Росфинмониторинг 600 тысяч рублей в месяц или в день

Финансы 

04 мар, 11:26

Деньги 

06 июл 2022, 19:27

Финансы 

27 мая 2022, 13:58

Регулирование 

14 окт 2020, 13:15

Этот материал будет полезен всем владельцам банковских карт. В новом материале Bankiros.ru вместе с экспертами разбирались, когда налоговые службы могут инициировать проверку держателей карт.

Госдума повысила порог контроля сделок с недвижимостью. Что это значит

Речь идет о повышении пороговых сумм, с которых начинается обязательный контроль Росфинмониторинга операций по сделкам с недвижимостью

Росфинмониторинг 600 тысяч рублей в месяц или в день

Госдума приняла закон, который увеличивает порог операций с недвижимостью, подлежащих обязательному контролю со стороны Росфинмониторинга, с 3 млн до 5 млн руб. Одновременно повышен этот порог и по операциям с деньгами — с 600 тыс. руб. до 1 млн руб. Это следует из данных, размещенных на сайте Системы обеспечения законодательной деятельности (СОЗД) в среду, 6 июля.

О необходимости повышения пороговых сумм, подпадающих под обязательный контроль операций с денежными средствами, в мае говорила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. По ее словам, повысить пороговые суммы необходимо, поскольку они были установлены очень давно и неактуальны. «РБК-Недвижимость» опросила юристов, что значат эти изменения для покупателей жилья.

О мониторинге

Согласно п. 1.1 ст. 6 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», операция с наличными и (или) безналичными денежными средствами, осуществляемая по сделке с недвижимым имуществом, подлежит обязательному контролю. Этот контроль выборочно проводит Росфинмониторинг. Предмет самой проверки — легальность полученных или перечисляемых денежных средств, их источников, проверка бенефициаров и сторон. Проверке обычно подлежат участники сделки, ее условия и другие ключевые моменты по методике Росфиномониторинга. Эта проверка нужна для выявления фактов отмывания денежных средств или установления фактов их незаконного получения.

Что такое подозрительные сделки с недвижимостью

Критерии подозрительных сделок содержатся в письме Федеральной нотариальной палаты и Росфинмониторинга. Среди них, например:

Подобные меры не повлияют на рынок недвижимости, считает Ерохин. Подавляющее большинство сделок с жильем совершается на стандартных условиях, то есть они априори неинтересны ведомству. По его мнению, минимальный порог сделок, подлежащих контролю, нужно поднять до 15–20 млн руб. «В таком случае усилия ведомства будут сконцентрированы на потенциальной группе сделок, при совершении которых используется незаконно полученные денежные средства», — добавил он.

Александр Егоров, эксперт компании Nalog98.ru:

— С января 2021 года Росфинмониторинг получает сведения о сделках только от банков, а они автоматически собирают информацию обо всех расчетах своих клиентов. Теперь сведения от банков будут уходить по каждой сделке с недвижимостью от 5 млн руб., но неясно, заинтересуется ли Росфинмониторинг какими-либо сведениями. Это будет иметь рандомный характер. Проверка каждой сделки нереальна в силу нехватки контролеров. Поэтому задача граждан — не допустить признаков проведения подозрительных сделок с недвижимостью. Например. когда оплату осуществляет третье лицо, которое не является налоговым резидентом страны, или деньги поступают из-за рубежа.

Будьте в курсе важных новостей — следите за телеграм-каналом «РБК-Недвижимость»

С 10 января любые операции с наличными при сумме от 600 тыс. рублей к подлежащим обязательному контролю.

С 10 января любые операции с наличными при сумме от 600 тыс. рублей к подлежащим обязательному контролю.

Оплатить картой и смотреть прямо сейчас

При снятии со счета юрлица или внесении на него наличных денег на сумму от 600 тыс. банки обязаны сообщать об этих операциях в Росфинмониторинг. Контролировать будут все операции в том числе и снятие денег на зарплату, на командировочные цели, внесение торговой выручки на счет и т.д.

Норма введена Федеральным законом от 13.07.2020 № 208-ФЗ.

Нововведением также станет контроль над операциями почтового перевода денежных средств на сумму от 100 тысяч рублей, операции по возврату неиспользованных авансов за услуги мобильной связи в размере от 100 тысяч рублей, ставки в азартных играх на сумму в 600 тысяч рублей и операции по договорам лизинга.

Второе и последующие зачисления на счета по гособоронзаказу будут контролироваться от суммы в 10, а не 50 млн руб.

При покупке гражданами драгметаллов и камней в розницу с использованием персонифицированного электронного средства платежа обязательная идентификация будет проводиться от суммы не в 100, а в 200 тыс. руб.

«Таким образом власти страны сократят возможности для налоговых уклонистов обходить существующие нормы, уменьшить долю теневой экономики и повысить собираемость налогов, что актуально в условиях возросших госрасходов в ответ на удар пандемии COVID-19 на экономику» — прокомментировал председатель правления КПК «Обновление» Михаил Дорофеев в интервью «Прайм».

