Росфинмониторинг как инструмент для проверки и отчетности

Росфинмониторинг как инструмент для проверки и отчетности

Росфинмониторинг, наконец, подробно рассказал, кто и зачем должен регистрироваться в личном кабинете на его сайте.

Что такое Росфинмониторинг и для чего он нужен?

Росфинмониторинг как инструмент для проверки и отчетности

Государству нужно контролировать работу бизнеса – в том числе и для того, чтобы определять сделки по легализации, или отмыванию, преступных доходов. И для этой работы был создан специальный орган – Росфинмониторинг, в числе функций которого не только контроль над «чистотой» денежных потоков, но и ведение специальных черных списков предпринимателей. Для чего все это нужно – мы рассказываем в статье.

Что такое чёрные списки мониторинга?

Обязанностью Росфинмониторинга является ведение черного списка лиц подозреваемых в экстремизме и террористических действиях. Список представлен из двух частей, в котором представлено более восьми тысяч компаний и частных лиц.

К первой части относятся лица и организации, попавшие в международный террористический список, вторая часть – это лица и организации, ведущие свою деятельность исключительно на территории РФ. Этот список лиц в обязательном порядке предоставляется банкам и организациям, занимающимся финансовыми операциями и сделками с недвижимостью, чтобы они избегали операций по отмыванию денег.

Согласно статьям КоАП РФ, попасть в черный список можно за такие действия:

Как видим, государство ответственно подходит к вопросу выявления и пресечения любых деяний, направленных на легализацию доходов и пособничество терроризму и экстремизму.

Причем попасть в черный список можно даже за футболку, на которой будет нарисована противозаконная символика или лозунг, о котором носящий ее человек даже не догадывался.

Структура и цели финансового мониторинга

Как известно, государство старается контролировать работу бизнеса для того, чтобы выявлять сомнительные сделки и подозрительные операции, целью которых является отмывание денежных средств, полученных преступным путем и финансирование незаконной и террористической деятельности.

Вместе с тем идет борьба по применению и реализации таких схем, как:

На государственном уровне эти задачи решает специальная служба — Росфинмониторинг (РФМ). По ее прототипу в каждом коммерческом банке созданы отделы финансового мониторинга. Их первоочередной функцией является контроль за всеми финансовыми потоками клиентов для выявления среди них подозрительных и сомнительных операций. Финмониторинг кредитных организаций отвечает на запросы Росфинмониторинга.

жестко контролировать операции своих клиентов. ЦБ строго следит за работой всех банков. В случае если ЦБ увидит, что по счету кредитной организации клиент осуществляет сомнительную операцию, а финмониторинг оперативно не выявляет и не препятствует выполнению данной сделки, то банк несет большие риски. Он практически становится соучастником сомнительных действий, и за грубые нарушения может потерять лицензию.

Росфинмониторинг как инструмент для проверки и отчетности

Полное наименование:Федеральная служба по финансовому мониторингу

Федеральная служба по финансовому мониторингу Российской Федерации (сокращенно Росфинмониторинг) была создана в 2004 году на базе упраздненного Комитета по финансовому мониторингу. Основной задачей вновь образованной службы стало ужесточение государственной политики в области оборота (отмывания) денежных средств, полученных преступным путем.

Официальный сайт — https://www.fedsfm.ru

Телефон: (495) 627-33-97 (дежурная служба)

Телефон доверия: (495) 627-32-43 (по противодействию коррупции, нарушениям требований к служебному поведению федеральных государственных служащих Росфинмониторинга, недопущению конфликта интересов)

Краткие сведения

Чиханчин Юрий Анатольевич

Директор Федеральной службы по финансовому мониторингу.

Функции и полномочия службы

Росфинмониторинг — это головное отделение финансовой разведки России, выступающее от имени Российского государства на международной арене и сотрудничающее с рядом иностранных организаций по противодействию отмыванию денег, спонсированию терроризма и распространению оружия массового поражения.

Соответственно, основными направлениями деятельности Росфинмониторинга являются:

Во исполнение поставленных задач Росфинмониторинг использует следующий правовой инструментарий:

Структура службы

В соответствии с положениями Указа № 21 Президента РФ от 21 января 2020 года «О структуре Федеральных органов исполнительной власти» руководство Росфинмониторинга осуществляется непосредственно президентом Российской Федерации.

