Росфинмониторинг отгрузка

от 19 марта 2014 г. N 209

Отправим материал Вам на почту

ФАС и Росфинмониторинг подружились

Процедуры закупок проверяют на каждом из этапов – от планирования до выполнения обязательств по контракту. Контроль осуществляется по различным направлениям: правовому, общественному, финансовому. Всем известно, что за закупками пристально следит ФАС, расходование средств отслеживает казначейство, однако не все знают, что в числе структур, внимательно наблюдающих за госзакупками, есть еще одна – Росфинмониторинг.  Решили участвовать в крупном госзаказе – будьте готовы к тому, что вас проверят на применение коррупционных и «отмывочных» схем. Подробности в нашей статье.

6,5 трлн руб.  – составил объем по закупкам за 10 месяцев 2020 года в соответствии с законом «О контрактной системе», 44-Ф.

16 трлн руб. – составил объем закупок за 10 месяцев 2020 года в соответствии с законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», 223-ФЗ.

В кризисные времена госзакупки становятся одним из способов удержаться на плаву даже для тех, кто в спокойные времена не смотрел в сторону работы с госзаказами. «Коронакризис» – не исключение. Эксперты ожидают нового всплеска интереса к госзакупкам. В данной статье мы расскажем о том, какие внешние структуры контролируют этот процесс, а также подробнее остановимся на том, куда направлен фокус внимания Росфинмониторинга в вопросе госзакупок.

распечатать Изменения для бухгалтера с 2023 года

В июле 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 14.07.2022 № 331-ФЗ, который повысил сумму сделок, подлежащих обязательному контролю с 600 000  до 1 000 000 рублей. Для сделок с недвижимостью сумма, при которой сделка подпадает под контроль, увеличена до 5 000 000 рублей (ранее 3 млн. руб).

По закону №115-ФЗ о противодействие коррупции банки обязаны проверять подозрительные операции клиентов, блокировать счета, с которых оплачиваются сомнительные сделки и передавать данные в Росфинмониторинг.

Новые пороговые значения по сделкам, которые контролирует Росфинмониторинг

С 14 июля 2022 года на основании Федерального закон от 14.07.2022 № 331-ФЗ, который внес изменения в Закон №115-ФЗ, под контроль Росфинмониторинга подпадают:

Какие сделки контролирует Росфинмониторинг

Под контроль Росфинмониторинга попадают только крупные и нестандартные сделки. Крупная сделка – это сделка, сумма которой более 1 000 000 рублей.

Операции с наличными деньгами

Операции с наличностью Росфинмониторинг будет проверять, если они не соответствуют типу хозяйственной деятельности компании, проводятся слишком часто и в больших суммах, например:

Операции по банковским счетам

Расчетный счет компании контролируется банком. В Росфинмониторинг для проверки банк должен сообщить, если:

Сделки с имуществом

Росфинмониторинг проверят только сделки на крупные суммы. Среди них такие:

Подозрительные, сомнительные и транзитные операции

Операция считается подозрительной или сомнительной, если она носит необычный характер, не соответствующий типу хозяйственной деятельности компании и не имеет экономического смысла.

Самые проверяемые сделки

Перечень самых проверяемых сделок сформировался еще в 2021 году. Это такие:

Росфинмониторинг отгрузка

В статье мы ответим на следующие вопросы: о каких операциях идет речь, куда нужно сообщать о данных операциях, какие лица обязаны представлять указанные сведения, предусмотрена ли ответственность за непредставление сообщений и за представление недостоверных сведений.

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (далее – Федеральный закон №115-ФЗ) предусматривает для отдельных лиц обязанность сообщать в Федеральную службу по финансовому мониторингу (далее Росфинмониторинг) информацию об операциях своих клиентов. При этом сообщать нужно не о всех операциях, о только о тех, которые отвечают определённым признакам перечисленным в статье 6 и 7.5 Федерального закона №115-ФЗ.