Поправки не повлияют на добросовестный бизнес, но усложнят жизнь и повысят издержки для тех организаций, которые используют двойную бухгалтерию, добавил эксперт.

Совет Федерации одобрил законопроект № 582426-7, уточняющий перечень операций с денежными средствами, подлежащих обязательному контролю. Документ, в частности, усиливает контроль за операциями с наличными на сумму от 600 тысяч рублей и вводит обязательный контроль почтовых переводов от 100 тысяч рублей.

Документ был внесен в парламент в ноябре 2018 года, а в первом чтении принят год назад. Ко второму чтению проект процентов на 90 переписали, после чего приняли сразу во втором и третьем чтениях – 7 июля.2020 года. А уже на следующий день новинку одобрил Совфед.

Сейчас банки должны осуществлять контроль и информировать Росфинмониторинг при снятии со счета юрлица или зачислении на него наличных денег на сумму 600 тысяч рублей и более, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности. Теперь под контроль попадут любые подобные операции с наличными на эту сумму независимо от характера хозяйственной деятельности юрлица.

Это относится и к операциям, проводимым при зачислении или списании со счета (вклада) иностранной структуры без образования юрлица и при осуществлении лизинговых платежей, а также к выплатам юрлицу страхового возмещения или получению от юрлица страховой премии.

В то же время из-под контроля выводится обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства, перевод денег за границу на счет анонимного владельца и поступление средств с него, а также денежные переводы, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента. Не будет контролироваться и получение имущества по договору лизинга, однако контроль за предоставлением имущества по таким договорам сохранится.

Закон вводит обязательный контроль почтовых переводов денежных средств и возврата неиспользованного остатка денег, внесенных в качестве аванса за услуги связи, при сумме таких операций от 100 тысяч рублей. А пороговая сумма операций второго и последующих зачислений (списаний) денежных средств при осуществлении расчетов по гособоронзаказу снижается с 50 до 10 миллионов рублей.

Инвестиционная платформа представляет собой информационную систему в Интернете, используемую для заключения договоров инвестирования с помощью информационных технологий и технических средств. Такие инвестиции осуществляются путем приобретения ценных бумаг или цифровых прав либо путем предоставления займа.

Законом определены требования к оператору платформы, к лицу, привлекающему инвестиции, и к инвестору.

На оператора возложена обязанность контролировать соблюдение ограничения в 600 тысяч рублей при каждом инвестировании физического лица с использованием его инвестиционной платформы. Ограничение не будет действовать в отношении лиц, имеющих статус квалифицированного инвестора.

Привлечение инвестиций будет осуществляться на основании договора об оказании данных услуг, по которому оператор обязуется предоставить лицу, привлекающему инвестиции, доступ к платформе для заключения с инвестором договора инвестирования.

Доступ к платформе для инвестора в целях заключения с лицом, привлекающим инвестиции, договора инвестирования предоставляется оператором по договору об оказании услуг по содействию в инвестировании. Оператор обязан установить лицо, с которым заключается договор. Кроме того, оператор до заключения договора обязан получить от инвестора – физического лица подтверждение того, что он ознакомился с рисками и принимает их.

Оператор не отвечает по обязательствам лиц, привлекающих инвестиции, однако несет ответственность за убытки, причиненные вследствие: раскрытия недостоверной информации о платформе и о себе; нарушения правил платформы; несоответствия платформы требованиям Закона.

Банк России будет вести реестр операторов инвестиционных платформ. Операторы должны будут представлять в Банк России отчеты об осуществлении своей деятельности.

Законом также устанавливаются требования к правилам инвестиционной платформы, в которых должны содержаться в том числе:

– условия договоров об оказании услуг по привлечению инвестиций и по содействию в инвестировании;

– требования к участникам платформы;

– способы инвестирования;

– размер вознаграждения оператора;

– состав информации, раскрываемой оператором.

Закон вступает в силу с 1 января 2020 года. Организации, привлекающие инвестиции с использованием инвестиционных платформ на день его вступления в силу, обязаны привести свою деятельность в соответствие с его требованиями до 1 июля 2020 года.

Дата публикации на сайте: 05.08.2019

Больше документов и разъяснений по антикризисным мерам — в системе
КонсультантПлюс.

Зарегистрируйся и получи пробный доступ

Важно! С 1 января 2021 года вступает в силу Закон о цифровых финансовых активах, регулирующий торговлю криптовалютой.

В 2020 году значительно увеличился интерес инвесторов к криптовалютам.

Если для Вас Bitcoin, Ethereum, Ripple, Litecoin, майнинг не просто набор непонятных слов, то эта статья обязательна к прочтению.

