Приложение N 3
к требованиям к идентификации
клиентов, представителей клиента,
выгодоприобретателей и бенефициарных
владельцев, в том числе с учетом
степени (уровня) риска совершения
В 2021 году бухгалтерские компании по новым правилам должны представлять информацию о подозрительных операциях и сделках. Рассказываем, на кого распространяется эта обязанность, что считать подозрительными операциями и как правильно о них сообщать.
С 23 апреля 2021 года вступают в силу новые правила информирования Росфинмониторинга о подозрительных сделках и операциях (постановление Правительства РФ от 09.04.2021 № 569). Правила распространяются, в том числе, на организации и ИП, которые оказывают бухгалтерские (аудиторские) услуги.
В соответствии с новыми правилами, указанные компании и ИП обязаны сообщать в Росфинмониторинг о подозрениях, что сделки или операции их клиентов могли или могут быть осуществлены в целях отмывания преступных доходов или для финансирования терроризма.
Направить такое сообщение компании должны в течение 3 рабочих дней, следующих за днем выявления подозрительной сделки или финансовой операции (п. 4 постановления Правительства РФ от 09.04.2021 № 569).
При отнесении той или иной сделки/операции к подозрительной бухгалтерские компании должны руководствоваться рекомендациями Росфинмониторинга. При этом они не вправе разглашать факт передачи соответствующих сообщений своим клиентам и любым третьим лицам.
За непредставление сведений о подозрительных сделках для бухгалтерских компаний предусмотрена административная ответственность с довольно солидными штрафами.
Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени
1. С 23.04.2021 года организации и ИП, оказывающие бухгалтерские услуги, нотариусы, адвокаты и аудиторы должны информировать Росфинмониторинг о подозрительных сделках и операциях своих клиентов.
2. Подозрительные – сделки, которые могли или могут быть осуществлены в целях отмывания преступных доходов или для финансирования терроризма.
3. Представлять сведения о подозрительных операциях клиентов должны только сторонние бухгалтерские фирмы и бухгалтеры, осуществляющие предпринимательскую деятельность, работающие на аутсорсинге.
4. Штатные бухгалтеры и юристы, работающие в компании в качестве наемных сотрудников по трудовым договорам, сведения об операциях своих работодателей в Росфинмониторинг не представляют.
5. Непредставление сведений о подозрительных операциях и сделках является основанием для привлечения организаций и ИП, оказывающих бухгалтерские услуги, к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ (штраф до 400 000 рублей).
Глава III. Формирование и направление ФЭС
3.1. Организация, индивидуальный предприниматель, лицо при формировании ФЭС руководствуются рекомендациями, приведенными в описании структур соответствующих ФЭС, утверждаемых Росфинмониторингом.
3.2. Каждому ФЭС, представляемому в Росфинмониторинг, организацией, индивидуальным предпринимателем, лицом присваиваются специальный десятизначный номер сообщения и дата сообщения, которые являются уникальными идентификаторами и могут использоваться при ссылках на сообщения организации, индивидуального предпринимателя, лица, в случаях обнаружения ошибок и получения запросов на представление дополнительной информации.
Номер ФЭС формируется организацией, индивидуальным предпринимателем, лицом по каждому сообщению отдельно в порядке возрастания, в течение одного календарного года представления ФЭС, начиная с номера “YXXX00001”, где:
“Y” – вид ФЭС, присваивается при выборе соответствующего вида ФЭС для представления информации.
Для ФЭС 1-ФМ “Y” = “01”, для ФЭС 2-ФМ “Y” = “02”, для ФЭС 3-ФМ “Y” = “03”, для ФЭС 4-ФМ “Y” = “04”, для ФЭС 5-ФМ “Y” = “05”.
(в ред. Приказа Росфинмониторинга от 09.09.2020 N 214)
(см. текст в предыдущей редакции)
“XXX” – код филиала организации, который присваивается организацией, самостоятельно в случае представления ФЭС филиалом. В ином случае ставится значение “000”.
3.3. При получении ФЭС Росфинмониторинг осуществляет процедуры проверки электронной подписи, включая идентификацию отправителя ФЭС, целостности сообщения, а также форматно-логического контроля.
3.4. Первичное ФЭС должно иметь значение реквизита “Вид сообщения” – “1 – добавление новой записи”.
3.5. По результатам обработки полученного ФЭС Росфинмониторинг формирует и размещает в Личном кабинете Журнал обработки ФЭС, приведенный в приложении N 1 к настоящей Инструкции, и корректно представленное ФЭС считается принятым (присваивается значение “принято”).
(в ред. Приказа Росфинмониторинга от 09.09.2020 N 214)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.6. Представленное организацией, индивидуальным предпринимателем, лицом ФЭС и не принятое Росфинмониторингом считается отвергнутым (присваивается статус “отвергнуто”).
3.7. ФЭС не принимается Росфинмониторингом в случаях:
– некорректного заполнения ФЭС;
– если сообщение не подписано усиленной квалифицированной электронной подписью или электронная подпись недостоверна;
– представления информации в неполном объеме;
– представления организацией, индивидуальным предпринимателем, лицом сообщения на бумажном носителе;
– представления информации по структурам, отличным от структур, утвержденных настоящей Инструкцией, и/или по форматам, отличным от форматов, утвержденных Росфинмониторингом.