За непредставление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) за представление недостоверных сведений об указанных предусмотрен административный штраф на должностных лиц в размере от 30000 до 50000 рублей; на юридических лиц – от 200000 до 400000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 60 суток (ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ).

С первого взгляда может показаться, что нам удалось ответить на все поставленные вопросы. Но на самом деле это лишь «вершина айсберга» продолжим разбираться дальше.

Кто обязан сообщать сведения с Росфинмониторинг?

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, перечисленные в статье 5 Федерального закона №115-ФЗ обязаны представлять в Федеральную службу по финансовому мониторингу сведения об операциях подлежащих обязательному контролю не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции (пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ).

Чтобы Вам легче было разобраться разделим указанных лиц на три группы: (1) лица, поднадзорные Росфинмониторингу, Пробирной палате, ФНС и Роскомнадзору; (2) некредитные финансовые организации; (2) кредитные организации.

К первой группе относятся следующие субъекты: лизинговые компании, почта России, ювелирные магазины, тотализаторы и букмекеры, лотереи, агентства недвижимости, операторы по приему платежей, факторинговые компании, операторы мобильной связи, операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных и оказывают услуги связи на основании договоров с абонентами – физическими лицами, индивидуальные предприниматели, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, адвокаты, нотариусы, юристы и бухгалтеры.

Ко второй группе относятся так называемые некредитные финансовые организации профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые компании, страховые брокеры, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственные пенсионные фонды, кредитные потребительские кооперативы, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, микрокредитные компании и микрофинансовые компании, общества взаимного страхования, ломбарды.

И к третьей группе относятся банки с универсальной лицензией, банки с базовой лицензией, небанковские кредитные организации.

О каких операциях нужно сообщать в Росфинмониторинг?

До 23 июля 2018 года полный перечень рассматриваемых операций был перечислен в статье 6 Федерального закона №115-ФЗ. Но, в связи с вступлением в в силу Федерального закона от 23 апреля 2018 г. №90-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения”, перечень операций, подлежащих обязательному контролю теперь содержится в двух статьях. Это статья 6 и статья 7.5 Федерального закона №115-ФЗ.

Операции с денежными средствами или иным имуществом сумма которых равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее.

2. Сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее. В информационном письме от 2 августа 2013 г. №30 Росфинмониторингя разъясняет отдельные вопросы по предоставлению сведений о сделках с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю.

3. Операция по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а равно по расходованию денежных средств и (или) иного имущества указанной организацией, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее.

Обязательному контролю по основанию, указанному в пункте 1.2 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ, подлежат операции любых некоммерческих организаций по расходованию денежных средств, совершаемые на сумму, равную или превышающую 100 000 рублей, либо эквивалентную сумму в иностранной валюте, в частности, переводы денежных средств некоммерческих организаций в пользу третьих лиц, операции по снятию некоммерческими организациями наличных денежных средств со счетов. При этом контроль за операциями по расходованию некоммерческими организациями денежных средств или иного имущества в установленном размере следует осуществлять вне зависимости от направления расходования денежных средств (заработная плата сотрудникам, уплата налогов в бюджеты различных уровней, погашение кредита и т.п.).

4. Операция по зачислению денежных средств на счет (вклад), покрытый (депонированный) аккредитив или списанию денежных средств со счета (вклада), покрытого (депонированного) аккредитива хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем, которые указаны в статье 1Федерального закона от 21 июля 2014 года №213-ФЗ “Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, федеральных унитарных предприятий, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и хозяйственных обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем, которые указаны в Федеральном законе от 14 ноября 2002 года №161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”, государственных корпораций, государственных компаний и публично-правовых компаний, если сумма, на которую совершается такая операция, равна 10 миллионам рублей или превышает эту сумму либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 10 миллионам рублей, или превышает эту сумму.

5. Операции по зачислению денежных средств на отдельные счета, открытые в уполномоченном банке головному исполнителю поставок продукции по государственному оборонному заказу, исполнителю, участвующему в поставках продукции по государственному оборонному заказу, для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №275-ФЗ “О государственном оборонном заказе”, с любых иных счетов, операции по списанию денежных средств с указанных отдельных счетов на любые иные счета, операции по первому зачислению денежных средств на указанные отдельные счета с иных отдельных счетов, если сумма, на которую совершается соответствующая операция, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее.