В структуру Росфинмониторинга входят:

Органы Росфинмониторинга на местах представлены окружными управлениями Северо-Западного, Уральского, Приволжского, Дальневосточного, Сибирского, Центрального, Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, а также управлениями по Республике Крым и городу Севастополю.

Проверки Росфинмониторинга

Расскажем немного о последних делах в работе РФН и о том, почему бдительность в работе может уберечь вас от подозрений со стороны этих контролеров.

Росфинмониторинг как инструмент для проверки и отчетности

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Какие полномочия у РФН

Узнать о них можно в Положении о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденным Указом Президента от 13.06.2012 № 808.

Если очень коротко, то основные полномочия Росфинмониторинга можно свести к таким:

Исходя из всего перечисленного, один из самых «лакомых» кусков для РФН – теневые финансовые площадки и незаконные сделки. Словом, все, что прямо нарушает 115-ФЗ.

Не работайте в теневых площадках

Буквально недавно СМИ переполошила новость об отчете главы РФН президенту: тот рассказал о шести больших теневых площадках, которые удалось ликвидировать. Как сообщил Юрий Чиханчин, 4,5 миллиарда рублей ущерба в результате удалось вернуть. Главных момента, на которых тут стоит обратить внимание, два.

Первый: РФН ведет такую работу постоянно, и речь идет, как правило, о так называемых «прачечных» – организациях, которые действуют категорически незаконно и помогают проводить деньги «мимо кассы» государства. О «прачечных» уже давно перестали говорить как о повальном тренде, но здесь все, на самом деле, не так уж сложно: вы и так отлично знаете, чем может быть чревато работать с однодневками, компаниями-пустышками и просто сомнительными организациями. Проверяйте контрагентов – и будет вам счастье, как говорится.

Второй момент (также не новость, но важно): РФН возбуждает уголовные дела. То есть, не он сам, конечно – с участием МВД, ФНС и многих других контролирующих структур. Но отмывание денег – это, в общем-то, уголовное преступление. Наказание за него прописано в УК РФ (это статья 174 и 174.1). Есть как миллионные штрафы, так и реальные сроки. Оно вам надо?

Одно из самых знаменитых дел последнего времени – история блогеров Чекалиных, которых будут судить за отмывание почти 130 млн рублей.

Аккуратнее со 115-ФЗ. Особенно самозанятые

Вообще-то, 115-фз – это больше «банковский» закон, то есть предназначен он прежде всего для финансовых организаций, чтобы они знали, как предупреждать разного рода сомнительные операции. Но соблюдать его должны все, кто к таким операциям имеет отношение. И порой РФН по этому поводу делает неожиданные выводы.

Не так давно РФН обязал соблюдать 115-ФЗ самозанятых бухгалтеров (письмо Росфинмониторинга от 26.10.2022 № 07-03-05/23303).

Суть там такая: если бухгалтер – это физлицо на НПД, он так же, как его коллеги-ИП, попадает под нормы закона № 115-ФЗ. Загвоздка в том, что самозанятые бухгалтеры проводили различия между предпринимательской и профессиональной деятельностью (именно последняя прописана в 422-ФЗ). А вот РФН эти два понятия отождествляет. Отсюда и вывод.

Некоторые коллеги считают, что исходя из письма и памяток РФН, попадают под 115-ФЗ все же не все бухгалтеры. А только такие, кто от имени или по поручению своего клиента проводит определенные операции с деньгами или иным имуществом.

В общем, на эту тему мы писали подробный разбор: он все еще не теряет своей актуальности.

Какие еще схемы раскрывает РФН

Из последних новостей – громкая история мошенничества с «Пушкинскими картами»: участники схемы составляли поддельные списки людей, которые якобы имеют право на льготное посещение театров, музеев и культурных мероприятий. На таких поддельных льготах они заработали 100 млн рублей.

Еще один скандал – отмыв денег через драгметаллы. Там пока затишье перед бурей: РФН нашел признаки сомнительных сделок с золотом и серебром, но банки просят предупреждать риски, более пристально за всем следить.