Тема будут актуальна еще и потому, что ЦБ РФ анонсировал скорый запуск цифрового рубля.

Криптовалюта – цифровой актив и в то же время платежная система, которая использует криптографическую функцию для шифрования записей. Считается альтернативой деньгам, которые выпускаются государством. В основе криптовалют лежит технология распределенного реестра — блокчейн.

Как посчитать налог?

Продажа криптовалюты рассматривается как продажа имущества, в связи с чем полученный доход подлежит обложению НДФЛ (13%).

N.B. Со следующего года 15%, если доходы превысят 5 млн. руб.

Налоговая база: разница между доходами от продажи и расходами на покупку цифровых валют, если они документально подтверждены (пп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ; Письма Минфина России от 08.11.2018 N 03-04-07/80764, от 17.05.2018 N 03-04-07/33234).

При получении дохода от продажи криптовалюты необходимо самостоятельно исчислить НДФЛ и подать налоговую декларацию.

Это важно знать о криптовалюте

– в России запрещается использовать криптовалюту для оплаты товаров, работ и услуг, а также распространять информацию о возможности расчетов цифровой валютой.

– цифровая валюта признается имуществом, следовательно, она может быть получена по сделкам, а также в порядке наследования, изъята в пользу кредиторов в исполнительном производстве и в процедуре банкротства.

– необходимо декларировать (информировать) ФНС о владении цифровой валютой – это обязательное условие судебной защиты.

Налоговые штрафы за неуплату (ст. 122 НК РФ): неумышленную — 20% суммы недоимки; умышленную — 40%.

Согласно п. 5 ст. 108 НК РФ привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога и пени.Если налогоплательщик не уплатил налог в установленный срок, но при этом налог рассчитал правильно – с него взыщут только пени.

Неуплата физлицом налогов в крупном размере (2 млн. 700 тыс. руб. в пределах 3х лет) путем непредставления декларации в налоговый орган, а равно умышленное включение в нее недостоверных сведений – вплоть до 300 тыс. руб. штрафа и лишения свободы до года (ст. 198 УК РФ).

За особо крупный размер (13 млн. 500 тыс. руб.) – штраф может достичь 500 тыс. руб., а лишение свободы – 3х лет.

Особое внимание! Минфин разработал поправки в УК РФ, УПК РФ об ответственности за незадекларированную криптовалюту, а также в НК РФ – в части регулирования цифровых валют и цифровых финансовых активов (ЦФА).

– установить обязанность владельцев криптоактивов декларировать сделки с цифровой валютой, если сумма операций превышает 600 тыс. руб.

– если в течение 3х лет более 2х раз данные в налоговый орган не представлялись – уголовная ответственность (наказание до 3 лет лишения свободы).

В последнее время участились случаи налоговых проверок физлиц, многократно увеличились запросы ФНС в банки, в связи с чем ЮК «Дмитренко и партнеры» рекомендует легализовать торговлю криптовалютой для защиты своих имущественных прав, передачи криптовалюты наследникам, а также избежания налоговой и уголовной ответственности.

Этот материал будет интересен тем, кто интересуется, насколько пристально налоговая служба (ФНС) следит за доходами и расходами россиян-держателей банковских карт. Нужно ли волноваться, что налоговая нагрянет с проверкой, если заподозрит наличие «серых» доходов. Об этом эксперты рассказали Bankiros.ru.

Может ли налоговая начать проверку, если расходы по карте больше, чем доходы?

Старший вице–президента ИК «Fontvielle» Анастасия Хрусталева пояснила, что сейчас в России уже работает система межведомственного взаимодействия и контролирующие органы могут получать сведения, собранные и обработанные другими государственными структурами.

«Однако об отслеживании всех личных расходов граждан в режиме реального времени пока говорить еще рано», – уверена эксперт.

Должны быть основания

Руководитель бухгалтерской компании «Самитов Консалтинг» Марат Самитов отметил в разговоре с Bankiros.ru, что по состоянию на начало 2023 года, на руках у россиян уже более 341 млн банковских карт. Он уверен: у инспекторов нет физической возможности отслеживать все операции по картам, «однако при определенных обстоятельствах их держатели все-таки могут привлечь внимание проверяющих».

Хрусталева пояснила, что операции по банковскому счету и сведения об остатках на счетах – это банковская тайна, которую кредитная организация обязана соблюдать в отношении своих клиентов. Поэтому автоматически получить сведения о транзакциях по карте налоговая инспекция не может.

«ФНС может узнать такие данные только на основании запроса и в определенных случаях. Иными словами, чтобы инициировать такой запрос, уже должны быть веские основания для контрольных мероприятий», – считает собеседница Bankiros.ru.

Эксперт заключила, что сам факт превышения расходов по карте над доходами не является основанием для проведения проверки, поскольку у налоговой службы нет механизма отслеживания всех операций по банковским картам, чтобы сравнивать.