Операции по второму и последующим зачислениям денежных средств на отдельные счета, указанные в абзаце первом настоящего пункта, с иных отдельных счетов или по списанию денежных средств с этих отдельных счетов на иные отдельные счета подлежат обязательному контролю, если сумма, на которую совершается соответствующая операция, равна или превышает 50 миллионов рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 50 миллионам рублей, или превышает ее.

6 Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Список лиц причастных к экстремистской деятельности или терроризму размещается в личном кабинете на портале Федеральной службы по финансовому мониторингу (п. 21 Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, утв. постановлением Правительства РФ от 6 августа 2015 г. №804).

7. Операция с денежными средствами или иным имуществом в случае, если хотя бы одна из сторон является организацией или физическим лицом, включенными в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо юридическим лицом, прямо или косвенно находящимся в собственности или под контролем таких организации или физического лица, либо физическим лицом или юридическим лицом, действующими от имени или по указанию таких организации или физического лица.

Перечень лиц причастных к распространению оружия массового уничтожения публикуется в личном кабинете на портале Федеральной службы по финансовому мониторингу (п. 13 Правил формирования перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, и использования связанной с таким перечнем информации, утв. постановлением Правительства РФ от 26.10.2018 г. №1277).

Какая ответственность установлена за непредставление сведений об операциях подлежащих обязательному контролю?

За нарушение порядка и сроков предоставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, установлена ответственность статьей 15.27 Кодекса об административных правонарушениях.

Важно отметить, что согласно действующей в настоящее время позиции надзорных органов, направление в Росфинмониторинг запроса замены записи в составе формализованного электронного сообщения по операциям, подлежащим обязательному контролю, квалифицируется по части 2 статьи 15.27 КоАП РФ независимо от того, выявила недостоверные сведения сама организация, либо они были выявлены в ходе проверки.

Есть и иная позиция, изложенная в письме Банка России от 17 января 2013 № 2-Т. Согласно которой если вместо ранее направленных сведений организация представила в уполномоченный орган достоверные сведения, соответствующие фактическим данным об операции (сделке), подтвержденным имеющимися в кредитной организации документами, до возбуждения дела об административном правонарушении, но с нарушением установленного Федеральным законом №115-ФЗ срока, то совершенное организацией (должностным лицом организации) деяние следует квалифицировать по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ как представление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, с нарушением установленного срока.

Подробнее об операциях подлежащих обязательному контролю и о правилах составления формализованных электронных сообщений Вы можете узнать на наших вебинарах по программе ПОД/ФТ.

Соглашение между ФАС и Росфинмониторингом.

Между ФАС и Росфинмониторингом подписано соглашение об информационном взаимодействии при выявлении картелей и иных форм сговоров. Структуры обмениваются информацией и как следует из данных их совместного пресс-релиза, особенно успешно ведется работа в бюджетной сфере: при проведении государственных закупок и закупок госкомпаний.

По результатам совместных расследований за период с 2016 года по первое полугодие 2018 года, ФАС России и ее территориальными органами возбуждено 22 дела о нарушении антимонопольного законодательства. Нарушения зафиксированы преимущественно в сферах поставок фармацевтических препаратов и медицинских изделий, строительства, питания для социальных и образовательных учреждений. На участников картелей наложены административные штрафы на общую сумму около 1 млрд рублей.

История одного дела: 90 организаций участвовали в 18 открытых аукционах в электронной форме на поставку имущества для силовых структур на 3,5 млрд рублей. В торгах были усмотрены признаки картельной сделки, участники привлечены к административной ответственности на сумму более 600 млн рублей.