Схем разного рода – десятки и сотни, каждый день какая-то новая сомнительная сделка попадает в «коллекцию» РФН. Ваша главная задача – соблюдать 115-ФЗ и в эту коллекцию не попасть. Для этого попробуйте выстроить грамотную работу с банками.

О том, как сейчас лучше это делать, мы писали в этой статье.

Финмониторинг представляет собой проверку компаний государственными органами. Предметом мониторинга является экономическая деятельность: финансовые потоки, осуществление той или иной операции. Цель проверки – предупреждение отмывания доходов, полученных незаконным путем. Мониторинг также помогает пресечь финансирование террористических группировок. Проверками занимается соответствующая структура – Росфинмониторинг.

Функции Росфинмониторинга

На Росфинмониторинг возложены эти функции:

Также Росфинмониторинг в некоторых случаях может осуществлять прочие функции.

Росфинмониторинг наделен следующими полномочиями:

Также Росфинмониторинг обладает другими правами, которые оговорены в нормативных актах РФ.

В отношении кого осуществляется финмониторинг

Как правило, мониторинг проводится в отношении компаний, осуществляющих операции с денежными средствами и материальными объектами. В частности, это могут быть следующие ЮЛ:

Мониторинг осуществляется и в отношении ИП. В частности, проверяться могут страховые брокеры, посредники, специализирующиеся на купле-продаже недвижимости. Мониторингу подлежат ИП, занимающиеся скупкой и реализацией драгметаллов. Проверка осуществляется в отношении нотариусов, юристов, занимающихся следующей деятельностью:

Мониторинг в отношении этих лиц осуществляется на основании ФЗ №115 от 7 августа 2001 года.

Основания для осуществления мониторинга

Рассмотрим поводы для назначения проверки Росфинмониторингом:

Часто рассмотренные признаки свидетельствуют о легализации средств, полученных незаконным путем.

Процесс проведения финмониторинга

Основание для осуществления мониторинга – приказ, в котором есть подпись руководителя Росфинмониторинга. Проводить проверку может только лицо, данные которого содержатся в приказе. Специалист также должен предъявить служебное удостоверение. Росфинмониторинг осуществляет два типа проверок:

После мониторинга нужно составить акт. Оформляется он в двух экземплярах. На документе ставится подпись лица, осуществляющего проверку. Бумагу нужно вручить руководителю фирмы в течение 3 дней после завершения мониторинга. Акт можно направить почтой или вручить лично.

ВАЖНО! Ранее число проводимых проверок было ограничено. Мониторинг можно было осуществлять раз в год. Однако сейчас эта норма отменена, то есть проверки могут выполняться несколько раз в год.

Какие операции проверяет Росфинмониторинг

Государственные структуры осуществляют проверку следующих операций:

Проверяться могут все операции, которые прописаны в Законе о легализации.

Ответственность за выявленные правонарушения

Если в ходе мониторинга будет обнаружено отмывание доходов, возможна уголовная ответственность. Сделки с операциями со средствами, добытыми незаконным путем, предполагают наложение штрафа в размере до 120 тысяч рублей. Штраф также может вычитаться из дохода или зарплаты виновного лица. Взимается он на протяжении года на основании части 1 статьи 174 УК РФ. При противоправных деяниях в крупных размерах могут последовать следующие наказания:

Степень ответственности определяется в зависимости от масштабов противоправного деяния.

Можно ли отменить штраф, назначенный Росфинмониторингом?

Штраф может быть наложен ошибочно. К примеру, компания забыла направить информацию о сделке в Росфинмониторинг. Если назначен штраф, нужно обратиться в суд. Для суда нужно обязательно подготовить аргументы в защиту своей позиции. К примеру, аргументом может быть незначительность правонарушения, совершение его впервые. Для подготовки аргументов имеет смысл изучить судебную практику и проанализировать, в отношении каких дел выносится положительный вердикт.

Регистраторы

Относится ли деятельность организации по оказанию услуг по регистрации юрлиц к операциям, указанным в пункте 1 статьи 7.1 закона № 115-ФЗ? Необходимо ли им подключиться к Личному кабинету на сайте Росфинмониторинга? Да, сообщается в письме.

