Росфинмониторинг банковская карта

Росфинмониторинг решил обязать банки делиться фото- и видеоматериалами с камер, установленных в отделениях банков и на банкоматах. Соответствующие поправки финразведка внесла ко второму чтению законопроекта о внесении изменений в основной «антиотмывочный» закон. В ведомстве считают, что смогут эффективнее бороться с незаконным обналичиванием денег, получив банковские съемки в свое распоряжение

Росфинмониторинг может получить право запрашивать у банков фото- и видеоматериалы для целей противодействия обналичиванию денег и финансированию терроризма. Новые требования внесены в качестве поправок ко второму чтению в Госдуме законопроекта о внесении изменений в основной «антиотмывочный» закон, сообщает РБК со ссылкой на документ.

Представитель Федеральной службы по финансовому мониторингу подтвердил, что она разработала поправки по поручению правительства. По его словам, требование не обяжет банки дополнительно организовать фото- и видеосъемку. Из текста поправок следует, что запрашивать можно будет фото и видео, сделанные после их вступления в силу. В службе рассказали, что интерес могут представлять материалы с камер, которые фиксируют процесс обслуживания клиентов в отделениях и на банкоматах или терминалах, — они помогут  «установить реального держателя банковской карты, а также местонахождение лиц, находящихся в розыске, что способствует раскрытию преступлений». Объем и характер запрашиваемой информации будет определять правительство, говорится в тексте поправок.

Адвокат юридической компании «Сотби» Алексей Лежников рассказал, что на момент выявления преступлений, связанных с обналичиванием, записи с банкоматов и из отделений банков уже удалены по истечении сроков их хранения на серверах. При взаимодействии с правоохранительными органами в Росфинмониторинг могут поступать фото- и видео для проверки лиц на причастность к отмыванию преступных доходов или финансированию терроризма, пояснил РБК представитель службы. Самостоятельным инициатором уголовного преследования Росфинмониторинг выступает редко, уточнил адвокат Лежников.

По словам юриста адвокатского бюро Asterisk Степана Хантимирова, новый подход к записям может помочь в розыске дроперов — физических лиц, которые принимают на свои или чужие счета и карты незаконно выведенные средства и снимают их в интересах преступников за процент. «В этом случае один человек обналичивает денежные средства по ряду карт, открытых на разных лиц, и с помощью видео это можно установить», — подтвердил собеседник в крупном банке.

В пресс-службе ЦБ сообщили, что ознакомились с поправками. «Они требуют дополнительного обсуждения с банковским сообществом», — сказали в пресс-службе регулятора. Глава Национального совета финансового рынка (НСФР) Андрей Емелин пояснил, что банки ведут фото- и видеосъемку, обычно запись предусмотрена внутренними процедурами организации по противодействию мошенничеству (антифрод) или правилами офисного обслуживания. Емелин отметил, что комплаенсу потребуются только те записи, по которым поступит запрос Росфинмониторинга, а любая «ручная», нестандартная процедура «обходится банкам крайне дорого». Сотрудники финразведки всегда хотят больше информации, «но надо оценивать ее прикладную полезность», подытожил он.

Начальник департамента финансового мониторинга банка «Зенит» Людмила Соколова напомнила, что такие данные сейчас предоставляются по решению суда. Она добавила, что в случае с предоставлением записей финразведке можно будет совместить анализ по операциям с визуальным — по видео. Банки смогут предоставлять материалы при их наличии на момент запроса, им нужно дать время на техническую доработку своих систем, сказала Соколова. По ее оценке, банкам потребуется не менее трех рабочих дней для подготовки и передачи материалов в Росфинмониторинг по каждому запросу.

По словам вице-президента Ассоциации банков России (АБР) Алексея Войлукова, сейчас каждый банк самостоятельно решает, в каком формате записывать и сколько времени хранить фото и видео. У самого банка не всегда есть оперативный доступ к таким материалам, добавил Войлуков. Он объяснил, что, например, записи с камер банкомата могут по истечении времени стираться и перезаписываться. «Чтобы их предоставлять, нужно тогда такие материалы выгружать и где-то хранить», — сказал вице-президент АБР.

«Наверняка будут какие-то стандарты, а значит, колоссальные затраты на их выполнение лягут на участников рынка», — добавил Войлуков. По его словам, кредитные организации пока не понимают, какой объем подобной информации будет запрашивать Росфинмониторинг и как часто. «Тинькофф» регулярно передает видео с банкоматов в правоохранительные органы, но этот процесс не автоматизирован, сказал представитель банка. Чтобы эффективно бороться с мошенничеством, важно работать не только с последствиями реализации схемы, но и с первопричиной ее возникновения, поделился он позицией банка.