ФАС и Росфинмониторинг подписали дополнительный протокол о сотрудничестве. «Подписание дополнительного протокола к Соглашению о взаимодействии откроет новые возможности для оперативного взаимодействия территориальных органов ФАС России и территориальных органов Росфинмониторинга. Информация больше не будет идти через центральные аппараты ведомств, а территориальные управления наших служб будут взаимодействовать напрямую», – рассказали в ФАС.

Что в фокусе Финмониторинга.

Финмониторинг держит на контроле крупные сделки. По небольшим госзакупкам мониторинг носит заявительный характер.

На что обращает внимание Финмониторинг:

Как обеспечить «гигиену» работы фирмы?

Чтобы не оказаться в числе тех, к кому проявит повышенный интерес Росфинмониторинг, нужно соблюдать определенную финансовую «гигиену»: не проводить операций, вызывающих вопросы, быть в контакте с банком, отвечать на его запросы, подавать актуальную информацию о компании и т.п.

Навести порядок в делах, чтобы смело идти на торги, призваны помочь электронные сервисы. СБИС Финансовый анализ позволяет получить экономическую и финансовую оценку работы компании без расходов на консультанта. СБИС Сверка проведет сверку с бюджетом и выявит все расхождения. СБИС ЭДО  позволит наладить документооборот, повысить управляемость бизнеса, а также выстроить бесперебойное взаимодействие с контрагентами. Еще один незаменимый инструмент для соблюдения дисциплины – это СБИС Электронная отчетность. С ним отчетность в надзорные органы сдавать намного проще.

СБИС Торги позволяет аккумулировать данные со всех торговых площадок в одном месте, позволяет узнавать об интересных торгах первыми, также сервис поможет оценить шансы на победу в конкретной закупке.

Не забывайте о том, что обязательным условием для участия в электронных торгах является наличие электронной подписи. Заказать ЭЦП для торгов на торговых площадках можно в нашем Центре ЭЦП.

О том, как повысить эффективность участия в торгах с помощью СБИС, вам готовы рассказать наши специалисты.

Оставьте заявку и получите бесплатную консультацию и выгодное предложение на СБИС уже сегодня.

Оставьте заявку и получите бесплатную консультацию уже сегодня!

Клиентов на постоянной поддержке

Офисов по всей России и продолжаем расширяться

Мы успешно работаем в сфере электронных решений

Всегда на связи с клиентами группа Техподдержки

Этапы контроля.

Ошибочно думать, что госзакупки контролируются только в момент проведения и на этапе исполнения. Контролю подлежит весь цикл, который проходит закупка.

Какие этапы государственной закупки подлежат контролю:

Информационное письмо Росфинмониторинга от 24. 2022 N 66
“О представлении организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, сведений об операции, подлежащей обязательному контролю в соответствии с пунктом 1. 1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ”

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ

от 24 августа 2022 г. N 66

ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ,

ОКАЗЫВАЮЩИМИ ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ УСЛУГИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СДЕЛОК

КУПЛИ-ПРОДАЖИ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА, СВЕДЕНИЙ ОБ ОПЕРАЦИИ,

ПОДЛЕЖАЩЕЙ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ КОНТРОЛЮ В СООТВЕТСТВИИ С ПУНКТОМ

1.1 СТАТЬИ 6 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 115-ФЗ

В соответствии с подпунктом 11.1 пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 331-ФЗ) (далее – Федеральный закон N 115-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (далее – риэлторы), обязаны выявлять и представлять в Росфинмониторинг, в том числе сведения об операции с наличными и (или) безналичными денежными средствами, осуществляемой по сделке с недвижимым имуществом, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 5 млн руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 5 млн руб., или превышает ее, как об операции, подлежащей обязательному контролю (пункт 1.1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ).

1. Какие операции в рамках сделки с недвижимым имуществом рассматривать в качестве операций, подлежащих обязательному контролю в соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ?

В случае, если условиями договора на оказание риэлторских услуг, риэлтор непосредственно участвует в совершении платежа или сопровождает расчеты между сторонами в рамках заключаемой сделки купли-продажи недвижимого имущества, а также в случае получения от клиента информации о совершенном платеже (дата, сумма, форма расчетов, реквизиты платежных документов и т.д.), необходимой для представления сведений в Росфинмониторинг, то в соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ у риэлтора возникает обязанность представить сведения непосредственно об операции с денежными средствами, осуществляемой по сделке купли-продажи недвижимого имущества.