Согласно положениям статьи 7.1 закона № 115-ФЗ отдельные требования законодательства в сфере ПОД/ФТ распространяются, в том числе, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юруслуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента сделки по созданию организаций, обеспечению их деятельности или управлению ими, а также по купле-продаже организаций.

Согласно положениям ГК, юрлица и ИП приобретают правоспособность (считаются созданными) после внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Учитывая изложенное, деятельность по оказанию услуг по госрегистрации юрлиц (ИП) относится к деятельности лиц, указанных в статье 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ.

В случае, если лицо осуществляет указанную деятельность, на него распространяются обязанности по исполнению требований законодательства о ПОД/ФТ, предусмотренные статьей 7.1 закона № 115-ФЗ, а также по подключению к Личному кабинету на официальном сайте Росфинмониторинга.

Стоит ли бояться обязательного контроля?

Согласно 115-ФЗ, целый ряд операций подлежит обязательному контролю, например, такие, как внесение и снятие наличных свыше 600 000 рублей, покупка-продажа недвижимости более 3 млн рублей

Это означает, что ответственный сотрудник банка должен об этих операциях сообщить в 3-х дневный срок в Росфинмониторинг. Но само по себе осуществление этих операций не является основанием для признания таких клиентов сомнительными и приостановки движений по счету. А вот дробление платежей для уклонения от обязательного контроля вызовет у банка подозрения.

Обратите внимание, что для выявления подозрительной операции сумма не всегда важна, т. к. оцениваются все факторы в совокупности, соотносится характер платежей с деятельностью компании. Даже небольшой платеж, но в адрес ненадежного контрагента или с размытым назначением платежа может стать поводом для проверки

Обеспечение деятельности

Что включает в себя закрепленное в ст. 7.1 закона № 115-ФЗ словосочетание «обеспечение их деятельности», и является ли договор на оказание бухгалтерских или юридических услуг обеспечением такой деятельности?

Обеспечение деятельности общества (предприятия) может включать юридическое, бухгалтерское, информационное и другие виды сопровождения деятельности общества, которые требуют специальных профессиональных знаний.

Юридическое обеспечение деятельности являет собой правовое сопровождение деятельности общества, например, организация деятельности общества, разработка и анализ учредительных и других документов, консультационные услуги по профильному законодательству, оценка хозяйственных схем с правовой точки зрения, анализ и составление договоров и сопровождающих документов, сопровождение заключаемых обществом сделок (договоров), а также прочие консультации в сфере трудового и гражданского права, деловая переписка и т.д.

Бухгалтерское обеспечение деятельности являет собой профессиональное и качественное бухгалтерское сопровождение деятельности общества, в частности, организация и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование, обработка первичных документов, оформление документов, сдача отчетности и др.

Юридическое или бухгалтерское обеспечение деятельности может получать общество, в штате которого есть юрист/бухгалтер, или же если таковой отсутствует, в том числе и на основании заключенного договора на оказание юридических и/или бухгалтерских услуг.

При этом субъектом исполнения статьи 7.1 закона № 115-ФЗ является организация или ИП, оказывающие юридические и/или бухгалтерские услуги на основании заключенного договора на оказание соответствующих услуг.

Передача информации

Необходимо ли лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, представлять в Росфинмониторинг информацию, предусмотренную подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 закона № 115-ФЗ?

Нет, ответил Росфинмониторинг.

Положения подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ на субъектов статьи 7.1 указанного Федерального закона не распространяются.

Напомним,3 в пп.7 п.1 ст.7 закона 115-ФЗ идет речь об обязанности не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган.

С другими рекомендациями Росфинмониторинга по исполнению лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских и юридических услуг, требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, можно ознакомиться на сайте ведомства.

Штат бухфирм

Обязан ли ИП, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг, нанимать отдельного сотрудника на должность специального должностного лица?

Необязательно, сообщается в письме.

Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, вправе как самостоятельно исполнять функции специального должностного лица, так и возложить указанные обязанности на работника (при наличии), при условии соблюдения требований по прохождению обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Кто должен сообщать

Антиотмывочный закон 115-ФЗ в ряде случаев предписывает идентифицировать клиентов и в случае подозрений на легализацию ими доходов, сообщать в Росфинмониторинг.