Росфинмониторинг 600 тысяч рублей в месяц или в день

С какой суммы налоговая начинает следить за держателем карты?

Самитов уверен, что фискалы заинтересуются доходами гражданина, если он будет получать или перечислять кому-нибудь слишком большие суммы – от 600 тысяч рублей.

«Но это не железное правило. Налоговики могут заинтересоваться и периодическими переводами на более мелкие суммы в 300-400 тысяч рублей, тем более, если раньше вы уже привлекали к внимание налоговой из-за обналички денег», – сказал Самитов.

Когда у налоговой могут вызвать подозрение переводы предпринимателей?

Как рассказал Самитов, банки обратят внимание на переводы предпринимателей и сообщат о них налоговикам, если:

Как избежать блокировки счета обычным держателям карт?

«Если вас уже заметили банк и налоговики, то блокировки карты не миновать. Но можно ее разблокировать, если вы сумеете предоставить контролерам документы, подтверждающие законность ваших переводов и уплату налогов со спорных доходов», – рассказал Самитов.

Также, по его словам, спасти положение может графа «Назначение платежа» в платежке. Ее заполняет плательщик. Если в ней ничего не написано, то можно попытаться доказать, что деньги подарены. Но сделать это будет трудно, убежден эксперт.

«Лучше, если в этой графе будет написано что-то вроде: «В подарок», «Безвозмездно» и прочее. Так вы сумеете доказать, что получили доход, с которого не платится налог. Ведь с подаренных денег НДФЛ не удерживается по закону», – сказал Самитов.

Итоги

Если вам нужна дебетовая карточка с выгодными условиями, с предложениями банков вы можете ознакомиться тут.

Больше полезных новостей читайте в нашем телеграм-канале Bankiros.ru.

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите участок текста.

Росфинмониторинг 600 тысяч рублей в месяц или в день

Москва. 11 ноября. INTERFAX.RU – Минфин предложил обязать физических лиц и организации сообщать налоговым органам об операциях с цифровой валютой сверх суммы, эквивалентной 600 000 рублей в год. Проекты таких поправок в Налоговый, Уголовный кодексы и КоАП размещены на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Нарушителей этого требования министерство предлагает штрафовать или лишать свободы.

Налоговый кодекс

В соответствии с предлагаемыми поправками в Налоговый кодекс, российские организации, филиалы и представительства юрлиц, компаний и других корпоративных образований, обладающих гражданской правоспособностью, созданных по законодательству других стран, и международные организации, созданные на российской территории, граждане России, а также постоянно проживающие в России на основании вида на жительство, иностранные граждане и лица без гражданства (кроме тех, кто за пределами РФ проводит более 183 дней в год) должны будут сообщать о получении права распоряжаться, в том числе через третьих лиц, цифровой валютой, а также представлять отчет об операциях с цифровой валютой и об ее остатках.

Такое декларирование становится обязательным, если за год сумма поступлений (без учета поступлений цифровой валюты, при которых распоряжение на перевод давалось самим лицом, в том числе через третьих лиц) цифровой валюты лицу или ее списаний превышает сумму, эквивалентную 600 000 рублей. Сумма рассчитывается исходя из рыночной цены на дату совершения каждой операции. Порядок определения цены будет устанавливать Федеральная налоговая служба.

До этой суммы предоставление такой информации остается на усмотрение налогоплательщика. Однако, как ранее пояснил Минфин, если владелец информирует как о самом факте обладания валютой, так и операциях с ней, это позволит обеспечить ему судебную защиту.

В случае обязательного декларирования информация должна быть представлена в налоговый орган не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. Физлица могут направлять ее через личный кабинет налогоплательщика, юрлица – в электронной форме.

За непредставление отчета об операциях и остатках цифровой валюты или представление недостоверных сведений предусматривается штраф в размере 10% от наибольшей из двух сумм в рублевом эквиваленте – поступления или списания валюты – информация о которых не была представлена, за нарушение срока представления информации – штраф 50 тыс. рублей.

Если налогоплательщик не включил в налоговую базу прибыль или доходы от операций, расчеты по которым осуществлялись с использованием цифровой валюты, на него будет налагаться штраф в размере 40% от суммы неуплаченного налога в части таких операций.

Сообщения о получении права распоряжаться цифровой валютой на дату вступления в силу этого закона, должны быть представлены не позднее 30 апреля 2022 года. Обязательное декларирование будет применяться для операций с 2021 года.

Уголовный кодекс

УК предлагается дополнить статьей 199.5 “Уклонение от исполнения обязанностей представлять отчет об операциях (гражданско-правовых сделках) с цифровой валютой и об остатках указанной цифровой валюты”.

Этой статьей систематическое (за два и более отчетных периода) нарушение обязанности представлять в налоговые органы отчет об операциях с цифровой валютой и об ее остатках или включение в отчет заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом от 100 000 до 300 000 рублей или в размере зарплаты или другого дохода от года до двух лет, либо принудительными работами до двух лет, либо арестом до шести месяцев (с возможным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до трех лет).