Финансы 

18 мая, 00:00

Финразведка предложила вводить номер паспорта или ИНН получателя перевода

Как могут ужесточиться требования к денежным отправлениям

Росфинмониторинг предложил при переводе денег указывать номер паспорта или ИНН получателя

Росфинмониторинг разработал новую версию проекта, который делает обязательным указание данных получателя при переводах и ограничивает отправления без открытия банковского счета. Полностью требования могут заработать с 2026 года

Росфинмониторинг банковская карта

Росфинмониторинг планирует обязать банки проводить денежные переводы с указанием данных о получателе средств с 1 января 2026 года. Ведомство скорректировало набор информации, которую нужно будет предоставлять при отправлении денег, но не учло основные замечания банков на свой законопроект, следует из новой версии соответствующего документа, которую изучил РБК. Первую версию проекта ведомство опубликовало в начале марта 2023 года.

Текущая редакция антиотмывочного закона требует сопровождать денежный перевод информацией только о плательщике (ФИО, номер счета, ИНН или адрес проживания), информация о получателе там отсутствует. Росфинмониторинг хочет сделать обязательным указание персональных данных и получателя средств при совершении как внутрироссийских, так и трансграничных переводов по картам или счетам. Он предлагает ограничить размер денежных переводов, которые проводятся без открытия банковского счета, суммой 100 тыс. руб. либо аналогичным эквивалентом в иностранной валюте (это изменение должно вступить в силу спустя год после принятия и публикации закона).

Законопроект критиковали банки. Кредитные организации считают, что новые требования могут привести к росту многочисленных теневых способов перевода денежных средств, говорится в предложениях к первой версии законопроекта от Национального совета финансового рынка (есть у РБК). Похожая позиция упоминалась и в письме Ассоциации банков России.

Что предлагает Росфинмониторинг

Что не нравится банкам

В ответах Росфинмониторинга на предложения банков, с которыми также ознакомился РБК (подлинность документа подтвердил представитель НСФР), говорится, что основной целью предлагаемых изменений является «решение проблемы отсутствия у финансовых организаций необходимой и достаточной информации о сторонах операции». Как объясняет Росфинмониторинг, банки не хранят данные получателя и не могут их предоставить по запросу ведомства, что приводит к снижению эффективности как внутренних банковских комплаенс-процедур, так и проводимых Росфинмониторингом финансовых расследований.

Предлагаемые Росфинмониторингом изменения усложнят для клиентов проведение безналичных переводов, что с высокой вероятностью приведет к миграции граждан в наличные расчеты, считает председатель Национального совета финансового рынка (НСФР) Андрей Емелин: «Чем сложнее процедура безналичных операций, тем выше доля наличных в обороте». Также часть транзакций может перетечь из карточных переводов в операции через Систему быстрых платежей, так как для этого сервиса Росфинмониторинг делает исключения, и это противоречит принципам добросовестной конкуренции, отмечает Емелин. Еще одно ожидаемое следствие изменений — увеличение накладных расходов банков, в том числе на настройку систем для проверки данных получателя средств, которые указал плательщик, а также увеличение времени на осуществление перевода из-за проведения сверки данных.

Примерное время чтения: 1 минута

Росфинмониторинг предложил блокировать банковские карты и счета без суда

Росфинмониторинг банковская карта

Москва, 12 октября – АиФ-Москва.

Росфинмониторинг предлагает во внесудебном порядке блокировать счета и банковские карты при подозрении, что их используют для финансирования терроризма и экстремизма или для организации оборота наркотиков. Соответствующий документ размещен на портале проектов правовых актов.

Внесудебный механизм, как говорится в пояснительной записке, правоохранители смогут применять в неотложных случаях, если получена информация, что средства пойдут на организацию мероприятий, которые могут вылиться в массовые беспорядки, погромы и в другие опасные ситуации.

Приостановка проведения операций с картами и счетами, вызвавшими подозрения, будет временной – до 10 рабочих дней, а для продления срока потребуется решение суда.

Внесудебное решение сможет принимать ограниченный круг должностных лиц, включая руководство МВД России, ФСБ, Росфинмониторинга и их территориальных подразделений.

