Росфинмониторинг кому подведомственна? (см. Указ Президента РФ от 13 июля 2012 N 808 )

Росфинмониторинг кому подведомственна? (см. Указ Президента РФ от 13 июля 2012 N 808 )

Росфинмониторинг также называют службой финансовой разведки

контролирует финансовые потоки и ищет подозрительные сделки. Этот федеральный орган мешает организованной преступности отмывать деньги, террористам — получать финансирование, а мошенникам — обманывать граждан.

Важный момент: Росфинмониторинг занимается аналитикой и разрабатывает правила для работы финансового рынка. Но арестовывать счета или налагать штрафы не в его компетенции. Если вам поступил звонок из Росфинмониторинга по поводу подозрительных транзакций, то это мошенники. Не нужно следовать их инструкциям. О звонке лучше сразу сообщить правоохранительным органам

широкий список обязанностей. Но все они так или иначе связаны с финансовой сферой.

1. Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.10.2007 N 708, от 08.08.2009 N 649)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Руководство деятельностью Федеральной службы по финансовому мониторингу осуществляет Правительство Российской Федерации.

(п. 2 в ред. Постановления Правительства РФ от 27.10.2007 N 708)

3. Федеральная служба по финансовому мониторингу руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.10.2007 N 708)

4. Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

1. Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения, по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер противодействия этим угрозам.

(в ред. Указов Президента РФ от 08.03.2016 N 103, от 26.04.2021 N 248)

2. Руководство деятельностью Росфинмониторинга осуществляет Президент Российской Федерации.

2.1. Правительство Российской Федерации в соответствии с указами, распоряжениями и поручениями Президента Российской Федерации координирует деятельность Росфинмониторинга.

(п. 2.1 введен Указом Президента РФ от 26.04.2021 N 248)

3. Росфинмониторинг руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Росфинмониторинг осуществляет свою деятельность:

1) непосредственно и (или) через свои территориальные органы;

2) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг)

Видеоролик об основных функциях Федеральной службы по финансовому мониторингу:

Надзорная деятельность

Одним из основных инструментов оценки эффективности работы российской системы ПОД/ФТ является надзорная деятельность.

Основными направлениями надзорной деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу являются:

Всего на учете в Росфинмониторинге состоит около 17 тысяч организаций вышеуказанных категорий.

Росфинмониторинг как непосредственно, так и через свои территориальные органы, действующие в федеральных округах, осуществляет проверки соблюдения организациями, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, законодательства о ПОД/ФТ.

Целью проверочных мероприятий Росфинмониторинга является профилактика правонарушений в сфере применения законодательства о ПОД/ФТ организациями и их должностными лицами, а также выявление операций, имеющих признаки связи с легализацией преступных доходов или финансированием терроризма.

По всем фактам нарушений законодательства о ПОД/ФТ виновные лица привлеrаются к административной ответственности по статье 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Основными причинами и условиями, способствующим совершению правонарушений, относятся в первую очередь недостаточное знание требований законодательства о ПОД/ФТ, а также недобросовестное исполнение обязанностей сотрудниками служб внутреннего контроля.

В целях профилактики правонарушений в сфере исполнения законодательства о ПОД/ФТ Росфинмониторинг осуществляет тесное взаимодействие с органами прокуратуры и иными правоохранительными органами.

Проведение контрольно-надзорных мероприятий позволяет обеспечить качество и актуальность информации о финансовых операциях. Материалы проверок организаций, служат дополнительным источником информации при проведении финансовых расследований и иной аналитической работы Росфинмониторинга, направленной на противодействие легализации преступных доходов и финансированию терроризма

Какими критериями руководствуется Росфинмониторинг

Помимо отдельных организаций ведомство проверяет и конкретные сделки. Если что-то в ходе финоперации вызывает подозрение или просто ее сумма превышает определенный порог, то специалисты ведомства начинают проверку.

Финансовый порог будет разным в зависимости от типа операции. Например, сделка по покупке иностранной валюты, ценных бумаг или драгоценностей за наличные заинтересует Росфинмониторинг, если ее величина будет выше 600 тысяч рублей. А вот перечисления денег некоммерческим организациям от иностранных или международных компаний подпадает под контроль при сумме более 100 тысяч рублей.