В соответствии со ст.7.1 закона 115-ФЗ это требование распространяются на адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

— сделки с недвижимым имуществом;

— управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;

— управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;

— привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;

— создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.

Таким образом, организации и ИП, осуществляющие вышеуказанную деятельность, обязаны исполнять требования законодательства в сфере ПОД/ФТ.

Такие разъяснения даются в Информационном письма Росфинмониторинга № 54 от 19.07.2018.

Какими полномочиями обладает Росфинмониторинг

Помимо основных функций по контролю и созданию условий для исполнения нормативно-правовой базы РФ, Росфинмониторинг наделен широкими полномочиями, направленными на борьбу с незаконными действиями. К ним, в частности, относятся такие полномочия:

Личный кабинет

Необходимо ли лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, подключаться к Личному кабинету на сайте Росфинмониторинга?

Да, сообщается в письме службы.

В силу положений пункта 2 статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ при наличии у лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции клиентов осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем или финансирования терроризма, они обязаны уведомить об этом Росфинмониторинг.

Порядок передачи такой информации утвержден Постановлением Правительства от 16.02.2005 № 82.

Формат представления информации, форма кодирования и перечни (справочники) кодов, подлежащих использованию при ее представлении, иные особенности представления информации, а также информационно-телекоммуникационные сети, подлежащие использованию для передачи информации в электронной форме, регламентируется Инструкцией, утвержденной Приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 № 110.

Согласно пункту 2.8 Инструкции представление формализованных электронных сообщений (ФЭС) осуществляется лицами с использованием Личного кабинета.

Арбитражный управляющий

Необходимо ли арбитражному управляющему подключиться к личному кабинету на сайте Росфинмониторинга, если он оказывает юридические услуги юридическим и физическим лицам в процедурах банкротства?

Арбитражный управляющей, оказывающий юридические услуги юридическим и физическим лицам в рамках процедуры банкротства, не является субъектом статьи 7.1 закона № 115-ФЗ и на него не распространяются требования антиотмывочного законодательства.

Вместе с тем арбитражный управляющий вправе заниматься иными видами профессиональной деятельности и предпринимательской деятельностью.

В случае осуществления арбитражным управляющим иной предпринимательской деятельности, в частности, предпринимательской деятельности, поименованной в статье 7.1 закона N 115-ФЗ, на него распространяются обязанности по исполнению требований законодательства в сфере ПОД/ФТ, в том числе по подключению к Личному кабинету как лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических услуг.

Факторы для выявления сомнительных операций и подозрительных клиентов

Полного перечня факторов и четких критериев сомнительных операций нет в официальных документах.. Для того, чтобы вычислить подозрительные сделки и схемы, используют критерии отбора, которые прописаны в нескольких методических рекомендациях и письмах ЦБ РФ, например: 236-Т, 18-МР.

Исходя из этих рекомендаций, можно сделать общий вывод, что подозрительными являются компании, которые платят мало налогов, не имеют сотрудников в штате, много снимают наличных денежных средств, не доплачивают НДС. Далее расшифруем эти признаки подробнее.

Многие предприниматели и руководители, ведущие законный бизнес, по неопытности и незнанию нарушают рекомендации ЦБ. Модульбанк решил проблему несправедливых блокировок — разработал опцию «Белый бизнес

В рамках этой опции вы получаете рекомендации в реальном времени по поводу ведения счета, а искусственные алгоритмы проверяют ваших контрагентов на участие в сомнительных сделках.

На какие факторы банковский финансовый мониторинг обращает внимание при проверке:

Налоговая нагрузка по счету

Доля уплаченных налогов должна быть соизмерима с проводимым оборотом компании по счету. По рекомендациям ЦБ РФ считается, что у подозрительной фирмы будет уплачено менее 0,9% налогов от дебетового оборота. Если эта сумма значительно меньше или отсутствует — возможно, клиент использует незаконные методы оптимизации, не ведет реальную коммерческую деятельность, а выполняет функции «транзитной» компании.