3.8. Непринятые (отвергнутые) ФЭС исключаются из дальнейшей обработки, а в Личном кабинете размещается Журнал обработки ФЭС, приведенный в приложении N 1 к настоящей Инструкции, с информацией о невозможности принятия ФЭС с указанием конкретных причин непринятия сообщения.
(в ред. Приказа Росфинмониторинга от 09.09.2020 N 214)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.9. При получении информации о невозможности принятия сообщения организация, индивидуальный предприниматель, лицо принимает меры по устранению причин непринятия ФЭС, исправляет указанные Росфинмониторингом замечания и не позднее трех рабочих дней, следующих за днем размещения в Личном кабинете указанной информации, представляет исправленное сообщение целиком в Росфинмониторинг.
(в ред. Приказа Росфинмониторинга от 09.09.2020 N 214)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.10. Исправленное ФЭС должно иметь значение элемента “Вид сообщения” – “2 – исправление записи”, а в элементах “Номер сообщения” и “Дата сообщения” указываются номер и дата первично представленного ФЭС, а в реквизите “Дата исправления/замены записи” указывается дата представления исправленного/заменяющего сообщения, с обязательным заполнением элемента “Идентификатор сообщения Росфинмониторинга”.
3.11. В случае исправления сообщения, представленного по форме, действовавшей до вступления в силу приказа Росфинмониторинга от 23 апреля 2015 г. N 110 “Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (далее – Приказ), исправленное ФЭС представляется по структурам, установленным настоящей Инструкцией, без обязательного заполнения элементов сообщения, отсутствовавших в ранее действовавших формах.
3.12. В случае, если ФЭС отвергнуто по причине некорректного указания даты сообщения, то элементам “Дата сообщения” и “Дата исправления/замены записи” должны быть присвоены текущие значения, а элементу “Номер сообщения” – номер первично представленного ФЭС.
3.13. В случае, если ФЭС отвергнуто по причине некорректного указания номера сообщения, то исправленному ФЭС присваивается первый неиспользованный номер, а в элементе “Дата сообщения” указывается дата первично представленного ФЭС, а элементу “Дата исправления/замены записи” должно быть присвоено текущее значение.
3.14. ФЭС, в отношении которого организацией, индивидуальным предпринимателем, лицом получен Журнал обработки ФЭС, приведенный в приложении N 1 к настоящей Инструкции, содержащий информацию о невозможности его принятия Росфинмониторингом, и неисправленное сообщение считаются представленными с нарушением порядка, установленного настоящей Инструкцией.
ФЭС, исправленное с нарушением срока, установленного настоящей Инструкцией, считается, соответственно, представленным с нарушением срока.
3.15. Для инициативного внесения изменений и дополнений в ранее представленное и принятое Росфинмониторингом сообщение организация, индивидуальный предприниматель, лицо представляют заменяющее ФЭС целиком, имеющее значение элемента “Вид сообщения” – “3 – запрос замены записи”, с указанием в элементе “Дополнительная информация” вносимых изменений в сообщение с заполнением элемента “Идентификатор сообщения”. При этом в элементах “Номер сообщения” и “Дата сообщения” заменяющего сообщения указываются дата и номер первично представленного ФЭС, а в элементе “Дата исправления/замены записи” указывается дата представления исправленного/заменяющего сообщения.
3.16. Заменяющее сообщение направляется организацией, индивидуальным предпринимателем, лицом в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления фактов (обстоятельств), повлекших (потребовавших) внесение организацией, индивидуальным предпринимателем, лицом изменений в ранее представленную и принятую Росфинмониторингом информацию.
3.17. В случае инициативного внесения изменений в ранее представленное и принятое Росфинмониторингом сообщение, представленное по форме, действовавшей до вступления в силу Приказа, заменяющее сообщение представляется по структурам, установленным настоящей Инструкцией, без обязательного заполнения элементов сообщения, отсутствовавших в ранее действовавших формах.
3.18. Для удаления ранее представленного и принятого Росфинмониторингом ФЭС организация, индивидуальный предприниматель, лицо представляют удаляемое ФЭС целиком, имеющее значение показателя “Вид сообщения” – “4 – удаление записи”, с указанием в показателе “Дополнительные сведения” причин удаления ФЭС. При этом в показателях “Номер записи в ФЭС” и “Дата ФЭС” удаляемого сообщения указываются номер и дата первично представленного ФЭС, а в показателе “Дата исправления/замены записи/удаления записи” указывается дата представления удаляемого сообщения.
(п. 3.18 в ред. Приказа Росфинмониторинга от 09.09.2020 N 214)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.19. Утратил силу. – Приказ Росфинмониторинга от 09.09.2020 N 214.