Вот еще критерии для проверки:

ПОЛОЖЕНИЕ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ

(в ред. Указов Президента РФ от 21.12.2013 N 940, от 20.01.2015 N 26, от 08.03.2016 N 103, от 24.06.2019 N 289, от 26.04.2021 N 248, от 05.03.2022 N 97, от 23.08.2022 N 569, от 27.03.2023 N 202)

Общие положения

Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения, по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер противодействия этим угрозам. (в ред. Указов Президента РФ от 08.03.2016 N 103, от 26.04.2021 N 248)

Правительство Российской Федерации в соответствии с указами, распоряжениями и поручениями Президента Российской Федерации координирует деятельность Росфинмониторинга. (в ред. Указа Президента РФ от 26.04.2021 N 248)

Полномочия

Росфинмониторинг осуществляет следующие полномочия:

осуществляет контроль (надзор) за соблюдением организациями, осуществляющими операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, указанными в статье 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (далее – индивидуальные предприниматели), в сфере деятельности которых отсутствуют контрольные (надзорные) органы, законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и исполнением решений, принимаемых по результатам мероприятий контроля (надзора), а также привлечение к ответственности указанных организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, допустивших нарушение законодательства Российской Федерации; (в ред. Указа Президента РФ от 05.03.2022 N 97)

подпункт утратил силу. (в ред. Указа Президента РФ от 05.03.2022 N 97)

вносит Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, других документов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

осуществляет сбор, обработку и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иной направляемой в Росфинмониторинг информации; (в ред. Указа Президента РФ от 08.03.2016 N 103)

участвует в противодействии коррупции в соответствии с законодательством Российской Федерации; (в ред. Указа Президента РФ от 08.03.2016 N 103)

осуществляет в установленном им порядке проверку информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом в целях выявления операций (сделок), связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма; (в ред. Указа Президента РФ от 08.03.2016 N 103)

запрашивает и получает в установленном порядке информацию об операциях (сделках) клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, а также информацию о движении средств по счетам (вкладам) клиентов кредитных организаций; (в ред. Указа Президента РФ от 08.03.2016 N 103)

выявляет признаки, свидетельствующие о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом;

получает в установленном порядке от федеральных органов государственной власти, Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций и иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и Центрального банка Российской Федерации информацию по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением информации о частной жизни граждан; (в ред. Указов Президента РФ от 08.03.2016 N 103, от 27.03.2023 N 202)

осуществляет оценку угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, представляет Президенту Российской Федерации ежегодный доклад о таких угрозах и мерах по их нейтрализации; (в ред. Указа Президента РФ от 08.03.2016 N 103)

разрабатывает и реализует во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, другими государственными органами и организациями меры, направленные на предупреждение, выявление и пресечение незаконных финансовых операций; (в ред. Указа Президента РФ от 08.03.2016 N 103)

информирует федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, другие государственные органы и организации об угрозах национальной безопасности, которые возникают в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом и нейтрализация которых относится к полномочиям указанных органов и организаций; (в ред. Указа Президента РФ от 08.03.2016 N 103)

разрабатывает самостоятельно и (или) во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами и организациями меры по нейтрализации угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и организует реализацию таких мер; (в ред. Указа Президента РФ от 08.03.2016 N 103)

ведет учет организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют контрольные (надзорные) органы; (в ред. Указов Президента РФ от 08.03.2016 N 103, от 05.03.2022 N 97)

издает в соответствии с законодательством Российской Федерации постановления о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом;

разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению нарушений законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

организует и проводит дистанционный мониторинг в целях выявления риска несоблюдения организациями, осуществляющими операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальными предпринимателями, а также лицами, указанными в статьях 7.1 и 7.1-1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”, требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; (в ред. Указа Президента РФ от 05.03.2022 N 97)

координирует в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельность федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций в установленной сфере деятельности; (в ред. Указа Президента РФ от 08.03.2016 N 103)

взаимодействует с Центральным банком Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

взаимодействует и осуществляет информационный обмен в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на основе принципа взаимности с компетентными органами иностранных государств в установленной сфере деятельности;

взаимодействует от имени Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, с международными организациями, органами государственной власти, организациями и гражданами иностранных государств;

организует во взаимодействии с государственными органами и организациями, Центральным банком Российской Федерации и с участием организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, проведение национальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма; (в ред. Указов Президента РФ от 08.03.2016 N 103, от 05.03.2022 N 97)

разрабатывает и утверждает:

рекомендации по проведению национальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, включающие в себя необходимые термины и определения; (в ред. Указа Президента РФ от 05.03.2022 N 97)

Абзац третий – Утратил силу. (в ред. Указа Президента РФ от 05.03.2022 N 97)

размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (далее – сеть “Интернет”) доклад о результатах проведения национальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма; (в ред. Указа Президента РФ от 08.03.2016 N 103)

разрабатывает и реализует во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, другими государственными органами и организациями, а также с участием организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, меры, направленные на нейтрализацию выявленных рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма; (в ред. Указа Президента РФ от 24.06.2019 N 289)

направляет информацию в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований полагать, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, а также предоставляет информацию по запросам правоохранительных органов в соответствии с федеральными законами;

принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решение о запрете направления информации в иностранный налоговый орган и (или) иностранному налоговому агенту, уполномоченному иностранным налоговым органом на удержание иностранных налогов и сборов, и информирует о принятом решении организацию финансового рынка; (в ред. Указа Президента РФ от 08.03.2016 N 103)

направляет в соответствии с законодательством Российской Федерации в Центральный банк Российской Федерации информацию о возможности предоставления кредитной организацией компетентному органу иностранного государства (включая судебные органы) запрошенных таким органом сведений о клиентах и совершаемых ими операциях, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах; (в ред. Указа Президента РФ от 23.08.2022 N 569)

размещает на своем официальном сайте в сети “Интернет” информацию об организациях и лицах, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму; (в ред. Указа Президента РФ от 08.03.2016 N 103)

размещает на своем официальном сайте в сети “Интернет” в установленном им порядке решения Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма; (в ред. Указа Президента РФ от 08.03.2016 N 103)

сообщает в Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальные органы по их запросу или по собственной инициативе о некоммерческой организации, в отношении которой имеются сведения, свидетельствующие о неполноте и (или) недостоверности полученной в установленном порядке информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом либо неисполнении ею требований законодательства Российской Федерации; (в ред. Указа Президента РФ от 08.03.2016 N 103)

предоставляет в целях противодействия коррупции определенным Президентом Российской Федерации должностным лицам имеющуюся информацию об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, а также иную информацию, полученную в установленном порядке; (в ред. Указа Президента РФ от 08.03.2016 N 103)

разрабатывает и реализует во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, другими государственными органами и организациями меры, направленные на профилактику преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма; (в ред. Указа Президента РФ от 24.06.2019 N 289)

создает единую информационную систему в установленной сфере деятельности;

формирует и ведет федеральную базу данных, а также обеспечивает методологическое единство и согласованное функционирование информационных систем в установленной сфере деятельности;

обеспечивает соответствующий режим хранения и защиты полученной в процессе своей деятельности информации, составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи, и иной конфиденциальной информации;

участвует в разработке и реализации программ международного сотрудничества, подготовке и заключении международных договоров Российской Федерации, в том числе межведомственного характера, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

привлекает в установленном порядке и при условии соблюдения государственной и иной охраняемой законом тайны для проведения экспертиз, разработки программ обучения, методических материалов, программного и информационного обеспечения, создания информационных систем в сфере финансового мониторинга научные и иные организации, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;

осуществляет закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; (в ред. Указа Президента РФ от 20.01.2015 N 26)

осуществляет функции главного распорядителя и получателя бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете Росфинмониторингу;

организует и проводит проверки деятельности территориальных органов Росфинмониторинга; (в ред. Указа Президента РФ от 08.03.2016 N 103)

организует и (или) обеспечивает научную и научно-исследовательскую деятельность в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также подготовку кадров в этой области путем реализации основных профессиональных образовательных и дополнительных профессиональных программ; (в ред. Указа Президента РФ от 08.03.2016 N 103)

обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление им ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

обеспечивает мобилизационную подготовку в Росфинмониторинге;

осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Росфинмониторинге;

организует подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных гражданских служащих Росфинмониторинга; (в ред. Указа Президента РФ от 21.12.2013 N 940)

осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов Росфинмониторинга;

осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности.

Росфинмониторинг в целях реализации своих полномочий имеет право:

привлекать в установленном порядке и при условии соблюдения государственной и иной охраняемой законом тайны для проведения экспертиз, разработки программ обучения, методических материалов, программного и информационного обеспечения, создания информационных систем в сфере финансового мониторинга научные и иные организации, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;

запрашивать и получать в установленном порядке на безвозмездной основе документы, материалы и информацию, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

запрашивать и получать в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, от хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, а также обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем, информацию о совершаемых ими операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, характере и целях этих операций (сделок); (в ред. Указа Президента РФ от 08.03.2016 N 103)

давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

вносить руководителям соответствующих государственных органов предложения о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и привлекать их в установленном порядке к административной ответственности;