Объем переводов в пользу физических лиц

Если в общем обороте компании они достаточно велики, то это вызывает определенные подозрения в обналичивании доходов. Комплаенс в разных банках самостоятельно устанавливает безопасный процент вывода средств на счета физлиц.

«Признак, измеряющий объем переводов в пользу физлиц, нельзя одинаково применять ко всем клиентам. Исходя из характера деятельности, банк изучает, свойственны ли бизнесу большие переводы средств, — уточняет эксперт Модульбанка

Например, для бюро переводов по иностранным языкам будут характерны многочисленные перечисления в пользу исполнителей-переводчиков. От банка претензии к бюро не поступят, если вместе с оплатой услуг будет производиться уплата НДФЛ и страховых взносов в соответствующем размере».

В Модульбанке преимуществом РКО является бесплатный вывод на карту физлиц до 500 000 рублей в месяц. При этом можно подключить дополнительную опцию и выводить больше средств с комиссией от 0%.

Снятие наличных

Чрезмерное снятие наличных может указывать на обналичивание нелегальных доходов и вывод средств из капитала компании. Банк может запросить документы, на основании которых клиенту потребовалось большое количество именно наличных денег. Полученные средства должны быть потрачены в рамках хозяйственной деятельности.

В качестве подтверждения запрашивают: чеки, квитанции, авансовые отчеты, кассовую книгу и т. п.

«К ИП по снятию наличных нет такого жесткого контроля, как к юрлицам. Банк будет контролировать наличные снятия ИП, исходя из заявленного вида деятельности и выбранной системы налогообложения».

Ломка НДС в назначении платежа

Например, на счет поступают деньги с НДС, а расходные операции клиент осуществляет без НДС. Возникающую разницу между входящим и исходящим НДС клиент не отражает по налоговому учету и не оплачивает.

Банк может сделать вывод, что клиент скрывает налоговую базу или является «транзитной», технической компанией. Чтобы разобраться в этом вопросе, банку нужно понять, какую деятельность ведет клиент реальную или искусственно созданную.

По счету не проходят обычные платежи по хозяйственной деятельности

Под этим понимается, что клиент со счета не платит арендные платежи за офис или склад, не оплачивает электроэнергию и коммерческие расходы (канцтовары, связь, интернет, офисная техника), которые необходимы для осуществления хозяйственной деятельности.

Поэтому важно такие платежи максимально перевести в безналичную форму, чтобы банк видел наличие реальной деятельности.

Назначение платежа не содержит конкретики

На профессиональном языке такие платежи называются обезличенными. Например, клиенты указывают только номер счета или договора, но не указывают, за какой конкретно товар, услуги или работы происходят расчеты.

Банку не понятен характер сделки, а без конкретики под названием «товар» могут скрываться: оружие, золото, бриллианты, наркотики и т.д. Т.е. товары, продажа которых жестко контролируется или незаконна.

Уточнение от эксперта Модульбанка:

«Чем подробнее назначение платежа, тем лучше. Но мы прекрасно понимаем, что в одном счете может быть достаточно широкий ассортимент с перечислением кодов и марок товара, которые не обязательно полностью прописывать. Нужно указать наименование или вид товаров. Например, не просто „оборудование“, а „вентиляционное оборудование“, не „услуги“, а „клининговые услуги“ и т. п.».

Соответствие заявленного ОКВЭДа и выполняемой фактической деятельности

Как правило, реальные организации и предприниматели на стадии регистрации представляют себе, какой деятельностью будут заниматься, и для этих целей выбирают ОКВЭДы в налоговой. Если основной ОКВЭД расходится с проводимыми операциями по счету, то это вызывает подозрение у банковской службы финмониторинга и у ЦБ.

Излишнее количество заявленных ОКВЭДов, не связанных друг с другом, тоже вызывает сомнения в реальности хозяйственной деятельности.

Мы перечислили самые распространенные критерии. На самом деле критериев намного больше и они постоянно меняются, добавляются признаки, которые указывают на необычный характер операций.