(см. текст в предыдущей редакции)
(если организация осуществляет постановку на учет впервые)
(проставляется знак “V” от выбранного варианта)
(при изменении сведений, содержащихся в карте постановке на учет)
1. Наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя)
Полное наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя)
Общество с ограниченной ответственностью “Городской Колорит”
Краткое наименование организации
2. Адрес местонахождения организации (адрес регистрации индивидуального предпринимателя)
3. Почтовый адрес организации (индивидуального предпринимателя)
4. ИНН (заполняется при наличии информации)
5. ОГРН (ОГРНИП)
7. Вид(ы) деятельности в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”
(проставляется знак “V” от выбранного варианта, в случае, если организация осуществляет несколько видов деятельности проставляется несколько знаков “V” от выбранного варианта)
оператор по приему платежей
организация, оказывающая посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества
индивидуальный предприниматель, оказывающий посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества
коммерческая организация, заключающая договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов
8. Руководитель организации (индивидуальный предприниматель)
Отчество (заполняется при наличии информации)
Данные документа, удостоверяющего личность руководителя организации (индивидуального предпринимателя)
Вид документа, удостоверяющего личность
ОВД Московского района г. Москвы
ИНН (заполняется при наличии информации)
Наличие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти
(проставляется знак “V” в квадрате “Да” или “Нет” в зависимости от наличия или отсутствия неснятой или непогашенной судимости)
Сведения о документе, подтверждающем прохождение целевого инструктажа руководителем организации (индивидуальным предпринимателем)
(заполняются при наличии информации, в случае отсутствия информации не заполняется и проставляется знак “-“)
Сведения о документе, подтверждающем повышение уровня знаний руководителем организации (индивидуальным предпринимателем)
(заполняются при наличии информации, в случае отсутствия информации не заполняется и проставляется знак “-“)
Вид документа, подтверждающего повышение уровня знаний (свидетельство, сертификат, диплом, аттестат и т.д.)
9. Сведения о бенефициарном(ых) владельце(ах) или мерах по его (их) установлению
(заполняется раздел 9.1 или 9.2)
9.1. Сведения о бенефициарном(ых) владельце(ах)
(в случае, если бенефициарными владельцами выступают несколько физических лиц, то раздел заполняется на каждое физическое лицо, добавляя строки)
Данные документа, удостоверяющего личность бенефициарного(ых) владельца(ах)
Вид документа, удостоверяющего личность
ОВД Советского района г. Москвы
ИНН (заполняется при наличии информации)
Наличие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти
(проставляется знак “V” в квадрате “Да” или “Нет” в зависимости от наличия или отсутствия неснятой или непогашенной судимости)
9.2. Сведения о мерах по установлению бенефициарного(ых) владельца(ев)
(заполняется в случае отсутствия информации для заполнения раздела 9.1)
10. Сведения о специальном должностном лице, ответственном за реализацию правил внутреннего контроля
Данные документа, удостоверяющего личность специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля
Вид документа, удостоверяющего личность
ОВД Московского района г. Москвы
ИНН (заполняется при наличии информации)
Сведения о назначении специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля
Дата внутреннего распорядительного документа
Номер внутреннего распорядительного документа
Наличие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти
(проставляется знак “V” в квадрате “Да” или “Нет” в зависимости от наличия или отсутствия неснятой или непогашенной судимости)
Сведения о соответствии специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, квалификационным требованиям
(заполняется или поле “Высшее образование по специальностям, направлениям подготовки, относящимся к укрупненной группе специальностей, направлений подготовки “Экономика и управление”, или по направлению подготовки “Юриспруденция”
или поле “Опыт работы на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не менее 2-х лет”
Высшее образование по специальностям, направлениям подготовки, относящимся к укрупненной группе специальностей, направлений подготовки “Экономика и управление”, или по направлению подготовки “Юриспруденция”
Сведения об образовании
Наименование образовательной организации
Московский юридический университет
Вид документа, подтверждающего наличие образования
Дата документа, подтверждающего наличие образования
Номер документа, подтверждающего наличие образования
Опыт работы на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не менее 2-х лет
(заполняется или поле “Опыт работы на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не менее 2-х лет”
или поле “Высшее образование по специальностям, направлениям подготовки, относящимся к укрупненной группе специальностей, направлений подготовки “Экономика и управление”, или по направлению подготовки “Юриспруденция”
Сведения о документе, подтверждающем опыт работы на должности(ях), связанной(ых) с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, у специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля
(например, приказ о назначении на должность либо должностной регламент и т.д.), и заполняется при наличии такой информации, если указанные данные отсутствуют, то ставится знак “-“)
Вид документа, подтверждающий исполнение обязанностей
(приказ о назначении на должность, должностной регламент и т.д.) –
Сведения о документе, подтверждающем прохождение целевого инструктажа специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля
Сведения о документе, подтверждающем повышение уровня знаний специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля
(заполняется при наличии такой информации, если указанные данные отсутствуют, проставляется знак “-“)
Вид документа, подтверждающего повышение уровня знаний (свидетельство, сертификат, диплом, аттестат и т.д.)
11. Дата утверждения правил внутреннего контроля
(указывается дата утверждения правил внутреннего контроля на момент подачи карты постановки на учет)
12. Контактная информация
Код города, номер телефона
(заполняется при наличии такой информации, если указанные данные отсутствуют, то ставится знак “-“)
Адрес электронной почты
13. Образец оттиска печати организации (при наличии у индивидуального предпринимателя)
(при наличии печати)
Руководитель организации (индивидуальный предприниматель)
К ЗАПРОСУ В РОСФИНМОНИТОРИНГ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ,
ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ ЗАПРОСА
1. При составлении запросов о предоставлении информации о сделках и финансовых операциях необходимо руководствоваться следующим:
1.1. Запрос должен содержать сведения, дающие основания полагать, что операции (сделки) осуществляются в целях легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества или связаны с ней. В запросе кратко излагаются обстоятельства проверяемого события или расследуемого преступления и иные сведения, с учетом которых Росфинмониторинг мог бы установить и обосновать возможную связь имеющихся данных об операциях (сделках) с расследуемым или проверяемым фактом.