создавать в установленном порядке межведомственные комиссии, рабочие и экспертные группы для рассмотрения вопросов, относящихся к установленной сфере деятельности;

разрабатывать и утверждать в пределах своих полномочий методические материалы; (в ред. Указа Президента РФ от 05.03.2022 N 97)

создавать совещательные и экспертные органы (советы, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры предупредительного, ограничительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) устранение последствий нарушений в установленной сфере деятельности;

пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

заключать с федеральными органами государственной власти, общественными объединениями и организациями соглашения о взаимодействии; (в ред. Указа Президента РФ от 08.03.2016 N 103)

создавать, реорганизовывать и ликвидировать территориальные органы Росфинмониторинга;

учреждать в установленном порядке ведомственные награды, утверждать положения об этих наградах и их описания;

учреждать в соответствии с законодательством Российской Федерации печатные и электронные издания Росфинмониторинга.

Росфинмониторинг не вправе осуществлять функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг, кроме случаев, предусмотренных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

Ограничения полномочий, указанных в пункте 7 настоящего Положения, не распространяются на полномочия директора Росфинмониторинга по управлению имуществом, закрепленным за Росфинмониторингом на праве оперативного управления, по решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Росфинмониторинга.

Росфинмониторинг на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

III. Организация деятельности

Росфинмониторинг возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации.

Директор Росфинмониторинга несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Росфинмониторинг полномочий.

Директор Росфинмониторинга имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации по представлению директора Росфинмониторинга.

Количество заместителей директора Росфинмониторинга устанавливается Президентом Российской Федерации.

распределяет обязанности между своими заместителями;

утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Росфинмониторинга и его территориальных органах;

представляет Президенту Российской Федерации:

Абзацы второй – третий. – Утратили силу. (в ред. Указа Президента РФ от 26.04.2021 N 248)

предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей директора Росфинмониторинга;

ежегодный отчет о деятельности Росфинмониторинга;

представления о присвоении почетных званий Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим и работникам Росфинмониторинга, награждении их государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, а также об объявлении им благодарности Президента Российской Федерации;

вносит Председателю Правительства Российской Федерации для представления Президенту Российской Федерации: (в ред. Указа Президента РФ от 26.04.2021 N 248)

проект положения о Росфинмониторинге; (в ред. Указа Президента РФ от 26.04.2021 N 248)

предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата Росфинмониторинга, а также при необходимости предложения о размере бюджетных ассигнований федерального бюджета на содержание центрального аппарата Росфинмониторинга; (в ред. Указа Президента РФ от 26.04.2021 N 248)

предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников территориальных органов Росфинмониторинга, а также при необходимости предложения о размере бюджетных ассигнований федерального бюджета на содержание территориальных органов Росфинмониторинга; (в ред. Указа Президента РФ от 26.04.2021 N 248)

присваивает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, классные чины федеральной государственной гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим Росфинмониторинга;

вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации представления о присвоении федеральным государственным гражданским служащим Росфинмониторинга классных чинов федеральной государственной гражданской службы, присвоение которых относится к компетенции Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

назначает на должность и освобождает от должности федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Росфинмониторинга, руководителей и заместителей руководителей его территориальных органов;

отменяет в пределах своей компетенции противоречащие Конституции Российской Федерации, законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, нормативным правовым актам Росфинмониторинга решения должностных лиц центрального аппарата и территориальных органов Росфинмониторинга, его федеральных государственных учреждений, если иной порядок отмены таких решений не установлен федеральным законом; (в ред. Указа Президента РФ от 08.03.2016 N 103)

решает в соответствии с законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате и территориальных органах Росфинмониторинга; (в ред. Указа Президента РФ от 08.03.2016 N 103)

утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Росфинмониторинга в пределах установленных Президентом Российской Федерации предельной численности и фонда оплаты труда работников Росфинмониторинга, смету расходов на содержание центрального аппарата Росфинмониторинга в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год; (в ред. Указов Президента РФ от 08.03.2016 N 103, от 26.04.2021 N 248)

утверждает структуру и штатное расписание территориальных органов Росфинмониторинга в пределах установленных Президентом Российской Федерации предельной численности и фонда оплаты труда работников территориальных органов Росфинмониторинга, смету расходов на содержание этих органов в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год; (в ред. Указов Президента РФ от 08.03.2016 N 103, от 26.04.2021 N 248)