Отметим, о решении по блокировке карт должностные лица должны обязательно в течение 24 часов уведомить Генпрокуратуру РФ, а ведомство сможет либо опротестовать это решение, либо одобрить.

Ранее ЦБ утвердил критерии подозрительных переводов, которые могут использоваться в преступных целях.

Самое интересное в соцсетях

Финансы 

03 июн 2021, 23:38

Росфинмониторинг получит контроль над переводами денег из ряда стран

В Госдуму внесли поправки об обязательном контроле денежных переводов из ряда стран в Россию вне зависимости от суммы. Перечня этих стран пока нет, позже его обещают предоставить банкам

Росфинмониторинг банковская карта

Денежные переводы из ряда стран в Россию могут попасть под обязательный контроль Росфинмониторинга. Соответствующую поправку внес комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции ко второму чтению законопроекта о запрете россиянам участвовать в работе нежелательных НПО за пределами страны. Документ опубликован в электронной базе данных нижней палаты парламента.

Парламентарии предлагают внести изменения в закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Как говорится в тексте поправок, предполагается, что под обязательный контроль попадет перевод денег из определенных стран физическим и юридическим лицам (за исключением кредитной организации), а также иностранным организациям без образования юридического лица. Росфинмониторинг будет контролировать переводы, если они «поступают от плательщика и (или) обслуживающего плательщика банка с территории иностранного государства или административно-территориальной единицы иностранного государства, обладающей самостоятельной правоспособностью».

Перечень таких стран должен утвердить уполномоченный орган. Депутаты предлагают отнести этот список к информации ограниченного доступа, которая будет доводиться до банков в соответствии с порядком, определенным Росфинмониторингом по согласованию с Центробанком. Вступление этой поправки в силу запланировано на 1 октября.

Депутаты также предлагают изменить правила отчетности некоммерческих организаций о получении и расходовании средств. Сейчас обязательному контролю подлежит получение и расходование некоммерческой организацией иностранных средств и другого имущества, если сумма операции равна или превышает 100 тыс. руб. Согласно поправке, контролировать будут все операции по получению или расходованию НКО денег или иного имущества.

Мера не коснется НКО, которые являются государственным органом, государственной компанией, публично-правовой компанией и потребительским кооперативом. Также исключение сделано для государственных (муниципальных) образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного, общего образования, товариществ собственников недвижимости, садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ и объединений работодателей.

В 2019 году в России заработала норма, согласно которой банки должны сообщать в Росфинмониторинг об операциях по снятию наличных с иностранных банковских карт, если страна-эмитент находится в «зоне повышенного внимания».

С января этого года в России вступили в силу поправки, усиливающие контроль за операциями россиян с наличными. Информация об операциях с суммами свыше 600 тыс. руб. должна передаваться в Росфинмониторинг. Раньше сведения о снятии или зачислении наличных на счет организации свыше этой суммы передавались регулятору, только если операция не соответствовала характеру ее хозяйственной деятельности.

Росфинмониторинг намерен обязать банки делиться фото- и видеоматериалами с камер, установленных в отделениях или на банкоматах. Это должно помочь эффективнее бороться с незаконным обналичиванием денег и мошенничеством

Росфинмониторинг банковская карта

Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) заинтересовалась фото- и видеоконтентом, которым располагают банки. Ведомство может получить право запрашивать у финансовых организаций такие материалы для целей противодействия обналичиванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), следует из поправок ко второму чтению законопроекта о внесении изменений в основной «антиотмывочный» закон.

РБК ознакомился с документом. Представитель Росфинмониторинга подтвердил, что служба разработала такие поправки по поручению правительства. «Требование будет касаться лишь имеющихся у финансовых организаций материалов, не обязывая их дополнительно организовать фотосъемку и видеозапись», — уточнил он. Речь идет о фото и видео, сделанных уже после вступления поправок в силу, следует из текста документа.

Как пояснили РБК в Росфинмониторинге, интерес для службы могут представлять материалы с камер, установленных в отделениях банков и на банкоматах или терминалах, которые фиксируют процесс обслуживания клиентов. Такие материалы «помогают установить реального держателя банковской карты, а также местонахождение лиц, находящихся в розыске, что способствует раскрытию преступлений». Согласно поправкам, объем и характер запрашиваемой информации будет определять правительство.

«В целом реализация этого предложения позволит снизить уровень преступности в финансовой сфере, в том числе мошенничества со средствами граждан, а также даст возможность более эффективно изобличать и привлекать к ответственности исполнителей и организаторов указанных преступлений», — отметил представитель ведомства.