1.2. Запрос должен содержать указание на период времени, в течение которого совершались интересующие операции с денежными средствами или иным имуществом.
1.3. Запрос не должен содержать каких-либо ссылок на сведения, касающиеся оперативно-розыскной деятельности, которые составляют государственную тайну. Вопрос о засекречивании запроса решается в каждом конкретном случае на основании законодательства Российской Федерации и соответствующих нормативных правовых актов.
1.4. Инициаторами запроса могут быть должностные лица, указанные в подпунктах 6.1, 6.3 – 6.6 настоящей Инструкции.
1.5. Если основанием для направления запроса является оперативное сопровождение уголовного дела, запрос должен содержать следующие сведения:
1.5.1. Номер уголовного дела.
1.5.2. Когда, кем и по каким статьям РФ возбуждено (расследуется) уголовное дело.
1.5.3. Краткую фабулу уголовного дела с указанием на то, каким образом могла осуществляться легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества.
1.6. Если основанием для направления запроса является проводимая правоохранительными органами проверка, в запросе следует указывать:
1.6.1. Область экономических отношений, в которой оперируют интересующие объекты.
1.6.2. Предмет преступных посягательств.
1.6.3. Способ совершения предикатных преступлений.
1.7. В случае если основанием для направления запроса является необходимость получения дополнительных сведений по ранее направленному запросу, в нем должны быть указаны дата и исходящий номер ранее направленного запроса.
2. На каждый объект проверки заполняется отдельное приложение “Сведения о физическом лице (ФЛ)” либо “Сведения о юридическом лице (ЮЛ)”.
3. Указываются основные установочные сведения о фигурантах запроса – физических лицах:
3.1. Фамилия, имя, отчество (полностью).
3.2. Дата и место рождения.
3.3. Данные паспорта или иного удостоверяющего личность документа.
3.4. Сведения о гражданстве.
3.5. Адрес регистрации.
4. В каждом из приложений “Сведения о физическом лице (ФЛ)” пункты 1 – 3 обязательны для заполнения.
Один из пунктов 4, 8 и 9 обязателен для заполнения.
Заполнение пунктов 5 – 7 и 11 (при наличии соответствующей информации) рекомендуется в целях более результативного исполнения запроса.
Пункт 10 в обязательном порядке заполняется в случае несовпадения адреса регистрации и адреса фактического места жительства.
В пункте 11 указываются сведения о банковских счетах и движении денежных средств по ним, сведения о реквизитах выданных загранпаспортов, известные адреса связей с контрагентами по бизнесу в Российской Федерации и за рубежом, о том, учредителем каких организаций является физическое лицо, иные сведения, имеющие отношение к осуществляемой преступной деятельности. Все известные установочные данные иностранных физических лиц следует указывать латинскими буквами.
5. Сообщаются основные установочные сведения о фигурантах запроса – юридических лицах:
5.1. Организационно-правовая форма и полное наименование.
5.2. ИНН, ОКПО, основной государственный регистрационный номер (ОГРН).
5.3. Место нахождения в соответствии с учредительными документами (юридический адрес).
6. В каждом из приложений “Сведения о юридическом лице (ЮЛ)” пункты 1 и 5 обязательны для заполнения.
Один из пунктов 2, 4 обязателен для заполнения.
Пункт 6 в обязательном порядке заполняется в случае несовпадения юридического и фактического адресов.
В пункте 7 указываются сведения о банковских счетах и движении денежных средств по ним, информация об учредителях и руководителях организации, адреса связей и партнеров по бизнесу в Российской Федерации и за рубежом, иные сведения, имеющие отношение к осуществляемой преступной деятельности. Наименования иностранных юридических лиц следует указывать латинскими буквами. Заполнение пункта 7 (при наличии соответствующей информации) рекомендуется в целях более результативного исполнения запроса.
7. Дополнительные установочные сведения о фигурантах запроса:
7.1. Для физических лиц:
7.1.2. Реквизиты выданных загранпаспортов.
7.1.3. Место работы, должность.
7.1.4. Данные о наличии в собственности или пользовании объектов недвижимости и/или автотранспортных средств.
7.1.5. Сведения о наличии судимости и/или привлечении к административной ответственности.
7.2. Для юридических лиц:
7.2.1. Данные об учредителях и руководителях.
7.2.2. Дата и место регистрации.
7.2.3. Фактическое место нахождения.
8. Для физических и юридических лиц в запросе при наличии сведений также необходимо указывать:
8.1. Сведения о банковских счетах и движении денежных средств.
8.2. Данные о деловых партнерах на территории Российской Федерации и за рубежом.
9. Запрос заполняется печатными буквами. Даты в запросе указываются в формате: два первых знака – число, два следующих знака – месяц, четыре последних знака – год.
10. Все реквизиты и пункты титульного листа запроса обязательны для заполнения.
11. При заполнении реквизита запроса “Направляется в” в зависимости от уровня взаимодействия указывается соответствующее структурное подразделение или территориальный орган Росфинмониторинга.
12. В пункте 3 отмечается одно из следующих оснований для направления запроса:
12.1. Расследование уголовного дела.
