиновники.

Что такое Росфинмониторинг и какие у него полномочия

Это государственная организация с широкими полномочиями. Официальное название — Федеральная служба по финансовому мониторингу (далее так сокращенно РФМ). Иногда учреждение называют финансовой разведкой. Из этого названия многое становится понятным.

Деятельность Росфинмониторинга можно условно представить в виде трех направлений:

собирает информацию о финансовых потоках лиц, финансирующих терроризм/экстремизм и граждан легализующих преступную прибыль. При выявлении признаков и следов преступлений и прочих нарушений передает материалы в правоохранительные или налоговые органы для дальнейшей проверки и принятия решения по существу.

осуществляет надзор за отдельными организациями, которые обязаны контролировать «подозрительные» договоры и операции граждан и юридических лиц. Так как эти организации по роду своей деятельности имеют информационный доступ, а также могут влиять на такие сделки и операции. К таким организациями относятся:

  • лизинговые фирмы;
  • риэлторы и агентства недвижимости;
  • компании, принимающие платежи от населения (коммунальные, по оплате товаров и услуги и пр.);
  • факторинговые организации, то есть те, кто участвуют в сделке между поставщиком и покупателем товаров, оплачивая товар за покупателя, а потом получают деньги от покупателя со своими процентами и комиссиями. Это своего рода кредит. Такие услуги распространены при покупке товаров через Интернет-магазины.

ведет список субъектов причастных к терроризму/экстремизму или его материальной поддержке. Этот черный список Росфинмониторинга публикуется на официальном сайте. Многие организации осуществляющие функции с денежными потоками (в основном речь идет о кредитных компаниях), должны учитывать содержание этого списка. При установлении лиц числящихся в нем, накладывать финансовые запреты и ограничения.

Как можно заметить РФМ сам не арестовывает, не конфискует имущество, не блокирует вклады, не приостанавливает банковские расчеты и пр. Этим занимаются организация подотчетные ему.

Полный список функций финансовой разведки России можно просмотреть здесь.

Кроме того, функции контроля за операциями, находящиеся под подозрением в финансировании терроризма (экстремизма) и отмывании нелегальных доходов выполняют нарду с органом финансовой разведки и ряд других субъектов. Их перечень можно просмотреть здесь.

Какие следки и операции попадают под контроль

Кроме того, существует ценз к операциям, подлежащим обязательному контролю росфинмониторингом независимо от суммы сделок. Речь идет о любом денежном обороте или сделке с имуществом, когда одной из сторон является человек или организация, имеющие отношение к экстремизму/терроризму.

Сведения о причастности к экстремизму/терроризму открыто публикуются на сайте РФМ.

Описанные выше сделки/операции являются предметом так называемого обязательного контроля, где главный критерий — сумма контроля.

Однако субъекты контроля (в большей степени это касается банковского сектора) должны анализировать денежные потоки своих клиентов, дабы выявлять подозрительные сделки/операции. То есть когда деятельность граждан и организаций не попадает под обязательный контроль, но связана с возможным отмыванием нелегальных доходов. По сути это любая сделка/операция, имеющая сомнительные признаки. В законе приводятся такие основания для проверки как:

  • необычный характер договора;
  • запутанные действия клиента;
  • отсутствие экономического смысла в проводимой операции;
  • несоответствие уставной деятельности фирмы.

И прочие основания на усмотрение проверяющих.

Как проводится контроль

Как можно увидеть финансовый контроль сделок росфинмониторингом довольно обширен. И хоть учреждение имеет территориальные органы и внушительный штат сотрудников, уследить за всеми манипуляции невозможно. Поэтому непосредственно проверочной деятельности осуществляют банки, ломбарды, страховые предприятия, операторы лотерей, риэлторские агенства и прочее. Именно эти структуры документируют операции обязательного надзора и результаты такого документирования предоставляют в финансовую разведку.

В целом картина выглядит так:

  1. Банки и прочие субъекты контроля (далее также субъекты контроля) устанавливают анкетные данные личности (или регистрационные данные, если это юридическое лицо) перед совершением сделки, открытия счета (вклада), выдачи распоряжения на отправку (списание денег) и т.д. В том числе запрашивают документы, удостоверяющие личность, делают с них копии;
  2. Делают копии документов о заключении и исполнении договора (манипуляции с деньгами/имуществом);
  3. В течение 3 рабочих дней собранные сведения представляют в финмониторинг в электронном виде через личный кабинет. На сайте РФМ для этих целей субъекты контроля заблаговременно должны зарегистрироваться, открыть свой электронный кабинет. И в последующем через него предоставлять отчетность и сведения об интересуемых сделках/операциях. При чем это делается в тайне от заинтересованных лиц (сторон сделки/операций).

А что же РФМ?

Далее в дело вступает финн.разведка. Она обрабатывает полученные сведения. Если нужно, запрашивает дополнительную информацию у отправителя данных (банки, ломбарды, страховые компании и др.), даже по другим сделкам и за другой период времени. Не исключено, что гос. орган может напрямую запросить данные у сторон договора (хотя такое встречается крайне редко).

В итоге, после обработке данные финмониторинг делает заключение о законности действий или необходимости дальнейшей компетентной углубленной проверки. В последнем случае имеющиеся материалы направляет или в правоохранительные органы, или в налоговую инспекцию по подведомственности.

По сути, проверка росфинмониторинга физических лиц и фирм заключается в сборе информации. При выявлении признаков нелегальности доходов и финансирование экстремизма/терроризма — направление её в нужные органы.

