Росфинмониторинг кто должен отчитываться

Разберемся, каким организациям необходимо сдавать отчетность в Росфинмониторинг, в какие сроки и для какой цели.

Новый порядок информирования Росфинмониторинга о подозрительных операциях: что делать бухгалтерамВ 2021 году бухгалтерские компании по новым правилам должны представлять информацию о подозрительных операциях и сделках. Рассказываем, на кого распространяется эта обязанность, что считать подозрительными операциями и как правильно о них сообщать.

С 23 апреля 2021 года вступают в силу новые правила информирования Росфинмониторинга о подозрительных сделках и операциях (постановление Правительства РФ от 09.04.2021 № 569). Правила распространяются, в том числе, на организации и ИП, которые оказывают бухгалтерские (аудиторские) услуги.

В соответствии с новыми правилами, указанные компании и ИП обязаны сообщать в Росфинмониторинг о подозрениях, что сделки или операции их клиентов могли или могут быть осуществлены в целях отмывания преступных доходов или для финансирования терроризма.

Направить такое сообщение компании должны в течение 3 рабочих дней, следующих за днем выявления подозрительной сделки или финансовой операции (п. 4 постановления Правительства РФ от 09.04.2021 № 569).

При отнесении той или иной сделки/операции к подозрительной бухгалтерские компании должны руководствоваться рекомендациями Росфинмониторинга. При этом они не вправе разглашать факт передачи соответствующих сообщений своим клиентам и любым третьим лицам.

За непредставление сведений о подозрительных сделках для бухгалтерских компаний предусмотрена административная ответственность с довольно солидными штрафами. 

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. С 23.04.2021 года организации и ИП, оказывающие бухгалтерские услуги, нотариусы, адвокаты и аудиторы должны информировать Росфинмониторинг о подозрительных сделках и операциях своих клиентов.

2. Подозрительные – сделки, которые могли или могут быть осуществлены в целях отмывания преступных доходов или для финансирования терроризма.

3. Представлять сведения о подозрительных операциях клиентов должны только сторонние бухгалтерские фирмы и бухгалтеры, осуществляющие предпринимательскую деятельность, работающие на аутсорсинге.

4. Штатные бухгалтеры и юристы, работающие в компании в качестве наемных сотрудников по трудовым договорам, сведения об операциях своих работодателей в Росфинмониторинг не представляют.

5. Непредставление сведений о подозрительных операциях и сделках является основанием для привлечения организаций и ИП, оказывающих бухгалтерские услуги, к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ (штраф до 400 000 рублей). 

27 июля 2022

Редактор: Павел Карпов

Теперь Росфинмониторинг будет держать в поле зрения операции на сумму от 1 млн рублей


Поделитесь статьей

Поделитесь статьей

Теперь Росфинмониторинг будет держать в поле зрения операции на сумму от 1 млн рублей


Поделитесь статьей

О чем речь. Банки сообщают в Росфинмониторинг о некоторых крупных операциях по счетам ИП и компаний. Контролю подлежат, например, такие операции:

  • снятие наличных со счета бизнеса или внесение денег на него — даже если деньги пойдут на выплату зарплат;

  • приобретение физлицами ценных бумаг за наличные;

  • покупка и продажа драгметаллов.

Банки сообщают обо всех таких сделках — неважно, является ли операция обычной для бизнеса.

Еще в Росфинмониторинг нужно отчитываться о крупных сделках с недвижимостью. Это касается любых сделок с ней — и с физическими, и с юридическими лицами. В разных версиях антиотмывочного закона отчитываться должны разные участники сделок.

Во всех случаях отчитаться нужно в течение трех дней с момента совершения операции.

Как было раньше. Банки сообщали об операциях на сумму более 600 000 ₽. Если, например, снять 550 000 ₽ наличными со счета, банк не уведомлял Росфинмониторинг.

Сообщать нужно было о сделках с недвижимостью дороже 3 000 000 ₽. Делать это должны, помимо прочих, адвокаты или нотариусы. Раньше отчитывались и риелторы, их освободили от обязанности информировать Росфинмониторинг.

Что изменилось. Минимальный размер операции, о которой банкам нужно сообщать в Росфинмониторинг, вырос до 1 000 000 ₽. Норма действует с 14 июля 2022 года. Сумму подняли впервые с 2001 года.

Порог стоимости недвижимости, о сделке с которой нужно отчитываться, вырос до 5 000 000 ₽. Риелторы снова должны отчитываться наравне с адвокатами, нотариусами и другими специалистами, сопровождающими сделки с недвижимостью.

Что это значит для бизнеса. Росфинмониторинг не может проверить все сделки, о которых ему отчитываются, — их слишком много. Ведомство изучит лишь некоторые из них. Если проверяющим какая-то сделка покажется подозрительной, Росфинмониторинг может потребовать у сторон объяснить, что произошло, и запросить дополнительные документы. С повышенным порогом сделок у бизнеса будет меньше поводов заинтересовать Росфинмониторинг.