12.2. Проверочные мероприятия (заполняется в случае нахождения в производстве материалов проверки сообщения о преступлении, подборки оперативных материалов, дела оперативного учета).
12.3. Необходимость уточнения или дополнения ранее направленного запроса.
13. В пункте 4 сообщаются сведения о причастности либо о возможной причастности проверяемых лиц к совершению преступления, а также предполагаемый механизм легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества.
14. В пункте 5 отражается период времени, в течение которого предположительно совершались противоправные действия.
15. При заполнении реквизита запроса “Приложение” указываются наименование каждого приложения, регистрационный номер, общее количество прилагаемых листов и гриф секретности.
Приложение N 2
к Инструкции по организации
в сфере противодействия легализации
(отмыванию) денежных средств
или иного имущества, полученных
преступным путем, утвержденной
приказом Генеральной прокуратуры
Росфинмониторинга, МВД России,
ФСБ России, ФТС России,
от 21.08.2018 N 511/244/541/433/1313/80
Запрос в Росфинмониторинг о предоставлении информации
Направляется в ____________________________________________________________
(структурное подразделение, территориальный орган
Объекты проверки __________________________________________________________
(краткое наименование организации, фамилия и инициалы лица)
Всего _______ юридических лиц (ЮЛ) ___________, физических лиц (ФЛ)
1. Цель проверки: получение сведений об осуществлении объектами
проверки финансовых операций (сделок), связанных с легализацией
(отмыванием) доходов, полученных преступным путем
2. Инициатор запроса __________________________________________________
(структурное подразделение, территориальный орган)
3. Основания для направления запроса:
3.1. Расследование уголовного дела
Статьи РФ, по которым возбуждено уголовное дело ________________________
Наименование органа, осуществляющего предварительное расследование ________
3.2. Проверочные мероприятия
(x – в случае проведения проверочных мероприятий)
3.3. Необходимость уточнения или дополнения ранее направленного
Исходящий номер запроса
4. Описание характера противоправной деятельности проверяемых
Сведения о возможной легализации (отмывании) преступных доходов
5. Период времени, в течение которого предположительно совершались
противоправные действия: с ________________ по ________________
Всего на __________ л.
Начальник _________________ _____________ _______________________________
(должность) (подпись) (Ф.И.О.)
Рег. N _________________ от __ ___________ 20__ г.
Для служебного пользования
Сведения о физическом лице (ФЛ)
11. Дополнительные сведения о физическом лице _____________________________
Рег. N _________________ от __ ___________ 20__ г.
Для служебного пользования
Сведения о юридическом лице (ЮЛ)
1. Организационно-правовая форма и полное наименование организации
7. Дополнительные сведения о юридическом лице
Рег. N _________________ от __ ___________ 20__ г.
Приложение N 3
к Инструкции по организации
в сфере противодействия легализации
(отмыванию) денежных средств
или иного имущества, полученных
преступным путем, утвержденной
приказом Генеральной прокуратуры
Росфинмониторинга, МВД России,
ФСБ России, ФТС России,
от 21.08.2018 N 511/244/541/433/1313/80
(структурное подразделение, территориальный
по результатам использования правоохранительными органами
информации и материалов Росфинмониторинга
Материалы в отношении ____________________________________________________,
(краткое наименование организации, фамилия
и инициалы лица)
(структурное подразделение, территориальный орган
(рег. N ___________ от __ ____________ 20__ г.)
11. Дополнительная информация _____________________________________________
Начальник _________________ _____________ _______________________________
(должность) (подпись) (фамилия и инициалы)
рег. N _________________ от __ ___________ 20__ г.
(фамилия и инициалы)
Помощь в получении допусков на следующие виды деятельности:
- лизинговая деятельность;
- прием платежей от физических лиц;
- посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
- факторинговая деятельность.
Стоимость от 5000 р.
Карта постановки на учет подготовлена на основании следующих нормативных правовых актов:
- Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
- Положение о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утв. постановлением Правительства РФ от 27.01.2014 № 58.
- Административный регламент предоставления Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной услуги по ведению учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утв. приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 11.02.2019 №33.
Бланк карты постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу
Кто подлежит постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу?
Постановке на учет подлежат: лизинговые компании; операторы по приему платежей; организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов (пункт 2 Положения №58).
При постановке на учет Росфинмониторинг предоставляет доступ к Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму и Перечню лиц, причастных к финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее – Перечни), который осуществляется с помощью Личных кабинетов на портале Росфинмониторинга. Таким образом, у субъекта Федерального закона № 115-ФЗ, не состоящего на учете в Росфинмониторинге, отсутствует возможность выявления операций, подлежащих обязательному контролю, а также направления информации о результатах проверки своих клиентов, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
Срок постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы?
Постановка на учет в Росфинмониторинг должна осуществляться в течение 30 календарных дней с даты государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица, или внесения изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг (пункт 3 Положения №58).
Резюмируя вышесказанное карта постановки на учет направляется заявителем в течение 30 календарных дней:
- с даты государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
- с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
- с даты внесения изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;
- но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг (пункт 17 Административного регламента №33).
Осуществление постановки на учет в уполномоченном органе, является одним из элементов внутреннего контроля в деятельности компаний, поднадзорных Федеральной службе по финансовому мониторингу, поскольку позволяет осуществлять последующий внутренний контроль в части обязательной идентификации своих клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев с Перечнем в Личном кабинете.