«Банк России знаком с этими предложениями. Они требуют дополнительного обсуждения с банковским сообществом», — сообщила пресс-служба ЦБ. РБК направил запрос в крупные банки.

Что могут дать финразведке банки

По данным ЦБ, на 1 сентября в России функционировали 25,7 тыс. отделений кредитных организаций. На 30 июня в стране было установлено 175 тыс. банкоматов.

Банки ведут фото- и видеосъемку, но не для антиотмывочных целей, говорит председатель Национального совета финансового рынка (НСФР) Андрей Емелин. По его словам, обычно запись предусмотрена внутренними процедурами организации по противодействию мошенничеству (антифрод) или правилами офисного обслуживания. Такие данные сейчас предоставляются по решению суда, указывает начальник департамента финансового мониторинга банка «Зенит» Людмила Соколова.

«Нет никакого единого регламента, в каком формате записывать, хранить фото и видео и, главное, сколько дней, нет требований к качеству этих материалов. Сейчас каждый банк решает самостоятельно, исходя из своего подхода к рискам», — отмечает вице-президент Ассоциации банков России (АБР) Алексей Войлуков, добавляя, что у кредитной организации не всегда есть оперативный доступ к таким материалам. «Например, записи с камер банкомата могут храниться на самом устройстве, по истечении времени стираться и перезаписываться. Чтобы их предоставлять, нужно тогда такие материалы выгружать и где-то хранить», — описывает он ситуацию.

«Тинькофф» регулярно передает видео с банкоматов в правоохранительные органы, но этот процесс не автоматизирован, отмечает представитель банка. «Наличие фото и видео положительно повлияет на качество доказательной базы, собираемой Росфинмониторингом для последующей передачи в работу правоохранительным органам (МВД, ФСБ). При этом, на наш взгляд, чтобы эффективно бороться с мошенничеством, важно работать не только с последствиями реализации схемы, но и с первопричиной ее возникновения», — добавил он.

Как Росфинмониторинг сможет применять данные

Сейчас банки обязаны предоставлять фото- и видеоматериалы с камер из отделений или с банкоматов по запросу правоохранителей, если ведется расследование. «Чаще всего на момент, когда правоохранительными органами выявляются преступления, связанные с обналичиванием денежных средств, записи с банкоматов и из отделений банков удалены по причине истечения сроков их хранения на серверах», — говорит адвокат юридической компании «Сотби» Алексей Лежников. Росфинмониторинг в таких делах обычно помогает правоохранителям «закрепить доказательную базу», отмечает он.

«Создаются визуально-графические образы, содержащие в себе описание схемы вывода средств, сведения об их конечных получателях и взаимосвязях всех участников между собой», — описывает юрист. По его словам, сами ответы готовятся долго, но имеют «высокую информативность».

При взаимодействии с правоохранителями в Росфинмониторинг могут поступать фото- и видеоданные для проверки конкретных лиц на причастность к отмыванию преступных доходов или финансированию терроризма, пояснил РБК представитель службы.

Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу дает ведомству право проводить финансовые расследования. Росфинмониторинг может не только отвечать на запросы правоохранителей, но и направлять им информацию, если у службы есть основания считать, что те или иные банковские операции связаны с легализацией преступных доходов или финансированием терроризма. Самостоятельным инициатором уголовного преследования Росфинмониторинг выступает редко, утверждает Лежников.

Сообщение Росфинмониторинга о подозрительных операциях является основанием для возбуждения уголовного дела, замечает юрист адвокатского бюро Asterisk Степан Хантимиров. Он считает, что в случае принятия поправок правоохранительным органам не нужно будет самим изымать фото и видео у банков, а можно будет действовать через Росфинмониторинг.

«Правоохранительные органы смогут быстрее принимать решение о возбуждении уголовного дела или об отказе, оперативнее вести розыск подозреваемых в кражах и мошенничестве», — говорит юрист. По его словам, такой подход может помочь в поиске так называемых дроперов — лиц, которые принимают на свои или чужие счета и карты незаконно выведенные средства и снимают их в интересах преступников за процент.

«В схемах обналичивания по картам, как правило, денежные средства снимаются в банкомате. В этом случае один человек обналичивает денежные средства по ряду карт, открытых на разных лиц, и с помощью видео это можно установить», — объясняет собеседник РБК в крупной кредитной организации.

Информация, которой придется делиться банкам, «позволит эффективнее выявлять незаконные схемы, совместив два метода анализа — аналитический по операциям и визуальный по видео», добавляет Соколова.