Те же деяния, совершенные в особо крупном размере, или группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, или с использованием заведомо подложного документа, или юрлица, созданного для совершения преступлений, предлагается наказывать штрафом от 500 000 до 2 млн рублей или в размере зарплаты или другого дохода от 18 месяцев до трех лет, либо принудительными работами до пяти лет, либо лишением свободы до трех лет (с возможным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до трех лет).

Под крупным размером подразумевается сумма операций по зачислению или списанию цифровой валюты, в пределах 3 лет подряд превышающая эквивалент 15 млн рублей, а особо крупным – 45 млн рублей.

Также поправки в Уголовный кодекс относят совершение преступления с использованием цифровой валюты к отягчающим обстоятельствам.

КоАП

КоАП предлагается дополнить статьей за организацию незаконного оборота цифровых финансовых активов и нарушение правил совершения сделок с ними.

В частности, за организацию информационными системами, не включенными в реестр ЦБ, выпуска цифровых финансовых активов и сделок с ними предлагается предусмотреть штраф для граждан от 50 000 до 500 тыс. рублей; для должностных лиц – от 100 000 до 1 млн рублей или дисквалификацию от 6 месяцев до года; для юрлиц – от 200 000 до 2 млн рублей.

За нарушение правил совершения сделок с цифровыми финансовыми активами при приеме их в качестве оплаты за товары и услуги предлагается установить штраф для граждан от 20 000 до 200 000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; для должностных лиц – от 50 000 до 400 000 рублей с конфискацией, для юрлиц – от 100 000 до 1 млн рублей с конфискацией.

Аналогичные штрафы предусмотрены и за прием цифровой валюты в качестве оплаты лицами, не имеющими права осуществлять такой прием.

Помимо этого, в закон о противодействии отмыванию доходов вносятся поправки, обязывающие организаторов выпуска и обращения цифровой валюты, идентифицировать клиентов и их представителей, бенефициарных владельцев, а также уведомлять Росфинмониторинг об их сомнительных операциях.

У ФНС нет указаний по сумме, превышение которой означает автоматическое проведение контрольных мероприятий.

Задача ФНС – контролировать правильность исчисления налогов и сборов. Поэтому, если ваша операция привела к незаконному обогащению за счет бюджета, то это повод для контрольных мероприятий независимо от суммы, рассказала в беседе с Bankiros.ru Мария Бузениус, руководитель юридического отдела группы «Финансы».

Лимиты по суммам операций установлены в Федеральном законе от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Там установлен перечень операций, подлежащих обязательному контролю:

Штатная численность налоговых органов не позволят вести тотальный контроль над банковскими счетами всех налогоплательщиков. Да и задача такая не ставится ни Банком России, ни кредитными организациями, в которых у вас открыты банковские счета, ни налоговыми органами, рассказала в беседе с Bankiros.ru Людмила Голощапова, доцент базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы, Российский экономический университет им Г.В. Плеханова.

Вместе с тем, налоговые органы конечно же вправе запрашивать у банков информацию о счетах их клиентов, только для этого должны быть серьезные основания. Так, например, таким основанием могут стать подозрительные операции на сумму, превышающую 600 тысяч рублей. Особенно, если переводы на такие крупные суммы происходят на регулярной основе, рассказала собеседница издания.

«С другой стороны, ФНС может проконтролировать операцию на любую сумму, в том число до 600 тысяч рублей. Здесь все зависит от режима платежных операций клиента и от того, какие доходы он имеет», – рассказал в беседе с Bankiros.ru Андрей Сироткин, старший преподаватель кафедры банковского дела Университета «Синергия».

Если он проводит «нестандартные» для себя сделки, то им могут заинтересоваться ФНС или Росфинмониторинг. Например, гражданин получает переводы себе на счет по десять-15 тысяч рублей каждый день, после чего куда-то обналичивает данные средства и/или переводит их. В этом случае данный прецедент будет являться стоп-фактором для Службы внутреннего контроля банка и для Росфинмониторинга, говорит спикер.

Росфинмониторинг 600 тысяч рублей в месяц или в день

Налоговые органы обратят внимание и на регулярные нестандартные операции клиента кредитного учреждения, например, периодическое получение на свой банковский счет неподтвержденных переводов от одних и тех же физических или юридических лиц, либо внесение крупных сумм наличностью через банковские терминалы с приблизительно равной временной составляющей. Такие операции могут свидетельствовать о том, что клиент банка может заниматься легализацией незаконно полученных доходов, либо обналичиванием денежных средств, объясняет Голощапова.

Кроме того, внимательному контролю подвергаются любые операции тех банковских клиентов, которые ранее были замечены в каких-то нестандартных или нетипичных для себя операциях, подчеркивающих незаконный характер их деятельности, отмечает Сироткин.