При формировании сообщения о такой операции по форме ФЭС 1-ФМ в показателе “Дата совершения операции” указывается дата фактического осуществления платежа по сделке, а показатель “Код признака операции” принимает значение “0 – для операций с денежными средствами, в том числе с электронными денежными средствами”.

В случае, если риэлтор непосредственно не участвует в совершении расчетов по сделке купли-продажи недвижимого имущества и не имеет возможности получить соответствующую информацию от участников сделки, в целях выявления и исполнения обязанности по представлению в Росфинмониторинг информации, предусмотренной пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ, риэлтору следует исходить из факта подписания соответствующего договора.

При формировании сообщения о такой операции по форме ФЭС 1-ФМ в показателе “Дата совершения операции” указывается дата подписания договора купли-продажи недвижимого имущества, а показатель “Код признака операции” принимает значение “4 – для операции с недвижимым имуществом”.

2. Что делать, если информация о дате совершения операции с денежными средствами в рамках сделки купли-продажи недвижимого имущества стала известна позднее 3 рабочих дней с даты ее совершения?

В случае, если риэлтор непосредственно не участвовал в совершении операции с денежными средствами в рамках сделки купли-продажи недвижимого имущества, то сведения о такой операции, подлежащей обязательному контролю, должны быть представлены в Росфинмониторинг не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем получения необходимой информации от клиента.

При этом при формировании сообщения по форме ФЭС 1-ФМ следует заполнить показатель “Дата выявления операции”, в котором указать дату фактического получения риэлтором сведений об операции с денежными средствами, необходимых для формирования сообщения.

Для исключения возможности возникновения оснований полагать, что сроки представления информации в Росфинмониторинг умышленно затягиваются, риэлтору следует обеспечить хранение у себя документов и информации, подтверждающих дату фактического получения вышеуказанной информации.

3. Подлежат ли обязательному контролю операции (сделки) с недвижимым имуществом, совершаемые в рамках договора участия в долевом строительстве, в том числе переуступки прав требования по нему, ренты, дарения, аренды и т.д.?

В настоящее время в целях исполнения риэлтором обязанности по представлению в Росфинмониторинг сведений об операции, подлежащей обязательному контролю в соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ, следует рассматривать только сделки купли-продажи недвижимого имущества.

Дополнительно информируем, что Информационное письмо Росфинмониторинга от 02.08.2013 N 30 “О разъяснении отдельных вопросов по предоставлению сведений о сделках с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю, субъектами Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”, не являющимися кредитными организациями” не применяется.

Кто контролирует госзакупки.

Кроме того, что сами государственные заказчики контролируют закупки, их головные ведомства, например, «Ростех», «Росатом» и др., за расходованием бюджетных средств наблюдает еще множество структур. Их можно обобщить в 3 основные группы: правовые, финансовые и общественные.

Результаты контрольной деятельности Росфинмониторинга за 2019 год:

379 – общее количество проверок, проведенных в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей,

373 – общее количество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в ходе проведения проверок в отношении которых выявлены правонарушения,

15% нарушителей смогли доказать свою невиновность в суде.

О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ В ФЕДЕРАЛЬНУЮ СЛУЖБУ
ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ
ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ,
И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ И НАПРАВЛЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ
ЗАПРОСОВ В ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОПЕРАЦИИ
С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ,
И ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.04.2015 N 342,

от 17.09.2016 N 933, от 11.09.2018 N 1081, от 22.10.2020 N 1716,

от 14.07.2021 N 1183, от 20.05.2022 N 922, от 06.10.2022 N 1773)

1. Настоящее Положение регулирует порядок представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации и документов (далее – информация) и направления Службой запросов, предусмотренных Федеральным законом “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (далее – Федеральный закон).