А правоохранительные органы по итогам своих расследований могут применить различные меры воздействия:

  • возбуждение уголовного дела, в том числе по ст. ст. 174, 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ;
  • арест или конфискация движимого/недвижимого имущества.

Какие последствия могу быть

Если человек или фирма попали в поле зрения, то субъект контроля вправе, в зависимости от ситуации может:

  • приостановить движение по счету или вовсе заморозить средства на счету;
  • отказать в открытии счета (вклада), заключении договора на банковское обслуживание;
  • не выдавать обратно залогодателю ценности, находящиеся в залоге у ломбарда;
  • не производить выплаты по выигрышам в лотереи, тотализаторе, а также страховые выплаты;
  • удерживать вещи, находящееся на хранении, например, в ломбарде, банке.

Но эти меры действуют непродолжительный период. Но Росфинмониторинг в силе увеличить этот срок.

В исключительных случаях, финразведка может обратиться в суд для полной блокировки движения с имуществом и деньгами на определенный срок, то есть до конца проверки.

Можно на примере рассмотреть как росфинмониторинг проверяет сделки с недвижимостью. Правда, такие ситуации довольно нетипичные.

Допустим, госорган получил информацию от риэлторской компании о том, что отдельный гражданин продает квартиру. Цена сделки составляет 15 млн. руб. По данным финмониторинга данный гражданин представляет особый интерес (его доходы не соответствуют имущественному положению). Поэтому уполномоченный орган обратился в суд для приостановки регистрации сделки. Если суд принимает соответствующее решение, то оно поступает в Росреестр, который приостановит регистрацию сделки. В это время материалы проверки финразведки передаются в компетентные органы по подведомственности. Дальнейшая судьба недвижимости будет зависеть от окончательных результатов проверки.

Обычно же при покупке квартиры всё заканчиваются максимум передачей информации в службу мониторинга.

Как узнать о проверке

Компании и граждане не должны узнавать о проводимых в отношении них мероприятий контроля. Такая деятельность контрольными органами проводится тайно. Это предусмотрено законодательством.

Исключением являются случаи, когда возникает необходимость блокировать счета или имущество собственника, либо информацию направляют правоохранителям (налоговикам).

Как защищать свои интересы

Пока собирают сведения о сделках и передают их в финмониторинг никакие права не нарушаются. В самом законе сказано, что такая деятельность не влечет даже нарушения правил о сборе и хранении персональных данных.

Однако, если финансовый отчет об имуществе и доходах заинтересует финн.разведку, тогда возможны неприятные последствия и разбирательства.

Как показывает практика единственный верный способ действий — это на запросы правоохранителей и Росфинмониторинга представить как можно более полную запрашиваемую информацию. Иногда этого бывает достаточно, чтобы разморозить счета, снять аресты и прочее.

Если это не помогает, то действия госорганов нужно оспаривать в суде.

Очень редко, но бывает, что компанию или гражданина служба мониторинга может ошибочно включить в списки лиц, причастных к терроризму/экстремизму, распространению оружия массового поражения. В таком случае нужно написать обращение в Росмониторинг об исправлении ошибки. А если нет обратной связи – обратиться в суд.

Проверка проверки

Чтобы сбор сведений о законности доходов и совершаемых финансовых операциях гражданах и фирмах был активный Росмониторинг проверяет субъектов контроля. То есть тех, кто проверяет граждан и фирмы. Цель такой проверки удостовериться должный ли обязательный надзор, а также выявляются ли подозрительные следки/операции.

Банки проверяет ЦБ РФ и Росмониторгин. А прочие организации (лизинговые, факторинговые фирмы, риэлторы компании, организации принимающие платежи от населения) – финансовая разведка. Эти проверки часто проводятся с выездом на место нахождения субъекта контроля. Срок проведения выездной проверки составляет 30 дней.

Если будет установлено, что организация халатно относится к своим обязанностям по контролю, то могут привлечь к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ.

Проверки проводится не только исходя из планов территориальных структур Росмониторинга, а может и по заявлению о проведении проверки любого лица (если в заявлении указаны факты о нарушениях). Поэтому в последнее время усиливается качество надзора за доходами граждан и организаций.

Рфм проверка по перечню
Перечень Росфинмониторинга 2.0 27.09.2021 23:36

24 сентября 2021 года вступил в силу Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 19 марта 2021 г. №52 “Об утверждении Порядка ведения Федеральной службой по финансовому мониторингу сформированного перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, его структуры и формата размещаемой в нем информации”.

Этим нормативным актом утверждён новый порядок ведения Росфинмониторингом сформированного перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, его структура и формат размещаемой в нем информации.

В личном кабинете на сайте Росфинмониторинга заблаговременно предупреждение о том, что в разделе “ИНСТРУКЦИИ” размещено описание структуры и формата нового XML-файла, содержащего Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, его примера и XSD схемы. С 24.09.2021 до 24.11.2021 Перечни будут размещаться в новом формате «XML» и в формате «DBF», а с 24.11.2021 – только в новом формате «XML».

Перечни Росфинмониторинга в новом формате стали публиковаться в отдельном разделе «Перечни организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму 2.0».

news25092021-1

Для тех субъектов 115-ФЗ, кто проверяет клиентов по перечням вручную, смена форматов перечня особой роли не сыграет. Тем же, кто пользуется автоматическими программами для проверки клиентов, возможно, потребуется их адаптация под новый формат Перечней.