Больше по теме

Все события бизнеса у вас в почте

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей

Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности



Межрегиональный учебный центр финансового мониторинга “СМЫСЛОВЫ” и Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ:


юридические услуги в области финансового мониторинга, организации внутреннего контроля по 115-ФЗ, правила внутреннего контроля по финмониторингу, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России


тел.:
+7 (964) 768 9380

+7 (903) 686 3187;


+7 (964) 705-83-10


Добавить сайт финансового мониторинга в Избранное


мпания
основана в 1996 году

Новые особенности
сдачи отчетов в Росфинмониторинг с 2021 г.


О каких операциях, подлежащих
обязательному контролю, нужно отчитываться в Росфинмониторинг с
10.01.2021 г.

(автор – юрист,
эксперт по ПОД/ФТ, специалист по образовательной деятельности в 
сфере ПОД/ФТ, главный редактор СМИ “Вестник финансового
мониторинга”, канд. наук Смыслов П.А., при использовании и
цитировании ссылка на сайт обязательна)

(опубликовано
на 09.01.2021 г.)

Росфинмониторинг кто должен отчитываться

10
января 2021 года в Федеральный закон от 07.08.2001 №115-ФЗ «О
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма» вступают в силу
масштабные правки, касающиеся установления дифференцированного
подхода к направлению субъектами первичного финансового мониторинга
информации в Росфинмониторинг об операциях, подлежащих обязательному
контролю, установленных статьей 6 и статьей 7.5 указанного закона.


Пунктом 4 статьи 6 закона №115 установлены особенности представления
организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или
иным имуществом, сведений о совершаемых их клиентами непосредственно
в указанных организациях операциях с денежными средствами или иным
имуществом, подлежащих обязательному контролю, непосредственно в
Росфинмониторинг.


Согласно указанных особенностей все субъекты закона №115 должны
разработать новые правила
внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ
, адаптировав их под
свою специфику (сделать это можно
с нашей профессиональной помощью
).

Мы
провели подробный анализ особенностей направления информации в
Росфинмониторинг об операциях, подлежащих обязательному контролю,
сделав группировку указанных операций по видам субъектов закона
№115.


Анализ мы решили для удобства наших читателей представить в
наглядной табличной форме.

Из нашей
работы можно увидеть, о каких операциях, подлежащих обязательному
контролю, должен сообщать тот или иной субъект закона №115.


Обращаем внимание читателей нашего сайта, что полный перечень
операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих
обязательному контролю, установлен статьей 6 и пунктом 1 статьи 7.5
Федерального закона. Однако, в целях сокращения таблицы мы позволили
себе без потери смысла упростить содержание операций, подлежащих
обязательному контролю, а также названия отдельных субъектов.



Особенности направления информации в Росфинмониторинг об операциях,
подлежащих обязательному контролю, с 10.01.2021 г. (за исключением
кредитных организаций)


для увеличения таблицы, нажмите на нее

Росфинмониторинг кто должен отчитываться



эксперт по финансовому мониторингу, главный редактор СМИ
“Вестник финансового мониторинга”, канд. истор. наук, юрист
Павел Смыслов


При использовании и цитировании материала ссылка на сайт
обязательна!



Росфинмониторинг кто должен отчитываться



Ознакомьтесь нашими
многочисленными стать
ями
по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:


Росфинмониторинг кто должен отчитываться



Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам
финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному»
законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам


Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:

Росфинмониторинг кто должен отчитываться
Росфинмониторинг кто должен отчитываться
Росфинмониторинг кто должен отчитываться
Росфинмониторинг кто должен отчитываться


любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по
ПОД/ФТ);


обучение и инструктаж по финмониторингу;


аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;


электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;


помощь на проверках;


и многое другое.

Росфинмониторинг кто должен отчитываться

Мы в социальных сетях:

Росфинмониторинг кто должен отчитываться
Росфинмониторинг кто должен отчитываться
Росфинмониторинг кто должен отчитываться


14 марта 2022

Редактор: Павел Карпов

Росфинмониторинг уточнил, кто и как должен отчитываться по подозрительным сделкам


Поделитесь статьей

Поделитесь статьей

Росфинмониторинг уточнил, кто и как должен отчитываться по подозрительным сделкам


Поделитесь статьей

О чем речь. Некоторые компании и ИП должны отчитываться перед Росфинмониторингом за каждую операцию клиента, которая может показаться подозрительной, — ведомство называет такие транзакции «необычными». Это нужно для борьбы с отмыванием денег, в том числе с обналичиванием.

Как было раньше. Основные правила не поменяются. Перед Росфинмониторингом отчитываются:

  • несколько видов компаний. Это операторы связи, лизинговые компании, федеральные почтовые организации, организаторы азартных игр, организации, торгующие драгоценными камнями и металлами, ювелирными изделиями и их ломом, посредники при сделках с недвижимостью, операторы платежей, финансовые агенты;

  • ИП, торгующие драгоценными металлами и камнями, ювелирными изделиями и их ломом; ИП — посредники в сделках с недвижимостью;

  • аудиторы, адвокаты, нотариусы, доверительные собственники иностранных компаний без образования юрлица;

  • компании, ИП и физические лица, которые оказывают юридические или бухгалтерские услуги, если они управляют деньгами, ценными бумагами, счетами или иным имуществом клиента, привлекают деньги для создания организаций или создают юрлица и иностранные структуры без образования юридического лица.