С другой стороны, большинству физических лиц, которые, например, переводят своим родным десять-15 тысяч рублей в качества подарка на день рождения, не стоит переживать, что их операции подвергнутся дополнительному контролю со стороны ФНС или Росфинмониторинга, говорит спикер.

Банки также интересуются «сомнительными» операциями. По словам Бузениус, подозрение может вызвать:

Предпринимателям стоит обратить внимание на новый принцип работы банков. С первого июля 2022 года заработал так называемый «банковский светофор». Теперь все компании делятся на три категории:

Чем выше степень риска, тем больше к вам внимание, подчеркивает Бузениус.

Порой случается, что карту банковского клиента блокируют, заподозрив его в незаконных действиях. Чтобы этого избежать, нужно либо заранее иметь, либо получить документы, подтверждающие, что осуществленная операция имеет законное происхождение, с нее взяли соответствующие налоги, и что действия клиента не подпадают под процедуру отмывания денежных средств, полученных преступных путем, говорит Сироткин.

«Деньги любят счет. Если гражданин хочет сделать что-то непрозрачно, то он должен быть готовым к тому, что им заинтересуются органы, которые призваны противодействовать незаконным операциям», – говорит спикер.

Деятельность таких органов в любой стране мира регламентирована соответствующим законодательством в сфере ПОД/ФТ и законодательством FATCA. Стоит отметить, что в России соответствующие органы действуют более лояльно, нежели чем в других юрисдикциях – например, как в США или в Швейцарии. Это свидетельствует о том, что в Российской Федерации существует относительно «демократичное» законодательство в сфере ПОД/ФТ, отмечает Сироткин.

Обычные граждане могут спать спокойно, если они не занимаются отмыванием денег, полученных преступных путем, а лишь периодически переводят небольшие суммы своим родным, друзьям или знакомым.

Что в итоге

Недавно Bankiros.ru рассказывал о том, какие законы подписал президент четвертого ноября. Что отразится на карманах россиян уже сейчас?

Финразведка предложила ограничить переводы без открытия банковского счета

Росфинмониторинг предложил запретить переводить более ₽100 тыс. без открытия счета

Переводить средства без открытия счета в банке получится лишь на сумму до 100 тыс. руб., говорится в проекте Росфинмониторинга. Ведомство уверено, что так получится обеспечить борьбу с финансированием терроризма и экстремизма

Росфинмониторинг 600 тысяч рублей в месяц или в день

Росфинмониторинг предложил запретить перевод средств по упрощенной процедуре — без открытия банковского счета — в сумме 100 тыс. руб. либо в аналогичном размере в иностранной валюте. Эти изменения предложены для борьбы с финансированием терроризма и экстремизма, незаконными финансовыми операциями, банковским мошенничеством, пояснили в финразведке.

Ведомство предлагает установить обязанность банков и других компаний, переводящих деньги, «обеспечить неизменность и передачу в составе расчетных документов информации о получателе перевода». Если данных о получателе нет, деньги должны быть возвращены плательщику.

В прошлом августе Росфинмониторинг предложил ограничить сумму переводов физлиц по системам без открытия счета при упрощенной идентификации клиента 60 тыс. руб., писал «Коммерсантъ». Центробанк получил проект закона от ведомства, но в беседе с изданием там отметили, что инициативу прорабатывают.

Тогда участники рынка раскритиковали инициативу Росфинмониторинга. Ассоциация банков России указала на «множество вопросов и неудобств», вице-президент организации Алексей Войлуков отметил, что не понимает, «откуда и зачем появился такой закон».

В Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов назвали нужным такой лимит, но заявили, что установление «столь низкого порога» для перевода средств не вполне оправдано. Глава организации Виктор Достов предложил ограничить сумму переводов 600 тыс. руб., поскольку такая мера не затронула бы множество клиентов и не повлекла бы существенного роста издержек у участников рынка, позволив сохранить доступность услуги.

Один взгляд назад

В апреле 2019 года владельцы и топ-менеджеры компаний малого и среднего бизнеса заявили, что столкнулись в 2018 году с блокировкой счетов, при этом по вине самих предпринимателей происходит чуть больше половины (51%) всех блокировок. По вине контролирующих органов произошло 16% блокировок. В 14% случаев банки блокировали счета без объяснения причин, в 10% – из-за подозрения в отмывании средств. В марте о блокировках счетов в банках заявили и россияне, перешедшие в статус самозанятых.

Банки усилят контроль за операциями юрлиц с наличными

Блокировки ставят под угрозу доступ к деньгам на счетах и в большинстве случаев приводят к гибели бизнеса. При этом закон не предусматривает ответственности для банков за неправомерные блокировки, и взыскать компенсацию за убытки практически невозможно. А сами банки зачастую злоупотребляют полномочиями, блокируя средства по формальным признакам.