Действие пунктов 2 – 9 настоящего Положения не распространяется на порядок представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, указанными в пункте 7 статьи 7 Федерального закона.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 20.05.2022 N 922)

2. Информация представляется организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, указанными в части первой статьи 5 Федерального закона (далее – организации), и индивидуальными предпринимателями, указанными в части второй статьи 5 Федерального закона (далее – индивидуальные предприниматели).

3. Организации и индивидуальные предприниматели представляют в Федеральную службу по финансовому мониторингу следующую информацию:

а) о подлежащих обязательному контролю операциях с денежными средствами или иным имуществом, предусмотренную абзацами вторым – девятым подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.10.2020 N 1716)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) о разовых операциях с денежными средствами или иным имуществом либо о совокупности операций и (или) действий клиента, связанных с проведением каких-либо операций, его представителя в рамках обслуживания клиента, в отношении которых при реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения об их осуществлении в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

(пп. “б” в ред. Постановления Правительства РФ от 14.07.2021 N 1183)

в) о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу:

включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;

в отношении которых межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение, предусмотренное пунктом 1 статьи 7.4 Федерального закона;

включенным в составляемые в рамках реализации полномочий, предусмотренных главой VII Устава ООН, Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН, перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями и террористами или с распространением оружия массового уничтожения;

(пп. “в” в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2022 N 1773)

г) о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2015 N 342)

д) о фактах препятствия со стороны государства (территории), в котором (на которой) расположены филиалы и представительства, а также дочерние организации организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, реализации такими филиалами, представительствами и дочерними организациями положений Федерального закона;

е) о приостановленных в соответствии с пунктом 10 статьи 7, пунктом 5 статьи 7.5 и частью четвертой статьи 8 Федерального закона операциях с денежными средствами или иным имуществом;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.09.2018 N 1081, от 06.10.2022 N 1773)

ж) о случаях отказа в совершении операции с денежными средствами или иным имуществом по основанию, указанному в пункте 11 статьи 7 Федерального закона;

(пп. “ж” введен Постановлением Правительства РФ от 17.09.2016 N 933; в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.07.2021 N 1183, от 20.05.2022 N 922)

з) о предусмотренном абзацем вторым пункта 13 статьи 7 Федерального закона устранении указанного в пункте 11 статьи 7 Федерального закона основания, в соответствии с которым принято решение об отказе в проведении операции с денежными средствами или иным имуществом либо об отмене судом такого решения.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.07.2021 N 1183, от 20.05.2022 N 922)

4. Информация представляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями и индивидуальными предпринимателями в следующие сроки:

а) информация, указанная в подпункте “а” пункта 3 настоящего Положения, – в течение 3 рабочих дней, следующих за днем совершения соответствующей операции;

б) информация, указанная в подпункте “б” пункта 3 настоящего Положения, – в течение 3 рабочих дней, следующих за днем выявления разовой операции, и (или) совокупности операций, и (или) действий клиента, в отношении которых возникают подозрения об их осуществлении в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

в) информация, указанная в подпункте “в” пункта 3 настоящего Положения, – незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня, следующего за днем применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;

в(1)) информация, указанная в подпункте “е” пункта 3 настоящего Положения, – незамедлительно;

(пп. “в(1)” введен Постановлением Правительства РФ от 06.10.2022 N 1773)

г) информация, указанная в подпункте “г” пункта 3 настоящего Положения, – в течение 5 рабочих дней, следующих за днем окончания соответствующей проверки;

д) информация, указанная в подпункте “д” пункта 3 настоящего Положения, – в течение 5 рабочих дней, следующих за днем выявления соответствующих фактов;

(пп. “д” в ред. Постановления Правительства РФ от 17.09.2016 N 933)

е) информация, указанная в подпункте “ж” пункта 3 настоящего Положения, – не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об отказе от проведения операции с денежными средствами или иным имуществом;

(пп. “е” введен Постановлением Правительства РФ от 17.09.2016 N 933)

ж) информация, указанная в подпункте “з” пункта 3 настоящего Положения, – не позднее рабочего дня, следующего за днем устранения соответствующего основания либо получения вступившего в законную силу соответствующего решения суда.