Отчитываться должны участники сделки или лица, способствующие ее проведению, например сторонние юристы, которые оформляют бумаги. Росфинмониторинг интересует информация об операциях, которые можно расценить как отмывание преступных доходов. Видов таких сделок довольно много, например:

  • сделки, не имеющие очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

  • операции, в которых используются нестандартные или необычно сложные схемы проведения расчетов, отличающиеся от обычной практики. Например, сельхозкомпания заключает договор займа, к которому в последний момент добавляется допсоглашение. В нем указано, что заемщик получает деньги для лизинга трактора, который он собирается сдать в аренду. Сделка может быть законной, но выглядит сложно;

  • покупка товара, работы или услуги по цене, которая существенно отличается от рыночной;

  • сделки с предметами искусства;

  • получение или предоставление безвозмездной финансовой помощи;

  • операции в интересах компании, которая зарегистрировалась в течение последних трех месяцев, или ИП с регистрацией за последний год;

  • платежи с использованием расчетных счетов третьих лиц.

Общее правило такое: информацию нужно подать в течение трех дней после сделки, которая подлежит контролю. В других случаях срок подачи меняется.

Если компания решает отказать в операции клиенту, потому что подозревает его в отмывании доходов, об этом можно сообщить на следующий день.

Сообщать информацию нужно в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга по готовым формам. Документы нужно заверить усиленной квалифицированной электронной подписью.

Росфинмониторинг проверит документы за три рабочих дня и напишет в личном кабинете, принял ли он информацию. Если принял — отчет подан верно. Правильный отчет не дает гарантии, что Росфинмониторинг не захочет организовать проверку. Если не принял, то отчет неверный. У компании или ИП есть три дня на то, чтобы отправить его повторно.

Что изменилось. С 1 апреля 2022 года начнет действовать новый приказ Росфинмониторинга. Его суть осталась такой же, как и в прошлом приказе. Фактически поменялось не так много, поэтому все, что мы указали выше, будет действовать.

Добавится одна ситуация, за которую придется отчитываться. Представим компанию, которая отказалась выполнять операцию, нужную клиенту. Фирме показалось, что так клиент собирался отмыть деньги. Затем этот клиент смог убедить компанию в обратном лично или через суд. В таком случае у компании есть один рабочий день, чтобы отчитаться в Росфинмониторинг, что обстоятельства для отказа от операции больше нет.

Новый приказ отдельно выделяет адвокатов, нотариусов, доверительных собственников, аудиторов и лиц, оказывающих юридические или бухгалтерские услуги. Они представляют в Росфинмониторинг информацию о сделках с деньгами, недвижимостью и ценными бумагами клиента. Подавать отчеты нужно тогда, когда есть подозрения в том, что эти операции проводятся для отмывания денег. Отчитаться нужно в течение трех рабочих дней со дня сделки.

Отчитываться тоже придется немного по-новому. К новому приказу Росфинмониторинг приложил классификацию признаков, которые указывают на необычный характер сделок. В отчете нужно указать, к какому пункту принадлежит операция. Это касается только адвокатов, нотариусов, доверительных собственников, аудиторов и лиц, оказывающих юридические или бухгалтерские услуги.

Другие компании и ИП тоже пользуются новым перечнем, но только если проводят для клиента операцию, которой он может отмывать деньги.

В приказе появилась возможность поторопить Росфинмониторинг, если вы отправили отчет, но через три дня не получили ответ, принят он или нет. Тогда вы можете отправить запрос о причинах задержки. Сделать это можно также в личном кабинете.

Что это значит для бизнеса. Несколько приказов, которые выходили за последние шесть лет, объединили в один, и разобраться в нормах стало проще. Бизнесу теперь понятнее, что хочет знать Росфинмониторинг и как перед ним отчитываться.

Больше по теме

Все события бизнеса у вас в почте

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей

Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности


Росфинмониторинг

Редактор: Анастасия Пасютина

Орган исполнительной власти, который препятствует отмыванию нелегальных доходов


Поделитесь статьей

Орган исполнительной власти, который препятствует отмыванию нелегальных доходов


Поделитесь статьей

Росфинмониторинг — это краткое название Федеральной службы по финансовому мониторингу. Ее задача — не допустить отмывание денег, полученных преступным путем. Кроме того, служба отслеживает операции, которые могут быть направлены на финансирование терроризма.

Банки, ломбарды, букмекеры, страховые компании обязаны передавать в Росфинмониторинг информацию о сделках, которые кажутся им подозрительными. Но по некоторым сделкам отчитываться придется в любом случае — например, если клиент снимает со счета юрлица больше 1 млн рублей. При этом самому предпринимателю делать ничего не нужно — о подобных операциях Росфинмониторингу, опять же, сообщают банки и другие организации.

Финансовый мониторинг — это контроль за денежными операциями. Он бывает внутренним и обязательным.