После отказа в проведении операций или открытии счета юрлица попадают в так называемый черный список ЦБ, из которого его можно исключить только через процедуру реабилитации. Однако, согласно данным Росфинмониторинга, в 63% случаев блокировка средств признается законной. Ситуацию не спасают и попытки расторгнуть договор обслуживания и перевести деньги в другой банк: чтобы помешать переводу средств, банки устанавливают повышенную комиссию в среднем от 10-20% от суммы перевода.

В итоге предприниматели теряют доверие к банковской системе и переходят на расчеты наличными, а средний и крупный бизнес начинает активно применять альтернативные системы клиринга: по данным на 2019 год, доля компаний, перешедших на наличный расчет, выросла в четыре раза, до 8%. В апреле же в интернете оказались данные примерно 120 тысяч граждан и компаний-клиентов банков, включенных в черный список ЦБ по антиотмывочному законодательству – первый случай появления в открытом доступе информации, которая связана с Банком России.

Очень подозрительно

По действующему законодательству организации обязаны информировать Росфинмониторинг, если у них возникает подозрение, что операция направлена на легализацию преступных доходов или финансирование терроризма. С 1 марта 2022 года организации в подобных случаях обязаны будут представить информацию о бенефициарном владельце, сведения о действиях клиента или его представителя, связанных с такими операциями.

Операции юрлиц с наличными возьмут под жесткий контроль

Помимо этого, для организаций, которые проводят операции с денежными средствами или иным имуществом, вводится дифференцированный подход к предоставлению сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю. Для каждой организации (кредитные, страховые, лизинговые организации, операторы лотерей, азартных игр, инвестиционных платформ, ломбарды и т.д.) определен свой вид операций, подлежащих такому контролю. Закон должен вступить в силу через 180 дней после официальной публикации, за исключением положений, для который установлен иной срок.

«К ЦБ есть несколько вопросов». Банк России ограничит криптоинвесторов

Лимит в 600 тыс. руб. в год на покупку цифровых финансовых активов для неквалифицированных участников рынка начнет действовать с 1 января 2021 года. Юристы объяснили, что не так с этими мерами, и чем они обусловлены

Росфинмониторинг 600 тысяч рублей в месяц или в день

Неквалифицированные инвесторы смогут покупать цифровые финансовые активы (включая токены и криптовалюты) на сумму не более 600 тыс. руб. в год. В проекте указания Банка России говорится, что без привлечения профессиональных участников рынка можно будет приобретать обеспеченные активами криптовалюты, а также права участия в капитале непубличных компаний.

Квалифицированные инвесторы смогут приобретать цифровые активы в «информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом». Документ вступит в силу с 1 января 2021 года, регулятор принимает замечания и предложения к нему до 27 октября.

К проекту ЦБ есть несколько вопросов, отметил член Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Роман Янковский. Ограничения в классических сферах, например, при покупке акций, касаются только типов ценных бумаг, которые можно купить, пояснил он. Для примера, только квалифицированные инвесторы в России могут покупать паи закрытых фондов. В случае же ЦФА речь идет об ограничении по общей стоимости активов.

«Возникает вопрос: что делать, если стоимость активов вырастет. Например, я купил по 500 тыс. руб., а теперь они стоят 800 тыс. руб.? Что делать, если нет четкого курса? Они ведь не обязаны где-то торговаться. Это могло быть локальное размещение, и токены на биржу не пошли. Соответственно, у них нет рыночной цены. На разных биржах разные курсы, вопрос — по какому из них считать эти 600 тыс. руб? Верхний порог для покупки — мера не очень распространенная и для российского рынка относительно новая», — подчеркнул Янковский.

Ограничение в 600 тыс. руб. на инвестиции в ЦФА зеркально такому же ограничению по закону о краудфандинге. По смыслу указания ЦБ порог в 600 тыс. руб. является абсолютным — невозможно в течение года приобрести ЦФА и расплатиться за них деньгами или другими ЦФА стоимостью свыше этой суммы, пояснил старший юрист налоговой практики Bryan Cave Leighton Paisner (Russia), преподаватель Moscow Digital School Дмитрий Кириллов. Каждый оператор обмена ЦФА обязан собирать с инвесторов заверения, что сделки на его платформе не превышают указанный порог с учетом прошлых инвестиций.

Кириллов назвал порог в 600 тыс. руб или приблизительно в 0,7 BTC для ИП и физлиц, которые нерегулярно инвестируют в высокорисковые активы, вполне «адекватным предохранителем от потери средств».

Желающие же инвестировать крупные суммы могут выполнить условия признания их квалифицированными инвесторами. Для этого нужно иметь деньги или ценные бумаги на сумму от 6 млн рублей или опыт работы с ценными бумагами/ПФИ или профильное образование. При выполнении этих условий операторы выпуска и обмена ЦФА вправе признавать инвесторов квалифицированными просто по их заявлению, поэтому повысить порог инвестирования будет не слишком сложно, объяснил Дмитрий Кириллов.