Доступ к личному кабинету для организаций поднадзорных Росфинмониторингу предоставляется Росфинмониторингом автоматически при осуществлении постановки на учет, поскольку учетный номер, присваиваемый при постановке на учет, является паролем к Личному кабинету. Таким образом, процедура постановки на учет неразрывно связана с получением доступа к личному кабинету на портале Росфинмониторинга для поднадзорных организаций.
В каком территориальном органе Федеральной службы по финансовому мониторингу нужно встать на учет?
Организация направляет (представляет) КПУ в территориальный орган Росфинмониторинга по месту государственной регистрации юридического лица.
Индивидуальный предприниматель направляет (представляет) КПУ в территориальный орган Росфинмониторинга по месту жительства.
Территориальные органы Федеральной службы по финансовому мониторингу, которые принимают КПУ:
- Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному федеральному округу;
- Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу;
- Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу;
- Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу;
- Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу;
- Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому федеральному округу;
- Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Дальневосточному федеральному округу;
- Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Кавказскому федеральному округу;
- Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю.
Срок предоставления уведомления о постановке на учет?
Срок постановки на учет не должен превышать 15 календарных дней со дня получения территориальным органом Росфинмониторинга карты постановки на учет.
В случае, если срок принятия решения о постановке на учет или снятии с учета приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то днем окончания срока принятия решения о постановке на учет считается предшествующий ему рабочий день
Датой получения КПУ является день ее вручения заявителем уполномоченному должностному лицу территориального органа Росфинмониторинга либо день поступления в территориальный орган Росфинмониторинга заказного почтового отправления с уведомлением о вручении или документов в электронной форме, направленных с использованием Единого портала (п. 14 Административного регламента №33).
Вправе ли Росфинмониторинг отказать в постановке на учет?
Территориальный орган Федеральной службы по финансовому мониторингу вправе отказать в постановке на учет в следующих случаях:
- представления карты, оформленной ненадлежащим образом (не по соответствующей форме, утвержденной Федеральной службой по финансовому мониторингу), либо наличия в ней недостоверной информации на основании информации Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
- представления карты в территориальный орган не по месту государственной регистрации организации или месту жительства индивидуального предпринимателя;
- представления карты организацией или индивидуальным предпринимателем, в сфере деятельности которых имеются соответствующие надзорные органы. (п. 8 Положения №58).
Нужно ли представлять уточненную КПУ в случае изменения юридического адреса, адреса регистрации ИП, смены паспортных данных руководителя организации, смены специального должностного лица, смены бенефициарных владельцев и т.д. и т.п.
При изменении сведений, содержащихся в карте, организация или индивидуальный предприниматель в течение 10 календарных дней обязана представить в территориальный орган Росфинмониторинга карту, содержащую новые сведения (п. 11 Положения №58).
Как заполнить карту специального учета?
При заполнении поля “Вид карты” карты постановки на учет проставляется знак “V” в квадрате, расположенном справа от выбранного варианта: “Первичная” или “Измененная”.
В случае, если организация (индивидуальный предприниматель) осуществляет постановку на учет впервые, то проставляется знак “V” в квадрате “Первичная” карты постановки на учет, а при изменении сведений, содержащихся в карте постановке на учет, проставляется знак “V” в квадрате “Измененная”.
При заполнении карты постановки на учет индивидуальным предпринимателем не требуется заполнение пункта 6.
При заполнении пунктов 1, 8, 9, 10 карты постановки на учет поле “Отчество” заполняется при наличии.
При заполнении пункта 7 карты постановки на учет в поле “Вид(ы) деятельности в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” проставляется знак “V” в квадрате, расположенном справа от выбранного варианта. В случае, если организация (индивидуальный предприниматель) осуществляет несколько видов деятельности проставляется несколько знаков “V” от выбранного варианта.
При заполнении пункта 8 карты постановки на учет поля “Сведения о документе, подтверждающем прохождение целевого инструктажа руководителем организации (индивидуальным предпринимателем)” и “Сведения о документе, подтверждающем повышение уровня знаний руководителем организации (индивидуальным предпринимателем)” заполняются при наличии информации, в случае отсутствия информации не заполняются и проставляется знак “-“.
При заполнении пунктов 8, 9, 10 карты постановки на учет поле “ИНН” заполняется при наличии такой информации. Если указанные данные отсутствуют, то ставится знак “-“.
При заполнении пунктов 8, 10 карты постановки на учет раздел “Наличие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти” проставляется знак “V” в квадрате “Да” или “Нет” в зависимости от наличия или отсутствия неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти.
В поле “Вид документа, подтверждающего повышение уровня знаний” пункта 8 карты постановки на учет указывается документ, подтверждающий повышение уровня знаний руководителя организации (индивидуального предпринимателя) – свидетельство, сертификат, диплом, аттестат и т.д.
При заполнении пункта 9 “Сведения о бенефициарном(ых) владельце(ах) или мерах по его (их) установлению” карты постановки на учет заполняется либо раздел 9.1 “Сведения о бенефициарном(ых) владельце(ах)” либо раздел 9.2 “Сведения о мерах по установлению бенефициарного(ых) владельца(ев)”. В случае, если бенефициарными владельцами выступают несколько физических лиц, то раздел 9.1 “Сведения о бенефициарном(ых) владельце(ах)” заполняется на каждое физическое лицо.