Внутренний мониторинг проводят банки, микрофинансовые организации, ломбарды, страховые компании, брокеры, когда обслуживают клиентов, в том числе компании и предпринимателей, — это нужно, чтобы вовремя пресечь незаконные операции.

Организация получает персональную информацию о клиенте, проверяет подлинность документов и, если возникли подозрения, направляет данные на проверку в Росфинмониторинг.

Сделку могут признать подозрительной, или, как выражается само ведомство, необычной, если клиент отказывается предоставлять запрашиваемые документы, настаивает на том, чтобы операцию провели как можно скорее, или слишком озабочен конфиденциальностью сделки — например, интересуется, получат ли сведения о ней государственные органы.

Также подозрение может вызвать операция, которая не соответствует основной деятельности клиента — например, если парикмахерская скупает золотые слитки.

Обязательный мониторинг проводит сам Росфинмониторинг. При этом он контролирует денежные потоки как внутри России, так и в рамках международных сделок.

Контроль Росфинмониторинга распространяется на физлица и организации, которые проводят операции с деньгами, ценными металлами, недвижимостью и другим имуществом. Все они отчитываются о каждой операции клиента, которая может показаться сомнительной.

Перед Росфинмониторингом отчитываются:

  • страховые компании и брокеры;

  • почтовые организации внутри страны;

  • ИП, торгующие драгоценными металлами и камнями;

  • ИП — посредники в сделках с недвижимостью.

Есть операции, о которых в любом случае нужно сообщать в Росфинмониторинг. Под обязательный контроль подпадают:

  1. Снятие со счета юрлица налички на сумму 1 млн рублей и больше.

  2. Скупка, купля-продажа или сдача в ломбард ювелирных украшений, драгоценных металлов и камней на сумму 1 млн рублей и больше. Так, если человек купил колье за 1 300 000 ₽, магазин обязан направить данные об этом в Росфинмониторинг.

  3. Сделки с недвижимостью на сумму 5 млн рублей и больше. Если риелторская компания помогла клиенту купить квартиру стоимостью 5 млн рублей, она также обязана сообщить о сделке регулятору.

  4. Почтовые переводы на сумму от 100 000 ₽.

  5. Снятие наличных с карты, выпущенной в иностранном банке.

  6. Переводы на счета предприятий, которые имеют стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности РФ, на сумму 10 млн рублей и больше.

Контролируют и другие операции. Полный перечень указан в законе «О противодействии отмыванию доходов».

Сразу после регистрации ИП и компаниям, которые обязаны отчитываться перед Росфинмониторингом, необходимо встать на учет. Для этого нужно: заполнить карту постановки на учет для юрлица или ИП и передать ее в отделение Росфинмониторинга. Это можно сделать лично, заказным письмом или через сайт госуслуг.

Как заполнить карту постановки на учет в Росфинмониторинг

Образец карты для постановки на учет в Росфинмониторинг

Ответ из Росфинмониторинга должен прийти в течение 15 календарных дней. После постановки на учет ИП или организация получает доступ в личный кабинет на сайте ведомства — через него можно сдавать отчетность.

Регулятор рекомендует отчитываться о результатах проверки клиентов раз в квартал. Чтобы отправить отчет, нужно заполнить сообщение по форме ФЭС 3-ФМ в личном кабинете.

Если бизнес попытается скрыть информацию о подозрительной сделке, ему грозит штраф — от 200 000 до 400 000 ₽. Для должностных лиц штраф меньше — от 30 000 до 50 000 ₽.

Если компания посчитала операцию подозрительной, а потом клиент смог лично или через суд убедить ее в обратном, у нее есть один рабочий день, чтобы отчитаться в Росфинмониторинг, что оснований для отказа от сделки больше нет.

Росфинмониторинг ведет черный список компаний и физлиц, которых подозревают в финансировании терроризма и экстремизма. Этот перечень направляют банкам и другим организациям, чтобы они заблокировали счета таких клиентов и приостановили их обслуживание.

Черный список состоит из двух частей: международные террористы и нарушители внутри страны. Оба перечня можно найти на сайте Росфинмониторинга.

  1. Росфинмониторинг занимается проверкой денежных операций, чтобы бороться с отмыванием денег, финансированием терроризма и экстремизма.

  2. Росфинмониторинг — это исполнительный орган власти. Он не наказывает преступников, а собирает информацию и передает ее в правоохранительные органы.

  3. Если клиент купил ценные бумаги или драгоценности на сумму 1 млн рублей, организация обязана сообщить об этой сделке — даже если в ней вроде бы нет ничего подозрительного. То же самое касается операций с недвижимостью на сумму 5 млн рублей и больше.

Больше по теме

Все события бизнеса у вас в почте

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей

Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Росфинмониторинг кто должен отчитываться

01
апреля 2022 года вступил в силу
Приказ Росфинмониторинга от 8 февраля 2022 г. №18
“Об
утверждении Особенностей представления в Федеральную службу по
финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным
законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ “О противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию
терроризма”.