Выполнение и соответствие всем названным критериям не дает 100% гарантии от блокировки. Это своего рода триггеры, на которые обращают внимание сотрудники финмона

Работа финмониторинга сводится к контролю операций и изучению клиента в целом, исходя из его поведения и деятельности по счету. Если собранные сведения не дают представление о схеме ведения бизнеса, банк отправляет клиенту запросы, с целью развеять свои сомнения или, наоборот, убедиться в них и заблокировать счет.

У каждого банка есть секретные алгоритмы, которые включают в себя различные критерии в определенных пропорциях и соотношениях. Ни один банк их не раскрывает

Риски в том, что если комплаенс банка излишне осторожен и не настроен на конструктивный диалог с клиентом, то даже добросовестный владелец счета может при наличии формальных признаков попасть под проверку.

Как проходит проверка документов

Регламент у каждого банка свой. Иногда длительность проверки может сильно затянуться — на неделю или дольше.

Во время проверки сотрудник смотрит, в чем экономический смысл операций, для каких целей они осуществляются, изучает контрагентов. Этот углубленный анализ происходит, если банк видит повышенный риск в обслуживании клиента. Если у клиента наблюдается совпадение по многим рисковым критериям, банк может отключить доступ к ДБО и запросить документы.

«Модульбанк оперативен. Как правило, документы, предоставленные Клиентом по проверке, изучаются в течение 3-х часов

Проверки Модульбанка проходят максимально безболезненно для клиентов. Вам не нужно приезжать в отделение банка с бумагами, все необходимые документы вы можете загрузить по отправленной вам ссылке в чате Банка, в отдельные папки. Данная структура позволяет не забыть приложить какой-нибудь документ или информацию Кроме того, вместо представления документов по запросу, вы можете пообщаться с сотрудником Банка в формате видео-встречи. Выбираете удобное время и решаете оперативно все вопросы онлайн».

Ответственность за нарушения закона

Государство предусмотрело ответственность (ст. 15.27 КоАП РФ) за нарушение закона, связанного с организацией деятельности, направленной на легализацию денег и финансирование терроризма.

Можно ли обратиться в банк до проведения сделки и избежать рисков блокировки?

Все зависит от политики банка. Одни банки могут заподозрить клиента в излишней осмотрительности и стремлении скрыть подозрительную операцию. Другие банки не рассматривают документы клиента по его инициативе, и обращаться к ним бесполезно — у них нет услуг по консультации.

В Модульбанке принципиально другой подход к работе. Мы знаем потребности клиентов, поэтому создали такую услугу, как ModulBlack. Это не только консультации по 115-ФЗ, но и в первую очередь — премиальное обслуживание клиентов. При подключении ModulBlack за клиентом закрепляется персональный менеджер, который работает 24/7 и оказывает необходимую поддержку.

Клиент может поделиться своими планами и предоставить на проверку контракт для работы с выбранным контрагентом. В этом случае менеджер проверяет контрагента на благонадежность, а сделку на законность. В рамках этой услуги строятся открытые и честные отношения. У клиента уменьшаются риски, а у банка появляется полное представление о деятельности клиента. Банк готов идти навстречу, согласовывать индивидуальные тарифы и лимиты. Обращение за консультацией только приветствуется.

Работа новой платформы «Знай своего клиента» (ЗСК)

На данный момент банки тестируют ЗСК и обмениваются информацией с ЦБ. Т. е. процесс внедрения новой платформы давно начался. Но официально она начнет работать в полном объеме с 1 июля 2022 года. К ней обязаны подключиться все банки

С этого же момента вступает в силу 423-ФЗ, где клиентам с повышенным уровнем риска ЦБ присвоит «красный цвет». Им будет запрещено большинство операций, в том числе вывод денежных средств в связи с закрытием счета.

Банки также самостоятельно определяют уровни рисков или «раскрашивают» своих клиентов. Если банк занесет Клиента в «зеленую» категорию, то ему не смогут отказать в проведении операций или открытии счета. С «желтыми » или «красными» клиентами так поступать можно.

В Модульбанке вы уже можете увидеть свой бизнес глазами банка благодаря опции «Белый Бизнес» и индивидуальному подходу к клиентам службы комплаенса. Мы не только оцениваем риски блокировки по 17 критериям, но и даем рекомендации, как все исправить, если показатели становятся критическими.