(пп. “ж” в ред. Постановления Правительства РФ от 14.07.2021 N 1183)

5 – 5(2). Утратили силу. – Постановление Правительства РФ от 20.05.2022 N 922.

6. Организации федеральной почтовой связи в дополнение к информации, указанной в пункте 3 настоящего Положения, представляют сведения о почтовых переводах денежных средств, при осуществлении которых в поступившем почтовом сообщении отсутствует предусмотренная пунктом 7 статьи 7.2 Федерального закона информация о плательщике, в отношении которых у работников федеральной почтовой связи возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Такие сведения представляются не позднее рабочего дня, следующего за днем признания такой операции подозрительной.

7. Информация, указанная в пунктах 3 и 6 настоящего Положения, представляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу в электронной форме путем использования личного кабинета либо на машинном носителе.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 11.09.2018 N 1081)

Такая информация может также представляться в электронной форме посредством использования инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 г. N 451 “Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме”, либо иной государственной инфраструктуры при условии обеспечения надлежащего уровня защиты передаваемой информации, определяемого Федеральной службой по финансовому мониторингу.

8. Особенности представления информации, передаваемой в соответствии с абзацем первым пункта 7 настоящего Положения, определяются Федеральной службой по финансовому мониторингу.

(п. 8 в ред. Постановления Правительства РФ от 22.10.2020 N 1716)

9. Направляемая в электронной форме информация, указанная в пунктах 3 и 6 настоящего Положения, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.

10. В целях проверки достоверности получаемой информации, выявления операций с денежными средствами и иным имуществом, имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма или финансированием распространения оружия массового уничтожения, а также реализации Федеральной службой по финансовому мониторингу иных возложенных на нее функций организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 7 Федерального закона представляют в Федеральную службу по финансовому мониторингу по ее запросам имеющуюся у них информацию об операциях клиентов (включая подтверждающие эту информацию документы или заверенные в установленном порядке копии документов) и о бенефициарных владельцах клиентов.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.04.2015 N 342, от 11.09.2018 N 1081)

11. Кредитные организации представляют по запросу Федеральной службы по финансовому мониторингу следующую информацию об операциях клиентов:

а) заверенные копии гражданско-правовых договоров;

б) сведения о гражданско-правовых договорах клиентов;

в) сведения об операциях клиента с векселями;

г) заверенные копии паспортов сделок;

д) ведомости банковского контроля;

е) справки о подтверждающих документах;

ж) заверенные копии карточек с образцами подписей и оттиска печати;

з) информацию о движении средств по счетам (вкладам) клиента (выписки за определенный в запросе период времени по операциям на счетах клиента, сведения о движении денежных средств по банковским картам, эмитированным к счетам физического лица за период времени, определенный в запросе);

и) сведения об операциях по переводу денежных средств, совершенных физическим лицом без открытия счета;

к) сведения об операциях по переводу электронных денежных средств;

л) сведения о валютно-обменных операциях, совершенных физическим лицом без открытия счета;

м) копии заявлений на открытие (закрытие) счетов;

н) копии анкет (досье) клиентов кредитной организации, включая сведения о бенефициарных владельцах клиентов;

о) копии паспортов лиц, имеющих право на проведение финансовых операций по счетам (в случае управления счетом на основании доверенности – копии такой доверенности);

п) сведения о лицах, являющихся владельцами сберегательных и депозитных сертификатов.

(пп. “п” введен Постановлением Правительства РФ от 11.09.2018 N 1081)

12. Организации и индивидуальные предприниматели представляют информацию по запросу о бенефициарных владельцах клиентов с учетом требований абзаца второго подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона.

13. Организации и индивидуальные предприниматели могут представлять в Федеральную службу по финансовому мониторингу иную информацию, не указанную в запросе, но необходимую, по их мнению, для эффективной реализации требований Федерального закона.