Приказ
от 8 февраля 2022 г. №18 пришел на смену приказа Росфинмониторинга
от 22 апреля 2015 г. № 110 “Об утверждении Инструкции о
представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу
информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г.
№ 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и финансированию терроризма”.

Разберем
самые главные изменения.


На кого распространяется Приказ Росфинмониторинга от 8 февраля 2022
г. №18?


Положения новых особенностей отправки сообщений в Росфинмониторинг
распространяются на:

– 
лизинговые компании, организации федеральной почтовой связи,
организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных
металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких
изделий, организаторов азартных игр, организации, оказывающие
посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи
недвижимого имущества, операторов по приему платежей, коммерческие
организации, заключающие договоры финансирования под уступку
денежного требования в качестве финансовых агентов, операторов
связи, имеющих право самостоятельно оказывать услуги подвижной
радиотелефонной связи, операторов связи, занимающих существенное
положение в сети связи общего пользования, которые имеют право
самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных, и
операторов лотерей;


индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку,
куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных
изделий из них и лома таких изделий, и индивидуальных
предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при
осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;


адвокатов, нотариусов, доверительных собственников (управляющих)
иностранной структуры без образования юридического лица и лиц,
осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания
юридических или бухгалтерских услуг;


аудиторские организации и индивидуальных аудиторов.

Росфинмониторинг кто должен отчитываться


Сроки и виды отчетности в Росфинмониторинг. Способы ее подготовки и
отправки.

В новом
приказе перечислены виды отчетности в Росфинмониторинг и сроки ее
предоставления. В списке отчетов среди прочего уточнена формулировка
в названии отчета о подозрительных операциях. Отчет называется «о
разовых операциях с денежными средствами или иным имуществом либо о
совокупности операций и (или) действий клиента, связанных с
проведением каких-либо операций, его представителя в рамках
обслуживания клиента, в отношении которых при реализации правил
внутреннего контроля возникают подозрения об их осуществлении в
целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем,
или финансирования терроризма». Сроки отправки отчетности не
изменены.


Установлены способы заполнения отчетности: в личном кабинете на
сайте Росфинмониторинга или с помощью программного обеспечения,
разработанного с учетом требований Приказа Росфинмониторинга №18.

Отправка
ФЭС, как и ранее, возможна только через личный кабинет.

Регистрация и настройка личного кабинета на сайте Росфинмониторинга


Критерии подозрительных операций теперь опубликуют на сайте
Росфинмониторинга.

В целях
выявления операций (сделок), осуществление которых может быть
направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным
путем, или финансирование терроризма субъекты используют перечень
признаков, указывающих на необычный характер операций (сделок),
приведенный в приложении к Приказу Росфинмониторингу №18, и описание
кодов данных признаков, размещенное на официальном сайте
Росфинмониторинга в разделе “Документы Росфинмониторинга”.

В
настоящее время описание кодов указанных признаков установлены 103
приказом Росфинмониторинга, который, по всей видимости в будущем
может утратить силу.

Когда
будут опубликованы критерии
подозрительных операции на сайте Росфинмониторинга – пока
неизвестно.

Коды
признаков, указывающих на необычный характер операций (сделок),
включенные в соответствующие программы выявления подозрительных
операций, которые разрабатываются в составе правил внутреннего
контроля, используются субъектами 115 закона при формировании
информационной части ФЭС.


Росфинмониторинг установил следующие новые коды перечней признаков
(в дополнение к уже существующим для иных видов деятельности
субъектов 115-Ф):

46 –
Признаки необычных операций (сделок), выявляемые при осуществлении
деятельности нотариуса

47 –
Признаки необычных операций (сделок), выявляемые при осуществлении
деятельности адвоката и лиц, оказывающих юридические услуги

48 –
Признаки необычных операций (сделок), выявляемые при оказании
бухгалтерских услуг

49 –
Признаки необычных операций (сделок), выявляемые при оказании
аудиторских услуг

50 –
Признаки необычных операций (сделок), выявляемые при осуществлении
деятельности доверительного собственника (управляющего) иностранной
структуры без образования юридического лица.

Однако,
конкретных признаков необычных операций (сделок) для вышеуказанных
видов деятельности пока не опубликовано.


 Размещенные на официальном сайте Росфинмониторинга описание кодов
признаков, указывающих на необычный характер операций (сделок)
применяются по истечении 30 календарных дней со дня их размещения на
официальном сайте Росфинмониторинга. А изменения в описании кодов
признаков, указывающих на необычный характер операций (сделок)
применяются по истечении не менее 10 календарных дней со дня их
размещения на официальном сайте Росфинмониторинга, если иное не
предусмотрено иными нормативными правовыми актами, регламентирующими
представление информации.


Описание структур отчетности в Росфинмониторинг также опубликуют на
сайте.

Описание
структур наименования, служебной и информационной частей ФЭС
размещается на официальном сайте Росфинмониторинга в
информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” по адресу
www.fedsfm.ru (далее – официальный сайт Росфинмониторинга) в разделе
“Документы Росфинмониторинга”. Ранее такое описание устанавливалось
отдельными приказами Росфинмониторинга. Так, в настоящее время
действует Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 7
октября 2021 г. №219, который, по всей видимости в будушем может
утратить силу.