«Передача фото и видео в Росфинмониторинг будет полезна при обнаружении сомнительных мошеннических операций, когда один человек может по нескольким документам или их копиям оформлять банковские продукты. Или же операция проводится без предъявления клиентом документа, удостоверяющего личность», — полагает она. Банки смогут предоставлять материалы при их наличии на момент запроса, им нужно дать время на техническую доработку своих систем. По прогнозам Соколовой, банкам потребуется не менее трех рабочих дней для подготовки и передачи материалов в Росфинмониторинг по каждому запросу.

Какие минусы могут быть у нового подхода

«Сомневаюсь, что Росфинмониторинг будет готов принимать от банков такую информацию в любом формате. Наверняка будут какие-то стандарты, а значит, колоссальные затраты на их выполнение лягут на участников рынка», — говорит Войлуков. По его словам, кредитные организации также не понимают, какой объем подобной информации будет запрашивать Росфинмониторинг и как часто.

«Росфинмониторинг предполагает, что предоставлять фото и видео банки должны будут при их наличии. Значит, всем банкам придется прописывать регламенты передачи такой информации между своими подразделениями, соблюдать требования к ее хранению и обработке персональных данных. При этом процедуру не получится автоматизировать, поскольку комплаенсу потребуются только те записи, по которым поступит запрос Росфина. А любая «ручная», нестандартная процедура обходится банкам крайне дорого», — соглашается Емелин. Сотрудники финразведки всегда хотят больше информации, «но надо оценивать ее прикладную полезность», подчеркивает он.

«Более существенной помощью в раскрытии таких преступлений было бы законодательное требование об обязательном хранении сведений сроком два и более месяцев», — считает Лежников.

Анализировать полученные фото и видео можно было бы при наличии полноценной работающей и заполненной образцами Единой биометрической системы (ЕБС), если бы там были слепки почти всех хотя бы трудоспособных жителей России, но в ручном режиме это невозможно, подчеркивает Войлуков. По данным «Коммерсанта», у банков сейчас может быть до 70 млн слепков лица, но стандартам ЕБС соответствуют только 4–5 млн из них. Официально сведения о количестве собранной биометрии не раскрываются.

По данным ЦБ, в первом полугодии 2022 года объемы подозрительных операций в банковском секторе сократились на 9%, но в основном это произошло из-за закрытия каналов незаконного вывода средств за рубеж в условиях санкций и капитальных ограничений. За тот же период объем обналичивания денег через банки увеличился на 10% год к году и достиг 34 млрд руб. 61% подобных операций проводились с участием физлиц.

распечатать Изменения для бухгалтера с 2023 года

В июле 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 14.07.2022 № 331-ФЗ, который повысил сумму сделок, подлежащих обязательному контролю с 600 000  до 1 000 000 рублей. Для сделок с недвижимостью сумма, при которой сделка подпадает под контроль, увеличена до 5 000 000 рублей (ранее 3 млн. руб).

По закону №115-ФЗ о противодействие коррупции банки обязаны проверять подозрительные операции клиентов, блокировать счета, с которых оплачиваются сомнительные сделки и передавать данные в Росфинмониторинг.

Новые пороговые значения по сделкам, которые контролирует Росфинмониторинг

С 14 июля 2022 года на основании Федерального закон от 14.07.2022 № 331-ФЗ, который внес изменения в Закон №115-ФЗ, под контроль Росфинмониторинга подпадают:

Какие сделки контролирует Росфинмониторинг

Под контроль Росфинмониторинга попадают только крупные и нестандартные сделки. Крупная сделка – это сделка, сумма которой более 1 000 000 рублей.

Операции с наличными деньгами

Операции с наличностью Росфинмониторинг будет проверять, если они не соответствуют типу хозяйственной деятельности компании, проводятся слишком часто и в больших суммах, например:

Операции по банковским счетам

Расчетный счет компании контролируется банком. В Росфинмониторинг для проверки банк должен сообщить, если:

Сделки с имуществом

Росфинмониторинг проверят только сделки на крупные суммы. Среди них такие:

Подозрительные, сомнительные и транзитные операции

Операция считается подозрительной или сомнительной, если она носит необычный характер, не соответствующий типу хозяйственной деятельности компании и не имеет экономического смысла.

Самые проверяемые сделки

Перечень самых проверяемых сделок сформировался еще в 2021 году. Это такие:

Росфинмониторинг банковская карта