При заполнении пункта 9 карты постановки на учет раздел “Наличие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти” заполняется при наличии такой информации, если указанные данные отсутствуют, проставляется знак “-“.
При заполнении пункта 10 карты постановки на учет индивидуальным предпринимателем не требуется заполнение разделов “Сведения об образовании” и “Сведения о документе, подтверждающем опыт работы на должности(ях), связанной(ых) с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, у специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля”.
В разделе “Сведения о соответствии специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, квалификационным требованиям” пункта 10 карты постановки на учет заполняется или поле “Высшее образование по специальностям, направлениям подготовки, относящимся к укрупненной группе специальностей, направлений подготовки “Экономика и управление”, или по направлению подготовки “Юриспруденция” или поле “Опыт работы на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не менее 2-х лет”.
Раздел “Сведения о документе, подтверждающем повышение уровня знаний специальным должностным лицом, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля” заполняется при наличии такой информации. Если указанные данные отсутствуют, проставляется знак “-“.
В разделе “Сведения о документе, подтверждающем опыт работы на должности(ях), связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма у специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля” пункта 10 карты постановки на учет указывается документ, подтверждающий исполнение обязанностей в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (например, приказ о назначении на должность, должностной регламент и т.д.), и заполняется при наличии такой информации.
Если указанные данные отсутствуют, то ставится знак “-“.
Раздел “Сведения о документе, подтверждающем повышение уровня знаний специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля” заполняется при наличии такой информации. Если указанные данные отсутствуют, проставляется знак “-“.
В пункте 11 “Дата утверждения правил внутреннего контроля” указывается дата утверждения правил внутреннего контроля на момент подачи карты постановки на учет.
В пункте 12 в разделе “Факс” и “Адрес электронной почты” указывается информация при ее наличии. Если указанные данные отсутствуют, то ставится знак “-“. В случае направления карты постановки на учет в электронной форме раздел “Адрес электронной почты” пункта 12 является обязательным для заполнения.
При заполнении карты постановки на учет пункт 13 заполняется при наличии печати. В случае направления карты постановки на учет в электронной форме пункт 13 карты постановки на учет не заполняется.
СВЕДЕНИЯ, ВКЛЮЧАЕМЫЕ В АНКЕТУ КЛИЕНТА
Список изменяющих документов
(в ред. Приказа Росфинмониторинга от 29.12.2022 N 355)
1. Сведения, предусмотренные приложением N 1 и приложением N 2 к требованиям к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения подозрительных операций.
2. Результаты проверки наличия или отсутствия в отношении клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца сведений:
а) в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
б) в перечнях организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями и террористами или с распространением оружия массового уничтожения, составляемых Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН;
в) в решениях о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества, вынесенных межведомственной комиссией по противодействию финансированию терроризма.
(п. 2 в ред. Приказа Росфинмониторинга от 29.12.2022 N 355)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Сведения о принадлежности клиента (регистрация, место жительства, место нахождения, наличие счета в банке) к государству (территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
Сведения, указанные в настоящем пункте, не включаются в анкету лицами, указанными в статье 7.1 Федерального закона.
4. Сведения о принадлежности клиента к:
а) юридическим лицам, прямо или косвенно находящимся в собственности или под контролем организации или физического лица, в отношении которых подлежат применению меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 и абзацем первым пункта 2 статьи 7.5 Федерального закона;
(в ред. Приказа Росфинмониторинга от 29.12.2022 N 355)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) физическим или юридическим лицам, действующим от имени или по указанию организации или физического лица, в отношении которых подлежат применению меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 и абзацем первым пункта 2 статьи 7.5 Федерального закона;
(в ред. Приказа Росфинмониторинга от 29.12.2022 N 355)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) физическим или юридическим лицам, чьи операции с денежными средствами или иным имуществом приостановлены по решению суда в соответствии с частью четвертой статьи 8 Федерального закона.
Сведения, указанные в настоящем пункте, не включаются в анкету лицами, указанными в статье 7.1 Федерального закона.
5. Сведения о степени (уровне) риска совершения клиентом подозрительных операций, включая обоснование оценки.
6. Дата начала отношений с клиентом, а также дата прекращения отношений с клиентом.
7. Дата оформления анкеты, даты обновлений анкеты (досье) клиента.
8. Фамилия, имя, отчество (при наличии), должность работника, принявшего решение о приеме клиента на обслуживание, а также работника, заполнившего (обновившего) анкету клиента.
9. Подпись уполномоченного работника в случае ведения анкеты на бумажном носителе.
10. Иные сведения, необходимые для реализации требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения подозрительных операций.
Штрафы за непредставление сведений в Росфинмониторинг
Непредставление сведений о подозрительных операциях и сделках является основанием для привлечения организаций и ИП, оказывающих бухгалтерские услуги, к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.
Согласно данной норме, совершение подобного правонарушения влечет наложение административного штрафа в размере:
- от 30 000 до 50 000 рублей – для ИП и должностных лиц бухгалтерских/аудиторских организаций;
- от 200 000 до 400 000 рублей – для бухгалтерских организаций.
Кроме того, бухгалтерской фирме это же самое нарушение может грозить административным приостановлением деятельности на срок до 60 суток.