Когда
будут опубликованы форматы ФЭС на сайте
Росфинмониторинга – пока неизвестно. Учитывая, что Приказ
Росфинмониторинга №219 вступил в силу совсем недавно, а именно
только в конце 2021 года, предположим, что публикация новых форматов
будет не очень скоро.


Размещенные на официальном сайте Росфинмониторинга описание структур
наименования, служебной и информационной частей ФЭС и требования к
технологическим электронным документам применяются субъектами
Приказа Росфинмониторинга №18 по истечении 30 календарных дней со
дня их размещения на официальном сайте Росфинмониторинга. А
изменения в описании структур наименования, служебной и
информационной частей ФЭС применяются по истечении не менее 10
календарных дней со дня их размещения на официальном сайте
Росфинмониторинга, если иное не предусмотрено иными нормативными
правовыми актами, регламентирующими представление информации.


Как отправить ФЭС при его невозможности представления через личный
кабинет?

В случае
невозможности представления ФЭС в Росфинмониторинг через личный
кабинет до устранения причин, препятствующих представлению ФЭС,
субъекты Приказа Росфинмониторинга №18 представляют в ведомство
машинный (оптический или цифровой) носитель информации, содержащий
ФЭС, с приложением сопроводительного письма на бумажном носителе.
ФЭС, размещаемое на машинном (оптическом или цифровом) носителе
информации, не требует подписания усиленной квалифицированной
электронной подписью (УКЭП).


Что надо сделать по новому приказу Росфинмониторинга?

1.
Ознакомиться с ним
.

2.
Провести обучение с сотрудниками (дополнительный инструктаж). На
ближайшем целевом инструктаже мы также разберем новеллы 18 приказа
Росфинмониторинга. Записывайтесь на обучение
здесь
.

3.
Изменить правила внутреннего контроля до 1 мая 2022 года.
Заказать новую редакцию ПВК
нужно у нас
. Те клиенты, кто заказывал у нас правила после
10 марта, могут быть спокойны: мы уже упомянули в ПВК о начале
действия с 1 апреля 2022 года новых особенностей представления в
Росфинмониторинг информации.

4. В
свете последних многочисленных изменений по ПОД/ФТ/ФРОМУ – самое
время оформить у нас
абонентское обслуживание по финмониторингу
.

Можно
написать нам на, :  +7 (903) 686 3187.

Или
отправить на:

Росфинмониторинг кто должен отчитываться



Росфинмониторинг кто должен отчитываться



Ознакомьтесь нашими
многочисленными стать
ями
по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:


Росфинмониторинг кто должен отчитываться



Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам
финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному»
законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам


Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:

Росфинмониторинг кто должен отчитываться
Росфинмониторинг кто должен отчитываться
Росфинмониторинг кто должен отчитываться
Росфинмониторинг кто должен отчитываться


любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по
ПОД/ФТ);


обучение и инструктаж по финмониторингу;


аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;


электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;


помощь на проверках;


и многое другое.

Росфинмониторинг кто должен отчитываться

Мы в социальных сетях:

Росфинмониторинг кто должен отчитываться
Росфинмониторинг кто должен отчитываться
Росфинмониторинг кто должен отчитываться

Направление сведений в Росфинмониторинг в электронной форме

По общему правилу, сообщать о подозрительных сделках клиентов организации и ИП должны в электронной форме через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга. Направляемое электронное сообщение подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.

Электронное сообщение о подозрительной сделке должно включать в себя (п. 6 постановления Правительства РФ от 09.04.2021 № 569):

  • сведения о клиенте/его законном представителе, выгодоприобретателе и бенефициарнос владельце, которые фигурируют в сделке;
  • вид операции/сделки и основания ее совершения;
  • дата совершения операции/сделки и сумма, на которую она совершена;
  • обстоятельства, послужившие основанием полагать, что спорная операция осуществляется или может быть осуществлена в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Наряду с направлением электронных сообщений через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга допускается возможность их направления через информационные системы, используемые для предоставления государственных и муниципальных услуг.

Кроме того, за организациями и ИП, оказывающими бухгалтерские и юридические услуги, сохраняется право направить вышеуказанные сведения на физическом носителе.

Кто обязан сообщать о подозрительных операциях

Уведомлять Росфинмониторинг о совершении их клиентами подозрительных операций обязаны (п. 1 ст. 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»):

  • организации и ИП, оказывающие бухгалтерские услуги;
  • адвокаты;
  • нотариусы;
  • организации и ИП, оказывающие юридические услуги;
  • аудиторские компании;
  • индивидуальные аудиторы.

shutterstock_1616887105 (1).jpgПри этом исполнять данную обязанность все вышеуказанные субъекты должны не во всех случаях, а только когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

  • сделки с недвижимым имуществом;
  • управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
  • управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
  • привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
  • создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.