Открыть счет в Модульбанке бесплатно

Надежный сервис, поддержка и выгодные опции. Оставьте заявку и откройте счет за 5 минут онлайн

Росфинмониторинг как инструмент для проверки и отчетности

Различие между блокировкой счета и блокировкой доступа к счету

Для контроля за операциями банковские работники часто используются такой инструмент, как ограничение доступа к дистанционному банковскому обслуживаниюДБО, клиент-банк). Но клиенты расценивают его, как блокировку — отказ в проведении операции и невозможность пользоваться денежными средствами вообще.

Настоящая блокировка счета происходит достаточно редко. Например, в случае если клиент занесен в список террористов или экстремистов. В других случаях речь идет только об определенных ограниченияхкомментирует эксперт Модульбанка

На время ограничения ДБО клиенты могут предоставлять в банк платежки на бумаге и пользоваться своими деньгами. Смысл тут в том, чтобы банк увидел руководителя компании и удостоверился, что он — реальный, не номинал. Понять, что клиент заинтересован в дальнейшей работе и готов предоставить подтверждающие операции документы.

Работайте без блокировок в лучшем банке для бизнеса.

Что представляет собой Росфинмониторинг?

Росфинмониторинг или Федеральная служба по финансовому мониторингу – это орган власти, работающий на федеральном уровне, который призван противодействовать любым незаконным действиям, вследствие которых легализуются (отмываются) деньги, полученные в результате осуществления преступных действий или финансирования терроризма.

Создан контролирующий комитет был в ноябре 2001 года указом президента №1263 , а вести деятельность он начал с 1 февраля 2002 года. Орган находился в ведомстве Министерства финансов, а с 9 марта 2004 года Комитет был преобразован в Росфинмониторинг. С 2009 года Росфинмониторинг контролируется непосредственно правительством РФ, так он стал федеральным органом исполнительной власти.

Росфинмониторинг обеспечивает обязательный контроль и сбор актуальных данных обо всех финансовых потоках как в пределах РФ, так и за рубежом.

Структура действует на основе закона о финансовом мониторинге, устанавливающем первостепенную задачу в недопущении легализации доходов, полученных вследствие нарушающих закон действий. Помимо этого, орган обязан выявлять любые попытки пособничества преступной деятельности, направленной на продвижение терроризма или наркоторговли.

Правила внутреннего контроля

Распространяется ли на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг, обязанность по разработке правил внутреннего контроля, а также назначению специального должностного лица?

В соответствии со статьей 3 закона № 115-ФЗ организация внутреннего контроля — это совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.

Организации и ИП, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг, обязаны разработать правила внутреннего контроля, а также назначить специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля.

Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию, утверждены Постановлением Правительства от 29.05.2014 № 492.

Какие функции выполняет Росфинмониторинг

Росфинмониторинг в рамках своей деятельности выполняет такие функции:

Сфера контроля Росфинмониторинга

Под сферу контроля Росфинмониторинга попадают отдельные лица, проводящие операции с деньгами, ценными металлами, недвижимостью и другим имуществом, определенные 115-ФЗ . К ним относят:

В рамках осуществления деятельности этих организаций должен проводиться внутренний контроль с привлечением на специалиста, ответственного за организацию этого контроля. Внутренний контроль является необязательным, но в случае выявления действий, подлежащих контролю и имеющих малейшие признаки связи с процессами легализации доходов или участием в спонсировании терроризма, компания будет привлечена к ответственности, в том числе за отказ от осуществления собственного контроля. Для его обеспечения Государством разработан свод требований №667 от июня 2012 года .

Контролю подлежат не только организации, но и проводимые сделки. Росфинмониторингом предусмотрено 46 групп критериев, описывающие необычные сделки, подпадающие под контроль.

Это могут быть такие сомнительные сделки, как:

Выявление любых признаков несоответствия деятельности и процесса совершения следки общепринятым нормам, особенно если суммы более 600 тысяч рублей, подлежат обязательному контролю, позволяющему выявить незаконные способы отмывания денег и попытки пособничества терроризму.

Если компания ведет честную деятельность, она обязана самостоятельно предоставлять информацию обо всех крупных сделках в Росфинмониторинг.