утверждает штатную численность и фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, центрального аппарата и территориальных органов Росфинмониторинга в пределах установленных Президентом Российской Федерации предельной численности и фонда оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов Росфинмониторинга за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год; (в ред. Указа Президента РФ от 26.04.2021 N 248)

определяет перечень должностей в территориальных органах Росфинмониторинга, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются руководителями этих органов по согласованию с директором Росфинмониторинга; (в ред. Указа Президента РФ от 08.03.2016 N 103)

вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию проекта федерального бюджета в части, касающейся финансирования деятельности центрального аппарата и территориальных органов Росфинмониторинга; (в ред. Указа Президента РФ от 08.03.2016 N 103)

издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Росфинмониторинга;

имеет право обращаться по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности, к руководителям иных федеральных органов исполнительной власти;

утверждает порядок приема в Росфинмониторинге иностранных делегаций и иностранных граждан, а также нормы расходования денежных средств, необходимых для организации такого приема. (в ред. Указа Президента РФ от 08.03.2016 N 103)

Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с исполнением Росфинмониторингом полномочий в установленной сфере деятельности, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год.

Росфинмониторинг является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также лицевые счета, открываемые в установленном порядке в органах федерального казначейства.

Росфинмониторинг имеет геральдический знак – эмблему и флаг, утверждаемые Президентом Российской Федерации.

Местонахождение Росфинмониторинга – г. Москва.

Как действовать тем, кто стал объектом проверки

Процедура выглядит следующим образом. Непосредственными проверками занимаются финансовые организации, банки, страховые компании и т. д.

Если с их точки зрения сделка выглядит подозрительной, субъекты собирают о ней всю информацию, снимают копии документов и в течение трех рабочих дней отправляют в Росфинмониторинг.

Они могут и не сообщать гражданам об этом процессе. Как правило, тот, кто привлек внимание Росфинмониторинга, узнает об этом в тот момент, когда банк или другая организация отказывает ему в проведении операции. Если в год было больше двух отказов, то банк имеет право расторгнуть договор в одностороннем порядке.

Сложно разобраться в законах, касающихся предпринимательской деятельности, а своего юриста в штате нет? Совкомбанк готов помочь!

Нужна срочная юридическая помощь здесь и сейчас? Обращаться за консультатцией к незнакомым онлайн-специалистам — не самое надежное решение. Подключите услугу «Спроси юриста». За скромную абонентскую плату (от 1500 до 3500 ₽/год в зависимости от тарифа) квалифицированный специалист будет на связи 24/7 по самым разным вопросам.

Далее Росфинмониторинг проверяет полученные данные, при необходимости запрашивает информацию по другим сделкам. Затем есть два варианта: либо по итогам проверки операцию признают законной, либо нет, и тогда информация о ней направляется в налоговую инспекцию или правоохранительные органы.

Организации или частные лица, попавшие под прицел Росфинмониторинга, обычно об этом не знают. Но блокировка операций — первый признак того, что в отношения гражданина или организации может проводиться проверка.

В этом случае ЦБ самостоятельно обратиться в финансовое учреждение и получить письменный отказ в проведении операции. Банки обязаны предоставлять его в течение пяти дней после обращения.

Росфинмониторинг кому подведомственна? (см. Указ Президента РФ от 13 июля 2012 N 808 )

Чтобы избежать проблем, лучше предоставить банковским работникам полный пакет документов по сделке

В документе указывают причину отказа. Тот, чью операцию заблокировали, может направить в банк разъяснение и доказать, что операция была законной. Для этого можно предоставить договоры с контрагентами, протоколы переговоров, акты и любые другие документы.

Банки обязаны проверить эти документы и ответить в течение семи дней. Если аргументы не убедили финансовую организацию и операцию по-прежнему не проводят, то необходимо обратиться в межведомственную комиссию при Центробанке. Там обязаны ответить на обращение в течение 20 дней.

Как работает эта организация

Ее полное название — Федеральная служба по финансовому мониторингу. Основная задача ведомства — пресекать  преступления в финансовой сфере. Росфинмониторинг препятствует отмыванию денег злоумышленниками. Его главные «клиенты» — террористы, мошенники и представители организованной преступности.

Официальный день рождения службы — 1 февраля 2002 года. Приказ о ее создании был выпущен президентом годом ранее — в 2001-м. Первоначально работал при Минфине, затем его выделили в отдельный комитет, подчиняющийся правительству РФ.

Деятельность организации регулирует закон . Согласно этому документу основная задача — бороться с легализацией денег, полученных преступных путем.