Представлять сведения о подозрительных операциях клиентов должны только сторонние бухгалтерские фирмы и бухгалтеры, осуществляющие предпринимательскую деятельность, работающие на аутсорсинге. Штатные бухгалтеры и юристы, работающие в компании в качестве наемных сотрудников по трудовым договорам, сведения об операциях своих работодателей в Росфинмониторинг не представляют.

Направление сведений в Росфинмониторинг на физическом носителе

Сведения о подозрительных сделках можно представить в Росфинмониторинг на оптическом или цифровом носителе информации (диски, флешки и т.д.), содержащем соответствующее электронное сообщение (п. 8 постановления Правительства РФ от 09.04.2021 № 569).

shutterstock_1806679414.jpgЭто разрешается в случаях, когда у бухгалтерской фирмы временно отсутствует возможность направлять электронные сообщения о подозрительных операциях через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга. Например, по техническим причинам, или когда сервис ведомства недоступен.

Если сообщение передается на диске или флешке, то к ним в обязательном порядке нужно приложить сопроводительное письмо на бумажном носителе. Письмо подписывает  руководитель бухгалтерской компании или бухгалтер, осуществляющий предпринимательскую деятельность.

В сообщении, представляемом на физическом носителе, указываются сведения, приведенные в п. 6 постановления Правительства РФ от 09.04.2021 № 569. Сопроводительное письмо на бумажном носителе вместе с оптическим или цифровым носителем информации представляется в Росфинмониторинг непосредственно или заказным письмом с уведомлением о вручении.

После устранения технических неисправностей, препятствующих направлению электронного сообщения через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга, бухгалтерская компания должна будет опять перейти на представление сведений в электронной форме.

Штрафы за непредставление сведений в Росфинмониторинг

Непредставление сведений о подозрительных операциях и сделках является основанием для привлечения организаций и ИП, оказывающих бухгалтерские услуги, к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.

Согласно данной норме, совершение подобного правонарушения влечет наложение административного штрафа в размере:

  • от 30 000 до 50 000 рублей – для ИП и должностных лиц бухгалтерских/аудиторских организаций;
  • от 200 000 до 400 000 рублей – для бухгалтерских организаций.

Кроме того, бухгалтерской фирме это же самое нарушение может грозить административным приостановлением деятельности на срок до 60 суток.

Если непредставление сведений повлечет легализацию преступных доходов или финансирование терроризма, то действия организаций и ИП, оказывающих бухгалтерские услуги, будут квалифицироваться по ч. 4 ст. 15.27 КоАП РФ. Данная норма предусматривает следующие санкции:

  • наложение административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификация на срок от одного года до трех лет – для ИП и должностных лиц организаций;
  • наложение административного штрафа в размере от 500 000 до 1 млн рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток – для организаций.

Что подлежит контролю

Сделки, которые подлежат контролю со стороны Росфинмониторинга, представлены в статье 6 закона №115-ФЗ. В ней говорится, что обязательному контролю подлежат сделки по операциям с денежными средствами, сумма по которым превышает 600 000 руб. К ним относят как сделки по оплате в наличной форме, так и операции по банковским вкладам. Например, ломбарды и ювелирные магазины должны также отчитываться о проведении подобных сделок.

Так, заполнить отчетность необходимо, когда сумма покупок превышает сумму в 600 000 руб. При этом не важен способ учета: по поступлению оплат или по произведенным отгрузкам. Требования законодательства распространяются как на юридические, так и на физические лица.

Организации обязаны не реже, чем раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применимы или должны применяться меры по блокировке денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган. Таким образом, на организации лежит ответственность по проверке списка своих контрагентов со списком организаций, к которым приняты меры по замораживанию (блокированию) денежных средств согласно закону №115-ФЗ. Данные списки регулярно публикуются на сайте Росфинмониторинга.

Но, например, для организаций, осуществляющих продажу ювелирных изделий, не проводится контроль по операциям на сумму, не превышающей 40 000 руб., или при безналичной оплате на сумму, не превышающую 100 000 руб. Исключения могут составлять случаи, когда у сотрудников организации возникает подозрение в легализации доходов данным покупателем.

Возник вопрос об отчетности в контролирующие органы?

Задайте его с помощью специальной формы, и наши консультанты помогут разобраться.

.border-block {
margin-bottom: 40px;
padding: 20px;
border: 3px solid #56CCF2;
}

.border-block__title {
margin: 0 0 20px;
font-size: 25px;
font-weight: bold;
}

.border-block__text {
margin: 0 0 20px;
}

Отправка отчетности

Необходимо регулярно и ежеквартально отчитываться по операциям, требующим мониторинга и направлять отчетность. Так, КоАП за несвоевременную сдачу отчетности данного вида организация наказывается штрафом в размере от 50 000 до 200 000 руб.

Для того чтобы сдать отчетность в Росфинмониторинг, можно воспользоваться одним из следующих способов: в электронном виде отчетность можно отправить через личный кабинет сайта http://www.fedsfm.ru/, либо с помощью специальных программных комплексов, таких как «Организация-М». Для сдачи отчетности потребуется квалицированная подпись.