14. Запросы, указанные в пунктах 10 и 16 настоящего Положения, направляются в электронной форме с использованием личного кабинета. Особенности направления запросов в электронной форме, в том числе формат электронного запроса, определяются Федеральной службой по финансовому мониторингу, а для кредитных организаций и организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, указанных в статье 5 Федерального закона и являющихся некредитными финансовыми организациями, – Федеральной службой по финансовому мониторингу по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. При направлении Службой запросов в электронной форме может также использоваться инфраструктура, указанная в абзаце втором пункта 7 настоящего Положения.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.04.2015 N 342, от 11.09.2018 N 1081, от 22.10.2020 N 1716)

15. При необходимости запросы, указанные в пунктах 10 и 16 настоящего Положения, могут направляться в письменном виде.

Образцы письменных запросов определяются Федеральной службой по финансовому мониторингу, а в отношении письменного запроса в кредитные организации и организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, указанные в статье 5 Федерального закона и являющиеся некредитными финансовыми организациями, – Федеральной службой по финансовому мониторингу по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Запросы в электронной форме подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью.

15(1). Перечень должностных лиц, имеющих право направлять запросы, указанные в пунктах 10 и 16 настоящего Положения, определяется Федеральной службой по финансовому мониторингу.

(п. 15(1) введен Постановлением Правительства РФ от 10.04.2015 N 342)

16. В целях обеспечения взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Федеральная служба по финансовому мониторингу вправе направлять в организации и индивидуальным предпринимателям запросы о представлении информации, необходимой для выполнения обязательств по соответствующим международным договорам Российской Федерации.

17. Основанием для направления запроса по операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершенным до 1 февраля 2002 г., является наличие международного поручения или запроса о проверке законности проведенных операций, поступившего в Федеральную службу по финансовому мониторингу на основании соответствующего международного договора Российской Федерации.

18. Организации и индивидуальные предприниматели представляют информацию, указанную в пунктах 10 – 13 и 16 настоящего Положения, в течение 5 рабочих дней с даты получения соответствующего запроса. Указанный срок может быть увеличен на 3 рабочих дня в случае, если для представления такой информации организации требуется получить соответствующую информацию из своего филиала (иного обособленного подразделения), либо в случае, если организация передала исполнение запроса своему филиалу.

Кредитные организации представляют информацию, указанную в подпункте “з” пункта 11 настоящего Положения, в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Организации и индивидуальные предприниматели, не располагающие запрашиваемой информацией, обязаны сообщать об этом в Федеральную службу по финансовому мониторингу в сроки, установленные абзацем первым настоящего пункта.

С учетом объема, характера и содержания запрашиваемой информации Служба может определить иной срок ее представления.

19. Информация, указанная в пунктах 10 – 13 и 16 настоящего Положения, представляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу в электронной форме путем использования личного кабинета либо на машинном носителе.

Такая информация может также представляться в электронной форме посредством использования инфраструктуры, указанной в абзаце втором пункта 7 настоящего Положения.

По согласованию с Федеральной службой по финансовому мониторингу запрашиваемая информация может представляться на бумажном носителе.

Особенности представления информации, в том числе порядок ее представления и формат представляемых электронных сообщений, определяются Федеральной службой по финансовому мониторингу, а для кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, указанных в пункте 7 статьи 7 Федерального закона, – Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Представляемая по запросам в электронной форме информация подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.

20. Организации и индивидуальные предприниматели не вправе информировать клиентов и иных лиц о получении запросов Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также о содержании представленной ими информации по таким запросам.

21. Лица, нарушившие порядок представления информации, установленный настоящим Положением, несут ответственность согласно законодательству Российской Федерации.

22. При передаче в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации должна обеспечиваться ее защита в соответствии с законодательством Российской Федерации.

23. Работники Федеральной службы по финансовому мониторингу обеспечивают сохранность ставших им известными сведений, связанных с деятельностью Службы, составляющих служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну или тайну связи, и несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение этих сведений.