Регулирование криптовалют вступает в силу 1 января 2021 года. Летом президент Владимир Путин подписал «Закон о цифровых финансовых активах», он дает определение цифровой валюты и запрещает ее использование в России для оплаты товаров и услуг. В сентябре минфин подготовил новую версию законопроектов, которые касаются поправок в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, Кодекс об административных правонарушениях, Налоговый кодекс и закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов. В пояснительной записке к документу предлагается признать цифровую валюту имуществом в целях введения налогообложения.

Позднее в Госдуме сообщили, что решение по поправкам к закону «О ЦФА» будет принято приблизительно до конца октября. Помимо предложений Минфина, подразумевающих жесткие ограничения на сделки с цифровыми деньгами, есть и другие варианты, которые также требуют рассмотрения.

— ЦБ анонсировал разработку цифрового рубля. Что о нем говорили раньше

— «Мы не хотим легализовывать криптовалюту». Что ждет закон о ЦФА

— ЦБ не поддержал проект по майнингу криптовалют из своей «песочницы»

Больше новостей о криптовалютах вы найдете в нашем телеграм-канале РБК-Крипто.

Финразведка поддержала смягчение контроля за банковскими операциями

Сумма операций, которые банки обязаны проверять на сомнительность, может быть повышена до 1 млн руб., считают в Росфинмониторинге. Служба поменяла позицию после того, как с предложением смягчить норму выступила глава ЦБ

Росфинмониторинг 600 тысяч рублей в месяц или в день

Росфинмониторинг готов пойти на смягчение контроля за банковскими операциями. Служба может поддержать предложение Банка России об увеличении порога обязательного контроля банковских операций с текущих 600 тыс. до 1 млн руб., сообщил РБК представитель ведомства.

«Росфинмониторинг выступает за рассмотрение вопроса корректировки подходов к обязательному контролю исходя из изменений ситуации в экономике и появления новых рисков ОД/ФТ (отмывание денег и финансирование терроризма. — РБК), а также необходимости оперативного реагирования на указанные риски. В этой связи указанное предложение ЦБ РФ в рамках данного подхода может быть поддержано», — пояснил он.

26 мая председатель ЦБ Эльвира Набиуллина предложила вернуться к вопросу о повышении пороговых сумм, с которых начинается обязательный контроль банковских операций.

«Они были установлены очень давно и во многом уже потеряли актуальность, тем более в фиксированных суммах они установлены. Мы предлагаем поднять с действующих 600 тыс. руб. как минимум до 1 млн руб., а по недвижимости — с 3 млн до 5 млн руб.», — сказала Набиуллина, выступая на ежегодной встрече с кредитными организациями.

Согласно основному «антиотмывочному» закону, российские банки обязаны контролировать транзакции на сумму от 600 тыс. руб., если те попадают под определенные критерии.

В частности, речь идет о покупке или продаже наличной валюты физлицами, о зачислении или снятии наличных на счет юридического лица, открытии вкладов в пользу третьих лиц, денежных переводах некредитных организаций по поручению клиента.

Банк России поднимал вопрос о смягчении нормы неоднократно, например в мае 2019 и ноябре прошлого года. Инициативу регулятора поддерживал Минфин, но отклонял Росфинмониторинг. В службе указывали, что это нецелесообразно из-за «значительного количества незаконных финансовых операций в рамках указанных сумм (в диапазоне с 600 тыс. до 1 млн руб. — РБК)».

Помимо повышения порога обязательного контроля банковских операций ЦБ намерен сократить перечень операций, которые обязаны отсеивать банки, сказала Набиуллина.

«Мы совместно с Росфинмониторингом проведем ревизию операций, которые подлежат обязательному контролю. На наш взгляд, по многим из них уже можно отказаться», — отметила глава ЦБ.

Увеличение порога и изменения для покупателей

Если раньше проверяли все сделки, превышающие 3 млн руб., то сейчас порог вырос до 5 млн руб. «Причина повышения связана с тем, что раньше под эти показатели подпадали практически все сделки с недвижимостью, поскольку пороговое значение было сопоставимо с ценой однокомнатной квартиры в среднем российском городе», — говорит адвокат Константин Ерохин.

Фактически сотрудники Росфинмониторинга были вынуждены контролировать весь оборот недвижимости в стране, хотя антикоррупционный закон изначально был направлен на выявление незаконных операций.

Вся остальная процедура сохраняется в привычном режиме, и Росфинмониторинг выборочно поверяет подобные сделки. Но раньше, если сделка попадала в периметр признаков подозрительности, у участников запрашивадись документы. Сейчас о подозрительных сделках в ведомство обязаны докладывать нотариусы и риелторы. То есть они проводят первичную проверку, а потом уже проверяет ведомство.