Заполнить отчетность просто, но требуется изучить правила ее составления. Уведомление должно быть подготовлено в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Ошибки в отчетности могут быть рассмотрены как предоставление недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю. За такое нарушение предусмотрены штрафы от 200 000 до 400 000 руб., или приостановление деятельности организации на срок до 6 суток. Для более правильного заполнения отчетности следует дополнительно ознакомиться с Информационным письмом Росфинмониторинга №33 от 29.11.2013 г., так как оно содержит приложения с практическими примерами заполнения формы 4-СПД.

Как и любая отчетность, отчетность в Росфинмониторинг изменяется с течением времени. Так, в октябре 2015 г. в личном кабинете были размещены новые формы ФЭС, которые теперь используются ювелирами, агентствами по недвижимости, и операторами по приему платежей, лизинговыми и факторинговыми компаниями. Теперь вместо формы 4-СПД для предоставления информации в соответствие с приказом РФМ от 22.04.2015 №110, появились новые формы отчетности (ФЭС 1-ФМ, 2-ФМ, 3-ФМ, 4-ФМ). Форма 4-СПД сдается только для предоставления корректировок и уточнений за прошлые периоды.

Ювелиры, агентства недвижимости, лизинговые и факторинговые компании, операторы по приему платежей могут отправлять квартальную отчетность, заполняя формализованные электронных сообщений (ФЭС 3-ФМ) начиная с 22 ноября 2015 г. через вкладку 110 в личном кабинете на портале Росфинмониторинга или через АРМ «Организация-М». Стоит обратить на это особое внимание и сдавать отчетность по новым формам. Так, отчетность 3-ФМ «О результатах проверки наличия среди своих клиентов лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества», носит ежеквартальный характер.

В случае, если у организации за весь период не было операций, подлежащих мониторингу, все равно необходимо предоставить пустой расчет в виде электронного сообщения ФЭС 3-ФМ.

Не забывайте, что, как и любая другая отчетность, сдаваемая в электронном виде, отправка отчетности подтверждается получением квитанции о приеме от контролирующего органа.

Если ваша организация ранее не сдавала отчетность, то это обязательно необходимо сде-лать, разбив срок на кварталы, и направить формы из личного кабинета. При этом, отправляя формы за прошлые периоды, следует воспользоваться отчетом 4-СПД, а в новых периодах – отчетностью ФЭС в зависимости от вида деятельности вашей организации.

Напомним, что вы всегда можете оформить ЭЦП для отправки отчетности в Росфинмониторинг в авторизированном центре «ГЭНДАЛЬФ». Для этого свяжитесь со специалистом компании по тел.: 8 (863) 300-10-06.


Кто сдает отчетность в Росфинмониторинг

Основным законом, утверждающим необходимость финансового мониторинга, является Федеральный закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, получен-ных преступным путем и финансированию терроризма» от 07.08.2001.

В Постановлении Правительства РФ от 27.01.2014 №58 сказано, что постановке на учет в Росфинмониторинге подлежат:

  • лизинговые компании;
  • операторы по приему платежей;
  • организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  • организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуще-ством.

При этом организации обязаны самостоятельно встать на учет в течение 30 календарных дней с даты госрегистрации или внесения изменений в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора по оказанию контролируемого вида услуг.

Рассмотрим, какие организации попадают под критерий осуществляющих операции с де-нежными средствами или иным имуществом. В этот перечень входит большое количество разнообразных организаций: кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые организации, ломбарды, организации, занимающейся куплей-продажей ювелирных изделий, букмекерские конторы и многие другие.

Таким образом, сфера действий данного закона достаточно широка.

Какие сделки Росфинмониторинг считает подозрительными

В целях выявления подозрительных операций бухгалтерские фирмы должны руководствоваться критериями и признаками необычных сделок, утвержденными приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103.

В частности, к подозрительным относятся:

  • сделки, не имеющие очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
  • сделки, не соответствующие уставным целям клиента;
  • операции, при совершении которых клиент отказывается предоставлять документы, которые необходимы для выполнения требований законодательства в сфере противодействия легализации преступных доходов;
  • операции, в которых используются нестандартные или необычно сложные схемы проведения расчетов, отличающиеся от обычной практики;
  • существенное отклонение суммы сделки относительно действующих рыночных цен, в том числе по настоянию клиента;
  • неоправданно поспешно совершаемые операции;
  • сделки, объектом которых являются предметы искусства;
  • немотивированное требование клиента о расторжении договора и/или возврате уплаченных клиентом денежных средств до фактического осуществления операции;
  • операции по получению или предоставлению кому-либо безвозмездной финансовой помощи;
  • совершение операции в интересах клиента, период деятельности которого с момента государственной регистрации не превышает 3 месяцев;
  • сделки с юридическим лицом или ИП, период деятельности которых с даты государственной регистрации составляет менее 1 года;
  • многократное внесение учредителями (руководителями) денежных средств для пополнения оборотных средств организации;
  • осуществление расчетов между сторонами сделки с использованием расчетных счетов третьих лиц и т.д.

Выявив любую из вышеуказанных сделок/операций, бухгалтерская компания должна не позднее 3 последующих рабочих дней сообщить о такой сделке или операции в Росфинмониторинг.