Если непредставление сведений повлечет легализацию преступных доходов или финансирование терроризма, то действия организаций и ИП, оказывающих бухгалтерские услуги, будут квалифицироваться по ч. 4 ст. 15.27 КоАП РФ. Данная норма предусматривает следующие санкции:
- наложение административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификация на срок от одного года до трех лет – для ИП и должностных лиц организаций;
- наложение административного штрафа в размере от 500 000 до 1 млн рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток – для организаций.
Направление сведений в Росфинмониторинг в электронной форме
По общему правилу, сообщать о подозрительных сделках клиентов организации и ИП должны в электронной форме через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга. Направляемое электронное сообщение подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.
Электронное сообщение о подозрительной сделке должно включать в себя (п. 6 постановления Правительства РФ от 09.04.2021 № 569):
- сведения о клиенте/его законном представителе, выгодоприобретателе и бенефициарнос владельце, которые фигурируют в сделке;
- вид операции/сделки и основания ее совершения;
- дата совершения операции/сделки и сумма, на которую она совершена;
- обстоятельства, послужившие основанием полагать, что спорная операция осуществляется или может быть осуществлена в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Наряду с направлением электронных сообщений через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга допускается возможность их направления через информационные системы, используемые для предоставления государственных и муниципальных услуг.
Кроме того, за организациями и ИП, оказывающими бухгалтерские и юридические услуги, сохраняется право направить вышеуказанные сведения на физическом носителе.
Направление сведений в Росфинмониторинг на физическом носителе
Сведения о подозрительных сделках можно представить в Росфинмониторинг на оптическом или цифровом носителе информации (диски, флешки и т.д.), содержащем соответствующее электронное сообщение (п. 8 постановления Правительства РФ от 09.04.2021 № 569).
Это разрешается в случаях, когда у бухгалтерской фирмы временно отсутствует возможность направлять электронные сообщения о подозрительных операциях через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга. Например, по техническим причинам, или когда сервис ведомства недоступен.
Если сообщение передается на диске или флешке, то к ним в обязательном порядке нужно приложить сопроводительное письмо на бумажном носителе. Письмо подписывает руководитель бухгалтерской компании или бухгалтер, осуществляющий предпринимательскую деятельность.
В сообщении, представляемом на физическом носителе, указываются сведения, приведенные в п. 6 постановления Правительства РФ от 09.04.2021 № 569. Сопроводительное письмо на бумажном носителе вместе с оптическим или цифровым носителем информации представляется в Росфинмониторинг непосредственно или заказным письмом с уведомлением о вручении.
После устранения технических неисправностей, препятствующих направлению электронного сообщения через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга, бухгалтерская компания должна будет опять перейти на представление сведений в электронной форме.
Какие сделки Росфинмониторинг считает подозрительными
В целях выявления подозрительных операций бухгалтерские фирмы должны руководствоваться критериями и признаками необычных сделок, утвержденными приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103.
В частности, к подозрительным относятся:
- сделки, не имеющие очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
- сделки, не соответствующие уставным целям клиента;
- операции, при совершении которых клиент отказывается предоставлять документы, которые необходимы для выполнения требований законодательства в сфере противодействия легализации преступных доходов;
- операции, в которых используются нестандартные или необычно сложные схемы проведения расчетов, отличающиеся от обычной практики;
- существенное отклонение суммы сделки относительно действующих рыночных цен, в том числе по настоянию клиента;
- неоправданно поспешно совершаемые операции;
- сделки, объектом которых являются предметы искусства;
- немотивированное требование клиента о расторжении договора и/или возврате уплаченных клиентом денежных средств до фактического осуществления операции;
- операции по получению или предоставлению кому-либо безвозмездной финансовой помощи;
- совершение операции в интересах клиента, период деятельности которого с момента государственной регистрации не превышает 3 месяцев;
- сделки с юридическим лицом или ИП, период деятельности которых с даты государственной регистрации составляет менее 1 года;
- многократное внесение учредителями (руководителями) денежных средств для пополнения оборотных средств организации;
- осуществление расчетов между сторонами сделки с использованием расчетных счетов третьих лиц и т.д.
Выявив любую из вышеуказанных сделок/операций, бухгалтерская компания должна не позднее 3 последующих рабочих дней сообщить о такой сделке или операции в Росфинмониторинг.
Кто обязан сообщать о подозрительных операциях
Уведомлять Росфинмониторинг о совершении их клиентами подозрительных операций обязаны (п. 1 ст. 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»):
- организации и ИП, оказывающие бухгалтерские услуги;
- адвокаты;
- нотариусы;
- организации и ИП, оказывающие юридические услуги;
- аудиторские компании;
- индивидуальные аудиторы.
При этом исполнять данную обязанность все вышеуказанные субъекты должны не во всех случаях, а только когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:
- сделки с недвижимым имуществом;
- управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
- управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
- привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
- создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.
Представлять сведения о подозрительных операциях клиентов должны только сторонние бухгалтерские фирмы и бухгалтеры, осуществляющие предпринимательскую деятельность, работающие на аутсорсинге. Штатные бухгалтеры и юристы, работающие в компании в качестве наемных сотрудников по трудовым договорам, сведения об операциях своих работодателей в Росфинмониторинг не представляют.