Как происходит контроль

— следить за исполнением законов, касающихся преступлений в сфере отмыва денег. Также Росфинмониторинг:

ВОПРОСЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ

(в ред. Указов Президента РФ от 03.11.2012 N 1470, от 21.12.2013 N 940, от 20.01.2015 N 26, от 08.03.2016 N 103, от 24.06.2019 N 289, от 01.10.2020 N 590, от 26.04.2021 N 248, от 05.03.2022 N 97, от 25.05.2022 N 311, от 23.08.2022 N 569, от 14.02.2023 N 91, от 27.03.2023 N 202)

Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу.

Разрешить иметь в Федеральной службе по финансовому мониторингу одного первого заместителя и пять заместителей директора Федеральной службы по финансовому мониторингу, в том числе одного статс-секретаря – заместителя директора Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также до 16 управлений по основным направлениям деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу. (в ред. Указов Президента РФ от 03.11.2012 N 1470, от 24.06.2019 N 289)

Установить: (в ред. Указа Президента РФ от 01.10.2020 N 590)

предельную численность работников центрального аппарата Федеральной службы по финансовому мониторингу в количестве 511 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и фонд оплаты труда указанных работников (в расчете на год) в размере 946 785,2 тыс. рублей; (в ред. Указа Президента РФ от 23.08.2022 N 569)

предельную численность работников территориальных органов Федеральной службы по финансовому мониторингу в количестве 505 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и фонд оплаты труда указанных работников (в расчете на год) в размере 510 693,6 тыс. рублей. (в ред. Указа Президента РФ от 14.02.2023 N 91)

Правительству Российской Федерации в 3-месячный срок:

привести свои акты в соответствие с настоящим Указом;

представить предложения по приведению актов Президента Российской Федерации в соответствие с настоящим Указом.

Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации В. ПУТИН

13 июня 2012 года

УТВЕРЖДЕНО Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 г. N 808

Кого контролирует Росфинмониторинг

Организация может следить за любыми финансовыми или имущественными сделками. В том числе и теми, которые заключаются между физическими лицами.

Эти организации, согласно 115-ФЗ, сами обязаны контролировать, чтобы незаконно заработанные деньги не легализовывались. Если они подозревают кого-то конкретного, то обязаны сообщать об этом Росфинмониторингу.

Росфинмониторинг кому подведомственна? (см. Указ Президента РФ от 13 июля 2012 N 808 )

Банки и другие организации обязаны проверять, не отмываются ли в сделках деньги

Как не попасть в черный список

В 2021 году вступили в силу новые поправки к закону 115-ФЗ. В то же время в интернете появилось много страшилок о некоем «черном списке Росфинмониторинга». Якобы из-за него банки останавливают операции, отказывают в обслуживании и блокируют счета.

Это всего лишь слухи. Росфинмониторинг составляет перечень подозреваемых в причастности только к экстремистской и террористической деятельностям. Но списка тех, кто занимается сомнительной экономической деятельностью, у ведомства нет.

Также организация не приказывает банкам блокировать счета или запрещать операции. Кредитные и финансовые учреждения делают это по собственной инициативе.

Банки имеют право отказать в проведении операции клиенту, если их собственный внутренний контроль подозревает его том, что он отмывает деньги или финансирует терроризм.

Поводом для этого служат итоги внутренней проверки. Согласно статье 7 закона 115-ФЗ о каждой попытке такой сделке банки обязаны сообщить в Росфинмониторинг.

А уже дальше ведомство отправляет полученную информацию в Банк России. Регулятор же распространяет ее среди других кредитных организаций.

Более подробно эта цепочка выглядит так:

Мотивация финансовых организаций прозрачна. Если они не будут проводить внутренний контроль или проигнорируют его результаты, то их самих могут привлечь к ответственности.

Что такое черный список Росфинмониторинга

Организация составляет свой список лиц, которые могут помогать террористам или экстремистам. С этим реестром может ознакомиться любой желающий. Список состоит из двух частей: в одной международные организации и лица, в другой — российские.

В черный список можно попасть за:

любые сделки, где одним из контрагентов является фигурант черного списка Росфинмониторинга, ведомство обязано проверять

Сделки с сомнительными контрагентами могут стать одной из причин проверок от банков и контролирующих органов. Хотите обезопасить себя и свой бизнес?

Хотите проверить контрагента на благонадежность, но не знаете, как это сделать? Клиенты Совкомбанка не задаются этим вопросом, а пользуются специальным сервисом «Проверка контрагентов» в интернет-банке. Проверяйте партнеров и будьте спокойны за свой бизнес.